Проблемы невербального общения кратко

Обновлено: 01.07.2024

Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушение. К этим правилам могут быть отнесены следующие:

1) использование невербальных знаков должно быть определенным и узнаваемым;

ТЕОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Некоторые исследователи приводят сведения о преимуществе женщин в умении и точности выражать эмоции. Например, в некоторых исследованиях было выявлено, что женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины – гнева и злобы.

Установлено, что устойчивыми и однозначными являются лишь экспрессивные коды основных эмоциональных состояний человека: радости, страха, гнева, внимания, удивления, презрения и некоторых других. Остальные способы невербального кодирования подвержены влиянию множества факторов. Среди них:

  • общая ситуация общения;
  • индивидуальные особенности проявления состояний каждым из участников общения;
  • пол;
  • возраст;
  • степень значимости партнеров друг для друга;
  • культурные и этнические нормы выражения индивидуальных особенностей личности.

Итак, интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты:

Интерпретация невербального поведения превращается в творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, то есть того, что называют коммуникативной компетентностью.

Основные понятия:

Невербальная коммуникация

Невербальное поведение

Невербальный язык

Вопросы для самопроверки

1. Что общего между вербальным и невербальным языками?

2. Можно ли общаться только с помощью невербальных посланий?

4. Перечислите известные вам способы кодирования невербальной информации.

5. Что такое кинесическая структура невербального поведения?

6. Какие функции в общении выполняют взгляды?

7. Что изучает проксемика?

8. Можно ли по голосу определить характер человека?

9. Что можно сказать о человеке по его походке?

Задание 1. Выразите два противоположных состояния (например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость):

а) используя только мимику;

б) используя только жесты;

в) используя мимику и жесты.

Задание 2. Сделайте по возможности видеозапись интервью между участниками вашей группы, при этом постарайтесь выступить в роли как интервьюера, так и интервьюируемого. При анализе видеозаписи отмечайте мимику и жесты, которые наиболее эффективно подчеркивают смысл ваших слов.

Дополнительная литература:

Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 1980.

Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов-н/Д, 1986.

Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997 (глава II, §5).

Ниренберг Г., Калеро Г. Читать человека, как книгу. – М., 1990.

Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1999 (разд. VIII).

В реальности коммуникация представляет собой намного больше, чем то, что мы говорим. Слова – это лишь малая часть нашего межличностного общения.

Научные исследования показывают, что 55% всей информации во время презентации мы получаем при помощи телодвижений: контакта глазами, жестов, положения в пространстве, поз; тоном голоса передается 38% информации и только 7% передается содержанием речи.

Именно поэтому важно не только то, что именно мы говорим, но и то, как мы говорим. К примеру, учащихся специально обучают в школах актерского мастерства правильно передавать информацию не только своими словами, но и телодвижениями, голосом. При помощи невербальной коммуникации информацию можно считывать со своего собеседника непосредственно.

Еще Ф. Шиллер писал: "Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле – приходится угадывать из его мимики, ужимок при высказывании слов, из тех, следовательно, движений, которые он делает непроизвольно".

Самым ранним периодом изучения невербального общения являются трактаты по ораторскому искусству.
По невербальному поведению человека можно понять очень многое, если правильно наблюдать и практически ничего, если не знать, на что именно необходимо обращать свое внимание.

Мимика, позы, интонационные характеристики речи, пантомимика содержат в себе огромное количество информации о человеке. К тому же невербальный язык интернационален: у многих народов все основные эмоции воспринимаются и выражаются практически одинаково. Невербальное поведение человека является очень информативным из-за высокой степени его достоверности. Известно, что оно практически не осознается человеком и его нельзя целиком контролировать. Конечно, какие-то позы, жесты можно сымитировать, но есть большое количество поведенческих признаков, которые сознательному контролю не поддаются, поэтому, их невозможно фальсифицировать никоим образом.

К таким признакам можно отнести признаки, которые основаны на функционировании вегетативной нервной системы (потоотделение, побледнение и покраснение кожных покровов, изменение дыхания (оно может быть редким или частым, поверхностным или глубоким и т.п.), изменения в тонусе мускулатуры человека (тело может напрячься непроизвольно), покашливание, глотательные движения). По невербальным признакам именно поэтому можно судить о ложности или истинности предоставляемой собеседником информации. По данным признакам можно судить насколько соответствуют действительности сказанные слова. Зачастую тон голоса или непроизвольный жест намного правдивее, чем произнесенные слова.

Психологические механизмы невербальной коммуникации активно изучаются в настоящее время. Поведение человека является единой биосоциальной системой, поэтому имеется связь между психикой и поведением человека. Мысль о единстве поведения человека и психики занимает центральное место в работах ведущих ученых.

Невербальное поведение неотделимо от личности. Использование невербального поведения как инструмента познания другого человека возможно потому, что оно выступает частью мира этой личности.

Основы изучения невербального поведения заложены в работах русского выдающегося ученого И. М. Сеченова. Изучением невербального поведения занимались также такие знаменитые ученые, как В. Райх, Ч. Дарвин, П. Экмап, Д. Эфрон, Е. Холл, Р. Бердвистелл, и другие. Конкретные методы анализа отражены в работах популярных в настоящее время ученых А. Пиза, Г. Калеро, Д. Пиренберга и других.

Вербальная и невербальная коммуникации дополняют друг друга и существуют в сложном взаимодействии. Невербальное взаимодействие может:

Таким образом, можно сделать вывод, что знания только вербального общения недостаточно, нам нужно знать и осознавать некоторые невербальные признаки, особенно в эпоху глобализации, когда происходит взаимодействие и обмен культурами и обычаями. Мы должны помнить о культурных различиях при использовании или интерпретации невербальных знаков. Например, рукопожатие, которое широко принято в западных культурах как приветствие или подтверждение деловой сделки, не может быть принято в других культурах и может вызвать путаницу. Хотя прямой контакт глазами приемлем в западной культуре (что свидетельствует о нашей уверенности), но это может быть неприемлемым в некоторых других частях мира, как в японской культуре.

Функции невербальной коммуникации

В. М. Погольша, Н. В. Казаринова и В. Н. Куницына выделяют ряд функций невербального поведения:

1. Невербальное поведение предоставляет информацию о личности собеседника. Сведения о:
темпераменте человека;

  • его "Я" – образе и самооценке;
  • его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
  • его личностных качествах и свойствах;
  • сто социальном статусе;
  • его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, выходит из него и поддерживает);
  • его принадлежности к определенной субкультуре или группе.

2. Оно отражает отношение друг к другу участников процесса коммуникации:

  • о типе или характере отношений (зависимость – доминирование, нерасположение –расположение);
  • о динамике взаимоотношений (выяснить отношения, желание поддерживать общение, прекратить его и т.п.);
  • о желаемом уровне общения (эмоциональная и социальная близость, либо отдаленность).

3. Оно отражает информацию об отношении участников процесса коммуникации к самой ситуации, которая позволяет им регулировать взаимодействие. Она также свидетельствует о включенности в эту ситуацию (спокойствие, комфортность, интерес) или желании выйти из данной ситуации (нетерпение, нервозность).

Каналы невербальной коммуникации

Рассмотрим основные каналы невербальной коммуникации (таблица 1). Невербальное взаимодействие происходит при помощи различных каналов:

  • зрение,
  • слух,
  • кожнотактильные чувства,
  • вкус,
  • обоняние.

Таблица 1 - Структурная схема невербального поведения человека (по В. А. Лабунской)

Взгляд друг другу в глаза

Для большинства людей основным средством повседневного общения является речь. При этом каждый из нас прекрасно знает, что понять человека, разговаривая с ним по телефону, порой бывает сложнее, чем при обычном разговоре. Причина заключается в нехватке невербального взаимодействия, ведь жесты и мимика очень важны для понимания, но при телефонном разговоре мы их не видим. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой невербальное общение, какие формы оно принимает, какое значение имеет и как научиться максимально эффективно его использовать.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникации, отличных от вербальных (т.е. словесных). Это могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.

Способы невербального общения

Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:

Важность невербальной коммуникации

Невербальное общение – это важное дополнение к основному общению, позволяющее передать собеседнику гораздо больше информации, повысить уровень взаимопонимания и сделать более конструктивным любой разговор. Психологи называют 5 основных функций невербальных сигналов:

Ошибки в невербальном общении

Не обязательно знать, что такое невербальное общение, чтобы замечать неосознанные сигналы в поведении собеседника. А вот себя контролировать, избегая нежелательных жестов и мимики, гораздо сложнее. Поэтому желательно запомнить основные ошибки и регулярно напоминать себе, что их нельзя повторять. Чаще всего речь идёт о таких невербальных сигналах как:

Как развить навыки невербального общения?

Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.

Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника. Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса.

Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.

невербальная коммуникация

Таким образом, невербальная коммуникация помогает людям:

  • усилить или изменить то, что было сказано словами;
  • передать информацию о своем эмоциональном состоянии;
  • определить или укрепить отношения между людьми;
  • предоставить обратную связь;
  • регулировать поток диалога (например, сигнализировать о том, что пора закончить беседу или что вы хотите что-нибудь сказать).

Невербальные сигналы могут выполнять пять ролей:

Типы невербальной коммуникации и языка тела

Различные типы невербальной коммуникации включают в себя:

Движения и позы тела

Подумайте о том, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя – это процесс обмена информацией с миром.

Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, опору, стойку и едва уловимые движения.

Выражения лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и способно выражать бесчисленные эмоции, не говоря при этом ни слова. И в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, мимика лица универсальна.

Выражения лица для счастья, грусти, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы в разных культурах. Это значит, что, изучив эту тему, вы сможете применять данные знания практически со всеми людьми на планете.

Зрительный контакт

Поскольку визуальное восприятие является доминирующим для большинства людей, роль зрительного контакта при невербальной коммуникации трудно переоценить. То, как вы смотрите на кого-то, может передавать много информации, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение.

Зрительный контакт также имеет важное значение для поддержания плавности разговора, а также оценки и реакции собеседника.

Жесты

Жесты плотно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем пальцем и активно используем свои руки, когда спорим или говорим оживленно. Часто жесты являются неосознанными.

Однако смысл жестов может сильно различаться в разных культурах и странах, поэтому важно быть осторожным, чтобы избежать неправильной интерпретации.

Личное пространство

Вы когда-нибудь испытывали дискомфорт во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше личное пространство?

У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя она частично зависит от культуры, ситуации и близости отношений.

Прикосновения

Вот на что обращает внимание ваш собеседник:

  • тон;
  • темп; ; ;
  • звуки, которые передают понимание: ага, ох, ах.

Подумайте о том, как чей-то тон голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанности или уверенность.

Как оценить невербальные сигналы другого человека?

Это то умение, которое хочет развить практически каждый человек. Мы все сталкиваемся с ситуациями, когда непонятно, что стояло за словами собеседника.

Чтобы научиться этому, нужно просто задавать себе вопросы после каждого диалога. Заведите дневник, назовите его как-то интригующе и беритесь за дело. Все это вам также поможет улучшить свое восприятие, деятельность органов чувств, память и внимание.

Зрительный контакт. Был ли он? Если да, то насколько интенсивный?

Выражение лица. Каким было выражение лица человека на протяжении большей части диалога? Была ли это маска, невозмутимость, эмоциональное присутствие, заинтересованность, скука?

Тон голоса. Был ли теплым, уверенным, заинтересованным или же напряжен?

Поза и жесты. Тело собеседника было расслабленным или жестким и неподвижным? Плечи напряжены, подняты или расслаблены?

Прикосновение. Был ли физический контакт? Насколько это уместно в этой ситуации? Было ли вам некомфортно?

Напряженность. Был ли человек спокойным, расслабленным, незаинтересованным, либо же чрезмерно драматичным?

Тайминг. Была ли задержка между ответами собеседника и его невербальной реакцией?

Это упражнение очень полезно, потому что после разговора может выясниться, что все на самом деле не так, как об этом было сказано. Наши органы чувств считывают всю информацию, однако сознание неспособно уследить за всем. А придя домой, взяв в руки ручку и блокнот и вспомнив все подробности, можно отыскать в памяти моменты, которые проскользнули мимо вашего сознания. Конечно, это лишь начало. Приобретая опыт в профайлинге, нужно добиваться считывания непосредственно в процессе.

Это же упражнение желательно выполнять и в отношении себя. Как мы уже говорили, сознательно попросту невозможно контролировать все сигналы своего тела, однако можно сделать акцент на наиболее важных в данной ситуации. Записывайте и анализируйте, как вы себя вели во время диалога, что делали неправильно. Меняйте свою стратегию, чтобы достичь максимального взаимопонимания.

Таким образом, вы сможете развить так называемую эмоциональную осознанность. Для того, чтобы отдавать точные невербальные сигналы, вы должны знать свои эмоции и то, как они влияют на вас. И делать то же самое в отношении других людей: распознавать их истинные чувства, стоящие за репликами.

Эмоциональная осведомленность позволяет:

Если говорить о наблюдении за собой, то в первую очередь обратите внимание не несоответствия ваших слов и невербальных сигналов. В конце концов, общение – это не только изучение собеседника, но и своей личности. Когда вы научитесь быть цельными и гармоничными, то есть когда слова и невербальные сигналы будут соответствовать друг другу, то сможете выстраивать наилучшие взаимоотношения.

Книги

Так как тема невербальной коммуникации очень объемна, вы можете продолжить изучать тему при помощи следующих книг.

Еще один вариант – пройти наш курс по профайлингу, где тема невербальной коммуникации рассматривается в комплексе с навыками чтения человека, определения лжи, манипуляций.

Желаем вам удачи!

Читайте также: