Бесприданница история создания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

История создания

Задумана пьеса Островским в 1874 или в начале 1875 г. В письме Бурдину от 1 октября 1876 г. драматург писал о "Бесприданнице": "Всё моё внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить её в этом году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое моё оригинальное произведение". Работа над "Бесприданницей" была завершена лишь 16 октября 1878 г. Островский 3 ноября 1878 г. в письме к Бурдину сообщает: "Пьесу свою я читал уже в Москве пять раз; в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне и все единогласно признали "Бесприданницу" лучшим из моих произведений".

Действующие лица

  • Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.
  • Лариса Дмитриевна, её дочь, девица; одета богато, но скромно.
  • Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.
  • Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.
  • Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.
  • Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.
  • Робинзон, провинциальный актёр (Аркадий Счастливцев).
  • Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.
  • Иван, слуга в кофейной.

Сюжет пьесы

Действие разворачивается на берегу Волги в провинциальном городе Бряхимове в третьей четверти XIX века. Харита Игнатьевна Огудалова — обедневшая дворянка, вдова с тремя дочерьми. В отсутствие средств, она всё-таки держит открытый дом, не без оснований рассчитывая, что общество красивых и музыкальных барышень привлечет холостых мужчин, которые женятся по любви на бесприданницах. Двух старших дочерей ей удаётся выдать замуж, осталась младшая, Лариса . За ней ухаживает барин, богач и пароходчик, Сергей Сергеевич Паратов, который, очевидно, влюблён в девушку. Лариса также безумно влюбляется в красавца Паратова, но именно тогда, когда, по мнению Огудаловых и всех их знакомых, Паратов должен сделать предложение, Сергей Сергеевич спешно уезжает из города — спасать своё состояние.

Постановки в Российской империи

17 сентября 1896 в Александринском театре роль Ларисы впервые исполнила В. Ф. Комиссаржевская.

Пьеса переведена языки: украинский (И. Сенченко), чувашский (М. Ухсай), азербайджанский (Э. Мамедханлы), грузинский (К. Андроникашвили), армянский (М. Геворкян и А. Тер-Ованян), узбекский (А. Турдыев и И. Миртемир), киргизский (К. Джантошев) и др.

В 1870-х годах А.Н. Островский служил мировым судьей. Многие судебные дела, с которыми писатель был знаком очень подробно, послужили материалом для его произведений.

Первоначально автор хотел, чтобы его пьеса состояла из трех действий, но в конечном результате действий насчитывается четыре. А. Н. Островский хотел показать насущные проблемы общества, для которого важнее всего были деньги. Они управляли мыслями и чувствами людей, делали их жизнь по-настоящему зависимой. Именно проблема денег становится ведущей в произведении, именно деньги являются причиной трагичной судьбы не только Ларисы Огудаловой, но и других персонажей, готовых продать собственные чувства.

Пьеса "Бесприданница" принадлежит к числу лучших произвдений выдающегося русского драматурга А. Н. Островского.

История создания пьесы "Бесприданница" Островского

Задумка пьесы "Бесприданница" появляется у Островского в ноябре 1874 года - об этом свидетельствуют черновики автора. Работа над пьесой затягивается на несколько лет.

1 октября 1876 года Островский сообщает Ф. А. Бурдину о том, как продвигается работа над пьесой:

"Все мое внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение." (А. Н. Островский - Ф. А. Бурдину)

Наконец, 17 октября 1878 года Островский заканчивает драму "Бесприданница". Судя по черновикам писателя, многолетнаяя работа над "Бесприданницей" была напряженной и кропотливой. Известно, что по первоначальному замыслу пьеса должна была иметь три действия.

28 октября 1878 года Театрально-литературный комитет одобряет драму, а драматическая цензура разрешает пьесу к постановке .

Тем временем Островский читает свою новую пьесу друзьям и знакомым. 3 ноября 1878 года драматург пишет об этом Бурдину:

10 ноября 1878 года в Малом театре проходит премьера пьесы "Бесприданница" в бенефис актера Н. И. Музиля.

В 1879 году, спустя 2 месяца после премьеры, "Бесприданница" публикуется в журнале "Отечественные записки" (№ 1, стр. 5—100).

При жизни Островского в Москве (в Малом театре) пьеса ставится 31 раз, в Петербурге (в Александринском театре) — 22 раза.

На частных сценах Москвы и Петербурга было поставлено 33 спектакля, в провинциальных театрах — 146.

Замысел драмы “Бесприданница” был задуман А. Н. Островским в 1874 г. Первоначальный сюжет был совершенно другим (старуха с тремя дочерьми, двое влюбленных). По некоторым сведениям, оригинальный вариант сложился у писателя под впечатлением от кинешемского дела об убийстве мужем своей жены из ревности. Большую роль в скандальной истории сыграл “миллионщик” И. А. Коновалов (возможный прототип Кнурова).

Пьеса была закончена в конце 1878 г. Через несколько дней состоялась ее премьера в московском Малом театре.

Смысл названия

Название “Бесприданница” указывает на главную героиню и на ее жизненную трагедию. Лариса не имеет хорошего приданого, что в эпоху Островского было серьезным препятствием для брака.

Основная тема произведения

Основная тема произведения – трагическая судьба бесприданницы.

Харита Игнатьевна продолжает возлагать на Ларису большие надежды. Она специально привлекает в дом молодых людей, заставляя дочь развлекать их. Старшая Огудалова признается, что в Ларисе совершенно нет женской хитрости. Если бы Лариса захотела, то уже давно бы “окрутила” богатого человека. Девушка ненавидит ложь и притворство. Она мечтает о чистой большой любви.

Мечта Лариса начала осуществляться при знакомстве с Паратовым. Девушка впервые увидела настоящего мужчину, который оценил ее личные достоинства, а не материальное положение. Однако Сергей Сергеич внезапно исчез; жизнь бесприданницы вошла в обычную, надоевшую до слез колею.

Решение выйти замуж за ничтожного Карандашева Лариса принимает от отчаяния перед крушением мечты. Брак с Юлием Капитонычем не доставит ей счастья, но по крайне мере позволит занять определенное положение в обществе и вырвет из того “балагана”, в который превратился ее дом, наполненный стараниями матери женихами.

Неожиданное возвращение Паратова становится причиной разыгравшейся трагедии. В душе Ларисы вновь оживают умершие надежды. Она, не задумываясь, бросает жениха и отправляется за любимым человеком. Отдавшись Паратову, Лариса уверена, что это автоматически делает их мужем и женой. Грубый обман Сергея Сергеевича наносит последний удар по мечтательной девушке. Она уже ничего не ждет от опостылевшей жизни.

Лариса остается благодарной Карандышеву за его смертельный выстрел. Только таким страшным способом ей удается вырваться на свободу и перестать чувствовать на себе клеймо бесприданницы.

Проблематика

Главная проблема Ларисы заключается в том, что из-за отсутствия приданого никто из окружающих не видит в ней живого человека со своими чувствами и желаниями.

Илья Капитоныч вроде бы действительно любит Ларису, но после получения согласия девушки на брак его отношение меняется. Тихий и скромный чиновник преображается. Лариса становится для него всего лишь удачным средством удовлетворить наконец-то свое самолюбие. Не случайно бесприданница говорит именно своему жениху: ” …я для вас кукла, поиграете со мной, изломаете и бросите”.

Возможность “поиграть” с Ларисой предоставляется “идеальному мужчине”. Для Сергея Сергеевича воспользоваться “дорогой игрушкой” не представляет большого труда, ведь бесприданница поверила ему и жестоко обманулась.

Падение Ларисы также никого, кроме нее самой, особенно не взволновало. Паратов говорит о “мгновенном увлечении”. Кнуров даже доволен этим, так как “дорогой бриллиант” становится намного доступнее. Жалкий Карандышев надеется вновь завладеть теперь уже падшей женщиной.

Еще одна проблема, затронутая в драме – появление в России в конце XIX века нового типа людей. “Дельцы-миллионщики” типа Кнурова, нажив в короткий срок сказочные состояния, чувствовали себя полными хозяевами жизни. Лариса и Карандышев представляются для них настолько мелкими людишками, что их чувства и желания не имеют никакого значения.

Композиция

Драма состоит из четырех действий с четко выделенной экспозицией (разговор Кнурова и Вожеватова), завязкой (приезд Паратова), кульминацией (торжественный обед и бегство невесты) и развязкой (убийство Ларисы).

Чему учит автор

На примере Ларисы Огудаловой Островский показывает, к чему может привести бездушное отношение к живому человеку. Судьба умной и красивой девушки оказалась беспощадно изломанной только из того, что у нее не было денег.

Читайте также: