Архивное дело в ссср в послевоенный период кратко
Обновлено: 05.07.2024
В 1946 году в связи с преобразованием народных комиссариатов в министерства ГАУ НКВД СССР стало называться ГАУ Министерства внутренних дел СССР. В течение нескольких послевоенных лет государственные архивы занимались проверкой наличия и состояния документов, их учетом, систематизацией.
Перемены в положении архивов и архивистов, в изменении отношения к ним со стороны общества и государства были связаны с хрущевской оттепелью и последующим откатом в брежневское двадцатилетие. Некоторое ослабление идеологического контроля, открытие доступа ко многим фондам, публикация материалов о сталинских репрессиях способствовали росту интереса к архивам, поднимали престиж и архивистов и историков в глазах общественности.
В начале 1960 года архивная служба из подчинения МВД перешла в ведение Совмина СССР.
Создавалась следующая сеть центральных государственных архивов СССР:
- Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР;
- Центральный государственный архив(ЦГА) народного хозяйства СССР;
- ЦГА Советской армии;
- ЦГА Военно-морского флота СССР;
- ЦГА литературы и искусства СССР;
- ЦГА древних актов;
- Центральный государственный исторический архив СССР;
- Центральный государственный военно-исторический архив СССР.
В 1966 году создан Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).
Государственная архивная служба к этому периоду имела сложившуюся устойчивую структуру и состояла из органов управления архивным делом, государственных архивов и научных учреждений.
Итоги работы архивов за первые послевоенные годы и за весь советский период подвела конференция архивистов и историков, которая состоялась летом 1948 г. и была посвящена 30-летию советского архивного дела. Она определила задачи архивов в новых условиях и способствовала активизации их деятельности.
В тяжелом положении находились ведомственные архивы, и это положение изменялось очень медленно. Большинство их материалов было уничтожено или серьезно пострадало во время эвакуации и реэвакуации. Во многих учреждениях не было помещений для архивов, не везде были штатные работники-архивисты, но в тех архивах, где были архивисты, начала проводиться работа по приведению дел в порядок, их учету и описанию.
В 1956 г. ГАУ СССР, АУ Белоруссии и Украины вступили в Международный совет архивов (МСА). В сентябре 1956 г. советская делегация участвовала в работе III международного конгресса архивистов во Франции. Таким образом, были восстановлены международные связи и начала преодолеваться оторванность советских архивов от европейских и мировых.
Определенным рубежом в работе советских архивов стал 1958 г. 13 августа этого года Совет Министров СССР утвердил новое Положение о Государственном архивном фонде Союза ССР и сеть центральных государственных архивов СССР. В нем содержалась четкая программа деятельности архивных учреждений в условиях десталинизации общества.
Положение стало рубежом в архивном деле, в том числе в обеспечении сохранности документов. Этому вопросу внимание уделялось с первых лет советской власти.
В 1960 г. изменилось подведомственность и правовое положение ГАУ – оно было передано в подчинение Совету Министров СССР. На протяжении 1960-1962 гг. архивные управления всех республик были также переданы в ведение правительств этих республик. В июле 1961 г. правительство утвердило Положение о Главном архивном управлении СССР, которое определяло его права и задачи.
В 1970-е гг. архивное дело страны развивалось по всем намеченным направлениям на прежней правовой и организационной основе. В 1971 г. было создано главное архивное управление РСФСР, что возвратило российским архивам самостоятельность и усилило оперативность их работы.
Продолжала развиваться сеть архивов. Только за первую половину 1970-х гг. было образованно 95 новых госархивов, в том числе 17 центральных архивов союзных республик. Проводилась работа по улучшению состояния документов. Расширялись и углублялись связи с архивными учреждениями зарубежных стран на основе двух- или многолетнего сотрудничества.
Таким образом, в послевоенный период архивное строительство в СССР постоянно шло нарастающими темпами: росла и расширялась сеть архивов, повысилось их правовое положение, усовершенствовалась работа архивов по комплектованию и описанию документов, их использованию в практических и научных целях.
В период 1945—1956 гг. продолжалась довоенная политика в архивном деле. На архивное дело в 1945—1956 гг. повлияла завершившаяся вторая мировая война. Основными событиями данного периода были:
ü 1945—1954 гг. — переучет сохранившихся после войны архивов и их документов;
ü 1946 г. — перевозка в Москву Центрального государственного особого архива Германии;
ü 1946 г. — перевозка в ЦГАОР Пражского Русского зарубежного исторического архива;
ü 1946 г. - преобразование ГАУ НКВД СССР в ГАУ МВД СССР;
ü 1947 г. - создание отдела использования ГАУ МВД СССР как особого отдела секретных фондов;
ü усиление цензуры ГАУ МВД СССР в области использования архивных документов;
ü создание методической комиссии при ГАУ МВД СССР и в архивах;
ü подготовка и публикация путеводителей по ряду центральных архивов.
05.03.1953 умер И.В. Сталин, что положило начало изменениям общественно-политической обстановки в стране.
14-25.02.1956 состоялся XX съезд КПСС. В связи с разоблачением "культа личности" И.В. Сталина и началом "оттепели" начался процесс ослабления тоталитарных методов в архивном деле. Были приняты следующие документы:
ü Постановление Совета Министров СССР "О мерах по упорядочению режима хранения и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств" 1956 г. (положило начало политики открытия архивов);
ü Правила работы архивов учреждений, организаций и предприятий СССР 1956 г., которые разрешили открытие документов для исследователей.
В 1953—1964 гг. произошло расширение архивных изданий, преимущественно посвященных советскому периоду истории России и СССР, началось более широкое издание архивных справочников.
В 1956 г. ГАУ МВД СССР вступило в Международный совет архивов ЮНЕСКО.
2.Положение о ГАФ СССР от 13.08.1958
13.08.1958 было принято Положение о ГАФ СССР и сети центральных госархивов СССР. Государственный архивный фонд СССР(ГАФ СССР) был определен как совокупность принадлежащих Советскому государству документальных материалов, имеющих научное, политическое, практическое значение, независимо от времени их происхождения, техники и способа воспроизведения.
В ГАФ входят документы:
ü советских учреждений, предприятий, организаций;
ü досоветских учреждений, предприятий, организаций;
ü духовного управления, церквей, монастырей за все время их существования;
ü белогвардейских и оккупационных правительств, управлений, учреждений, организаций;
ü личные документы государственных, общественных, научных, культурных деятелей;
ü письменные памятники народов СССР;
ü обязательные экземпляры печатных изданий;
ü иллюстративные материалы;
ü микрофотокопии документов;
ü копии документов зарубежных архивов, отражающих отечественную историю.
Порядок хранения документов в ГАФ:
ü документы ГАФ были изъяты из гражданского оборота и не могут являться объектом купли-продажи и других сделок между юридическими и физическими лицами;
ü документы ГАФ хранились в государственных и ведомственных архивах, личных архивах и коллекциях под контролем Государственной архивной службы;
ü документы МИД СССР, Академии наук, Госкинофонда вошли в состав ГАФ, но хранятся постоянно в данных организациях;
ü во главе архивной системы СССР находилось ГАУ МВД СССР, на местах архивным делом руководили местные архивные управления;
ü все архивы, от местных до центральных, государственные и ведомственные, образовывали единую систему;
ü госархивы являлись научно-исследовательскими учреждениями, имеют в своем составе научные советы;
ü документы передавались из ведомственных в государственные архивы упорядоченными по описям.
Сроки хранения документов в ведомственных архивах составляли:
ü 15 лет - для документов высших органов власти и управления, учреждений, организаций, предприятий общесоюзного и республиканского подчинения;
ü 10 лет — для документов учреждений, организаций, предприятий краевого, областного, окружного подчинения;
ü 5 лет — для документов учреждений, организаций, предприятий городского и районного подчинения, совхозов и колхозов;
ü 75 лет — для документов загсов;
ü 40 лет — для документов личного состава;
ü 5 лет - для кино- фото- фонодокументов.
Основа хранения документов в архивах — архивный фонд — совокупность документальных материалов, образовавшихся в результате деятельности учреждения, организации, предприятия, отдельного лица. Архивный фонд неделим, хранится в одном архиве.
Для отбора документов на постоянное, временное хранение и к уничтожению существует система экспертных комиссий от экспертных комиссий учреждений, организаций, предприятий до ЦЭПК ГАУ.
3.01.1960 ГАУ был выведен из под юрисдикции МВД СССР и переведен в подчинение Совмину СССР.
28.07.1961 Совмин СССР утвердил Положение о ГАУ при СМ СССР, согласно которому:
ü ГАУ СССР был определен как общесоюзный архивный орган для научного и организационно-методического руководства архивным делом СССР;
ü задача ГАУ — руководство и контроль всех сторон деятельности архивов СССР;
ü деятельность ГАУ основывается на Положении 1961 г. о ГАУ СССР.
На основе предшествующих Положений 1958 года о ГАФ СССР и 1961 года о ГАУ СССР в 1962 г. были изданы Основные правила работы государственных архивов СССР.
25.07.1963 принято Постановление Совмина СССР "О мерах по улучшению архивного дела в СССР", согласно которому:
ü была восстановлена Коллегия ГАУ СССР;
ü на ГАУ СССР возложена обязанность по улучшению руководством архивной системой; особое внимание поручено обратить на кино- фото- фонодокументы и научно-техническую документацию, а также разработать единую систему научно-справочного аппарата архивов, установить типовые документы для хранения в госархивах.
В 1960-х годах произошли изменения в системе центральных архивов. Были созданы Центральный государственный архив народного хозяйства и Центральный государственный архив научно-технической документации. Центральный государственный исторический архив в Москве был преобразован в ЦГА Москвы. На базе Центрального государственного исторического архива в Ленинграде создан Центральный Государственный исторический архив СССР. В 1966 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела — ныне Всероссийский НИИДАД.
В 1966г. начал издаваться журнал "Советские архивы" — ныне "Отечественные архивы". Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" 1976 г. архивные документы были причислены к памятникам истории и культуры.
В 1978 г. было принято Постановление Совмина СССР "Об улучшении организации архивного дела в центральных государственных архивах СССР", которым были предусмотрены:
ü комплектование центральных архивов документами министерств и ведомств, центральных учреждений, предприятий, организаций;
ü организация объединенных архивов промышленных и научно-производственных объединений.
3.Положение о ГАФ СССР и ГАУСССР от 04.04.1980
04.04.1980 принято Постановление Совмина СССР "Об утверждении Положения о Государственном архивном фонде СССР и Положения о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР", которым:
ü документы ГАФ объявлялись общенародным достоянием, долгом каждого гражданина - соблюдение правил их охраны и использования;
ü целями создания ГАФ определялись централизованный учет, хранение и использование документов;
ü состав ГАФ определялся как совокупность находящихся на территории СССР документов, имеющих историческое и научно-практическое значение.
Также в 1956—1964 гг. происходило следующее совершенствование архивного дела:
ü расширяется использование архивных документов преимущественно советского периода при обязательном контроле архивных органов над пользователями при их персональной ответственности за использование документов архивов;
ü развивается научно-справочный аппарат;
ü публикуются обзоры архивных фондов, путеводители по архивам, другая научно-справочная литература;
ü создаются страховые фонды на особо ценные документы в государственных и ведомственных архивах;
ü лица, виновные в хищении и уничтожении документов, привлекаются к ответственности;
ü в состав ГАФ вводятся механографические документы;
ü организуется госучет документов ГАФ в учреждениях государственной архивной службы;
ü архивные органы получают право выполнять на договорных началах по заявкам учреждений работы по формированию и использованию их архивов;
ü сотрудники архивов на договорной основе способствуют совершенствованию делопроизводства в учреждениях, организациях, предприятиях.
ГАУ СССР предоставлялись функции:
ü контроля за всеми документальными памятниками независимо от их местонахождения;
ü государственного учета ценных документов;
ü контроля за собиранием, коллекционированием документов юридическими и физическими лицами.
Была утверждена следующая структура Государственной архивной службы:
ü первый уровень — вертикаль всехорганов управления архивным делом — ГАУ и его региональные отделения;
ü второй уровень — госархивы от центральных до районных;
ü отдельно — партархивы;
ü третий уровень — научные учреждения — ВНИИДАД, НИЦТД, центральные лаборатории по микрофильмированию и реставрации документов в Москве и Ленинграде;
ü существовала сеть центральных госархивов СССР и сеть отраслевых государственных фондов, министерств, ведомств СССР и организаций, хранивших документы ГАФ.
Статус Центральных госархивов СССР получили:
ü Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов власти и органов государственного управления СССР;
ü Центральный государственный архив древних актов;
ü Центральный государственный исторический архив СССР;
ü Центральный государственный военно-исторический архив;
ü Центральный государственный архив Военно-Морского флота;
ü Центральный государственный архив народного хозяйства;
ü Центральный государственный архив литературы и искусства;
ü Центральный государственный архив Советской Армии;
ü Центральный государственный архив научно-технической документации, филиал в Куйбышеве;
ü Центральный государственный архив звукозаписей;
ü Центральный государственный архив кинофотодокументов.
Принятые в 1980 году Положения о ГАФ СССР и ГАУ СССР действовали до распада СССР в 1991 г.
К 1917 году архивисты и историки единодушно выступали за необходимость архивных реформ. Сутью всех предложений об архивной реформе уже тогда было требование централизации архивов, подготовки квалифицированных архивных кадров.
В марте 1917 года группа петроградских интеллигентов во главе с М.Горьким выпустила “Воззвание” к гражданам России с призывом беречь архивы, сохраняющие исторические документы - достояние всего народа (позже некоторые историки несправедливо будут относить время возникновения этого документа ко времени Октябрьской революции). В эти же дни создается Союз российских архивных деятелей (Союз РАД).
Годы революции и гражданской войны нанесли огромный ущерб архивам и их документам. Архивы, значение которых представители новой власти просто не понимали, нередко подвергались разграблению: помещения конфисковывались под жилье, растаскивалась мебель архивных учреждений, нередко высказывались суждения о ненужности “старых бумаг”.
Одним из первых советских организаторов архивного дела стал Д.Б.Рязанов, назначенный уполномоченным Совета Народных Комиссаров Петроградской коммуны по архивам в 1918 г, он привлек к сотрудничеству Союз РАД, вместе с его деятелями в марте 1918 года он сконструировал орган по управлению архивами - Совет по управлению архивами (с апреля - Центральный комитет по управлению архивами (ЦКУА)). ЦКУА занимался выявлением, учетом и охраной архивов, находившихся в опасности.
1 июня 1918 года вышел подписанный В.И.Лениным, В.Д.Бонч-Бруевичем и Н.П.Горбуновым Декрет Совета Народных Комиссаров “О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР”. Тогда же взамен ЦКУА для руководства архивным делом в стране было образовано Главное управление архивным делом при Наркомпросе РСФСР (ГУАД или Главархив).
В ленинских декретах об архивах и архивном деле содержался ряд очень важных положений: 1 - все архивное дело в стране (в центре и на местах) централизовывалось, теперь все архивные документы и архивные фонды принадлежали государству и составляли Единый Государственный архивный фонд РСФСР (ЕГАФ РСФСР); все архивы правительственных учреждений ликвидировались как ведомственные учреждения; 2 - в целях научного использования архивных документов архивы освобождались от ведомственного контроля: теперь ведомства не могли произвольно распоряжаться своими архивами, их делами и документами; 3 - частные архивы умерших деятелей отечественной науки и культуры, переданные на хранение в библиотеки и музеи тоже становились собственностью государства.
17 сентября 1920 года был создан Государственный архив РСФСР (ГА РСФСР), в состав которого вошли документы с древнейших времен до современности.
Положения декретов имели важное значение для реформирования и управления архивным делом в стране. Однако проведение его в жизнь оказалось очень трудным делом: часто идеи декретов не принимались на местах или трактовались с местнических позиций. В архивах были произведены “чистки” среди сотрудников. 26 ноября 1921 года одновременно с проведением чисток Главархив был передан из ведения Наркомпроса РСФСР в ведение ВЦИК Советов и был реорганизован в Управление Центрархивом РСФСР, который осуществлял руководство архивами, в том числе и через губернские отделения Центрархива. Термином “Центрархив” стали определять совокупность всех архивных учреждений республики. В 1926 году в Ленинграде образовалось три центральных архивохранилища: Архив политики и права, народного хозяйства, культуры и быта; Военно-морской архив; Дворцовый архив.
В эти годы принцип централизации нарушается самим государством: партийные (революционные) документы обособляются от остальных. Партархивы просуществовали до 1991 года. По существу, партийные архивы возрождали традиции ведомственных, закрытых архивов: их документы не входили в ЕГАФ РСФСР, не принадлежали государству, а являлись собственностью партии. Архивные документы используются для борьбы с оппозицией партии, а также для контроля за гражданами страны.
В 20-е годы многие категории документов засекречиваются, большие полномочия по недопущению к документов архивов получают различные ведомства. В июне 1922 года были ликвидированы Московский и Петроградский археологические институты, в 1923 году были закрыты секции археографии на факультете общественных наук в Московском университете, к 1924 году прекратил существование Союз РАД, а затем - и кружок имени А.С.Лаппо-Данилевского. С 1925 года Центрархив пошел в наступление на краеведов и краеведческие организации, обвиняя их в нарушении централизации архивного дела (эти организации, действительно, нарушали монополию Центрархива, его тотальный контроль). К 1929 году ученых-архивистов на всех позициях сменили партийные чиновники. Буквально накануне II съезда архивных работников РСФСР (май-июнь 1929 года) 10 апреля 1929 года было принято постановление о создании Центрального архивного управления СССР (ЦАУ СССР).
Положение должно было закрепить принцип централизации архивного дела - все архивные органы должны были подчиняться ЦАУ. Но несмотря на это, тенденция усиления ведомственного принципа и отчуждения от ЕГАФ (теперь назывался ГАФ) целых комплексов документов - сохранялась и крепла.
В самом начале 30-х годов все документы ГАФ решено было сгруппировать в трех архивах (согласно делению истории человечества на общественно-экономические формации): феодально-
крепостнической эпохи, капиталистической эпохи, эпохи пролетарской диктатуры.
В 1931 году были созданы самостоятельные Центральный архив профдвижения, в 1933 году – Центральный архив Красной Армии и Центральный военно-исторический архив; позже создали Центральный фото-, киноархив СССР. В 1932 году был создан Центральный государственный архив звуковых записей. В 1935 году из двух последних архивов был создан единый Центральный фото-, фоно-, киноархив СССР.
Архивы все больше сосредоточивались на задачах хранения и учета документов, все меньше занимались организацией их использования исследователями. Зато документы архивов активно используются в политических целях и в интересах ведомств.
Сущность архивной политики 30-х годов проявилась в двух крупных кампаниях: “макулатурной кампании” и в кадровых чистках, обе кампании были тесно связаны между собой. К концу макулатурной кампании, по некоторым данным, в госархивах РСФСР было сдано в макулатуру 28 миллионов архивных дел - на 1 миллион больше, чем их оставалось в ЕГАФ к 1933 году. Кадры историков-архивистов заменялись политически лояльными техническими работниками.
На заседании Верховного Совета СССР 16 апреля 1938 года было принято решение передать ЦАУ СССР в ведение НКВД СССР в качестве Главного архивного управления НКВД СССР (ГАУ НКВД СССР). Это решение стало своеобразным итогом государственного курса на тотальную политизацию архивного дела. Передача архивной системы в ведение НКВД была вызвана необходимостью установления прямого контроля чекистских органов над документальными массивами для максимально эффективного использования их в обслуживании политики массовых репрессий.
“Положением о ГАФ СССР и сети государственных архивов” была определена сеть центральных государственных архивов в СССР. Она была окончательно реорганизована в мае 1941 года таким образом, чтобы максимально упростить работу ведомств. Она включала в себя следующие архивы:
1) Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА). Архив, находившийся в Москве, включил в себя бывшие архивы - Центральный межевой архив, Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ГАФКЭ);
2) Центральный государственный исторический архив (Москва) (ЦГИАМ). Архив включил в себя фонды Центрального архива революции, Архива внешней политики, Особый архив;
3) Центральный государственный исторический архив (Ленинград) (ЦГИАЛ);
4) Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР (ЦГАОР и СС СССР). Находился в Москве. Образован из прежнего Центрального архива Октябрьской революции и присоединенного к нему Центрального архива профдвижения и организации труда;
5) Центральный государственный архив Красной Армии (ЦГАКА). Находился в Москве;
6) Центральный государственный военно-исторический архив (ЦГВИА) (Москва);
7) Филиал Центрального государственного военно-исторического архива (Ленинград)
8) Центральный государственный архив Военно-морского флота (ЦГА ВМФ) (в Ленинграде);
9) Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА). Это был вновь образованный архив, включивший собрание Государственного литературного музея, созданного в 1933 году усилиями В.Д.Бонч-Бруевича (последний был уволен в марте 1940 года, так как постоянно беспокоил “главного архивиста” Л.П.Берия своими просьбами “не уничтожать в печке архивы арестованных литераторов”).
10) Центральный государственный архив фоно-, фото-, кинодокументов (Москва). В годы Великой Отечественной войны был создан еще один центральный государственный архив СССР - Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока (ЦГА РСФСР Дальнего Востока) в Томске - для хранения фондов госархивов краев и областей Дальнего Востока.
За годы Великой Отечественной войны ГАФ СССР потерял почти 90 миллионов архивных дел - это примерно 67 % всего объема документов, хранившихся во всех архивах страны к началу войны.
В годы Великой Отечественной войны началось и комплектование архивов документами периода войны. Однако общее положение архивного дела в стране наложило свой отпечаток на сбор архивного материала. Наплыв неофициальных документов периода войны оказался столь велик, а правда войны, содержавшаяся в них столь отлична от официальной версии событий, что Комиссия приняла постановление, в котором строго регламентировались правила работы с этими материалами, их хранение и допуск к ним: были приказано не разглашать сведений этих документов и по возможности допускать к ним меньше людей.
В первое послевоенное десятилетие завершился процесс подчинения всей архивной сети и архивного дела нуждам административно-командной системы. Другим важным итогом войны стало приобретение СССР в результате “архивной охоты”, ведшейся в конце второй мировой войны союзными странами, ценных собраний архивных документов. Например, После второй мировой войны в СССР был создан архив, полностью укомплектованный вывезенными в ходе войны из Европы трофейными документами. Он получил название Центральный государственный (особый) архив СССР. Однако это был тайный архив: о нем не было заявлено публично до конца 1980-х годов, и историки не знали о его существовании.
Однако в архивном деле, казалось бы, происходят и позитивные сдвиги. Так, в 1947 году Московский историко-архивный институт передан из подчинения МВД в подчинение Министерства высшего образования. В 1940-е годы начался процесс создания путеводителей по центральным госархивам - в 1945 году вышел путеводитель по фондам Центрального государственного архива Красной Армии (ЦГАКА) СССР, в 1946 - Центрального государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР) СССР, в 1946-1947 годах - Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА) СССР. Однако эти путеводители были неполными, многие фонды не включались в описание. В 1956 году ГАУ вступает в Международный Совет Архивов ЮНЕСКО.
Архивистов стали рассматривать как специалистов по организации делопроизводства. Созданный 2 марта 1966 года Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивоведения (ВНИИДАД), который архивисты предполагали сделать главным учреждением, разрабатывающим вопросы архивного дела, вынужден был заниматься в основном руководством выработкой Единой государственной системы делопроизводства, созданием стандартов документации, обслуживанием административно-управленческого аппарата.
Правила допуска исследователей к фондам были ужесточены - можно было изучать лишь документы, непосредственно связанные с темой, указанной исследователем в заявлении на допуск в архив. В архивах проверяли записи историков, процветала и так называемая “архивная лапша”: из тетрадей исследователей по усмотрению работников архивов вырезалась “лишняя” информация.
Сеть центральных государственных архивов СССР включала 13 архивов, находившихся в непосредственном подчинении ГАУ:
1) Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР) в Москве;
2) Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ) в Москве;
3) Центральный государственный архив Советской Армии (ЦГАСА) в Москве;
4) Центральный государственный архив Военно-Морского флота СССР (ЦГА ВМФ СССР) в Ленинграде;
5) Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР) в Москве;
6) Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА) в Москве;
7) Центральный государственный исторический архив СССР (ЦГИА СССР) в Ленинграде;
8) Центральный государственный военно-исторический архив СССР (ЦГВИА СССР) в Москве;
9) Центральный государственный архив научно-технической документации СССР (ЦГА НТД СССР) в Куйбышеве (сейчас - Самара);
10) Центральный государственный архив кино-фотодокументов СССР (ЦГА КФД СССР) в Красногорске;
11) Центральный государственный архив звукозаписей СССР (ЦГАЗ СССР) в Красногорске;
12) Центральный государственный архив РСФСР (ЦГА РСФСР) в Москве;
13) Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока (ЦГА РСФСР Дальнего Востока) в Томске.
В 70-80-е годы к уже существовавшим ведомственным архивам, которым Совет Министров СССР предоставил право постоянного или продленного хранения документов, добавились архивы МВД СССР и КГБ СССР, Министерства атомной промышленности и энергетики, Министерства общего машиностроения, Государственного комитета СССР по стандартизации, и другие. Ведомства, прикрываясь своим “секретным” статусом, нередко уничтожали документы, не торопились со сдачей документов. Практически неограниченные права имели партийные архивы.
Свидетельством кризиса в архивном деле стали и утвержденные Советом Министров СССР в 1980 году “Положение о ГАФ СССР” и “Положение о ГАУ при Совете Министров СССР”, где уже безо всяких оговорок местом постоянного хранения архивных документов наряду с госархивами назывались ведомственные архивы и фонды.
Но активность архивной общественности в 80-е годы предвещал грядущие перемены в архивном деле. Это проявилось в многочисленных проектах реформ архивного дела, в проектах архивного законодательства, о которых много говорилось и писалось историками и архивистами с конца 80-х годов.
Читайте также: