Белинский о жуковском кратко

Обновлено: 07.07.2024

Литературным Коломбом Руси назвал В. Г. Белинский Василия Андреевича Жуковского, одного из создателей новой русской поэзии, открывшего Америку романтизма…. К началу XIX века, когда Жуковский начал своё плавание, русская литература уже пережила расцвет классицизма. На смену ему шла эпоха чувствительности. От торжественных од у публики уже заложило уши, и она сделалась глуха для них, - писал Белинский. – Все ждали чего-то нового…Тогда явился Жуковский… Детство Василия Андреевича Жуковского, родившегося в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии, прошло на лоне природы. Он понимал всю ее красоту душой, чувствовал ее животворную силу, делился с ней своими мыслями, переживаниями. Она стала главным источником вдохновения писателя на протяжении всей его жизни. В 1822 году он пишет элегию Море, которая поражает нас уже с первых строчек. Так прекрасны, реальны и близки они каждому человеку, хоть раз наблюдавшему эту величественную картину. В картинах природы, которые создавал Жуковский, всегда присутствует воспринимающий ее человек. Более того – человек и природа у него даны в некоем единстве. Жизнь души и есть подлинный предмет элегии Жуковского. Автор через описание природы показывает нам свои переживания. В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого Я. Настроение автора слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе с ней. И когда читаешь строчки Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,/ Тревожною думой наполнено ты. понимаешь, что здесь идет речь о чувствах поэта, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу. В начале стихотворения море как будто спит. Оно спокойное, лазурное. Поэт использует приём анафоры (повторение строки), чтобы обратить внимание читателя на это. Жуковский олицетворяет его, и вот, перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие переливы чувств героя. Поэт задает ему вопросы, на которые нет ответа, но которые возникают при взгляде на это необъятное лоно. И здесь возникает мотив, присущий многим произведениям Жуковского – мотив двух миров. Его можно ярко увидеть и в балладах, и в лирике автора. Первый из них – земной, греховный, низкий, а второй – возвышенный, небесный. Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе? Тогда получается, что за тем фактом, что небо отражается в воде, мы видим и другой, что море и есть отражение того второго, лучшего мира (неба). Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Но вот мир меняется: какая-то высшая сила нарушает установившуюся гармонию, возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… Возможно, такая же борьба двух начал (светлого и темного) происходит и в душе поэта. Но свет всегда побеждает тьму, утверждает романтик Жуковский: И мгла исчезает, и тучи уходят… Но отпечаток бури остается, и море еще долго волнуется, вспоминая об этом. Так и память человека, после пережитого несчастья, нескоро забудет о нем. Теперь перед читателем предстает совсем другое море – обманчивое. И если с виду оно такое же красивое и спокойное, то на самом деле полно страха, смятения, и, любуясь небом, дрожит за него. Образ моря становится символом неволи, тоски. К такому грустному выводу приходит автор. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихотворение становится живым, единым. Эту идею подтверждает и то, что оно не разделено на четверостишия, а идет одним большим монологом. Автор заворожен представшем перед ним видом, на одном дыхании рассказывает о событии, длящемся не один час. Он не изображает нам видимые явления, а показывает динамику чувств. Разум имеет дело лишь с видимостью. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению и нравственному чувству. Потому Жуковский и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается незримая душа природы. Прочитав все стихотворение до конца, понимаешь, что перед тобой действительно элегия: грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, в жизни. Вспомним, что фольклорная основа жанра - причитающий плач над умершими. Язык этого произведения поражает своей музыкальностью, мелодичностью. Автор заставляет читателя слышать и видеть развернувшуюся картину. Жуковский в 28 строчках выразил все то, что было у него на душе. И в этом, бесспорно, ему помогла природа. В стихотворении преобладают личные интонации. Здесь море – символ души человека. Элегия написана трехсложной стопой с ударением на второй слог (амфибрахий) без малейших отступлений. В стихотворении нет ни одного восклицательного знака, зато много многоточий, что заставляет нас читать его медленно, тихо, задумываясь над каждой строчкой. Так же привлекает внимание часто повторяющееся местоимение ты. Это создает впечатление, что герой ведет диалог с безмолвным собеседником, постоянно обращаясь к нему за ответом. Заметим, что он говорит ему ты, а не вы, как близкому другу. Итак, мы видим, что природа необходима Жуковскому для того, чтобы глубже понять тончайшие переливы души человеческой. Я думаю, каждый человек найдет в его лирике что-то свое, личное, близкое только ему. Когда меня переполняет злость, ненависть, в голове сразу же возникает образ бушующего моря. Я заставляю тучи уйти, а стихию стать безмолвной и лазурной, тогда и на душе становится так тихо, спокойно, и хочется с новыми силами жить и играть в лучах Солнца. Веселовский назвал его лирику пейзажем души, Гуковский утверждал, что Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую…, а Белинский говорил, что без него мы не имели бы Пушкина. Идеи поэта так же были развиты Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым, Блоком. Значение этого автора велико не только для русского романтизма, основоположником которого он был, но и для всей русской литературы. Трепет объемлет душу при мысли о том, из какого ограниченного и пустого мира поэзии в какой бесконечный и полный мир ввел он нашу литературу; каким содержанием обогатил и оплодотворил он ее… (Белинский) И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером. И. С. Тургенев.

Его баллады основаны на античной мифологии, событиях средневековых, национальных и исторических.

Везде основной будет тема судьбы, нравственного выбора человека. Баллады строятся на 2-х полюсах: борьба добра и зла. В них справедливое возмездие за зло. Любое зло будет наказано – это мировой порядок (убеждение Жуковского) Любовь почти везде причем, в основном она трагична.

Элегическое творчество Жуковского показывает целый эстетический мир.

Меланхолия – особое эстетическое переживание. Это непонятное очарование. Это вид эстетического наслаждения.Он писал, что любовь всегда соединена с мелахолией.

Грустное чувство: человек понимает, что жизнь меняется, бывает так, что что-то не вернуть. Появляется основа романтического двоемирия.

Тема смысла человеческого существования – 1814 год. Клеон(. ) видел блаженство в высокой любви – и он нашел свое счастье. Именно духовные ценности – основа счастья. Не нужно его искать далеко, его можно найти внутри себя, в возвышенном духовном состоянии.

С конца10-х годов и до середины 20-х – период мистического двоемирия у Жуковского.

Жуковский признавал, что тема природы важна наравне с темой любви.

Он будет писать отдельные лирические стихотворения в 30-х годах, но тогда в основном пишет большие эпические произведения.

Романтическая лирика Жуковского – предшественница поэзии Пушкина. Жуковский всегда подчеркивал самоценность автора. Его творчество самобытно, но связано с европейским. Ж. создал свою школу в поэзии. Это школа балладников, поэтов. Без творчества Жуковского навозможно говорить о поэзии 19 века.




У Бунина очень много созвучных мыслей, Вообще на рубеже веков будет много людей, которые брали с него пример.

Белинский о Жуковском:

Белинский рассуждает о понимании любви в античности и в средневековье и говорит, что в России не было своего Средневековья, но любовь Средневековья принёс нам Жуковский.

Его баллады основаны на античной мифологии, событиях средневековых, национальных и исторических.

Везде основной будет тема судьбы, нравственного выбора человека. Баллады строятся на 2-х полюсах: борьба добра и зла. В них справедливое возмездие за зло. Любое зло будет наказано – это мировой порядок (убеждение Жуковского) Любовь почти везде причем, в основном она трагична.

Элегическое творчество Жуковского показывает целый эстетический мир.

Меланхолия – особое эстетическое переживание. Это непонятное очарование. Это вид эстетического наслаждения.Он писал, что любовь всегда соединена с мелахолией.

Грустное чувство: человек понимает, что жизнь меняется, бывает так, что что-то не вернуть. Появляется основа романтического двоемирия.

Тема смысла человеческого существования – 1814 год. Клеон(. ) видел блаженство в высокой любви – и он нашел свое счастье. Именно духовные ценности – основа счастья. Не нужно его искать далеко, его можно найти внутри себя, в возвышенном духовном состоянии.

С конца10-х годов и до середины 20-х – период мистического двоемирия у Жуковского.

Жуковский признавал, что тема природы важна наравне с темой любви.

Он будет писать отдельные лирические стихотворения в 30-х годах, но тогда в основном пишет большие эпические произведения.

Романтическая лирика Жуковского – предшественница поэзии Пушкина. Жуковский всегда подчеркивал самоценность автора. Его творчество самобытно, но связано с европейским. Ж. создал свою школу в поэзии. Это школа балладников, поэтов. Без творчества Жуковского навозможно говорить о поэзии 19 века.

У Бунина очень много созвучных мыслей, Вообще на рубеже веков будет много людей, которые брали с него пример.

Белинский о Жуковском:

Белинский рассуждает о понимании любви в античности и в средневековье и говорит, что в России не было своего Средневековья, но любовь Средневековья принёс нам Жуковский.

Отец – Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец села Мишенского( ?), мать – пленная турчанка. Отчество и фамилия – от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина – Андрея Жуковского.

Он был влюблен в девушку по имени Мария и она в него. Мать ее не дала разрешение на брак. Мо многом эта душевная травма отразилась на мироощущении Жуковского и в его стихах. Машу выдали замуж. А потом она скоропостижно скончалась. Ее трагический конец повлиял на все творчество Жуковского.

Повлияла на его творчество и война 1812 года. Он написал оду, кот. Одну из лучших, написанных о войне.

Учился он в Благородном пансионе при МГУ, где начал писать стихи. Редактировал карамзинский журнал. Вел активную полемику с шишковистами.

С 1826 г. Он – наставник наследника престало (будущего Александра 1). Он разработал собственную учебную программу, в основе которой идеи просветительские. Он считал что важны нравственные качества и что их можно воспитать только при помощи религии. Осуждал Кюхельбекера. Был добрым человеколюбивым, защищал многих поэтов при дворе – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Баратынского и др.

Уехал в Германию и последние 12 лет жизни провел там. Женился на Елизавете Рейхер. Он плохо выдел, стал религиозным фанатом или почти таковым.

Классицизму он подражал, сентиментализм шел от души. Он активно занимался самообразованием, читал Юнга, Томпсона.

Культу рассудка он противопоставил культ чувства.

Романсы, песни, идиллии, а основной жанр – элегия.

Мысль чувства становится главным предметом. Это особенность элегии Жуковского. Простые, непрославленные сельские жители привлекли внимание поэта. Не прельщаться лести, не служить своей гордыне, быть добродушным и т.д.

Говорили, что в этой элегии совершенные поэтический язык, что Жуковский совершенствовал поэтичность речи. Ж.интересовало нравственное сознание человека. Именно Ж. первым выговорил жалобы человека на жизнь.

Природа у Жуковского вызывает утонченные душевные переживания. Так как видит природу Ж. ее видят не многие. До него так не писал никто! Акцент переносится не на описание природы, а на внутренний мир героя, на его переживания.

Мир воспоминаний! Воспоминания для Ж. имеют высокофилософский смысл. Они дают нравственную опору и помогают пережить скоротечность жизни (не любое, а светлое доброе воспоминание. Он подмечает мелочи, кот. Не все видят (последний луч зари и др. Индивидуальное отличает Жуковского. Отразилась душа самого поэта. Экспрессивность, яркая окрашенность. Это был ранний период.

Стихи Жуковского пленили читателей. Он часто использовал вопросительные высказывания, рефрены. Русский читатель впервые познакомился с таким страшным, необычным (это ведь был перевод из Европы. Легкость, звучность баллады говорили о стиле Жуковского, как об особенном.

Мягкость, верность, покорность судьбе – образ русской девушки.

Пафос баллады – романтический. Налицо все атрибуты романтизма: вороны и др. Но баллада светлая, в ней нет мистицизма. Светлана просто заснула. И конец вместо ужаса лирический. Наяву всем сопутствует счастье, а несчастье – лишь во сне может быть.

Торжество любви над смертью. Любовь обладает великой силой.

Жуковского называют первым романтиком в России

Его баллады основаны на античной мифологии, событиях средневековых, национальных и исторических.

Везде основной будет тема судьбы, нравственного выбора человека. Баллады строятся на 2-х полюсах: борьба добра и зла. В них справедливое возмездие за зло. Любое зло будет наказано – это мировой порядок (убеждение Жуковского) Любовь почти везде причем, в основном она трагична.

Элегическое творчество Жуковского показывает целый эстетический мир.

Меланхолия – особое эстетическое переживание. Это непонятное очарование. Это вид эстетического наслаждения.Он писал, что любовь всегда соединена с мелахолией.

Грустное чувство: человек понимает, что жизнь меняется, бывает так, что что-то не вернуть. Появляется основа романтического двоемирия.

Тема смысла человеческого существования – 1814 год. Клеон(. ) видел блаженство в высокой любви – и он нашел свое счастье. Именно духовные ценности – основа счастья. Не нужно его искать далеко, его можно найти внутри себя, в возвышенном духовном состоянии.

С конца10-х годов и до середины 20-х – период мистического двоемирия у Жуковского.

Жуковский признавал, что тема природы важна наравне с темой любви.

Он будет писать отдельные лирические стихотворения в 30-х годах, но тогда в основном пишет большие эпические произведения.

Романтическая лирика Жуковского – предшественница поэзии Пушкина. Жуковский всегда подчеркивал самоценность автора. Его творчество самобытно, но связано с европейским. Ж. создал свою школу в поэзии. Это школа балладников, поэтов. Без творчества Жуковского навозможно говорить о поэзии 19 века.

У Бунина очень много созвучных мыслей, Вообще на рубеже веков будет много людей, которые брали с него пример.

Белинский о Жуковском:

Белинский рассуждает о понимании любви в античности и в средневековье и говорит, что в России не было своего Средневековья, но любовь Средневековья принёс нам Жуковский.

«Жуковский начал своё поэтическое поприще балладами. Этот род поэзии им начат, создан и утверждён на Руси: современники юности Ж. смотрели на него преимущественно как на автора баллад, и в одном своем послании Батюшков называет его "балладником". Под балладою тогда разумели краткий рассказ о любви, большею частию несчастной; могилу, крест, привидение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностию этого рода поэзии, - больше же ничего не подозревали. Но в балладе Жуковского заключался более глубокий смысл, нежели могли тогда думать. Баллада и романс - народная песня средних веков, прямое и наивное выражение

романтизма феодальных времен, произведения по преимуществу романтические.

Первою балладою, обратившею на Жуковского общее внимание, была "Людмила",

«Смертных ропот безрассуден;

Царь всевышний правосуден;

Твой услышал стон Творец;

Основные мотивы и темы лирики Жуковского. Новаторство. Элегии.

Своеобразие Ж. состоит в том, что поэт увлекает не конкретным изображением того и иного мира, а намёком на присутствие идеального мира в земном. Он традиционно передаёт не конкретику, а пространство, он призывает читателя отойди от мирской суеты и раскрыть в себе истинно человеческие свойства. Но делает это с умиротворением.

Баллады Жуковского. Эволюция жанра. Переводческая деятельность.

Романтики традиционно интересовались народной культурой и её нац. своеобразием. Среди баллад различались французская народная баллада с особой строфикой и системой рифмовки, английские, шотландские и немецкие народные исторические песни. В русском фольклоре к балладам ближе всего исторические песни, лишённые, однако, фантастического элемента. Европейская баллада обычно содержит предание, легенду, исключительное, страшное событие, к которому персонажи выражают свое эмоциональное отношение. Баллада была жанром, словно бы специально приготовленный романтикам национальной поэзией. Своими обработками народной романтики создали литературную балладу с обязательным фантастическим или мифологическим сюжетом, подчеркнув господство высших сил или Рока.

Баллада Ж. представляла собой замкнутую жанровую стрктуру с подвижной фабулой и тяготела к философскому осмыслению сюжетов. Человек в балладе чувствовал над собой власть высших сил, однако, выбро, по какому пути идти всегда оставался за ним.

Н. В. Гоголь:

". Жуковский, наша замечательнейшая оригинальность! Чудной, высшей волей вложено было ему в душу от дней младенчества непостижимое ему самому стремление к незримому и таинственному.

Не знаешь, как назвать его - переводчиком или оригинальным поэтом. Переводчик теряет собственную личность, но Жуковский показал ее больше всех наших поэтов.

Переводя, производил он переводами такое действие, как самобытный и самоцветный поэт. Переводя, он оставил переводами початки всему оригинальному, внес новые формы и размеры, которые стали потом употреблять все другие наши поэты. Лень ума помешала ему сделаться преимущественно поэтом-изобретателем, - лень выдумывать, а не недостаток творчества. Элегический род нашей поэзии создан им. . Его тонкое критическое чутье, которое так изумляло Пушкина. Пушкин сильно на него сердился за то, что он не пишет критик. По его мненью, никто, кроме Жуковского, не мог так разъять и определить всякое художественное произведение.


Н. Васин:

"Главная заслуга Жуковского состоит в том, что он своими переводами познакомил русский народ с образцовыми поэтическими произведениями иностранных писателей, преимущественно немецких и английских. До него наша литература была слишком бедна, так как самостоятельных русских писателей у нас еще не был, а большинство их подражало иностранным, часто заимствуя у них их мысли безо всякого толку. Главным образом до Жуковского наши писатели подражали французам; но в это время во французской литературе господствовала особая форма, по которой все выражалось высокопарно, напыщенным слогом, в котором героями не могли являться люди из низшего класса народа, а таковыми обязательно должны были быть люди высокого происхождения и положения в обществе. Подобное направление было перенесено и в русскую литературу, но ко времени Жуковского оно своею сухостью уже начинало всем надоедать.

И вот Жуковский, одним из первых как в своих собственных произведениях, так и в переводных, вносит в нашу литературу новое направление, которое перестает уже заниматься одними внешними проявлениями жизни, а начинает захватывать и внутренние ощущения, движение души человеческой, чем придает литературе более искренний, простой, задушевный характер."
(Н. Васин, вступительная статья к книге "Биография и избранные стихотворения В. А. Жуковского", Москва: Издание кн. скл. М. В. Клюкина, 1910 г., 64 с.)


Г. А. Гуковский:

. Поэзия Жуковского оказывается не только романом души, но неизбежно и романом жизни, хотя и не реализованным, но все же уже намеченным. И современники так и воспринимали ее. Трагическая история любви Жуковского к Маше Протасовой-Мойер, хорошо известная многочисленному кругу его друзей и знакомых, стала как бы основой, скрытым содержанием его творчества. Отзвуки этой истории видели в каждом слове творчества Жуковского. Она стала сюжетом единого комплекса его произведений, сюжетом его бессюжетной лирики. О чем бы ни писал Жуковский, все звучало как страницы его романа, реального и жизненного.


Из вступления к сборнику "Жаворонок":

"Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - один из лучших русских поэтов допушкинской поры и один из первых русских поэтов, писавших для детей. Знаменитую сказку "Кот в сапогах" мы знаем в пересказе Жуковского. Кроме детских стихов и сказок, он написал легенды, баллады, поэмы; был замечательным переводчиком."
(сборник стихов "Жаворонок" В. А. Жуковского под ред. М. И. Титовой, Москва, "Детская литература", 1979 г.)


Р. В. Иезуитова:

"В. А. Жуковский принадлежит к числу поэтов, определивших судьбы русской поэзии XIX столетия. Исторические рамки, в которые оказалась заключенной жизнь Жуковского, совпадают с хронологическими границами романтического движения, активным участником которого был этот выдающийся русский поэт.

Романтизм поэта особенно благотворно сказался в его лирике. В ней полнее и глубже всего выразился Жуковский-поэт во всем богатстве его личности, с особым строем мыслей и чувств, идеалов и устремлений.

Нигде глубокая оригинальность творческой личности Жуковского не выступает с такой яркой очевидностью, как в балладе."
(Р. В. Иезуитова, В. А. Жуковский // История русской литературы: В 4 т. — Т. 2. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. — С. 104—134.)

Это была критика о творчестве В. А. Жуковского: отзывы современников и критиков XIX-XXI вв.

Читайте также: