Закат древнего египта кратко

Обновлено: 02.07.2024

После смерти Рамсеса III на престоле сменилось девять ничтожных людей, носивших каждый, далеко не по праву, имя великого Рамсеса. При них пошатнувшееся могущество фараонов пришло за несколько десятилетий к концу. Мы видим Рамсеса IV, сына Рамсеса III, слабо борющегося с безнадёжным положением, которое он унаследовал около 1167 г. до н.э. Немедленно после вступления на престол новый царь составил на пользу себе самому и своему отцу один из замечательнейших документов, дошедших до нас от древнеегипетской цивилизации. Дабы отец его мог процветать среди богов и дабы сам он мог заслужить его предстательство за себя передними, молодой царь составил для погребения вместе с отошедшим фараоном список его добрых дел. Последний заключал в себе огромный перечень даров Рамсеса III трём главным национальным божествам – Амону в Фивах, Ра в Гелиополе и Птаху в Мемфисе, а также и меньшим богам, поскольку это было известно.

Кроме того, он заключал в себе отчёт о его военных подвигах и заботах о населении империи. Всё это, написанное на папирусе, составило огромный свиток длиной в 130 футов, заключавший в себе 117 вертикальных строф высотой приблизительно 12 дюймов каждая. Этот свиток называется теперь папирусом Гарриса и представляет собой самый обширный документ, дошедший до нас от Древнего Востока. Так как перечисленные в нём дары являются большей частью старинными поместьями богов, лишь закреплёнными за храмами Рамсесом III при его восшествии на престол, то этот единственный в своём роде документ позволяет нам определить размеры богатств, принадлежавших, как уже было замечено в предыдущей главе, в Древнем Египте храмам. Вместе с этим необычным подтверждением его благих деяний на пользу богов и людей Рамсес III был опущен в усыпальницу в уединённой Долине Царей. Не могло быть сомнения в том, что документ должен был обеспечить ему безграничную милость богов. И он заключал в себе так много молитв, вложенных в уста Рамсеса III за его преемника, что боги не могли не откликнуться на воззвание своего любимца, которому они столь многим были обязаны, и, несомненно, должны были даровать его сыну продолжительное царствование. Действительно, ясно, что подобное побуждение действовало весьма сильно при составлении рассматриваемого нами документа. В эпоху упадка фараон должен был больше полагаться на такие способы поддержания своей власти, чем на свои собственные силы 123 .

В начале второго года своего царствования фараон лично отправился в каменоломни в Вади-Хаммамата, в пяти днях пути от Нила, чтобы найти подходящий материал для своих храмовых сооружений; спустя два года после этого предварительного ознакомления с ними фараоном была послана туда большая экспедиция, более чем из девяти тысяч человек. Хотя её и сопровождала большая партия носильщиков и десять повозок, в которые было запряжено по 6 быков, всё же не менее 900 человек погибло от жары и истощения, что составляло около 10 % всего экспедиционного отряда. Назначение материалов, добытых такой дорогой ценой, остаётся для нас невыясненным; единственное более или менее значительное из дошедших до нас строений Рамсеса IV есть продолжение задних комнат и малого гипостиля храма Хонсу в Фивах, начатого его отцом.

После ничем не отмеченного царствования, продолжавшегося 6 лет, его сменил на престоле в 1161 году до н.э. пятый Рамсес, вероятно, его сын. Разработка синайских копей прекратилась, и последнее имя фараона, найденное там, есть имя Рамсеса IV. Слабые Рамессиды быстро следовали один за другим; спустя несколько лет престолом овладела боковая линия той же фамилии в лице узурпатора, вероятно, внука Рамсеса III, воцарившегося под именем Рамсеса VI после того, как ему удалось свергнуть сына Рамсеса V. Вскоре промелькнули седьмой и восьмой Рамсесы. Все они высекли себе гробницы в Долине Царей, но нам неизвестно ничего об их деяниях. Изредка мрак рассеивается, и мы видим великое государство клонящимся к гибели. Однако при Рамсесе VI гробница Пенно, одного из египетских резидентов в Ибриме, в Нубии, сохранила для нас на своих стенах картину мирного управления, процветавшего там под эгидой египетских чиновников, заменивших местного вождя, правившего в конце XVIII династии.

Мы находим, что семейство и родственники Пенно занимают важные должности в той же области; ясно, что египетские фамилии переселялись в Нубию и египтизировали её сильнее, чем когда-либо раньше. Сам Пенно был достаточно состоятелен, чтобы воздвигнуть статую Рамсеса VI в храме в Дерре, построенном Рамсесом II, и обеспечить его доходами с шести земельных участков, за что фараон наградил его двумя серебряными сосудами – отличие, которое благодарный Пенно не преминул запечатлеть на стенах своей гробницы.

Со времени смерти Рамсеса III до первых лет царствования Рамсеса IX прошло всего около 25 или 30 лет, и тот же самый верховный жрец в Эль-Кабе, который присутствовал на юбилее Рамсеса III, всё ещё занимал свою должность и при Рамсесе IX; а верховный жрец Амона в Фивах при Рамсесе IX, Аменхотеп, был сыном верховного жреца Рамсеснахта, занимавшего туже должность при Рамсесе III и IV. Должность верховного жреца Амона, которая, по меньшей мере, один раз перешла от отца к сыну в эпоху XIX династии, стала, таким образом, вполне наследственной, и в то время, когда она перешла из рук Рамсеснахта к его сыну Аменхотепу в силу незыблемо утвердившегося принципа теократической преемственности власти, шесть слабых Рамессидов сменили друг друга, причём их могущество и престиж всё убывали, ибо каждый из них боролся за кратковременное обладание шатким престолом. Тем временем Аменхотеп, верховный жрец Амона, процветал. Он пышно отреставрировал трапезную и кухню жрецов в храме своего бога в Карнаке, выстроенном 800 лет назад Сенусертом I. Мы видим, как могущественный жрец распоряжается по своему желанию податливым фараоном и получает от него всякие почести. В десятый год своего царствования Рамсес IX призвал Аменхотепа на большой передний двор Амонова храма, где в присутствии его политических сторонников и клевретов наградил его рядом великолепных богато украшенных сосудов из золота и серебра и драгоценными умащениями. Дни, когда подобные отличия давались в награду за военные доблести на полях Сирии, давно прошли, и вернейшей гарантией получения чинов стала ловкость жреца-карьериста.

Передавая богатые дары верховному жрецу, фараон произнёс хвалебную речь такого рода, что, читая её, может возникнуть сомнение, сказана ли она государем подданному, или подданным своему владыке. В то же время он сообщил Аменхотепу, что некоторые доходы, ранее принадлежавшие фараону, будут отныне поступать в сокровищницу Амона, и, хотя слова царя и не вполне ясны, по-видимому, все доходы, шедшие первоначально в царскую казну, а теперь долженствовавшие поступать в сокровищницу бога, должны были отныне собираться непосредственно храмовыми писцами, благодаря чему храм в известной степени становился на место государства. Все эти знаки отличия были дважды записаны Аменхотепом вместе с отчётом о его постройках на стенах Карнакского храма. Отчёты как о дарах, так и о знаках отличия сопровождаются, и тот и другой, большими рельефами, изображающими получение Аменхотепом царских даров и рисующими его фигуру с той же героической осанкой, как и у фараона, – вольность небывалая, о которой никогда ещё до тех пор в истории Египта не смел и мечтать ни один сановник. Во всех подобных сценах вельможи, появлявшиеся перед царём, с незапамятных времён изображались как пигмеи перед колоссальной фигурой фараона, но верховный жрец Амона возвышался настолько быстро, что мог помериться своей осанкой с величественностью самого фараона, как на стенах храма, так и в делах государства. Он имел в своём распоряжении отряд храмовых войск, и когда он, как мы видели, путём постепенного завладения сокровищницей захватил в свои руки все нити управления, он не поколебался помериться с фараоном силой.

Всё нараставшее состояние дезорганизованности и беспомощности обнаруживается нами в главе, касающейся управления фиванским некрополем и сохранившейся в числе некоторых юридических архивов царствования Рамсеса IX. Фивы в то время быстро клонились к упадку, они перестали быть резиденций фараонов уже 200 лет тому назад, но продолжали оставаться местом погребения всех царственных мертвецов. Благодаря последнему обстоятельству в их усыпальницах скопились огромные богатства в виде великолепных регалий, украшавших царские тела. В уединённой долине, в конце западной равнины, в самом сердце скал, почивали великие императоры, окружённые всем великолепием, источником которого служили им азиатские богатства; и теперь снова, как и в конце XVIII династии, их выродившиеся преемники, абсолют- но бессильные поддержать империю, некогда принадлежавшую им, не могли даже оградить их тела от посягательств 124 .

В 16-й год правления Рамсеса IX царские гробницы у подножья западных скал были найдены разграбленными; в одной из них, где покоился Собекемсаф, фараон XIII династии, была похищена вся погребальная обстановка и нарушен покой его собственный и его жены в поисках ценных украшений на их телах. Виновники ограбления были схвачены и понесли кару, но расследование обнаруживает мрачные следы того, что чиновники, занимавшиеся им, были не совсем бескорыстны. Спустя три года, когда Рамсес IX сделал своего сына Рамсеса X своим соправителем, шесть человек были уличены в расхищении гробниц Сети I и Рамсеса II, откуда следует, что осмелевшие грабители покинули равнину и проникли в гробницы в скалах, окаймляющих заднюю долину. Рамсес II, разграбивший сам пирамиду Сенусерта II в Иллахуне, встречал теперь подобное же отношение к себе самому со стороны своих потомков. Далее пострадала гробница одной из жён Сети I и за нею гробница великого Аменхотепа III. В течение одного поколения, когда производились разграбления, были расхищены тела всех египетских царей и императоров, погребённых в Фивах, и изо всей линии фараонов, от начала ХVIII и до конца XX династий, только одно тело, именно Аменхотепа II, было найдено лежащим в своём саркофаге, хотя и оно подверглось ограблению. Таким образом, в то время, когда гробницы египетских императоров в Фивах разграблялись и их тела обкрадывались и осквернялись, империя, созданная их мечом, доживала последние дни 125 .

Мы не можем ничего сказать о царствовании Рамсеса X, если не считать расхищения царских гробниц; а наши сведения о его преемнике, одиннадцатом носителе того же имени, ещё более ничтожны. С восшествием на престол Рамсеса XII мы находим данные, свидетельствующие о заключительной фазе тех тенденций, которые мы старались проследить. Когда ещё не истекло и пяти лет его царствования, провинциальный вельможа в Танисе по имени Несубанебдед, Смендес у греков, захватил в свои руки всю Дельту и объявил себя царём Севера. Это было то же, что пытался осуществить неназванный визирь в Атрибе в эпоху Рамсеса III, бывшего, однако, слишком даровитым и энергичным, чтобы план отважного вельможи мог удаться. В данном же случае, не владея больше всеми ресурсами Верхнего Египта, которые он мог бы использовать против Несубанебдеда, бессильный фараон не нашёл сделать ничего другого, как только удалиться в Фивы – если только это перемещение в действительности не произошло уже до того, – где он ещё продолжал удерживать за собой шаткое положение на троне. Таким образом, Фивы были отрезаны от моря, и их торговле с Азией и Европой препятствовало враждебное царство в Дельте, отчего их богатство и могущество начало таять ещё быстрее. Верховный жрец Амона стоял фактически во главе Фиванского княжества, которое, как мы увидим, становилось всё более и более значительной политической единицей. Совместно со своим могущественным соперником- жрецом фараон продолжал владеть Нубией.

Наблюдательный читатель сделает не один вывод из этой замечательной беседы. Финикийский князь вполне охотно признает культурный долг своей страны перед Египтом как очагом цивилизации, но настойчиво отрицает какие бы то ни было политические обязательства перед правителем Египта, которого он ни разу не называет фараоном, исключая упоминания о прежнем властителе. Положение ясно.

Единственный и поучительный отчёт Унуамона, таким образом, раскрывает перед нами полное крушение престижа Египта за его пределами и показывает, с какой ужасающей быстротой клонилось к упадку при слабых преемниках Рамсеса III некогда первенствующее государство в бассейне Средиземного моря. Когда на западе около 1100 г до н.э. появился Тиглатпаласар I, какой-то фараон, вероятно Несубанебдед, чувствуя своё незащищённое положение в Дельте, счёл за благо расположить в свою пользу ассирийца посредством подарка и послал ему крокодила. Таким образом, египетское влияние в Сирии исчезло совершенно, в то время как фикция традиционного господства в Палестине, лишённая всякого реального политического значения, всё ещё поддерживалась при дворе фараона. Для восстановления фактического господства будущие цари, как мы увидим, предпринимали туда спорадические кампании после образования еврейской монархии.

Между тем, существовал лишь один выход из положения, создавшегося в Фивах. Посол, доставший строевой лес для священной барки Амона, был послан, как мы уже видели, не фараоном, а верховным жрецом Амона Херихором. В следующем году последний настолько завладел царским некрополем в Фивах, что послал туда своих людей, чтобы перебинтовать и подобающим образом предать новому погребению тела Сети I и Рамсеса II, осквернённые и ограбленные в первый год царствования Рамсеса XI. Храм Хонсу 126 , в котором со времени Рамсеса III были закончены лишь святая святых и задние покои, был теперь дополнен залом с колоннами и предшествующими ему двором и пилоном. Стены новых пристроек несут на себе знаменательное свидетельство перемен, происшедших в Египетском государстве.

После смерти Рамсеса III во главе последовательно оказываются фараоны, почти все носящие имя Рамсес. Но от Рамсеса IV до Рамсеса IX царская впасть слабеет, государство дробится, начинаются распри с участием жрецов Амона; грабители опустошают царские гробницы. Запасов продовольствия уже не хватает, в стране наступает голод. Фараоны с трудом удерживают в руках долину Нила. Наступает конец Нового царства,

Около 1100 г. до н.э. грабители обратили внимание на подземные гробницы фараонов. Они были пойманы на месте преступления, но от наказания ушли, поскольку в эти смутные времена судебный процесс стал предметом соперничества между двумя администраторами Фив: с восточного и западного берегов Нила. Впоследствии ни палочные наказания, ни пытки не останавливают злоумышленников.

В 1881 г. французский археолог Гастон Масперо благодаря грабителям могил смог обнаружить мумии XXI династии: он нашёл тайник, где какой-то бедуин упрятал эти сокровища.

Хонсу – в египетской мифологии бог луны, сын Амона и Мут. Имел так-же функции бога времени и счёта. Центром культа Хонсу были Фивы, где (в Карнаке) находился его главный храм. Изображался юношей с серпом и диском луны на голове, иногда как бог-ребёнок с пальцем у рта. Как эпитет к его имени часто присоединяли имя бога луны Неферхотепа.

Источник: История Древнего Египта /Д. Брестед, Б. Тураев,— Мн.: Харвест, 2003.—832 с., 48 л. илл,— (История культуры). ISBN 985-13-1776-4.

Галерея 1- кадры из фильма *Фараон*(Е.Кавалерович). Листайте. Кадр1-ФОРМАЛЬНО ФАРАОН БЫЛ ЗЕМНЫМ БОГОМ ЕГИПТА.

Галерея 1- кадры из фильма *Фараон*(Е.Кавалерович). Листайте. Кадр1-ФОРМАЛЬНО ФАРАОН БЫЛ ЗЕМНЫМ БОГОМ ЕГИПТА.

ЧТО УТВЕРЖДАЕТ МИФ -

Египетская цивилизация в своей основе была замкнутой в себе, закрытой. Пока она была на планете единственной, отсутствовали торговые, или иные контакты с внешним миром, все шло хорошо. А их появление нарушило устойчивость, в итоге погубив Египет.

Так писал Болеслав Прусс в романе *Фараон* . Школьный учебник уточняет: Египет погубили замена общественных работ свободных египтян рабским трудом и появление денег . Только вот на Западе рынок и демократия почему-то считается прогрессивными..

А не менее древнее Междуречье с самого начала было рыночным, но почему тогда Ирак - не великая держава?

А ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ- Конечно, нельзя уравнивать понятия *страна* и *народ*. Одной и той же страной, но в разные эпохи и с совершенно разным результатом могут владеть разные народы: сравните, например, Северную Америку в эпохи индейцев и США.

Нельзя считать и египтян разных эпох одним народом; хоть и с тем же языком, верой, традициями. Народы не живут более 1500 лет; древние русичи и русские - совсем не то же самое, хотя между ними 700 лет. А египтяне впервые стали единым народом более 5 тысяч лет назад.

Так что же произошло - когда и почему супердержава, созданная легендарно великим народом стала *43-м ВВП мира*?

Потомком древнеегипетского языка является коптский язык. Копты (а это слово напрямую происходит от самоназвания древних египтян - *кемет*-египтянами их прозвали греки) ныне составляют 9-18 % населения Египта. Это типичный реликтовый этнос, сохраняющий древнюю гармонию с природой (как индейцы, только копты - земледельцы и христиане).

У них нет не только фараонов, но и вообще никакой политической власти, даже формальной: ни национальных автономий, ни культурных, ни каких-либо особых прав. Скорее наоборот - это самая бесправная и забитая часть египтян. Когда Шампольон в 1822 году изучал древнеегипетские надписи, никто из местных не мог их прочесть.

Копты просто тихо выращивают хлеб, пользуясь теми же методами, что и 5 тысяч лет назад.. в стране, которая им больше не принадлежит.

Копты относятся к наиболее чистой египтидной малой расе европеоидов. Египетские арабы - тоже, но у них больше примесей: на севере - аравийской, на юге - негроидной. По составу мужских, У-гаплогрупп - J(45%), E1b1b (21%) копты были бы похожи на арабов, если бы не высокая частота эрбино\греко\римской R1b (15%) и архаичной африканской линии B (15%).

А вот состав женских, митохондриальных гаплогрупп говорит о геноциде местных мужчин со стороны арабских завоевателей. Азиатских гаплогрупп почти нет, доминирует древняя спутница мужской B - гаплогруппа N (почти 55%) и ее *дочери* - U6 (28%) и T (17%).

Выходит, генетический след говорит, что величие древнеегипетского народа было уничтожено арабами?

Но почему так произошло: ведь китайцы, например, были завоеваны кочевниками многократно, однако каждый раз бесследно тех ассимилировали, оставаясь китайцами - великим (и сегодня) народом? Варвары *сохраняли себя* лишь на степной\пустынной окраине Китая. А в Египте заняли не только привычные пустыни - они полные хозяева страны, но почему?

Копты\кемты испытали пассионарные толчки дважды. Первый (3242 год до н.э.) привел к появлению Древнего Египта школьных учебников. На пике этногенеза *египтян-1* строились Великие пирамиды. Но затем пирамиды постепенно стали мельчать, как и люди.

С 1814 года до н.э. их больше не строили, а в 1720 году до н.э. умирающий этнос египтян-1 покорили аравийские кочевники-гиксосы.

На этом и закончилась бы, уже тогда, история древних египтян. Но пассионарный толчок 1745 года до н.э., породивший гиксосов, коснулся и Верхнего Египта, начав в районе Фив этногенез *египтян-2*, соотносимых с предшественниками примерно как русские с древними русичами, и, как и русские, не сразу осознавших себя новым народом.

Они унаследовали все - язык, культуру, имя, даже пытались возродить строительство пирамид (но быстро бросили). Победив и ассимилировав гиксосов, взяв на вооружение их боевые колесницы (ранее у египтян не было лошадей), начали завоевания 300-летней первой фазы этногенеза. В Египте начало развиваться рабство.

При фараоне Тутмосе Третьем, в 1487 году до н.э Египет простерся от Эфиопии до Евфрата, став мировой сверхдержавой древности.

Но и *египтяне-2* теряли пассионарность. В 946 году до н.э. Египет захватили ливийцы, в 744-м нубийцы.. и быстро ассимилировались в египтян. История шла по *китайскому* сценарию, пока пассионарность *египтян-2* не упала ниже плинтуса. Считайте сами, когда: 1745(год рождения этноса) -1200(продолжительность жизни этносов) = 545 год до н.э.- начало гибели (обскурации).

И в 525 году до н.э., точно по прогнозу теории Гумилева, Египет завоевали персы. Но не просто завоевали. Их царь Камбиз, убив фараона Псамметиха и заняв его место, изменил статус страны.

Сверхдержава ВПЕРВЫЕ стала провинцией, где все продавалось за деньги.. Инерция великой цивилизации со смертью ее этноса угасла не сразу, но греко-македонские Птолемеи правили уже совершенно безвольным народом.

Египет времен Клеопатры еще кормил хлебом всю Римскую империю, но - пока римляне его защищали и ввозили рабов. А сами египтяне уже к 225 году до н.э. стали. коптами.

. И ТОЛЬКО *ВОЛШЕБНОЕ ЗЕЛЬЕ* ПАССИОНАРНОСТИ МОГЛО СПАСТИ ИХ ЭТНОС . (Кадр из фильма *Астерикс и Обеликс : Миссия *Клеопатра*\А.Шаба)

. И ТОЛЬКО *ВОЛШЕБНОЕ ЗЕЛЬЕ* ПАССИОНАРНОСТИ МОГЛО СПАСТИ ИХ ЭТНОС . (Кадр из фильма *Астерикс и Обеликс : Миссия *Клеопатра*\А.Шаба)

Спасибо за Подписки, Лайки, Комментарии. МИФЫ ИСТОРИИ . Скоро будет статья> Что ждет Египет? >

Рамсес III, несомненно, был последним великим фараоном Древнего Египта. Его царствование, методы управления, размах политики, слава, которая о нем шла — все это напоминает нам о его выдающемся предшественнике, Рамсесе II, служившем ему примером.

Сетнахт, его отец, с трудом сумел вернуть Египту репутацию великой военной державы. Беспорядки внутри страны тоже мало-помалу стихли. Амбициозные вельможи были вынуждены соблюдать осторожность, как при дворе, в ближайшем окружении фараона, так и в провинциях, на уровне местных князьков. Духовенство Амона в конце концов подчинилось центральной власти, что, однако, означало только то, что оно поджидает более подходящего момента для активных действий. Но, несмотря на то, что в самом Египте воцарился мир, по крайней мере, временный, на границах дела обстояли куда хуже.

Рамсес III сражается на нескольких фронтах

Едва только заняв место на престоле, около 1190 года до н. э., юный Рамсес III был вынужден проявить свои военные таланты. Враги угрожали Египетскому царству со всех сторон: на востоке это были филистимляне и фригийцы, а на западе — ливийцы.

Фараон прекрасно понимал, что из них наиболее слабы ливийцы, поэтому начал он с них. Когда ливийцы были разбиты, Рамсес двинулся в наступление на других своих врагов и нанес им сокрушительное поражение в битве, состоявшейся в водах Дельты. Прошло совсем немного времени после этой победы, но фараон уже должен был снова отправляться на войну: и на сей раз его противниками опять стали не пожелавшие смириться со своим поражением ливийцы.

Вторая победа над ливийцами вошла в историю, потому что по этому случаю в Карнаке был возведен храм. Рамсес III стремился сравняться в области архитектуры со своим знаменитым предком и кумиром — Рамсесом II. Чтобы достичь этой цели, фараон приказал построить погребальный храм Мединет-Абу, который был почти точной копией Рамессеума.

Подношения, на которые правитель никогда не скупился, не помешали духовенству Амона возобновить тайную борьбу с центральной властью. Вновь интриги и заговоры стали отравлять атмосферу при дворе. Именно тогда произошло исключительное событие, свидетельствующее о переменах, затронувших умы и нравы египтян. Ремесленники из поселения Дейр-эль-Медины, трудившиеся над сооружением царских гробниц и поддерживавшие порядок в них, в одночасье бросили работу и потребовали улучшения условий. Первая забастовка в истории совпала по времени с первыми разграблениями царских захоронений. Отныне вечный сон фараонов уже не вызывал у людей такого уважения. Основы ранее незыблемых социальных и религиозных традиций Древнего Египта пошатнулись.

XXX династия принесла с собой кратковременное возрождение, замедлившее неумолимый упадок, каковым явился Поздний период. Исследователи отмечают возобновление архитектурной деятельности, которое было особенно заметным в годы правления обоих Нектанебов и Тахоса. Храм Карнака был расширен и украшен, на острове Филе построили храм богини Исиды, а в храме Ибиса возвели новую беседку. Кроме того, этот период был особенно впечатляющим в области скульптуры, и из всех правителей чаще всею изображали Пек га неба.

Заговор против претендента на трон

И вот Рамсес III состарился. Он был болен, и дни его были уже сочтены. Его сын, принц-наследник, готовился занять место правящего фараона под именем Рамсеса IV. Именно тогда двор был взбудоражен ужасным скандалом: будущий Рамсес IV разоблачил масштабный заговор, созревший в недрах царского гарема. Заговорщики стремились уничтожить принца-наследника, чтобы усадить на его место Пентаура, одного из сыновей царицы Тии, старшей жены умирающего правителя.

Помимо знатных египтянок, входивших в гарем, в этом заговоре оказались замешаны многие офицеры фараона и высшие придворные сановники. Рамсес IV действовал очень жестко. Правосудие свершилось: одних преступников предали смерти, а другим отрубили носы…

Трагедия, с которой началось правление Рамсеса IV, была самым выдающимся событием за все шесть лет, что он провел на египетском троне. Но, по крайней мере, этот молодой фараон действовал безукоризненно в обстоятельствах, которые лишний раз доказывают нам, что египетское общество в тот период уже прошло точку невозврата, и упадок был неизбежен.

Рамсесы, которые правили после этого фараона, не были выдающимися личностями, и никто из них не мог ничего поделать с хаосом, воцарившимся в государственных структурах. Египет оказался во власти анархии.

Последним царем XX династии стал Рамсес XI. По подсчетам историков его правление продлилось целых двадцать шесть лет, в течение которых центральная власть продолжала неуклонно слабеть. Прошло почти восемнадцать лет хаоса и беспорядков, прежде чем Рамсес XI решился выступить против Верхнего Египта, где в то время правил наместник Панехси, забравший себе слишком много власти. Его деятельность наносила серьезный ущерб законному правительству. Порядок был восстановлен благодаря одному из военачальников Рамсеса XI, Херихору.

Фараон скончался, не оставив наследников, и тогда на трон взошел высший сановник из ближайшего окружения покойного правителя. Он основал XXI династию.

Новый фараон, носивший имя Смен-дес, сделал своей столицей город Танис. В действительности, к тому моменту Египет уже разделился надвое: Верхним Египтом по сути правил Херихор, а фараоном Нижнего Египта был Смендес. Однако вскоре этот неприятный эпизод был забыт, и Египет вновь объединился благодаря династическому браку. Псу-сеннес, сын Смендеса, который унаследовал своему отцу, не имел наследников мужского пола и выдал свою дочь замуж за Пианхи, сына Херихора. От этого союза родился Пинеджем I, который был вынужден воевать с собственным сыном, Менхеперрой, пытавшимся похитить у него власть.

Раскол между Египтом и Нубией

С этого момента начинается отсчет другой эпохи, которую современные историки называют III переходным периодом: переходным, потому что эти годы стали переходом от Нового царства к Позднему периоду. Как и два предыдущих переходных периода, третий характеризуется хаосом, воцарившимся во всех структурах. Такое положение дел способствовало расколу между Древним Египтом и Нубией, которая с этого момента стала называться царством Куш. Эти земли, расположенные у южных границ империи, всегда привлекали внимание правителей Египта. Однако нубийский народ был непокорным и нередко бросал вызов своему могущественному соседу, стремясь приобрести независимость, несмотря на то, что египетская культура оказывала сильнейшее влияние на его собственную.

И вот Египет почти полностью оказался под господством ассирийцев. Именно тогда кушитские правители поняли, что настало время атаковать царство фараонов.

Сын Кашты, Пианхи, унаследовал своему отцу и продолжил его дело. Фивы и Верхний Египет, затем Файюм, Средний Египет, Мемфис и даже Дельта поочередно покорились Пианхи, который стал владыкой всей империи.

С этого момента кушиты и ассирийцы с переменным успехом боролись за контроль над Египтом. Сначала кушиты, разбитые войсками Ашурбанипала, были вынуждены отступить, и ассирийский царь препоручил управление Египтом одному из своих союзников, царю Саиса, ставшему фараоном Некао I. Этот фараон был убит во время ожесточенного сражения с нубийцем по имени Тантамани.

И снова Египетское царство перешло под контроль нубийцев, но ненадолго, потому что Ашурбанипал двинулся в наступление и прогнал их, вынудив вернуться к себе на родину.

440px-Karnak_Khonsou_080515

Псамметих прогоняет ассирийцев

Амасис, предпоследний правитель XXVI династии, традиционно считается одним из последних великих фараонов Древнего Египта. На самом деле, его нельзя даже сравнивать с его знаменитыми предшественниками, например, с Рамсесом III. Однако Египет обязан Амасису тем, что он сумел создать целую сеть союзов, которые немного защитили страну от перемен, потрясавших всю восточную часть Средиземноморья в ту смутную эпоху, когда положение дел в самом Египте было весьма плачевным.

В то время Египет ощутил на себе последствия противостояния мидян и ассирийцев, а затем мидян и персов. Персы сделались хозяевами бывших вавилонских провинций, что дало им возможность атаковать восточные границы Египетского царства. Поэтому для египтян главной задачей было заключить соглашение с древними греками, имевшими огромное влияние. Это был первый шаг к эллинизации страны.

На тот момент всем Ближним Востоком правили персы. Их могущественная армия столкнулась с египетской при Пелузии в 525 году до н. э. Для египтян это было сокрушительным поражением: они потеряли Мемфис, где Камбиз, царь персов, короновал себя фараоном. Так родилась XXVII династия, или первая персидская династия. Она правила Египтом до 404 года до н. э., когда персы были изгнаны из Египта — на сей раз ливийцами. Один из победителей, Амиртей, стал фараоном, основателем и единственным представителем XXVIII династии.

Александр сменяет персов

Перенесемся во времена XXX династии, чтобы увидеть, как слава древнеегипетской цивилизации снова заблистает, но, в отличие от минувших веков, мерцающим, неуверенным пламенем. Правление Нектанеба II было, тем не менее, весьма выдающимся, и мы обязаны ему несколькими прекрасными памятниками архитектуры. Кроме того, именно этот фараон провел удачную кампанию против персов, правда, успех ее объясняется скорее противостоянием между предводителями противника, нежели воинскими талантами египетского царя.

Через несколько лет Артаксеркс III был убит, и Дарий, который унаследовал ему, препоручил управление Египтом Мазакесу. Именно Мазакес, отличавшийся кротким нравом, уступил место на троне Александру Македонскому и вернулся в Вавилон. Так начался македонский период в истории Древнего Египта — прелюдия к долгой эпохе Птолемеев, которая, в свою очередь, предшествовала римскому господству.

МЕДЛЕННЫЙ спуск С ВЕРШИНЫ

Апогей могущества Древнего Египта и вершина славы египетской цивилизации приходятся на первую половину эпохи Нового царства, а точнее, на годы правления XVIII и XIX династий. Рамсес III, представитель XX династии, ненадолго вернул Египту былую славу. После него все постепенно стало рушиться. От последних лет правления Рамсеса III до Нектанеба II, последнего египетского фараона, прошло около восьмисот лет, то есть около четверти от общего времени существования египетской цивилизации.










 (700x525, 93Kb)

Еги́пет (араб. مصر‎‎ Миср/Miṣr [misˤɾ], масри مصر Маср/Maṣr [ˈmɑsˤɾ]), официальное название Ара́бская Респу́блика Еги́пет.

Современный Египет - это одна из стран третьего мира. Бытует мнение, что такие страны в современном мировом распределении труда не играют практически никакой роли. Считается, что такие страны служат сырьевым придатком для развитых государств, а также они являются поставщиком дешевой рабочей силы. Так же Египет известен, как один из наиболее популярных туристических центров. Отсталые страны третьего мира: Египет, Израиль, Таиланд - делают ставку на туризм, как возможный локомотив для собственных экономик


Древний Египет (от Айгюптос др.-греч. Αἰγυπτος, лат. Aegyptus) древнейшее самоназвание: Кемет, Кеми, Хеми[1] (егип. kmt[2], др.-греч. Χἑμ[μ]ις,-ιδος, копт. κὴμε)[3] — одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Создание цивилизации относится к концу 4-го тысячелетия до н. э. — времени политического объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью первых фараонов. Её развитие продолжалось в течение следующих трёх тысячелетий, в которых несколько устойчивых царств чередовались с периодами относительной нестабильности, известными как переходные периоды. Своего высшего расцвета Древний Египет достиг во времена Нового царства, после которого начался постепенный закат. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. В итоге правление фараонов официально закончилось в 30 г. до н. э., когда ранняя Римская империя захватила Египет, сделав его своей провинцией.

В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, полевая геодезия и строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика, практическая медицина, ирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, египетский фаянс, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор. Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Его монументальные руины вдохновляли воображение путешественников и писателей в течение многих столетий. Новый интерес к древностям и археологическим раскопкам в XIX веке привел к научному исследованию египетской цивилизации и большему пониманию её культурного наследия для мировой цивилизации.

Часто цитируемая фраза о том, что Египет — это дар Нила, верна, но не в меньшей степени древнее государство было созданием фараонов. Происхождение этого института восходит к доисторическому периоду, когда североафриканские кочевники зависели от дождя, делавшего плодородными пастбища, и в жизни племен жизненно важную роль играли те, кто умел их вызывать. Самые ранние фараоны изображались в виде пасторальных вождей с посохом и звериной шкурой на спине, которая позже стала их церемониальной одеждой.

"Последний великий фараон". Фараон Рамсес II шестьдесят семь лет правил Египтом. Время его длительного правления по праву считается одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации. Но даже легендарный фараон не смог предотвратить закат золотого века империи.

Читайте также: