Музыка при петре 1 кратко

Обновлено: 06.07.2024

Петр ввел не только регулярную армию, но и военные оркестры, в которых звучали европейские музыкальные инструменты. Интересно, что после победы в Полтавской битве в плен было взято много музыкантов из военного оркестра шведского короля Карл XII. Кстати среди них был тот самый Якоб Бах, родственник И. С. Баха, на отъезд которого Бах сочинил "Каприччио на отъезд любимого брата". Якоб был гобоистом и учил россиян играть на этом инструменте и заработал приличные деньги. На ассамблеях звучали менуэты, англезы. При Петре также появились в Петербурге роговые оркестры. В Россию стали приезжать иностранные оперные труппы и иностранные исполнители. То есть в этот период создавались предпосылки для формирования отечественной исполнительской школы.

С эпохи Петра I начинается внедрение новых форм городского музицирования. В домах столичной петербургской аристократии в обязательном, предписанном порядке устраивались “ассамблеи” – открытые вечера, где каждый приходящий мог проводить время, как ему нравилось. Одни играли в карты, другие просто беседовали, третьи танцевали модные тогда танцы под соответствующую музыку. Также ПетромI были учреждены еженедельные концерты в доме тайного советника Бассевича, где играла инструментальная капелла герцога Голштинского. В репертуаре капеллы были произведения Корелли, Тартини, Телемана и других знаменитых европейских композиторов.


Г осударственная республиканская академическая русская хоровая капелла. Художественный руководитель А. Юрлов.

"Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу. " петровские торжественные песнопения.
Солисты:
В.Гаврюшов (бас)
А.Лагуткин (тенор)
Б.Шумилов (баритон)

Песня "На пострижение Евдокии Лопухиной"
Солистка Л.Солодилова (сопрано)

Кант на взятие Дербента

Кант в честь Полтавской победы "Орле Российский"

В.Титов
Концерт в честь Полтавской победы для 12 голосного хора

«Русская музыка петровского времени изучена и звучит у нас еще мало. Между тем она очень богата и разнообразна, хотя жанры ее были специфичны. Наиболее значительные из них принадлежали к сфере вокальной, прежде всегохоровой, музыки.

К числу весьма распространенных в XVII - XVIII веках жанров принадлежали канты (от canto - пение). Пришедшие в Россию с Украины, куда они, в свою очередь, проникли из Польши, канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Их сюжеты заимствовались из духовной литературы, тексты переводили и писали русские поэты XVII века. Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определенных событий общественного значения, позднее - в честь военначальников и царственных особ ("панегирические канты"), в демократических же кругах - на сюжеты лирического, народно-юмористического, бытового характера.

При Петре I специально сочиненные канты исполнялись при торжественных процессиях по случаю побед русского оружия. Такие процессии проходили в Москве после взятия Азова, Шлиссельбурга, Нарвы и ряда других событий. Особенно торжественной была процессия 21 декабря 1709 года, когда праздновалась победа при деревни Лесной и в Полтавской битве (27 июня того же года). Было сооружено семь триумфальных ворот, на верху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы. Пелись специально сочиненные "Стихи" и канты, звучала инструментальная музыка. "Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу. ", как сказано в рукописи XVIII века, "петы были в пришествие государево ис под Полтавы в Москву на триумфальных воротах певчими. ". Это десять одноголосых произведений, составляющих единое целое. В них излагается вся последовательность событий: вторжение шведских войск на Украину, измена и побег Мазепы, поражение армии Карла, его бегство, победа русских. Стихи завершаются выражением славы победителям, хвалы военначальникам, великодушному воинству и царю Петру - "второму Александру Македонскому".

Тексты Стихов написаны учителями Славяно-греко-латинской академии, мелодии же - знатоками знаменного роспева. Общая направленность Стихов отражала подъем патриотизма, который охватил тогда Россию.

Республиканская русская хоровая капелла, в исполнении которой записаны произведения петровского времени, является пионером в пропаганде старинной русской музыки. Особенно большую роль в работе над этой областью хоровой литературы сыграл ее художественный руководитель и дирижер, ныне покойный, Александр Александрович Юрлов (1927-1973).

Год выпуска: 1975
Формат: MP3 (оцифрованная грампластинка)
Продолжительность: 00:32:57
Битрейт аудио: 256 kbps
Размер: 61 Mb

Русская музыка петровского времени хотя и изучена,но звучит у нас еще мало. Между тем она очень богата и разнообразна, хотя жанры ее были специфичны. Наиболее значительные из них принадлежали к сфере вокальной, прежде всего хоровой, музыки.

1125007322700445 (700x699, 553Kb)

К числу весьма распространенных в XVII - XVIII веках жанров принадлежали канты (от canto - пение). Канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Их сюжеты заимствовались из духовной литературы, тексты переводили и писали русские поэты XVII века.


Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определенных событий общественного значения, позднее - в честь военначальников и царственных особ ("панегирические канты"), в демократических же кругах - на сюжеты лирического, народно-юмористического, бытового характера.

При Петре I специально сочиненные канты исполнялись при торжественных процессиях по случаю побед русского оружия. Такие процессии проходили в Москве после взятия Азова, Шлиссельбурга, Нарвы и ряда других событий.

Василий Титов
Концерт в честь полтавской победы для 12 голосного хора


Особенно торжественной была процессия 21 декабря 1709 года, когда праздновалась победа при деревни Лесной и в Полтавской битве (27 июня того же года).

Кант на взятие Дербента

Было сооружено семь триумфальных ворот, на верху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы. Пелись специально сочиненные "Стихи" и канты, звучала инструментальная музыка. "Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу. ", как сказано в рукописи XVIII века, "петы были в пришествие государево ис под Полтавы в Москву на триумфальных воротах певчими. ".

Это десять одноголосых произведений, составляющих единое целое. В них излагается вся последовательность событий: вторжение шведских войск на Украину, измена и побег Мазепы, поражение армии Карла, его бегство, победа русских. Стихи завершаются выражением славы победителям, хвалы военначальникам, великодушному воинству и царю Петру - "второму Александру Македонскому".

Тексты Стихов написаны учителями Славяно-греко-латинской академии, мелодии же - знатоками знаменного роспева. Общая направленность Стихов отражала подъем патриотизма, который охватил тогда Россию.

Поскольку в эпоху Петра Россия много и успешно воевала, большое значение приобрела музыка маршей, наиболее торжественные из которых создавались по случаю побед и воспринимались как гимны — символы тех событий.

Царь Петр I, в отличие от своего отца Алексея Михайловича, не отличался особой набожностью. Гениально одаренный от природы, он был убежденным гуманистом и государственником, порой, забывавшим о том, Кто даровал ему выдающиеся способности и власть. Ради возвеличивания государства Российского, он считал возможным использовать любое принуждение по отношению к сословиям и отдельным гражданам. Его он использовал и по отношению к церкви, сведя ее роль до уровня отдельного департамента в структуре государственных министерств.

В то же время Петр I был не только замечательным зодчим, архитектором, инженером, моряком, строителем, плотником, кузнецом, врачом, цирюльником, но и великим Воином. Во время своих многочисленных походов он нередко сам водил войска и, в частности, созданный им лейб-гвардии Преображенский полк в бой и побеждал. Побеждал на суше и на море. Малыми силами, ошеломляя противника личной храбростью и удалью, брал на абордаж шведские фрегаты. Благодаря его выдающимся победам, пределы России были раздвинуты далеко на север и на запад. Склонность к силовым решениям в эпоху Петра, в ущерб молитвенной практике, наложила отпечаток на характер ее символики.

Славны были наши деды,
Закаленные в боях.
Их парил орел победы
На полтавских берегах.

Били турка, били шведа
Под знаменами Петра.
Раздавался гром победы
И кричали мы Ура!

Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов;.
Вспомним матушку-царицу,
Вспомним век ее каков!

Славный век Екатерины
Нам напомнит каждый шаг
Те поля, леса, долины,
Где бежал от русских враг!

Вот Суворов где сражался!
Там Румянцев где разил!
Каждый воин отличался,
Путь ко славе находил!

И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками
Могущ и радостен, как бой,
Он поле пожирал очами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Посвящается 350-летию со дня рождения Петра I

Русская музыка петровского времени хотя и изучена, но звучит у нас еще мало. Между тем она очень богата и разнообразна, хотя жанры ее были специфичны. Наиболее значительные из них принадлежали к сфере вокальной, прежде всего хоровой, музыки.

К числу весьма распространенных в XVII - XVIII веках жанров принадлежали канты (от canto - пение). Канты первоначально бытовали в узких кругах при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Их сюжеты заимствовались из духовной литературы, тексты переводили и писали русские поэты XVII века.

Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определенных событий общественного значения, позднее - в честь военачальников и царственных особ ("панегирические канты"), в демократических же кругах - на сюжеты лирического, народно-юмористического, бытового характера.

Было сооружено семь триумфальных ворот, на верху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы. Пелись специально сочиненные "Стихи" и канты, звучала инструментальная музыка.

Во времена Петра I (1672-1725 гг.) в связи с выдающимися победами русского оружия большое распространение получили торжества и празднества с участием музыки.

Бурное развитие приобрела камерная музыка и домашние концерты. Вошли в моду скрипки, флейты, клавесины, арфы.

Детей музыкантов военных оркестров Петр I приказал учить музыке. Это послужило началом музыкального образования в России.

Петровская эпоха положила начало развитию композиторской школы России.

Бортнянский Д. С.

Значение петровского времени для истории русской музыки не столько в оставленных ею безусловных ценностях, сколько в создании необходимых условий и предпосылок для дальнейшего роста и развития. Освобождаясь от религиозной зависимости, искусство становится светским по духу и начинает служить прославлению величия и мощи российского государства.

Спасибо за внимание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 819 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Вечные темы в музыке

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.11.2021 1277
  • PPTX 5 мбайт
  • 32 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Афанасьева Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Портрет Петра I

Первый российский император Пётр Алексеевич Романов (Пётр I или Пётр Великий). Гравюра Якоба Хоубракена с живописного оригинала Карела Моора. 1717 г.

Примечания

1) ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелат. partes — голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки XVII—XVIII вв. Количество голосов от 3 до 12 (иногда до 24, 48). Различались композиции с т. н. постоянным (обычно 4-голосные обработки мелодий знаменного и других распевов) и переменным (с чередованием звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов) многоголосием. Особенно развитой фактурой отличались партесные концерты.

2) ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ (крюковое пение), основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками — знаменами, или крюками). Известен с XI в. Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев.

5) Имеются в виду КАНТЫ, имитирующие трубный сигнал торжественного или воинственного характера, который обычно состоит из звуков мажорного трезвучия.

6) Имеются в виду виватные канты. ВИВАТНЫЙ КАНТ (виват) (лат. vivat — да здравствует), вид панегирического канта, сложившийся в русской музыке Петровской эпохи. Мелодия имела фанфарно-руладный характер. Исполнялись хором или группой певцов главным образом во время придворных приемов и празднеств. Существовали до конца XVIII в.

Источник: Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. Том I. М., 1953.

Читайте также: