Зачем банку расчетно кассовые операции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Банк России устанавливает общие правила организации кассовой работы в коммерческих банках, которые устанавливают:

  1. общий порядок организации и ведения кассовой работы;
  2. правила перевозки и хранения банкнот, монеты и других ценностей;
  3. порядок определения банкнот, имеющих признаки подделки и неплатежеспособности;
  4. порядок замены и уничтожения банкнот ЦБ РФ.

Каждая кредитная организация (например, коммерческий банк и его филиалы) по месту своего нахождения создают кассовый узел и денежное хранилище, в соответствии с требованиями ЦБ РФ к их техническому состоянию. Кассовый узел используется для осуществления кассового обслуживания граждан, предприятий и организаций, а также для осуществления всех видов операций с наличными деньгами и иными ценностями. Размеры помещений и их количество устанавливаются банками самостоятельно, исходя из масштабов деятельности и объемов совершаемых операций.

Банки осуществляют следующие виды кассовых операций:

  • прием, выдачу и размен банкнот и монеты ЦБ РФ;
  • обмен рублевой наличности, в том случае если она имеет признаки неплатежеспособности;
  • обработку денежной наличности, а именно – пересчет, сортировку банкнот в пачки, в кассеты, формирование монеты в мешки, а также в другие средства упаковки;
  • обмен рублевой денежной наличности на иностранную валюту и наоборот;
  • кассовое обслуживание клиентов, к которому относятся следующие операции – по приему денежной наличности от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (граждан) для зачисления на их счета, а также операции по выдаче им денежных средств с одновременным списанием с их счетов.

По согласованию с РКЦ ЦБ РФ, где у коммерческого банка открыт корреспондентский счет, устанавливается лимит наличных денег в операционной кассе головного банка, его филиалов и дополнительных офисов. Фактический остаток наличных денег в кассе должен быть не менее суммы установленного лимита. Размер лимита зависит от масштабов и объемов деятельности каждого конкретного коммерческого банка. Наличные деньги необходимы банку для удовлетворения всех требований клиентов по получению денежной наличности со своих счетов.

Все операции с наличными деньгами и другими ценностями совершаются в помещениях банка, а также его внутренних структурных подразделениях, оборудованных в соответствии с требования ЦБ РФ, которые заключается в следующем:

  • такие помещения, располагаются таким образом, чтобы исключить в них нахождение любых посторонних лиц, кроме кассовых и инкассаторских работников;
  • такие помещения оборудуются отдельным входом, который охраняется сотрудником охраны и техническими средствами охраны и наблюдения;
  • эти помещения должны быть оснащены пожарной и охранной сигнализацией с выводом сигнала на подразделение охраны банка;
  • хранилищем денежных средств и ценностей является специально оборудованная сейфовая комната с металлическими шкафами и сейфами не ниже 1-го класса устойчивости.

Кредитная организация может застраховать всю денежную наличность и иные ценности, находящиеся в ее операционной кассе. Также многие кредитные организации страхуют здоровье и жизнь кассовых и инкассаторских работников.

Работа с наличными деньгами осуществляется кассовыми работниками, а непосредственно перевозку и инкассацию наличных денег осуществляют инкассаторские работники, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности. Кассовым и инкассаторским работникам в соответствии с Положением ЦБ РФ № 630-П запрещается:

Также банк (кредитная организация) осуществляет, как правило, самостоятельно инкассацию собственных денежных средств из РКЦ ЦБ РФ (со своего корреспондентского счета) и обратно. Также может оказывать услуги своим клиентам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем, по инкассации и доставке денежных средств и других различных ценностей.

Для эффективного обслуживания своих клиентов, а также обработки наличных денежных средств, каждая кредитная организация создает аппарат кассовых подразделений, который состоит из следующих видов касс – приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних, касс пересчета. Количество таких касс, их штат работников, а также техническое обеспечение, зависят от характера и объемов деятельности каждой кредитной организации.

К основным задачам деятельности кассовых подразделений кредитных организаций (банков) относятся:

  • расчетно-кассовое обслуживание населения (граждан РФ) в рублях и иностранной валюте;
  • осуществление безналичных переводов без открытия счета по поручению физических лиц с использование различных систем денежных переводов;
  • осуществление различных видов кассовых операций по поручению физических лиц, а именно – обмен (покупка и продажа) иностранной валюты, прием иностранной валюты на вклады и выдача со счетов с использованием, в том числе, банковских карт;
  • прием и выдача денежной наличности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • организация работы с наличными деньгами при использовании банкоматов;
  • обработка и пересчет денежной наличности, в том числе, выявление поддельных и сомнительных банкнот, а также банкнот, которые имеют признаки неплатежеспособности;
  • обеспечение бесперебойного и эффективного кассового обслуживания всех клиентов банка;
  • обеспечение надлежащего хранения денежной наличности и других ценностей (драгоценных металлов, ценных бумаг, бланков строгой отчетности и т.д.);
  • обеспечение установленного законом порядка приема, обработки, хранения и выдачи наличных денег и иных ценностей из касс и кладовых (хранилища) кредитной организации (банка);
  • проводит профилактические мероприятия, направленные на устранение растрат, хищений, просчетов и иных злоупотреблений в кассовой работе;
  • организация устранения недочетов, выявленных в ходе ревизий и проверки организации кассовой работы, а также выявление случаев растрат, хищений и иных злоупотреблений;
  • проведение политики автоматизации кассовой работы, повышающей производительность труда кассовых работников банка;
  • организация и осуществления мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионализма кассовых и инкассаторских работников банка.

Кассовое подразделение любой кредитной организации (банка) возглавляется заведующим кассой, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. Сохранность денежных средств и иных ценностей обеспечивают руководитель банка, главный бухгалтер и заведующий кассой, также они несут всю ответственность за своевременность и законность всех видов осуществляемых банком кассовых операций.

Структуру кассового подразделения банка упрощенно можно представить в виде следующей схемы.

Структура кассового подразделения банка

032_01.jpg

Все проводимые кассовые операции в банке также можно представить в виде таблицы 2.1.


Банки, предоставляющую услугу РКО, предлагают своим клиентам возможность осуществления следующих операций:

  • безналичные расчеты;
  • кассовое обслуживание с наличными денежными средствами;
  • выдача выписки о совершенных операциях.

В современных российских банках расчетно-кассовое обслуживание предусматривает возможность выполнения операций как на рублевом, так и на валютном счете. Совершение операций происходит в соответствии с унифицированными формами. Основными формами для совершения РКО являются платежные поручения и кассовые чеки. Банковские учреждения также предоставляют дополнительные услуги к РКО. Примером такой услуги является инкассация и совершение банковских операций посредством интернет-банкинга.

Открытие счета по договору банковского счета

Для совершения любых расчетно-кассовых операций клиент банка должен в обязательном порядке открыть собственный счет. Для юридического оформления открытия счета подписывается соответственный договор.

Для открытия счета по договору банковского счета должна быть проведена обязательная идентификация клиента или его представителя. Клиент имеет возможность открыть несколько банковских счетов на основании только лишь одного договора. Также стоит добавить, что банки не вправе отказывать в открытии счета для совершения РКО за исключением тех случаев, когда обслуживание не допускается действующим законодательством или другими правовыми актами.

Открытие счета для совершения РКО осуществляется после передачи в банк ряда необходимых документов. Клиент, прежде всего, должен подать соответствующее заявление. Открытие счета также осуществляется только после предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность клиента банка. Для организаций также важна подача учредительных документов (устав или учредительный договор) и решения о создании юридического лица. Помимо этого, юридические лица должны подать свидетельство о государственной регистрации.

Обслуживание счетов клиентов

Обслуживание счетов предусматривает предоставление ряда услуг. В первую очередь, банк должен обеспечить бесперебойное и оперативное движение денежных потоков своих клиентов. РКО также предполагает проведение валютных операций. Таким образом, клиент банка имеет возможность осуществлять свою хозяйственную деятельность как в рублях, так и в иностранной валюте. Причем, согласно действующему законодательству, клиент может открыть три варианта валютного счета: текущий, транзитный и для учета иностранной валюты, которая была приобретена на внутреннем рынке. Услуги по РКО валютных счетов предусматривают покупку или реализацию валюты по поручению клиента, конверсионные операции, а также получение или перечисление денежных средств в иностранной валюте по совершенным импортным и экспортным сделкам.

Обслуживание банковских клиентов также предполагает совершение безналичных операций. В частности, благодаря РКО клиент может рассчитывать на систематическое информирование о выбытии или поступлении финансовых средств, а также на обеспечение оперативного выполнения его поручений. РКО также предусматривает подготовку и выдачу выписок по совершенным финансовым операциям.

Переводы по поручениям клиента

Одной из наиболее популярных операций по РКО являются денежные переводы по поручениям клиента. Для совершения данной операции требуется открытие банковского счета для физических или юридических лиц. Это необходимо для проведения идентификации банковского клиента.

Переводы по поручению клиента осуществляются с учетом ряда ограничений. Они могут касаться цели, а также валюты и суммы перевода. Все перечисленные ограничения должны быть обязательно прописаны в договоре, заключенном между клиентом и банком.

Стороны, заключающие такой договор, также берут на себя определенные обязательства. Например, банк обязан доводить до своего клиента порядок осуществления денежного перевода, а также размер комиссии, если такая имеется. Банки также должны принимать меры, которые будут исключать несанкционированный ввод информации о переводах от имени банковского клиента. В обязанности банков также входит хранение документов по переводам, совершенным клиентом. Среднестатистический срок хранения данных составляет 5 лет. При этом банк должен предоставлять выписки по совершенным операциям сразу же после получения соответствующего запроса от своего клиента.

Обслуживание онлайн-системы банка

Развитие современных технологий позволяет российским банкам предоставлять такую услугу, как интернет-банкинг. Теперь онлайн-система банка позволяет осуществлять дистанционное обслуживание клиентов. Подобный вариант банковского обслуживания имеет целый ряд преимуществ. Прежде всего, онлайн-система позволяет клиенту контролировать свой счет и все совершенные операции посредством интернета. Онлайн-банкинг также расширяет функциональные возможности клиентов. Они могут формировать расписку, вести справочники контрагентов и т.д.

Дистанционное обслуживание также обеспечивает возможность экономии средств и времени клиента. Теперь ему не нужно тратить время на походы в отделения банка. Все операции могут быть осуществлены, не выходя из собственного дома или офиса. За счет этого клиент имеет доступ к своему счету на протяжении 24 часов в сутки и 7 дней в неделю.

Немаловажным преимуществом является и возможность контролирования финансовых потоков. Эту возможность должны особенно оценить юридические лица, имеющие множество филиалов или дочерних компаний. При этом все операции по дистанционному обслуживанию отличаются абсолютной безопасностью.

Выдача наличных денежных средств

Как говорилось выше, одной из основных операций по РКО является выдача наличных денежных средств. Данная операция имеет свой порядок и особенности. Выдача наличных осуществляется в соответствии с расходными ведомостями, кассовыми ордерами или расчетными документами. Вне зависимости от типа документа, он должен быть обязательно подписан руководителем предприятия или главным бухгалтером. Подпись также могут оставить специально уполномоченные лица.

Выдача наличных по РКО требует от получателя предъявления документа, который удостоверит его личность. Кассир банка должен записать номер и наименование документа, который использовался для получения денежных средств. Получатель также должен расписаться в получении денежных средств.

Выдача наличных денежных средств может быть осуществлена для удовлетворения различных целей. Чаще всего данная банковская операция совершается для выдачи заработной платы, стипендии и прочих выплат. Сумма денежных средств, предназначенная для выдачи зарплаты или стипендии, устанавливается в соответствии с платежной ведомостью предприятия. Срок выдачи наличных также должен быть обязательно указан в этом документе.

Прием и пересчет наличных денежных средств

РКО также предусматривает прием и пересчет наличных денежных средств, поступающих от клиентов банка. Такая услуга имеет множество плюсов. В первую очередь, за счет предоставления этой услуги осуществляется быстрая проверка подлинности поступающих наличных денег. Для этого используется современная банковская техника.

Стоит заметить, что прием и пересчет налички выполняется только лишь в предназначенное для этого время. Как правило, таким временем являются рабочие часы в будние дни. Кассир, осуществивший прием денежных средств, обязан выдать чек, свидетельствующий о зачислении полученных денег на расчетный счет клиента.

К приему наличных денежных средств допускаются исключительно платежеспособные банкноты, сохранившие как минимум 55 процентов от своей первоначальной площади. Таким образом, банки должны осуществлять прием изношенных, загрязненных или надорванных банкнот. К приему не допускаются банкноты, которые изменили свою окраску и свечение в ультрафиолетовых лучах. Помимо этого, запрещен прием банкнот, которые имеют брак изготовителей или на них отчетливо просматриваются следы от красящих средств, предназначенных для предотвращения хищения банкнот в процессе хранения или транспортировки.

РКО – расчетно-кассовое обслуживание – это комплекс услуг, которые предлагаются при открытии расчетного счета для бизнесменов. Стоимость РКО зависит от того, насколько много полезных предложений включено в пакет услуг. Ни один представитель бизнеса – ни ИП, ни юридическое лицо – не имеет право принимать оплату от клиентов на личные счета. Расчетный счет и РКО нужны всем представителям бизнес-сферы. Поэтому важно разобраться, что это и в каком банке лучше оформить счет и сопутствующие бонусы.

Что такое расчетно-кассовое обслуживание?

Что чаще всего предлагают банки в рамках РКО:

  • безналичные операции (переводы со счета на счет, перечисление зарплаты, расчет за налоги и т.д.);
  • кассовое обслуживание (операции с наличными – например, пополнение счета в банкоматах или кассе финансового учреждения);
  • обслуживание счета (формирование выписок или счетов для налоговой.

Это базовый набор операций, который напрямую связан с расчетным счетом. Но есть и бонусы от банков для более комфортного ведения бизнес-процессов:

  • эквайринг и интернет-эквайринг – возможность оплаты услуги или продукта компании через терминал или на сайте организации. То, что мы делаем каждый день в магазинах – прикладываем карту и перечисляем продавцу деньги на счет – и есть эквайринг;
  • самоинкассация – пополнение открытого счета через банкомат;
  • кредитные предложения – ссуды на более выгодных индивидуальных условиях;
  • валютный контроль – возможность компании при помощи банка получать не только рублевые зачисления, но и валютные;
  • онлайн-бухгалтерия – помощь в формирование платежек для налоговой.

Функции расчетно-кассового обслуживания

Главная функция РКО – обслуживание расчетного счета, помощь банка в его ведении.

Еще одна распространенная функция, пользующаяся популярностью у клиентов – содействие в регистрации статуса индивидуального предпринимателя. Банки дают пошаговую инструкцию и помогают заполнить необходимые документы.

Еще одна функция – упрощение ведения бизнеса с помощью дополнительных услуг и мобильных приложений (таких, как, например, онлайн-бухгалтерия).


Кому нужно РКО?

РКО необходимо всем компаниям, которые сталкиваются не только с наличным, но и с безналичным расчетом. Это индивидуальные предприниматели, юридические лица, а иногда даже и самозанятые.

РКО необходим и в том случае, когда расчет часто происходит наличными деньгами. Счет нужно открыть в том случае, если оборот наличности больше, чем 100 000 рублей.

Формально в российском законодательстве нет обязанности кому-либо открывать расчетный счет. Но есть косвенные ограничения (пример с наличкой и лимитом в 100 тысяч), которые фактически вынуждают предпринимателей открывать счет. Но ничего плохого в этом нет – РКО значительно облегчает работу компании, хоть на это и приходится потратиться.

Как выбрать банк?

Выбор банка должен строиться в первую очередь не на высоких финансовых показателях или отзывах клиентов, но на том, какие тарифы и какие услуги он предлагает. Главное – выбрать, какие функции первоочередные и сравнить, где ими будет удобнее пользоваться.

Расчётно-кассовое обслуживание (РКО) — услуги банка по проведению различных операций по счетам клиентов.

Открытие счёта, выпуск и обслуживание банковских карт, внесение и списание денежных средств, приём платежей от клиентов, выплата зарплат, размещение депозита и выдача кредитов, интернет-банкинг, инкассация, формирование выписок или счетов для налоговой — эти и другие операции и есть РКО.

Нюансы

Осуществлять РКО могут только банки, имеющие лицензию ЦБ РФ. Для них это один из основных видов деятельности и источников дохода, поэтому у каждого могут быть свои условия и тарифы для разных видов бизнеса и своя специализация. В свою очередь банк должен гарантировать оперативное, бесперебойное и безопасное проведение всех операций.

Критика

Если банки заподозрят, что клиент относится к сфере с высоким риском отмывания денег, они могут заблокировать его счета для дальнейших разбирательств.

Но бывает, банки блокируют счета и добросовестных клиентов, не указывая основания. В это время, пока операции по счёту недоступны, бизнес вынужден простаивать.

Читайте также: