Античные теории стиля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Развитие эстетической мысли античности было тесно связано с философией и прошло несколько периодов:

- доклассический период (Гомер) - архаика;

- ранняя классика - философско-эстетические школы ранних философов (Пифагор, Гераклит Эфесский, Демокрит и софисты) до Сократа;

- зрелая классика (Сократ, Платон, Аристотель);

- эллинизм - стоицизм, эпикуреизм, неопифагореизм и скептицизм. Архаико-эстетические идеи Гомерасвязаны с отождествлением

красоты и божественного начала, искусства и жизни. Жизнь - это творчество, а творчество - это и есть жизнь. Поэтому рождение искусства - то же самое, что и рождение в природе. Красота для Гомера достаточно материальна и доступна осязанию.

Проявлением философии антропоморфизма ранней классикиявляется пифагореизм, представители которого утверждали, что числа - это мир. Ранние пифагорейцы при помощи наблюдения над металлическими пластинами и сосудами с разным наполнением водой установили числовые отношения интервалов между звуками разной высоты. Впервые слышимое становится видимым в знаках-цифрах. Эти цифровые выражения находят отождествление со стихиями природы и геометрическими формами. Пифагор объявляет число сущностью мира, представленной в му-

Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание.

Сократ,один из знаменитейших философов античности, считал, что:

• органы чувств лишены познавательной способности;

• эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости;

• искусство - средство подражания действительности и изображения идеала.

как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета;

• красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная;

• прекрасное - это проявление в нас божественного начала;

• есть два вида творчества: божественное и человеческое;

• искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука;




• искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа;

• сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия.

Основные эстетические положения Аристотеля:

• искусство усовершенствует природу; искусство - процесс созидания и формирования предметов, то есть движение, вызванное в той или иной среде душой и рукой художника. Природа и искусство - движущие силы мира. Произведение искусства задано человеком на определенный срок, а в природе оно вечно;

• искусство - дело рук человека, подобное божественному созиданию;

• степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве;

• порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом;

• высший продукт разума - форма, а форма - это симметрия, порядок и определенность, которые лежат в основе красоты и гармонии;

• основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству;

• искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;

• в трагедии можно выделить фабулу, характеры, разумность, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Трагедия должна раскрывать причинную связь явлений;

• самое подражательное искусство - музыка, так как именно она наиболее точно отражает душевное состояние человека.

В александрийскую и римскую эпохи (эллинизм) появляется много трудов, посвященных изучению искусства: теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания.

Однако в это время было высказано некоторое количество новых эстетических идей, суть которых можно свести к следующему:

• выдвижение проблем истории и динамики искусства (Аристарх Самофракийский стал первым, кто начал объяснять литературные тексты, исходя из современных им общественных условий);

• деление красоты на мужскую и женскую - достоинство и грацию (Цицерон);

• красота - это то, что нам нравится, а искусство не есть простое подражание природе, так как в нем есть и то, чего нет в природе, то, что вкладывает в произведение художник;

• красота трансцендентна (Плотин);

• признание красоты художественной формы как таковой и красоты природы;

• идеальный образ находится в голове художника, которому необходимо только найти соответствующую материальную форму (Цицерон);

• зависимость таких эстетических свойств, как грандиозность и изящество форм, от взаимодействия со зрителем;

• признание произношения и звучания слова обратной стороной мысли (стоики);

• выделение пяти достоинств литературного стиля: безупречная правильность в употреблении греческого языка, ясность, лаконичность, точность и благородная манера выражения, свободная от просторечия (стоики);

Идеалистическая линия эллинизма наиболее рельефно обозначилась в неоплатонизме (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Свои идеи Плотин

• существует множество вещей, воспринимаемых нами как прекрасное (золото, сияние звезд), лишенных пропорциональности;

• внутренняя красота человека мало соотносится с принципами пропорций (одно и то же лицо, изменяясь в разных ситуациях, может вызывать разные ощущения);

Если стоики представляли в эллинизме материалистическую линию, то у скептиков ясно определились субъективистские и индивидуалистические тенденции. В области эстетики скептики выдвинули тезис о равносильности всех суждений. Это привело их к критике и низвержению всех существующих теорий. Положительным моментом в их деятельности было развитие логики суждения и опровержения.

Представители эпикуреизма (Эпикур, Филодем и Тит Лукреций Кар) высказывают мысль о том, что искусство доставляет такое же удовольствие, как еда или питье, поэтому оно не может оказывать влияние на волю человека и при этом не является подражанием природе. Искусство возникло из потребностей людей и обусловлено подражанием природе.

В целом античные философы сформулировали главные проблемы эстетической мысли:

об отношении эстетического сознания к действительности,

• о природе искусства,

• о сущности творческого процесса,

• о месте искусства в жизни общества и человека.

Развитие эстетической мысли античности было тесно связано с философией и прошло несколько периодов:

- доклассический период (Гомер) - архаика;

- ранняя классика - философско-эстетические школы ранних философов (Пифагор, Гераклит Эфесский, Демокрит и софисты) до Сократа;

- зрелая классика (Сократ, Платон, Аристотель);

- эллинизм - стоицизм, эпикуреизм, неопифагореизм и скептицизм. Архаико-эстетические идеи Гомерасвязаны с отождествлением

красоты и божественного начала, искусства и жизни. Жизнь - это творчество, а творчество - это и есть жизнь. Поэтому рождение искусства - то же самое, что и рождение в природе. Красота для Гомера достаточно материальна и доступна осязанию.

Проявлением философии антропоморфизма ранней классикиявляется пифагореизм, представители которого утверждали, что числа - это мир. Ранние пифагорейцы при помощи наблюдения над металлическими пластинами и сосудами с разным наполнением водой установили числовые отношения интервалов между звуками разной высоты. Впервые слышимое становится видимым в знаках-цифрах. Эти цифровые выражения находят отождествление со стихиями природы и геометрическими формами. Пифагор объявляет число сущностью мира, представленной в му-

Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание.

Сократ,один из знаменитейших философов античности, считал, что:

• органы чувств лишены познавательной способности;

• эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости;

• искусство - средство подражания действительности и изображения идеала.

как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета;

• красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная;

• прекрасное - это проявление в нас божественного начала;

• есть два вида творчества: божественное и человеческое;

• искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука;

• искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа;

• сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия.

Основные эстетические положения Аристотеля:

• искусство усовершенствует природу; искусство - процесс созидания и формирования предметов, то есть движение, вызванное в той или иной среде душой и рукой художника. Природа и искусство - движущие силы мира. Произведение искусства задано человеком на определенный срок, а в природе оно вечно;

• искусство - дело рук человека, подобное божественному созиданию;

• степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве;

• порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом;

• высший продукт разума - форма, а форма - это симметрия, порядок и определенность, которые лежат в основе красоты и гармонии;

• основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству;

• искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;

• в трагедии можно выделить фабулу, характеры, разумность, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Трагедия должна раскрывать причинную связь явлений;

• самое подражательное искусство - музыка, так как именно она наиболее точно отражает душевное состояние человека.

В александрийскую и римскую эпохи (эллинизм) появляется много трудов, посвященных изучению искусства: теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания.

Однако в это время было высказано некоторое количество новых эстетических идей, суть которых можно свести к следующему:

• выдвижение проблем истории и динамики искусства (Аристарх Самофракийский стал первым, кто начал объяснять литературные тексты, исходя из современных им общественных условий);

• деление красоты на мужскую и женскую - достоинство и грацию (Цицерон);

• красота - это то, что нам нравится, а искусство не есть простое подражание природе, так как в нем есть и то, чего нет в природе, то, что вкладывает в произведение художник;

• красота трансцендентна (Плотин);

• признание красоты художественной формы как таковой и красоты природы;

• идеальный образ находится в голове художника, которому необходимо только найти соответствующую материальную форму (Цицерон);

• зависимость таких эстетических свойств, как грандиозность и изящество форм, от взаимодействия со зрителем;

• признание произношения и звучания слова обратной стороной мысли (стоики);

• выделение пяти достоинств литературного стиля: безупречная правильность в употреблении греческого языка, ясность, лаконичность, точность и благородная манера выражения, свободная от просторечия (стоики);

Идеалистическая линия эллинизма наиболее рельефно обозначилась в неоплатонизме (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Свои идеи Плотин

• существует множество вещей, воспринимаемых нами как прекрасное (золото, сияние звезд), лишенных пропорциональности;

• внутренняя красота человека мало соотносится с принципами пропорций (одно и то же лицо, изменяясь в разных ситуациях, может вызывать разные ощущения);

Если стоики представляли в эллинизме материалистическую линию, то у скептиков ясно определились субъективистские и индивидуалистические тенденции. В области эстетики скептики выдвинули тезис о равносильности всех суждений. Это привело их к критике и низвержению всех существующих теорий. Положительным моментом в их деятельности было развитие логики суждения и опровержения.

Представители эпикуреизма (Эпикур, Филодем и Тит Лукреций Кар) высказывают мысль о том, что искусство доставляет такое же удовольствие, как еда или питье, поэтому оно не может оказывать влияние на волю человека и при этом не является подражанием природе. Искусство возникло из потребностей людей и обусловлено подражанием природе.

В целом античные философы сформулировали главные проблемы эстетической мысли:

Тексты
I. Учения V века
II. Платон
III. Аристотель
IV. Эпикур и эпикурейцы
V. Стоики
VI. Вопрос о происхождении языка в позднейшей философии
VII. Спор о аналогии и аномалии
VIII. Система "Александрийской" грамматики
IX. Диалектология

II. ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ
Меликова-Толстая С. Античные теории художественной речи

Тексты
I.Начальный период
II. Аристотель
III. Эллинистическо-римская реторическая система

Примечания
Именной указатель
Предметный указатель
Оглавление

Читайте также: