Средства физической культуры в повышении функциональных возможностей организма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мастер-класс для сотрудников ДОУ 7 на педсовете по теме:

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Известно, что здоровье человека на 45. 50 % зависит от условий образа жизни, избранного стиля, четко связанных с формированием граней личности.

  • активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование и другие виды целенаправленной физической занятости;
  • массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент - участник, организатор, помощник и т.п.;
  • разумное планирование своей жизни на ближайшие 3-5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии.

Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Важное значение для сохранения и повышения уровня физической и умственной работоспособности отводится комплексу оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

Человек, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма. Работоспособность - сочетание соответствующих возможностей человека, обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, совершать целенаправленные действия, формировать процессы мыслительной деятельности.

Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный и каникулярный отдых, нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом пятьдесят и более процентов всех импульсов принадлежит мышцам.

Движения мышц, создающие громадное количество импульсов, способствуют образованию замкнутых циклов возбуждения, отличающихся высокими уровнями стойкости, инертности.

Так, после прекращения физической работы человек сразу отключается от нее. При умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Нервная система полностью не реабилитирована. Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомленный мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением мускулатуры.

Для умственной деятельности необходимы не только тренированный мозг, но и тренированное тело.

С незапамятных времен человечеству известно о благоприятном союзе физической культуры и здоровья. Доказано, что у людей, систематически и активно занимающихся физическими упражнениями, повышена устойчивость организма к различным заболеваниям. В случае отсутствия достаточной физической активности у людей наблюдается снижение работоспособности, возникновение и обострение болезней, повышенная раздражительность.

Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.

- Надо заниматься физкультурой , плавать, кататься на велосипеде, делать зарядку по утрам, заниматься укреплением мышечного корсета с помощью тренажёров.

Чтобы создать естественный мышечный корсет я использую на своих занятиях упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений является партерная гимнастика.

Прошу коллег выполнять эти упражнения дома:

1. И. п.: стоя на четвереньках.

1- вытянуть одновременно левую руку вперёд и правую ногу назад;

Удерживать на 4 счёта.

2- вытянуть одновременно правую руку вперёд и левую ногу назад;

Удерживать на 4 счёта

Спину держим ровно, в пояснице не прогибаемся.

Выполнить 4 повтора.

2. следующее упражнение.

И. п.: лёжа на левом боку, левая согнутая рука под головой, ладонь правой руки поставить в пол перед грудью;

1- выполнить 4 маха правой ногой. Махи выполняем на высоту не более 2 ступней относительно пола.

После 4 маха правую ногу удерживать на 4 счёта.

Повторить 4 раза.

Меняем И. п.: лёжа на правом боку, правая согнутая рука под головой, ладонь левой руки ставим в пол перед грудью.

Выполняем 4 маха левой ногой.

После 4 маха удерживаем её на 4 счёта.

Туловище прямое, ноги максимально выпрямлены, носки ступней натянуты на себя;

После удержания ноги в верхней точке, нога опускается и тело расслабляется.

Повторить 4 раза.

И. п.: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки в стороны.

1- увести колени влево, при этом голову повернуть вправо;

2-увести колени вправо, голову повернуть влево;

Упражнение выполняем с осторожностью,

Повторить 6 раз

Медицинбол – это набивной мяч, утяжеленный, упражнения с которым применяются для укрепления мышечного корсета спины и брюшного пресса. Его вес в среднем 0,5 – 4 килограмм. Начинать тренироваться лучше с легким весом, впоследствии увеличивая вес снаряда.

Предлагаю вашему вниманию 1 упражнение.

И. п.: ноги врозь, мяч в согнутых руках у груди.

1- Выполнить выпад вправо, мяч вниз;

3- выпад влево, мяч вниз

Спину держим ровно.

Повторить 6 раз.

2. Следующее упражнение

И. п.: ноги врозь, мяч в согнутых руках у груди.

1-выполнить выпад правой вперёд, корпус повернуть вправо;

3-выполнить поворот влево, корпус повернуть влево;

Прокачиваем мышцы спины и брюшного пресса.

Повторить 6 раз.

И. п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, мяч в согнутых руках у груди;

1- поворот корпуса влево;

3- поворот корпуса вправо;

Повторить 6 раз.

Спасибо, прошу занять свои места.

Гимнастический ролик -спортивный тренажер, состоящий из одного или нескольких колес и двух ручек по бокам, повторяющих контур руки, что обеспечивает максимальный комфорт при пользовании. Гимнастический ролик, главным образом прорабатывает мышцы пресса, также задействует грудную клетку, мышцы спины и плечевые мышцы, таким образом, он дает нагрузку на все тело. Упражнения с ним базируются на медленном перекатывании по полу вперед и назад.

Предлагаю вашему вниманию 1 упражнение.

И. п.: сидя, ноги вместе, ролик в прямых руках справа;

1- прокатить ролик от себя в право;

Выполнить 2 подхода по 4 раза.

И. п.: сидя, ноги вместе, ролик в прямых руках слева;

1- прокатить ролик от себя влево;

Выполнить 2 подхода по 4 раза.

Упражнение выполняем плавно, руки в локтях не сгибаем.

И. п.: лёжа на животе, ролик в прямых руках впереди;

1- надавить на ролик продвигая его к себе.

Выполнить 2 подхода по4 раза

Руки в локтях не сгибать, постепенно прогибаем спину, бёдра от пола не отрываем.

И. п.: стоя на четвереньках, руки выпрямлены и упираются в гимнастический ролик;

1- прокатить ролик вперёд;

Выполнить 3 подхода по 4 раза. Делаем небольшую паузу, восстанавливаемся.

Для начинающих выполнять прокатывание ролика вперёд, пока грудь не коснётся бёдер,

Более подготовленные могут увеличить нагрузку.

Спасибо, прошу занять свои места.

(ложимся на спину, руки вдоль туловища)

Хватит спинушку тянуть,

Надо лечь и отдохнуть.

Ну-ка, правильно лежим?

Мы на это поглядим!

Лежат ровно пяточки,

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая!

Хорошо нам отдыхать,

Крепче кулачки сожмите,

Их повыше поднимите.

Все присели, потянулись,

Вот пора нам и вставать,

Бодрый день наш продолжать!

-А теперь все вместе, дружно, поставим спинку ровно, закроем глаза.

А сейчас выпрямите руки ладошками вверх. Мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового . Взвесьте, какая рука тяжелее. У кого тяжелее права рука, поднимите ее? У кого тяжелее левая рука, поднимите ее? Откроем глаза. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и за работу.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Массаж зародился на ранних этапах развития народной медицины. В древности люди при различных недугах и болях применяли разминание, поколачивание тела.

Массаж и самомассаж с древних времен составлял часть врачебного искусства. Индусы и китайцы были первыми, кто описал приемы массажа и самомассажа .

В Индии и Китае массаж выполняется священнослужителями. Следует сказать, что и в этих странах существовали школы, в которых обучали приемам массажа и самомассажа .

Приемы массажа и самомассажа хорошо были известны в Древнем Египте. Растирание и другие приемы, проводимые в банях Египта : «…растирания были распространены в такой степени, что никто не выходил из бани, не подвергшись массажу и самомассажу . Для этого растираемого растягивали, мяли, давили на все возможные лады руками различные части тела.

У древних славян и народов севера применялись закаливающие процедуры и массаж в виде сечений, растираний веником, активных движений. Эта форма массажа, которая у древних славян называлась хвощением, описана в летописях Нестора.

Виды самомассажа в ДОУ :

- самомассаж грудной клетки ;

- самомассаж верхних и нижних конечностей;

- самостоятельная деятельность у детей.

С профилактической целью возможно проведение самомассажа ежедневно или 1-2 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляет от 15 до 20 минут.

Занятия можно начинать как с классической разминки (ходьба 2-4 видами корригирующей ходьбы на носках, пятках и т. д., подражательные упражнения). Общий комплекс массажа длится до 10 мин. Заканчиваем самомассаж массажем стоп . Самомассаж возможно выполнять с различными предметами : колючим мячом, палками и др.

Эффективность коррекционной работы невозможна без знаний, которые должны получать дети на занятиях. Специальные беседы, игры, наглядные пособия способствуют лучшему пониманию и усвоению физических упражнений для устранения дефектов.

Комплексы с колючим мячом

1 Стоя. Катаем мячик от пятки до носка по 1 мин. на каждую ногу; темп средний спина ровно, руки на поясе

2 Стоя. Катаем мяч круговыми движениями по 1 мин. на каждую ногу; темп средний спина ровно, руки на поясе

3 Стоя. Поднимаем мяч ногой (стопами) средний темп сохранять равновесие

4 Сидя. Упражнения 1,2,3 из исходного положения сидя средний темп руки сзади в упоре, лопатки прижать к туловищу

5 Сидя по-турецки. Массаж ладоней, пальцы вместе, катаем мяч по ладоням вверх, вниз средний темп спина ровно, колени в стороны, пальцы вместе

7 Сидя по-турецки. Сжимание мяча правой, левой руками поочередно темп медленный максимально кисти сжимать рук

8 Сидя. Прокатывание мяча по рукам сверху вниз темп средний мяч прижимаем кистью к рукам; спина ноги прямые

9 Сидя. Зажать мяч между стопами, катать мяч от пятки до носка темп медленный

10 Сидя. Зажать мяч между стопами и поднять ее прямыми ногами темп медленный руки в упоре сзади, лопатки свести, ноги максимально прямые

11 Сидя. Катать мяч по ногам, массаж темп средний ноги прямые, колени не сгибать; полный, максимальный наклон вперед

12 Сидя. Нога на мяче, круговые движения по мячу темп средний лопатки прижать к туловищу, руки сзади в упоре

13 Лежа.. на спине Круговые движения мячом по животу по часовой стрелке темп медленный ноги прямые, плечи голова на полу

14 Лежа.. на полу Мяч между стопами, поднять ноги вверх, переложить мячик в руки, вытянуться, то же обратно темп медленный следить за полным вытягиванием рук и ног

15 Стоя. Мяч над головой, стоя на носках, Ха-дренаж максимально вытянуться вверх

С незапамятных времен человечеству известно о благоприятном союзе

физической культуры и здоровья. Доказано, что у людей, систематически и

активно, занимающихся физическими упражнениями, по устойчивость организма при выполнении напряженной физической и умственной

деятельности. В случае отсутствия достаточной физической активности у

людей наблюдается снижение работоспособности, возникновение и обострение болезней, повышенная раздражительность.

Еще известный американский писатель Марк Твен писал: «Единственный

способ сохранить свое здоровье - есть то, чего не хочешь, пить то, чего не

здоровья приходится выполнять какие-то действия через силу, но со временем, входя в привычку, они перестают приносить дискомфорт и выполняются автоматически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с.


Цель: Учить детей и взрослых использовать нетрадиционное оборудование для профилактики осанки и плоскостопия.Задачи: Заинтересовать детей и педагогов использовать платок для профилактики осанки и.


Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста.


Мастер-класс для родителей "Воспитание культуры поведения дошкольников"

Играем с родителями, чтобы потом играть с детьми.


Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол.


мастер класс ГМО по физической культуре Тема: Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушения" с детьми средней группы

Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепк.

Средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность

Основное средство физической культуры - физические упражнения. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды зависит от врожденных и приобретенных свойств. У людей, которые систематически занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной и физической деятельности.

К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавит гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых физических упражнений.

К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов.

Мастер-класс для сотрудников ДОУ 7 на педсовете по теме:

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Известно, что здоровье человека на 45. 50 % зависит от условий образа жизни, избранного стиля, четко связанных с формированием граней личности.

  • активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование и другие виды целенаправленной физической занятости;
  • массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент - участник, организатор, помощник и т.п.;
  • разумное планирование своей жизни на ближайшие 3-5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии.

Использование оздоровительных сил природы (закаливание) укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Важное значение для сохранения и повышения уровня физической и умственной работоспособности отводится комплексу оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

Человек, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма. Работоспособность - сочетание соответствующих возможностей человека, обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, совершать целенаправленные действия, формировать процессы мыслительной деятельности.

Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный и каникулярный отдых, нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом пятьдесят и более процентов всех импульсов принадлежит мышцам.

Движения мышц, создающие громадное количество импульсов, способствуют образованию замкнутых циклов возбуждения, отличающихся высокими уровнями стойкости, инертности.

Так, после прекращения физической работы человек сразу отключается от нее. При умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Нервная система полностью не реабилитирована. Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомленный мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением мускулатуры.

Для умственной деятельности необходимы не только тренированный мозг, но и тренированное тело.

С незапамятных времен человечеству известно о благоприятном союзе физической культуры и здоровья. Доказано, что у людей, систематически и активно занимающихся физическими упражнениями, повышена устойчивость организма к различным заболеваниям. В случае отсутствия достаточной физической активности у людей наблюдается снижение работоспособности, возникновение и обострение болезней, повышенная раздражительность.

Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.

- Надо заниматься физкультурой , плавать, кататься на велосипеде, делать зарядку по утрам, заниматься укреплением мышечного корсета с помощью тренажёров.

Чтобы создать естественный мышечный корсет я использую на своих занятиях упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений является партерная гимнастика.

Прошу коллег выполнять эти упражнения дома:

1. И. п.: стоя на четвереньках.

1- вытянуть одновременно левую руку вперёд и правую ногу назад;

Удерживать на 4 счёта.

2- вытянуть одновременно правую руку вперёд и левую ногу назад;

Удерживать на 4 счёта

Спину держим ровно, в пояснице не прогибаемся.

Выполнить 4 повтора.

2. следующее упражнение.

И. п.: лёжа на левом боку, левая согнутая рука под головой, ладонь правой руки поставить в пол перед грудью;

1- выполнить 4 маха правой ногой. Махи выполняем на высоту не более 2 ступней относительно пола.

После 4 маха правую ногу удерживать на 4 счёта.

Повторить 4 раза.

Меняем И. п.: лёжа на правом боку, правая согнутая рука под головой, ладонь левой руки ставим в пол перед грудью.

Выполняем 4 маха левой ногой.

После 4 маха удерживаем её на 4 счёта.

Туловище прямое, ноги максимально выпрямлены, носки ступней натянуты на себя;

После удержания ноги в верхней точке, нога опускается и тело расслабляется.

Повторить 4 раза.

И. п.: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки в стороны.

1- увести колени влево, при этом голову повернуть вправо;

2-увести колени вправо, голову повернуть влево;

Упражнение выполняем с осторожностью,

Повторить 6 раз

Медицинбол – это набивной мяч, утяжеленный, упражнения с которым применяются для укрепления мышечного корсета спины и брюшного пресса. Его вес в среднем 0,5 – 4 килограмм. Начинать тренироваться лучше с легким весом, впоследствии увеличивая вес снаряда.

Предлагаю вашему вниманию 1 упражнение.

И. п.: ноги врозь, мяч в согнутых руках у груди.

1- Выполнить выпад вправо, мяч вниз;

3- выпад влево, мяч вниз

Спину держим ровно.

Повторить 6 раз.

2. Следующее упражнение

И. п.: ноги врозь, мяч в согнутых руках у груди.

1-выполнить выпад правой вперёд, корпус повернуть вправо;

3-выполнить поворот влево, корпус повернуть влево;

Прокачиваем мышцы спины и брюшного пресса.

Повторить 6 раз.

И. п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, мяч в согнутых руках у груди;

1- поворот корпуса влево;

3- поворот корпуса вправо;

Повторить 6 раз.

Спасибо, прошу занять свои места.

Гимнастический ролик -спортивный тренажер, состоящий из одного или нескольких колес и двух ручек по бокам, повторяющих контур руки, что обеспечивает максимальный комфорт при пользовании. Гимнастический ролик, главным образом прорабатывает мышцы пресса, также задействует грудную клетку, мышцы спины и плечевые мышцы, таким образом, он дает нагрузку на все тело. Упражнения с ним базируются на медленном перекатывании по полу вперед и назад.

Предлагаю вашему вниманию 1 упражнение.

И. п.: сидя, ноги вместе, ролик в прямых руках справа;

1- прокатить ролик от себя в право;

Выполнить 2 подхода по 4 раза.

И. п.: сидя, ноги вместе, ролик в прямых руках слева;

1- прокатить ролик от себя влево;

Выполнить 2 подхода по 4 раза.

Упражнение выполняем плавно, руки в локтях не сгибаем.

И. п.: лёжа на животе, ролик в прямых руках впереди;

1- надавить на ролик продвигая его к себе.

Выполнить 2 подхода по4 раза

Руки в локтях не сгибать, постепенно прогибаем спину, бёдра от пола не отрываем.

И. п.: стоя на четвереньках, руки выпрямлены и упираются в гимнастический ролик;

1- прокатить ролик вперёд;

Выполнить 3 подхода по 4 раза. Делаем небольшую паузу, восстанавливаемся.

Для начинающих выполнять прокатывание ролика вперёд, пока грудь не коснётся бёдер,

Более подготовленные могут увеличить нагрузку.

Спасибо, прошу занять свои места.

(ложимся на спину, руки вдоль туловища)

Хватит спинушку тянуть,

Надо лечь и отдохнуть.

Ну-ка, правильно лежим?

Мы на это поглядим!

Лежат ровно пяточки,

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая!

Хорошо нам отдыхать,

Крепче кулачки сожмите,

Их повыше поднимите.

Все присели, потянулись,

Вот пора нам и вставать,

Бодрый день наш продолжать!

-А теперь все вместе, дружно, поставим спинку ровно, закроем глаза.

А сейчас выпрямите руки ладошками вверх. Мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового . Взвесьте, какая рука тяжелее. У кого тяжелее права рука, поднимите ее? У кого тяжелее левая рука, поднимите ее? Откроем глаза. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и за работу.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Массаж зародился на ранних этапах развития народной медицины. В древности люди при различных недугах и болях применяли разминание, поколачивание тела.

Массаж и самомассаж с древних времен составлял часть врачебного искусства. Индусы и китайцы были первыми, кто описал приемы массажа и самомассажа .

В Индии и Китае массаж выполняется священнослужителями. Следует сказать, что и в этих странах существовали школы, в которых обучали приемам массажа и самомассажа .

Приемы массажа и самомассажа хорошо были известны в Древнем Египте. Растирание и другие приемы, проводимые в банях Египта : «…растирания были распространены в такой степени, что никто не выходил из бани, не подвергшись массажу и самомассажу . Для этого растираемого растягивали, мяли, давили на все возможные лады руками различные части тела.

У древних славян и народов севера применялись закаливающие процедуры и массаж в виде сечений, растираний веником, активных движений. Эта форма массажа, которая у древних славян называлась хвощением, описана в летописях Нестора.

Виды самомассажа в ДОУ :

- самомассаж грудной клетки ;

- самомассаж верхних и нижних конечностей;

- самостоятельная деятельность у детей.

С профилактической целью возможно проведение самомассажа ежедневно или 1-2 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляет от 15 до 20 минут.

Занятия можно начинать как с классической разминки (ходьба 2-4 видами корригирующей ходьбы на носках, пятках и т. д., подражательные упражнения). Общий комплекс массажа длится до 10 мин. Заканчиваем самомассаж массажем стоп . Самомассаж возможно выполнять с различными предметами : колючим мячом, палками и др.

Эффективность коррекционной работы невозможна без знаний, которые должны получать дети на занятиях. Специальные беседы, игры, наглядные пособия способствуют лучшему пониманию и усвоению физических упражнений для устранения дефектов.

Комплексы с колючим мячом

1 Стоя. Катаем мячик от пятки до носка по 1 мин. на каждую ногу; темп средний спина ровно, руки на поясе

2 Стоя. Катаем мяч круговыми движениями по 1 мин. на каждую ногу; темп средний спина ровно, руки на поясе

3 Стоя. Поднимаем мяч ногой (стопами) средний темп сохранять равновесие

4 Сидя. Упражнения 1,2,3 из исходного положения сидя средний темп руки сзади в упоре, лопатки прижать к туловищу

5 Сидя по-турецки. Массаж ладоней, пальцы вместе, катаем мяч по ладоням вверх, вниз средний темп спина ровно, колени в стороны, пальцы вместе

7 Сидя по-турецки. Сжимание мяча правой, левой руками поочередно темп медленный максимально кисти сжимать рук

8 Сидя. Прокатывание мяча по рукам сверху вниз темп средний мяч прижимаем кистью к рукам; спина ноги прямые

9 Сидя. Зажать мяч между стопами, катать мяч от пятки до носка темп медленный

10 Сидя. Зажать мяч между стопами и поднять ее прямыми ногами темп медленный руки в упоре сзади, лопатки свести, ноги максимально прямые

11 Сидя. Катать мяч по ногам, массаж темп средний ноги прямые, колени не сгибать; полный, максимальный наклон вперед

12 Сидя. Нога на мяче, круговые движения по мячу темп средний лопатки прижать к туловищу, руки сзади в упоре

13 Лежа.. на спине Круговые движения мячом по животу по часовой стрелке темп медленный ноги прямые, плечи голова на полу

14 Лежа.. на полу Мяч между стопами, поднять ноги вверх, переложить мячик в руки, вытянуться, то же обратно темп медленный следить за полным вытягиванием рук и ног

15 Стоя. Мяч над головой, стоя на носках, Ха-дренаж максимально вытянуться вверх

С незапамятных времен человечеству известно о благоприятном союзе

физической культуры и здоровья. Доказано, что у людей, систематически и

активно, занимающихся физическими упражнениями, по устойчивость организма при выполнении напряженной физической и умственной

деятельности. В случае отсутствия достаточной физической активности у

людей наблюдается снижение работоспособности, возникновение и обострение болезней, повышенная раздражительность.

Еще известный американский писатель Марк Твен писал: «Единственный

способ сохранить свое здоровье - есть то, чего не хочешь, пить то, чего не

здоровья приходится выполнять какие-то действия через силу, но со временем, входя в привычку, они перестают приносить дискомфорт и выполняются автоматически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с.


Цель: Учить детей и взрослых использовать нетрадиционное оборудование для профилактики осанки и плоскостопия.Задачи: Заинтересовать детей и педагогов использовать платок для профилактики осанки и.


Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста.


Мастер-класс для родителей "Воспитание культуры поведения дошкольников"

Играем с родителями, чтобы потом играть с детьми.


Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол.


мастер класс ГМО по физической культуре Тема: Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушения" с детьми средней группы

Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение.
2. Физическая культура в поддержании и укреплении здоровья.
3. Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма.
4. Средства и методы физической подготовки.
5. Три главных принципа для выполнения комплекса физических упражнений.
6. Польза от занятий физкультурой.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.

Физическая культура - часть культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Физкультура- это выполнение различных упражнений и комплекса других мероприятий, цель которых-укрепить корсет тела и улучшить общее состояние здоровья.
Основные средства достижения целей – упражнения на различные группы мышц и спортивные игры. Также используются:

силы природы (вода, солнечные лучи, воздух и другая окружающая среда);

пищевой режим (регулярное и правильное питание);

гигиена (чистота тела, воздуха и одежды, в которой проводятся занятия);

отдых и восстановление организма после тяжёлых нагрузок (рекреация).
В физической культуре отражены достижения общества в совершенствовании психофизических и нравственных качеств каждого конкретного человека. Уровень их развития определяет личностные ценности физкультуры.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно, и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Повышение устойчивости человека к различным неблаго­приятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её про­филактическая направленность.
И.И. Брехман писал: "Именно здоровье людей должно служить главной "визитной карточкой" социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства". Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства.

Физическая культура в поддержании и укреплении здоровья

Весомое значение в жизни человека занимает физическая культура, представляющая собой средства для всестороннего физического развития.

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Главное в физической культуре - это физические упражнения, объединяющие. специально подобранные комплексы мышечных движений, применяемые для общего укрепления организма, физического развития, в занятиях спортом, с целью приобретения необходимых в жизни навыков. Физические упражнения используются для восстановления здоровья больных и ослабленных людей, это, как правило, лечебная физическая культура. Она широко используется при комплексном лечении в больницах, поликлиниках, санаториях.

Набор физических упражнений и режим их использования должен быть сугубо индивидуальным для каждого человека в зависимости от его пола, возраста, профессии, семейного положения, режима работы, типа конституции, имеющегося двигательного опыта и т.д. Тем не менее, есть некоторые общие подходы, которые необходимо учитывать в этом вопросе.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.
При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

К средствам физической культуры также в целях закаливания организма и повышения эффективности физических упражнений относят использование естественных факторов природы-солнца, воздуха и воды. Физическая культура применяется в форме гимнастики, различных видов спорта, туризма, подвижных и спортивных игр и др. Регулярные занятия физической культурой и спортом во всех возрастах повышают естественную сопротивляемость организма неблагоприятным влиянием окружающей среды, инфекциям. Научные наблюдения доказывают, что те, кто систематически занимаются физическими упражнениями с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, лучше работают, дольше живут.

Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний.

Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

Выдающийся физиолог И.М. Сеченов еще в середине XIX в. ввел понятие "активный отдых". Суть его заключается в том, что при наступающем утомлении переключение на другой вид деятельности обеспечивает более быстрое восстановление работоспособности утомленных нервных центров, чем в условиях пассивного отдыха. Например, при умственном утомлении выполнение сходных по структуре физических упражнений, отличающихся эмоциональностью (в частности танцы), способствует более быстрому восстановлению, чем пассивный отдых.

Отдельного разговора заслуживает вопрос о физической культуре работников умственного труда. Это обусловлено спецификой влияния этого вида профессиональной деятельности на организм человека. В частности, умственный труд характеризуется следующими особенностями:

- напряжение мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно-тормозных процессов в ЦНС;

- неравномерность нагрузки, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;

- не регламентированный график, периодически возникающие возрастания степени нервно-эмоционального напряжения;

- напряжение отдельных анализаторов и внимания;

- сложность взаимоотношений с окружающими;

- большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;

- низкая двигательная активность.

Упражнения динамического циклического характера оказываются более эффективными для поддержания умственной работоспособности. Физическая активность может быть реализована как в виде выполнения кратковременных комплексов несколько раз в течение дня, так и в одном продолжительном занятии. В самостоятельных занятиях помимо средств общего воздействия (повышающих физическую подготовленность, а через нее - и умственную работоспособность) следует использовать упражнения направленного и специального действия для данного человека и выполняемого им вида профессиональной деятельности. К ним следует отнести упражнения для мышц зрительного аппарата, для релаксации, коррекции позы, дыхательные и др. Физкультурные паузы ставят целью компенсировать неблагоприятные влияния условий работы и проводятся приблизительно в середине первой и второй половине рабочего дня. В комплекс из 5-8 упражнений включают движения, корригирующие осанку, активизирующие деятельность внутренних органов, на крупные мышечные группы, стимулирующие мозговой кровоток и т.д. Физкультминутки призваны оказать местное воздействие на наиболее утомленные части тела и группы мышц и проводятся непосредственно на рабочем месте через каждые 40-60 минут в течение 2-3 минут. Это могут быть вращения головой, плечами, смена позы, диафрагмальное дыхание, для мышц зрительного аппарата, кистей др. В обеденный перерыв до приема пищи необходимо сменить обстановку, походить, а после приема пищи выполнить релаксирующие упражнения. Непосредственно перед возобновлением работы можно выполнить несколько легких упражнений. В вечернее время правильно организованная двигательная активность (например, прогулка) будет способствовать хорошему качеству последующего сна и адекватному восстановлению мышечной работоспособности человека, связанного с умственной профессиональной деятельностью.


Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма.

Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

К числу основных физических или двигательных качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.

Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.


Средства и методы физической подготовки

Средствами физической подготовки являются физические упражнения. Они условно распределяются на общеподготовительные, вспомогательные и специально-подготовительные:
- К общеподготовительным относятся упражнения, которые обеспечивают всестороннее функциональное развитие организма.
- Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, которые создают базу для дальнейшего, усовершенствования необходимых навыков или эффективного усвоения элементов упражнения, которое изучается.
- Специально-подготовительные упражнения включают двигательные действия, что по своей формой или структурой приближенны к тем, которые изучаются.

Методы физической подготовки принято в практических целях условно распределять на три группы, а именно: словесные, наглядные и методы практических упражнений. В процессе подготовки лиц применяются все отмеченные методы в разных сочетаниях. При отборе методов необходимо руководствоваться тем, чтобы они отвечали уровню подготовленности лиц, которые учатся, а также обеспечивали эффективное выполнение поставленных заданий.
- К словесным методам принадлежат: рассказ, объяснение, анализ и тому подобное. Эти методы наиболее часто применяют в лаконичной форме, особенно при учебе обучаемых лиц, причем в значительной степени способствует изучению специальной терминологии.
- К наглядным методам принадлежат непосредственный показ упражнений и их составных элементов инструктором.
Методы практических упражнений условно распределяются на две основных группы:
- Методы, преимущественно направленные на усвоение техники, а именно формирование двигательных умений и навыков выполнения упражнения;
- Методы, преимущественно направленные на развитие физических качеств. Методы, преимущественно направленные на усвоение техники выполнения упражнений распределяют на методы изучения движений в целом и по частям.


Три главных принципа для выполнения комплекса физических упражнений

1. Тренируйтесь через день или хотя бы три раза в неделю. 2. Тренируйтесь непрерывно в течение 20 минут. 3. Тренируйтесь энергично, но следите за своим дыханием. Минздрав определил минимальную норму недельного объема двигательной активности студента - десять часов. Надо помнить, что занятия физической культурой - не разовое мероприятие, не воскресник и не месячник, это целеустремленное, волевое, регулярное физическое самовоспитание на протяжении всей жизни.

Польза от занятий физкультурой


Физкультура развивает тело и положительно влияет на все системы организма человека. Умеренные физические нагрузки способствуют:

- Предупреждению дегенеративных изменений двигательной функции (остеохондроза, артроза, артрита);
- Улучшению функционирования сердца;
- Стимуляции выработки гормонов и повышению скорости обменных процессов;
- Увеличению объема лёгких;
- Стимуляции выработки гормонов и повышению скорости обменных процессов;
- Повышению работоспособности.


Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние - залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.

Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.

Теперь мы знаем, что такое физическая культура, её средства, методы и влияние на организм. Хочется верить, что занятия физкультурой станут и для вас полезной привычкой.

Начинайте каждое утро с зарядки, правильно питайтесь, больше гуляйте и закаляйтесь. Совсем скоро вы заметите, что стали здоровее, выносливее и сильнее.

Список использованной литературы:

1. Физическая культура студента: Учебник / Под. ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2007 г.

2. Физическая культура: Учебник / Под. ред. Ю.И. Евсеева. Ростов-н/Д: Феникс, 2009 г.

3. Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В.Ю. Волкова и В.И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2004 г.

Читайте также: