Законное и обоснованное применение права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Процессу правового регулирования присущи динамичность и многослойность входящих в него элементов. Особенную роль здесь играют вопросы применения права или правоприменения.

Правоприменением называется одна из форм реализации права в виде организующей государственной деятельности посредством применения власти уполномоченных органов государства.

Механизм правоприменения подлежит реализации, если правовая норма не исполняется в силу различных причин, и требуется содействие государства. Такой ситуацией может быть:

  • потребность в официальном установлении наличия или отсутствия конкретных обстоятельств и признании их юридического значения (к примеру, признание гражданина без вести пропавшим);
  • возникновение правового спора, когда субъекты правоотношения не могут самостоятельно принять согласованное решение;
  • необходимость принудительной реализации установленной меры ответственности и пр.

Признаки правоприменения

Традиционно выделяют следующие признаки применения права:

  1. Властный характер правоприменения выражается в его осуществлении субъектом, являющимся государственным органом, владеющим соответствующими полномочиями. В редких случаях таким субъектом могут выступать общественные органы/объединения.
  2. Правоприменение – это одно из выражений управленческой государственной функции.
  3. Правоприменение носит организационный характер – создает условия для реализации правомочия в каждой конкретной ситуации.
  4. Применение права персонализированно, т.е. определяет индивидуальные предписания, конкретизирует права и обязанности субъектов для каждого отдельного случая.
  5. Правоприменение осуществляется с соблюдением юридически закрепленных процедур: регламент процедур содержится в специальных процедурных нормах права. Данные процедурные нормы, в свою очередь, являются составляющими частями процедурных отраслей, как то, например, уголовно-процессуальное право.
  6. Правоприменение – сложный многоступенчатый процесс.
  7. Правоприменению присуща творческая природа. Несмотря на необходимость соблюдения определенных процедур, применение права не осуществляется механически: как уже было сказано, имеет место индивидуализация каждого случая с учетом разнообразных жизненных обстоятельств. Подобный подход требует от представителей соответствующих органов не только точного владения юридическими знаниями, но и определенной интеллектуальной гибкости.
  8. Каждая осуществленная процедура правоприменения (его итог) закрепляется документально путем формирования акта применения права.

С учетом указанных признаков можно дать понятию правоприменения также следующее определение:

Правоприменение есть государственная деятельность властного характера, выполняемая уполномоченными на то органами с соблюдением законных процедур, имеющая целью оказать содействие в вопросе реализации правомочий через вынесение персонализированных решений.

Этапы осуществления правоприменения

В перечисленных признаках уже было упомянуто, что правоприменение – процесс многоступенчатый, сложносоставной, протяженный во времени, подразумевающий прохождение ряда стадий.

Стадиями применения права являются условно обособленные друг от друга группы действий правоприменительного характера, имеющие общей целью обеспечить надлежащее исполнение правовой нормы.

Ключевыми этапами здесь являются:

  1. установление фактов по рассматриваемому делу;
  2. определение применимой правовой нормы и ее анализ;
  3. вынесение решения и закрепление его документально.

Стадия установления фактов и стадия формирования правовой основы реализуются почти одновременно, т.е. разделение их относительно. В условиях реальной юридической практики формирование правовой и фактической основ происходит постепенно, с опорой друг на друга.

Установление фактической основы

По сути, в каждом рассматриваемом деле содержится множество разнообразных фактов. Очевидно, что большая часть их не имеет юридической значимости. Первая стадия правоприменения призвана доказать наличие либо отсутствие обстоятельств юридического значения при помощи соответствующих фактов.

Факты могут быть:

  • основными – напрямую следующими из правовых норм и влияющими на правовую оценку возникшей ситуации. Основные факты являются обязательными и, если они будут неверно установлены или не установлены вовсе, принятое решение по делу может быть отменено;
  • вспомогательными – теми, что не являются обязательными и не имеют непосредственного влияния на правовую оценку по делу, но могут стать подспорьем для установления истины.

Установление правовой основы

Стадия формирования юридической основы состоит из комплекса следующих действий правоприменительного характера:

  • определение юридической нормы, уместной для применения в конкретном деле;
  • установление действительности выбранной нормы во времени, пространстве и по кругу лиц;
  • исследование нормативного акта на предмет правильности текста;
  • осуществление толкования нормы права.

Вынесение решения

Принятие решения по рассматриваемому делу также является сложным по составу процессом: здесь есть место и логическим, и творческим, и властным элементам. На этой последней стадии правоприменения для рассматриваемых обстоятельств формируется юридически квалифицированное, персонализированное предписание в виде правоприменительного акта.

Этап вынесения решения в правоприменении можно считать ключевым, а две предыдущие стадии – подготовительными.

Акты применения права

Акт применения права является официальным документом, который формируется государственным органом, имеющим соответствующие полномочия и компетенции, и содержит в себе государственно-властное указание относительно вопроса применения некоторой правовой нормы.

Любой правоприменительный акт:

  • являет собой документ, составленный в письменном виде;
  • исходит от государства;
  • наделен силой юридического характера: факт его исполнения находится под охраной государства).

Указанные черты являются общими для правоприменительных и нормативно-правовых актов. Различие же между ними заключается в том, что:

  • нормативно-правовые акты закрепляют общие указания (общие правовые нормы), а правоприменительные акты, как уже неоднократно упоминалось, носят персонализированный характер и конкретизируют как самих субъектов, так и их права и обязанности;
  • нормативно-правовые акты имеют значимо длительный срок действия и, в силу общего характера их предписаний, неоднократно могут быть применены к широкому кругу лиц. Правоприменительный акт предполагает создание указаний для однократной реализации, содержит предписания для конкретных лиц и конкретных жизненных обстоятельств.

Наглядным примером того, как соотносятся нормативно-правовой акт и правоприменительный акт, могут быть положения Уголовного Кодекса (нормативно-правовые акты) и приговор суда (акт применения права).

Применение права как особая форма его реализации: понятие, признаки

Применение права - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия; это - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты . Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более - вымогательство и взятки.

Характерные признаки применения права:

    1. это - властно-императивная форма реализации права;
    2. осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;
    3. носит процессуально-процедурный характер;
    4. состоит из ряда последовательных стадий;
    5. имеет под собой соответствующие юридические основания;
    6. связано с вынесением правоприменительных актов;
    7. является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;
    8. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

    Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

    Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

      • при совершении правонарушения (для привлечения правонарушителя к ответственности);
      • при неисполнении обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);
      • при появлении препятствия для реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);
      • при возникновении спора о праве (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);
      • при контроле юридически значимых действии в силу их особой важности со стороны государства (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);
      • когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);
      • когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

      Основные стадии процесса применения норм права

      Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий:

        1. установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
        2. выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
        3. проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;
        4. вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
        5. контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

        На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу . Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий, руководствуясь следующей формулой:

        что - где - когда - кто - как - почему

        (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

        Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Только тогда можно получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

        На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов - самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

        Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела.

        Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы , ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

        На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

        Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта , доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

        В целом применение правовых норм должно быть:

          • справедливым,
          • законным,
          • обоснованным,
          • своевременным,
          • гласным.

          Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

          Компетентные органы должны обеспечить не просто применение юридических норм, а надлежащее (правильное) применение. Для этого применение права должно соответствовать определенным требованиям.

          Применение права может быть признано надлежащим лишь тогда, когда оно является законным, обоснованным и эффективным.

          Законность. Начала законности характеризуют юридическую основу надлежащего применения юридических норм. В соответствии с требованием законности в процессе применения:

          А) должно быть достигнуто полное и точное соблюдение всеми субъектами возложенных на них юридических обязанностей;

          Б) обеспечено полное и реальное осуществление субъективных прав;

          В) гарантирована последовательная борьба с правонарушениями;

          Г) не должно быть допущено каких-либо отступлений от требований закона, какого-либо произвола в действиях государственных органов и должностных лиц.

          Требование законности определяет формальные, юридические основы надлежащего применения права.

          Обоснованность. Требование обоснованности характеризует фактическую основу надлежащего применения права. Принимаемые компетентными органами решения должны основываться на прочной фактической базе – твердо установленных, достоверных, проверенных фактах.

          Целесообразность и эффективность. Это требование по существу является производным от указанных выше основных требований (законности и обоснованности). Оно касается выводов, которые в соответствии с началами законности на основе прочных фактических данных делает правоприменительный орган. Самостоятельное значение требования целесообразности и эффективности вытекает из того, что сами по ее норы права не предопределят выводов по делу. При применении права компетентный орган должен выбрать наиболее целесообразный и эффективный вариант из всех возможных, предусмотренных нормой права.

          Таким образом, условия применения права можно сформулировать как:

          1. Соответствие воли государства, закрепленной в норме права, воле социальных субъектов, которые применяют норму.

          2. Наличие четко сформулированных полезных целей норм права, осознание которых способствует формированию внутренних мотивов правомерного поведения.

          3. Наличие общих предписаний, мобилизирующих социальных субъектов на реализацию норм права.

          4. Наличие норм права, которые прямо предусматривают обязанность того или иного органа в соответствующей ситуации осуществлять применение права.

          Акты применения права: понятие, виды. Отличие от НПА и актов интерпретации права.

          Понятие и виды системат-ции нормат-ых актов.

          Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

          Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Она ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера.

          - по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

          - по субъектам (соответственно принявшим органам)

          - по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и т.д.).

          Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных отношений.

          Инкорпорация может быть официальной, если сборник создается уполномоченным на то государственным органом (и тогда приобретает юридическую силу), и неофициальной, если составляется частным лицом. Кодификация всегда носит официальный характер.

          Таким образом, систематизация законодательства необходима в целях его упорядочения, классификации, придания ему стабильности, благодаря чему существенно облегчается реализация норм права.

          Структура прав. норм. соот-ние нормы права и статьи НПА.

          Действие НПА в пространстве и по кругу лиц.

          Действие НПА во времени. Обратная сила, переживание закона. Прямое действие.

          Ценность права и правовой нигилизм. Формы проявления прав. нигилизма.

          Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и прочим формам организации общественных отношений. В России он имеет к сожалению глубокие корни.

          Правовой нигилизм может выступать в 2-х формах:

          1) теоретическая – когда ученые, философы, политологи доказывают что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще и права отдельного человека.

          2) практическая – когда нигилизм выливается в террор государства против своего народа, в многочисленные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в преступную шайку.

          Реализация права – воплощение предписаний юридических норм в жизнь посредством правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных, лиц, общественных объединений, физических лиц).

          Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса обновлено: 21 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

          Особенности правореализации

          Для правореализации характерны следующие особенности:

          • реализация права всегда связана только с правомерным поведением. Последнее может быть выражено в виде активного поведения или пассивного, т.е. воздержания от совершения противоправных действий;
          • писаные нормы посредством реализации права обретают фактическое воплощение;
          • посредством реализации права обеспечивается правопорядок в обществе;
          • субъект, обладающий субъективными правами, в большей степени заинтересован в правореализации;
          • реализация права осуществляется в разных формах, так как на этот процесс влияет ряд факторов – экономические, культурные, политические, психологические, организационные.

          Для процесса правореализации немаловажное значение имеют финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии, т.е. те, факторы, обеспечивающие благоприятную стабильную среду, которая способствует нормальному правовому регулированию.

          Нужна помощь в написании работы?

          Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

          Формы реализации права

          В науке выделяют четыре формы реализации права:

          • соблюдение,
          • использование,
          • исполнение,
          • применение.

          Соблюдение права

          Соблюдение права предполагает воздержание субъекта от совершения противоправных действий.

          Эта форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

          • пассивностью поведения субъектов;
          • универсальностью;
          • касается преимущественно запретов;
          • осуществляется вне конкретных правоотношений;
          • происходит естественно, нигде не фиксируется.

          Исполнение права

          Исполнение права проявляется в виде активных действий субъектами возложенных на них обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы. Прохождение срочной службы в армии, уплата налогов, оплата проезда – все эти действия являются примерами исполнения права.

          Основными признаками правореализации являются:

          • активные действия субъектов права;
          • распространяется в основном на обязывающие нормы права;
          • отличается властностью предписаний, т.к. за нарушение юридической нормы следуют санкции;
          • правоисполнительные действия в большинстве случаев четко оформлены и зафиксированы.

          Использование права

          Использование права – форма правореализации, при которой субъекты права по своему желанию осуществляют предоставленные им нормами права возможности (примерами правоиспользования физическими лицами являются вступление в брак, заключение договора купли-продажи; государственными органами и юридическими лицами: выплата пенсии, заработной платы, вручение паспорта и т.д.).

          Использованию права присущи следующие черты:

          • добровольность – никто не может принудить субъекта права использовать свое право;
          • при данной форме права реализуются в основном управомочивающие нормы;
          • отсутствие ответственности за неиспользование своих прав для физических лиц. Неисполнение полномочий государственными органами и юридическими лицами влечет за собой юридическую ответственность.

          Применение права

          Применение права – это специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Отметим, что граждане не являются субъектами применения права.

          Для правоприменения характерны следующие особенности:

          • исключительно властная деятельность;
          • связано с разрешением конкретных ситуаций, которые требуют профессионализма и подготовки;
          • осуществляется в рамках конкретных правоотношений. Стороны правоотношений могут иметь различное правовое положение;
          • имеет определенную, установленную законом процессуальную форму;
          • состоит из ряда последовательных стадий;
          • связано с вынесением индивидуальных правоприменительных актов;
          • носит подзаконный характер, ввиду осуществления на основе действующего законодательства и в его пределах.

          Таким образом, вышеперечисленные признаки правоприменения свидетельствуют о том, что оно в значительной степени отличается от трех остальных форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования.

          Обстоятельства правоприменения

          Правоприменение возможно при наступлении следующих обстоятельств:

          • при совершении правонарушения и необходимости применения санкции к правонарушителю, а также привлечении последнего к ответственности;
          • при недобросовестном исполнении обязательств (например, уплата штрафа, несоблюдение условий договора);
          • при препятствовании в реализации своего права субъекту (например, субъект получил ордер на квартиру, но занять ее не может в силу того, что она самоуправно занята другим субъектом);
          • при возникновении споров о праве, когда стороны не могут самостоятельно прийти к консенсусу (имущественные споры, споры о разделе наследства и пр.);
          • при необходимости государственного контроля за юридически значимыми действиями (регулирование сделок купли-продажи недвижимости, нотариальная регистрация завещаний, оформление доверенности и пр.);
          • при регулировании взаимоотношений в государственных органах (назначение на государственную должность, снятие с государственной должности и др.);
          • при реализации поощрительных норм в отношении конкретных лиц (например, представление к награде, назначение пенсии, получение премии и т.д.);
          • при необходимости законного установления наличия/отсутствия какого-либо факта, события состояния (признание лица умершим, нахождение в родстве, в браке, приобретение или утрата гражданства);
          • при наличии пробелов в законодательстве и необходимости их восполнения.

          Данный перечень обстоятельств правоприменения не является исчерпывающим.

          Виды правоприменительной деятельности

          Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.).

          Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

          Реализация права в форме применения имеет пять основных стадий:

          • установление фактических обстоятельств дела,
          • выбор нормы права и юридическая квалификация дела,
          • проверка и толкование нормы,
          • принятие решения по делу,
          • контрольно-исполнительная стадия.

          На стадии установления фактических обстоятельств дела совершаются различные процессуальные мероприятия (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и пр.), устанавливаются мотивы правонарушения, выявляются его причины.

          Вторая стадия правоприменительного процесса характеризуется установлением юридической основы дела, т.е. его квалификации. Начало стадии состоит в выборе нормы, которая подлежит применению. На данной стадии производится юридическая оценка все совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения их с определенными нормами права. Эта стадия требует высокого профессионализма и подготовленности лица, реализующего данную стадию правоприменительного процесса.

          На стадии проверки и толкования нормы права производится проверка юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, по кругу лиц, производится устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. В некоторых источниках данная стадия правоприменительного процесса входит в состав второй стадий.

          Четвертая стадия является результатом предыдущих трех стадий. На данной стадии правоприменительного процесса абстрактная норма приобретает форму конкретного правоприменительного акта, которым может являться, приговор суда по уголовному, определение суда по гражданскому делу.

          На стадии исполнения контролируется достигнутый результат, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, реализуется процесс принятия решения.

          Вывод

          Правореализация – это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу.

          Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса обновлено: 21 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

          Читайте также: