Актуальность проблемы противодействия коррупции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Актуальные вопросы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти

А.Р. Ахметова,
Л.В. Половова

В статье рассмотрены проблемы противодействия коррупции, взаимодействие правоохранительных органoв с федеральными органами исполнительной власти, основные организационные мероприятия, направленные на профилактику коррупции.
Ключевые слова: коррупция,противодействие коррупции, профилактика коррупции, эффективность антикоррупционной деятельности.

Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; РОССИЯ; КРИЗИС МОРАЛИ; CORRUPTION; RUSSIA; MORAL CRISIS.

Аннотация: В статье рассматривается понятие коррупция в системе законодательных и исполнительных органов. Акцентируется внимание на методах решения данной проблемы на территории Российской Федерации и за её пределами. Определяются причины и проблемы, сопутствующие возникновению и развитию коррупции.

Одной из главных проблем в современном российском обществе и государстве на данный момент является коррупция. Именно она существенно замедляет темп развития экономики в Российской Федерации, а также приводит к тому, что граждане перестают доверять не только отдельным должностным лицам, но и государству в целом. Итогом постоянно увеличивающейся коррупции становятся и экономический кризис, и четко выраженная социальная дифференциация общества. В настоящее время именно борьба с коррупцией является приоритетным направлением деятельности Правительства РФ.

Согласно законодательству РФ, видами волеизъявления граждан являются: референдумы, свободные выборы народных представителей (Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, депутатов представительных органов субъектов федерации и народных представителей местного самоуправления), а также контроль граждан и их объединений за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов и должностных лиц государственного аппарата.

Установление основных принципов противодействия коррупции, правовых и организационные основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений Федеральным законом РФ.

Целью создания данного закона является: выявление в них коррупционных факторов и их последующего устранения. Также закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Однако следует отметить, что процесс законотворчества не является единственным способом борьбы с коррупцией. Для решения представленной проблемы вполне эффективным может стать заимствование опыта других экономически развитых стран.

Ярчайшим примером такой успешной страны является Сингапур, победивший коррупцию за период чуть более 40 лет [4]. Какие же методы использовались Правительством Сингапура? Во-первых, лишение чиновников неприкосновенности, во-вторых, введение презумпции виновности агента правительства, далее произошло значительное повышение заработных плат чиновников, а также формирование независимых СМИ, уличавших любые факты коррупции. Именно эти шаги привели к успеху страну и обеспечили достойную жизнь ее гражданам.


В предлагаемой Вашему вниманию статье раскрываются понятие коррупции, этапы развития борьбы с коррупцией в РФ, признаки коррупции, позиция Верховного Суда РФ по делам о взятках, злоупотреблениях должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, взятка.

Проблемы противодействия коррупции особенно актуализировалась в последнее время — как в мире, так и в России. Она обусловлена крайне высоким уровнем национальной и общественной опасности рассматриваемого социального явления. В результате правонарушений коррупционной направленности нарушаются права и законные интересы как физических, так и юридических лиц, наносится огромный вред субъектам хозяйственной деятельности. Диффузионные свойства коррупционных проявлений негативно влияют на различные сферы функционирования государственных и социальных структур, действуя на них разлагающе, тормозят развитие экономики, проникают в финансовые структуры, снижают уровень правопорядка в стране, создают обширные очаги социальной напряженности, которые в конечном итоге приводят к правовому и государственному нигилизму.

Актуальность данной статьи продиктована тем, что в Российской Федерации наметился качественный переход от конкретных мер воздействия на частные случаи коррупционных проявлений к системным мерам в сфере противодействия любым коррупционным правонарушениям, в том числе, и сокращения процента латентности указанных правонарушений.

Цель. Исследовать проблемы противодействия коррупции в современной России.

Задачи.

—понятийный аппарат коррупции;

—законодательство, регулирующее вопросы противодействия коррупции;

— судебная практика по коррупционным правонарушениям.

Основная часть. Понятие коррупции происходит от латинского слова [corruptio] продажность и подкуп должностных лиц и политиков; прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения; в большинстве стран, в том числе и в России преследуется в уголовном порядке.

В отечественном законодательстве под коррупцией, как правило, понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях использования должностного положения исключительно в личных интересах.

Ощутимый импульс борьбе с коррупцией в Российской Федерации появился после ратификации в 2006 г. нашей страной Конвенции ООН против коррупции, которая принята 31.10.2003 Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеей ООН и вступившая в силу 14 декабря 2005 г., а также Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.).

Присоединение России к международному сообществу в вопросах противодействия коррупции позволило использовать международный опыт для внедрения наработанных механизмов и приемов в борьбе с коррупцией, в том числе, соответствующим образом изменить действующее законодательство.

Для эффективного противодействия коррупции необходимо провести системный анализ и определить, какие именно факторы свидетельствуют о наличии коррупционной составляющей.

В российском уголовном законодательстве коррупция не является самостоятельным преступлением.

Наиболее часто коррупция проявляется в виде получения должностным лицом или дачи взятки должностному лицу.

Предметом взятки, по смыслу диспозиции ч. 1 ст. 290 УК РФ, являются: деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

К деньгам следует относить российскую и иностранную валюту, находящуюся в финансовом обороте на момент совершения преступления.

Имущество как предмет взятки должно иметь нарицательную стоимость. При этом не имеет значения, относится ли оно к ограниченно оборотоспособным вещам (оружие, боеприпасы) или обращается свободно на территории Российской Федерации.

Если в качестве предмета взятки должностному лицу передаются драгоценные металлы, камни или жемчуг, не являющиеся ювелирными изделиями, следует рассматривать вопрос о наличии в действиях виновных лиц преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ (в случае нарушения при этом правил оборота этих предметов).

В соответствии со ст. 575 ГК РФ государственные и муниципальные служащие вправе получать обычный подарок стоимостью не свыше трех тысяч рублей в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Однако для квалификации принятия подарка по ст. 290 УК РФ стоимость подарка не имеет значения. Взяточничество предполагает получение взяткополучателем материальных выгод или вещей при условии совершения действий (бездействия) во благо взяткополучателю — имеет место наличие у взяточников встречных обязательств. Учитывая, что в соответствии со ст. 572 ГК РФ при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.

Поэтому если вручение подарка находится в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями в пользу взяткодателя или такие действия находятся в причинной связи с последующим вручением подарка, такой подарок является предметом взятки. В этом отношении Верховный Суд РФ высказал свою позицию:

Российское уголовное законодательство предусматривает наказание не только за дачу взятки за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки. С 2011 года в статью 291 УК РФ были внесены изменения, радикально повысившие наказание за дачу взятки.

Действующая редакция УК предусматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если дача взятки не ведет к совершению незаконных действий. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в статье 291 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 16 разъясняется, что под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

Объективная сторона основного состава преступления по ч. 1 ст. 286 УК РФ также предполагает наличие трех обязательных признаков: 1) совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; 2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствием.

Деяние, предусмотренное ст. 286 УК РФ, отличается от деяния, предусмотренного ст. 285 УК РФ, по следующим признакам:

– безальтернативно совершается только в форме активных действий, не предусмотренных должностными полномочиями;

– действия явно выходят за рамки служебных полномочий должностного лица, т. е. действия, совершаемые должностным лицом, не находятся в его компетенции.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19, превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

– никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать;

– относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

– могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

– совершаются должностным лицом единолично, однако, в силу закона, могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом.

При этом активное противодействие, оказываемое сотрудникам предварительного расследования, со стороны как делинквентов, так и иных заинтересованных лиц, что, как правило, весьма негативно влияет на эффективность досудебного производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 285, 286 и 290 УК РФ. В этих условиях научно-методическая разработка вопросов, связанных как с квалификацией должностных преступлений, различными формами взяточничества и другими проявлениями коррупции не утратила свою актуальность.

Но, с учетом сохранения высокой латентности указанных преступлений, а также того обстоятельства, что коррупционные преступления совершаются в том числе и лицами, обладающими навыками следственной и оперативной работы, необходимо разрабатывать новые методы раскрытия указанных преступлений.

Вывод. Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации наметился ощутимый перелом в деле борьбы с коррупционными правонарушениями, необходимо сделать акцент на формировании в обществе соответствующего правосознания населения, базирующегося на недопустимости любых проявлений коррупции. Считаю целесообразным рассмотреть вопрос о создании специализированной структуры, основной задачей которой будет разработка государственной политики в вопросах противодействия коррупции.

Основные термины (генерируются автоматически): должностное лицо, УК РФ, дача взятки, Российская Федерация, Верховный Суд РФ, противодействие коррупции, должностное положение, коррупция, полномочие, служебное положение.

Уро вень коррупции в системе государственной службы возрос в последние годы настолько, что данная проблема приобрела политический характер и стала весьма серьезной угрозой национальной безопасности.

Коррупция наряду с бюрократизмом, с низким уровнем нравственности многих представителей государственного аппарата деформирует, по сути, государственную политику и законодательную базу государственной службы. Низкое качество организации деятельности административных органов, сложившийся в них социально-психологический микроклимат, стиль функционирования, круговая порука и т. д. - все это только способствует дальнейшему развитию коррупции.

Известно, что коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая, в первую очередь, органы государственной власти и управления.

Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих граждане, по сути, вытесняются из сферы бесплатных обязательных услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения: бесплатные публичные образовательные, социальные, а также административные услуги становятся для них платными.

Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершенные противоправные деяния - это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населения, что в итоге порождает опаснейшее явление - правовой нигилизм.

Разрастанию коррупции в целом и в частности ее наиболее общественно-опасной формы проявления — взяточничества способствуют самые разнообразные факторы как объективного, гак и субъектавного характера.

Бизнесмены, предприниматели, т.е. представители бизнес- сообщества, а зачастую и граждане, не имеющие отношение к бизнесу, вполне терпимо относятся к фактам коррупции среди служащих органов власти и управления, более того, многие из них считают, что с помощью коррупции можно добиться решения многих возникающих проблем. А отдельные служащие органов власти и управления, в свою очередь, рассматривают взятку, как почти легальную дополнительную форму оплаты своего труда.

Но предпринимаемых лишь одним государством, зачастую лишь в лице его руководителей, усилий явно недостаточно - необходимо подключить к борьбе с коррупцией и использовать практически все институты гражданского общества, а также всех истинных граждан России, именно от непосредственного участия граждан зависит очень многое. Чтобы не стать жертвой коррупции, а также взяткодателем, каждый гражданин должен четко знать правила поведения при общении Со служащим органа власти и управления, ставить перед собой четкие и реальные задачи, не провоцировать коррупционно- опасную ситуацию и таким образом не способствовать коррупции.

На сегодняшний день каждый четвертый россиянин лично сталкивается с коррупционными рисками, оказываясь в двусмысленном положении, когда какой-нибудь чиновник нагло и спокойно вымогает у него неофициальное вознаграждение (взятку) за исполнение своих служебных обязанностей. Признанными лидерами среди чиновников-взяточников являются инспекторы ГАИ, а также служащие органов государственной власти и управления, которые осуществляют контрольную или разрешительную деятельность. В коррупционно-опасную обстановку чаще всего попадают наиболее обеспеченные и социально активные граждане. Именно они, обращаясь к чиновникам за теми или иными разрешениями или административными услугами, становятся жертвами коррупции.

Названные и ряд иных обстоятельств обусловливают необходимость разработки и реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления, а также развития института административной юстиции, который может внести весьма ощутимый вклад в дело противодействия коррупции.

Эффективность реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления зависит от целого комплекса причин правового, организационного, технического и политического характера.

Государство в настоящий момент признало наличие общественно опасной угрозы коррупции, а также признано ее широкое и системное распространение в различных органах государственной власти управления и в системе государственной и муниципальной службы.

Как уже отмечалось, коррупция в государственных институтах подрывает доверие населения к органам государственной власти, снижает престиж страны на международной арене. Административная же коррупция, которая существует в органах исполнительной власти и управления, способствует формированию рынка бюрократических услуг, кроме того, этот вид коррупции способствует развитию чиновничьего предпринимательства, а также организации заведомо привилегированного бизнеса.

Все это самым негативным образом сказывается на развитии предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

Следует согласиться с тем, что одним из наиболее серьезных препятствий на пути формирования правового механизма предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления является несоблюдение со стороны ряда государственных и муниципальных служащих этических стандартов служебного поведения, что в конечном итоге приводит к различного рода должностным злоупотреблениям.

Именно сегодня имеет место объективная необходимость отлаживать механизмы привлечения к административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Основной массив административных дел с признаками, которые указывают на наличие коррупции, образуют жалобы на неправомерные действия должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Нередко при рассмотрении публично-правовых споров судебные органы оказываются погруженными в коррупционные интересы их участников, произвольно используя при этом право на судейское усмотрение при назначении наказания между низшим и высшим его пределом, а также при квалификации деяний, которые могут стать предметом коррупционной сделки. Перечислены и другие обстоятельства, вызывающие объективную необходимость создания действенных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления.

Создание и эффективное использование системы антикоррупционных мероприятий, должны включать:

• последовательное применение административных регламентов в служебной деятельности служащих органов государственной власти и управления;

• оптимальное определение прав, обязанностей, а также режима юридической ответственности органов публичной власти, а также их служащих;

•введение четких процедур принятия административных

•использование методики анализа правовых актов на предмет

• глубокое и широкое разъяснение антисоциального характера коррупции и ее отрицательных последствий для общества, государства и граждан.

Следует согласиться с тем, что в настоящее время для формирования честного, компетентного и дисциплинированного корпуса служащих органов государственной власти и управления необходим комплекс организационных мероприятий, которые касаются:

•порядка отбора кадров на государственную и муниципальную службу, создания четких объективных критериев для карьерного роста служащих, которые будут давать им возможность заниматься повышением своей квалификации, а также создания положительного имиджа для института публичной службы;

•обеспечение государственным и муниципальным служащим достойной оплаты их труда, а также набора социальных льгот, которые в определенной степени будут стимулировать их труд;

• формирования режима информационной открытости в деятельности государственных и муниципальных служащих;

•создание эффективных механизмов контроля и надзора за служебной деятельностью государственных и муниципальных служащих.

Названные средства предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления необходимо использовать комплексно - только это позволит добиться результата и минимизировать уровень коррупции в системе государственной и муниципальной службы.
Таким образом, в правовом механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации именно сегодня необходимо реализовать весь нормативный, организационный и информационный потенциал. Только использование всех средств противодействия коррупции в комплексе может привести к определенным положительным результатам и позволит свести коррупцию до минимального уровня.

Читайте также: