Ушибы кратко биология 8 класс

Обновлено: 04.07.2024

Каждому обучающемуся предлагается контрольная карта, включающая 3 задания. Ученики выбирают одно задание для выполнения.

Задание 1. Из перечня (1—13) выберите ответы на вопросы (I-XIV).

  1. Кости стопы. 8. Теменная кость.
  2. Кости голени. 9. Лопатки.
  3. Кости предплечья. 10. Бедренная кость.
  4. Лобная кость. 11. Кости кисти.
  5. Ключицы. 12. Тазовые кости.
  6. Кость плеча. 13. Грудина.
  7. Ребра.

I. Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?

II. Какие кости образуют плечевой сустав?

  1. Какие кости длинные трубчатые?
  2. Что относится к мозговому отделу черепа?

V. Какие кости образуют плечевой пояс?

VI. Какие кости образуют тазобедренный сустав?

VII. Какие кости самые широкие?

VIII. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?

IX. Что относится к грудной клетке?

X. Какие кости образуют локтевой сустав?

XI. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?

XII. Какие кости образуют коленный сустав?

XIII. Какие кости человека особенно развились в связи с прямохождением?

XIV. Какие кости человека особенно развились в связи с трудовой деятельностью?

Задание 2. Определите особенности строения скелета челочка, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Ответы запишите последовательно тремя цифрами.

  1. Грудная клетка.
  2. Стопа.
  3. Позвоночник.
  4. Верхняя конечность.
  5. Таз.
  6. С изгибами.
  7. Расширена в стороны.
  8. Сводчатая.
  9. Широкий, как чаша.

10. Большой палец противопоставлен остальным.

11. Опора для внутренних органов.

12. Защита внутренних органов.

13. Удерживание орудия труда.

14. Пружинит, смягчает толчки при движении.

Задание 3. Выберите правильные утверждения.

  1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей.
  2. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов - мозга, легких, сердца, кишечника.
  3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.
  4. Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза — пример полуподвижного соединения костей.
  5. Голень не входит в состав скелета верхних конечностей.
  6. Седалищные, лобковые и подвздошные кости таза являются трубчатыми костями.
  7. Суставная, или синовиальная, жидкость, находящаяся в полости сустава, действует как смазка и способствует уменьшению трения.
  8. К грудине прикрепляются десять пар ребер.
  9. При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его уменьшается.
  10. Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав.

3. Актуализация опорных знаний

(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)

4. Изучение новой темы

Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача, фельдшера, медицинскую сестру. А как помочь пострадавшему
во время инородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.

-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие.

-Какие виды повреждений опорной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)

(Запись темы урока на доске и в тетради.)

-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?

Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Нарушение целостности кости называют переломом. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения. Такое смещение называют вывихом.

-Что необходимо сделать, если повреждение произошло?
(Работа группах. Разбор ситуации.)

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, пошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.

Когда Нина с Наташей поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Они не знали, что делать.

- Проанализируйте ситуации. Что необходимо сделать в подобных случаях?

(Дети высказывают свои мнения. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему.)

  1. Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
  2. Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.

Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!

Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

Используя ЭОР, выполните №56 в рабочей тетради на печатной основе на стр. 26.

Проверка выполненного задания.

-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

Цель: научить правильному наложению шины при переломах

(Рассказ и демонстрация с помощью обучающихся: один - в роли потерпевшего, второй - накладывает шину под руководством учителя.)


В ходе урока учащиеся познакомятся с различными типами повреждений и их признаками. Они изучат способы оказания доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, закрытых и открытых переломах, повреждениях позвоночника, грудной клетки и костей черепа, а также рассмотрят правила наложения шины


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах"

Опорно-двигательная система человека подвержена нарушениям – травмам. Когда упадёшь или стукнешься обо что-нибудь, появляется синяк или покраснение. При небольших повреждениях тканей, которые происходят без нарушения целостности кожи, образуются ушибы. При ушибах необходимо приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное. При лёгких ушибах возникают только небольшие кровоизлияния в ткани (синяки), при сильных могут пострадать внутренние органы – почки, печень и головной мозг.

Особенно опасен ушиб головы. Если человек потерял сознание, испытал приступ рвоты, то у него сотрясение мозга. В таком случае пострадавшего надо доставить в медицинское учреждение.


При совершении резких неосторожных движений, прыжков, падений могут возникнуть повреждения костей (переломы), повреждения суставов (вывихи) и повреждения связок (растяжения).

Кости соединяются между собой плотными тяжами из соединительной тканисвязками. При резких движениях в суставе возникает растяжение. Растяжение – это повреждение связок. Чаще всего ему подвергаются связки голеностопного и коленного суставов.

При растяжении появляется сильная боль и припухлость, может даже развиться отёк, вокруг сустава образуется синяк.

При оказании первой помощи пострадавшему нужно туго забинтовать сустав и наложить холод. Затем необходимо обратиться в травмпункт.

При вывихе головка одной кости выскакивает из суставной впадины другой. При этом происходит растяжение, а часто и разрыв связок. При вывихе изменяется форма сустава, конечность теряет подвижность.


Вывих сопровождается сильной болью, особенно при попытке совершить движение в повреждённом суставе. Каждый должен знать, как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему человеку.

Нужно положить вывихнутую конечность так, чтобы отсутствовали болевые ощущения, и зафиксировать её с помощью повязки.

При сильной боли можно дать пострадавшему обезболивающие средства, к суставу приложить холод, например снег, лёд или холодную мокрую ткань.

При переломах происходит нарушение целостности костей. Они бывают закрытые и открытые. При закрытых переломах не происходит ранение тканей, проникающих к месту перелома. Такие переломы не сообщаются с внешней средой. Открытые переломы костей сопровождаются ранениями мягких тканей (повреждаются мышцы и кожа). Открытые переломы сообщаются с внешней средой.


Если у пострадавшего открытый перелом, то прежде всего нужно остановить кровотечение, обработать рану и наложить стерильную повязку, после чего доставить пострадавшего в больницу.

При закрытом переломе на место повреждения накладывается повязка с применением шин – приспособлений, обеспечивающих неподвижность суставов и мягких тканей. В качестве шин могут быть использованы куски доски или картона.

Наложение шины при переломах кости голени Шина должна захватывать два ближайших здоровых сустава.

Так, при переломе костей голени она должна захватывать стопу и часть бедра. Чтобы шина не давила на повреждённый участок тела, под неё подкладывают мягкую повязку. Затем шину нужно плотно прибинтовать, но без сдавливания, к повреждённой конечности.


Если у вас нет бинта, можно использовать платок или полотенце.

При отсутствии шин сломанную ногу прибинтовывают к другой ноге, а сломанную руку – к туловищу. При переломе костей верхней конечности руку необходимо согнуть в локте, наложить шину и зафиксировать руку косынкой.


При повреждении позвоночника больного кладут лицом вниз на твёрдую поверхность, например на лист фанеры или доску, и доставляют в больницу в лежачем положении. Сажать или переносить пострадавшего с подозрениями на перелом позвоночника нельзя, так как кости могут сместиться и защемить нервы или повредить спинной мозг, что может привести к полной инвалидности.

При переломе костей грудной клетки, например рёбер или грудины, шину накладывать нельзя. Пострадавшему нужно задержать дыхание и во время выдоха наложить тугую повязку. После этого ему разрешают дышать, но неглубоко и доставляют в травмпункт.

При переломах костей черепа пострадавшего укладывают на спину, немного приподняв голову, и создают максимальный покой. Голову нужно зафиксировать валиком из одежды или одеяла, чтобы она была неподвижной.

Класть под голову подушку нельзя. Лицо пострадавшего должно быть повёрнуто в сторону, на случай рвоты. Если есть рана, её обрабатывают и накладывают стерильную повязку. На голову поверх повязки кладут пузырь со льдом.


Таким образом, при совершении резких неосторожных движений, прыжков, падений могут возникнуть переломы, вывихи и растяжения. Первая помощь при травмах должна обеспечивать неподвижность травмированных конечностей, исключение инфекции и щадящую транспортировку больного. Уменьшение боли достигается воздействием холода. Пострадавшего необходимо доставить в травмпункт, так как профессиональную помощь может оказать только врач.

- осуществляют полный цикл проектной деятельности, осваивают основы проектной деятельности.

- оценивают значение полученных знаний и умений для дальнейшей жизни для окружающих людей.

5. Деятельностное содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика по достижению метапредметной цели

Приёмы (элементы конструктора)

Организационная форма

Результат этапа

Подготовительный

Организует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов по травматизму

Анализируют предложенные ситуации по подростковому травматизму. Формулируют и фиксируют: известную и неизвестную, но важную для себя информацию

Участвуют в интерактивном обсуждении собранной информации

Карточки с ситуациями,

Группы по 4 человека

Анализ важной известной и неизвестной информации по причинам и последствиям травм

Проектировочный

Изучают статистическую информацию, формулируют проблему

Раздаточный материал со статистическими данными

Группы по 4 человека

Организует обсуждение в группах, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования цели

Сформулированная цель проекта

Предлагает разработать алгоритм действий при составлении мастер класса

Консультирует группы по планированию

Аргументируют свой алгоритм деятельности (практическая работа) по достижению цели

Задания практической работы (Приложение №4)

Сформированный план по разработке проекта и выполнению практической работы

Организует работу в группах, консультирует, наблюдает за работой групп

Разработка сценариев мастер- классов.

Участвует в обсуждении, консультирует по вопросам оказания пмп, при разработке памятки

Представляют результаты исследований. Демонстрируют способы оказания первой медицинской помощи (пмп) при растяжениях, вывихах, ушибах, переломах

Жгуты, бинты, шины, салфетки

Оценка и рефлексия

Определяет критерии оценки деятельности.

Оценивают результаты выступающих с мастер- классом ( по критериям оценки)

Оценка уровня реализации проектов

Цель : актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний на начальной стадии урока чтобы выяснить, что они знают, думают или чувствуют по обсуждаемой теме.

- проанализировать предложенную ситуацию, разделив её на составляющие:

3- что мы знаем

X - что мы ходим узнать

- на листочках- стикерах белого цвета терминологично записать что известно восьмиклассникам о строении опорно- двигательной системы.

- на листочках- стикерах красного цвета записать вопросы, возникшие при анализе ситуаций, который их взволновали и ответ на который на предшествующих уроках они пока не получили.

В ходе интерактивного обсуждения в четверках вопросы группируются по содержанию. На доске/флипчарте можно нарисовать силуэт человека и заполнить его стикерами со всей известной и всей неизвестной информацией.

Учитель в конце подводит итоги и комментирует результат.

Ира, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

Увлекшись игрой в салочки и ничего не видя вокруг, Саша и Антон сбили с ног двух пятиклассников, оказавшихся рядом. У одного из упавших мальчиков хрустнула рука, и он заплакал от резкой боли. Мальчики растерялись.

На улице резко похолодало. По дороге в школу двое восьмиклассников Валера и Степан постоянно цеплялись друг за друга и пытались преодолеть гололёд, катаясь на подошвах обуви. На одном из скользких участков Валера толкнул Степана, который рефлекторно вытянул руки вперед, чтобы сохранить равновесие и упал на бок, ударившись головой об лёд. На голове Степана в месте падения образовалась большая шишка, возникло чувство головокружения, его подташнивало.

Цель : актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний на начальной стадии урока, чтобы выяснить, что они знают, думают или чувствуют по обсуждаемой теме.

- совместить частный случай предыдущей ситуации со статистическими данными и сформулировать проблему

С точки зрения травматологов ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме.

Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года высоким остается уровень травматизма во время:

– перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

– занятий по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

– учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

– соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

Цель: предоставить учащимся методологическую подсказку при формулировании цели

Правильно сформулированная цель должна быть:

Relevant – согласованная с задачами

Time-Bound - определенная во времени.

Задание: сформулировать цель проекта, использую требования к цели.

1.Оформить начало практической работы по выработанным правилам оформления практических работ. Самостоятельно сформулируйте цель практической работы и запишите её в тетрадь.

2. На основании информации опережающего домашнего задания и презентаций электронного пособия Биология, 8 класс. Человек. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф” устно обсудить в группах и ответить на поставленные в слайдах презентации вопросы.

4. Распределить роли и продемонстрировать результаты работы учителю и всему классу, полно ответить на вопросы других групп

Цель: сформировать компетентность в оценке проектного продукта

Задание: Оценить представляемый мастрер-класс, используя э кспертную карту

Экспертная карта мастер- класса

Проектный продукт

Соответствие заявленным целям

1. Проектный продукт не соответствует требованиям качества (соответствие заявленным целям, эстетика, удобство использования)

2.Проектный продукт соответствует заявленным целям

Использование информации опережающего домашнего задания

3. Отсутствие домашней подготовки

4. Использование подготовленной дома информации

Практическая значимость продукта

5.Проектный продукт имеет практическую значимость

6. Проектный продукт имеет практическую значимость, может быть использован неоднократно

7. Проектный продукт имеет высокую практическую значимость, может быть использован неоднократно, в разных сферах применения

8.Постоянно обращаются к записям при демонстрации мастер- класса

9.Авторы свободно показывают мастер- класс, обращается к записям изредка

10. Последовательность и логичность нарушаются

11.Изложение последовательно и логично

10.Отсутствие в речи слов, затрудняющих восприятие, дикция.

Ответы на вопросы

11.Неразвёрнутый неаргументированный ответ

12. Развёрнутый аргументированный ответ

13.Выступление в рамках регламента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Оказание первой медицинской помощи при травмах.

Обучающие: рассмотреть различные виды травм;

научиться отличать ушиб от вывиха или перелома;

изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.

Развивающие: развитие навыков оказания первой помощи в экстремальных ситуациях.

Воспитательные: воспитание у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Тип урока: комбинированный.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания:

Беседа по вопросам:

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными принципами оказания первой медицинской помощи. Перечислите их.

- Назовите препараты и перевязочный материал, которые должны входить в

- Вы собрались в поход, дальнюю поездку. Как правильно упаковать аптечку?

III. Тема урока. Постановка целей урока.

Давайте с вами рассмотрим такую ситуацию.

Ваня поехал на лыжах с крутой горы, спрыгнул с трамплина, неудачно приземлился и лежит….

(Оказание первой помощи при травмах.)

А чему же мы с вами должны научиться на уроке?

(рассмотреть различные виды травм; научиться отличать ушиб от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.)

IV. Изучение нового материала:

По ходу объяснения нового материала, учащиеся заполняют таблицу:

Первая помощь

Закрытый перелом

Открытый перелом

1. Ушиб – механическое нарушение мягких тканей без признаков целостности кожи.

Признаки ушиба – боль в месте ушиба, припухлость, кровоподтёк, который появляется не сразу.

Первая помощь – наложить тугую давящую повязку на место ушиба; положить холод поверх повязки; при сильном ушибе грудной клетки, живота, головы доставить пострадавшего в медицинское учреждение для квалифицированного обследования.

2. Растяжение – повреждение суставной сумки, которые возникли при движениях, превышающих физические возможности.

Признаки – болезненность движений в суставе, нарушение функции сустава, отёк, затем кровоизлияние.

Первая помощь – покой, тугое бинтование эластичным бинтом (если наблюдается внутренне кровоизлияние, то сразу плотно бинтовать не надо), холодный компресс, приподнятое положение конечности.

3. Вывих – нарушение целости сустава со стойким взаимным смещением суставных концов костей.

Признаки – резкая боль, деформация сустава, нарушение функции сустава.

Первая помощь – зафиксировать конечность бинтом

4. Перелом – это нарушение целостности кости.

Трещина кости – её можно спутать с сильным ушибом. Но боль при трещине сильнее, чем при ушибе. При сильной боли нужно подозревать трещину кости и принимать меры как при переломе.

Закрытый перелом – переломы кости без нарушения целостности кожи.

Признаки – резкая боль, припухлость, нарушение функции конечности (не сгибается колено, пальцы), при постукивании по кости ощущается резкая боль в месте перелома.

Открытый перелом - это переломы кости с нарушением целостности кожи. Видна рана, идёт кровь.

Медицинская помощь – остановить кровотечение, если оно есть. Нельзя вправлять самостоятельно костные отломки в рану. Дать обезболивающее средство, наложить шину, обеспечив неподвижность места перелома или сделать перевязку. Доставить в медицинское учреждение.

V. Закрепление изученного материала:

VI. Подведение итогов урока. Оценки.

ТЕСТИРОВАНИЕ

VII. Домашнее задание. Выучить пар. 10, повт пар. 9

Читайте также: