Политическая культура и политическая социализация кратко

Обновлено: 07.07.2024

49. Политическая социализация личности

Люди не рождаются с готовыми знаниями о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией.

Политическая социализация – процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Политическая социализация представляет собой становление политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Политическая социализация присутствует в любой стране и при любых формах правления.

Основные задачи процесса политической социализации:

– передача новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания;

– создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта для политической деятельности и творчества всех желающих;

– преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

Факторы, влияющие на процесс политической социализации:

– учреждения (семья, школа, институт, предприятие);

– группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам);

– средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы);

– характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения;

– культура, наука, искусство;

Тем не менее преобладание в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека широкий выбор для своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Наиболее оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, исторический опыт он связан с прошлым; с помощью норм, институтов, ценностей настоящего и прошлого активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.

Выделяют следующие типы политической социализации:

– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;

– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников политической системы к объектам политической системы, базирующихся на определенном уровне политической идеологии и общественной психологии. Политическая культура представляет собой типичные для определенного общества идеальные представления о политике включающие понимание того, какой должна быть политика и как она должна функционировать. Таким образом, политическая культура определяет отношение людей к политической жизни, их установки в отношении власти; предопределяет взаимоотношения человека, общества и государства. В структуре политической культуры можно условно выделить 2 компонента:

  • Культура политического сознания;
  • Культура политического поведения.

Культура политического сознания представляет собой типичный для определенной социальной общности комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, установок и ориентаций, включенных в политическую деятельность.

Политические представления – это образы политических объектов, которые формируются сознанием человека как непосредственно на основе индивидуального опыта, так и посредством социального общения и воспитания. Они могут основываться на объективном политическом знании или существовать в виде политических чувств и настроений, могут быть подлинными или настоящими.

Политические убеждения – являются осознанными потребностями личности, побуждающими ее к определенным действиям в сфере политики.

Политические ценности – нравственные принципы, нормы, идеалы политической жизни, значимые для отдельных индивидов и социальных групп.

Устойчивость политическому сознанию придают политические традиции – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколения и сохраняющиеся в течение длительного времени нормативные образцы политического поведения. Политические традиции могут быть старыми и новыми, национальными и мировыми, динамичными и статичными, с высокой и слабой устойчивостью. Влияние политических представлений, убеждений, ценностей и традиций на политическую жизнь осуществляется посредством политических установок и ориентаций.

Политические установки характеризуют предрасположенность субъекта к определенным формам политической активности в определенных ситуациях.

Политические ориентации – это установки, основанные на системном представлении субъекта о цели, плане и средствах осуществления предстоящих или выполняемых политических действий.

Культуру политического поведения можно определить как совокупность типичных для той или иной социальной общности форм, образцов и норм политического участия и политической деятельности.

Политическое участие определяется как действия частных лиц, пытающихся оказать влияние на функционирование политической системы. Это активность гражданского общества в отношении политических институтов. Культура политического участия проявляется в степени, формах и способах участия граждан в электоральном процессе, в массовых политических акциях, в деятельности политических партий и политизированных общественных организаций, в работе органов государственной власти и местного самоуправления. Она зависит от уровня образованности личности, пола, возраста, принадлежности к определенному слою общества, профессии, уровня доходов, религиозных убеждений и т.д.

Политическая деятельность – это категория, которая характеризует активность политических институтов. Индивид настолько может заниматься политической деятельностью, насколько он включен в структуру того или иного политического института. Культура политической деятельности проявляется в традициях и стереотипах принятия и реализации политических решений, политического управления и администрирования, восприятия и разрешения социально-политических конфликтов.

Типология политических культур

Политическая культура любого общества уникальна. Вместе с тем, в политических культурах разных обществ имеется немало общих черт, что дает основание для их объединение в определенные типы. Существует несколько подходов к типологизации политических культур. Наибольшее распространение получили историческая, функциональная и структурная типологии.

Историческая типология политических культур основывается на степени развития гражданственности членов общества. Основателями данной типологии являются американские политологи Г. А. Алмонд и С. Верба.

ü Приходская культура – характеризуется негативным отношением членов общества к политической власти вообще, отсутствием интереса к политике и, вследствие этого, нежеланием принимать в ней личное участие. В этой культуре люди осознают себя членами небольшого прихода, но не гражданами государства.

ü Подданническая культура – характеризуется отсутствием личного интереса к участию в политике, пассивным отношением к власти. Хотя граждане в этой культуре и осознают себя частью политического сообщества, но их роль в государстве сводится к роли подданных, которые лишь подчиняются власти.

ü Партисипаторная культура – характеризуется значительным интересом граждан к политике, активным отношением к политической власти, готовностью принимать личное участие в политической жизни.

ü Приходско-подданический тип политической культуры существует сегодня во многих постколониальных странах Азии и Африки, которые, преодолевая межплеменную рознь и местный сепаратизм, строят суверенные централизованные государства на основе авторитарной власти.

ü Приходско-партисипаторный тип политической культуры характерен для тех развивающихся стран, которые идут по пути демократического развития. Индия.

ü Подданическо-партисипаторный тип политической культуры распространен в странах со стабильной демократией.

Функциональная типология политических культур была предложена польским политологом Е. Вятром. Она основывается на том, что политическая культура как компонент политической системы, с одной стороны, во многом определяет качества политического режима, а с другой стороны, сама постоянно испытывает его воздействие. В соответствии с тремя базовыми типами политического режима выделяются три типа политической культуры.

Структурная типология политических культур обусловлена разработкой понятия доминирующая культура. Доминирующая культура – это комплекс политико-культурных элементов, которые присущи большинству социальных групп данного общества. Доминирующая культура выполняет интегративную функцию по отношению к политической системе.

Гомогенная культура характеризуется наличием доминирующей культуры в обществе. Различные политические и социальные группы общества, несмотря на существующие между ними различия во взглядах на власть, имеют общую основу. Наличие доминирующей культуры придает политической культуре общества гомогенный (цельный) характер.

Гетерогенная культура характеризуется отсутствием доминирующей культуры. Не имея общего основания, политические культуры различных социальных групп противостоят друг другу. Гетерогенная культура обуславливает социальные, этнические, религиозные и другие конфликты. Она порождает нестабильность политической власти и разрушает политическую систему.

Политическая социализация

В политически организованных обществах человек всегда вольно или невольно включен в систему политических отношений, является носителем политической культуры.

Политическая социализация – это процесс включения человека в политику, формирования у него определенного отношения к власти и политической активности на основе усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, т.е. политической культуры общества. Политическая социализация является одной из составляющих общественного процесса социализации человека. Усваивая посредством социального общения и воспитания и развивая в меру индивидуальных способностей социально-культурный опыт, индивид усваивает и развивает навыки, знания, нормы, ценности и традиции политической системы. По своему содержанию политическая социализация представляет собой двусторонний процесс: переход требований политической системы во внутреннюю структуру индивида и формирование активности индивида в отношении политической системы. Отсюда вытекают две основные функции политической социализации:

  • приобретение индивидом умения ориентироваться в политическом пространстве;
  • приобретение им навыков выполнять определенные роли в политической системе.

Роли, которые выполняет человек в политической системе, могут быть самыми разнообразными: подданный, избиратель, компетентный наблюдатель, компетентный критик, функционер политической партии или политизированной общественной организации, государственный чиновник, политический деятель, политический лидер и т. п. Способность их выполнения в политической системе во многом зависит от меры и характера политической социализации личности. Мера политической социализации отдельного человека индивидуальна. Но вместе с тем она внутренне обусловлена действием трех факторов:

§ наличием у него того или иного субъективного опыта;

§ способностью к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики.

Комплексное; воздействие отмеченных факторов определяет стадию политической социализации: первичную и вторичную. Первичная стадия характеризует выработку начального отношения к сфере политики посредством восприятия политической информации через мнения и оценки окружающих, появление первого самостоятельного опыта взаимодействия с властями. Содержание первичной стадии составляет усвоение индивидом выработанных обществом политических ценностей, установок, норм, ориентации; закрепление в структуре индивида стереотипов политической культуры общества. Вторичная стадия связывается с расширением самостоятельного политического опыта, с умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, формировать позиции, способные противостоять давлению коллективного мнения, с участием в специализированных политических объединениях и организациях. Вторичная социализация характеризует становление индивидуальной политической культуры личности, ее способность к самостоятельной выработке политических ценностей, установок, норм, ориентации. Среди великого множества факторов политической социализации особая роль принадлежит социальным, институтам, оказывающим целенаправленное влияние на формирование политического сознания и поведения граждан. Такие институты обозначаются в политологии в качестве институтов политической социализации. К ним относятся семья, школа, церковь, средства массовой информации, общественные объединения и организации, политические партии, государственные органы и учреждения. Влияние институтов политической социализации на членов общества осуществляют конкретные люди (родители, учителя, священники, журналисты, пропагандисты, агитаторы, информаторы и т. п.), которых называют агентами политической социализации. Политическая социализация представляет собой непрерывный процесс, который начинается в раннем детском возрасте и продолжается всю жизнь человека. Его содержание составляет обретение и утрата индивидом тех или иных политических качеств. В процессе политической социализации можно выделить пять типичных этапов , которые различаются между собой особенностями формирования и развития сознания человека, степенью влияния тех или иных факторов его жизни и деятельности, энергетическим потенциалом индивида, степенью воздействия тех или иных социальных институтов. Первый этап политической социализации приходится на дошкольные годы. В современном обществе ребенок уже в возрасте 3-4 лет приобретает первые сведения о политике. Основным институтом политической социализации на этом этапе, как правило, является семья. В процессе семейного общения ребенок делает первые шага в освоении политической культуры общества. Семьи имеют свои политические традиции (позитивное или негативное отношение к существующему политическому порядку, приверженность к той или иной политической силе или традицию аполитичности), которые передаются ребенку. Второй этап политической социализации совпадает со школьными годами. Через школу ребенок начинает вовлекаться в государственную систему политического воспитания. Школьное образование в любом обществе призвано выполнять важные политические функции: прививать любовь к государству, его институтам, воспитывать патриотизм. Посредством изучения специальных дисциплин (истории страны, ее конституционных актов и т. п.) целенаправленно формируется определенная система знаний о политике. Третий этап политической социализации начинается после окончания школы и продолжается лет до 25-30. На этом этапе приоритетное влияние на формирование политического сознания и поведения молодых людей оказывают различные формальные и неформальные молодежные объединения. На тех, кто после окончания школы продолжает учебу, большое влияние оказывают традиции высшего учебного заведения, его профессорско-преподавательский состав, студенческие организации. В высшей школе существенно углубляются и расширяются системные знания о политике. Молодежь более чем другие возрастные группы бывает недовольна существующей политической системой, которая, как им кажется, ущемляет их права, ограничивает свободы, препятствует быстрому продвижению по социальной лестнице. Четвертый этап политической социализации связан с нахождением человеком устойчивого места в жизни. Он определяется с кругом занятий, профессией, постоянной работой, обзаводится семьей. У него остается все меньше и меньше времени для занятия политикой. И если круг деловых и профессиональных интересов человека прямо не связан с политической сферой, а условия жизни его вполне удовлетворяют, то политическая активность индивида падает, а его роль в политической системе чаще всего сводится к роли избирателя. Как правило, в зрелом возрасте политическое поведение человека становится более спокойным и умеренным, а политические взгляды – более стабильными. Пятый этап политической социализации приходится на пожилой возраст. Закончив трудовую деятельность, человек уходит на пенсию, освобождается от массы текущих дел. У него появляется много свободного времени, которое часто, отдается политике. Политические взгляды пожилых людей в большинстве случаев консервативны. Их политическая активность направлена на сохранение традиционного порядка и противодействие всякого рода новациям.

Существует несколько типов политической социализации:

ü Гармонический – нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное отношение индивида к государству, осознание им своих гражданских обязанностей.

ü Плюралистический – признание человеком равноправия с другими гражданами, способность изменять свои политические пристрастия, возможность перехода к новым ценностным ориентациям.

ü Конфликтный – формируется на основе межгрупповой борьбы, противостояния взаимозависимых интересов, цель политического участия его представители видят в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.

Цель: Раскрыть содержание и сущность политической культуры и политической социализации, показать их роль в политической жизни общества.

1. Политическая культура: понятие, структура, функции, типологизация.

2. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы.

Основные понятия: политическая культура, политический стереотип, политический миф, политический символ, политическая социализация, модели политической социализации, политические ориентации.

1. Божанов В.А. Политология: мир современной политики. – М, 2008. – с.250-262.

2. Мельник В.А. Политология. Учебник. – Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 266-280.

3. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с.377-397.

1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. – М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 425-477.

2. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. – М.: Юристъ, 1999. – с. 362-401.

3. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 371-413, 549-568.

1. Политическая культура: понятие, структура, функции, типологизация

Одно из определений характеризует политическую культуру, как систему исторически сложившихся, относительно устойчивых воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений людей, поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

В настоящее время сложились три основных направления в истолковании политической культуры:

- Политическая культура – это совокупность духовной культуры (Алмонд Верба);

- Политическая культура – это совокупность типичных образцов поведения человека и выражения нормативных требований (С. Уайт, Д.Плейно);

- Политическая культура – это способ, стиль политической деятельности (Шаран П).

По мнению многих политологов, центральное место в политической культуре занимают ценностные ориентации, которые являются кодами мышления и установок поведенческого кодекса. Они позволяют человеку осознать свою идентичность (самотождественность), а значит и отличие от других субъектов.

В. Пугачев и ряд российских и белорусских авторов выделяют 3 уровня политической культуры:

1. Общекультурные ориентации.

2. Отношения к власти.

3. Отношения к специфическим политическим явления.

Особенности политической культуры:

1. Политическая культура как совокупность ориентаций на политическую деятельность, но это еще не деятельность, а лишь субъективная установка на нее.

2. Это структура ориентаций, куда включены знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях.

Разрабатывая модель политической культуры одни из работников этого феномена Г. Алмонд ,выделил не только формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Из приведенного выше определения политической культуры видно, что индивидуальные ориентации и являются основой политической культуры как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Он выделяет познавательную ориентацию, аффективную и оценочную.

Розенбаум У. выделяет 3 типа ориентаций относительно политических субъектов:

• ориентации относительно институтов государственного управления, относительно режима; оценки различных требований к политической системе и реакции на них – ориентации относительно входа; ориентации связанные с оценкой принятых решений – ориентации относительно выхода;

• ориентации относительно собственной деятельности (политическая компетентность, политическая действенность). (Политология/ под ред. Васика М.А. – М.: Юрист, 1999. – с. 305)

Функции политической культуры:

3. Адаптации и социализации.

Типология политической культуры:

1. Общая типология – политическая культура делится на открытые и закрытые (В. Пугачев);

2. Распространена типологизация, данная Алмондом: патриархальная, подданническая, активистская (вариант доиндустриальная, тоталитарная, континентально-европейская, англо-американская).

3. Политическая культура состоит из субкультур: религиозные, этнолингвистические, региональные, демографические. Политическая культура делится так же на вертикальные (масс и элит) и горизонтальные (религиозные и региональные) субкультуры.

4. В зависимости от взаимоотношений между субкультурами выделяют интегрированные и фрагментированные типы П.К. (У. Розенбаум).

5. П.К. – гомогенная, фрагментарная, смешанная, искусственно-гомогенная (Кавенах Д.).

Принимая во внимание, что люди не одинаково осваивают ценности и нормы можно выделить консенсуальные и поляризованные, политические культуры. С учетом большой роли политических институтов в воспроизводстве образцов поведения можно выделить официальную и реальную политическую культуры. В последнее время на основе универсальных черт политического поведения выделяют рыночную, этатистскую (государственную), традиционную, модернистскую, постмодернисткую политическую культуры.

? наличие трех фрагментов политической культуры (патриархального, подданнического, активистского);

6. Политическая социализация

Политическая социализация – это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества (Василик А.М.).

Процесс политического становления личности, вхождения человека в политику, его подготовка и включения в отношения власти. (В. Пугачев).

1. Определение политических целей и ценностей.

2. Формирование представлений о приемлемых способах политического поведения, об умственности тех или иных действий, в той или иной конкретной ситуации.

3. Определение отношения индивида к окружающей среде и политической системе.

4. Вырабатывает определенное отношение к политической символике.

5. Формирование способностей к познанию окружающего мира.

Этапы политической социализации:

1. Политизации (ступень семьи, родителей).

2. Персонализация (ступень общения со сверстникам).

3. Идеализация (ступень школы).

4. Институациональный (ступень ВУЗа).

5. Ресоциализации (накопление опыта и изменения ценностей).

Субъекты политической социализации:

2. Агентура социализации (уч. Заведения, СМИ, общ. Орг.).

3. Агенты социализации (социализаторы) (преподаватели, активисты, журналисты и т.п.).

Модели и типы политической социализации

Типы: прямая (первичная) и косвенная (вторичная)

Модели (по Р.М. Мерельману):

1. Системная (для США, Англии).

2. Гегемонистская (для стран не западной ориентации).

3. Плюралистическая (для Западной Европы).

4. Конфликтная (авторитарных и тоталитарных стран).

(Подробно смотри Вонсович Л.В. Политология. – Мн., 2007. – с. 213)

Особенности политической социализации в Беларуси и России:

1. Слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие.

2. Предрасположенность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов.

3. Подданническое отношение к любому центру реальной власти.

4. Заидеологизированность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам.

5. Низкая компетентность в управлении делами общества и государства.

6. Правовой нигилизм.

7. Неразвитость гражданских позиций.

1. Политическая культура включает в себя многообразные компоненты. К ним относятся: политический опыт, политические ориентации, политические мифы, политические символы, политическая социализация, модели политического поведения. Политическая культура определяет качественную сторону политической системы, специфику, функционирования, и эффективность ее деятельность.

2. Социокультурной основой демократии является гражданская культура, состоящая из элементов патриархальной подданнической и активистской культуры. Последний тип культуры является доминирующим при демократическом режиме. Он характеризуется ориентацией граждан на политическое участие. Гражданская культура характеризуется такими чертами как наличие консенсуса относительно легитимности политических институтов, толерантность, чувство компетентности.

3. Практически в любом обществе индивиды и группы приобщаются к системе ценностей, политических ориентаций, приемлемым формам политического поведения. Этот процесс получил название политической социализации. В зависимости от целей выделяют системную гегемонистскую, плюралистическую и конфликтные модели политической социализации. Период падения одной из четырех моделей зависит от типа политической модели и характера политической культуры

Читайте также: