Боэций о вере и разуме кратко

Обновлено: 30.06.2024

Пьер Абеляр По данной теме мы уже выполнили реферат Учение Пьера Абеляра подробнее ($1079 – 1142$) – выдающийся представитель французской средневековой схоластики, поэт, теолог, адепт средневековой логики.

Свои мировоззренческие и философские представления сформировал на работах Иоанна Росцелиан и Гийома де Шампо.

С $1102$ года преподавал в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, пользуясь внушительным успехом. Апогей его славы пришёлся на $1113$ год, с принятия управления училищем.

Абеляр По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее стал учителем выдающихся людей своей эпохи: папы римского Целестина II, Петра Ломбардского и Арнольда Брешианского.

Пьер Абеляр был мастером диалектики и превосходил всех своих учителей и современников. В его великолепное образование входило изучение трудов таких философов как Платон, Аристотель, Цицерон.

Крупные произведения Абеляра, в которых он представил свои философские, этические и теологические взгляды

Спор реалистов и номиналистов

В решении проблемы реализма и номинализма Пьер Абеляр располагался на своём специфичном месте. В отличие от главы школы номиналистов, Иоанна Росцелина По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Византийское юродство подробнее , который полагал идеи простыми наименованиями, и в отличает от школы реалистов, которую представлял Гийома и з Шампо, что универсалии представляю всеобщую действительность, Абеляр настаивал на том, что одна и та же сущность принадлежит всякому отдельному лицу не во всём её бесконечном объёме, но лишь конечно, индивидуально. Тем самым, он затронул важнейший вопрос о соотношении конечного и бесконечного.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках проблемы универсалий Абеляр предлагал своё представление: реально существуют лишь единичные предметы, а понятия реальны только благодаря голосу, роды и виды не имеют реального существования. Существовать может что-то единое, а что едино, то не может являться общим и наоборот, что обще, то не может стать единым. Следовательно, Три ипостаси Бог,а по сути, три отдельных личности. Бог представляется как слово, а лица – как реальности. Из этих выводов его обвинили в троебожии, теизме.

Что касается религиозных взглядов Пьера Абеляра По данной теме мы уже выполнили реферат Философия П. Абеляра. подробнее , то он учил, что имеющиеся у человека силы даны ему Богом, чтобы достигать при помощи них благих целей, в том числе и ум, который служит направлением религиозных идей.

Соотношение веры и разума

Поскольку Абеляр творил в эпоху схоластики, то для него, как для образцового представителя этого периода, была важна проблема соотношения веры и разума.

Разум преобладал перед слепой верой, следовательно обязанность веры заключалась в расположении под собой рассудочного обоснования. С совершенствования разума совершенствуется и вера. Благодаря исключительно свободному мышлению устанавливается непоколебимость веры.

Он считал, что вера, не опирающаяся на ум и преображающаяся на самодеятельность не достояна свободной личности. Свободное мышление принималось им нормой всякой истины.

Диалектику и Священное Писание Абеляр полагал источником истины. Исходя из этого, полагаясь на богословскую традицию, можно сделать вывод, что многие апостолы и отцы церкви допускали ошибки, не опираясь на Библию ,что ставило под сомнение многие догматы религии. Абеляр не испытывал сомнений в фундаментальных основаниях христианской религии, а только призывал и настаивал на осмысленное толкование.

Абеляр считал, что цель диалектики заключается в том, чтобы критично оценивать постулаты авторитетов, вести к самостоятельному философствованию.

Этическая концепция Абеляра заключена в принципе абсолютной моральной ответственности личности за все поступки.

Поступки обуславливаются намерениями человека. Без них поступки сами по себе не имеют оценку хорошего или плохого. Следовательно, плохим поступком будет тот, который был совершен в противоречии с убеждениями человека. Вступая в значительные противоречия с официальными церковными догматами учение и взгляды Абеляра были осуждена на Санском соборе в $1140$ как еретические.

Библиографическое описание:
Бородай Т.Ю. БОЭЦИЙ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 213-219.

БОЭЦИЙ (Boethius), Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480, Рим – ок. 525, Павия), римский философ, государственный деятель, богослов. Как философ видел свою задачу в том, чтобы латинизировать и гармонизиро­вать греческую философию: Платона, Аристотеля и неоплатоников, укрепив тем самым римскую культуру и государственность перед лицом варварского завоевания. Как богослов стремился латинизировать никейское и халкидон­ское богословие, перенеся на латинскую почву тонкие различения греческих понятий в учениях о Троице и об ипостаси и природах Христа. Для латин­ского Средневековья Боэций – один из главных наставников в античной филосо­фии и логике, а также в специальных науках (арифметике, геометрии, музы­ке, астрономии, риторике); один из создателей схоластического метода.



Боэций утешение философией

Ранняя биография философа

Северин боэций

Взлёт и падение

Перевод с латыни

Творчество

боэций утешение философией история написания

Мыслитель часто выступал против злоупотреблений властью. Это не кончилось для него добром. Так, он осудил деятельность Фаустуса Нигра, неудачная экономическая политика которого привела к голоду в провинции Кампания. Одним из врагов Боэция был частный секретарь Теодориха Великого, имевший большое влияние на короля – Киприан. Он показал правителю письма философа, направленные к императору Византии. К тому же в это время начались религиозные конфликты между двумя странами. Византийский император Юстин начал расправляться с арианами. А именно к этой ветви христианства принадлежали остготы. Они стали чувствовать угрозу со стороны Византии. К тому же по неизвестным причинам стали гибнуть ближайшие родственники короля. Испуганный правитель приказал арестовывать всех по малейшему подозрению. И пока мыслитель, посаженный в тюрьму по подложному обвинению ожидал суда и предрешённой казни, он создал произведение, которое сделалось одним из самых популярных трудов эпохи Средневековья.

Содержание и форма

Боэций утешение философией анализ

Философские диалоги

Направление мысли

Утешение философией краткое содержание

Бытие и благо

Далее стиль написания меняется, и дальнейшие главы изложены в стиле платоновских диалогов. Философ переходит к рассуждениям о том, в чем состоит цель жизни человека. Он задаётся вопросом, что для людей является высшим, истинным благом, и как отличить его от теней и подделок. И на помощь мыслителю приходит Платон и его последователи. Внешние блага и чувственный мир – это только призраки. Они текут, как песок сквозь пальцы. А вот истина и невидимое царство духа – это настоящая родина человека. Но она недоступна тиранам и злым людям. А, следовательно, настоящий человек может быть счастлив и в тюрьме. Жестокий же обижен судьбой всегда, даже если он правитель. Таким образом, награда за добродетель заключена в ней самой, а наказание за зло – тоже в нём самом. Так, собственно говоря, действует промысел Божий.

Последние главы

Много внимания в конце своего труда Боэций уделяет философии и поэзии, а также главному вопросу книги – соотношению свободы воли и божественного предопределения. Автор упрекает муз в том, что они стенают и страдают вместе с ним, только подтачивая его мужество. Поэтому в поэзии он утешения не находит. А вот богиня Философии – это другое дело. Беседуя с ней, можно отвлечься от собственных страданий и поговорить о судьбах мира и фортуне. Богиня помогает Боэцию познать Божий промысел и понять разум, управляющий Вселенной. Это даёт ему силы встретить казнь мужественно и даже с радостью. Само повествование идёт как бы в двух планах – философско-теоретическом и психологическом, когда страдающий узник, постепенно отказываясь от земных страстей и готовясь к иному бытию, поднимается над проблемами и горестями нашего мира, открываясь навстречу судьбе.

Боэций утешение философией цитаты

Посмертная слава

Крылатые фразы

Значение в культуре

Боэций утешение философией на русском языке

Переводы с латыни и издания

Возникновение философии как проблемы - Проблемы веры и разума в средневековой философии

Возникновение философии как проблемы — Проблемы веры и разума в средневековой философии

Проблемы веры и разума в средневековой философии

Проблемы гармонии веры и разума

Теоцентризм средневековой философии

В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло.

Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии.

В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом.

Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог.

Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.

Поиск истинного знания

Философская систематика всегда в значительной степени являлась выбором, делом произвола. Как бы она ни опиралась на очевидность, на данные наук, между нею и фактами всегда оставался промежуток, который она должна была пройти с закрытыми глазами. На что же она опиралась, делая свой выбор в пользу логоса, апейрона, атомов или чего-либо еще? На субъективные предпочтения, имея в виду под ними факторы, находящиеся за пределами внешнего, объективного, доступного строгому описанию мира. Гераклит выводит из логоса человеческие добродетели, связывая их с сухостью души. Анаксимандр, формулируя закон соотношения апейрона и единичных вещей, ссылается на справедливость равного возмездия. Из атомизма Демокрита вытекает его индивидуализм в достижении счастья. Невольно возникает вопрос: может быть, жизненные установки, которые выводятся из принципов бытия, и были тем скрытым основанием, который предопределил выбор самих этих принципов? Более того, сама идея первоначала, неизменного основания всего сущего стимулируется не только собственно познавательными причинами. Возможно, более существенную роль играют причины, связанные с поведением, организацией человеческих взаимоотношений в обществе. Когда Гераклит сокрушается, что логос един, а люди ведут себя так, как если бы каждый имел свое собственное понимание, то он не проговаривается. Он просто говорит о том, что его действительно интересует. Он ищет единый закон бытия, потому что он обеспокоен единым законом человеческого поведения. Когда философы выводят все из первоначала, то они на своем языке, языке познания, выражают ту же идею, которую религия выразила в мифе о происхождении всех людей от одного праотца — Адама [3, C.44].

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: