Архангельский собор интересные факты кратко

Обновлено: 02.07.2024

Архангельский собор Московского Кремля — православный храм, возведенный в начале XVI века по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового. Именно здесь похоронены первые московские цари и первые Романовы.

Проект Алевиза Нового

Первый каменный храм на месте нынешнего Архангельского собора был возведен в 1333 году. К концу XV столетия он обветшал, да и не вписывалась старая церковь в величественный ансамбль, построенный итальянцами. А потому по приказу Ивана III венецианский зодчий Алоизио Ламберти ди Монтаньяни (тут же переделанный москвичами в Алевиза Нового) в 1505-м берется за сооружение нового собора.

Приказ о начале строительства был чуть ли не последним в жизни Ивана III: в том же году он скончался в весьма почтенном по тем временам возрасте — 65 лет.

Для Ивана Архангельский собор Московского Кремля стал гробницей. Закончил строительство его сын Василий III (1508 г.) .

Архангельский собор Московского Кремля внешне напоминает итальянский palazzo — только с куполами. Внутри он в точности повторяет планировку Успенского собора, правда, в несколько усеченном виде.

Из-за обилия надгробий кажется, что в соборе тесно. Этому способствует и темно-синий фон настенных росписей: в отличие от наполненного светом Успенского собора, здесь господствует полумрак.

Войдя внутрь Архангельского собора, вы окажетесь среди укрытых бронзовыми саркофагами белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей. Надгробия эти, покрытые церковнославянской вязью, были установлены во времена Михаила Романова, а сами захоронения находятся не на уровне пола, а под землей .

Всего могил в соборе 53, а вот надгробий — 46 (умерших в малолетстве царских детей иногда хоронили рядом). Все захоронения — мужские: великих княгинь и цариц традиционно погребали в Вознесенском монастыре. Когда в 1929 году монастырь снесли, их останки все-таки перенесли в Архангельский собор, но поместили в подклет, куда туристам нет доступа.

Почти все погребенные в Архангельском соборе так или иначе связаны с Москвой — за единственным исключением князя Михаила Черниговского, золоченая рака которого находится в левом дальнем от входа углу.

Во времена Московского княжества Архангельский собор служил усыпальницей не только собственно московских князей, но и их ближайших родственников, удельных князей близлежащих территорий. Их надгробия можно увидеть вдоль западной стены собора, справа и слева от входа.

В центральной части Архангельского собора, непосредственно возле столов, похоронены первые Романова. Совершенно отдельное место занимает покрытая красной парчой рака царевича Димитрия возле правого столпа собора. Димитрий, младший сын Ивана Грозного, при до сих пор не вполне ясных обстоятельствах был убит в 1591 году в Угличе, где находился в фактической ссылке вместе со своей матерью. Существуют две взаимоисключающие версии этого убийства.

Первоначальные фрески Архангельского собора Московского Кремля не сохранились — их уничтожил пожар 1547 года. По приказу Ивана IV храм был расписан заново. Сюжет тех росписей дошел до наших дней. Однако краски XVI века оказались некачественными и спустя столетие стали осыпаться.

По традиции фрески южной и северной стены относятся к посвящению храма — там мы видим различные эпизоды из деяний архангела Михаила. Однако на западной стене к традиционной иконографии Страшного суда в царствование Ивана Грозного были добавлены мотивы Символа веры.

Иван Грозный, интенсивно ожидавший скорого конца света, искренне считал, что современники его погрязли в безбожии и разврате, и жаждал напомнить им о библейских идеалах. В нарастающем своем безумии огнем и кровью он хотел заставить людей вернуться к праведности.

Общий замысел задуманного грандиозен. Росписи Архангельского собора Московского Кремля историки считают главной библейской цитатой в эсхатологических видениях Ивана Грозного. Продолжение этих видений можно видеть на фресках Благовещенского собора — другой достопримечательности Московского Кремля.

Архангельский собор Московского Кремля

В центре Московского Кремля на Соборной площади – большой белоснежный собор, посвященный Архангелу Михаилу, единственный московский собор с не покрытыми позолотой куполами: здесь находится древнейшая родовая усыпальница русских князей и царей.

История основания

Деревянный храм во имя Архангела Михаила, своего небесного покровителя, возвел в Москве в XIII веке во время недолгого царствования брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви выстроил собор из белого камня.

Величественный собор – благодарность Господу за спасение России от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет становится родовой царской усыпальницей, а Иван Калита – первый правитель, захороненный в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флязин.

Схема Архангельского собора

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Вновь построенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен Архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после вступления на царство.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Архитектура собора

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Внутренее убранство

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Внутри храма

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Иконостас

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Гробницы

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

Погребения

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Архангельский собор или собор Святого Архистратига Михаила – православный храм и одна из старейших церквей Соборной площади Московского Кремля. Пятиглавое, величественное сооружение известно в христианском мире как место последнего упокоения представителей княжеской династии Рюриковичей, в том числе и основателя собора – Ивана Калиты.

Сэкономь на путешествии!

История Архангельского собора

По утверждению летописных источников, Архангельский собор был заложен в 1333 году Иваном Калитой. Согласно одной из версий, скромная каменная постройка возводилась в благодарность высшим силам за избавление Руси от голода в неурожайный год, однако получившееся в итоге сооружение настолько понравилось великому князю, что он завещал себя похоронить в его стенах.

С легкой руки правителя Архангельский собор почти на 180 лет стал родовой усыпальницей, куда стали свозить почивших представителей правящей верхушки. За относительно короткий срок многочисленные гробницы княжеской родни настолько заполонили внутреннее пространство церкви, что уже при Иване III здание пришлось разобрать, чтобы возвести на его месте более массивное и вместительное сооружение.

Интересный факт: часть внутренней росписи первого Архангельского собора была выполнена легендарным иконописцем Феофаном Греком.

После взятия Москвы Наполеоном французы изрядно наследили в храме, устроив в его алтаре походную кухню. А при отступлении бравые гвардейцы прихватили с собой драгоценные оклады, снятые с икон. В результате из всех церквей Соборной площади, пострадавших от французского нашествия, Архангельский собор приводили в порядок первым.

В 1918 году храм объявили культурным памятником, закрыв его на реконструкцию, которая затянулась до 50-х годов прошлого столетия. Кстати, несмотря на то, что доступ в церковные помещения открылся сразу же после войны, первое богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля было проведено лишь в 1991 году.

Архитектура

Стены здания разбиты на так называемые прясла (порталы). Разделяющие участки стены пилястры (декоративные колонны) увенчаны акротериями, декорированными затейливым растительным орнаментом. Если верить исследователям, каждая из пилястр имеет собственный оригинальный рисунок, который больше нигде не повторяется.

Первоначально Архангельский собор был выкрашен в красный цвет, с которым эффектно контрастировали белые барельефы. Сегодня стены храма имеют однородный белый оттенок.

Интерьеры

Внутренние помещения собора довольно тесные, так как большую площадь в них занимают водруженные на постаменты столпы, разграничивающие сооружение на нефы и гробницы. Оригинальные фрески, украшавшие церковь в эпоху Ивана III, не сохранились, поэтому сегодня прихожане могут наблюдать на стенах лишь их искусные копии, впрочем, тоже довольно древние. Всего над созданием единого настенного полотна трудились 92 художника, которых тщательно отбирал знаменитый иконописец XVII века, автор Спаса Нерукотворного, – Симон Ушаков.

Живописные сюжеты в храме располагаются в два яруса. Верхнюю, подкупольную часть Архангельского собора занимают изображения пророков и небесных сил, церковные своды украшают эпизоды из жизни Спасителя, чуть ниже расположились изображения апостолов, воинов-мучеников и святого покровителя храма – архангела Михаила.

Усыпальница Архангельского собора

У северной стены Архангельского собора находится рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного православной церковью к лику святых за отказ подчиниться воле золотоордынского хана Батыя и зверски за это убитого. Одно время в храме размещалась гробница Бориса Годунова, но в период Смуты останки бывшего самодержца перенесли в Варсонофьевский монастырь.

Как добраться

Архангельский собор в Кремле посвящен Архангелу Михаилу, покровителю московских князей. Одноименная церковь была на этом месте еще в XIV веке. Но выделяет этот собор расположенный в храме древний некрополь великих князей и русских царей.

Архангельский собор Московского Кремля, фото 2015 года

В 1333 году Иван Калита заложил небольшую Архангельскую церковь в память об избавлении Москвы от эпидемии чумы. Там он завещал себя похоронить.

Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому — традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости — Василий Баженов.

Схема захоронений Архангельского собора

Купола Архангельского собора — единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей.

В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. При подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых их закрыли еще и медными застекленными футлярами.

Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения. Тело царя покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей. В 1963 году могилу Ивана IV вскрыли для научного исследования, и Михаил Герасимов воссоздан портрет царя (его можно увидеть в Музее Москвы). Тогда же в костях Ивана IV обнаружили много ртути. Кто-то считал, что так царь лечился от венерических заболеваний, но, скорее всего, его медленно травили. Много ртути нашли и в крови Марфы Собакиной — третьей жены Ивана IV, умершей почти сразу после свадьбы. Ее похоронили в Вознесенском монастыре, но когда в XX веке обитель разобрали, все захоронения перенесли в подклет пристройки Архангельского собора.

В Архангельском соборе также погребен царевич Дмитрий, погибший в Угличе. До сих пор никто не знает, то ли он упал на нож в припадке эпилепсии, то ли его зарезали. В 1812 году французы увезли с собой серебряную раку усыпальницы, где находились мощи царевича, но сами мощи сохранились. Уже в 1813 году изготовили новую раку.

Интерьер Архангельского собора

Фрески в Архангельском соборе писали 92 художника при царе Алексее Михайловиче.

Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.

Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.

В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.


Церкви

Столичный Кремль – визитная карточка не только Москвы, но и всей России. Концентрация памятников архитектуры здесь зашкаливает. Главная площадь страны в целом может похвастаться оригинальным архитектурным ансамблем, включающим в себя в том числе и Архангельский собор.

Немного истории

Сохранившийся до наших дней храм был возведен на месте каменной церкви, которая, в свою очередь, заменила старую деревянную. Предок Архангельского собора был символом победы Руси над голодом (вызванным неурожаем), чумой, с которыми великому государству пришлось столкнуться в период правления Ивана Калиты. Последний, к слову, впоследствии был захоронен в храме. Здесь положили и его усопших наследников. Так и зародилась традиция захоронения князей и близких в Архангельском соборе.


За строительство нового храма взялся Иван III. В 1505 году по его поручению была начата масштабная перестрой кастоличного кремля. Грандиозные перемены коснулись и царской усыпальницы. За ее возведение взялся итальянец Алевиз Новый. Результатами работы последнего мы и любуемся сегодня. К слову, их самому Ивану III, обратившемуся за помощью к заморскому архитектору, увидеть не удалось. Правитель скончался до завершения строительства Архангельского собора.

Архитектурные особенности строения

В основе храма находится 6 столпов. Собор включает в себя 5 аспидов и 5 глав. Основным строительным материалом архитектурного памятника стал кирпич, отделанный белым камнем. Работая над уникальным строением, автор проекта, ориентировался на основные черты русского стиля. При этом зодчий не стал отказываться от венецианских традиционных украшений, в частности базилик, типичных для эпохи итальянского Возрождения. Установленные на пилястрах капители, напоминающие листья, закомары-раковины, большие и маленькие круглые окна – все это стало изюминкой Архангельского собора, его внешнего убранства.

Изучая архитектуру храма, нельзя не обратить внимание и на расположенный по центру купол. Изготовленный из золота, полусферический, он дополнен 4 боковыми, серебряными. Эта комбинация присутствует в экстерьере многих соборов, которые были освящены во имя архангелов, почитаемых в православии святых.


Внутреннее убранство собора

Интересно, что роскошным интерьер Архангельского собора стал только в эпоху правления Ивана Грозного. Именно он поручил создать в храме первый расписной иконостас, однако, до наших дней он не сохранился. За обновление внутреннего убранства церкви взялись в 17 веке. Главным вдохновением для мастеров послужили интересные факты из биографии покоящихся в храме правителей.


Фрески и уникальные росписи Архангельского собора в наши дни считаются одними из самых привлекательных его черт. Над оформлением интерьера строения трудились такие таланты, как Федор Зубков, Гурий Никитин, Яков Казанец и не только. Царям и их родным посвящено более 60 изображений (на стенках собора можно увидеть портрет князя Владимира, Невского, Боголюбского, Семена Гордого и не только). Великие правители, покоящиеся здесь, изображены в молитвенной позе. Каждое из захоронений дополнено надписями, указывающими на имена усопших, имена их небесных покровителей.



Икону написали в честь удачного завершения Куликовской битвы. Ряд экспертов предполагает, что над созданием лика трудился Феофан Грек вместе со своими учениками. До того, как икона попала в Архангельский собор, она была главной святыней другого храма, возведенного при Иване Калите.

Наряду с древними, особо ценными образами, в церкви можно увидеть иконы XYIII века, в том числе и те, которые были сделан на заказ Федора Алексеевича. Что касается иконостаса в целом, то сохранившийся до наших времен, он изготовлен 60 мастерами. Резной, четырехуровневый, он увенчан Распятием и ликом Богоматери, а также Великого Архиерея.


На заметку туристам

Читайте также: