Последствия информационной войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

В данной статье Вы узнаете всё о информационной войне, ее методы и какую роль она сыграла в русско-украинском конфликте. Без предвзятости и воды.

История развития информационных войн

Информационная война, как метод воздействия, наиболее активно стала применяться странами в XXI веке, когда как во второй половине XX века больше были задействованы методы холодной войны [1] .

Однако, первый опыт масштабного использования методов и средств информационной войны зафиксирован во времена Первой и Второй мировых войн. В период Первой мировой войны психологами западных стран проводились исследования по определению устойчивости солдат к панике и неопределенности, которые подтвердили эффективность использования в войнах средств политической и иной пропаганды. В качестве методов и средств, в силу преобладавшего в то время способа обмена информацией с помощью печатных изданий, использовались пропагандистские газеты и листовки, порой сбрасываемые даже с самолетов.

Прогресс радиовещания отодвинул такие методы, так как радио являлось более быстрым методов распространения информации и имело широкий охват аудитории. Также в разных странах в этот период были созданы специальные управленческие аппараты пропаганды.

С этого времени приемы информационной войны использовались в множестве военных конфликтов такими странами, как СССР, США, Великобритания, Израиль, Ливия, Северная и Южная Корея и др.

Однако, особое внимание к информационным войнам как к методу воздействия приковано в начале XXI века, что, прежде всего, вызвано стремительно растущей глобализацией.

Причиной этого послужило стремительное развитие информационных технологий в начале XXI века, что привело к увеличению объемов и облегчению доступа к информации. То есть у каждого человека в развитом обществе имеется открытый доступ к огромному потоку информации, что, однако, делает его более уязвимым для приемов информационной войны, активно использующимися средствами массовой информации. Безусловно, средства информационной войны, такие как, например, слухи, использовались обществом задолго до развития информационных технологий, однако, они не имели до этого такого потенциала и легкости в исполнении.

Цель информационных войн

Основной целью информационной войны С.П. Расторгуев называет обеспечение национальных интересов. [2] По нашему же мнению, информационная война преследует цель достижения политических интересов страны, причем как внутренних, так и внешних. Примечательно, что большинство публицистических исследований, направленных на раскрытие фактов применения средств и методов информационной войны, на международной арене раскрывают ее, в первую очередь, со стороны иностранных государств, что, по нашему мнению, недостаточно объективно. В связи с этим мы решили провести исследование, опираясь на публикации как отечественных, так и зарубежных авторов, преследуя цель наиболее полноценно раскрыть проблему использования средств и методов информационной войны на международной арене.

Информационная война в русско-украинском конфликте

На сегодняшний день, информационная война на международной арене наиболее ярко выражается с начала политического конфликта России и Украины в 2014 году. Из-за своей масштабности и информационной направленности, а главное, актуальности, мы решили выбрать для анализа именно его.

Безусловно, разбирая данный политический конфликт, мы имеем ввиду не технический аспект, а социально-психологический.

Информационная война в русско-украинском конфликте направлена прежде всего на навязывание мнения обществу, которое выгодно в политической деятельности того или иного государства. Иначе говоря, информационная война позволяет изменить мнение общественности и подтолкнуть их к тому, чего они бы не хотели без данного воздействия.

Необходимо отметить, что информационная война, начиная с 2010-х г. ведется не только с помощью средств массовой информации, но и, например, социальных сетей.

Учитывая многообразность методов ведения информационной войны, применяемых относительно русско-украинского конфликта, крайне сложно выделить факты применения метода прямого воздействия, то есть рационального метода. Данный метод заключается в использовании фактов, проведении информационного анализа, а уже после преподнесении информации через СМИ обществу. Ключевым моментом является то, что вместе с преподнесением информации общественности, преподносится и соответствующий лозунг, соответствующий политическим интересам субъекта информационной войны.

Благодаря введению контрмер, обе страны добились снижения информационного влияния на собственное население извне.

При этом СМИ обеих стран сообщали информацию, например, о нахождении российских войск на территории Донбасса и иногда полностью противоречили друг дугу.

Так, например, рассмотрим причины войны в Украине, называемыми СМИ различных стран и другие информационные лозунги (таблица)

Как можно заметить, СМИ используют слабости друг друга. Используют методы политической и экономической дезинформации, порой вырывая из контекста отдельные фразы политических лидеров. Также СМИ России и Украины гиперболизируют происходящее в других странах с целью создания того или иного настроения в обществе.

Украинские СМИ в целом за все время русско-украинского конфликта описывали Россию как агрессора и виновника происходящих событий, что по факту, правда лишь отчасти. Примечательно, что украинские СМИ часто выделяли В.В. Путина и его слова в качестве аргумента. Также его образ регулярно дискредитировался СМИ Украины, показывая его как агрессора. В Российских же СМИ не осуществлялся такой явный акцент на какого-либо конкретного политического деятеля Украины. Это связано, прежде всего с нестабильной политической ситуацией и, в определенный период времени, резкой смены управляющего политического аппарата Украины, которая привела к тому, что сейчас в Украине нет яркого политического лидера, который пользовался бы широкой поддержкой населения, и таким образом, дискредитация которого могла бы принести максимальный эффект информационному воздействию.

Таким образом, проанализировав опыт использования средств и методов информационной войны, мы можем сказать, что самым эффективным и используемым средством информационной войны являются СМИ. Информационная война имеет в целом неизмеримое влияние на геополитическое положение не только внутри каждой отдельной страны, но и в масштабах мировой общественности.

Каждая страна на данный момент относительно эффективно использует инструменты информационного влияния в своей внутренней политике, однако, масштабы возможностей влияния на мировую общественность у стран может кардинально отличаться. Успешное ведение информационной войны на международной арене может обеспечить огромное влияние на мнение мировой общественности, а неумелое использование информационных средств может наоборот, ухудшить положение страны, повлияв на собственную экономику, политику и общественное настроение, в том числе внутриполитическое, в негативную сторону.

Выводы

[2] Расторгуев С.П., 2006, с. 67.

[3] У Луганській, Донецькій, Одеській областях провайдери майже не вимикають російські канали.// Телекритика, 26.03.2014

[4] Обнародован список 15 российских телеканалов, запрещенных в Украине. Корреспондент (9 сентября 2014).

[5] Украина добивается запрета российских телеканалов. BBC (24 июня 2014)

[7] Everyone Lies: The Ukraine Conflict and Russia’s Media Transformation// Shorenstein Center on Media, Politicsand Public Policy, Spring 2014

Взрыв нескольких гранат нельзя назвать войной, кто бы их не бросал. Взрыв нескольких водородных бомб - это уже и начатая и завершенная война.

Информационную пропаганду 50-ых, 60-ых годов, которой занимались СССР и США, можно сравнить именно с несколькими гранатами. Поэтому никто не называет прошлое противостояние информационной войной, в лучшем случае оно заслуживает термина "холодная война".

День сегодняшний, с его телекоммуникационными вычислительными системами, психотехнологиями кардинально изменил окружающее пространство. Отдельные информационные ручейки превратились в сплошной поток. Если ранее было возможно "запрудить" конкретные информационные каналы, то сегодня все окружающее пространство информационно коллапсировалось. Время на информационное взаимодействие между самыми отдаленными точками приблизилось к нулю. В результате проблема защиты информации, которая ранее была как никогда актуальна, перевернулась подобно монете, что вызвало к жизни ее противоположность - защиту от информации.

Почему надо защищать информационную систему от информации? Потому что любая поступающая на вход системы информация неизбежно изменяет систему. Целенаправленное же, умышленное информационное воздействие может привести систему к необратимым изменениям и к самоуничтожению.

Поэтому информационная война - это не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере.

Исходя из приведенного определения информационной войны, применение информационного оружия означает подачу на вход информационной самообучающейся системы такой последовательности входных данных, которая активизирует в системе определенные алгоритмы, а в случае их отсутствия - алгоритмы генерации алгоритмов.

Оборонительной стороной информационной войны являются меры безопасности, имеющие своей целью защитить информацию - не позволить противнику провести успешную информационную атаку на наши информационные функции. Современные меры защиты, такие как операционная безопасность и коммуникационная безопасность - типичные средства по предотвращению и обнаружению косвенных действий врага, направленных на наши военные информационные функции. Напротив, такие меры защиты, как компьютерная безопасность включают в себя действия по предотвращению, обнаружению прямых информационных действий врага и организации контрдействий.

Создание универсального защитного алгоритма, позволяющего выявить системе-жертве факт начала информационной войны, является алгоритмически неразрешимой проблемой. К таким же неразрешимым проблемам относится выявление факта завершения информационной войны. Однако, несмотря на неразрешимость проблем начала и окончания информационной войны, факт поражения в ней характеризуется рядом признаков, присущих поражению в обычной войне. К ним относятся:

1) включение части структуры пораженной системы в структуру системы победителя (эмиграция из побежденной страны и в первую очередь вывоз наиболее ценного человеческого материала, наукоемкого производства, полезных ископаемых);

2) полное разрушение той части структуры, которая отвечает за безопасность системы от внешних угроз (разрушение армии побежденной страны);

3) полное разрушение той части структуры, которая ответственна за восстановление элементов и структур подсистемы безопасности /разрушение производства, в первую очередь, наукоемкого производства, а также научных центров и всей системы образования; прекращение и запрещение разработок и производств наиболее перспективных видов вооружения);

4) разрушение и уничтожение той части структуры, которая не может быть использована победителем в собственных целях;

5) сокращение функциональных возможностей побежденной системы за счет сокращения ее информационной емкости (в случае страны: отделение части территории, уничтожение части населения).

Обобщив перечисленные признаки, можно ввести понятие "степень поражения информационным оружием", оценив ее через информационную емкость той части структуры пораженной системы, которая либо погибла, либо работает на цели, чуждые для собственной системы.

Информационное оружие даст максимальный эффект только тогда, когда оно применяется по наиболее уязвимым от него частям ИСС. Наибольшей информационной уязвимостью обладают те подсистемы, которые наиболее чувствительны к входной информации - это системы принятия решения, управления. На основании сказанного можно ввести понятие информационной мишени. Информационная мишень - множество элементов информационной системы, принадлежащих или способных принадлежать сфере управления, и имеющих потенциальные ресурсы для перепрограммирования на достижение целей, чуждых данной системе.

Исходя из определения информационной мишени, намечаются основные направления работ, как по обеспечению се безопасности, так и по повышению ее уязвимости. Например, для того, чтобы повысить уязвимость противника, следует максимально расширить его информационную мишень, т.е. подтолкнуть его на включение в мишень как можно больше равноправных элементов, причем желательно открыть доступ в сферу управления таким элементам, которые легко поддаются перепрограммированию и внешнему управлению.

Заставить противника изменить свое поведения можно с помощью явных и скрытых, внешних и внутренних информационных угроз.

Причины внешних угроз в случае целенаправленного информационного воздействия (в случае информационной войны) скрыты в борьбе конкурирующих информационных систем за общие ресурсы обеспечивающие системе допустимый режим существования.

Причины внутренних угроз - в появлении внутри система множества элементов, подструктур, для которых привычный режим функционирования стал в силу ряда обстоятельств недопустимым.

Скрытая угроза - это неосознаваемые системой в режиме реального времени входные данные, угрожающие ее безопасности.

В информационной войне наибольший приоритет отдается скрытым угрозам, так как именно они позволяют взращивать внутренние угрозы и целенаправленно управлять системой извне/

информационная война

Что такое информационная война?

Информационная война может вестись как внутри государства, так и между разными странами и является частью сложного процесса противоборства. Наличие информационного давления на общество является показателем закулисных политических действий или подготовкой к каким-либо изменениям. Она не требует больших финансовых вложений и усилий. Эффективность информационной войны зависит от грамотно составленной агитации, опирающейся на чувства и желания членов общества.

Признаки информационной войны

Суть информационной войны заключается во влиянии на общество с помощью информации. К признакам информационной войны относятся:

  • ограничение доступа к определенной информации: закрытие веб-ресурсов, телевизионных программ, печатных изданий;
  • появление различных информационных источников с одинаковой информацией;
  • создание отрицательного психологического фона по конкретным вопросам;
  • появление в обществе эмоциональной напряженности;
  • проникновение насаждаемой информации в различные сферы общества: политику, культуру, бизнес, образование.

Информационная война - миф или реальность

Информационные войны между странами стали обычным явлением. Хотя об использовании в военных конфликтах информационной пропаганды известно еще с 19 века, особую силу этот вид войны приобрел в конце 20-го века. Это связано с увеличением количества информационных ресурсов: газет, журналов, телепередач, веб-ресурсов. Чем больше информации имеет общество в свободном доступе, тем легче проводить информационную пропаганду.

Для ведения информационной войны нет необходимости переубеждать людей или навязывать им свою точку зрения. Надо просто сделать так, чтобы внушаемая информация попадалась на глаза как можно чаще и не вызывала отторжения. При этом человек может и не подозревать, что стал участником информационного влияния. Для ведения информационной войны нанимают специалистов, имеющих глубокие знания по маркетингу, социальной психологии, политике и истории.

Цели информационной войны

Ведение информационной войны является одной из составляющих политики многих государств. Сражение за человеческие умы не является самоцелью, а относится к комплексу мер по сохранению безопасности своего государства или по влиянию на граждан другого государства. Исходя из этого, информационная война имеет такие цели:

  • обеспечение безопасности своего государства;
  • поддержание патриотических настроений;
  • влияние на граждан другого государства с целью дезинформации и достижения определенных целей.

Виды информационной войны

Информационная война может применяться среди военных и среди мирного населения. Для этого может использоваться один из видов информационной войны или комплекс мероприятий. К видам информационного противостояния относятся:

  1. Информационная война в интернете - предлагается разная и зачастую противоречивая информация, применяемая для запутывания противника.
  2. Психологические операции – подбор и подача такой информации, которая звучит как контраргумент на настроения, существующие в обществе.
  3. Дезинформация – продвижение ложной информации с целью направления вражеской стороны по неправильному следу.
  4. Разрушение – физическое уничтожение или блокировка электронных систем, важных для противника.
  5. Меры безопасности – усиление охраны своих ресурсов с целью сохранения планов и намерений.
  6. Прямые информационные атаки – смешение ложной и правдивой информации.

Методы ведения информационной войны

Информационную войну называют холодной, потому что она приводит к желаемым результатам без применения оружия. Существуют такие методы информационной войны среди мирного населения:

  1. Участие авторитетов. Суть данного метода состоит в поддержке необходимых действий или лозунгов известными авторитетными людьми.
  2. Точные утверждения. Желаемые лозунги подаются как стопроцентно верные и не требующие доказательств.
  3. Победившая сторона. Обществу предлагают выбрать решение, которое подается как наилучшее и является выигрышным.
  4. Принуждение. Этот метод зачастую применяется в лозунгах и звучит как точное указание к действию.
  5. Подмена источника информации. Когда не получается остановить проникновение нежелательной информации, ее автором называют источник, который не пользуется доверием у общества.

Информационная война и пропаганда

Информационная война эффективно применяется в политической сфере. С ее помощью претенденты на должность сражаются за голоса избирателей. Учитывая тот факт, что большинство избирателей не имеет доступа к истинной информации, для влияния на них применяются техники психологического воздействия. Информационная война в СМИ является популярным способом влияния на общество. Кроме этого в политической пропаганде может использоваться метод подмены информации, искажения действительности, принуждения, участия авторитетов.

Как защититься от информационной войны?

Информационная война используется в разных сферах, но ее цель всегда остается постоянной: повлиять на общественное мнение. Вести противодействие информационной войне бывает непросто, ведь манипуляции и пропаганда разрабатываются опытными специалистами. Чтобы не стать жертвой информационного влияния, следует рассматривать по интересующему вопросу мнения разных людей и задействовать разносторонние источники информации. Разбираясь в сложной ситуации, стоит ответить на такие вопросы:

  1. Какова обратная сторона медали данного вопроса?
  2. Кому может быть выгодно воздействие с помощью данной информации?
  3. Насколько рассматриваемый вопрос раскрыт с разных сторон?
  4. Есть ли логическая цепочка и доказательства по данному поводу или же ведется прямое внушение, принуждение и воздействие на эмоции?

Информационные войны в современном мире

Благодаря современным технологиям информационные войны нашего времени могут вестись по всему миру. При этом появилась возможность создавать реальность, не соответствующую действительности. Современные мировые информационные войны ведутся как между государствами, так и внутри государства, между политиками, компаниями, организациями, религиозными деноминациями. Основным оружием в информационной войне выступают СМИ. Полный контроль над ними позволяет подать обществу лишь ту информацию, которая сформирует необходимый взгляд на проблему.

Все боевые действия в современном мире освещаются в СМИ таким образом, чтобы показать необходимость ведения войны и сформировать негатив у противоборствующих сторон. Недавние военные конфликты в Сирии и Украине являются яркими тому примерами. Информационная война и терроризм также напрямую связаны между собой. Разобраться в том, что же на самом деле происходит между противоборствующими сторонами, обычному человеку не представляется возможным.

Информационные войны в политике

Политическая борьба ведется между политическими партиями, организациями и другими политическими институтами. Информационная война в этой сфере происходит постоянно, но усиливается перед выборами в правительственные органы. Воздействие на общество с помощью информации ведется таким образом, чтобы члены общества не замечали его и считали, что делают выбор самостоятельно.

Современные информационные войны в политике ставят целью дискредитировать оппонента в глазах общественности и сформировать у членов общества необходимое мнение. Для решения данных задач нанимают специалистов по информационным диверсиям – айворщиков, которые производят атаку на оппонента с помощью разных информационных источников. Основными методами информационных атак являются: монтаж, слухи, мифы, угроза, блеф, перекручивание информации.

мировые информационные войны

Информационная война в бизнесе

Информационная война в системе бизнеса применяется для ослабления позиций какой-либо корпорации или предприятия. Для ведения противостояния в данной сфере противник старается собрать как можно больше информации по работе компании, с которой он конкурирует. Особое внимание уделяется слабым сторонам противника. Их предают огласке в преувеличенном виде, показывая несостоятельность работы компании.

Информационная война - последствия

Последствия информационных войн могут дать о себе знать уже в самом начале борьбы. От информационного влияния невозможно защититься, так как оно проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности. Сущность информационной войны заключается в давлении на общество, в результате чего члены общества получают искаженное представление о действительности и не имеют возможности сделать правильные выводы и принять верные решения.

Сторона, проигравшая в информационной войне, может ощутить на себе такие последствия:

  • переход частей структуры под ведомство победителя;
  • полное или частичное разрушение структуры;
  • уничтожение той части структуры, которая не нужна победителю;
  • снижение работоспособности системы;
  • уничтожение систем безопасности пораженной стороны.

Презумпция невиновности закреплена Конституцией и входит в состав прав человека. Любой индивид пользуется этим преимуществом до тех пор, пока суд не признает его виновным. Знать основные тезисы данного закона должен каждый гражданин.

Что такое виза должен знать каждый путешественник. Такие документы бывают туристическими, гостевыми, деловыми, рабочими, студенческими, транзитными. В зависимости от цели поездки их выдают на кратковременное или долгосрочное пребывание в стране.

Что такое турбулентность некоторые пассажиры уже узнают в процессе авиаперелетов. Нередко внезапные вибрации в самолете становятся причинами возникновения аэрофобий. Однако пилоты утверждают, что бояться данного явления не стоит.

Чартерный рейс - не имеющие четкого расписания перелеты, которые заказываются туристическими операторами или другими компаниями и обладают рядом преимуществ. В их числе доступность цены на билет и возможность найти самые редкие направления.

Научно-технический прогресс в области информационных технологий создал беспрецедентные возможности для подавления противника с помощью нетрадиционных средств поражения, не вызывающих физических разрушений

Научно-технический прогресс в области
информационных технологий создал
беспрецедентные возможности для подавления
противника с помощью нетрадиционных средств
поражения, не вызывающих физических разрушений

Оружием информационной войны являются устройства и методы обработки информа­ции, которые используются для широкомасштабно­го, целенаправленного, быстрого и скрытного воздей­ствия на военные и гражданские информационные системы противника с целью подрыва его экономи­ки, снижения степени боеготовности и боеспособно­сти с целью способствовать достижению окончатель­ной победы. При этом имеется в виду, что информа­ционная война может вестись как самостоятельно, то есть без применения традиционных средств и спо­собов вооруженной борьбы, так и в сочетании с дру­гими видами боевых действий.

ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

В современном мире информация является необходимым элементом, обеспечивающим функциональность любой системы наряду с материальным оборудованием. Качество информации, которой владеют стороны противоборства, напрямую влияет на их боеспособность. Например, в ВВС анализ результатов разведки и прогноз погоды являются основой для разработки полетного задания. Точность навигации влияет на эффективность выполнения задания. Здесь мы видим, что без качественной реализации информационных функций выполнение боевой задачи будет сорвано или его эффективность существенно снижена.

Следовательно, на боеспособность противника можно повлиять, уничтожив его инфраструктуру, живую силу и технику, а можно – нарушив его процессы обмена информацией или внедрив в информационные системы противника свою информацию. С этой точки зрения, задача информационной войны – воздействие на информацию противника с целью подрыва его боеспособности и защита своей информации от вражеского воздействия. Информация может выступать как целью воздействия, так и оружием в информационной войне.

К информационной войне относятся две большие группы мероприятий:

В информационной войне существуют три основные цели:

  • контроль информационного пространства и обеспечение защиты своей информации от вражеских действий;
  • использование контроля над информационным пространством для проведения информационных атак на врага;
  • повышение общей эффективности вооруженных сил путем повсеместного внедрения военных информационных функций.

В качестве составных частей информационной войны выделяют:

Существует два вида информационных атак: косвенная и прямая. Разницу между ними лучше всего пояснить на примере. Допустим, мы хотим ввести командование противника в заблуждение относительно места дислокации нашей авиационной части. Можно построить ложный аэродром, разместить там макеты самолетов и имитировать деятельность по их техническому обслуживанию. Это – косвенная информационная атака. А можно внедрить ложную информацию о местонахождении той же авиационной части прямо в хранилище информации противника, чтобы при принятии решений вражеское командование оперировало ложными данными. Это – прямая информационная атака.

ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Листовки и плакаты Первой мировой войны

Листовки и плакаты Первой мировой войны - действенное оружие информационной пропаганды

Но наибольших успехов в деле информационной войны и пропаганды добились Соединенные Штаты Америки. Уже в 1956 году, во время Корейской войны управление психологической войны вооруженных сил США было преобразовано в управление специальных методов войны. Таким образом, операции информационной войны получили статус специальных, а специальные подразделения информационной войны вошли в состав Сил специальных операций (ССО). Разработанная в США концепция информационной войны прошла обкатку во Вьетнаме. При разработке психологических операций американцы учитывали менталитет вьетнамских партизан. В пропаганде упор делался не на политику, а на социальные и психологические аспекты. С целью морального истощения скрывающихся в джунглях вьетконговцев организовывалось непрерывное вещание с вертолетов, при этом применялись методы эмоционального воздействия: трансляция женского и детского плача, воплей ужаса, буддийской погребальной музыки и тому подобные звуковые эффекты. Радиопропаганда велась на вьетнамском языке с территории Тайланда, Тайваня, Филлипин и Австралии и охватывала 95% населения страны. Несмотря на военное поражение США во Вьетнаме, концепция информационной войны доказала свою состоятельность. За все время конфликта около 250 тыс. вьетконговцев добровольно перешли на сторону противника. Да и военное поражение США наступило в тот момент, когда население страны массово выступило против продолжения боевых действий, то есть Штаты потерпели не столько военное, сколько информационно-психологическое поражение. Из этого были сделаны соответствующие выводы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ПО ВЗГЛЯДАМ АМЕРИКАНСКИХ СТРАТЕГОВ

Те средства и методы информационной войны, которые применяются сегодня, в значительной мере – детище Пентагона. США являются бесспорным лидером в данной сфере; именно американские стратеги впервые разработали и испытали в реальных войнах целостную концепцию современной информационной войны. Сами американцы полагают, что внедрение информационных технологий в вооруженное противоборство произвело такой же переворот в военном деле, как в свое время это произошло с танками или ядерным оружием.

Информационная война может как предварять боевые действия, так и заменять их, а применяемые в ней методы и техника значительно увеличат бое­вые возможности или компенсируют недостаточность обычных сил и вооружений. Принимая во внимание тенденции к сокращению бюджета Пентагона и чис­ленности вооруженных сил, военное руководство США считает весьма важным использовать свое пре­имущество в области технологической обработки и передачи информации.

Форма информационной агрессии может быть скрытой или явной: блокада, интервенция или пря­мое противоборство. Все большее распространение получают информационные диверсии с целью не­санкционированного доступа к базам, данных, нарушения линий связи, хищения и копирования ин­формации, ее сокрытия и искажения. Самой слож­ной и одновременно самой результативной формой такой агрессии является целенаправленное влияние на принимаемые в управляющих структурах государств решения путем внедрения в них дополнительных данных или дезинформации.

Между тем командирам воинских формирований противника по информационным системам и радиосредствам передаются ложные приказы. Войска, раз­бросанные на огромных пространствах, теряют боес­пособность. Самолеты ВВС США, специально обору­дованные для проведения психологических операций, глушат передачи правительственного телевидения, заменяя их созданными с помощью компьютеров передачами, в которых агрессивный лидер делает вы­зывающие отрицательную реакцию заявления, что приводит к утрате им поддержки населения. А вскоре диктатор или люди из его окружения обнаруживают, что деньги, положен­ные на счета в иностранных банках, пропали бесслед­но…

Пентагон также провел тщательно разработанную психологическую операцию на о. Гаити. Специалисты 4-й группы пси­хологических операций сухопутных войск США на основе предварительно проведенных исследований разделили население острова на 20 групп и прове­ли целенаправленную психологическую обработку каждой из них. Перед вторжением на Гаити ЦРУ, в частности, производило анонимные звонки по те­лефону гаитянским военнослужащим с предложениями сдаться в плен, а также направило послания угрожающего характера по компьютерным сетям членам правительства.

Преимущество информационной войны заключается в том, что она позволяет наносить ущерб противнику вообще без использования материальных средств поражения, более того, анонимно! В этом случае противник лишается права ответить прямыми военными методами, ведь в этом случае уже он будет выглядеть как агрессор.

Иранские специалисты тоже не остались в долгу, и в 2011 году сумели перехватить управление над новейшим американским БЛА RQ-170 “Sentinel”, совершавшим полет над территорией Ирана, и заставить его упасть на землю. Захваченный аппарат был продемонстрирован иранским телевидением, что в свою очередь, стало очередной операцией информационной войны – но уже пропагандистской. Цель операции – продемонстрировать всему миру иранский технологический потенциал и уязвимость новейшей американской техники – была достигнута.

Как видим, не только американ­цам по силам разработать средства ведения информационной войны и успеш­но использовать их. В связи с этим в США особое значение придается разработке систем защиты как воен­ных, так и гражданских информационных систем, обеспечивающих нормальное функционирование государственной инфраструктуры. Военное руковод­ство США уверено, что угроза информационной войны будет неуклонно возрастать по мере разви­тия общества, и собирается принять все возможные меры, чтобы победить в такой войне.

ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВАЯ ВОЙНА

  • политическое и военное руководство страны;
  • системы жизнеобеспечения;
  • инфраструктура;
  • население;
  • вооруженные силы.

Информационно-сетевая война предусматривает проведение комплекса мероприятий в отношении противника:

  • создание атмосферы бездуховности и безнравственности, что автоматически создает благоприятную атмосферу для нагнетания конфликтной обстановки внутри страны-противника и падению авторитета государственной власти;
  • манипулирование общественным мнением и политической ориентацией социальных групп с целью создания обстановки полити­ческой напряженности и хаоса;
  • дестабилизация политических отно­шений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации кон­фликтов, разжигания атмосферы недоверия и подозрительности;
  • обострение политической борьбы, провоцирование репрессий против оппо­зиции;
  • развязывание в обществе гражданской войны;
  • снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления с целью затруднения принятия важных решений;
  • дезинформация населения о работе го­сударственных органов, подрыв их автори­тета, дискредитация органов управления;
  • провоцирование социальных, поли­тических, национальных и религиозных столкновений;
  • инициирование массовых протестных акций, забастовок, массовых беспорядков;
  • подрыв международного авторитета государства;
  • нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

При этом информационное противоборство следующего поколения характеризуется следующими особенностями:


Одна из целей информационно-сетевых войн -
провоцирование социальных, политических,
национальных и религиозных столкновений,
инициирование забастовок, массовых беспорядков
и протестных акций

5. Необратимость последствий информационно-сетевой войны. В результате информационной войны прежние моральные установки общества замещаются принципами, навязанными агрессором. После этого возврат к прежнему состоянию общества невозможен, и страна уже добровольно встраивается в структуры, выстроенные агрессором. Так произошло с Японией, которая с 1945 г. фактически стала западной страной, неуклонно следующей в русле американской политики, так произошло и с населением Югославии, которое, после распада страны, произошедшего под контролем США, считает себя частью западного мира и добровольно участвует в евроатлантических интеграционных процессах.

Таким образом, формы и способы ве­дения информационной войны за сравнительно недолгий срок претерпели качественные изме­нения. Роль информационных техно­логий и средств массовой информации многократно возросла – они сделались ключевым средством достижения во­енно-политических целей государств. Разрушительная мощь информацион­но-психологического воздействия в совре­менных условиях настолько велика, что ставит под сомнение не только незави­симость побежденного государства, но и сам факт существования его народов как национальной общности.

Вместе с тем, информационная война имеет свои границы возможностей и эффективна не против любого противника. Она не отменяет, а скорее, дополняет и усиливает традиционные средства ведения войны.

По некоторым данным, в настоящее время на основе комплекса ХААРП создается система ПВО/ПРО на новых физических принципах. Основной целью создателей ХААРП является изучение так называемых авроральных эффектов, что, возможно, позволит создавать в верхних слоях атмосферы плазмоиды – своеобразные управляемые шаровые молнии, густая сеть которых явится непреодолимым препятствием для самолетов и для баллистических ракет.

Читайте также: