Андроновская и бегазы дандыбаевская культура кратко

Обновлено: 04.07.2024

За этот период значительно увеличилось количество источников, как и проблем, связан­ных с этой культурой. Наиболее актуальной среди них является проблема культурного и хроно­логического соотношения бегазинских и саргаринско-алексеевских комплексов. Ее решение на­шло отражение в разных точках зрения. Не менее дискуссионна проблема ареала культуры, в частности восточной и северной границы распространения памятников, и ее взаимодействие с культурами сопредельных территорий. Именно последняя часть проблемы явилась темой дан­ной работы. Но в ней рассматриваются материалы только погребальных памятников, которые сопоставимы друг с другом, так как их объединяет погребальная практика, ритуал, ранжиро­ванная культура и, вероятно, назначение.
Историография эпохи бронзы Западной Сибири позволяет заключить, что бегазы-данды- баевская проблема возникла в связи с исследованием материалов погребений еловской культу­ры (Матющенко В. И., 1974; Кузьмина Е.Е., 1974, с. 19). В последние годы вновь заметен повы­шенный научный интерес к бегазы-дандыбаевским древностям, прежде всего, среди сибир­ских археологов. Он связан с открытием памятников этой культуры в Кулундинской степи и исследованием погребений андроноидных культур на юге Западной Сибири (Молодин В.И., 1981; Удодов В.С., 1991, с. 84-90; Удодов В.С., 1994; Молодин В.И., Нескоров А.В., 1992, с. 93-97, 244-246 ил.; Молодин В.И., 1985; Иванов Г.Е., 1993, с. 132-146; Ситников С.М., 1999, с. 120-123; Варфоломеев В.В., 1987, с. 87-89; Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., 1992, с. 46-53; Шам­шин А.Б. и др., 1999, с. 36-37). Стали известны и вошли в научный оборот находки бегазы- дандыбаевской керамики с территории западного Китая — провинция Синьцзян (Молодин В.И., 1998, с. 286-289; Debaine-Francfort C., 2001, с. 59).

В опубликованных тезисах доклада В.В. Варфоломеев (1987, с. 88) без какой-либо аргу­ментации указывает, что самыми северными памятниками, на которых найдена бегазы-данды- баевская керамика, являются поселение Прорва и второй Потчевашский могильник на р. Ирты­ше. Вне сомнения, речь идет о ритуальной посуде андроноидного типа с геометрическим деко — ром в зоне плечико — тулова и в некоторых случаях неорнаментированным венчиком. В.И. Ма­тющенко (1991, с. 63) в своих более поздних работах также допускает мысль о проникновении бегазы-дандыбаевского населения далеко на север, в лесостепные районы Обь-Иртышья.

Благодаря исследованиям археологов барнаульской научной школы открытие памятников эпохи поздней бронзы в Кулундинской степи стало значительным событием в западносибир­ской археологии. В контексте рассматриваемой проблемы интерес представляют памятники так называемого бурлинского типа, выделенные В.С. Удодовым (1994, с. 11-13). Тип определя­ют, по его мнению, сосуществование и взаимодействие традиции бегазы-дандыбаевской стан­ковой керамики среднеазиатских земледельческих культур (Удодов В.С., 1994, с. 11). К сожале­нию, качественный анализ бегазинских керамических комплексов так и не получил должного освещения в публикациях. Автор исследования выделяет четыре группы сосудов, не приводя их морфологических особенностей, и считает, что первая и третья группы являются классичес­кими бегазы-дандыбаевскими (Там же). Вероятно это та, которая в большей степени свойственна посуде погребальных памятников этой культуры.

Приведенная краткая характеристика погребальных керамических комплексов андроноидных культур Верхней Оби (здесь раздельно особенности еловской и корчажкинской культур не учитываются) подчеркивает специфику бегазы-дандыбаевской керамической традиции. В соответствии с этим обозначим следующее.
1. По культуродиагностирующим, а не стадиальным, типолого-морфологическим призна­кам формы и декора керамика памятников лесостепной Барабы (Абрамово-4, Преображенка-3, Гандичевский совхоз и особенно Старый сад) имеет близость к идентичным комплексам андроноидных культур Верхнеобского бассейна. Они также ближе к материалам Прорвы, Второго Потчевашского могильника и погребений на городище Потчеваш (Евдокимов В .В., Стефанов В .И., 1980; с. 41-51; Стефанов В.И., 1979, с. 82-90; Федорова Н.В., 1974). В.И. Молодин (1985, с. 142) также обращает внимание на это обстоятельство. Что же касается прямоугольной формы орга­низации пространства кургана, то она известна в погребальной практике корчажкинской культу­ры Кузнецкой котловины (Бобров В.В., 1995, с. 75-78). Если вывести барабинские памятники из состояния, синхронного ирменской культуре, что более соответствовало реальности, то они могут быть отнесены к андроноидной культуре (не исключено, что самостоятельной) Барабы.
2. Было бы ошибочным полностью отрицать наличие бегазы-дандыбаевских комплексов на памятниках северо-западных районов Алтая. Это доказано достаточно аргументированно. Пастушеско-скотоводческий уклад хозяйства бегазы-дандыбаевцев определил подвижный об­раз жизни, они передвигались, вплоть до Синьцзяна. Обратим внимание, что археологически движение отмечено в широтном направлении по степям. Вопрос о том, насколько корректным явилось определение культурной принадлежности всех материалов алтайских памятников (без учета комплексов КВК, саргаринско-алексеевской и станковой), остается открытым. Проблема осложняется тем, что на территории алтайской части ареала корчажкинской культуры пока не известны могильники и соответственно культура погребений. Напомним, что степной Алтай — контактная культурно-историческая зона.
3. В бегазы-дандыбаевском комплексе обращает на себя внимание культурный компонент, связанный с переднеазиатской традицией и нашедший отражение в кубках на высоком поддоне (их орнаментация требует отдельного анализа) и сосудах с высокой шейкой. Несомненно, дру­гим компонентом в культуре был андроновский, который не мог не вызвать появления морфо­логических и декортивно-типологических черт, свойственных всему постандроновскому миру.
4. В лесостепи Западной Сибири сформировалась свита андроноидных культур, хозяй­ственно-экономический уклад населения которых, с одной стороны, приводил к стационарно­му образу жизни, с другой — вызывал демографические изменения (рост численности населе­ния). Нетрудно заметить, что первоначальным их очагом была периферия андроновского мира, а затем происходило освоение территории метрополии. В результате этого процесса должно было произойти их взаимодействие с населением бегазы-дандыбаевской культуры. В специ­альной литературе неоднократно упоминались факты, свидетельствующие о карасукском или ирменском влиянии на культуру поздней бронзы казахстанских степей. Собрать их и обозна­чить решение проблемы о связях культур в постандроновское время — одна из актуальных задач современного изучения эпохи поздней бронзы в зоне контакта Северной и Центральной Азии.

В этот день:

Дни рождения 1937 Родился Олег Владимирович Овсянников — советский и российский археолог, историк, исследователь археологии и истории Русского Севера, Сибири и Заполярья, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН.

Эпоха бронзы делится на три периода:ранняя бронза – ХVІІІ – ХVІ вв. до н.э.,средняя бронза – ХV – ХІІІ вв. до н.э.,поздняя бронза – ХІІ – VІІІ вв. до н.э. В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова.Архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.Большинство населения степных районов Казахстана , переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Обнаружено более 100 поселений и 150 могильноков эпохи бронзы. Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны). Происходит изменение в общественном отношении.Произошло усиление роли мужчины в обществе,смена материнского рода отцовским.В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические культы.Андроновская культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине, она разделяется на два этапа ранней и средней бронзы.Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название федоровского, а для Центрального – нуринского периода (XVIII – XVI вв. до н. э.).Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (XV – XII вв. до н. э.).Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (XV – XII вв. до н. э.).Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер.Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и зерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским.Разводили коз, коров, верблюдов.В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия.Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики.Погребальный обряд андроновцев.Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из плит, поставленных вертикально.Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. В могилу вместе с умершим погружались богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.Андроновская культура XII-Xвв до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевкой культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай.Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Распространились скотоводство и мотыжное земледелие.Расширилось производство металлических изделий. Наиболее известные памятники – Бегазы, Дандыбай, Аксу-Аюлы 2, Аккойтас, Сангру 1,3.Поселки бегазы-дандыбаевцев располагались у подножия скалистых холмов, недалеко от обильных источников воды и топлива.

Эпоха бронзы делится на три периода:ранняя бронза – ХVІІІ – ХVІ вв. до н.э.,средняя бронза – ХV – ХІІІ вв. до н.э.,поздняя бронза – ХІІ – VІІІ вв. до н.э. В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова.Архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.Большинство населения степных районов Казахстана , переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Обнаружено более 100 поселений и 150 могильноков эпохи бронзы. Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны). Происходит изменение в общественном отношении.Произошло усиление роли мужчины в обществе,смена материнского рода отцовским.В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические культы.Андроновская культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине, она разделяется на два этапа ранней и средней бронзы.Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название федоровского, а для Центрального – нуринского периода (XVIII – XVI вв. до н. э.).Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (XV – XII вв. до н. э.).Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (XV – XII вв. до н. э.).Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер.Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и зерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским.Разводили коз, коров, верблюдов.В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия.Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики.Погребальный обряд андроновцев.Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из плит, поставленных вертикально.Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. В могилу вместе с умершим погружались богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.Андроновская культура XII-Xвв до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевкой культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай.Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Распространились скотоводство и мотыжное земледелие.Расширилось производство металлических изделий. Наиболее известные памятники – Бегазы, Дандыбай, Аксу-Аюлы 2, Аккойтас, Сангру 1,3.Поселки бегазы-дандыбаевцев располагались у подножия скалистых холмов, недалеко от обильных источников воды и топлива.

В начале II тыс. до н.э. на территории Казахстана сложилось своеобразное комплексное хозяйство, соединяющее скотоводство, земледелие и высокоразвитую металлургию. В начале II до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Особенности эпохи бронзы:

Производственное освоение металла, в том числе и золота.

Появление новых форм пастушеского хозяйства – отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству.

1. Развитие мотыжного земледелия. Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось еще в IV тыс.до н.э.

2. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно.

3. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Происходит крушение матриархального рода и на смену пришли патриархальные семейно-родовые отношения.

Поздняя бронза (XII – начало VIII века до нашей эры) соответствует Бегазы-Дандыбаевской культуре, которая представляет собой дальнейшее, закономерное и последовательное развитие культуры бронзы Казахстана. Это новый, более высокий этап развития общества. Распространились скотоводство и мотыжное земледелие. Расширилось производство металлических изделий. Наиболее известные памятники – Бегазы, Дандыбай, Аксу-Аюлы 2, Аккойтас, Сангру 1,3.
Поселки бегазы-дандыбаевцев располагались у подножия скалистых холмов, недалеко от обильных источников воды и топлива. Ориентированы поселки, как правило треугольной осью с запада и северо-запада на восток и юго-восток, в направлении господствующих ветров. В долинах рек Токраун, Нура, Сарысу, Атасу, Ишим, Селеты и других густо располагались поселки древних рудокопов и металлургов. Керамика – сосуды с воротничком. Они изготавливались в форме кувшина с шаровидным туловом, высокой шейкой, обжигались. Сырьем для производства изделий была глина с примесью гранитного песка. Кроме горшков бегазы-дандыбаевцы изготавливали кувшины, миски, кубки, сосуды с носиком и т.д. Много встречается в могильниках и жилищах бегазы-дандыбаевцев металлических и костяных орудий. Большое количество орудий применялось в горном деле. Это каменные штампы – матрицы, а также льячки, ступки, песты, терки, кайла, мотыги, молоты, а также бронзовые булавки, иголки, пуговицы, накладки, костяные футляры для игл, пуговицы. К ювелирным изделиям относятся обнаруженные у бегазы-дандыбаевцев серебряные и золотые браслеты, кольца, пикторали, подвески, серьги, пряжки, головные диадемы (приблизительно 86% золота, 13% серебра и 1% меди). В эпоху поздней бронзы в больших количествах возводились культовые камни – менгиры. Ими обозначались места жертвоприношений, алтарей, народных сходов. Рост населения привел к тому, что в эпоху поздней бронзы произошел переход к полукочевому скотоводству. Эпоха поздней бронзы стала переходом от эпохи первобытности к эпохе государств. Усложнялись социальные отношения. Постепенно выделяется слой жрецов, появляется имущественная дифференциация, обособляются воины, особенно - воины-колесничие.


Изчение новой темы "Казахстан в эпоху бронзы". Учащиеся раскрывают культуры ранней и поздней бронзы, распространенные в Казахстане.

Содержимое разработки

История Казахстана 6 класс Тема: Андроновская культура

Задание 1. Приведите в соответствие стоянки бронзы и места их нахождения

80 поселений 1. Расположен на границе Костанай. и Челябинской обл

Аркаим 2. Жетысу (Семиречье), склоны Каратау

Петровка, Боголюбово, Чаглинка 3. Центральный Казахстан

Урочище Тамгалы 4.Северный и Западный Казахстан

Тагискен 5.нижнее теченье Сырдарьи

30 поселений, 150 могильников 6. Северо- Казахстанская область

Каждый правильный ответ- 1 балл Всего- 6 баллов

1-4; 2-1; 3- 6; 4-2; 5- 5; 6- 3.

Задание 2. Закончите предложения:

Достижения людей эпохи бронзы связано с расцветом ________________________ культуры.

Название идет от места первых находок у села Андроново возле г._____________ в _____________

Хорошо исследованы памятники эпохи бронзы на восточном побережье ________________ моря.

Каждое правильно вставленное слово – 1 балл Всего 5 баллов

Задание 3. Заполните схему: Чем занимались андроновцы эпохи бронзы?

Хозяйство андроновских племен

Правильный ответ – 1 балл Всего- 5 баллов

Андроновцы Казахстана жили вдоль рек Есиль, Тобол, Иртыш, Бухтарма ____________.

Аркаим находится в Жетысу _______

Жители Аркаима занимались не только ремеслом, но и скотоводством и земледелием _______.

Важной особенностью андроновской культуры было использование дерева для изготовления посуды ____

Нитки для ткани пряли из шерсти животных, пуха, конопли, крапивы, дикого льна ___________

Андроновский период представлен Александровской и Николаевской культурами _________

Андроновское жилище имело вид юрты _______

Поселение Тагискен было окружено волами и рвами __________

Описание внешности андроновцев дал академик К.Сатпаев _______

Исследование бегазы – данбыбаевской культуры проведено академиком А.Маргуланом _______

Каждый правильный ответ – 1 балл Итого – 10 баллов

Задания для групп: Составить презентации и построить защиту.

1 группа: Алакульская культура (Андроновская культура)

На какие вопросы нужно обратить внимание:

Зона распространия культуры.

Хронология культуры.

Занятия людей данной культуры.

Орудия труда и оружие.

Особенности посуды, относящейся к данной культуре.

2 группа: Федоровская культура (Андроновская культура)

На какие вопросы нужно обратить внимание:

Зона распространия культуры.

Хронология культуры.

Занятия людей данной культуры.

Орудия труда и оружие.

Особенности посуды, относящейся к данной культуре.

3 группа: Бегазы- Дандыбаевская культура

На какие вопросы нужно обратить внимание:

Зона распространия культуры.

Хронология культуры.

Занятия людей данной культуры.

Орудия труда и оружие.

Особенности посуды, относящейся к данной культуре.


-75%

Читайте также: