Памятник героям 1812 года в смоленске кратко

Обновлено: 04.07.2024

Памятник посвящен событиям начального периода войны 1812 года, когда со 2 по 5 августа в сражениях на Краснинском большаке и под Смоленском 1-я и 2-я русские армии сдерживали попытки Великой армии прекратить отступление русских войск и разбить их под Смоленском.

[_value]

Скала – это символ неприступности России, гнездо на вершине – символ Смоленска, орлы – это русские армии, а воин-галл – собирательный образ всей армии Наполеона, представленной всеми странами Западной Европы. Памятник открыт в 1913 году. Сегодня это одна из главных визитных карточек Смоленска

Монумент представляет собой большую скалу, на вершине которой восседают два грозных орла, защищающих гнездо от карабкающегося к нему по уступам воина-галла с обнажённым мечом в руке. Один орел распростер свои мощные крылья и вцепился когтями в руку галла. Вторая птица прикрывает гнездо, затаившись чуть позади в ожидании подходящего момента, что бы налететь на врага с тыла. Скульптуры орлов символизируют две русские армии, соединившиеся в Смоленске. Воин в средневековых доспехах олицетворяет наполеоновскую армию.

Общая высота памятника составляет 9,6 метров. Постамент внутри полый, изготовлен из камня и покрыт цементом с гранитной крошкой. Скала облицована гранитной крошкой, сложена из камня и цемента, внутри она полая. Галл, орлы, гнездо - металлические, имитированные под бронзу. На скале, со стороны Вечного Огня написаны имена командующих соединениями, защищавшими Смоленск в 1812 году: Барклая-де-Толли, Багратиона, Неверовского, Раевского, Дохтурова.

Скульптурная композиция посвящена событиям периода Отечественной войны 1812 года, когда в сражениях на Краснинском большаке и под Смоленском 1-я и 2-я русские армии сдерживали попытки армии Наполеона прекратить отступление русских войск и разбить их под Смоленском. Композиция памятника символизирует собой неприступность России, которую обороняли соединившиеся армии Михаила Богдановича Барклая-де-Толли и Петра Ивановича Багратиона.

Памятник героям Отечественной войны 1812 года


Сквер Памяти Героев

Установлен в 1913 году в честь 100-летия Отечественной войны.

Авторы - скульптор С.Р. Надольский, инженер Н.С. Шуцман.

Фигуры отлиты из металла, объем скалы каменный. Общая высота монумента - 9,6 м.

Скульптурно-архитектурная композиция символизирует неприступность России, которую обороняли две русские армии, соединившиеся у Смоленска: на вершине скалы два могучих орла защищают гнездо, к которому по уступам скалы крадется галл в доспехах с мечом в руке. Форма памятника детально проработана.

Скульптурная часть памятника - бронза, постамент, полый внутри, каменный, покрыт цементом с гранитной крошкой. Ритм линий - то резких, напряженных, то мягко скользящих - обогащает силуэт памятника. Спереди у основания скалы - рельефная карта европейской части России с надписью "Благодарная Россия героям 1812 года". На противоположной стороне - имена героев: Барклай де Толли, Багратион, Неверовский, Раевский, Дохтуров.

С двух боковых сторон - обрамленные бронзовыми венками гербы России и Смоленска. Вокруг памятника - невысокая ограда из необработанных гранитных тумб и железных цепей.

По изданию "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область"
Москва, "Наука", 2001 г.


Памятник с орлами


Лучшим памятником Смоленска является Памятник героям 1812 года в Кутузовском садике. Памятник с орлами, как зовут его смоляне. Закладка этого величественного монумента была произведена 6 августа 1912 года.

Торжественное открытие состоялось 10 сентября 1913 года. Памятник воздвигнут по проекту скульптора С. Р. Надольского и инженера Шуцмана. Большая каменная скала, символизирующая Россию, народ которой уничтожил армию захватчиков.

По уступам скалы, к ее вершине продвигается галльский воин в средневековых доспехах, с обнаженным мечом в руке. Он олицетворяет наполеоновскую армию. У вершины скалы гнездо и два орла. Один орел распростер свои мощные крылья и цепкими когтями держит за руку галла. Второй прикрывает гнездо и, кажется, в любой момент готов налететь на неприятеля с тыла. Орлы символизируют две русские армии, соединившиеся в Смоленске.

С двух других сторон прикреплены большие бронзовые венки. В одном из них эмблема России - двуглавый орел, во втором - герб Смоленска - пушка и на ней райская птица. Памятник охватывают массивные железные цепи, прикрепленные к гранитным тумбам.

Скала сложена из камня и цемента, внутри полая, облицована гранитной крошкой. Галл, орлы, гнездо - металлические, имитированные под бронзу. В 1955 году памятник капитально реставрирован.


А.Минкин, А. Ходченков
"Памятники культуры Смоленской области"
Выпуск второй, 1962 г.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.



Началом подготовки стало решение устроить бульвар у крепостной стены. Такой бульвар (сейчас это сквер Памяти героев) был торжественно открыт посетившим Смоленск Николаем II 31 августа 1912 года.


А тремя неделями раньше на нем уже был заложен памятник героям Отечественной войны 1812 года. Из 30 проектов особой комиссией была выбрана работа инженера-подполковника Н. Шуцмана как отличающаяся большой художественной силой и оригинальным замыслом.


Памятник представлен как высокая уступчатая каменная скала. Это – аллегория Российской империи. По уступам, к вершине скалы карабкается воин-галл. Он в средневековых доспехах, в его руке обнажённый меч. Это образ собирательный. Но он и конкретное олицетворение всей наполеоновской армии, ведь французы считаются потомками племени галлов. На самой вершине скалы есть гнездо, которое оберегают два орла. Один из них уже распростёр могучие крылья и крепкой лапой с острыми когтями держит руку врага. Второй орел несколько ниже и сзади – он прикрывает гнездо с другой стороны, но тоже в любой момент готов броситься на галла. Орлы символизируют русские армии, которые соединились в городе Смоленске.




Еще с двух сторон на скале имеются большие лавровые венки, выполненные также из бронзы. В одном из них герб России, а во втором – герб города Смоленска. Сама скала сложена из бетонных блоков, облицованных гранитной крошкой. Памятник с орлами стоит в окружении парковой зелени в самом центре сквера. Он огражден массивными железными цепями, которые крепятся на невысоких гранитных тумбах.




Торжественное открытие оригинального памятника состоялось через год после закладки - 10 сентября 1913 года, о чем написали многие российские газеты. И по нынешний день, уже более 100 лет, этот монумент - главная визитная карточка города Смоленска.



P.S.: Памятник, что уж говорить, замечательный, да и сам древний Смоленск может гордиться своей историей. Но сейчас я несколько о другом.


Только мне кажется странным, что на памятнике имперских времен "благодарная Россия" изображена в виде только ее "европейской части"? А азиатская часть куда делась? Или это НЕ Россия? Или это Россия, но НЕ благодарная? Странно как-то.

Можно, конечно, попытаться додумать, что война 1812 года, мол, была чисто европейской, да и "нашествие на Россию Великой Армии двунадесяти языков" окаянного Бонопарта, всё-таки не привело корсиканца, несмотря на всю его гениальность и малый рост, в азиатскую Индию. В том числе и при движении из захваченной Москвы по Старой Калужской дороге в направлении Смоленска.

Но, с другой-то стороны, мне лично трудно понять ход монаршей мысли при даче высочайшего соблаговоления на "отсечение" (хотя бы только на памятнике) от Российской Империи бОльшей ее части, тем более, что эта часть по наследству передавалась от поколения к поколению Российских Императоров, о чем свидетельствует, к примеру, приводимые ниже Генеральная карта Российской империи 1745 года


или Атлас Российской Империи 1792 года, составленные еще как бы ДО начала Наполеоновских войн.


Я честно попытался припомнить какие-либо другие случаи, когда бы карта Российской Империи подвергалась при Дворе Их Императорских Величеств подобным манипуляциям, но ничего похожего на ум так и не пришло.

Но публика-то в 1913 году, когда памятник в Смоленске был открыт, это восприняла спокойно! Быть может, в то время это было в порядке вещей?

Читайте также: