Зарождение гуманистической и авторитарной педагогики на руси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X — XII вв.). Характеристика особенностей воспитания и обучения.

Педагогические принципы средних веков. Развитие образования при Петре 1. Характеристика педагогической мысли в 18 веке (В. Н. Татищев, И. И. Бецкой). Реформы школы.

Школа и педагогика России 19 века (К. Д. Ушинский, В. В. Бехтерев). Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования. Революционно-демократические идеи в педагогике. Развитие идей свободного, трудового воспитания и обучения. Идеи народной педагогики. Истоки, исторически сложившиеся условия развития гуманистической идеи в российской педагогической науке. Гуманизм русского народа, доброта русской души, русская философия, подвижничество, русская литература, научная педагогическая мысль и практика. Идея русского гуманизма в педагогических системах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и др.

С.А. Рачинский – представитель подвижнической интеллигенции. В.П. Вахтерев – основатель эволюционной педагогики. Дидактическая система русской педагогики от педагогической антропологии К.Д. Ушинского до дидактики П. Ф. Каптерева. Концепция новой педагогики В.П. Вахтерова. Окончательное оформление науки как самостоятельной отрасли знания с появления истории педагогики. Требования к личности учителя К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Тесная связь теории и практики в педагогическом творчестве.

Гуманистические идеи в российской педагогике XVlll-XX веков - Основные идеи гуманистической педагогики и способы их реализации

Основные идеи гуманистической педагогики и способы их реализации

Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

В центре концепции гуманизма — устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) есть система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — критерием оценки отношений между людьми.

Гуманистические представления не являются чем-то постоянным и неизменным. Они меняются в процессе исторического развития.

Гуманизм, как и любая другая система взглядов, преломляясь в сфере политики, т.е. переходя от идеальных представлений о том, что должно быть или желательно, чтобы было, к тому, что есть в реальной жизни, ставит немало трудных вопросов. Например, кто более прав, более гуманен — Л.Н.Толстой, проповедовавший теорию непротивления злу насилием, или И.А.Ильин с его теорией сопротивления злу силою? Вопрос остается открытым.

Гуманизация образования – это обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманистическая педагогика в противовес авторитарной педагогике воплощается в личностно-ориентированном подходе, где в центре внимания находится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (само актуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных ситуациях. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Отличительные признаки гуманистической педагогики

а. смещение приоритетов на развитие психических, физических интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков.

б. сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный ВЫБОР в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает переориентацию внутренних личностных установок учителя.

Основные идеи гуманистической педагогики

1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это само ценность.

2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.

3. Ребенок – субъект педагогического процесса.

4. Ориентация на лучшие качества личности.

6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к само актуализации. Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала, культивирование импульса к самосовершенствованию.

7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности компоненты саморазвития личности: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, само регуляция, само реабилитация, самоорганизация.

8. Отсутствие прямого принуждения. Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Замена принуждения желанием, порождающим успех. Требовательность, основанная на доверии.

9. Приоритет положительного стимулирования. Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.

10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.

11. Уравнивание ученика и педагога в правах. Соблюдение Конвенции о правах ребенка. Общение, основанное на взаимопонимании.

12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.

13. Право ребенка на свободный выбор. При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность.

14. Право ребенка на ошибку.

15. Право ребенка на свободную точку зрения.

16. Принятие ребенка таким, каков он есть. Терпимость к детским недостаткам. Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.

18. Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе. Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей. Конструирование индивидуальных программ развития. Отказ от ориентирования на среднего ученика.

19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).

Гуманистическая направленность работы педагога во взглядах В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса, видя в этом пути к достижению успеха в нелегком деле обучения и воспитания детей. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов В. А. Сухомлинского и Ш. А. Амонашвили.

Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей — значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании. В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка — и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития. В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремится быть таким учителю очень важно. Он — посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей — учитель.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Славянским миром внесен особый вклад в развитие средневековой европейской школы и педагогической мысли. Примером этого может служить Чехия. Ян Гус (1409-1415) - ректор Пражского университета (создан в 1348 г.) выдвинул и осуществил идею обучения на родном языке, предприняв "чехизацию" университетского образования. Взгляды чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670) оказались моделью для всей Европы.

Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)

Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Остановив выбор на восточном христианстве, Киевская Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции ("латинской учености").

Важным передаточным звеном восточного христианства, византийской образованности и общеславянской традиции воспитания стала для Киевской Руси Болгария. Когда в 70-х гг. X в. Болгария и ее столица Преслав были опустошены войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве. Они приняли участие в подготовке первого поколения книжно-образованных людей на Руси, в приобщении русичей византийской, античной и библейской мудрости. Из Болгарии на Русь пришли и первые учебные книги: "Азбучная молитва", "О письменах" Черноризца Храбра, "Шестоднев" Иоанна Экзарха и др.

Педагогическая мысль, школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гуманизация и социализация образования - процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде. В социально-философском аспекте воспитание и образование рассматриваются как важная функция по целенаправленной подготовке молодого поколения к жизни в обществе, которая осуществляется в специально создаваемых государственных и общественных структурах, При этом основой такой подготовки выступает передача старшими поколениями социального опыта и активное его усвоение и воспроизводство новыми поколениями. Анализ философской, психолого-педагогической, социологической и другой литературы показывает, что современные трактовки сущности воспитания и образования разнообразны и характеризуют воспитание, как социализацию, посредством которой индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства

Педагоги XX века разрабатывали и реализовывали на практике идеи воспитания человека в новых социально-экономических условиях, где практический опыт российской школы, достижения зарубежной педагогической мысли по воспитанию юных граждан государства служили источником развития советской воспитательной системы. Гуманистические и демократические идеи, имевшиеся в педагогическом наследии России, способствовали практической деятельности педагогов этого периода.

усилия для достижения общей цели; при этом важна была подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, способного оказывать социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; в учете макро- и микросоциального окружения ребенка.

Кроме того, С.Т. Шацкий считал, что главное влияние па развитие ребёнка оказывает социально-экономическая среда, где школа, являясь основным центром воспитательной работы детей, должна выступать в качестве координатора формирующего воздействия. При этом главными факторами в процессе воспитания и обучения являются творчество и самостоятельность, а основная цель обучения не в приобретении знаний, а в развитии мышления, воспитании ума,

В основе педагогической системы А. С. Макаренко заложена идея всестороннего развития личности, где особое место занимает воспитательное воздействие коллектива. Основная мысль идеи состоит в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит развитию личности и индивидуальности. Веря в творческие силы и возможности человека, А.С. Макаренко считал, что воспитанием можно их пробудить и развить, а отношения между педагогами и детьми должны строиться на уважении и требовательности

В послевоенный период наиболее яркой является идея В. А. Сухомлинского, построенная на прочных нравственных основах, ориентированная на стремлении максимально использовать имеющиеся возможности для интеграции гуманистических традиций дореволюционной русской школы, опыта демократизации в 20-е годы и духовно- нравственного потенциала, полученного русским народом в годы Великой Отечественной войны. Результат такой интеграции выразился в цели воспитания, направленного на формирование личности, обладающей нравственным достоинством, патриотическим сознанием, активной жизненной позицией, которая реализовывалась В. А. Сухомлинским в Павлышской школе. Кроме того, педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского была направлена на практическую разработку содержания, средств и форм воспитания личности,

восприятие ее целостности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Гуманистические идеи В. А, Сухомлинского нашли творческое развитие в педагогической деятельности Ш. А. Амонашвили, И. Д. Демаковой и др., которые убеждены в том, что основным звеном во взаимодействии с ребенком является его гуманистическая сущность.

Практические основы педагогической поддержки как выражение педагогики свободы были заложены О. С. Газманом, который подчеркивал, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не

просто в активных и позитивных действиях, а вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. При этом педагогическая поддержка характеризовалась как совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей, целей, а также как преодоление препятствий на пути самостоятельного освоения мира, самовоспитания .

Уважение личности ребенка, понимание его чувств и мыслей, сопереживание, внутренняя ориентация на развитие ребенка и помощь ему в процессе развития характеризуют идеологию педагога-фасилитатора (термин, введён К. Роджерсом), помогающего и облегчающего ребенку процесс развития через сотрудничество, поддержку, реализацию его потребности в принятии и любви взрослого.

Социокультурологический подход: Н. Е. Щуркова характеризует воспитание как организованное, целенаправленное, социально и психологически разработанное введение ребенка в контекст современной общечеловеческой культуры, его совместное с педагогом вхождение в культуру, где человек рассматривается как продукт и дитя природы, выступающий одновременно как продукт, так и творец природы .

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в современном процессе воспитания и образования синтезируются многие педагогические

подходы, предложенные педагогами-мыслителями и практиками в разные культурные периоды жизни общества.

Учитель в книгах Ильина предстает как знаток предмета, артист, наставник. Педагогическая система Ильина связана с планированием занятий по фактологическим, эстетическим, нравственным аспектам, с отбором учебной информации. Ильин практикует творческие задания, способствующие осмыслению образных, тематических и других линий в литературе, воспитанию культуры чтения.

Целевые ориентации системы Ильина: нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение; преподавание литературы как искусства.

Особенности содержания. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем

ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы: а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице); в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики. В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

Урок литературы - это: 1) человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; 2) своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя; 3) не аргументы и факты, а открытия; 4) совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим: 1) способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; 2) облагораживание души и сердца ребенка; 3) развитие и становление познавательных сил ребенка; 4) обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; 5) идеал воспитания - самовоспитание.

Основные концептуальные положения: 1) все положения личностного подхода педагогики сотрудничества; 2) ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить; 3) ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность; 4) целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение:

иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых: 1) гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; 2) индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; 3) мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики; 4) резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей; 5) учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок – игра).

Гуманизация образования, как отмечает Г. И. Беленький, имеет своей целью формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Гуманизация образования тесно соотносится с понятиями общественных ценностей, культуры; предполагает активное участие в учебном процессе ученика, увеличение его самостоятельности, развитие способностей и творческих возможностей. В современной педагогике в связи с этим выделяется такое направление, как педагогика сотрудничества, в которой ученик рассматривается не просто как объект, но и как субъект педагогической деятельности.

С понятием гуманизации тесно связан и вопрос о гуманитаризации обучения, в рамках которого рассматриваются конкретные вопросы содержания не только гуманитарных дисциплин, но всех образовательных дисциплин, усиление их воспитательного воздействия на учащихся. Целью гуманитаризации является усиление этической, эстетической, общекультурной сторон обучения. В свете идей гуманизации и гуманитаризации образования сегодня рассматривается и литературное образование, важность которого год от года усиливается.


Авторитарная педагогика и гуманная педагогика: черты различий

Чтобы облегчить выбор, назовём ещё ряд других различий между авторитарным и гуманным педагогическими подходами.

Авторитарная педагогика строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений.
Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу.

Авторитарная педагогика ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения.
Гуманная педагогика направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.

Авторитарная педагогика довольствуется учётом психологических особенностей детей.
Гуманная педагогика вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть.

Авторитарная педагогика провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни.
Гуманная педагогика воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.

Авторитарная педагогика приспосабливает Ребёнка к жизни.
Гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни.

Авторитарная педагогика монологична в своём общении с детьми.
Гуманная педагогика ведет постоянный диалог с ними.

Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям, внимательности, послушанию, ответственности, непререканию…

Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…
Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…

Авторитарная педагогика консервативна.
Гуманная педагогика инновационна.

Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания…
Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения.

10.03.2013
Продолжение темы гуманной педагогики следует.


Предыдущие публикации по теме "Манифест гуманной педагогики":

Уважаемая Вера, блестящие Ваши работы, прекрасные мысли.
И если только и возникает вопрос, то он один - как это воплотить в жизнь?
Почему сегодня школа превратилась в повинность, и даже лагерь какой-то?
Не могу к внучке зайти, сто вопросов: "А зачем? А документы?".
Что-то не то мы выстроили.
А я с первого класса ходил в школу за километры, и никто меня не сопровождал и не встречал.
Мир был иным. И люди иные, хотя и выросли в авторитарном государстве, как любят говорить сегодня.
Спасибо Вам!
И кланяюсь Вам, сердечно, что посмотрели и мои стр.
Только добра.

Уважаемый Иван Иванович!
Сердечно благодарю за отклик по актуальной животрепещущей теме: школьное образование в России.
Я не учитель, я - бухгалтер, но поддерживаю идеи гуманной педагогики и стараюсь, как могу, пропагандировать их.
Конечно, мы - дети иного,советского времени, но проявление лучших качеств в человеке (совесть, взаимопомощь, доброжелательность, Любовь и др.) не должно зависеть ни от эпохи, ни от национальности, ни от вероисповедания.
С пожеланиями творческих свершений,

Сердечно Вас благодарю, милая Вера.
Да, Вы правы, очень бы хотелось, чтобы эти качества наличествовали в каждом, независимо от его рода, места в обществе, просто, по праву человека.
Только добра Вам!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: