Гессен вклад в педагогику кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рассматривая идентичность целей образования и целей культуры, С. И. Гессен выстраивает структуру образования, исходя из культурных ценностей: сколько культурных ценностей, столько должно быть и видов образования (нравственное, художественное, научное, религиозное, правовое, хозяйственное).

С. И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях:

- национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование;

- всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства;

- нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей.

Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям

науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного

человека в человека культурного. Если проблема образования есть проблема

культуры, то, очевидно, отрицание культуры, связанное с отрицанием

истории, ведет и к отрицанию образования.

В этой книге удалось поместить лишь небольшую часть его работ, которые, как надеются составители, позволят увидеть яркость и оригинальность педагогической концепции С.И.Гессена, ее личностно-ориентированную гуманистическую направленность.

С.И.Гессен родился 7 (18) августа 1887г. в г.Усть-Сысольске (ныне г.Сыктывкар). Детство его было драматичным. Оставленный матерью незаконнорожденный сын ссыльного студента-юриста Иосифа Гессена после долгих мытарств был усыновлен собственным отцом и вошел в его большую семью.

В 1896г. Гессен поступил в Первую петербургскую гимназию, но в старших классах был исключен за участие в нелегальном союзе учащихся, сдав экзамены на год позже. Большое влияние на становление юной личности оказали друзья отца – видного деятеля партии кадетов, ученого-юриста – П.Н.Милюков, Б.А.Кистяковский, Л.И.Петражицкий, В.М.Гессен, В.Д.Набоков и др.

Последние годы жизни Гессена были омрачены изменением политического климата в Польше, давлением марксистской идеологии и гонениями на довоенную профессуру. Гессена относят к реакционным эмигрантам и отстраняют от заведования кафедрой, а затем и от преподавания в университете [6]. Гессен скончался 2 мая 1950г. в Лодзи.

Как философ и историк педагогики Гессен стремился четко обозначить направление педагогической мысли, к которому себя относил. Это педагогика культуры. Правда, он ставит знак равенства между нею и гуманистической педагогикой, называя ее еще и персоналистической педагогикой. Своими единомышленниками он считан известных педагогов и реформаторов образования в разных странах – Г.Кершенштейнера, Э.Шпрангера, Д.Дьюи, Т.Литта, Дж.Ломбардо-Радиче, С. Росса. Б.Суходольского и др.

Педагогическое кредо этого направления Гессен ярко выразил следующим образом: «Воспитание – творческий процесс, который не может быть механизирован. Каждый воспитатель и преподаватель вырабатывает свой собственный метод, который изменяется в новой конкретной ситуации и по отношению к данному конкретному ребенку

С этой точки зрения, говоря современным языком, педагогика Гессена носит ярко выраженный личностно-ориентированный характер. Философско-образовательная система Гессена может быть расценена как культурологическая, а если иметь в виду ее историзм, – как культурно-историческая.

Стержнем педагогической концепции Гессена является антропологическая трактовка структуры личности, на основе которой он дал свое понимание воспитания. Критический анализ основных направлений современной философии, педагогики, психологии, психофизиологии: педагогического натурализма, экспериментальной педагогики и психологии, социологии образования и социальной педагогики, теории свободного воспитания, гуманистической педагогики и др. – позволил Гессену целостно представить Личность и ее структуру и на этой основе показать свое видение воспитания как феномена. Более того, он полагал, что антропологический подход может лечь в основу научной классификации педагогических течений и позволит глубже понять сущность процесса воспитания.

Понимание Гессеном образовательного процесса как процесса духовного созревания личности, протекающего на основе единства социальных условий и внутренних закономерностей, привело его к построению возрастной периодизации психического развития детей.

Вертикальная дифференциация отражает ступени психофизиологического и социального становления личности школьника. Гессен предложил природоведческую, родиноведческую дифференциацию на первой ступени, психологическую – на второй и профессиональную – на третьей. Горизонтальная дифференциация предусматривает индивидуализацию образовательного процесса с учетом особенностей содержания образования на каждой ступени, возрастных особенностей интересов и потребностей школьников.

Гессен заявил о себе как сторонник трудовой школы, которая стала господствующей в мировой и российской педагогике конца XIX – начала XX в. Ему была ближе позиция Д.Дьюи и Г.Кершенштейнера, чем утопический образ индустриально-трудовой школы будущего, представленный П.Блонским. Трудовая школа – это школа, в которой образование и труд не противопоставляются друг другу, где в центре стоят интересы личности, реализуемые через практическую деятельность, в процессе которой познается культурная жизнь человечества. Труд для Гессена в его широком понимании не сводится к производительному труду и выступает как источник гармонического развития личности.

Гессен дал возрастной анализ становления мировоззрения личности. Однако, выступая против политизации образования и индоктринации личности, Гессен отстаивал необходимость политического образования и развития политической культуры.

Его привлекли Дальтон-план и лабораторный метод. Их анализу он посвятил ряд работ, высказавшись при этом против универсализации. Их ценность он усматривал в том, что учащиеся не заучивают готовые выводы, а получают возможность исследовать и самостоятельно осмыслить те приемы и способы научной работы, которые привели ученых к их научным открытиям. В этом он видел и воспитывающий момент: предостережение от всезнайства, от поспешных выводов, развитие умения точно передавать чужую мысль, добросовестно наблюдать с помощью уже известных приемов, применять и развивать принятые положения – таковы требования к самостоятельному уму школьника.

Гессен дал анализ основных форм организации образовательного процесса. Рассматривая в динамике триаду: игра – урок – творчество, он показал, как идет изменение их характера на различных ступенях образовательного процесса, обеспечивая его единство, целостность и преемственность.

[1] Гессен С. Мое жизнеописание // Вопросы философии. – 1994. – № 7-8. – С.159.

[2] Зеньковскии В. Памяти С.И.Гессена // Возрождение. – Париж. 1951. – Янв.-февраль. – Тетр.13. – С.195.

[3] Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. – Т.1. – Нью-Йорк. !956. – С.174.

[4] Гессен С. Мое жизнеописание // Вопросы философии. – 1994. – № 7-8. – С181.

[5] Okon W. Sergiusz Hessen o filozofii wychowania // Kwartalnik pedagogiezny. – 1990. – № 3. – S.23.

[6] Валицкий А. Послесловие: С.Гессен. Мое жизнеописание // Вопросы философии. – 1994. – № 7-8. – С. 187.

[7] Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923. – С.8. (Далее по этому изданию сокращенно: Гессен С.И. Основы педагогики).

[8] Hessen S.J. Ruska pedagogika u XX veku // Unitel. – 1939. –№ 9–10. – S.557.

[9] Гессен С И. Основы педагогики. – С.33.

[10] Гессен С.И. Основы педагогики. – С.366.

[12] Hessen S.J. Ruska pedagogika u XX veku. – S. 557.

[13] Hessen S. О sprzecznosciach i jednosei wychowania. – Warszawa. 1939. – S.236.

[14] Гессен С.И., Новожилов Н.Ф. Школьная политика советской власти за 1927–1930 гг. // Русская школа за рубежом. – 1931. – №34. – С.420.

[15] Гессен С.И. Кризис демократии и новейшая эволюция школьных систем // Сборник статей, посвященных П.Н.Милюкову. 1853–1929. – Прага. 1929. – С.85.

[16] Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Педагогика российского зарубежья. – М.. 1995. – С. 104.

Данная статья дает развернутое описание педагогической концепции Сергея Иосифовича Гессена, изложенной в главном его труде - монографии "Основы педагогики. Введение в прикладную философию" (1923). В статье раскрываются основные идеи и концепты данной книги. Будет полезна студентам ВУЗов, преподавателям и всем интересующимся данной проблематикой.

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция С.И. Гессена

С. И. Гессен не прерывал и своей педагогической деятельности в высшей школе. Переехав из Берлина в Прагу, он с 1924 года работал в Русском институте педагогики, занимая в течение нескольких лет кафедру педагогики. В 1934 году он получил приглашение на кафедру философии педагогики в Вольной Всепольской школе в Варшаве и принял польское подданство. После войны некоторое время был профессором педагогики в университете Лодзи.

Понимание сути свободы как творчества применительно к дидактике проявляется, в частности, в том, что учитель в своей работе с учениками делает акцент на методе и его самостоятельном применении. Задача обучения, указывает С. И. Гессен, — овладение методом. Всякое отдельное знание передается здесь не ради себя, а ради некоего более глубокого начала, лежащего позади того, что преподается, и его порождающего. Так, можно чисто формально изложить теорему о равенстве треугольников. Но эту же теорему можно преподать ученику так, что позади нее ученик почувствует тот метод, которым она была найдена и доказана. Увидев путь, которым была построена эта геометрическая теорема, ученик сможет уже сам продолжить полученное движение мысли, самостоятельно прийти к нахождению и доказательству новых теорем аналогичного рода.

Опираясь на эти философские основания, русский ученый анализирует теорию нравственного, правового и научного образования. Каждую из них он рассматривает как диалектическое единство противоборствующих точек зрения. В образовании человека он учитывает внешние (социальные) и внутренние (психофизические) факторы, но приоритет отдает мотивационно - деятельностному началу самой личности.

Период перехода от дошкольной ступени образования к школьной С.И.Гессен обозначает как переход от природы к праву, к периоду общественного принуждения. Поэтому в школе нравственное образование есть воспитание правового чувства и общественного сознания в человеке. Вместе с тем школьное гетерономное воспитание должно расцениваться и как переход к образованию и воспитанию автономному как свободному самоопределению человека, и от игры - к творчеству.

Читайте также: