Стили арабского письма кратко

Обновлено: 17.05.2024

Арабы дали огромной части мира не только религию, но также язык и алфавит. Там, куда приходила мусульманская религия, приходили арабский язык и арабская письменность. Арабский язык стал (и с тех пор остается) государственным и родным языком Северной Африки и всех арабских стран Ближнего Востока.

В тех странах, где устанавливался ислам, арабский язык, становился если негосударственным, то языком религии.

Поскольку Коран написан на арабском языке, то Исповедание Веры должно произноситься также по-арабски, и верующий мусульманин пять раз в день должен произносить молитву на том же языке. По этой причине арабскую речь сегодня можно услышать от Мавритании на Атлантическом берегу вдоль Африки и большинства стран Азии до дальнего востока – Индонезии и Филиппин. Даже в Китае (мусульманское население которого составляет 40 миллионов человек) и Среднеазиатских республиках СНГ арабский язык можно услышать при произнесении Шахады, молитв и декламации Корана.

Многие народы, обращавшиеся в ислам, но не принявшие арабский язык в качестве повседневного, заимствовали арабский алфавит для собственных языков. Таким образом сегодня арабское письмо используется при написании многими мусульманскими народами, не имеющими существенных этимологических связей с арабским. Арабский алфавит используется для письма в Иране, Афганистане и Пакистане, а также в Турции до перевода этой системы письма на латинскую графику в 20-м веке.

Он также используется в Кашмире, частично на Малайском полуострове и в Ост-Индии. В Африке он получил распространение в Сомали и далее на юг вниз по восточному побережью вплоть до Танзании.

Как известно, прототипом арабского алфавита явилось письмо набатейского языка – диалекта арамейского, который использовался в Северной Аравии (там, где сейчас расположена Иордания) на протяжении почти тысячи лет до начала исламской эры. Очевидно, что древнесирийский также оказал влияние на его развитие. Наиболее ранний образец письма, язык которой можно идентифицировать как арабский, является надпись из Синая, датирующаяся 300 г. н.э. Другое семитское письмо, использовавшееся приблизительно в то же время и найденное в Южной Аравии, стало прототипом алфавита амхарского – официального языка Эфиопии.

Арабский алфавит состоит из 28 букв (дополнительные буквы также прибавляются в языках Ирана и Пакистана, использующих арабское письмо), каждая из которых может иметь до четырех отличающихся друг от друга графических форм. Все эти буквы являются только согласными и, в отличие от латинского алфавита, использующегося в английском и большинстве европейских языков, строки записываются справа налево.

Шрифт рукаи используется в заголовках и названиях, и является повседневным письменным шрифтом в большей части арабского мира

С другой стороны, в странах, использующих арабский алфавит, каллиграфия продолжает применяться не только в специальных документах, но и во многих других художественных целях. Одна из причин этого явления – рукописная природа арабского письма. Эта и другие его особенности сделали сложной его адаптацию к печатным формам и задержали введение печатных машин еще на несколько столетий после времени Гутенберга, в течение которых арабский мир продолжал полагаться при создании книг (особенно Корана), правовых и других документов на рукописные формы письма. Главными направлениями в развитии арабского письма были каллиграфия и художественные формы ручного письма, тогда как на Западе – печатание, в том числе развитие орнаментальных типов шрифтов.

Другой и, по-видимому, самой важной причиной развития художественной каллиграфии были религиозные основания. Коран нигде не запрещает изображения людей и животных на рисунках или картинах, однако с распространением ислама в первые годы были унаследованы и укоренившиеся к тому времени на Ближнем Востоке предрассудки против изобразительного творчества. К тому же первые мусульмане были склонны к порицанию не только изображений, но в некоторых случаях искусства вообще, поскольку считали, что оно отклоняет общину от поклонения Богу и враждебно по отношению к религии единобожия, которую проповедовал Мухаммад. Все четыре школы исламского права запретили создание образов, объявив, что художник, создающий изображения фигур, будет проклят в Судный День. Таким образом, было востребовано декоративное и орнаментальное искусство.

Вначале исламской эры два вида шрифтов находились в применении – оба они произошли от различных форм набатейского алфавита. Первый был строгим геометрическим шрифтом прямоугольной формы и назывался куфическим (от имени города Куфа в Ираке, однако употреблялся до основания этого города). Он использовался при создании первых написанных от руки копий Корана и для украшения архитектурных сооружений в самые первые годы Исламской империи. Другой стиль – насх – имел более округлые курсивные формы и применялся при написании писем, деловых документов и везде, где требовалась больше скорость написания, чем утонченность и изящество формы. К 12-му столетию куфический стиль в качестве рабочего шрифта вышел из употребления всюду, за исключением Северной Африки, где он развился в магрибский стиль письма, который используется там и в нынешнее время. Насх, округлый шрифт, продолжает применяться – именно из него развилось большинство более поздних стилей арабской каллиграфии.

Эта тугра (монограмма или эмблема) Оттоманского султана Абду Хамида показывает три удлиненных вертикальных штриха, характерных для данного стиля

Расцвет каллиграфии пришелся на эпоху Омейядов в Дамаске. В течение этого времени переписчики начали создавать модификации первоначально плотного и тяжеловесного куфического шрифта, используемые сегодня в декоративных целях, а также разрабатывать новые шрифты, происходящие от более курсивного насха. Тем не менее, именно во времена Аббасидов была предприняты первые усилия по систематизации искусства каллиграфии. Впервой половине 10-го столетия визирь Аббасидов Ибн Мукла завершил разработку куфического стиля, определив некоторые правила, формы и пропорции, которым с тех пор следовали каллиграфы и первый разработал, ставшую впоследствии традиционной, классификацию арабского письма нашесть стилей: насх (от которого произошло большинство современных шрифтов), сульс (более курсивная разновидность насха), райхани (богато украшенный орнаментальный вариант сульса), мухаккак (жирный шрифт с широкими диагональными росчерками (цветениями), тауки (сконцентрировавший в себе многообразие сульса, в котором все буквы иногда соединяются друг с другом) и рукаи (как правило, используемый ныне для обычного ручного письма в большинстве арабских стран). Из этих шести стилей, а также из куфического в более поздние времена каллиграфы не только арабского мира, но Ирана, Турции и в остальных областях исламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.

В Иране, например, пришли к использованию особенно элегантного и изящного шрифта, названного таалик, в котором горизонтальные штрихи (черты) букв вытянуты, а написание на странице обычно осуществляется под определенным углом. От таалика в свою очередь произошел другой шрифт, названный насталик, который сочетает арабский насх и персидский таалик в восхитительно легкий и отчетливый шрифт.

В мусанне, двойном стиле каллиграфии, показанной слева одна половина композиции является зеркальным отображением другой. Басмала, написанная шрифтом сульс справа, исполнена в форме страуса

Подобными примерами этих более или менее стандартных типов шрифтов многообразие стилей арабской каллиграфии ни в коем случае не исчерпывается. Обладая богатым воображением,

исламские каллиграфы были в высшей мере изобретательны и бесконечно экспериментировали. Еще одним значительным вкладом турков была тугра – искусное художественное изображение имен Оттоманских султанов, изначально применявшееся для заверения императорских указов. Позднее тугра стала использоваться правителями как Турции, так и арабских стран в качестве королевской эмблемы на монетах и печати – там, где европейскими правительствами использовались герб и королевская монограмма.

Прямоугольный куфический шрифт используется здесь для того, чтобы представить известное религиозное изречение в форме мечети или четырех минаретов

Миниатюра из Шах-Намэ (Книги Царей), иллюстрирующая эпическую поэму персидского художника Фирдоуси

Рукописный шрифт на части украшенной золотой вышивкой кисвы – черной ткани, покрывающей Каабу и обновляемой ежегодно во время паломничества

Рукописная надпись на персидской черепице 14-го столетия

Манускрипт 14-го века, содержащий медицинский текст

Рукописное письмо на деревянном пьедестале Корана, датируемом 1360 годом, – выдающийся пример монгольского искусства из Восточного Туркестана В арабском мире считается, что каллиграф превосходит других художников, поскольку ему дарована привилегия украшать Слово Божье.


Ара́бский алфави́т, арабское письмо, ара́бица — алфавит, используемый для записи арабского языка и (чаще всего в модифицированном виде) некоторых других языков, в частности персидского, пашто, урду и некоторых тюркских языков (См. персидская письменность). Состоит из 28 букв и используется для письма справа налево.

Ход написания слов такой: 1) пишут основные части букв, не требующие отрыва пера от бумаги; 2) добавляют те части, которые требуют отрыва пера: отвесную черту букв ط и ظ, верхнюю наклонную черту буквы ك и точки, присущие многим буквам; 3) если нужно, расставляют вспомогательные значки (то есть огласовки (харакаты)) [1] .

Арабское письмо произошло от набатейского письма, развившегося из арамейского письма, которое в свою очередь восходит к финикийскому письму. Арабский алфавит включил в себя все буквы арамейского и добавил к ним буквы, отражающие специфически арабские звуки. Это буквы — са, ха, заль, дад, за, гайн.

Содержание

Обозначение согласных

Каждая из 28 букв, кроме буквы алиф, обозначает один согласный. Начертание букв меняется в зависимости от расположения внутри слова (в начале, в конце или в середине, с учётом того, что слова пишутся справа налево). Все буквы одного слова пишутся слитно, за исключением шести букв (алиф, даль, заль, ра, зайн, вав), которые не соединяются со следующей буквой.

№ п-п в конце слова в середине слова в начале слова отдельно стоящие название кириллическая транслитерация транскрипция МФА стандартная латинская транслитерация
1 أَلِف ‎ ’алиф
2 بَاء ‎ ба̄’ б [b] b
3 تَاء ‎ та̄’ т [t] t
4 ثَاء ‎ с̱а̄’ с̱ [θ]
5 جِيم ‎ джӣм дж/г [ʤ], [ɡ] ǧ
6 حَاء ‎ х̣а̄’ х̣ [ħ]
7 خَاء ‎ х̮а̄’ х̮ [x]
8 دَال ‎ да̄ль д [d] d
9 ذَال ‎ з̱а̄ль з̱ [ð]
10 رَاء ‎ ра̄’ р [r] r
11 زَاي ‎ за̄й (зайн) з [z] z
12 سِين ‎ сӣн с [s] s
13 شِين ‎ шӣн ш [ʃ] š
14 صَاد ‎ с̣а̄д с̣ [sˁ]
15 ﺿ ضَاد ‎ д̣а̄д д̣ [dˁ], [ðˤ]
16 طَاء ‎ т̣а̄’ т̣ [tˁ]
17 ظَاء ‎ з̣а̄’ з̣ [zˁ], [ðˁ]
18 عَيْن ‎ ‘айн [ʕ] ʕ/ʿ
19 غَيْن ‎ гайн г/г̣ [ɣ] ġ
20 فَاء ‎ фа̄’ ф [f] f
21 قَاف ‎ к̣а̄ф к̣ [q] q
22 كَاف ‎ ка̄ф к [k] k
23 لاَم ‎ ля̄м ль [l] l
24 مِيم ‎ мӣм м [m] m
25 نُون ‎ нӯн н [n] n
26 هَاء ‎ ха̄’ х [h] h
27 وَاو ‎ ва̄в ( уау ) в [w] w
28 يَاء ‎ йа̄’ й [j] y

Алиф — единственная буква арабского алфавита, не обозначающая никакой согласный звук. В зависимости от контекста, она может использоваться для обозначения долгого гласного а̄ (см. ниже), либо как вспомогательный орфографический знак, не имеющий собственного звукового значения.

В персидском алфавите (и производных от него) порядок букв несколько иной — сначала идёт ва̄в , затем ха̄’ . Также в персидской и пакистанской версиях арабского алфавита отличается начертание буквы ка̄ф — она пишется всегда как в начальной или срединной позиции.

Обозначение гласных

Дополнительные знаки

28 букв, приведённых выше, называются хуруф (араб. حروف ‎‎, ед.ч. حرف ‎ харф). Кроме них, в арабском письме используется ещё три дополнительных знака, не являющихся самостоятельными буквами алфавита.

Дополнительные знаки: местные варианты

В местных вариантах арабского алфавита, а также в разновидностях арабского алфавита для неарабских языков используются другие дополнительные знаки.

Свои дополнительные знаки существуют в алфавитах для языков урду, уйгурского, магрибских диалектов арабского и др.

Транслитерация

Приведена таблица соответствия между стандартными системами кириллической и латинской транслитерации арабского письма, а также нестрогой системой латинской транслитерации, распространённой в Интернете.

Система латинизации арабского письма определена в международном стандарте ISO 233.

Лигатуры



В арабском письме есть большое количество способов слитного написания нескольких букв (лигатур). Одна лигатура — лям-алиф — является стандартной, и написание этой пары букв иначе, чем при помощи лигатуры, не допускается. Остальные лигатуры необязательны, и их использование зависит от выбранного каллиграфического стиля.

Выравнивание



Каллиграфия

Важное место в арабской культуре письма занимает искусство каллиграфии. В основном по причине религиозного запрета на изображение живых существ (аниконизма) каллиграфия стала одним из основных видов сакрального искусства в мусульманском мире. Имеется несколько стилей каллиграфического письма.

Каллиграфические стили



Один из самых древних стилей арабского письма — это куфи, или куфический (араб. كوفي ‎‎, от названия города Куфа).

Арабские цифры

С VIII века для записи чисел используется позиционная десятичная система счисления, с модифицированными индийскими цифрами. Цифры в числе пишутся слева направо.

европейские стандартные арабские восточноарабские
0 ٠ ۰
1 ١ ۱
2 ٢ ۲
3 ٣ ۳
4 ٤ ۴
5 ٥ ۵
6 ٦ ۶
7 ٧ ۷
8 ۸ ٨
9 ٩ ۹

История

Абджад

Исторически буквы арабского алфавита располагались в том же порядке, что и в финикийском алфавите, от которого происходит арабский. При этом 6 букв, не имевших соответствия в финикийском алфавите, помещены в конец:

أ ب ج د و ﻩ ز ح ط ي ك ل م ن س ع ف ص ق ر ش ت ث خ ذ ض ظ غ

Использование в разных языках

В Индонезии и Малайзии в настоящее время используется латиница, но некоторое количество религиозной литературы продолжает издаваться с использованием арабской графики.

Среди народов бывшего СССР арабский алфавит перестал использоваться в конце 1920-х, в связи с латинизацией (татарский, башкирский, крымскотатарский, языки Средней Азии и Кавказа). Примерно в это же время от арабского алфавита отказалась Турция.

В настоящий момент письмо на основе арабского алфавита используется, кроме названных языков, для урду, пушту, дари, кашмири, пенджаби, синдхи, хауса, фула, а также иногда для курдского (в Иране и Сирии) и уйгурского языков. Кроме того, за пределами бывшего СССР арабское письмо используется для азербайджанского, казахского, киргизского, туркменского, узбекского, татарского (в странах, где эти языки являются государственными, для них используется кириллица или латиница).

Арабский алфавит на основе латиницы

В начале 1930-х годов в СССР был разработан и утверждён проект латинизированного алфавита для арабов Средней Азии [2] . Однако он практически не использовался.

Юникод

Наиболее распространённая арабская кодовая страница, несовместимая со стандартом ISO, — это CP-1256, используемая в ОС Microsoft Windows. Она содержит в своей верхней половине, вдобавок к символам арабского письма, буквы расширенной латиницы, что позволяет сочетать в одном тексте французский и арабский языки.

арабский алфавит

Арабский алфавит или арабица, арабское письмо – так называют алфавит, который используют для записи арабского языка, а также это письмо используется некоторыми другими языками – такими, как персидский, урду, пушту и другие. В арабском языке всего двадцать восемь букв, также некоторые ученые-лингвисты считают, что в арабском языке 29 букв, включительно букву хамза, которая является как составной частью буквы алиф, так и играет роль отдельной буквы. Арабское письмо организовано справа налево.

Для арабского алфавита характерен следующий ход написания: сначала пишут те основные части букв, для написания которых не требуется отрывать от бумаги перо, затем к написанным буквам добавляют те части, для написания которых требуется оторвать перо, к таким элементам относятся отвесная черта букв ط, ظ, а также наклонная черта для буквы ك. Также к таким элементам относятся точки, которые используются в написании многих букв, и вспомогательные значки, огласовки или харакаты, которые расставляются по мере необходимости.

Происхождение арабского алфавита

Обозначение согласных

Написание букв может меняться – при изучении правил написания надо учитывать, что это зависит от того, как расположены буквы внутри слова, и позиция буквы в начале слова, в конце и середине рассматривается с позиции того, что слова в арабской письменности пишутся справа налево.

Возможно вам будет интересно узнать о курсах арабского языка для начинающих и тех, кто уже владеет азами грамматики.

Арабские цифры

Обозначение гласных звуков

Огласовки букв

Огласовками или харакятами называют систему подстрочных и надстрочных диакритических знаков, которые используются для того, чтобы обозначить краткие гласные звуки в арабской письменности, а также обозначить некоторые иные особенности произношения слова, которые нельзя обозначить буквами. Огласовки в текстах в каждодневной практике не проставляются, но если возникает необходимость передать звучание слова точно, как это делают в словарях или в Священной Книге Аллаха Коране, то используются огласовки:

ـــْــ сукун – когда ставится маленький кружок над буквой, чтобы обозначить, что после этой буквы не следует гласный звук.

Буквы арабского алфавита с произношением

Арабский алфавит для начинающих изучать его может показаться сложным, поэтому правильным будет начать обучение арабскому языку с самых основ – букв. Ниже представлена таблица с арабскими буквами, с названием буквы арабского алфавита на русской языке и транскрипцией звука, также вы можете прослушать и скачать в аудио mp3 формате правильное произношение букв арабского алфавита:

Написание буквы на арабском языке Название буквы на арабском языке Транскрипция звука Правильное произношение буквы на арабском языке
ا алиф [ạ]
ب ба [b]
ت та [t]
ث [tẖ]
ج джим [j]
ح ха [ḥ]
خ ха [kẖ]
د даль [d]
ذ заль [dẖ]
ر ра [r]
ز зайн [z]
س син [s]
ش шин [sẖ]
ص сад [ṣ]
ض дад [ḍ]
ط та [ṭ]
ظ за [ẓ]
ع ʿайн [ʿ]
غ гайн [gẖ]
ف фа [f]
ق каф [q]
ك кяф [k]
ل лям [l]
م мим [m]
ن нун [n]
ه ха [h]
و вав [w]
ي йа [y]

Для начинающих очень важно изучить и правильно произносить арабские буквы, особенно при заучивании и чтении Священного Корана, так как неправильное произношение буквы в слове может поменять смысл аятов Корана.

Особенностью арабской письменности является то, что арабские буквы при написании в начале, середине или конце слова могут поменять свою форму, оставив только основу буквы, поэтому при заучивании арабского алфавита необходимо учить букву в четырех вариациях написания: отдельно, в начале, в середине и в конце слова. Ниже на фотографии арабского алфавита приведены написания букв при расположении в разных частях слова.

арабский алфавит

Дополнительные знаки в арабском языке

Это такие знаки, как:

1) Диактрический знак хамза - ء используется на письме для передачи согласного звука — гортанной смычки. Читается так:

Существует масса местных вариантов арабского языка, и в большинстве из них используются свои собственные дополнительные знаки помимо основных.

Дополнительные символы в письме

В Священном Коране и в арабской письменности можно также встретить дополнительные символы, уточняющие звучание буквы.

  1. для того, чтобы обозначить удвоенный согласный;
  2. для того, чтобы обозначить сочетание согласной и долгой гласной, которые обозначаются одной и той же буквой.

~ еще один знак, который называется мадда. Это волнистая линия, которую ставят над буквой алиф, обозначающая комбинации хамза-хамза или хамза-алиф. По арабскому правописанию и орфографии в одном слове не могут писаться рядом две буквы алиф, и если такая комбинация все-таки возникает, то используется сочетание алиф-мадда. Она используется для удлинения гласного звука.

Также используются такие знаки, как:

Возможно вам будет интересно прочитать о рекомендациях по изучению арабского языка.

Лигатуры в арабском алфавите

Арабский язык имеет ряд способов для того, чтобы писать слитно несколько букв – такие способы называются лигатурами.

Арабская каллиграфия

Искусство каллиграфии неотделимо от арабского алфавита и письма, занимая в арабской культуре важное место. Связано это с тем, что существует религиозный запрет на то, чтобы изображать живых существ, и каллиграфии было суждено занять место одного из видов сакрального искусства мусульман. Каллиграфия арабского языка подразделяется на несколько стилей каллиграфического письма.

Древнейшим стилем каллиграфического письма из ныне существующих является стиль куфи или куфический стиль, который обязан своим названием городу Куфа.

Арабское письмо в других мировых языках

Арабский алфавит уже давно распространился на другие мировые языки по мере того, как по миру распространялась религия ислама. По мере того, как ислам распространялся на свете, арабский язык и алфавит стали воспринимать как неотъемлемую часть ислама, и не только арабы, но и многие исламские страны стали использовать арабский алфавит на письме. В число таких стран вошли и те, что раньше использовали другие письменные системы.

Если же в определённых регионах мира государство принимало новый язык, мусульманское население стремилось к сохранению арабского алфавита.

В современном мире арабская графика используется во многих странах мира при издании религиозной исламской литературы – в Малайзии и Индонезии.

В современном мире существует ряд языков, которые используют арабский алфавит и их письмо строится на его основе. К таким языкам относятся фула, пенджаби, урду, дари, синдхи, пушту, хауса, кашмири, курдские и уйгурские языки в некоторых странах. Арабский алфавит используют для записи азербайджанский, казахский, киргизский, туркменский, узбекский и татарский языки.

Статья посвящена некоторым особенностям арабской письменности. Рассматриваются стили арабской каллиграфии, исторический факт. Автор акцентирует внимание на изучение арабского языка, а также с какими особенностями будет необходимо изучать язык.

Ключевые слова

Текст научной работы

В ряду современных средств письма, арабская письменность – явление исключительное. Бросающиеся в глаза черты отличия от остальных письменностей, как по принципам обозначения лингвистических единиц, так и по своей графической форме, делают ее одной из наиболее характерных признаков арабской культур. Письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры. Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего.

Арабский язык – один из древних, входящих в состав семитских языков и распространненных языков в мире. Он используется в качестве государственного языка в 22 странах Ближнего Востока и Северной Африки: Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Египет, Ливия, Ливан, Сирия, Иордания и т.д. Арабский язык же – своеобразный и неповторимый. Возможно именно интерес к загадочной арабской культуре, письменности, красивому, в то же время не очень легко доступному арабскому языку и вызывает потребность в изучении этого языка. Ведь арабский язык – один из важных языков мира. Мотивов для его изучения достаточно. Например – арабский язык занимает 5-е место в мире по числу носителей языка;

  • арабский язык – язык богослужения ислама;
  • наличие большого дефицита специалистов в Западном мире, владеющих арабским языком;
  • финансовые перспективы для изучающих арабский язык;
  • быстро растущий рынок торговли у арабоязычных наций;
  • богатое культурное наследие арабского мира;
  • возможность достижения высокого уровня межкультурного общения;
  • влияние арабского языка на многие языки мира;
  • рост количества арабских компаний-партнеров по всему миру.

В многообразии мировой цивилизации арабская цивилизация занимает почетное место. Вследствие этого, изучение арабской цивилизации подразумевает исследования языка и культуры. Составной частью культуры является, в том числе письмо и художественная каллиграфия[1]. Далее мы более подробно рассмотрим арабскую каллиграфию.

Изначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово уже получило сакральный смысл. Выделяют шесть основных стиля:

К XVI-XVII вв. н.э. арабские шрифты достигли совершенства. Но совершенство это не на пределе, тенденции для дальнейшего развития существовали и существуют. Но утвердившиеся каноны правописания основных арабских шрифтов продолжают оставаться научно-эстетической базой для продолжения строения арабского шрифта до сегодняшнего времени. Завершенный вид арабского письма также сформировался, как и классический арабский язык, лишь в VIII веке в связи с образованием Арабского Халифата и расцвета арабской литературы[4].

Таким образом, арабская каллиграфия – область декоративного художественного искусства как самостоятельно, так и прикладного характера, важный культовый и культурный атрибут ислама, собравший в себя элементы доисламского наследия. Каллиграфия в арабском мире является и духовной и художественной составляющей. Исследованием и усовершенствованием арабской каллиграфии занимались многие ученые из средневековых арабских стран. Но основу шрифтов арабской каллиграфии составили шесть стилей, которые мы указали в данной работе.

Читайте также: