Пустынник описание картины кратко

Обновлено: 30.06.2024

На картине изображен довольно унылый пейзаж. Стоит поздняя осень. Это можно определить по ветке рябины, что выглядывает справа. На ней красуются яркие гроздья спелых ягод и еще не облетели листья. Весной такого не бывает. На реке еще нет льда, но вода в ней серая, свинцовая, очень холодная. Местами в траве белыми островками виднеются следы от первого снега. Погода стоит тихая, безветренная. Кажется, что все вокруг застыло и не шелохнется. Очень пасмурно, нет солнца. Небо светло-серое, низкое, оно затянуто плотными облаками.

На переднем плане полотна художник изобразил старца, что неспешно идет по дороге вдоль реки. Берег густо порос травой, но сейчас она пожухлая, зеленовато-коричневая с редкими небольшими кустиками и светлыми пучками ковыля. Дорога – это небольшая протоптанная тропинка. Сейчас она черная, немного мокрая от недавнего снега.

Старец идет неспешно, слегка сгорбившись, опираясь правой рукой на простую деревянную палку. В левой руке у него четки: он неустанно молится, перебирает бусины. На пустыннике черные одежды и черная шапка. Она сильно контрастирует с его седыми, практически белыми волосами и длинной, слегка курчавой бородой. Лицо его посерело от возраста и испытаний, ссохлось, нос заострился. Он о чем-то сосредоточенно думает, это выдают нахмуренные брови старца. Глаза смотрят не на дорогу, они смотрят внутрь себя, ищут смысл жизни. А может, он остановился на мгновение, вспоминает свою молодость. Несмотря на простоту, одежда на пустыннике чистая, без заплаток, лапти на старце хорошие, не порванные, о нем есть, кому заботится. Но старика волнует не это, земные блага ему не нужны, он давно привык довольствоваться малым.

На самом краю берега растет одинокая молодая ель, темная, практически черная. Река – это сплошное серое зеркало, ровное, без ряби. В нем отражается печальное осеннее небо и блеклый, практически серый противоположный берег. На нем среди светлой травы и мелких кустарников темными силуэтами отчетливо проступают ели. Они спускаются к самой воде, а на вершине холмистого берега сливаются в рощу.

Художник использовал для своего полотна неяркие краски: черную, болотно-зеленую, серую. Тем самым он пытался подчеркнуть бренность жизни, показать, что все проходит. Лишь кисть рябины яркая, красная. Кажется, что старец последний раз идет этой дорогой, он и сам это понимает. Поэтому природа не спешит нарушать его мысли даже легким шелестом ветра, она не мешает.

Описание №2

Написанную в 1888 году картину сразу же на Передвижной выставке купил для своего собрания Павел Третьяков.

Пустынник.. Вдумаемся в это слово. Кто же это такой? Наверное, это тот, кто ушел от мира, его забот и соблазнов, живёт вдали от всех в небольшом скиту, одинокой лесной избушке. Такой человек посвятил свою жизнь Богу, проводит дни в труде и молитвах.

Перед зрителем старец в черной монашеской одежде. Слегка согнувшись, опираясь на посох, бредет он берегом озера. На его седой голове монашеский головной убор, похожий на камилавку, ноги обуты в лапти. В его серебряной бороде и усах прячется улыбка. Да и глубоко посаженные, в паутине морщин, глаза тоже словно слегка улыбаются. От этого весь его облик становится как будто добрее. Чему улыбается пустынник? Своим мыслям, воспоминаниям, красоте всего Божьего мира? Совсем один, в этой лесной глуши, он не выглядит несчастным, оставленным. Видно, что походка его еще тверда, а во взгляде спокойствие и любовь. Старец медленно передвигается по дорожке над склоном. Нестеров не стремится приукрасить своего героя: его подрясник короток и помят, а взгляд говорит о том, что он многое повидал и испытал на своем веку.

Пустынник изображен на фоне типичного для картин Нестерова пейзажа: невзрачная растительность, неяркие тона, осень. На переднем плане, под ногами пустынника, черная от сырости тропинка. Вокруг нее трава и низкие кусты, уже потемневшие, умирающие от первых заморозков. Кое-где лежат небольшие островки снега. Самое высокое дерево на переднем плане – хрупкая, молодая елочка. Ее темно-зеленая хвоя символизирует вечную жизнь, неподвластную зимнему холоду. Справа у края полотна веточка рябины с ярко-красными гроздьями. На противоположном берегу озера, на склоне, среди пожелтевших кустов и пожухлой травы выделяются темные силуэты елей. Тот берег отражается в удивительно спокойной зеркальной глади воды. Над горизонтом узкая полоса невыразительного светло-серого неба. Всё это типичный вид средней или северной России. Пейзаж Нестерова называют одухотворенным: он создает общее настроение картины, выделяя при этом главного героя полотна.

Пустынник

Пустынник

Популярные сочинения

Сочинения про Осень и осеннюю природу. Времена года. Сколько написано и сказано о каждом из них… Нет, наверное, ни одного представителя искусства, который бы не воспел красоту лета, осени, зимы и весны

Учитель – это великая профессия, которая заслуживает большого уважения. Ведь учитель, на протяжении многих лет, идет с нами нога в ногу и вкладывает свои знания.

Главными персонажами в этом произведении являются красивая молодая пара. Этот рассказ о чистой любви, о влюбленной паре, которой пришлось пройти душевные переживания и разлуку.

Название для картины автором выбрано не случайно. Пустынник означает скитальца, странника, путника, отшельника. Главный персонаж картины – седовласый мужчина. У него длинные волосы и борода. Он одет достаточно легко, несмотря на то, что на улице еще кое-где лежит снег. Середина весны, лед на речке уже растаял. Гладчайшая гладь воды словно зеркало, в котором отражается пасмурное небо.

Мужчина идет по берегу. На небе – плотный покров из туч. Зима никак не решится покинуть свои владения, вот и небо, увы, до сих пор затянуто.

И редкий луч может пробиться сквозь их завесу. Голая сырая земля. Тишь, гладь, но совершенно неуютно. Можно почувствовать на себе прохладу того дня. Подул холодный ветер с реки, пролился легкий дождь – превратности погоды в это период воспринимаются как данность.

Но старцу все нипочем. Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. Его лапти промокли, и одет он не так тепло, как подобает. Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Он счастлив, потому что все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна. И вслед за стужей обязательно придет тепло.

Он ценит каждый момент этой жизни. Его мудрость позволяет ему находить нечто особо прекрасное в любой погоде, не ворчать на холод и дождь, а наслаждаться необычностью момента, его особенностью, ведь он – один такой удивительный и уникальный, и этот момент никогда больше уже не повторится.

Тень монаха-старца прямо перед ним – значит, солнце светит за его спиной. Он – такой же как все, обычный человек из плоти и крови. Но в то же время он совершенно иной, духовно инакомыслящий. Годы поклонения Господу, его крест покаяния и послушания дали ему мудрость и терпимость, с которой у него появился особенный, лишь ему известный и понятный путь. Путь, ведущий к счастью.

nesterov-pustynnik

Нестеров первым с такой искренностью и силой опоэтизировал человека, отказавшегося от суетных мирских страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы. Его старик-монах — простец, с наивной верой в Бога, не искушенный в религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, — это и делает его таким счастливым.

Михаил Васильевич Нестеров. Пустынник

Модель

Но однажды, когда Нестеров вновь пришел к утрени в собор, он опять увидел своего монаха. Тут уж не стал испытывать судьбу дважды: сразу после службы принялся уговаривать отца Гордея ему позировать. Старичок оказался крепким и правильным. Все отнекивался, ссылаясь, что, мол, гордыня все это, не богоугодное занятие и грех. Нестеров от него не отставал, приводя в пример портреты митрополитов. Неужели, сами митрополиты уж такие грешники, раз разрешали с себя портреты писать? В конце концов, отец Гордей сдался. Нестерову хватило двух сеансов по два часа каждый.

Суриков и лик монаха

Елочка

Время года

Пейзаж, изображенный Нестеровым, можно при невнимательном взгляде оценить как весенний: ранняя весна, когда снег еще не сошел с полей. Тем не менее, художник изобразил осень. И яркое указание времени года – ветка рябины с красными ягодами.

Два Пустынника

Нестерову настолько понравился образ Пустынника, что он написал две картины, где главенствует лицо монаха Гордея. На первой картине он изображен по колено, и это полотно хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Второй, главный, Пустынник – в Третьяковской галерее в Москве.

Деньги

Читайте также: