Ритуалы взаимодействия гофман кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ирвинг Гофман (1922 — 1982) американский социолог и психолог канадского происхождения относится к представителям символического интеракционизма.

Он заложил основы для изучения самопрезентации личности в общении, рассмотрев поведение человека через исполнение им социальных ролей.

Независимо от целей общения в интересы общающегося человека входит контролирование поведения других людей, особенно их ответной реакции на его действия. Общество организовано на принципе, что любой индивид, обладающий определенными социальными характеристиками, имеет моральное право ожидать от других соответствующего обхождения и оценки. С этим принципом связан и второй, а именно, что индивид, который скрыто или явно сигнализирует другим о наличии у него определенных социальных характеристик, обязан и в самом деле быть тем, кем он себя провозглашает. Он неявно отказывается от всех притязаний представляться тем, кем он на самом деле не является.

Центральным моментом в теории И.Гофмана является исполнение человеком социальной роли, которое он определяет как «все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые любым образом влияют на любых других участников взаимодействия”.

Большинство авторов подразумевает под социальной ролью набор предписаний, прав и обязанностей, связанных с ее выполнением.

М.Дойч и Р.Краусс выделили в роли три аспекта:

  • существующие в обществе ожидания относительно поведения индивида, исполняющего данную роль;
  • представления ее исполнителя о том, как следует вести себя в данной роли;
  • реальное исполнение роли.

И.Гофман ввел понятие переднего плана исполнения роли, под которым понимал «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, намеренно или невольно выработанных индивидом в ходе исполнения”.

Он включает в него следующие компоненты.

1.Обстановка (мебель, декорация, физическое расположение участников).

2. Личный передний план (пол, возраст, отличительные знаки официального положения, манера одеваться, внешность, осанка, речь, выражение лица, жесты и т.п.). Знаковые сигналы делятся на внешний вид и манеры.

К внешнему виду относятся те сигналы, которые действуют в данный момент, говоря нам о социальных характеристиках исполнителя. Манеры (особенности поведения исполнителя) дают информацию о намерениях исполнителя в отношении аудитории. Например, если человек хочет кого-то обидеть, то он ведет себя грубо. Но эта форма грубости будет все-таки связана с ролью, в которой человек находиться и с его социальным статусом. Как правило, внешний вид и манеры согласуются друг с другом, но не всегда.

Для каждой роли передний план уже более или менее установлен предшествующими исполнителями, поэтому новый исполнитель выбирает один из вариантов исполнения, привнося что-то свое.

Деятельность индивида станет значимой для других, только если на протяжении всего взаимодействия его действия будут выражать то, что он хочет передать и внушить другим. Иногда усилия по созданию хорошего личного плана мешают исполнению самой работы. При исполнении ролей люди могут скрывать свою побочную выгоду, ошибки в исполнении роли, процесс подготовки к исполнению роли. Исполнитель должен стараться не выйти из нее и не нарушить впечатление о себе с помощью непроизвольных жестов. И.Гофман отмечает, что вся жизнь – это церемониальное действо.

При исполнении ролей люди подтверждают социальные ожидания в отношении их, чтобы заслужить одобрении. Раньше негры в южных штатах старались демонстрировать во взаимодействии с белыми детскую наивность, лень, беззаботность, чтобы показать свой более низкий статус. Современные американские студентки преуменьшают свой ум в общении с юношами, чтобы понравиться им.

Поскольку один и тот же человек выступает перед разными аудиториями в разных ролях, то для него полезно, чтобы эти аудитории не смешивались. Например, чтобы студенты не видели преподавателя в домашней обстановке, где он не столь солидно выглядит.

Центральным моментом в теории И.Гофмана является исполнение человеком социальной роли, которое он определяет как «все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые любым образом влияют на любых других участников взаимодействия”.Большую помощь в исполнении роли оказывает человеку его команда. Под командой И.Гофман понимал группу людей, участвующих в некоторой реальной постановке. Например, при приеме гостей все члены семьи и их помощники представляют собой команду, которая отвечает за то, чтобы праздник удался.

В силу самого факта принадлежности к одной команде между ее членами устанавливается связь. Эта связь обусловлена двумя причинами. Во-первых, общий успех зависит от согласованности их действий. Во-вторых, противопоставив себя зрителям, непосвященным, они становятся ближе друг к другу.

Если член команды допускает промахи в исполнении своей роли, команда будет это затушевывать, чтобы не испортить общего впечатления, а свое недовольство выразит после ухода зрителей. Например, после ухода гостей родители поругают ребенка за то, что он вел себя невежливо.

Зону исполнения И.Гофман определяет как любое место, в котором восприятие исполнения так или иначе ограничено. Зона переднего плана – это место, где дается представление (аналог сцены).

Зону заднего плана он определяет как связанное с данным исполнением место, в котором осознанные противоречия с насаждаемым впечатлением принимаются как должное. Как правило, эта зона располагается в глубине того места, где разворачивается данное исполнение. В первую очередь такое место должно гарантировать исполнителю, что ни один зритель туда не вторгнется. Здесь имеются рабочая зона, связанная с подготовкой к выступлению, и зона отдыха, сюда же относятся места отправления биологических потребностей (туалеты, ванные комнаты, кухня, спальня).

Существует еще внешняя зона, которая не имеет отношения к данной постановке, в ней находятся посторонние люди.

В конкретном исполнении можно выделить три группы людей: исполнителей, публику и посторонних. Исполнители владеют секретами, публика знает только то, что ей положено знать, посторонние вообще не в курсе происходящего. Иногда человек оказывается в ситуации, когда его роли противоречивы. К противоречивым ролям относятся следующие виды.

1. Информатор – человек, которого внедрили в команду с целью выведывания секретов.

2. Подсадная утка – человек из команды исполнителей, внедренный в публику с целью вызвать у нее определенную реакцию на исполнителей. Например, человек на глазах у публики выигрывающий большую сумму денег у мошенников.

3. Посредник или челнок – агент двух группировок, работающий на обеих.

4. Статист – человек по долгу службы становящийся свидетелем тайных действий (слуги, секретари и пр.).

5. Специалист по услугам – человек, которому раскрывают секреты в ожидании помощи с его стороны ( адвокаты, психологи, врачи и пр).

6. Конфидент – любое лицо из окружения исполнителя, которому он доверяет свою тайну. В отличие от специалиста по услугам он не извлекает выгоды из доверенных секретов. Клиенты часто стремятся превратить своих специалистов по услугам в конфиденты (особенно, если они психотерапевты или священники).

7. Коллега, не являющийся членом команды, но компетентный в данном вопросе. Понятие коллеги Гофман здесь понимает широко. Это могут быть женщины, имевшие опыт рождения детей, или мужчины, имеющие общее хобби

Аудитория и посторонние люди тоже должны выполнять некоторые условия, чтобы представление прошло гладко, которые И.Гофман называет покровительственными практиками.

Аудитория и посторонние должны держаться в стороне от зон, в которые их не приглашали. Если они приближаются к ней, то дают о себе знать стуком, покашливанием или вербальными средствами. Когда взаимодействие исполнителей протекает в присутствии посторонних, последние демонстрируют свою незаинтересованность, отстраненность и невосприимчивость.

Аудитория и исполнители прощают друг другу неверные реакции и неоправданные жесты ради поддержания процесса постановки спектакля взаимодействия.

В работе И.Гофмана исполняемое Я рассматривалось как некоторый образ, обычно похвально-положительный, который личность пытается закрепить в сознании других людей.

Автор предлагаемой вниманию читателей книги Эрвин Гофман — американский ученый с мировым именем, весьма известный представитель символического интеракционизма, одного из наиболее влиятельных направлений в мировой социологии и социальной психологии.

Разрабатывая весь комплекс идеи, выдвинутых Мидом, современные представители символического интеракционизма уделяют первостепенное внимание исследованию самого процесса непосредственного взаимодействия людей, анализ которого, по их мнению, необходим для понимания социального поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специфическими для человека средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Отсюда интерес к широкому кругу проблем: прежде всего к символической коммуникации, языку, формированию значений, интерпретации ситуации взаимодействия, к структуре личности, ролевому поведению, референтным группам. Последнее время все больше внимания уделяется проблемам социального восприятия людей и реальной действительности, а также конструированию социального мира в повседневном взаимодействии.

Во всех своих исследованиях Гофман оставался верен задаче изучения социологических, психологических, антропологических аспектов межличностного взаимодействия в самых разнообразных областях и ситуациях повседневной жизни.

Подобно Дж. Миду и другим представителям символического интеракционизма Э. Гофман использует лишь качественные методы анализа, прежде всего наблюдение. Для подтверждения своих идей он также широко использует примеры из научной и художественной литературы, мемуаров, автобиографий, бесед, газет и журналов. Поражает обилие и разнообразие его ссылок из самых различных областей знаний. Для него характерен богатый словарный запас, сложный стиль изложения, нетрадиционность используемых понятий, расплывчатость определений.

В авторском предисловии подчеркивается, что раздел науки, изучающий межличностное взаимодействие лицом к лицу в естественных условиях (непродолжительное по времени и ограниченное по месту действия), еще не получил своего названия, хотя такое взаимодействие имеет свой ритуал, правила, нормы и структуру. Соответственно все главы книги, написанные в разное время для разных изданий на разные конкретные темы, объединены стремлением Гофмана вычленить в них определенные аспекты этого ритуала, правил, норм и структуры повседневного межличностного взаимодействия в ситуации коротких встреч различных людей, которые до того никто не пытался анализировать так, как это делает Гофман.

В своем анализе Гофман выделяет два типа правил поведения людей в непосредственном взаимодействии: содержательные и церемониальные. К содержательным относятся правила, которые направляют поведение в соответствии с основаниями, ощущаемыми как значимые сами по себе. Церемониальные же правила направляют поведение в соответствии с основаниями, которые не ощущаются значимыми сами по себе. Их основное назначение — выступать в качестве общепринятых средств коммуникации, с помощью которых индивид выражает свой характер или сообщает о своем восприятии других участников ситуации. Базовыми компонентами церемониальных правил Гофман считает и умение вести себя (приличия).

Почтительность определяется Гофманом как высокая оценка другого человека, демонстрируемая индивидом через ритуалы избегания и преподнесения. Ритуал избегания заставляет индивида держаться на расстоянии от реципиента и определяет то, что делать не должно. Ритуал преподнесения включает акты поведения, через которые индивид дает реципиентам понять, как он будет к ним относиться и что делать надо.

Умение индивида вести себя (приличия) включает свойства, интерпретируемые другими как способ управления собой. С помощью манеры поведения индивид создает образ себя, предназначенный для других. Требования к индивиду соблюдать манеры поведения являются, как считает Гофман, необходимым условием для утверждения себя в качестве участника общения, на которого можно положиться и который владеет собой в коммуникации.

На примерах наблюдения за пациентами клиники, нарушающими ритуал общепринятых правил уважения и манеры вести себя, а также за персоналом клиники, соблюдающим эти правила, Гофман скрупулезно анализирует конкретные проявления выделенных им базовых элементов церемониального поведения людей. Этот анализ подкрепляется многочисленными ссылками на самые разнообразные источники из литературы по философии, истории, антропологии, социологии и т. д.

Подчеркивая важность разговорного взаимодействия, Гофман утверждает, что общение между разными людьми в разных ситуациях является необходимым условием функционирования общества.

Подобно тому как нарушения неписаных правил межличностного взаимодействия пациентами психиатрических клиник помогают вычленить и понять природу этих правил в норме, так и изучение особенностей поведения человека в экстремальных ситуациях, по мнению Гофмана, дает возможность исследователю осознать поведение и характер человека в повседневном взаимодействии.

В заключение хочется подчеркнуть, что Эрвин Гофман — необыкновенно эрудированный и весьма неординарный исследователь, как в постановке проблем, так и в выборе способов их анализа. Его исследования зачастую носят междисциплинарный характер. Работы Гофмана приобрели всемирную известность и оказали заметное влияние на развитие современного символического интеракционизма и феноменологической социологии.

Доктор философских наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ.

Изучение взаимодействия людей лицом к лицу в естественных условиях еще не имеет адекватного названия. Более того, остаются неясными аналитические границы этой области исследований. Приблизительно она задается короткой продолжительностью взаимодействия, его ограниченностью теми событиями, которые, если уже начались, должны продолжаться до полного завершения. Все это тесно связано с ритуальными способностями людей и с эгоцентрическими формами территориальности.

Однако предмет изучения все же можно определить: это класс событий, происходящих во время взаимного физического присутствия и благодаря ему. Основным поведенческим материалом здесь служат взгляды, жесты, позы и словесные высказывания, которые люди непрерывно или невольно вносят в ситуацию. Это внешние знаки ориентации действия и вовлеченности – состояний души и тела, обычно не исследуемых в их соотношении с социальной организацией.

Гофман И. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу. – М.: Смысл, 2009. – 319 с.

Гофман И. Ритуал взаимодействия


скачали - 731 раз

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ:

2 Коммент. : “Ирвинг Гофман. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу”

СоцЛаб (библиотека и др.)

СоцЛаб (библиотека и др.)

СоцЛаб (библиотека и др.) запись закреплена

Классическая работа одного из наиболее ярких и неоднозначных представителей социологии и социальной психологии середины XX столетия Эрвина Гофмана.
Адресуется социологам, психологам, философам, в том числе студентам и аспирантам соответствующих специальностей.

Предисловие. Н.Н. Богомолова 3
Введение 13
Благодарности 16
О работе лица. Анализ ритуальных элементов социального взаимодействия 18
Природа почтительности и умения вести себя 64
Смущение и социальная организация 120
Отчуждение от взаимодействия 138
Психические симптомы и публичный порядок 165
Где находится действие 178
Как переводить Эрвина Гофмана: история этой книги. (Д.А. Леонтьев, Н.Н. Богомолова, Л.В. Трубицына) 312

В театральном представлении персонажи взаимодействуют в определенном сценарии с определенными ролями, чтобы представить сценарий. Но представление ролей это не то, что ограничивается театральным или кинематографическим .

В нашей повседневной жизни мы также часто интерпретируем различные роли в зависимости от обстоятельств, в которых мы живем, с которыми мы взаимодействуем и ожиданий от нашей работы. Таким образом, некоторые теоретические перспективы считают, что человек действует в своем контакте с другими так, как будто он играет пьесу. В частности, это то, что он предлагает драматургическая модель Эрвинга Гоффмана , сфокусированный на личном социальном контакте.

  • Может быть, вы заинтересованы: "Психодрама Джейкоба Леви Морено: что это?"

В драматургическом подходе Гоффмана

Подход или драматургическая модель Эрвинга Гоффмана способ интерпретации социального взаимодействия в котором предлагается идея о том, что все взаимодействие представляет собой представление или роль, представленную по отношению к другому или возможным наблюдателям. Социальные взаимодействия и наша социальная структура - не что иное, как представление ролей, которые мы усвоили таким образом, что они в конечном итоге становятся частью нашей собственной идентичности.

В любой социальной ситуации, которую выполняют люди, интерпретируется какая-то роль, которая будет меняться в зависимости от интерактивных контекстов. Человек показывает определенный тип информации о себе в соответствии с ситуацией и намерением, что будет вызывать разные ответы в зависимости от того, как он интерпретируется его аналогами. Как в театре, во всем взаимодействии существуют заранее установленные пределы поведения скрипт для интерпретации перед другими.

Основная идея этой модели заключается в том, что человек пытается контролировать впечатление, которое он производит в других от взаимодействия, чтобы приблизить это впечатление к вашему идеальному я. В каждом контакте представлена ​​схема действий, из которой вы можете выразить свою точку зрения относительно реальности и взаимодействия, пытаясь изменить оценку других.

Драматургическая модель Эрвинга Гоффмана часть концепции символического интеракционизма , в котором психическое и ситуационное влияние влияют на реализацию поведения и построение психики от построения и передачи общих значений, ссылаясь на символы, используемые в интерактивном контексте.

Сценарий

Социальное взаимодействие происходит в контексте или в определенных рамках, которые автор называет созданием. Другими словами, это сценарий, в котором происходит взаимодействие, при котором впечатления будут обмениваться. Он состоит из личного фасада или внутренней роли и общественного фасада или образа, который мы показываем публике при представлении.

В этом сценарии физическое местоположение и актеры и роли сходятся каждого из них, чтобы настроить сцену, в которой актеры собираются выразить себя и интерпретировать.

Актеры и их взаимодействие

Чтобы существовало социальное взаимодействие, одним из ключевых компонентов является наличие того, кто их осуществляет. Эти люди, которые взаимодействуют, являются так называемыми актерами.

Во взаимодействии разные действующие лица находятся в ситуации совместного присутствия, то есть во взаимном взаимодействии, в котором эти люди представляют конкретные роли и обмениваются впечатлениями, которые будут использоваться, чтобы понять представление и действовать соответственно. Оба предмета являются излучателями и приемниками одновременно они оба актеры и зрители.

Кроме того, во время взаимодействия впечатления передаются как добровольно, так и сознательно и невольно через контекстные элементы, которые находятся вне контроля и преднамеренности актера. Два типа элементов будут захвачены и интерпретированы другим, действуя соответственно. Знание этого факта позволяет что контекстные элементы используются стратегически дать различные интерпретации того, что они имели бы в другое время или ситуации.

Роль или роль

Роли играют фундаментальную роль во взаимодействии между людьми, с указанием типа поведения, которое предполагается осуществить в определенной ситуации. Они в основном указывают на то, какую позицию должен занимать каждый, а также на их статус или значение, наделенное культурой данной роли.

Эти роли включают процесс, посредством которого влияние устанавливается от одного человека к другому , генерируя представление другим. Роли являются фундаментальной частью наших отношений со сверстниками и могут варьироваться в зависимости от сценария или контекстной структуры. Кроме того, они также связаны с личностью или концепцией Самости.

Идентичность по драматургической модели

Концепция Я или себя это элемент, который для модели Гоффмана предполагает продукт манипулирования впечатлениями других, чтобы они выработали образ решительного и лестного человека. Идентичность - это конструкция, которую человек создает для себя из других ролей, которые он выполняет.

Таким образом, люди создают общий общественный фасад для своей работы. Эта главная роль, которую мы играем на протяжении всей нашей жизни, интеграция большинства ролей, это то, что мы считаем собой , Это предполагает, что люди фактически предлагают себя другим, что они пытаются приблизиться к идеальному Я.

Личность, Самость, это просто набор масок, которые мы надеваем , что мы выражаем и проецируем на других. Мы - то, что другие интерпретируют о нас от наших взаимодействий.

Интерпретация социальных ситуаций: рамки смысла

Еще одна концепция драматургической модели Гоффмана - это структура или структура, которая понимается как схема или перспектива, с которой понимаются социальные явления, и позволяет субъекту систематизировать свои знания и опыт.

Эти кадры или кадры они даны в значительной степени культурой к которому мы принадлежим, из которого мы приобретаем способы интерпретации нашего социального мира и символики, которые являются его частью, а также ситуаций, в которых мы живем. Таким образом, мы можем регулировать наше взаимодействие с окружающей средой.

Знание того, что происходит в данной ситуации, требует этих рамок, которые будут использоваться в качестве элементов как для понимания реальности взаимодействия, так и для содействия его реализации индивидуумом. Эти кадры могут быть первичными, которые используются для понимания природных или общественных событий , но в некоторых случаях им требуются вторичные кадры, чтобы придать действию цель, отличную от оригинала, или сознательно манипулировать восприятием другого относительно конкретного действия (соответственно, модификаций или выдумок).

Читайте также: