Скульптура древнего рима кратко

Обновлено: 05.07.2024

Скульптура древнего Рима, как и древней Греции, развивалась в рамках рабовладельческого общества. Причем придерживаются последовательности – сначала Греция, потом Рима. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров.

Римская скульптура прошла четыре этапа своего развития:
1. Истоки римской скульптуры
2. Становление римской скульптуры (VIII - I вв. до н. э. )
3. Расцвет римской скульптуры (I - II вв. )
4. Кризис римской скульптуры (III - IV вв. )

И на каждом из этих этапов римская скульптура претерпевала изменения, связанные с культурным развитием страны. Каждый этап отражает время своей эпохи с ее особенностями в стиле, жанре и направлении в скульптурном искусстве, которые проявляются в произведениях скульпторов.

В скульптуре древнего Рима преобладал портрет - римские скульпторы умели с высокой точностью передавать черты изображаемого лица. Множество дошедших до наших дней произведений римской скульптуры свидетельствует о непревзойденном мастерстве ваятелей.
Если учесть, что в скульптурных мастерских Рима работали главным образом мастера из Греции, то станет понятно, что римского в римской скульптуре не так уж и много. Однако при этом римляне все же не только ученичествовали и подражали: они довели до совершенства искусство скульптурного портрета, который не только всегда имеет близкое сходство с оригиналом, но и, как истинное про изведение искусства, передает и внутренний облик человека. Глаза многих скульптур изготовлялись из цветной эмали, что придавало изображению еще большую достоверность.

Искусство Древнего Рима

Римляне хотели, чтобы их искусство и архитектура приносили людям пользу. Они заранее хорошо планировали строительство городов, мостов, акведуков, общественных бань, рынков, жилых домов и гаваней. По приказу римского чиновника в центре городской площади была построена скульптура, которая должна была рассказать будущему поколению о величии Древнего Рима. Несмотря на то, что искусство Древнего Рима заимствовалось от древних греков и этрусков, и имело у этих народов художественное начало, его практическое использование было чисто римским.

В конце 600 года до н. э. самыми влиятельными людьми Италии были этруски, которые пришли из Малой Азии и поселились в Тоскане, на севере Рима. Хотя этруски позаимствовали греческий стиль в искусстве, но также много они достигли своими силами. Они разработали очень реалистичный тип портретной скульптуры и были первыми, кто ввел использование каменных арок в древней архитектуре.

Римляне использовали уроки этрусков в практической форме. Термы и арены являются данью мастерства великих строителей Рима. Используя арки, римляне могли строить свои города на больших территориях, в отличие от греков, которые вместо арок использовали штангу и перекладину (балки с опорой на две колонны). Арка могла поддерживать гораздо больший вес, чем штанга и перекладина. Римские акведуки часто строились в три уровня арок, нагроможденных друг на друга. И их здания, называемые термы Каракаллы, занимали огромные территории.

В 1 веке до н. э. римляне первыми стали использовать бетон при строительстве. Они заливали бетон в формы, в зависимости от того, что хотели построить: арки, своды или купола. Использование бетона позволило архитекторам возводить сооружения огромных размеров. Одним из таких гигантских построек был храм Фортуны в Praeneste, построенный правителем Сулла около 80 года до н. э. При строительстве архитекторы использовали бетон для поддержания террасы и построили здание, которое в наше время напоминало бы небоскреб. Для строительства открытых театров греки использовали территории между холмов, используя их спуски в качестве поддержания ярусов сидячих зрительных мест. Но римские инженеры использовали бетон для поддержки трех гигантских ярусов Колизея, их главного стадиона для массового отдыха и публичных зрелищ. На всех трех уровнях располагались зрительные места для более чем 45 тысяч человек.

Для украшения своих архитектурных строений римляне использовали скульптуры. Стены зданий для украшения часто декорировались колоннами и на самом деле не являлись средством для поддержания сооружения. Многие такие колонны были скопированы с колонн, возведенных в Греции. В самом деле, многие греческие архитектурные формы просто для декора размещались на фасадах зданий Древнего Рима и не несли в себе никакой практической пользы.

В изображениях богов, греки пользовались идеями придания им формы и красоты. Римские скульпторы во многом пользовались идеями греков. Однако римляне показали свое мастерство и оригинальность в создании портретов. Они изображали своих императоров, генералов и сенаторов с определенной степенью реализма, неизвестной грекам. Истончение волос, двойные подбородки, кривые носы и другие изъяны физических черт, которые отличают одного человека от другого, можно найти в римских портретах и живописи.

В 79 году н. э. извержение вулкана Везувия уничтожило города Помпеи, покрывая ее слоями лавы, которые со временем превратились в скалы. Фрески, сохранившиеся в этих скалах, могут рассказать нам многое о римской живописи.

Живопись, как правило, создается в качестве украшения. В Помпеях, например, картины рисовались на стенах домов в фреске (роспись по сырой штукатурке). Часто такие фрески использовались, чтобы сделать помещение зрите

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов. В первую очередь, это связано с тем, что у римлян был силен культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже за основу скульптурных портретов брали мастера скульптуры.

Само понятие "древнеримское искусство" имеет весьма условный смысл. Все римские скульпторы были по происхождению греками. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура - реплика греческой. Новшеством стало соединение греческого стремления к гармонии и римской жесткости и культа силы.

История древнеримской скульптуры подразделяется на три части - искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство.

Искусство этрусков

Скульптура этрусков была призвана украшать погребальные урны. Сами эти урны создавались в форме человеческого тела. Реалистичность изображения считалась необходимым для поддержания порядка в мире духов и людей. Работы древних этрусских мастеров, несмотря на примитивность и схематичность изображений, удивляют индивидуальностью каждого образа, своим характером и энергетикой.

Скульптура Римской Республики

Для скульптуры времен Республики характерна эмоциональная скупость, отстраненность и холодность. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Ситуацию несколько выправляла греческая эстетика, каноны, по которым высчитывались пропорции человеческого тела.

Скульптура Римской Волчицы

Многочисленные рельефы триумфальных колонн, храмов, которые относятся к этому периоду, поражают изяществом линий и реалистичностью. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". Основополагающая легенда Рима, вещественное воплощение римской идеологии - вот значение этой статуи в культуре. Примитивизация сюжета, неверные пропорции, фантастичность, ничуть не мешают восхищаться динамикой этой работы, особой остротой и темпераментом.

Но главное завоевание в скульптуре этой эпохи - реалистический скульптурный портрет. В отличии от Греции, где создавая портрет, мастер так или иначе подчинял законам гармонии и красоты все индивидуальные черты модели, римские мастера тщательно копировали все тонкости внешности моделей. С другой стороны, это часто приводило к упрощению образов, грубости линий и удалению от реализма.

Скульптура Римской Империи

Задача искусства любой империи - возвеличивать императора и державу. Рим - не исключение. Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Поэтому до наших дней дошли множество образцов имперского пластического искусства.

Колонна Марка Аврелия

В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Подобные рельефы - это не только произведения искусства, поражающие точностью изображений, многофигурностью композиции, гармоничностью линий и тонкостью работы, это еще и бесценный исторический источник, позволяющий восстановить бытовые и военные детали эпохи империи.

Статуи императоров на форумах Рима выполнены в суровой, грубой манере. Здесь уже нет и следа от той греческой гармонии и красоты, которая была характерна для раннего римского искусства. Мастера, в первую очередь, должны были изображать сильных и жестких правителей. Произошел и отход от реализма. Римские императоры изображались атлетически сложенными, высокими, несмотря на то, что редко кто из них отличался гармоничным телосложением.

Практически всегда во времена Римской империи скульптуры богов изображались с лицами правящих императоров, поэтому историкам достоверно известно, как выглядели императоры самого большого античного государства.

Несмотря на то, что римское искусство, без всякого сомнения, вошло в мировую сокровищницу множества шедевров, по своей сути оно является лишь продолжением древнегреческого. Римляне развили античное искусство, сделали его пышнее, величественнее, ярче. С другой стороны, именно римляне утратили чувство меры, глубину и идейную наполненность раннего античного искусства.

Сказочное королевство Швеция Древнее Королевство Швеция — одна из самых высокоразвитых с.

Ювелир Анна Ху-шедевры воплощенные в камне. Ювелирные изделия - бесконечная тема. .

Замки Германии:Линн(Burg Linn) Замок Линн — замок в районе Линн немецко.

Художник славянист Нелла Генкина Сегодня я познакомлю вас с очередным художником, вернее худож.

Городские пейзажи Художник-акварелист Jack Tia Kee Woon, 1964 года рождения, Сингапур. Его работы.

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Статистика

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Скульптура Древнего Рима - фото и описание

Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов. В первую очередь, это связано с тем, что у римлян был силен культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже за основу скульптурных портретов брали мастера скульптуры.

Скульптура Римской Волчицы

Но главное завоевание в скульптуре этой эпохи - реалистический скульптурный портрет. В отличии от Греции, где создавая портрет, мастер так или иначе подчинял законам гармонии и красоты все индивидуальные черты модели, римские мастера тщательно копировали все тонкости внешности моделей. С другой стороны, это часто приводило к упрощению образов, грубости линий и удалению от реализма.

Колонна Марка Аврелия

Спящий_Гермафродит, Палаццо_Массимо, Ermafrodite

Капитолийская волчица, скульптура, Капитолий, Рим, lupa capitolina

Одна из самых известных скульптур Рима находится в Музее Пио-Клементина, входящем в комплекс Музеев Ватикана. Данное произведение является мраморной римской копией, реализованной между I веком до н.э. и I веком н.э. по греческому бронзовому оригиналу. Скульптурная группа, изображающая сцену борьбы Лаокоона и его сыновей со змеями, предположительно украшала частную виллу императора Тита.

Пьета, Микеланджело, Буонарроти, Pieta_Michaelangelo

Моисей, Микеланджело, Сан_Пьетро_ин_ Винколи, Michelangelo, Moses, San_Pietro_in_Vincoli

Фонтан_четырех_рек, Бернини, fontana_dei_Quattro_fiumi_Rome

Фонтан, Четыре_реки, Бернини, fontana_dei_Quattro_Fiumi

Апполон и Дафна, Appolo_e_Dafna

Бернини, Экстаз, Людовики, Альбертони, Санта_Мария_ делла_Виктория

Экстаз_святой_Трезы, Бернини, Санта_Мария_делла_Виктория

Паолина, Галерея_Боргезе, Антонио_Канова, Pauline_Borghese

Скульптуры, описанные в данной статье – лишь ничтожно малая часть из многих находящихся в Риме мировых шедевров, гениальность исполнения которых не подлежит сомнениям и которые обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни.

Как я уже писала в предыдущих статьях, римская культура питалась многочисленными заимствованиями.

Воин из Капестрано. Античная статуя VI века до н.э. (найдена в 1934 году) изображает воина племени пиценов.

Воин из Капестрано. Античная статуя VI века до н.э. (найдена в 1934 году) изображает воина племени пиценов.

Однако, римляне умели, переняв важное и полезное, дополнить и доработать первоначальные образцы, таким образом, что произведения получали те черты, которые определяли самобытность римской культуры.

То же можно сказать и о искусстве ваяния. Огромное влияние на становление римского искусства ваяния оказало искусство племени этрусков.

Большого мастерства этрусские мастера достигли в погребальной скульптуре, изображениях животных и фантастических существ. Они великолепно владели такими материалами, как камень, терракота, бронза.

Химера из Ареццо (Arezzo), выполненная в V веке до н.э., считается вершиной древнего бронзового литья.

Химера из Ареццо (Arezzo), выполненная в V веке до н.э., считается вершиной древнего бронзового литья.

Есть мнение, что именно этрусские мастера создали главный символ Рима - статую капитолийской волчицы , по легенде, вскормившей основателей вечного города Ромула и Рема. Этот изображение украшало древнеримские монеты, а позже было воссоздано скульпторами в средние века.

Капитолийская волчица. Считается, что это изображение было создано примерно в 11 веке, повторяя более ранний оригинал, который до нашего времени не сохранился.

Капитолийская волчица. Считается, что это изображение было создано примерно в 11 веке, повторяя более ранний оригинал, который до нашего времени не сохранился.

Однако наибольшее влияние на становление римской скульптуры оказало искусство Древней Эллады . Пленённые греческой культурой, римляне, в массовом порядке вывозили из Эллады знаменитые статуи и копировали греческие образцы. (О том, как развивалось искусство ваяния в Древней Греции можно прочитать в этой статье )

Однако если греки создавали некий обобщенный образ идеального гармоничного человека, то римляне желали придать искусству ваяния практичность и утилитарность . Таким образом, в Древнем Риме зарождается, а затем занимает прочное положение скульптурный портрет .

Его появление было обусловлено и древней традицией, связанной с почитанием умерших предков и заупокойным культом. Ещё в древности у римлян сложилась традиция делать посмертные гипсовые маски с умерших. Затем, стали изготовлять их портреты.

В доме каждого уважающего себя римлянина находились бюсты, изображающие его умерших родственников, и чем их было больше, тем выше оценивался статус гражданина. Поэтому появились оригинальные статуи, изображающие знатных римлян, держащих в руках бюсты своих пращуров.

Нужно отметить, что римские скульптуры также ярко раскрашивались, как и греческие.

Скульптуры Древнего Рима: полный гид

Скульптуры Древнего Рима были созданы в столь внушительном количестве, что смакуется легенда, будто бы раньше число статуй превышало число жителей. Любопытно разобраться, насколько эти разговоры близки к действительности.

  1. С древних времен известны таланты мастеров Рима в области архитектуры и инженерии. До наших дней сохранились доказательства гениальности творцов в виде монументальных сооружений, потрясающих по конструктиву вилл, домусов и прочих строений.
  2. Однако скульптуры Римской империи остались в значительно меньшей величине, чем хотелось бы всем неравнодушным к искусству.
  3. К сожалению, немалая часть бронзовых и мраморных скульптур на заре нашей эры была уничтожена по причине несогласия христианских проповедников с работами мастеров.
  4. В сражениях с варварскими племенами жители Рима не чурались сбрасывать скульптуры с огромной высоты для того, чтобы остудить атакующий порыв захватчиков.
  5. Мраморные изделия после разрушения использовались иначе. При помощи отжига в Риме превращали осколки некогда потрясающих скульптур в известняк. Последний находил применение в строительстве.
  6. Из-за кровопролитных событий на стыке цивилизаций скульптуры, составляющие важную часть культурного наследия, сохранились в достаточно небольшом количестве.
  7. Коллекция скульптур собрана благодаря стараниям кардиналов, аристократов Рима и первых лиц духовенства. Было непросто заполучить лучшие работы, которые передавались от старших членов семей к младшим.

Сейчас ознакомиться с лучшими образцами можно при посещении:

Скульптуры Римской империи хранятся в музеях, заслуживающих отдельного разговора.

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла

Колизей - Без очереди

Колизей - Без очереди

Собор Святого Петра – без очереди

Собор Святого Петра – без очереди

Экскурсии по Риму

Уникальные экскурсии по Риму

С чего все начиналось

Создавая античные скульптуры, мастера брали многие решения из классической греческой школы. Так как расстояние от Вечного города до некоторых районов Греции было не столь велико, римляне регулярно привозили домой эллинистические статуи, представляющие огромную культурную ценность. После детального анализа используемой технологии и характерных особенностей творений, в Риме приступали к созданию копий.

Большая популярность эллинистического искусства и скульптур из соседнего государства в первую очередь объясняется продвижением в сторону греческих земель с захватническими целями. Опытные мастера нередко приезжали в Рим для того, чтобы украсить частные владения знати новыми работами. Постепенное культурное объединение, проявлявшееся не только в копировании техники создания скульптур, оказало огромное влияние на развитие искусства в Риме.

Скульптуры Древнего Рима также применялись в политических целях, выступая одним из инструментов для насаждения идей и принципов государственного строя народу.

На что обратить внимание в музеях Ватикана

Музеи Ватикана

Музеи Ватикана – кладезь скульптур, которые были созданы в Древнем Риме и успешно сохранились до наших дней. Комплекс музеев основал Папа Юлий II в самом начале XVI столетия. Более двух веков спустя все желающие получили право свободно гулять по достопримечательности, рассматривая скульптуры и прочие работы, созданные в Риме.

Не забудьте заранее приобрести билеты на посещение музеев и избежать ожиданий в очередях. Сделать это можно по ссылке на официальном сайте.

Музеи Ватикана

На данный момент здесь есть музеи скульптуры, позволяющие во всех подробностях узнать, как развивалось искусство в Вечном городе:

  1. Пио Кристиано хранит в своих стенах скульптуры Древнего Рима, созданные в период раннего христианства.
  2. В григорианском музее находятся скульптуры, сохранившиеся в Риме со времен древней цивилизации этрусков.
  3. Музей Профано ознакомит гостей с классическими работами мастеров из Древней Греции.
  4. Кьярамонти включает в свой состав ряд галерей, представляющих примерно 1 000 скульптур и всего, что связанно с данным видом искусства: бюсты великих людей Рима, фризы и погребальные саркофаги.
  5. Музей Пио–Клементино понравится желающим узнать, как выглядели классические античные скульптуры.

Скульптуры Древнего Рима: Музей Пио–Клементино

Коллекция музея Пио–Клементино

Скульптуры Древнего Рима на выставках в Национальном Музее города

При посещении можно заметить внушительные коллекции работ, непосредственно связанных с развитием культурных течений в Вечном городе. В 1889-м на карте Рима появился археологический музей, однако в начале 90-х годов прошлого столетия было принято решение провести реорганизацию и разместить в пределах музея несколько выставочных площадок со скульптурами древности.

Читайте также: