Саморазвитие это в педагогике кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как и все остальные люди, человек с ограниченными воз­можностями в своем развитии настроен на освоение социально­го опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отли­чается от общепринятого в педагогике: физические и психиче­ские недостатки меняют, отягощают процесс его формирова­ния, причем каждое нарушение по-своему влияет на растущего человека.

Категория развития в специальной педагогике рассматривает­ся как диалектический процесс тождества, совмещения противо­положностей — внешнего (развития) и внутреннего (саморазви­тия). Любые внешние влияния оказываются успешными лишь по­стольку, поскольку личность действует сама. «Живой человек, Живой ребенок никогда не может быть простым "объектом воз-Действий", "предметом обработки", наподобие глины, дерева и т. п.

Исследованиями ученых-дефектологов установлено, что именно специально организованный и целенаправленный процесс обуче­ния и воспитания ребенка с ограниченными возможностями обес­печивает диалектическое тождество его развития и саморазвития, создает возможности для их реализации. При этом очевидно, что сама по себе собственная активность ребенка, имеющего первич­ное физическое или психическое нарушение, не приведет к ожи­даемому эффекту саморазвития, если она не будет соответствую­щим образом инициироваться, направляться, активизироваться, стимулироваться воспитателем или педагогом, т.е если она не будет встроена в контекст специального обучения и воспитания.

Как отмечает В.И.Бельтюков, процесс саморазвития может быть существенно затруднен в двух случаях: а) если переданные развивающемуся организму филогенетические накопления недо­статочно упорядочены или даже интегрированы с определенны­ми отклонениями от нормы; б) если переданы по наследству или приобретены в раннем детстве (в результате тех или иных заболе­ваний) нарушения периферических органов чувств (рецепторов), что лишает организм доступа внешних воздействий. В первом слу­чае имеют место разного рода органические нарушения централь­ной нервной системы и обусловленные ими отклонения в разви­тии психики и речеязыковой сферы. Во втором проявляются спе­цифические отклонения в развитии, связанные с функцией орга­нов чувств, и прежде всего слуха и зрения.

Саморазвитие начинается с момента рождения и продолжает­ся всю жизнь. Крайне важно ввести этот процесс в правильное русло как можно раньше, обеспечив ребенку средствами специ­ального обучения и воспитания условия, адекватные поставлен­ным задачам.

Необходимо предупредить возникновение вторичных и после­дующих отклонений в развитии, поэтому должны быть преду­смотрены их коррекция и компенсация средствами образования, так как своеобразие, неравномерность, незавершенность психо­физического развития затрудняют включение ребенка в освоение социокультурного опыта принятыми в общей педагогике спосо­бами. Для этого требуется максимально полное удовлетворение специфических образовательных потребностей, возникающих у ре­бенка, имеющего нарушения, на каждом возрастном этапе разви­тия в связи с ограничением его индивидуальных возможностей. Например, для предотвращения негативных последствий разви­тия у ребенка, потерявшего слух, следует предоставить ему спе­циальные образовательные условия для удовлетворения целого ряда возникающих у него новых, отсутствовавших ранее, образователь­ных потребностей, а именно — развитие остаточного слуха и уме­ния пользоваться им в образовательных, познавательных и ком­муникативных ситуациях; обучение восприятию обращенной к нему речи по чтению с губ говорящего человека; коррекционно-педагогическая поддержка и предотвращение распада речи (если таковая уже имелась — в случае позднооглохших); овладение уме­нием ориентироваться в беззвуковом пространстве и соответству­ющим поведением и многое другое.




Таким образом, исходной позицией при организации специ­альной помощи ребенку с ограниченными возможностями яв­ляются не столько сведения о его дефекте или нарушении, сколь­ко сам ребенок со всем свойственным ему своеобразием, его уникальной жизненной ситуацией, его жизненным простран­ством.

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

10.1. Обучение, развитие, саморазвитие

10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия

Обучение, развитие, саморазвитие

Как и все остальные люди, человек с ограниченными воз­можностями в своем развитии настроен на освоение социально­го опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отли­чается от общепринятого в педагогике: физические и психиче­ские недостатки меняют, отягощают процесс его формирова­ния, причем каждое нарушение по-своему влияет на растущего человека.

Категория развития в специальной педагогике рассматривает­ся как диалектический процесс тождества, совмещения противо­положностей — внешнего (развития) и внутреннего (саморазви­тия). Любые внешние влияния оказываются успешными лишь по­стольку, поскольку личность действует сама. «Живой человек, Живой ребенок никогда не может быть простым "объектом воз-Действий", "предметом обработки", наподобие глины, дерева и т. п.

Исследованиями ученых-дефектологов установлено, что именно специально организованный и целенаправленный процесс обуче­ния и воспитания ребенка с ограниченными возможностями обес­печивает диалектическое тождество его развития и саморазвития, создает возможности для их реализации. При этом очевидно, что сама по себе собственная активность ребенка, имеющего первич­ное физическое или психическое нарушение, не приведет к ожи­даемому эффекту саморазвития, если она не будет соответствую­щим образом инициироваться, направляться, активизироваться, стимулироваться воспитателем или педагогом, т.е если она не будет встроена в контекст специального обучения и воспитания.

Как отмечает В.И.Бельтюков, процесс саморазвития может быть существенно затруднен в двух случаях: а) если переданные развивающемуся организму филогенетические накопления недо­статочно упорядочены или даже интегрированы с определенны­ми отклонениями от нормы; б) если переданы по наследству или приобретены в раннем детстве (в результате тех или иных заболе­ваний) нарушения периферических органов чувств (рецепторов), что лишает организм доступа внешних воздействий. В первом слу­чае имеют место разного рода органические нарушения централь­ной нервной системы и обусловленные ими отклонения в разви­тии психики и речеязыковой сферы. Во втором проявляются спе­цифические отклонения в развитии, связанные с функцией орга­нов чувств, и прежде всего слуха и зрения.

Саморазвитие начинается с момента рождения и продолжает­ся всю жизнь. Крайне важно ввести этот процесс в правильное русло как можно раньше, обеспечив ребенку средствами специ­ального обучения и воспитания условия, адекватные поставлен­ным задачам.

Необходимо предупредить возникновение вторичных и после­дующих отклонений в развитии, поэтому должны быть преду­смотрены их коррекция и компенсация средствами образования, так как своеобразие, неравномерность, незавершенность психо­физического развития затрудняют включение ребенка в освоение социокультурного опыта принятыми в общей педагогике спосо­бами. Для этого требуется максимально полное удовлетворение специфических образовательных потребностей, возникающих у ре­бенка, имеющего нарушения, на каждом возрастном этапе разви­тия в связи с ограничением его индивидуальных возможностей. Например, для предотвращения негативных последствий разви­тия у ребенка, потерявшего слух, следует предоставить ему спе­циальные образовательные условия для удовлетворения целого ряда возникающих у него новых, отсутствовавших ранее, образователь­ных потребностей, а именно — развитие остаточного слуха и уме­ния пользоваться им в образовательных, познавательных и ком­муникативных ситуациях; обучение восприятию обращенной к нему речи по чтению с губ говорящего человека; коррекционно-педагогическая поддержка и предотвращение распада речи (если таковая уже имелась — в случае позднооглохших); овладение уме­нием ориентироваться в беззвуковом пространстве и соответству­ющим поведением и многое другое.

Таким образом, исходной позицией при организации специ­альной помощи ребенку с ограниченными возможностями яв­ляются не столько сведения о его дефекте или нарушении, сколь­ко сам ребенок со всем свойственным ему своеобразием, его уникальной жизненной ситуацией, его жизненным простран­ством.

Человек имеет материальный и духовный мир. Материальный мир составляет биологический организм, главное свойство которого здоровье. Духовный мир включает в себя мировоззрение и ценности человека, которые обозначают направление саморазвития. Духовный мир развивается через рефлексию, чувственность, логическое мышление, эмоциональность. Эти миры взаимосвязаны между собой, стремятся к гармонизации, взаимообогащая друг друга. Развитие их заложено природой, а уж как человек будет его осуществлять, зависит только от него.

Саморазвитие человека содержит в себе систему отношений, которые требуют от личности постоянной деятельности, в результате получая выработку каких-то качеств человека и способностей. Если рассматривать виды этих отношений, то можно выделить отношения человека с самим собой, с природой и с социумом. Все эти виды действуют вместе, одновременно, находясь в единстве, но в зависимости от ситуации в жизни какие-либо из них преобладают. В саморазвитии человека деятельность в системе отношений выступает как его неизменный способ жизнедеятельности. Жизнедеятельность – это процесс деятельности, целеполагания, поведения личности, протекающий беспрерывно. В процессе жизнедеятельности и осуществляется саморазвитие.

Итак, саморазвитие – процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности [1]. Активность, также является характеристикой саморазвития, так же как и жизнедеятельность. Активность может быть социальной активностью и социальной реактивностью. Социальная реактивность выступает или как социальная пассивность или же как импульсивность, зависит от результата уровня вобуждения. Социальная активность это когда человек может свершать изменения в социальной среде. Социальная активность - это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью [2]. Социальная активность имеет многоуровневую структуру. Первый уровень нормативный, его имеют дошкольники и младшие школьники, здесь ребенок повторяет всё что воспринял при взаимодействии со взрослым. Подросткам свойственен нормативно-личностный уровень, когда уже появляется своё отношение к деятельности, получаемым знаниям, просыпается индивидуальность. Следующие уровни характерны для взрослых – личностно-продуктивный и личностно-творческий. Осуществляя социальную активность, человек становится ближе к возможности обретения субъективной свободы, например, совершать личностный выбор.

Способность к самопознанию – это еще одна характеристика саморазвития. Самопознание, самовоспитание, самообразование это наиболее близкие понятия к понятию саморазвития. Всё это процессы, обеспечивающие профессиональный и личностный рост учителя. Саморазвитие происходит в процессе самовоспитания, а также самообразования. Самообразование – это самостоятельное образование, познавательная деятельность, основанная на личном интересе. Например получение знаний в профессиональной деятельности – это профессиональное самообразование. Самовоспитание в образовании это, прежде всего самостоятельное преодоление своих отрицательных качеств, и самосовершенствование положительных. Профессиональное самосознание личности является основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования [3].

Что же касается профессионального саморазвития то это развитие человеком общих, личностных, профессионально важных качеств. Как любая деятельность саморазвитие имеет свои цели, методы, действия, мотивы и результаты. Итак, первое, это процесс целеполагания. Цель - это осознанный образ задуманного результата. Цели педагога определяют направленность профессиональной деятельности и личности в целом. Но целеполагание невозможно без самопознания, то есть способности к познанию себя, особенностей интеллекта, поведения, своего потенциала. Осознание себя личностью в своей профессиональной деятельности – это профессиональное самопознание. Далее, для осуществления целей профессионального саморазвития педагогу необходимо наметить программу саморазвития. А для её реализации используют такие методы как аутогенная тренировка, самоободрение, самовнушение, самоубеждение, самоприказ. Эти методы взаимосвязаны, и бывает, что применяются одновременно. Также, для коррекции программы самовоспитания личность использует самоконтроль. И наконец, как результат саморазвития у педагога образовывается профессиональное мировоззрение и самосознание, его профессиональная позиция как единство преобладающих ценностно-смысловых отношений к социуму, к себе и к своей деятельности.

Выделяют три направления саморазвития, это самоутверждение, самоактуализация, самосовершенствование. Профессиональное самоутверждение педагога, это такое свойство личности, которое выражается в потребностях, устремлениях, в его осуществлении целей в общении, поведении, получения признания и одобрения от коллег и учеников. Процесс осуществления потенциала личности, его возможностей и способностей в определенных результатах его профессиональной деятельности называется самоактуализацией педагога. Самосовершенствование заключается в осознанном процессе повышения своей профессиональной компетентности учителя, в развитии его профессионально важных качеств.

В профессиональном саморазвитии педагога выделяют адаптационную модель развития и модель профессионального развития. В первой модели у личности в сознании преобладает тенденция к зависимости профессиональной деятельности от правил и норм внешних обстоятельств, пользуясь ранее усвоенными схемами решения профессиональных задач, работая по стереотипам и шаблонам. Когда же личность обладает порывом посмотреть на свою деятельность в целом и желанием преобразовать её, не боясь никаких трудностей, а видя в них только стимул двигаться вперед, то такое поведение считается профессиональным развитием, это вторая модель саморазвития.

В профессиональном саморазвитии и в педагогическом процессе, важным фактором является самопринятие педагога. С.М.Рогожникова выделяет четыре типа педагогов подразделяющиеся в зависимости от уровня самопринятия личности, это самоактуализирующийся, второй тип самодостаточный, самоутверждающийся, и внутренне-конфликтный тип. Первый тип наиболее благоприятен, так как его самопринятие находится на высоком уровне.

Нельзя не упомянуть о важном средстве в профессиональном саморазвитии – возможности включиться в инновационную деятельность, раскрывая тем самым свой творческий потенциал. Инновационный потенциал педагога – это профессионально-личностная характеристика, в ней выражаются педагогические инновационные знания, мотивация и ценности интеллектуальных способностей и возможность предоставленная организацией по осуществлению инноваций.

Саморазвитие – процесс нелегкий, и конечно у педагогов часто возникают затруднения. Например, трудности в познании своего Я, задача психолога здесь преодолеть неуверенность, страхи, научить навыкам саморегуляции. Зная какие трудности испытывает педагог на пути к своему саморазвитию, становится возможным оказать ему психолого-педагогическую помощь в самосовершенствовании.

В педагогическом коллективе важна организация работы по самосовершенствованию, так как коллектив объединяется, развивается уровень профессионального мастерства педагогов и всего коллектива в целом.

Итак, в заключении можно сказать, что саморазвитие это одна из наиболее важных потребностей человека. Профессионально-личностное самосовершенствование возможно при условии понимания человеком, что все возникающие затруднения, это возможность самопреодоления, и успех неминуем. Самореализация – это взятие на себя ответственности за свой профессиональный рост. Личность способная к саморазвитию получает удовлетворение от профессиональной деятельности, открыта новому жизненному опыту и достигает успехов в своей деятельности.

Список использованных источников

1 Олешков М.Ю. , Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +. . 2006. [82, c. 684]

2 Усова А.В. Понятие социальной активности личности в психологии и ее особенности у детей дошкольного возраста

3 Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое - профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

профессиональное саморазвитие педагога

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

профессиональное саморазвитие педагога

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами - это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

профессиональное саморазвитие педагога

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

профессиональное саморазвитие педагога

Роль психологии в преподавательской деятельности

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

профессиональное саморазвитие педагога

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего - призвание. Призванные преподаватели - высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление - креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

профессиональное саморазвитие педагога

Подводим итоги: педагогические параллели

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Саморазвитие собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала,реализации веры в возможности самовоспитания, в процессе естественногофизиологического, психического и социального развития. (Г)

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ . А.С. Воронин . 2006 .

Смотреть что такое "Саморазвитие" в других словарях:

саморазвитие — саморазвитие … Орфографический словарь-справочник

САМОРАЗВИТИЕ — см. в ст. Самодвижение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. САМОРАЗВИТИЕ … Философская энциклопедия

САМОРАЗВИТИЕ — САМОРАЗВИТИЕ, саморазвития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий. Задача физкультурного кружка содействие физическому саморазвитию рабочих. 2. Развитие,… … Толковый словарь Ушакова

саморазвитие — сущ., кол во синонимов: 1 • развитие (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

САМОРАЗВИТИЕ — процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

саморазвитие — savilava statusas T sritis švietimas apibrėžtis Niekieno nevadovaujamas, savarankiškas savo intelektinių galių (žinių, mokėjimų ir įgūdžių) vystymas, tobulinimas. Tai daroma ir lygiagrečiai su formaliuoju mokymu, ir vadovaujantis savo interesais … Enciklopedinis edukologijos žodynas

саморазвитие — savišvieta statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Savarankiškas protinis lavinimasis; savo intelekto plėtotė. atitikmenys: angl. self instruction vok. Selbstbildung, f rus. самообразование; саморазвитие … Sporto terminų žodynas

саморазвитие — saviugda statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Saviauklos, savirangos ir savišvietos darna. atitikmenys: angl. self development; self education vok. Selbstentwicklung, f rus. саморазвитие … Sporto terminų žodynas

Саморазвитие — см. Развитие и Самодвижение … Большая советская энциклопедия

Саморазвитие — (в смысле évolution spontanée) см. Эволюция … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Саморазвитие — ср. 1. Умственное или физическое развитие человека путем самостоятельных занятий, упражнений. 2. Развитие собственными силами, без содействия каких либо внешних сил. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Читайте также: