Античные теории стиля кратко
Обновлено: 05.07.2024
Развитие эстетической мысли античности было тесно связано с философией и прошло несколько периодов:
- доклассический период (Гомер) - архаика;
- ранняя классика - философско-эстетические школы ранних философов (Пифагор, Гераклит Эфесский, Демокрит и софисты) до Сократа;
- зрелая классика (Сократ, Платон, Аристотель);
- эллинизм - стоицизм, эпикуреизм, неопифагореизм и скептицизм. Архаико-эстетические идеи Гомерасвязаны с отождествлением
красоты и божественного начала, искусства и жизни. Жизнь - это творчество, а творчество - это и есть жизнь. Поэтому рождение искусства - то же самое, что и рождение в природе. Красота для Гомера достаточно материальна и доступна осязанию.
Проявлением философии антропоморфизма ранней классикиявляется пифагореизм, представители которого утверждали, что числа - это мир. Ранние пифагорейцы при помощи наблюдения над металлическими пластинами и сосудами с разным наполнением водой установили числовые отношения интервалов между звуками разной высоты. Впервые слышимое становится видимым в знаках-цифрах. Эти цифровые выражения находят отождествление со стихиями природы и геометрическими формами. Пифагор объявляет число сущностью мира, представленной в му-
Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание.
Сократ,один из знаменитейших философов античности, считал, что:
• органы чувств лишены познавательной способности;
• эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости;
• искусство - средство подражания действительности и изображения идеала.
как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета;
• красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная;
• прекрасное - это проявление в нас божественного начала;
• есть два вида творчества: божественное и человеческое;
• искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука;
• искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа;
• сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия.
Основные эстетические положения Аристотеля:
• искусство усовершенствует природу; искусство - процесс созидания и формирования предметов, то есть движение, вызванное в той или иной среде душой и рукой художника. Природа и искусство - движущие силы мира. Произведение искусства задано человеком на определенный срок, а в природе оно вечно;
• искусство - дело рук человека, подобное божественному созиданию;
• степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве;
• порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом;
• высший продукт разума - форма, а форма - это симметрия, порядок и определенность, которые лежат в основе красоты и гармонии;
• основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству;
• искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;
• в трагедии можно выделить фабулу, характеры, разумность, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Трагедия должна раскрывать причинную связь явлений;
• самое подражательное искусство - музыка, так как именно она наиболее точно отражает душевное состояние человека.
В александрийскую и римскую эпохи (эллинизм) появляется много трудов, посвященных изучению искусства: теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания.
Однако в это время было высказано некоторое количество новых эстетических идей, суть которых можно свести к следующему:
• выдвижение проблем истории и динамики искусства (Аристарх Самофракийский стал первым, кто начал объяснять литературные тексты, исходя из современных им общественных условий);
• деление красоты на мужскую и женскую - достоинство и грацию (Цицерон);
• красота - это то, что нам нравится, а искусство не есть простое подражание природе, так как в нем есть и то, чего нет в природе, то, что вкладывает в произведение художник;
• красота трансцендентна (Плотин);
• признание красоты художественной формы как таковой и красоты природы;
• идеальный образ находится в голове художника, которому необходимо только найти соответствующую материальную форму (Цицерон);
• зависимость таких эстетических свойств, как грандиозность и изящество форм, от взаимодействия со зрителем;
• признание произношения и звучания слова обратной стороной мысли (стоики);
• выделение пяти достоинств литературного стиля: безупречная правильность в употреблении греческого языка, ясность, лаконичность, точность и благородная манера выражения, свободная от просторечия (стоики);
Идеалистическая линия эллинизма наиболее рельефно обозначилась в неоплатонизме (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Свои идеи Плотин
• существует множество вещей, воспринимаемых нами как прекрасное (золото, сияние звезд), лишенных пропорциональности;
• внутренняя красота человека мало соотносится с принципами пропорций (одно и то же лицо, изменяясь в разных ситуациях, может вызывать разные ощущения);
Если стоики представляли в эллинизме материалистическую линию, то у скептиков ясно определились субъективистские и индивидуалистические тенденции. В области эстетики скептики выдвинули тезис о равносильности всех суждений. Это привело их к критике и низвержению всех существующих теорий. Положительным моментом в их деятельности было развитие логики суждения и опровержения.
Представители эпикуреизма (Эпикур, Филодем и Тит Лукреций Кар) высказывают мысль о том, что искусство доставляет такое же удовольствие, как еда или питье, поэтому оно не может оказывать влияние на волю человека и при этом не является подражанием природе. Искусство возникло из потребностей людей и обусловлено подражанием природе.
В целом античные философы сформулировали главные проблемы эстетической мысли:
• об отношении эстетического сознания к действительности,
• о природе искусства,
• о сущности творческого процесса,
• о месте искусства в жизни общества и человека.
Развитие эстетической мысли античности было тесно связано с философией и прошло несколько периодов:
- доклассический период (Гомер) - архаика;
- ранняя классика - философско-эстетические школы ранних философов (Пифагор, Гераклит Эфесский, Демокрит и софисты) до Сократа;
- зрелая классика (Сократ, Платон, Аристотель);
- эллинизм - стоицизм, эпикуреизм, неопифагореизм и скептицизм. Архаико-эстетические идеи Гомерасвязаны с отождествлением
красоты и божественного начала, искусства и жизни. Жизнь - это творчество, а творчество - это и есть жизнь. Поэтому рождение искусства - то же самое, что и рождение в природе. Красота для Гомера достаточно материальна и доступна осязанию.
Проявлением философии антропоморфизма ранней классикиявляется пифагореизм, представители которого утверждали, что числа - это мир. Ранние пифагорейцы при помощи наблюдения над металлическими пластинами и сосудами с разным наполнением водой установили числовые отношения интервалов между звуками разной высоты. Впервые слышимое становится видимым в знаках-цифрах. Эти цифровые выражения находят отождествление со стихиями природы и геометрическими формами. Пифагор объявляет число сущностью мира, представленной в му-
Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание.
Сократ,один из знаменитейших философов античности, считал, что:
• органы чувств лишены познавательной способности;
• эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости;
• искусство - средство подражания действительности и изображения идеала.
как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета;
• красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная;
• прекрасное - это проявление в нас божественного начала;
• есть два вида творчества: божественное и человеческое;
• искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука;
• искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа;
• сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия.
Основные эстетические положения Аристотеля:
• искусство усовершенствует природу; искусство - процесс созидания и формирования предметов, то есть движение, вызванное в той или иной среде душой и рукой художника. Природа и искусство - движущие силы мира. Произведение искусства задано человеком на определенный срок, а в природе оно вечно;
• искусство - дело рук человека, подобное божественному созиданию;
• степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве;
• порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом;
• высший продукт разума - форма, а форма - это симметрия, порядок и определенность, которые лежат в основе красоты и гармонии;
• основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству;
• искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;
• в трагедии можно выделить фабулу, характеры, разумность, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Трагедия должна раскрывать причинную связь явлений;
• самое подражательное искусство - музыка, так как именно она наиболее точно отражает душевное состояние человека.
В александрийскую и римскую эпохи (эллинизм) появляется много трудов, посвященных изучению искусства: теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания.
Однако в это время было высказано некоторое количество новых эстетических идей, суть которых можно свести к следующему:
• выдвижение проблем истории и динамики искусства (Аристарх Самофракийский стал первым, кто начал объяснять литературные тексты, исходя из современных им общественных условий);
• деление красоты на мужскую и женскую - достоинство и грацию (Цицерон);
• красота - это то, что нам нравится, а искусство не есть простое подражание природе, так как в нем есть и то, чего нет в природе, то, что вкладывает в произведение художник;
• красота трансцендентна (Плотин);
• признание красоты художественной формы как таковой и красоты природы;
• идеальный образ находится в голове художника, которому необходимо только найти соответствующую материальную форму (Цицерон);
• зависимость таких эстетических свойств, как грандиозность и изящество форм, от взаимодействия со зрителем;
• признание произношения и звучания слова обратной стороной мысли (стоики);
• выделение пяти достоинств литературного стиля: безупречная правильность в употреблении греческого языка, ясность, лаконичность, точность и благородная манера выражения, свободная от просторечия (стоики);
Идеалистическая линия эллинизма наиболее рельефно обозначилась в неоплатонизме (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Свои идеи Плотин
• существует множество вещей, воспринимаемых нами как прекрасное (золото, сияние звезд), лишенных пропорциональности;
• внутренняя красота человека мало соотносится с принципами пропорций (одно и то же лицо, изменяясь в разных ситуациях, может вызывать разные ощущения);
Если стоики представляли в эллинизме материалистическую линию, то у скептиков ясно определились субъективистские и индивидуалистические тенденции. В области эстетики скептики выдвинули тезис о равносильности всех суждений. Это привело их к критике и низвержению всех существующих теорий. Положительным моментом в их деятельности было развитие логики суждения и опровержения.
Представители эпикуреизма (Эпикур, Филодем и Тит Лукреций Кар) высказывают мысль о том, что искусство доставляет такое же удовольствие, как еда или питье, поэтому оно не может оказывать влияние на волю человека и при этом не является подражанием природе. Искусство возникло из потребностей людей и обусловлено подражанием природе.
В целом античные философы сформулировали главные проблемы эстетической мысли:
Тексты
I. Учения V века
II. Платон
III. Аристотель
IV. Эпикур и эпикурейцы
V. Стоики
VI. Вопрос о происхождении языка в позднейшей философии
VII. Спор о аналогии и аномалии
VIII. Система "Александрийской" грамматики
IX. Диалектология
II. ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ
Меликова-Толстая С. Античные теории художественной речи
Тексты
I.Начальный период
II. Аристотель
III. Эллинистическо-римская реторическая система
Примечания
Именной указатель
Предметный указатель
Оглавление
Читайте также: