Архитектура во время великой отечественной войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ровно 70 лет назад, 27 января 1944 года, была полностью снята блокада Ленинграда. За эти тяжелые 872 дня погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Огромный ущерб был нанесён и архитектурным памятникам города на Неве и его пригородов.
В начале войны были предприняты различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры, позволившие сократить число поврежденных памятников. Самые ценные городские монументы, такие как памятники Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, Ленину у Финляндского вокзала, знаменитые египетские сфинксы на Университетской набережной и многие другие, были укрыты несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами. Многотонный памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого, защищенный песчаной насыпью и накатом из бревен, выдержал прямое попадание в него фугасной бомбы.


Исаакиевская площадь . Фото - Я.Бродский, 1942 г.


Сфинкс, закрытый дощатым футляром, фото 1941 г.

Если памятник можно было снять с пьедестала, его закапывали под землю: знаменитые скульптуры Летнего сада, памятник Александру III, вздыбленные кони с Аничкова моста скульптора Петра Клодта были обёрнуты тканью и зарыты под землю до окончания войны.

Извлечение конных скульптур с Аничкова моста 1945


Извлечение из-под земли конных скульптур с Аничкова моста, фото 1945 г.

Одновременно с этим намеренно незащищенными и открытыми для города были оставлены памятники выдающимся русским полководцам: Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли. Образы героев прошлого должны были вдохновлять ленинградцев на борьбу с врагом.

Архитектуру скрыть от глаз врага было гораздо сложнее. Многие здания Ленинграда, которые могли бы служить ориентирами при авианалётах, были тщательно замаскированы. Для этого использовались полотнища с изображенными на них ложными архитектурными элементами зданий и защитные сетки, с нашитыми кусками ткани, раскрашенными под цвет растительности. Нередко, для достижения большей убедительности, в маскировочные сети вплетались настоящие ветви деревьев.

Маскировка Пропилеев Смольного в период блокады Ленинграда. 942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда


Маскировка Пропилеев Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда .

Маскировка Смольного в период блокады Ленинграда. 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда


Маскировка Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда

Одним из самых сложных объектов для маскировки стали многочисленные вертикальные доминанты города: купола и шпили соборов легко обнаруживали себя не только габаритами, но и ярким блеском позолоты. Было принято решение покрывать блестящие элементы серой краской — чтобы они сливались с цветом ленинградского неба. Сохранности памятников это не угрожало, поскольку при помощи специальных химикатов краска легко смывалась, не причиняя вреда позолоте.
Одним из самых трудных мероприятий стала маскировка шпиля Петропавловского собора. В ноябрьскую стужу 1941 года ленинградские альпинисты Леонид Жуковский и Михаил Бобров поднялись по лестнице внутри шпиля к наружному выходу, откуда до фигурки ангела вела открытая 20-метровая лестница столетней давности, о состоянии которой не было никакой информации. Несмотря на серьезный риск, все прошло благополучно: у основания ангела было закреплено кольцо с тросом, при помощи которого на самый верх поднимались рабочие и материалы для маскировки шпиля.
Многие венчающие элементы зданий маскировали специальными чехлами. Так, купол Инженерного замка, Крестовоздвиженская церковь и многие другие были закрыты специальными чехлами из парусины и мешковины.

Снятие маскировочного чехла с купола Никольского собора. 1944 год.


Снятие маскировочного чехла с купола Никольского собора, фото 1944 г.

Снятие маскировочного чехла с купола Петропавловского собора. 1944 год


Снятие маскировочного чехла с купола Петропавловского собора. Фото 1944 г.

снятие маскировочного чехла со шпиля адмиралтейства


Снятие маскировочного чехла со шпиля Адмиралтейства, фото 1944 г.

1945-1946

Кунсткамера 1944


Кунсткамера, фото 1944 г.

Разрушенный жилой дом на Лиговском пр.


Разрушенный жилой дом на Лиговском пр., фото 1941-1944 гг.

Самый большой, невосполнимый ущерб был причинён архитектурным ансамблям, оказавшимся в непосредственной близости от линии фронта, в занятых немцами пригородах Ленинграда. И если благодаря самоотверженной работе музейных сотрудников удалось сберечь значительное количество предметов хранения, не подлежащие эвакуации архитектурные ансамбли, садово-парковые сооружения и зелёные насаждения, на территории которых велись боевые действия, защитить было невозможно.
В результате, при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе и была утрачена знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии.

Вид разрушенного немцами Екатерининского дворца 1944 г.


Вид разрушенного немцами Екатерининского дворца, фото 1944 г.

Общий вид разрушенной Парадной лестницы Большого Екатерининского дворца, 1944 г.


Общий вид разрушенной Парадной лестницы Большого Екатерининского дворца, фото 1944 г.

Был разрушен и практически полностью выгорел Павловский дворец, в парке которого было вырублено около 70 000 старых деревьев.

Вид части разрушенного и сожженного Павловского дворца со стороны парадного двора, 1944 г.


Вид части разрушенного и сожженного Павловского дворца со стороны парадного двора, фото 1944 г.

Павловский дворец. Библиотека Росси и Галерея Гонзаго ( вернее то , что осталось ), (Фотоматериалы, собранные представителями ЧГК), 1944 г.


Павловский дворец. Библиотека Росси и Галерея Гонзаго, фото 1944 г.

Установка статуи Флоры после освобождения Павловска 1944 г.


Установка статуи Флоры после освобождения Павловска, фото 1944 г.

Вид на разрушенный Большой Петергофский дворец ансамбля Нижнего парка в Петергофе 1944 г


Вид на разрушенный Большой Петергофский дворец ансамбля Нижнего парка в Петергофе, фото 1944 г.

В Петергофе были уничтожены все сооружения Английского парка, Английский дворец и павильоны, а также разрушены дворцы и павильоны всех пейзажных парков XIX века. Почти вся скульптура, спрятанная музейными сотрудниками в тоннеле под дворцом или зарытая в землю на территории Нижнего парка, сохранилась. Оставленные же на местах петровские барельефы ступеней каскада, маскароны канала и самые крупные фигуры — Самсон, Тритоны, Нева, Волхов — после немецкого отступления бесследно исчезли.

Каскад фонтанов в Петергофе


Каскад фонтанов в Петергофе, фото 1944 г.

С первых же дней войны архитекторы с оружием в руках боролись с врагом, активно участвовали в военном строительстве, в частности проводили большие маскировочные работы. Осуществлением маскировочных работ в столице руководили К. Алабян, Д. Чечулин, Б. Иофан, С. Чернышев и другие архитекторы. На долю архитекторов Ленинграда, находившегося в условиях вражеской блокады, выпала работа в крайне тяжелых условиях. Они активно участвовали в проведении агитационно-пропагандистских мероприятий, организуемых партийными комитетами города. Следуя традициям революционного Ленинграда, Н. Баранов, Л. Ильин, В. Каменский, А. Никольский, Б. Рубаненко, И. Фомин, Л. Руднев и другие архитекторы совместно с представителями художественной интеллигенции города создавали проекты военно-агитационного оформления улиц, агитационные плакаты, работали над проблемами будущего восстановления города.

С 1942 г. организуются конкурсы на проекты памятников героям и событиям Великой Отечественной войны. Эти проекты суровой и героической поры — волнующая страница истории советской архитектуры.

В 1942г. была учреждена комиссия по учету и охране памятников искусств, которую возглавил академия И. Э. Грабарь. К концу 1942 г. уже были обследованы архитектурные памятники г. Калинина, Калуги, Истры, Торжка Старицы, Боровска, Волоколамска. В том же году А. Щусевым был выполнен один из первых проектов реставрационно-восстановительных работ по Новоиерусалимскому монастырю в Истре. Особенно широко работы по восстановлению и реставрации памятников архитектуры развернулись, естественно, в послевоенные годы.

Необходимость быстрого развертывания производства часто вынуждала к упрощенным строительным решениям временного характера. Однако уже к концу 1942 г. строительство на Востоке страны перестали считать временным. Стало очевидным, что процесс перебазирования производительных сил в восточные районы не только важнейший фактор в деле обороны и будущего разгрома врага, но и средство ускорения развития индустрии потенциально перспективных восточных районов страны.

На обширных восточных и юго-восточных территориях страны возникли новые и расширялись существующие центры промышленного производства, в том числе металлургические комбинаты в Челябинске и Темиртау, машиностроительные заводы Красноярска, Омска, Иркутска. На базе разработки уральских бокситов и алюминиевого производства строились новые города — Краснотурьинск, а затем Североуральск. На основе развития предприятий угольной промышленности на Крайнем Севере вырос город Воркута, а в связи со строительством крупнейшего горно-металлургического комбината по производству никеля, также за Полярным кругом, возник Норильск. В Казахстане развернулось строительство городов Темиртау, Кентау, Марганец. В самый разгар войны, в связи со строительством Узбекского металлургического комбината, было развернуто строительство города Беговата и недалеко от него Фархадской ГЭС. В Беговате скоростными методами и в комплексе с промышленностью сооружались жилье и культурно-бытовые здания.

Несмотря на всю тяжесть войны, выстояла не только экономика, но и культура Советской страны, ее общественные институты, организационные структуры. При всей трудности положения первых лет войны было сохранено ядро сотрудников Академии архитектуры СССР, перед которыми была поставлена задача подготовки научных нормативных и архитектурных основ будущего восстановительного строительства.

В институтах Академии архитектуры создавались типовые проекты городского, поселкового и сельского жилища упрощенного типа (Г. Гольц, А. Зальцман, Г. Мордвинов, Н. Блохин, Г. Симонов, А. Оль, Е. Левинсон), разрабатывались вопросы модульности и унификации жилища (Г. Кузнецов, А. Зальцман), его типологии и нормирования (Н. Былинкин, Б. Улинич, В. Кусаков). В институтах на местах представителями академии разрабатывались проекты планировки и застройки поселков для эвакуированного населения, предложения по приспособлению зданий под промышленные предприятия в районах Новосибирска, Свердловска, Ташкента, Перми, Уфы, Красноярска, Оренбурга, Магнитогорска (Г. Бархин, И. Николаев, И. Соболев, В. Заболотный, А. Иваницкий, С. Чернышев, В. Семенов, Г. Кузнецов, М. Элинзон) и др.

Интересным примером комплексного жилищного строительства в военное время является поселок для рабочих-нефтяников г. Гурьева (Казахстан). На этой стройке были широко применены новые типы конструкций из местных строительных материалов; в архитектуре использованы мотивы народного жилища (А. Арефьев, С. Васильковский, А. Лансере, И. Романовский). Его территория 55 га на берегу Урала. В условиях резко континентального климата в солончаковой степи была создана благоприятная для жизни среда. Архитектура соразмерна человеку, своеобразны характерные для юга открытые лестницы, навесы, айваны, интересны деревянный ордер, полихромная роспись, контрастирующая с белоснежными гипсовыми стенами. Следует особо подчеркнуть ансамблевость и комплексность нового строительства.

Для руководства всей архитектурной деятельностью в стране и огромными работами по восстановлению городов в сентябре 1943 г. был организован Государственный комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР. Комитет был первым в истории специальным государственным общесоюзным органом, непосредственно ведавшим архитектурой.

Однако это предупреждение не было учтено в должной мере. Наряду с реалистическим подходом к решению задач в массовом, особенно жилищном строительстве, дальнейшее развитие получили наметившиеся в предвоенные годы тенденции излишней монументализации архитектурных форм, архаической стилизации и декоративизма, прежде всего в общественных зданиях.

В этом явлении есть в известной мере и объективная закономерность. Всеобщее и широкое обращение к классическому и национальному наследию в архитектуре было связано с общим возрождением общественного интереса к национальной истории, героическому прошлому народа, к великим предкам — защитникам Родины. Изменение военной формы в годы войны, восстановление традиционных воинских званий, учреждение воинских орденов Александра Невского, Суворова, Кутузова, Нахимова - все это отражение того естественного, во многом стихийного общенародного патриотического порыва, мудро поддержанного и направляемого Коммунистической партией и Советским правительством. Тенденция подчеркнутого историзма отразилась в военные и послевоенные годы повсеместно во всех видах искусства. В архитектуре она нашла, пожалуй, наиболее благоприятную почву, которая была подготовлена обозначившимся еще в довоенную пору курсом на освоение исторического наследия зодчества.

История советской архитектуры (1917-1954) под ред. Н.П. Былинкина и А.В. Рябушина

В годы первой пятилетки (1929—1932 гг.) разворачивается промышленное строительство; было построено свыше 1500 предприятий. Возводятся первенцы советской тяжелой индустрии: Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Уральский и Краматорский машиностроительные заводы, другие предприятия — во всех концах страны. Их строительством решалась задача укрепления индустриальной и оборонной мощи Страны Советов, реализовалось новое, социалистическое понимание промышленной архитектуры. Светлые, просторные цеха располагались на благоустроенной и озелененной территории, была разработана система культурно-бытового обслуживания. При заводах проектировались клубы, спортивные комплексы и оздоровительные центры (ФII—25). Формировалась школа советской промышленной архитектуры, основоположниками которой стали В. А. Веснин, А. В. Кузнецов, И. С. Нинолаев, А. С. Фисенко, Е. М. Попов, В. А. Мыслин и другие архитекторы.

По плану ГОЭЛРО были сооружены Волховская ГЭС и гордость отечественной энергетики —ДнепроГЭС (1927—1932 гг., арх. В. А.Веснин, Г. М. Орлов и др.). В монументальной архитектуре его 700-метровой плотины и здания силовой станции был убедительно отражен героический труд советских людей (ФII—27).

С воспитанием нового отношения к труду менялась и структура населенных мест. В профессиональных кругах и на страницах общесоюзной печати обсуждался вопрос: каким быть социалистическому городу?

Рис. 1. Схема градостроительного развития Москвы. 1928 г. Арх. Н. Ладовский

В годы первых пятилеток значительно расширяется использование металла и железобетона. На основе разработки теорий статических систем, развития советской школы строительной механики стали проектироваться и осуществляться железобетонные перекрытия— оболочки больших пролетов. Купол московского Планетария при диаметре 28 м имел толщину оболочки 6 см. Построенный в 30-х годах Новосибирский театр оперы и балета перекрыт пологим железобетонным куполом диаметром более 55 м; его толщина 8 см.

В промышленном строительстве начинает применяться сборный железобетон для каркасных несущих конструкций.

В 30-е годы конструктивизм как творческий метод начинает уступать стилистическим направлениям, ориентированным в выборе художественного образа на классические традиции русского зодчества XIX в., на архитектуру итальянского Возрождения. Этот процесс был объективно связан со стремлением выразить более яркими средствами грандиозные успехи советского народа в строительстве социализма. Особенно заметно этот творческий перелом отразился в конкурсном проектировании Дворца Советов, показавшим усиление тенденции монументализма и декоративизма (рис. 2).

Рис. 2. Конкурсный проект Дворца Советов. 1933 г. Арх. Б. Иофан, В. Щуко, В. Гель-фрейх. Общий вид

Передовые достижения градостроительной науки были использованы в реконструкции Москвы, начатой по постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г.

В плане реконструкции предусматривались мероприятия по упорядочению сложившейся системы радиально-кольцевых магистралей, функциональному зонированию, расширению территории столицы вдвое (до 60 тыс. га). В черте города регламентировалось строительство предприятий, планировались зеленые массивы парков, сливающихся с пригородными лесами (Измайловский, Сокольнический, Останкинский), ЦПКиО им. Горького на берегу Москвы-реки.

Приобрела новый облик главная магистраль столицы—улица Горького. Она была расширена до 40—60 м (при этом были разработаны способы перемещения зданий в глубь кварталов), застроена многоэтажными жилыми зданиями, спроектированными на основе типовых секций и сборных элементов, что позволило организовать скоростное поточное строительство.

Изменилась застройка набережных, в гранит оделись берега московских рек. Одиннадцать новых мостов не только обеспечили лучшую связь противолежащих районов, но и украсили город.

Для обводнения Москвы, улучшения водоснабжения растущего города в 1932—1937 гг. сооружается канал Москва—Волга (канал им. Москвы). По трассе канала образовались крупные водохранилища. Москва стала портом трех морей.

Рис. 3. Здание Академии им. М. Фрунзе. 1937 г. Арх. Л. Руднев, В. Мунц. Общий вид

Опыт реконструкции Москвы использовался при проведении градостроительных работ в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ереване, Новосибирске и других городах. Распространенной была периметральная застройка кварталов, внутри которых размещались детские школьные, культурно-бытовые учреждения. Такая застройка не всегда отвечала условиям рельефа и благоприятной ориентации зданий, поощряла архитекторов на фасадное формотворчество. С 1926 по 1939 г. в СССР возникло более 1 новых городов. Промышленные комплексы, которыми началось освоение богатств Сибири и Севера, стали ядром новых городов: Комсомольска-на-Амуре, Игарки, Березников, Балхаша и др.

Вместе с реконструкцией городов перестраивались и благоустраивались предприятия. В 1934—1939 гг. был в четыре раза расширен ЗИЛ, упорядочены его планировочные и транспортные связи с городом, композиционной осью генерального плана стала главная магистраль протяженностью в 3 км. В ее застройке архитекторы стремились достичь стилевого единства и придать градостроительную значимость крупнейшему предприятию столицы. Расширялись также Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Горьковский автозавод.

При составлении проектов реконструкции предприятий уже с 1933 г. пользовались единой типовой сеткой колонн и унифицированными размерами плана, что расширило возможности типизации элементов зданий. К 1939 г. были разработаны типовые секции одноэтажных промышленных зданий.

За период с 1932 по 1938 г. в Москве введены в строй две очереди подземной скоростной железной дороги —метрополитена, в значительной степени решившего проблему городского общественного транспорта. Конструкции станций и тоннелей метро выполнялись в стоечно-балочной или сводчатой системе (для трасс глубокого заложения). В Московском метро был обеспечен высокий уровень благоустройства и обслуживания пассажиров. По существу, был создан грандиозный подземный архитектурный ансамбль.

Усиление украшательских тенденций особенно ярко проявилось в сооружениях ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) в Москве (1937—1939 гг.). В праздничном ансамбле этого города-сада отражена идея дружбы народов и радости освобожденного труда. Ось генерального плана выставки образована широкой зеленой аллеей, центр—обширной восьмиугольной площадью, окруженной отраслевыми павильонами (ФII—31). Богатая, насыщенная архитектура ВСХВ стала своеобразным форумом архитектурных форм и находок. Их специфически выставочный характер переносился на жилые, зрелищные, административные здания, детские учреждения.

Обновляется архитектура и других крупнейших городов страны, столиц союзных республик. В1935 г. разрабатывается генеральный план Ленинграда, определивший основные направления территориального развития города, комплексный характер застройки новых районов. По плану ограничивалось промышленное строительство в городской черте, в соответствии с исторически сложившейся структурой города реконструировались основные магистрали.

В социалистической по содержанию архитектуре республик бережно сохранялись и развивались формы и традиции национального зодчества. В Киеве в 1939 г. заканчивается возведение по проекту В. И. Заболотного здания Верховного Совета УССР. Строится Дом Совета Министров БССР. Архитектор А. И. Таманян строит ансамбль Дома правительства в Ереване (1940 г.), возглавившего композицию центральной площади столицы Армянской ССР. Многообразие творческой направленности архитектуры республик, созвучность эпохе отражены и в других крупнейших сооружениях этих лет. Строятся театры в Ереване, Алма-Ате, Душанбе, Ростове, здание филиала Института марксизма-ленинизма в Тбилиси и др.

Право трудящихся на отдых и лечение было реально подкреплено созданием системы оздоровительных и лечебных учреждений. К 1940 г. вступило в строй более 3500 курортов и санаториев.

Свидетельством зрелости советской архитектуры и ее революционного содержания были павильоны СССР на международных выставках в Париже (1937 г., арх. Б. М.Иофан и скульптор В. И.Мухина, рис. 5) и Нью-Йорке (арх. Б. М. Иофан, К. С. Алабян, 1939 г.).

Рис. 5. Павильон СССР на выставке в Париже 1937 г. Арх. Б. Иофан, скульптор В. Мухина

Советские архитекторы создавали не только уникальные ансамбли и сооружения, но и участвовали в работе по обеспечению трудящихся жильем. Всего к началу Отечественной войны было введено в строй около полутораста миллионов квадратных метров жилой площади.

На практике проверялись наиболее экономичные планировочные варианты типовых секций, индустриальные способы строительства, внедрялись крупноразмерные элементы. Архитекторами А. К. Буровым и Б. Н. Блохиным при строительстве жилого дома по Ленинградскому шоссе в Москве были впервые применены крупные вертикально поставленные блоки-панели, перевязанные в конструкции стены горизонтальными балками (1940 г.).

Пространства жилых кварталов оборудовались площадками для отдыха, озеленялись, в них располагались детские учреждения, школы. За период с 1933 по 1940 г. только в городах было построено более 24 тыс. школ, детских садов и яслей.

Мирная жизнь советского народа была прервана войной, навязанной фашистской Германией. Обеспечение победы над врагом стало главной задачей советской архитектуры. Была поставлена задача переноса на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию промышленных предприятий западной части страны, ускорения их пуска. На новых местах шло интенсивное строительство цехов, рабочих поселков.

В строительстве массового жилища применялись экономичные и простые конструкции из дерева, сырцового кирпича, камышита. Но еще задолго до победы намечались задачи по восстановлению разрушенных городов и перспективному строительству. Продолжалось строительство Московского метрополитена; в оформлении новых станций был отражен ратный подвиг советского народа. Восстанавливались жилые дома на освобожденных территориях, вводились в строй новые заводы, выпускавшие боевую технику.

Жилой Дом на Котельнической набережной

Архитектор: Д.Н. Чечулин (1901-1981 гг.)

Место нахождения: Москва

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Здание Министерства иностранных дел

Архитектор: В.Г. Гельфрейх (1885-1967 гг.), М.А. Минкус (1905-1963 гг.)

Место нахождения: Москва

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)

Главное здание МГУ


Архитектор: Л.В. Руднев (1885-1956 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1949-1953

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)


Архитектор: И.Г. Таранов (1906-1979 гг.), А. Быкова (1907-1997 гг.)

Место нахождения: Москва

Год строительства: 1952

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)


Архитектор: А.В. Щусев (1873-1949 гг.), В.Д. Кокорин (1886-1959 гг.)

Место нахождения: Москва

Год строительства: 1952

Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)



Архитектор: А.В. Власов (1900-1962 гг.) и др.

Место нахождения: Москва

Год строительства: 1956

Правитель: Н.С. Хрущев (1953-1964 гг.)

Кремлевский дворец съездов (нынешний Государственный Кремлевский дворец, 2 ракурса)



Архитектор: М.В. Посохин (1910-1989 гг.)

Место нахождения: Москва

Год строительства: 1961

Правитель: Н.С. Хрущев (1953-1964 гг.)

Дом хрущевской постройки (хрущевка)


Архитектор: по инициативе Н.С. Хрущева (1894-1971 гг.)

Место нахождения: территория СССР

Годы строительства: 1956-1980-е

Правитель: Н.С. Хрущев (1953-1964 гг.), Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.)

Останкинская телебашня


Архитектор: главный архитектор Л.И. Баталов (1913-1989 гг.), главный конструктор Н.В. Никитин (1907-1973 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1963-1967

Правитель: начало строительства при Н.С. Хрущеве (1953-1964 гг.), завершение при Л.И. Брежневе (1964-1982 гг.)

Здание СЭВ (Совета Экономической взаимопомощи)


Архитектор: М. Посохин (1910-1989 гг.), А. Мндоянц (1910-1966 гг.)

Место нахождения: Москва

Годы строительства: 1963-1970

Правитель: начало строительства при Н.С. Хрущеве (1953-1964 гг.), завершение при Л.И. Брежневе (1964-1982 гг.)

Читайте также: