Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли кратко

Обновлено: 07.07.2024

Определение и предмет историографии

Историография – это дисциплина из области исторической науки, которая занимается исследованием и критикой работ иных историков.

Согласно первому значению историография занимается исследованием определенного периода в истории, исследованием проблемы или события.

Второе значение определяет историографию как синоним научной литературы по исторической теме.

Третье значение историографии определяет её как историю формированияисторических знаний, историю развития исторической мысли в определенной эпохе, в той или иной стране.

Первоначально историографами называли авторов исторических описаний при дворе правящих монархов. В Российской империи придворными историографами в XVIII - первой половине XIX в. были. Ф. Миллер, М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин и др.

Историография как научная дисциплина возникла в результате развития исторической науки и необходимости подвести итог исследованиям, сделать теоретический анализ выводов исследователей по той или иной теме. Историография, как научная дисциплина, прежде всего рассказывает о научных концепциях, которые объясняют особенности мирового и регионального развития человечества.

Предметом историографии являются научно-исследовательские школы, те или иные традиции и преемственность в изучении различных проблем в истории, историографический и источниковедческий анализ основных работ исследователей.

В комплекс задач историографии входит раскрытие и анализ приемов, применяемых исследователями в своих работах, освещаются этапы развития различных научных методов и имеющихся способов толкования различных исторических источников.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие историографии в Античности

В период античности, которая длилась с 5 в. до н. э. и до 5 в. н.э. в греко-римской традиции начинают формироваться представления об истории как о длительном процессе прошлого человечества. Появляются первые авторы, целью которых было изложить деяния прошлых времен и свершения современников.

В трудах античных историков была утверждена идея о том, что важным и обязательным условием исторического сочинения является его правдивость.

Обращение к прошлому и запись событий настоящего были вызваны различными факторами. Это и обычное человеческое любопытство, и заинтересованность в том, чтобы события прошлого остались в памяти потомков, а также актуальными для авторов проблемами политической жизни, попыткой понять их причины, последствия к которым эти проблемы могут привести.

Отметим, что для древних греков, для их сознания было свойственно отсутствие представлений о том, что общество меняется со временем. Для греков, как и для многих народов прошлого время было циклично, и повторялось, что отражалось в счете лет по числу годов правления правителя. Динамика же исторического прошлого и настоящего определялась прежде всего внешними факторами, такими как войны, политическое противоборство, упадок или процветание городов и стран, но не имеющимися изменениями в жизни общества.

Аристотель, греческий философ, 4 в. до н.э. определил историю как практическую, эмпирическую науку и отказал ей в выведении неких универсальных выводов по тем или иным вопросам. Всё же главной наукой в то и в последующее время считалась философия.

Развитие историографии в европейском Средневековье

Зарождение и развитие христианства привело к новой универсальной модели исторического развития.

История теперь опиралась на непререкаемый источник – Библию, и всё что в ней было написано являлось непреложной истиной, хотя и толковавшейся и понимавшейся по-разному.

История прошлого стала рассматриваться в связи с историей происхождения и развития мира, описанного в Библии. Первыми историками, которые писали универсальную христианскую историю стали Евсевий Кесарийский и Орозий. Их труды были основаны на опыте библейского рассказа о действиях Бога через избранный им еврейским народ, также эти авторы делают отсылки к формам античных авторов, что являет собою связь с прежней ещё античной традицией.

При этом связь с античной традицией историописания проявлялась в сохранении основных жанров античной истории таких как, анналы, хроники, хронографы и истории. Также средневековыми авторами были широко использованы труды античных творцов, что придавало описываемым событиям красивый риторический слог или же могло пояснить смысл происходящего читателю. Кроме того, средневековые авторы по-прежнему соблюдали принцип достоверности описываемых событий, вели хронологически последовательную цепь событий мировой и собственной истории, внимательно фиксировали и записывали события недавнего прошлого и настоящего.

В средние века было достаточно большое количество жанров и тем исторических сочинений. Здесь мы видим анналы, хроники, биографии и автобиографии, истории отдельных светских и церковных сообществ, генеалогии правящих и аристократических династий.

Источниками для средневековых авторов служили как рассказы очевидцев, так и иные письменные источники. При этом письменные источники воспроизводились механически, и потому, зачастую летописные сочинения носят компилятивный характер.

Отбор источников исходил из доступности и авторитетности того или иного документа. Главным, авторитетнейшим текстом для средневековой христианской культуры была Библия. Именно библейские сведения служили главным источником для толкования и объяснения происходящих в мире событий.

АНТИЧНАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Об авторе и его концепции развития философского знания

Книга, представляемая на суд читателя, интересующегося историей европейской философской мысли, явилась результатом многолетних трудов известного польского философа Владислава Татаркевича (1886–1980). Он получил образование в Варшаве, Цюрихе, Берлине, Париже и Марбурге. В 1915 г. начал преподавательскую деятельность в Варшавском университете, впоследствии работал в Вильно, Познани, Кракове, а затем опять в Варшаве. Более шестидесяти лет он вел преподавательскую работу и воспитал не одно поколение польских философов. Читал лекции во многих университетах Польши, Европы и Америки, был избран почетным доктором многих европейских и американских университетов.

Его философские интересы были очень разнообразными. До 1925 г. он занимался в основном этикой и эстетикой, в 1925–1930 гг. — историей философии, в 30-40-е гг. его исследования снова посвящены этическим проблемам, в 40-50-е гг. возвращается к проблемам истории философии, а начиная с 1950 г. — к эстетике, теории и практике искусства.

Энциклопедичность знаний, способность к тонкому анализу, независимость суждений и толерантность по отношению к взглядам других мыслителей — все это определяет философскую позицию Татаркевича, нашло отражение в его творчестве. Многолетняя преподавательская деятельность также наложила свой отпечаток на его работы. Они отличаются ясностью изложения, методической простотой, логичностью.

К особенностям данной работы необходимо отнести стремление автора рассмотреть историю философской мысли как историю людей, которые ищут ответы на сущностные вопросы своего времени. Владислав Татаркевич пытался посмотреть на историю философии через личность философа, и это придает книге особую привлекательность. Она написана чрезвычайно ясным и прозрачным языком, что делает ее понятной для читателя, полезной для изучения курса философии в высшей школе.

Как историк философии, Татаркевич стремился к детальной классификации исходных позиций философов. Историю философского знания он рассматривает на широком культурном фоне тех эпох, которые он описывает. В беседах со своими многочисленными учениками он часто говорил о том, что является только собирателем, коллекционером мысли. Эта скромность автора очень заметна и в книге. В предлагаемом читателю труде автор как бы отсутствует, его отношение к излагаемым философским проблемам не проявляется. Такая позиция дала ему возможность проследить развитие философских идей вне политических оценок самих философов, их классовой принадлежности. Эта как бы незаинтересованная авторская позиция позволила Владиславу Татаркевичу объективно представить реальное место, которое занимает та или иная философская система, тот или иной философ в истории философии и мировой культуры. Главная задача, которую пытался решить и, как нам кажется, блестяще решил автор, — показать, как функционируют философские идеи в системе человеческой культуры, как меняется содержание философских понятий в ходе истории в зависимости от той ситуации в науке, технике, гуманитарном знании, которая сложилась в ту или иную эпоху.

Владислав Татаркевич отстаивал точку зрения, согласно которой связи между философскими (в более широком смысле — интеллектуальными) составляющими и другими элементами человеческой культуры не подчиняются никаким общим закономерностям, но он на множестве примеров продемонстрировал, что изменения в способе мышления, в методе философствования, как правило, предваряют изменения в жизни общества.

Как нам известно, в развитии философского знания можно выделить целый ряд эпох. Владислав Татаркевич всегда стремился выявить то, что эти различные эпохи объединяло, что обусловливало в конечном счете целостность и непрерывность философского знания о мире и человеке.

В каждой эпохе автор выделял три этапа: критика позиций предшественников, систем (собственных взглядов), школ. Он считал, что в каждой эпохе есть повторяющиеся особенности. Прежде всего он к ним относил два типа философствования: один — стремящийся создать всеохватывающие философские системы, включающие в себя всю совокупность человеческого знания; второй — основывался на достаточно осторожной теоретико-познавательной критике, искал ошибки у своих предшественников и пытался освободить их взгляды от имеющихся заблуждений.

От этих трудностей свободно другое, традиционное, деление европейской философии — на античную, средневековую и философию Нового времени.

Необходимо иметь в виду, что это деление носит весьма условный характер, поскольку оно не вполне соответствует тем крупным изменениям, которые произошли в философии. Новые философские идеи, которые преобладали в средние века, возникли еще в античности, а многие идеи Нового времени — еще в период зрелого средневековья.

В соответствии с этой сложившейся традицией историю европейской философии можно разделить на три крупные эпохи: античную философию, возникшую в VI в. до н. э. и завершившуюся в VI в. н. э.; средневековую философию, развивавшуюся с VII по XIV в.; и философию Нового времени, начало которой выпадает на XV в.

Когда-то Аристотель говорил, что философия возникает из удивления, и это является вполне удовлетворительным ответом, но он касается только одного типа философии. Кроме него, существует и второй тип философии, который своим источником имеет неудовлетворенность, определенного рода скепсис по отношению к достижениям предыдущих мыслителей, сомнение в истинности полученных ими результатов.

Философия удивления стремилась к тому, чтобы понять и описать мир как целое, во всем многообразии его проявлений, и она проводила позитивную работу. А философия неудовлетворенности, сомнения, в свою очередь, была проникнута недоверием по отношению к идеям, которые провозглашались, она стремилась эти идеи подвергнуть критике, очистить от заблуждений и неточностей, определенным образом модернизировать. Это критический тип философии, тип сомневающийся и отрицающий. Если первый тип философии стремился к обнаружению истины, то второй ставил перед собой более ограниченную задачу — критику и просвещение.

Кроме множества разделяющих различий, три великие эпохи имеют общее: каждая из них проходит через периоды — развития, критики и просвещения, систем и школ.

Если эту схему применить к истории философской мысли, то Владислав Татаркевич определял период систем как максималистский, а период критики и школ — как минималистский, когда появившиеся системы вызывали осторожную критику со стороны современников и последователей.

Владислав Татаркевич считал максималистским такой период развития философского знания, в который философами создаются системы, являющиеся всеохватывающими, решающими весь комплекс философских проблем с единых позиций, когда привлекаются для их истолкования часто не только традиционные методы научного познания, но и методы мистического, сверхъестественного порядка.

Каждый этап развития истории философии имеет, по мнению Татаркевича, несколько периодов: критики позиций предшественников, систем (в том числе собственных взглядов), школ и т. д. Периоды критики и школ носили минималистский характер, поскольку подвергали взвешенному, осторожному критическому разбору системы, полученные в наследство от предыдущей эпохи, улучшая и приспосабливая их к изменившимся социальным и культурным условиям жизни общества. Но максималистский период — период всеобъемлющих систем — определял всю эпоху. В античные времена максималистским был классический период развития античной философии (IV в. до н. э.), взглядов Платона и Аристотеля, в XIII в. определяющей явилась система Фомы Аквинского, в XVII в. максималистскими были философские системы Декарта, Спинозы и Лейбница.

Подводя некоторые итоги, можно сделать вывод, что максималистскому типу философствования присущи абстрактность, универсальность понятий, стремление свести все знание в систему, проникнуть в суть бытия. Для него также были характерены монистический подход, предельно широкие философские интересы.

Средневековая философия начала развиваться после распада Римской империи (V в.) и получила наибольший прогресс во время эпохи Возрождения, которая была известна расцветом многих мировых религий. Именно поэтому философия Средневековья очень тесно связана с религией, эти два понятия одновременно дополняют и отождествляют друг друга.

Средневековая философия

Этапы развития

Познание мира в Средние века осуществлялось исключительно через веру. Это является общей характеристикой средневековой философии и её главной отличительной чертой от философии предшествующего периода — античности, где в концепциях о сотворении мира царили скептицизм и рационализм.

Средневековая философия развивалась в два основных этапа:

Термин Патристика

Термин Схоластика

  1. Патристика. Изначально этим термином обозначалась литература, составленная духовными наставниками с определённым авторитетом — отцами церкви. Спустя некоторое время, понятие стало иметь более широкое значение и состоять из четырёх основных признаков: официальное принятие церкви, святость жизни, ортодоксальность учения и древность. К этому этапу философы пришли не сразу, истоком патристики была апологетика. Апологеты, в свою очередь, использовали резкие аргументы при защите и обосновании христианской догматики против её политических и теоретических противников. Объективно они всё-таки выполнили свою задачу — подготовили почву для создания новой философии, однако их резкие выступления против философских истин впоследствии были осуждены собором. Сторонники патристики приводили менее резкие аргументы, их главным вопросом было соотношение религии и философии, они не должны были противопоставляться. В то время христианство достигло своего пика, значит, религия получила верховенство. Необходимо было решить — продолжать переплетать и соотносить её с философией или же отвергнуть философию, как учение, приносящее вред вере.
  2. Схоластика. Второй этап развития средневековой философии представлял собой объединение философии Аристотеля и христианского богословия, то есть период характеризовался синтезом теологии и рационалистического подхода к проблемам философии. Отсюда и цель схоластики — доступно донести простым людям христианские учения с помощью рационалистической методики. Ранняя схоластика продолжала рассматривать соотношение веры и знаний. Философы того времени пришли к выводу, что вера есть религия, а знания есть философия, поэтому два учения, как и две науки, остаются неделимыми. Были освещены новые основные проблемы средневековой философии — согласование аристотелевской логики, онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий), отношение мистики к религиозному опыту. Ранний схоластический период породил интерес к получению знаний. Поздняя схоластика подвергла старые школы критике, при этом новые идеи введены не были — этот период считается временем упадка философии Средних веков. После этого средневековая философия утратила прежнюю популярность, уступая новым философским учениям. Однако некоторые учёные негласно выделяют третий мистический этап периодизации философии средневековья. Мистика — это подведение результатов религиозной практики единение человека с Богом, осмысление итогов. Учения мистиков отличают иррациональность и некоторая парадоксальность.

Особенности и характерные черты

Характерной особенностью средневековой философии принято считать то, что в отличие от античной (которая на протяжении трёх этапов своего развития изучала мироздание и природу человека), она была основана на теологии и тесно связана с учением о Боге, христианским мировоззрением. Выделяют следующие характерные черты философии Средних веков — самое главное — кратко:

Теоцентризм — это религиозная и философская концепция,

Ретроспективность мышления

  • Теоцентризм — это религиозная и философская концепция, определяющая, что Бог является создателем всего сущего, источником жизни и всех благ. Философы-сторонники теоцентризма рассматривали проблемы человека как личности, природы, мышления лишь с точки зрения, что Бог является центром бытия, личностью над миром, который создал и человека, и природу и всё прочее.
  • Авторитарность — философские учения имели религиозный характер и были тесно связаны с церковью. Так, Священное Писание или же Библия была не только священной книгой для верующих, но и каноном мышления для философов. Ответы на все интересующие вопросы нужно было искать там. Библию изучали, цитировали, комментировали, но никогда не подвергали критике. Все новые, отличные от библейских учений, идеи подавлялись.
  • Традиционализм и ретроспективность мышления — отрицание любых новых идей, приверженность традициям. Подавлялись и осуждались новаторство, креативность, индивидуализм, доверять можно было только древним источникам знаний, причём чем он древнее, тем по́длиннее, и тем больше можно доверять истинам, в нём изложенным.
  • Комментаторство и экзегетичность. Комментаторский жанр преобладал над остальными, так как Священное Писание не поддавалось ни анализу, ни критике. Однако же Библия содержала много непонятных, противоречивых догматов и поэтому христианские экзегетики ставили перед собой задачу толкования священных текстов, таблиц, чтобы разъяснить все противоречия, проинтерпретировать их для понимания простых людей.
  • Дидактизм. Общие установки, заложенные в Библии, носили характер проповедничества, являясь нравоучениями. Они побуждали человека к образованию, воспитанию, спасению жизни путём примыкания к религии и Богу.

Основные представители

Тертуллиан (160—220 гг.) — христианский писатель из Карфагена

Тертуллиан (160—220 гг.) — христианский писатель из Карфагена, представитель апологетики. Его основная позиция заключалась в том, что философия абсолютно чужда христианству, а потому и религии в целом. Вера в Бога уже истина, а потому не требует доказательств и философских рассуждений по этому поводу.

Парадокс в том, что осуждая греческих философов, но при этом считая очевидными и верными некоторые кинические и сократовские положения, Тертуллиан всё же начал включать их в своё учение.

Писатель считал, что человек должен хранить христианскую веру, заниматься самопознанием и аскетизмом. Философия же, по его мнению, всё извращает, лишние мудрствования в виде философских учений только отвлекают от истины, которую даёт религия.

Августин Блаженный (354—430 гг.) — один из представителей ранней средневековой философии, выдающийся систематизатор патристики, носил титул епископа гиппонского в Северной Африке. Содержание его трудов носило крайне теоцентричный, противопоставленный пантеизму, характер. Бог не имеет телесного обличия, но при этом является отдельной личностью, находящейся во взаимосвязи с сотворённым им миром. Им была выдвинута идея о бесконечности божественного начала. Теории Августина о бытии и познании близки к направлению неоплатонизма.

Августин Блаженный

Европейский философ солидарен с неоплатонистами в том, что всё сущее является добром, а зло — не отдельные материальные объекты, а отсутствие добра. Блаженный критикует скептицизм, направляя людей доверять лишь собственным ощущениям и чувствам, но никак не разуму. Отсюда принцип резкого возвышения церкви и порицания государства.

В своих ранних учениях философ заявлял, что время для него — характеристика изменения, но не более. Не существовало никакого времени до момента создания Богом мира, прошлое — это память, будущее — надежда. Здесь присутствует гносеологический аспект средневековой философской мысли, что познание мира происходит исключительно через Бога.

Однако позднее Августин Блаженный стал сторонником религиозного фатализма. В пример тому он приводил существование пророков, способных лицезреть будущее, а значит, оно где-то есть.

В отказе от собственных взглядов путём выявления в них ошибок и заблуждений заключался путь Августина Блаженного к совершенствованию.

Фома Аквинский

Фома Аквинский (1226—1274) — философ и богослов из Аквино, близ Неаполя. Известен тем, что систематизировал знания ортодоксальной схоластики. Его основной идеей было то, что вера (религия) и разум (философия) — это разные пути, ведущие к одной цели. Тем не менее предметы познания двух наук не всегда совпадают. Есть проблемы, открытые вере и разуму, то есть те, что могут быть логически доказаны (естественная теология). Среди них вопрос о существовании и единстве Бога, бессмертии души. Однако существует много истин, неподвластных разуму (священная теология). Например, троичность Бога, непорочное зачатие и другие.

Фома Аквинский, в отличие от Августина Блаженного, считал, что разум, независимо от веры, способен постигать отдельные истины. Но для спасения человеку необходимо знать нечто такое, что недоступно понять только разумом и можно познать лишь через божественное откровение.

Значение философии средневековья для последующего развития науки заключалось в том, что она стала связующим звеном между философией Античности и эпохи Возрождения, ведь сохранила и развила ряд античных философский идей христианского учения. Философия Средних веков формулируется путём господства религии, но равноправием веры и разума. На основе её догматов сформировались многие современные научные дисциплины.

Определение и предмет историографии

Историография – это дисциплина из области исторической науки, которая занимается исследованием и критикой работ иных историков.

Согласно первому значению историография занимается исследованием определенного периода в истории, исследованием проблемы или события.

Второе значение определяет историографию как синоним научной литературы по исторической теме.

Третье значение историографии определяет её как историю формированияисторических знаний, историю развития исторической мысли в определенной эпохе, в той или иной стране.

Первоначально историографами называли авторов исторических описаний при дворе правящих монархов. В Российской империи придворными историографами в XVIII - первой половине XIX в. были. Ф. Миллер, М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин и др.

Историография как научная дисциплина возникла в результате развития исторической науки и необходимости подвести итог исследованиям, сделать теоретический анализ выводов исследователей по той или иной теме. Историография, как научная дисциплина, прежде всего рассказывает о научных концепциях, которые объясняют особенности мирового и регионального развития человечества.

Предметом историографии являются научно-исследовательские школы, те или иные традиции и преемственность в изучении различных проблем в истории, историографический и источниковедческий анализ основных работ исследователей.

В комплекс задач историографии входит раскрытие и анализ приемов, применяемых исследователями в своих работах, освещаются этапы развития различных научных методов и имеющихся способов толкования различных исторических источников.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие историографии в Античности

В период античности, которая длилась с 5 в. до н. э. и до 5 в. н.э. в греко-римской традиции начинают формироваться представления об истории как о длительном процессе прошлого человечества. Появляются первые авторы, целью которых было изложить деяния прошлых времен и свершения современников.

В трудах античных историков была утверждена идея о том, что важным и обязательным условием исторического сочинения является его правдивость.

Обращение к прошлому и запись событий настоящего были вызваны различными факторами. Это и обычное человеческое любопытство, и заинтересованность в том, чтобы события прошлого остались в памяти потомков, а также актуальными для авторов проблемами политической жизни, попыткой понять их причины, последствия к которым эти проблемы могут привести.

Отметим, что для древних греков, для их сознания было свойственно отсутствие представлений о том, что общество меняется со временем. Для греков, как и для многих народов прошлого время было циклично, и повторялось, что отражалось в счете лет по числу годов правления правителя. Динамика же исторического прошлого и настоящего определялась прежде всего внешними факторами, такими как войны, политическое противоборство, упадок или процветание городов и стран, но не имеющимися изменениями в жизни общества.

Аристотель, греческий философ, 4 в. до н.э. определил историю как практическую, эмпирическую науку и отказал ей в выведении неких универсальных выводов по тем или иным вопросам. Всё же главной наукой в то и в последующее время считалась философия.

Развитие историографии в европейском Средневековье

Зарождение и развитие христианства привело к новой универсальной модели исторического развития.

История теперь опиралась на непререкаемый источник – Библию, и всё что в ней было написано являлось непреложной истиной, хотя и толковавшейся и понимавшейся по-разному.

История прошлого стала рассматриваться в связи с историей происхождения и развития мира, описанного в Библии. Первыми историками, которые писали универсальную христианскую историю стали Евсевий Кесарийский и Орозий. Их труды были основаны на опыте библейского рассказа о действиях Бога через избранный им еврейским народ, также эти авторы делают отсылки к формам античных авторов, что являет собою связь с прежней ещё античной традицией.

При этом связь с античной традицией историописания проявлялась в сохранении основных жанров античной истории таких как, анналы, хроники, хронографы и истории. Также средневековыми авторами были широко использованы труды античных творцов, что придавало описываемым событиям красивый риторический слог или же могло пояснить смысл происходящего читателю. Кроме того, средневековые авторы по-прежнему соблюдали принцип достоверности описываемых событий, вели хронологически последовательную цепь событий мировой и собственной истории, внимательно фиксировали и записывали события недавнего прошлого и настоящего.

В средние века было достаточно большое количество жанров и тем исторических сочинений. Здесь мы видим анналы, хроники, биографии и автобиографии, истории отдельных светских и церковных сообществ, генеалогии правящих и аристократических династий.

Источниками для средневековых авторов служили как рассказы очевидцев, так и иные письменные источники. При этом письменные источники воспроизводились механически, и потому, зачастую летописные сочинения носят компилятивный характер.

Отбор источников исходил из доступности и авторитетности того или иного документа. Главным, авторитетнейшим текстом для средневековой христианской культуры была Библия. Именно библейские сведения служили главным источником для толкования и объяснения происходящих в мире событий.

Читайте также: