Фрг 1990 2017 кратко

Обновлено: 02.07.2024

На протяжении многих лет Германия была разделена на две враждующие республики – демократическую (ГДР) и федеративную (ФРГ). Люди не имели возможности перемещаться из одного района в другой, и потеряли связь с близкими родственниками. Это привело к массовому бегству граждан. Ни аресты, ни расстрелы не могли удержать жителей ГДР, стремящихся на Запад. Для укрепления границы была построена Берлинская стена, простоявшая 28 лет и рухнувшая в 1989 году. Крах символа, так долго разделяющего немецкую нацию, стал настоящим праздником для жителей Германии.

В 1945 году закончилась Вторая мировая война, Германия была поделена между странами-победителями и бывшие союзники вновь стали соперниками. США, Англия и Франция объединились и в 1946 году образовали Тризонию. Сталин всеми силами пытался противодействовать политике Запада в Германии. Для этого он приказал перекрыть все пути, ведущие в западную часть Берлина. Блокада длилась целый год, поэтому союзники организовали воздушный мост. С его помощью авиация снабжала население продуктами питания. Первый рейс состоялся в ночь с 23 на 24 июня 1948 года. Самолёты, заполненные провизией, прилетали в Берлин безостановочно вплоть до 12 мая 1949 года. В этот день блокада с западного сектора Берлина была снята.

  • 7 сентября того же года Тризония стала новым государством под названием Федеративная Республика Германии.
  • Через месяц, 7 октября 1949 года возникла Германская Демократическая Республика, находящаяся под властью СССР.

Противоборствующие зоны имели множество политических и экономических различий, что привело к массовому бегству из восточного Берлина.

Изначально жители ГДР и ФРГ могли пересекать границу, но холодная война набирала обороты и отношения США и СССР ухудшались с каждым днём. Квалифицированные специалисты перебирались жить в ФРГ, поэтому СССР пришлось пойти на радикальные меры.

13 августа 1961 года на границе появились заграждения и военные патрули, а строители приступили к строительству Берлинской стены. Граждан уверяли, что она предназначена для их защиты, но на самом деле реализация проекта была отчаянной попыткой удержать людей в ГДР любой ценой.

Протяжённость стены составила 155 км. Бетонные заграждения оснащались земляными рвами, острыми шипами и сторожевыми вышками. Солдатам разрешалось открывать огонь на поражение. Но даже это не останавливало беглецов.

Экономическое положение ГДР ухудшалось, люди стали устраивать протестные демонстрации, ведь огромная доля национального дохода уходила на военные расходы и ежегодное обслуживание Берлинской стены. Переломными стали события 1989 года.

  • Горбачёв пытался реформировать Советский Союз, но в итоге многие страны вышли из-под влияния СССР.
  • В Румынии свергли коммунистического диктатора.
  • Польша и Венгрия стали демократическими государствами.
  • Открылась граница между Венгрией и Австрией.
  • Генеральный секретарь СЕПГ сложил свои полномочия.

9 ноября 1989 года власти ГДР заявили, что жителям будет разрешено выезжать из страны и берлинцы ринулись к стене, чтобы убедиться в правдивости этих слухов.

В ту ночь проходы были открыты, а тысячи молодых людей с кирками и молотками начали ломать заграждения. Берлинская стена, разделяющая некогда сильную военную державу и являющаяся символом холодной войны, пала. Люди ликовали. 3 октября 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ и Германия вновь стала цельным государством.

Берлинская стена давно пала, но долгосрочное коммунистическое правление отрицательно сказалось на экономике восточной Германии. По сей день на территории бывшей ГДР наблюдается высокий уровень безработицы. Это негативно сказывается на инфраструктуре, ведь в казне не хватает денег для надлежащего обеспечения государственных учреждений. Но, несмотря на это, в Германии до сих пор живёт множество людей, ностальгирующих по ГДР. В восточных городах есть тематические музеи, а мода на вещи, сделанные в Германской Демократической Республике, так и не угасла.

В последующие годы ФРГ активно поддержала стратегию НАТО по обеспечению международной безопасности. Первым испытанием бундесвера в новых условиях стало участие в миротворческой операции в Боснии и Герцеговине. Изменение политического статуса ФРГ в НАТО всемерно поддерживалось ее союзниками.

Визит в Москву в декабре 1992 г. Совместное заявление Ельцина и Коля от 16 декабря 1992 г. закрепило нулевое решение по взаимным претензиям: с российской стороны на недвижимое имущество западной группы российских (бывших советских) войск, а с германской — на возмещение ущерба природной среде в местах дислокации войск. Досрочный вывод российских войск был стимулирован дополнительной выплатой 550 млн марок на обустройство возвращавшихся на родину военнослужащих. Вывод российских войск из Германии был завершен к 31 августа 1994.

Неизменным приоритетом внешней политики Германии на всем протяжении правления Г. Коля оставалась западноевропейская интеграция. ФРГ выступила активным сторонником углубления интеграции в русле Маастрихтских соглашений. В 1995—1996 гг., когда новый президент Франции Ж. Ширак занял более сдержанную позицию в этом вопросе, Г. Коль начал выступать в роли лидера европейского интеграционного процесса. Париж и Бонн выступили в 1996 г. с совместной инициативой по изменению ряда положений учредительных документов Европейских Сообществ и уточнению интеграционных программ, зафиксированных в Маастрихте. Речь шла прежде всего о механизмах перехода к валютному союзу и решении проблемы дальнейшего расширения ЕС. Г. Коль сыграл решающую роль при обсуждении всех этих вопросов и подготовке к подписанию Амстердамского договора 1997 г., определившего стратегию развития ЕС на начало XXI века.

Огромный резонанс имел смелый дипломатический демарш Германии в 1991 г., когда германское правительство неожиданно признало суверенитет двух первых отделившихся от Югославии республик, что стало ударом по федерации, но обеспечило германское влияние в Словении и Хорватии.

Социально-экономическое положение

Договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., закрепил отказ от перераспределения собственности, конфискованной СВАГ в 1945—1949 гг., в пользу ее бывших владельцев.

Основными способами реформирования восточногерманской экономики стало осуществление приватизационных программ на обычной коммерческой основе и внедрение рыночного менеджмента. Создано берлинское Опекунское управление. Но план приватизации был фактически сорван.

Столь же малоэффективной оказалась попытка организационной перестройки восточногерманской промышленности. Массовое обновление административного персонала за счет специалистов из Западной Германии, внедрение новейших принципов менеджмента давало незначительный эффект в условиях абсолютно иной производственной культуры, технологической отсталости оборудования, дезорганизации традиционных рынков сбыта. Все это заставило правительство ФРГ сохранить на длительный срок действие федеральных программ по модернизации восточных земель.




Пик кризиса пришелся на 1993 г., когда ВВП снизился на 1,1 %. Падение производства в ведущих отраслях машиностроения составляло до 20—25 %. Начался устойчивый рост безработицы, уровень которой в 1991 г. составлял 5,5 %, а в 1993 г. — уже 8,9 %. Причины такого серьезного экономического спада были отчасти связаны с проблемами объединения. Реализация программ модернизации восточногерманской экономики вызвала крайнее напряжение финансовой системы, которая несколько десятилетий являлась основой стабильности западногерманской экономики. Начал расти государственный долг, появились симптомы инфляции. Правительство было вынуждено пойти на повышение налогов и процентных ставок на вклады в банки. Но эти меры, в минимальной степени компенсирующие финансовые потери, лишь снизили деловую активность и углубили спад производства.

Особые причины имел продолжительный спад промышленного производства в западных землях Германии. Ключевым фактором стала исключительно высокая стоимость рабочей силы. В условиях социального рыночного хозяйства оплата труда, формирующаяся на основе сложной системы прямых и косвенных выплат, бонусов и поощрений, достигла уникального объема.

В 1994 г. наметилось оживление экономической конъюнктуры. Прирост ВВП составил 2,9 %. Но уже в 1995—1996 гг. последовал новый спад. Устойчиво росла безработица, причем пик этого процесса пришелся на 1997 г., когда без работы оказалось 11,3 % экономически активного населения. Так же устойчиво рос государственный долг, составлявший в начале десятилетия 40 % ВВП, а в 1996 г. превысивший 60 %. Преодоление спада в 1997 г., сопровождавшееся увеличением ВВП на 2,5 %, было связано преимущественно с ростом экспорта.

Политическая ситуация в Германии на протяжении первой половины 90-х гг. оставалось вполне стабильной. Стремительная эпопея объединения страны способствовала закреплению преимущества ее организаторов — христианских демократов. 1994 год принес очередной политический триумф партии Г. Коля. В мае на пост президента страны был избран представитель ХДС 60-летний юрист Р. Херцог. Осенью состоялись очередные выборы в Бундестаг. Оппозиции удалось заметно укрепить свое положение. СДПГ получила поддержку 36,4 % избирателей и 252 мандата.

Тем не менее правительственной коалиции удалось сохранить парламентское большинство.

За четыре года, прошедшие до следующих парламентских выборов 1998 г., христианским демократам не удалось ни укрепить свой рейтинг, ни обновить программу.

Два лидера оказались перед выборами 1998 г. и в рядах социал-демократов. Восхождение одного из них — Оскара Лафонтена, началось еще в начале 80-х гг. К 1994 г. Лафонтен уже являлся бесспорным духовным лидером СДПГ, а после очередной неудачи на выборах занял и пост председателя. Для успеха на выборах партии требовался лидер с иным имиджем. Им стал Герхард Шредер.

Выборы 1998 г. принесли социал-демократам долгожданную победу. СДПГ получила 40,9 % голосов и 298 мандатов. Новым канцлером Германии стал Герхард Шредер. Лафонтен первоначально занял пост министра финансов, но соседство двух лидеров оказалось недолговечным.

Существенные коррективы Шредер внес во внешнюю политику. Несмотря на председательство в ЕС в 1999 г., Германия весьма сдержанно реагировала на проекты общеевропейских программ, призванных ускорить формирование валютного союза. Шредер демонстрировал готовность к участию в процессе интеграции, но отказался оплачивать его издержки для других стран. Гораздо большую активность ФРГ проявила в 1999-2000 гг. в составе НАТО. Шредер занял чрезвычайно жесткую позицию в период косовского конфликта, вызвав одобрение даже со стороны демохристианской оппозиции. В отношениях с Россией, напротив, наступил период охлаждения. Явная поддержка Коля со стороны российского президента Ельцина в ходе последних парламентских выборов не могла способствовать сближению Москвы с новым германским правительством. В 2000 г., продолжая ту же линию, германская дипломатия заняла достаточно жесткую позицию по вопросу о российских внешних долгах.

Германия, развязавшая Вторую мировую войну, больше других стран Европы от нее и пострадала. Людские и экономические потери были огромными. Свыше 13 млн немцев не вернулись с войны. Кроме того, Германия прекратила свое существование как суверенное государство. Она была расколота на оккупационные зоны стран антигитлеровской коалиции. В западной части власть принадлежала военной администрации США, Великобритании и Франции. В восточной части — советской военной администрации.

Образование ФРГ и ГДР.

Германия во второй половине XX века

В восточной зоне оккупации руководство СССР поддерживало политические силы левой ориентации. 7 октября 1949 г. здесь было провозглашено образование Германской Демократической Республики (ГДР). Премьер-министром правительства ГДР стал социал-демократ, а главой парламента — коммунист. На четыре зоны был разделен и Берлин. Его восточная часть (советская зона) провозглашалась столицей ГДР. Раскол Германии стал свершившимся фактом.

Социально-экономическое и политическое развитие ФРГ.

ФРГ оказалась в сфере влияния США. В 1949 г. канцлером ФРГ стал лидер ХДС Конрад Аденауэр. Под его руководством ФРГ приняла участие в создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951), Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957), в 1955 г. вступила в НАТО.

Преемники К. Аденауэра расширяли государственное регулирование экономики и социальные программы. В области внешней политики ориентировались на США, но при этом стремились улучшить отношения с Францией и укрепить влияние ФРГ в Восточной Европе.

В 1982 г. пост канцлера перешел к лидеру ХДС Гельмуту Колю, который являлся приверженцем неоконсервативной политики. Он находился у власти 16 лет. Лозунгом экономической стратегии Г. Коля стало возрождение свободной рыночной экономики. Была проведена налоговая реформа, которая предоставила огромные налоговые льготы промышленному капиталу. Были сокращены государственное регулирование экономики и социальные программы. В результате возросли имущественная дифференциация общества и безработица. Однако правительство Г. Коля стремилось максимально смягчить социальные издержки нового курса. С 1983 г. в ФРГ начался постепенный экономический подъем, длившийся почти 7 лет. Западногерманская марка стала одной из ведущих валют мира. А главной целью внешней политики Г. Коля было объединение двух немецких государств.

Строительство и кризис социализма в ГДР.

Для поддержки ГДР в 1950 г. советское правительство вдвое сократило размеры репарационных платежей, провело индустриализацию, нарастило поставки сырья и техники. В 1952 г. правящая Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), стоявшая на марксистских позициях, взяла курс на строительство основ социалистического строя. Однако противодействие частной торговле, массовая национализация предприятий привели в июне 1953 г. к протестам рабочих и студентов в Восточном Берлине, Лейпциге и других городах. Антиправительственные выступления были подавлены с помощью советских войск.

Предвестником краха социализма в ГДР стал массовый приток беженцев в Австрию и ФРГ в 1989 г. Внутри правящей партии активизировалась оппозиция. Она сформировала правительство, но удержать контроль над положением в стране не смогла. В ноябре 1989 г. ликующие немцы по обе стороны разрушили Берлинскую стену — символ разделения страны.

Объединение Германии.

В марте 1990 г. на выборах в парламент победу одержала антикоммунистическая оппозиция. Новое правительство ГДР взяло курс на присоединение к ФРГ. Народная палата (парламент) 23 августа проголосовала за присоединение ГДР к ФРГ.

После этого окончательное решение вопроса об объединении Германии перешло к странам-победительницам во Второй мировой войне — СССР, США, Великобритании и Франции. Советское руководство не возражало против объединения двух государств. Только Франция безуспешно пыталась воспрепятствовать созданию объединенной Германии, боясь потерять свое политическое влияние в Европе.

В итоге 12 сентября 1990 г. был подписан Договор об окончательном урегулировании отношений с Германией. Все обязанности и права бывших союзников в отношении Германии аннулировались, германский вопрос был решен окончательно.

3 октября 1990 г. в соответствии с конституцией ФРГ было провозглашено присоединение ГДР к ФРГ. Новая Германия становилась членом НАТО. В 1994 г. с бывшей территории ГДР были выведены советские войска при сохранении американских на территории ФРГ.

ФРГ в конце ХХ — начале ХХI в.

В 1998 г. к власти пришла СДПГ. Новое правительство пошло на непопулярные меры: уменьшило бюджетные расходы на пенсионные, социальные выплаты и на здравоохранение, а также сократило налоговые льготы.

В 2005г. федеральным канцлером Германии стала лидер ХДС Ангела Меркель. Она продолжила внутреннюю политику предыдущего правительства. Одним из наиболее важных направлений ее внешнеполитической деятельности стало дальнейшее углубление европейской интеграции и укрепление экономического сотрудничества с США.

В начале ХХ! в. в Германии обострилась проблема иммиграции. В страну ежегодно прибывают сотни тысяч иммигрантов из бывших социалистических стран, азиатских и африканских государств. Прием и обустройство иммигрантов требуют больших финансовых расходов. Еще одной серьезной проблемой стала активизация в стране деятельности неонацистских организаций.

Германия во второй половине XX века

Власти ФРГ и ГДР позаботились о том, чтобы получить одобрение объединения со стороны мирового сообщества на основе международных договоров.

После завершения Второй мировой войны территория Германии находилась под внешним управлением стран-победительниц: СССР, США, Франции и Великобритании. Но с годами их контроль над многими аспектами жизни ослабевал. Однако всё это время там находились сотни тысяч иностранных военнослужащих. То есть полноценной независимости немцы не имели. Поэтому одного желания граждан ФРГ и ГДР жить в едином государстве было недостаточно. Необходимо было заключить мирный договор, предусматривающий соблюдение международного права и согласие стран-победительниц. Изначально против объединения возражали британцы и французы. Но кропотливая работа дипломатов, а также взаимное желание найти компромисс позволили решить все спорные вопросы.

1.jpg

Единая Германия: за и против

Джордж Буш — ст. Президент США. Лидер Соединённых Штатов с самого начала уверенно поддерживал идею объединения Германии. Все страхи французских и английских политиков о возможном возрождении немецкого милитаризма он отвергал. Во-первых, политическая система ФРГ образца 1990 года не имела ничего общего с тем, что было в Германии в 1920-е и в 1930-е годы. А во- вторых, на территории ФРГ находился крупный контингент американских вооружённых сил.

3.jpg

Франсуа Миттеран. Президент Франции. Лидер Французской республики разделял опасения Маргарет Тэтчер о том, что объединённая Германия разрушит сложившийся в Европе баланс сил. Кроме того, в национальной прессе вспомнили о тех бедствиях, которые Франция испытала как после начала Франко-прусской войны 1870−1871 годов и аннексии французских Эльзаса и Лотарингии, так и в двух мировых войнах. В Париже с ужасом ждали роста немецких реваншистских настроений. Но позднее Миттеран смягчил свою позицию.

Михаил Горбачёв. Лидер Советского Союза. Публично Михаил Горбачёв заявлял, что процесс интеграции Германии — дело самих немцев. И старался воздерживаться от прямой оценки возможных последствий этого события. Однако в реальности советский лидер принял самое деятельное участие в объединении ФРГ и ГДР. Он лично убеждал Маргарет Тэтчер в том, что единая Германия не несёт никакой опасности для мира в Европе. Таким образом, Горбачёв сыграл важную роль в объединении Германии.

Хроника объединения

Октябрь 1988 года. Во время личной встречи с Михаилом Горбачёвым федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль поинтересовался отношением советского лидера к идее возможного объединения Германии. Горбачёв заявил, что принципиальных возражений у СССР не имеется.

Июнь 1989 года. Гельмут Коль и Михаил Горбачёв подписали совместное заявление, которое, несмотря на декларативный характер, можно считать первым документом, проложившим дорогу будущему объединению ГДР и ФРГ.

Ноябрь 1989 года. После падения Берлинской стены исчез многолетний железный занавес между Востоком и Западом.

Март 1990 года. В ГДР прошли первые свободные выборы в парламенте большим отрывом победила партия восточногерманских христианских демократов, чьи лидеры были настроены на процесс объединения Германии.

Май 1990 года. Гельмут Коль и новый лидер ГДР Лотар де Мезьер подписали договор о едином экономическом и финансовом пространстве.

Июль 1990 года. С 1 июля на территории ГДР введена в обращение в качестве новой денежной единицы западногерманская марка.

Август 1990 года. 31 августа был заключён Договор об объединении ФРГ и ГДР. Документ подписали глава МВД ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь ГДР Гюнтер Краузе.

2.jpg

Октябрь 1990 года. С 3 октября 1990 года ГДР перестала существовать. Этот день с тех пор является Днём германского единства.

Падение стены и объединение Германии: действующие лица

Во время событий в Берлине в 1989 году удалось избежать, казалось бы, неизбежного кровопролития. И огромную роль в мирном разрешении конфликтной ситуации сыграли семь политиков.

Стремительный рост протестного движения в начале 1989 года в странах с коммунистическими режимами оказался неожиданным для лидеров этих государств. И последствия могли оказаться самыми печальными. В частности, власти Китая в начале июня применили танки против людей, собравшихся в Пекине на площади Тяньаньмэнь.

4.jpg

Гельмут Коль. Федеральный канцлер ФРГ (1982−1998). 1930−2017

Гельмут Коль начал политическую карьеру ещё студентом. В 1982 году был избран федеральным канцлером ФРГ и оставался на этом посту 16 лет. После начала протестных движений в ГДР он оказался одним из самых энергичных сторонников объединения Германии. Его план из 10 пунктов и непоколебимая решимость в реализации экономического и финансового союза с ГДР, а также его умелые дипломатические шаги помогли достичь компромиссов с СССР и США и в конце концов объединить Германию.

Михаил Горбачёв Генеральный секретарь. ЦК КПСС (1985−1991). Родился в 1931 году

Ганс-Дитрих Геншер. Министр иностранных дел ФРГ (1974−1992). 1927−2016

Ганс-Дитрих Геншер сделал в ФРГ политическую карьеру в Свободной демократической партии. Должность министра иностранных дел он занял в 1982 году. Будучи сторонником разрядки, Геншер активно выступал за диалог между Западом и СССР. С начала 1989 года он проводил множество встреч и переговоров, направленных на мирное разрешение политического кризиса в ГДР. В частности, Геншер договорился о свободном выезде на Запад восточных немцев, укрывшихся в посольствах ФРГ в Праге и Варшаве.

5.jpg

Райнер Эппельман. Пастор, один из лидеров оппозиции, министр обороны и разоружения ГДР (1990). Родился в 1943 году

Райнер Эппельман стал считаться властями ГДР опасным диссидентом, когда в 1966 году отказался служить в армии. За этот поступок он был приговорён к восьми месяцам тюрьмы. Позднее Эппельман служил пастором в одном из приходов Берлина. Власти ГДР даже рассматривали вариант его убийства. В 1989 году Эппельман призывал протестующих жителей Восточного Берлина отказаться от применения насилия. Его авторитет и репутация помогли сдержать агрессию сторон.

Гюнтер Шабовски. Член политбюро ЦК СЕПГ (1984−1989). 1929−2015

Лотар де Мезьер. Председатель партии ХДС (1989−1990) в ГДР. Родился в 1940 году

Эдуард Шеварднадзе. Министр иностранных дел СССР (1985−1990). 1928−2014

Эдуард Шеварднадзе был назначен на пост министра иностранных дел СССР в 1985 году по инициативе Михаила Горбачёва. На этом посту Шеварднадзе сыграл огромную роль в нормали­зации отношений Совет­ского Союза со странами Западной Европы и США и падении железного зана­веса. В 1989 году он под­держал решение Горбачёва о недопустимости военного вмешательства СССР в ситу­ацию в ГДР. Это позволило избежать кровопролития и в итоге привело к падению Берлинской стены.

Проект подготовлен совместно с Германским историческим институтом в Москве

Читайте также: