Значение культуры эпохи возрождения для мировой культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Название работы: Значение эпохи Возрождения в истории европейской культуры

Предметная область: Культурология и искусствоведение

Описание: Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Дата добавления: 2014-04-02

Размер файла: 16.82 KB

Работу скачали: 21 чел.

Значение эпохи Возрождения в истории европейской культуры.

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-христианского мифологического мировидения. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы:

Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом.

Человек эпохи Возрождения: Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.

Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

Эпоха Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Но все таки представление людей о мире и месте человека в нём менялось.

Николай Коперник стал автором гелиоцентрической системы мира . (Он предположил, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого вращаются Земля и другие планеты).

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.

Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-христианского мифологического мировидения. Несмотря на происхождение термина "Ренессанс", строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

Основная цель исследования автора показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей, метод исследования – исторический.

1. Истоки Возрождения

Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем христианско- католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом и мироотрицанием.

Среди определений культурного явления Возрождения нет общепризнанного. Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают свои объяснения этому феномену, обращая внимание на разные признаки. Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

— переворот в культуре;

— переходный культурный этап;

— восстановление античности.
Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их комплекс образует качественно новую ступень культуры. Европейское Возрождение — время мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.

Расцвет характеризуют повышенная энергия культурной деятельности, создание и реализация новых стимулов культурного творчества. В этом смысле Возрождение можно сравнить в истории мировой культуры с "греческим чудом" VIII—V вв. до н.э. В основе сравнения лежат:

— особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров;

— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;

— соединение жизненности и эстетичности;

— избыток духовной энергии;

— удивительная концентрация на небольшом пространственно- временном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены символами культуры Ренессанса.

2. Основы возрожденческой
культуры

Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.

Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского
чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей собственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность в свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый способ мировидения формируется в Италии в первой половине XV в. Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло обособление этой личности, выделение ее из мира.

В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира.

Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало.

В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории. бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой.

поэзией и философией с изучением точных наук
Понятие творчески богатой, или «ренесссанской личности стало впоследствии нарицательным.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиком произведений живописи, скульптуры и архитектуры.
Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя. Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства. кроме Венеции, утратили прежнее значение.

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских
стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только
в Тоскане и Риме.

Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям,
что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики.
Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила: она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным
членениям архитектуры, широким поверхностям стен. Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад создан в XIX в.). Храм отличается широкими пролётами, единым светлым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное потолочное перекрытие. В 1296 г. во
Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения. В 1334 г. по проекту Джотто было начато строительство колокольни собора, так называемой кампанилы — стройной прямоугольной башни с поэтажными горизонтальными членениями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма
которых ещё долго сохранялась в итальянской архитектуре.

Среди наиболее известных городских дворцов — палаццо дела Синьория во Флоренции. Предполагают, что его построил Арнольфо ди Камбио. Это тяжёлый куб с высокой башней, облицованный грубым камнем. На фасаде — окна разной величины, незаметный вход расположен сбоку. Здание определяет облик старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на площадь. Могучий дворец служил символом независимости Флоренции.

Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон.

Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объёмность и
выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь напоминает римскую богиню Юнону, аллегория Силы в виде обнажённого атлета — античного героя Геракла.

Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Ученик и помощник Николо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец. В произведениях Джованни было много нового и необычного. Почти ровесник Джотто, он являл собой полную противоположность мудрой сдержанности своего флорентийского современника.

Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.

4. Раннее возрождение

В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).

Почему же этот период назвали Ренессанс , и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.

Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).

Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека , его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли .

Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира .

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер .

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519) , прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи , не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии ( Византийская иконопись. Как начать её понимать ), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472) .

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел .

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

Периодизация искусства и культуры Возрождения

Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:

  • Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
  • Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
  • Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
  • Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.

Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.

О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

В развитии культуры и искусства выделяют несколько периодов. Самые крупные из них — Античный, Средневековый, Возрождение, Просвещение, Новое искусство. Эта периодизация условна. Например, искусство эпохи Возрождения начало зарождаться в Италии в конце XIII века, однако в других странах получило распространение лишь в XV столетии. Каждый из периодов имеет характерные особенности, которые проявляются во всех сферах искусства.

Периодизация эпохи Возрождения

Периодизация эпохи Возрождения

Внутри большого периода выделяют несколько малых: Дученто, Треченто, Кватроченто, Чинквеченто. В среднем, каждому из них соответствует одно столетие, отсюда и произошло их название. К периодам эпохи Ренессанса относят:

 Зарождение Ренессанса

Зарождение Ренессанса

Развитие и расцвет эпохи

В отличие от Средневекового, искусство Ренессанса приобрело светский характер. В нём начинает проявляться интерес к античной культуре, что является характерным признаком Возрождения.

Архитектура Проторенессанса спокойная, уравновешенная, для неё характерен титанизм и устойчивость, в скульптуре ярко выражено влияние античности. Представителями являются итальянский архитектор Арнольфо ди Камбио и скульптор Николо Пизано, одна из их совместных работ — фонтан Маджоре, весьма известна и в настоящее время.

Живопись и литература стали более реалистичны и чувствительны. Особенно ярко это выражено во фресках итальянского художника Джотто. Он совершил настоящую революцию в искусстве того времени. Джотто ушёл от плоских, нереалистичных фигур и бесчувственных лиц, которые были характерны для фресок Византии. Художник наполнил свои работы эмоциями и переживаниями, сделал их более реалистичными и смог изобразить библейские сюжеты в простой и понятной форме. Самое грандиозное его творение — цикл фресок, который находится в Капелле Скровеньи (город Падуя).

Поэзию Проторенессанса представляют Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо. Ф. Петрарка написал немало произведений на латыни, имеющих большое значение в истории, однако знаменитость ему принесли итальянские стихи, обращённые к возлюбленной поэта. Они покорили сердца людей своей искренностью и непосредственностью.

Развитие и расцвет эпохи

Периодизация эпохи Ренессанса

Искусство Возрождения имело не только эстетическую, но и познавательную функцию. Стремление изобразить окружающий мир максимально реалистично побуждало художников и скульпторов изучать пропорции человека, механизм движений человека и животных, строение скелета и мышц, законы перспективы. Они были разносторонними личностями и оставили след не только в искусстве, но и в науке. В частности, многие открытия и наблюдения, сделанные творцами того времени, использовались в медицине и математике.

К архитектурным творениям эпохи Кватроченто (Раннее Возрождение) относится одна из самых известных достопримечательностей современного Рима — Собор Святого Петра. Его архитекторами были знаменитые Донато Браманте и Микеланджело Буаноротти.

Новаторства появились и в скульптуре. Так, итальянский скульптор Донателло изобразил в одной из своих работ полководца Гаттамелата, восседающего на коне. До этого героями скульптур были лишь боги, святые или богатые люди. Кроме того, его работа стала первой конной скульптурой в этой эпохе.

Расцвет эпохи Ренессанса пришёлся на творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Санти. Они являются ярчайшими представителями изобразительного искусства и скульптуры того времени. Произведения этих авторов до сих пор известны и почитаемы во всём мире.

Несмотря на то что все они представляют один и тот же период, каждый имеет свой стиль. Например, образы на портретах Леонардо да Винчи будто бы оживают на глазах. Он смог добиться этого эффекта, растушевав линии на изображении, сделав контуры и свет более мягкими. Благодаря ему сама профессия художника обрела новые грани и возможности. Интересно и то, что у знаменитого на весь мир Леонардо да Винчи насчитывается всего 19 завершённых полотен. Самые известные из них, дошедшие до нынешних дней:

Развитие и расцвет эпохи

Угасание искусства Возрождения

 Угасание искусства Возрождения

За активным развитием и расцветом культуры последовал период упадка и обеднения. Во времена позднего Возрождения широкое распространение получил маньеризм — направление в искусстве, для которого характерны беспорядочность, неестественность, пресыщенность и отсутствие гармонии. Кризиса смогла избежать лишь Венеция, где не было власти Папы Римского. Отчасти это объясняется её автономностью, кроме того, искусство Возрождения пришло в Венецию чуть позже, чем в Рим и Тоскану. Великими творцами этого периода стали Тициан, Джорджоне, Бенвенуто Челлини и другие.

Список художников эпохи Возрождения и их картин можно представить кратко в виде таблицы. Этот способ подойдёт для того, чтобы проанализировать культуру Ренессанса в классе, на уроках художественной культуры и составить общую характеристику эпохи Ренессанса:

По данным, приведенным в таблице, можно понять, какие сюжеты были любимыми в творчестве ренессансных художников. Это, прежде всего, библейские сказания и мифы.

Эти авторы завершили эпоху Ренессанса в Италии. Однако этот стиль продолжал существовать: характерные черты ренессансного искусства нашли отражение в голландской, испанской, немецкой и даже русской культуре.

Северное Возрождение

Северным возрождением принято называть культуру этого периода в Германии, Франции и Нидерландах. В каждой из стран она имела свои отличительные черты, однако идейная составляющая у них одинакова: это обращение к душе человека, его чувствам и переживаниям, гуманистические принципы.

Влияние готического стиля

В отличие от Итальянского Возрождения, в искусстве Северной Европы изучению анатомии и правильному построению пропорций не придавалось большого значения, внимание было обращено на детализацию. В искусстве Северного Возрождения прослеживается влияние готического стиля и идей Реформации.

Имена и произведения многих представителей Северного Ренессанса дошли до наших дней. К ним относятся:

  • Уильям Шекспир.
  • Ганс Гольбейн.
  • Жан Фуке.
  • Марк Дюваль и другие.

В кроссвордах часто встречается вопрос: немецкий художник эпохи Возрождения (5 букв). Несомненно, это Альбрехт Дюрер — знаменитый мастер ксилографии, практик и теоретик искусства, учёный-математик. Он, как и Леонардо да Винчи, является автором многих трудов в различных областях.

Влияние Ренессанса на Россию

Картины эпохи Возрождения

Несмотря на сильную привязанность русской культуры к собственным традициям и Византийскому влиянию, искусство Ренессанса также нашло отражение в ней. Во времена правления Ивана III на Русь были приглашены зарубежные архитекторы и скульпторы. В основном они участвовали в постройке храмов и церквей. Например, Успенский собор был спроектирован Аристотелем Фиораванти, итальянским архитектором.

Под влиянием Европейского Возрождения и готического стиля на Руси появились шатровые храмы. Этот был абсолютно новый, уникальный тип храма, не имеющий аналогов в мире. Началось развитие книгопечатания, иконопись стала более реалистичной, появился новый тип светского портрета — парсуна.

Таким образом, живопись, литература, скульптура и архитектура эпохи Возрождения имеют огромное историческое значение. Повышенный интерес к этой эпохе легко объяснить. Ведь именно в это время жили и творили великие деятели искусства. Их произведения до сих пор считаются не только эталонами женской и мужской красоты, но и учебными пособиями по основам живописи, а репродукции их картин знакомы каждому культурно развитому человеку.

Читайте также: