Бюджетные отношения это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений.

Бюджетные правоотношения– общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.

К бюджетным правоотношениям относятся;

1) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Структура бюджетных правоотношений:

1) субъект - государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования;

2) объект - денежные фонды - федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты;

3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов бюджетных правоотношений;

4) основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод бюджетно-правового регулирования – чаще всего императивный;

6) способ защиты бюджетных правоотношений.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) обязательным субъектом бюджетных правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). Юридические и физические лица в состав субъектов бюджетных правоотношений не входят.

При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

2) бюджетные правоотношения являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона о бюджете (федеральном, субъекта Федерации или муниципального образования) на очередной год;

3) обязательным объектом бюджетных правоотношений являются соответствующие денежные фонды - бюджеты различных уровней.

Классификации бюджетных правоотношений:

1) по характеру:

а) материальные - закрепляют содержание бюджета: состав доходов и расходов, полномочия различных органов власти в бюджетной сфере и т. д.;

б) процессуальные - закрепляют порядок функционирования бюджетной системы РФ: порядок осуществления бюджетного процесса (составление, утверждение, исполнение и отчет об исполнении бюджета), формирования бюджетных и внебюджетных целевых фондов и т. д.;

2) по субъектному составу:

а) отношения по формированию федерального бюджета;

б) отношения по формированию бюджета субъекта РФ;

в) отношения по формированию местного бюджета.

Бюджетные правоотношения– общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов - бюджетов, урегулированные нормами бюджетного права.

Субъекты бюджетных отношений:

3) муниципальные образования.

Субъекты бюджетных отношений действуют в лице органов власти.

Законодательные (представительные) органы:

1) рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении;

2) осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов;

3) формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ;

4) осуществляют другие полномочия;

5) не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Органы исполнительной власти:

1) осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления;

2) исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета;

3) представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России совместно с Правительством РФ:

1) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики;

2) обслуживает счета бюджетов;

3) осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Органы государственного, муниципального финансового контроля:

1) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Главный распорядитель бюджетных средств:

1) утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

2) составляет бюджетную роспись;

3) распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

4) осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

Рассмотрим понятие и принципы бюджетных отношений .

Бюджетные отношения представляют собой отношения между органами всех уровней власти бюджетной системы по вопросам разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Бюджетные отношения строятся на принципах :

• распределения и закрепления доходов и расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

• равенства бюджетных прав РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в отношении собственных бюджетов;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;

• равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;

• передачи отдельных видов расходов федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и расходов субъектов РФ в местные бюджеты путем включения соответствующих норм и закрепления их федеральным законом о федеральном бюджете и законами о бюджетах субъектах РФ.

Распределение и закрепление доходов и расходов бюджетов по уровням бюджетной системы производится по единым базовым нормативам, закрепленным федеральным законодательством.

В целях расширения возможностей федерального бюджета по выравниванию уровней бюджетной обеспеченности регионов целесообразно, чтобы налогоплательщики по специальному перечню в полном объеме перечисляли платежи непосредственно в местные или региональные бюджеты.

В интересах реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом законом устанавливается не только единые для всех субъектов РФ нормативные отчисления от федеральных видов налогов, но и единый порядок уплаты налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности являются основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, которые определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей регионов.

Всякого рода соглашения между РФ и ее субъектами, содержащие определенные нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами РФ, а также другие положения, устанавливающие и закрепляющие иные бюджетные взаимоотношения, являются недействительными.

В течение финансового года органы законодательной, представительной и исполнительной власти всех уровней не могут принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо к снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующий закон о бюджете, компенсирующих увеличение расходов или снижение доходов.

Бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Он представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год и имеет силу закона, т.к. утверждается Парламентом и подписывается Президентом, и обязателен для выполнения всеми участниками бюджетных отношений.

Бюджет зависит от множества объективных и субъективных факторов, поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом историческом периоде в разных странах.

Объективные факторы:

1. уровень развития производительных сил;

2. природные, экономические и социальные особенности каждой страны;

3. тип государства.

Субъективные факторы:

1. политика правительства в соответствующем периоде;

2. приоритеты развития;

3. внешняя и внутренняя экономическая ситуация.

Бюджету присущи следующие свойства:

1. обезличенность доходов государственного бюджета, так как нет привязки к конкретным расходом;

2. бюджет влияет на национальную экономику через систему доходов и расходов;

3. расходы бюджета должны быть обеспечены финансовыми ресурсами и должно своевременно осуществляться финансирование предусмотренных мероприятий;

4. осуществление государственного контроля за исполнением бюджета;

5. формирование бюджетов по территориальному признаку;

6. возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэкономических показателей.

Понятие и значение бюджетных отношений

Бюджетные отношения – это отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетнных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Главным участником бюджетных отношений является государство.

Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.

С помощью бюджетных отношений происходит образование централизованного фонда денежных средств. Формирование бюджета можно представить в виде следующей схемы:

С (основные средства) +V (рабочая сила) = фонд возмещения

М – чистый доход

м1 – часть чистого дохода, которая идет на формирование бюджетного фонда, т.е это налоги и платежи.

м2 – часть чистого дохода, которая остается у субъектов хозяйствования.

Бюджетным отношениям присущи следующие особенности:

1. они носят денежный характер;

2. эти отношения обусловлены функционированием государства;

3. они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;

4. опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде налогов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

5. носят перераспределительный характер;

6. они регулируются бюджетным и налоговым законодательством.

Понятие и специфические свойства бюджета

Бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Он представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год и имеет силу закона, т.к. утверждается Парламентом и подписывается Президентом, и обязателен для выполнения всеми участниками бюджетных отношений.

Бюджет зависит от множества объективных и субъективных факторов, поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом историческом периоде в разных странах.

Объективные факторы:

1. уровень развития производительных сил;




2. природные, экономические и социальные особенности каждой страны;

3. тип государства.

Субъективные факторы:

1. политика правительства в соответствующем периоде;

2. приоритеты развития;

3. внешняя и внутренняя экономическая ситуация.

Бюджету присущи следующие свойства:

1. обезличенность доходов государственного бюджета, так как нет привязки к конкретным расходом;

2. бюджет влияет на национальную экономику через систему доходов и расходов;

3. расходы бюджета должны быть обеспечены финансовыми ресурсами и должно своевременно осуществляться финансирование предусмотренных мероприятий;

4. осуществление государственного контроля за исполнением бюджета;

5. формирование бюджетов по территориальному признаку;

6. возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэкономических показателей.

Понятие и значение бюджетных отношений

Бюджетные отношения – это отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетнных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Главным участником бюджетных отношений является государство.

Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.

С помощью бюджетных отношений происходит образование централизованного фонда денежных средств. Формирование бюджета можно представить в виде следующей схемы:

С (основные средства) +V (рабочая сила) = фонд возмещения

М – чистый доход

м1 – часть чистого дохода, которая идет на формирование бюджетного фонда, т.е это налоги и платежи.

м2 – часть чистого дохода, которая остается у субъектов хозяйствования.

Бюджетным отношениям присущи следующие особенности:

1. они носят денежный характер;

2. эти отношения обусловлены функционированием государства;

3. они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;

4. опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде налогов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

Любые правовые отношения в юридической науке рассматриваются как общественно–правовые явления, имеющие определенную структуру и состав.

Ключевые слова

Текст научной работы

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Бюджетные отношения — это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права.

Основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных отношений предусмотрены в бюджетном законодательстве Российской Федерации.

По своей природе, сущности и значению эти экономико-правовые отношения могут быть охарактеризованы как социально значимые общественные отношения сложносоставного характера, состоящие из следующих составных частей (представляющие собой совокупность следующих отношений):

  1. отношений, возникающих между субъектами бюджетных отношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  2. отношений, возникающих между субъектами бюджетных отношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением;
  3. отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений.

Следует отметить, что наряду с указанными признаками, бюджетные отношения, как и любые иные отношения, характеризуются наличием волевого, а в некоторых случаях и идеологического характера, так как бюджетная деятельность и связанные с ней явления выражают государственную волю и государственную идеологию.

Любые экономико–правовые отношения в финансовой и юридической науках рассматриваются как общественно–правовые явления, имеющие определенную структуру и состав.

При этом под составом каждого конкретного бюджетного отношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов бюджетных отношений. При этом, в соответствии с системным подходом, права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков, бюджетных органов и т.д.) в составе бюджетного отношения выступают в качестве экономических свойств этих участников.

В свою очередь, под структурой бюджетных отношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого отношения. Структуру бюджетных отношений, как впрочем, и структуру любых экономико–правовых отношений образуют следующие три элемента:

  1. субъекты (участники) такого отношения;
  2. содержание отношения и
  3. объект отношения.

Естественно, субъекты бюджетных отношений — это его участники (стороны).

Содержание бюджетных отношений образуют субъективные права и обязанности указанных субъектов — участников рассматриваемых общественных отношений. При этом материальное содержание бюджетных отношений представляет собой поведение сторон (действия либо бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.

Объектом бюджетных отношений выступает то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в правовую связь. Таким образом, в качестве объекта бюджетных отношений выступают разнообразные материальные (например, денежные средства в виде доходов или расходов бюджетов) и нематериальные блага (например, публичный правопорядок в бюджетной сфере).

В процессе бюджетной деятельности структура бюджетного отношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, она проявляется в поведении субъектов в ходе реализации прав и обязанностей (экономическая структура). При правомерном поведении участников бюджетного отношения имеет место совпадение юридической и экономической структур бюджетного, при несовпадении нарушение бюджетного законодательства — правонарушение либо преступление.

Таким образом, изучение и совершенствование состава и структуры бюджетных отношений способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы и государственного бюджета страны.

Список литературы

  1. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
  2. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации : Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
  3. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.

Цитировать

Нормы, которые осуществляют правовое регулирование бюджетных отношений, считаются полноценным разделом финансового права. Базовый источник данного права – это непосредственно Конституция РФ, в которой устанавливается форма государственного устройства России, а также принципы ее взаимодействия со всеми субъектами РФ.

Бюджетное законодательство РФ

Бюджетное законодательство РФ – это некая иерархическая система нормативным актов правового характера, которые приняты на федеральном, субфедеральном, а также муниципальном уровнях; ими осуществляется регулирование бюджетных правоотношений.

Построение, а также развитие сегодняшней бюджетной системы в РФ обеспечено принятием некоторых законодательных актов, которые предусматривают правовые основы ее построения на принципах демократизации, а также усиления территориальных подходов.

Бюджетный кодекс РФ

Уже в 2000 году вступил в законную силу Бюджетный кодекс РФ, расширивший бюджетную систему, а также причисливший к ней бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджетным кодексом называют свод законодательства касательно функционирования и развития бюджетной системы Российской Федерации, который обеспечивает финансовое регулирование отношений бюджетного характера, устанавливает общие принципы официального бюджетного законодательства, а также правовые основы функционирования бюджетов разных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок осуществления регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса, основания и разновидности ответственности за прямое нарушение бюджетного законодательства.

Стоит сказать, что далеко не во всех странах мира присутствует бюджетный кодекс. Некоторым достаточно принятия законов касательно разных вопросов бюджетных правоотношений.

Именно в России необходимость его принятия наступила из-за того, что:

  1. Действующее до этого бюджетное законодательство устарело и перестало соответствовать российской Конституции; обнаружилось отсутствие норм, которые бы регламентировали процесс исполнения бюджетов, а также контроль над его исполнением.
  2. Изменились принципы организации межбюджетных отношений.
  3. Появилась необходимость установления определенной ответственности участников бюджетного процесса за частичное и несвоевременное финансирование, а также за нецелевое использование бюджетных средств, за невозврат бюджетных ссуд и проч.

Бюджетные правоотношения

Бюджетные правоотношения, как правило, включают в себя следующее:

  1. Отношения, которые возникают непосредственно между субъектами бюджетных правоотношений во время формирования доходов, а также осуществления расходов бюджетов бюджетной системы России, осуществления государственных, а также муниципальных заимствований, регулировки государственного, а также муниципального долга.
  2. Отношения, которые возникают непосредственно между субъектами бюджетных правоотношений во время составления, а также рассмотрения проектов актуальных бюджетов, утверждения, а также исполнения актуальных бюджетов, контроля над их точным исполнением, осуществления правильного бюджетного учета, составления, рассмотрения и дальнейшего утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетные правоотношения причисляются к сфере публичного права, при этом нормы гражданского права в области бюджетных правоотношений не действительны.

Компетенция органов гос. власти в сфере организации бюджетных правоотношений определяется согласно статье седьмой БК РФ.

Бюджетным кодексом РФ устанавливается определенный правовой статус участников всего бюджетного процесса, правовые базы порядка, а также условия привлечения к определенной ответственности за выявленное нарушение бюджетного законодательства страны.

Указами Президента РФ регулируются бюджетные отношения, которые появляются во время формирования доходов, а также осуществления расходов актуальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, непосредственное осуществление государственных, а также муниципальных заимствований, дальнейшее регулирование государственного, а также муниципального долга, отношения, которые напрямую связаны с процессом составления и дальнейшего рассмотрения проектов актуальных бюджетов, их утверждения, исполнения и контроля над исполнением бюджетов.

Правительством РФ принимаются нормативные правовые акты, которые регулируют бюджетные отношения, не способные противоречить БК. Органы гос. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, при этом, принимают данные нормативные правовые акты, которые регулируют бюджетные отношения, в пределах собственной компетенции.

В том случае, когда международным договором РФ устанавливаются прочие правила, нежели предусмотренные бюджетным законодательством страны, то применяется именно правила международного договора.

Международные договоры страны применяются к бюджетным отношениям напрямую, за исключением тех случаев, когда из них следует, что для их применения нужно принятие внутригосударственных актов.

Читайте также: