Поэма двенадцать гимн революции кратко

Обновлено: 04.07.2024

А.А. Блок, несмотря на то, что он верил счастливое будущее Росси и ждал перемен, тяжело воспринял революцию и те ужасы, которые повлекла она за собой. Реальность оказалась совсем не такой, какой представлял её поэт-символист, стремящийся из мира "бренного, земного" в мир "идеальный". Своё видение революции и своё отношение к ней поэт выразил в поэме "Двенадцать". Он нарисовал страшные картины гражданской войны, несущие голод, разрушение и смерть. Люди озлоблены, ими руководит стадный инстинкт, они не понимают, что творят. Глупой и нелепой, а потому страшной выглядит смерть Катьки в поэме, а красноармейцы показаны не защитниками Родины и освободителями народа, а убийцами, которые почувствовали силу и власть. Таким образом, поэма "Двенадцать" — это обличительное произведение, направленное против революции.

Нет!
Появляющийся в конце образ Христа - это символ предызбрания России Богом. Ее, что-ли, мессианское значение в мире. Поэтому здесь Христос олицетворяет новый, Богом прендначертанный, для России этап (суд, очищение, кровь, рузруха, наказание и т. п.). Христос не в терновом венце, так как терновый венец - символ искупление от греха, это уже было в прошлом, 2000 лет тому. В венце из роз - символ очищения и освящения России. Христос не подтерживает здесь революцию и эти двенадцать не его апостолы. Хтистос - причина происходящего и двенадцать - это, так сказать, цепные псы, ангелы смерти, орудие суда и т. п. Поэма об этом

Написанная в начале 1918 года поэма "Двенадцать", без сомнения, была откликом поэта на революционные события, попыткой разобраться в них. Называть ее гимном революции, думаю, неправильно, ибо автор, писавший ее, сам еще был под властью различных сомнений и колебаний.

"Двенадцать" - скорее, объективная историческая оценка, размышление о событиях.

Это был нелегкий период русской истории - неудачи Первой мировой войны, революция и последовавшая затем гражданская война - все эти события однозначно не могли быть причиной, которая вызывала бы у Блока мог радость или восторг.

Эта поэма, на мой взгляд, отражает более ту неуверенность и нервозность, которая мучила русских аристократов начала 20 века.

Щас будет длинная цитата.

7H6DWi9dkhi0vBKIRCK4wRPQPmtk5Dzk.jpg

(Из книги З. Гиппиус "Живые лица")

Эта сцена прекрасно передана в стихотворении А. Вербы.

Какая кошка между ними пробежала - судить трудно, но, скорее всего, связано с отношением к большевистскому перевороту. Который Гиппиус не приняла (и покинула Россию, как и многие из её круга). Блок же остался в России - частью из-за проблем со здоровьем (он умер в 1921 году), частью из-за того, что связывал с новой властью какие-то надежды, что отразилось и в его поэме "12", и даже сотрудничал с ней.

Глядя на мир глазами поэта-символиста, Блок видит его по своему: его мир наполовину реальный, наполовину вымышленный, с элементами предзнаменований и отражений. Происходящие события несут в себе смесь чего-то трансцендентного, космического, находящегося за гранью понимания обычного человека.

Символы, которые использует Блок, по своей природе неоднозначны. Они могут означать одновременно абсолютно противоположные вещи, добавляя в поэму элементы невообразимой глубины и двусмысленности.

Реальный мир поэмы - революционная Россия, восприятие революции оттеняет у Блока метель, темнота, перекрестки, любовный треугольник, двенадцать марширующих солдат, убийства, и, наконец, видение Христа. Каждый из этих образов несет в себе двойной смысл:

  • перекресток - проблема выбора, куда пойдет Россия?
  • безродный пес, снующий под ногами у красногвардейцев - прежний уклад жизни
  • красногвардейцы - кто это? просто солдаты? или апостолы революции?
  • метель - ветер, который ослепляет и сметает на своем пути всех, без разбора.

Цветовая гамма в поэме передана тремя мощными, символичными цветами: черный (цвет ночи, насилия, смерти), белый ( снег, чистота, дух) и красный (квинтэссенция цвета революции, цвет крови, огня и разрушения).

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание

Зимний вечер в революционном Петрограде. Ветер и снег. По улице шагают двенадцать человек с винтовками — революционный патруль красногвардейцев.


Иллюстрация Юрия Анненкова


Иллюстрация Юрия Анненкова

Ванька с Катькой едут на извозчике и натыкаются на патруль. Красногвардейцы начинают стрелять. Извозчик с солдатом Ванькой сбегают, а убитая девушка остаётся лежать на снегу.


Иллюстрация Юрия Анненкова


Иллюстрация Юрия Анненкова

Анализ и восприятие поэмы

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!

Читайте также: