Ассимиляция это кратко в лингвистике

Обновлено: 04.07.2024

в языкознании, уподобление звуков - фонетическое изменение, состоящее в переходе звука под влиянием соседнего в другой звук, у которого совпали значения всех (полная А.) или части (частичная А.) дифференциальных признаков, ранее отличавшихся от значений соответствующих дифференциальных признаков соседнего звука. Если уподобляющиеся звуки находятся в непосредственном соседстве, то говорят о контактной А., в противном случае - о дистантной. При прогрессивной А. последующий звук уподобляется предшествующему, при регрессивной - предшествующий последующему. Например, 'свадьба' из более раннего 'сватьба' (ср. 'сват') или польск. sfora - 'свора' из более раннего swora (в первом случае, регрессивная, во втором - прогрессивная А. по звонкости (глухости).

1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал – мял, вол – вёл, лук – люк . В этом случае мы наблюдаем прогрессивную аккомодацию.

2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал – даль, год – голь, струн – струй . Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении – регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними – мягкими: книга – книге, книги .

Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, так как гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут.
Если встречаются рядом твердые согласные (чаще веляризованные) и гласные переднего ряда (палатальные), то либо артикуляция согласных должна продвинуться вперед, приспособляясь к передней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна отодвинуться назад, приспособляясь к задней артикуляции веляризованных согласных.
Если же встречаются рядом мягкие (палатализованные) согласные и гласные заднего ряда (велярные), то опять же либо артикуляция согласных должна лишиться палатализации, приспособляясь к задней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна продвинуться вперед в зону палатализации, приспособляясь к артикуляции согласных.

2. Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, отдать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Н еполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сдоба [ зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Ассимиляции не так меняют фонетический облик языка и потому шире допускаются литературным языком; диссимиляции более резко меняют фонетический облик языка и потому чаще встречаются в ненормированной речи (диалекты, просторечие, детская речь).

Хабирова Юлия
Источник: Реформатский "Введение в языкознание".

В лингвистике ассимиляция и диссимиляция – это термины фонологические. Под ними понимают процесс уподобления либо расподобления звуков, находящихся по соседству. То есть это понятия, полностью противоположные по своему значению.

Ассимиляция – это такое лингвистическое явление в русском языке, когда в пределах одного слова или их сочетания звуки уподобляются друг другу. Она имеет несколько причин появления. Основная причина, по которой возникает ассимиляция, – это связанность артикуляцией соседних звуков. В результате такой близости одни из них приобретают свойства других. Ассимиляция – это явление, которое имеет несколько проявлений. Как правило, различают несколько ее видов:

3)Собственно ассимиляция. Это такое явление, когда звуки, расположенные близко или по соседству, уподобляются до такой степени, что становятся причиной изменения фонемного состава конкретного слова. Можно считать ее последствием двух предыдущих процессов, так как она имеет более видимые результаты.

В зависимости от того, какой именно звук из двух сочетающихся уподобляется, различают:

- прогрессивную ассимиляцию. В этом случае первый звук сильнее, а последующий уподобляется ему. В русском языке это явление не встречается.

Понятно, что ассимиляция – это процесс, имеющий фонетическую природу. Именно поэтому со временем он становится причиной разной степени сдвигов в фонологии. Наличие ассимиляции в слове или ее отсутствие приводят к тому, что одни и те же звуки в нем могут иметь разные признаки.

(лат. assimilatio - уподобление). Уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношениях (ср.: диссимиляция). Ассимиляция возникает у гласных с гласными, у согласных с согласными.

Смотреть что такое АССИМИЛЯЦИЯ в других словарях:

АССИМИЛЯЦИЯ

или уподобление — усвоение веществ растением или животным. См. статьи Физиология животных и Физиология растений. Некоторыми фитофизиологами А. углерода. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

IАссимиля́ция (от лат. assimilatio) уподобление, слияние, усвоение.IIАссимиля́ция (этнографич.) слияние одного народа с другим с утратой . смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ, -и, ж. (книжн.). 1. см. ассимилировать, -ся. 2. Вязыкознании: уподобление, возникновение сходства с другим, соседним звуком,напр. произнесение вместо звонкого б в слове бабка глухого звука п [бапка] врезультате уподобления по глухости следующему к. \ прил. ассимилятивный,-ая,-ое. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

ассимиляция ж. 1) Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике). 2) Слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа (в этнографии).

АССИМИЛЯЦИЯ

ассимиляция ж.assimilation способный к ассимиляции — assimilative

АССИМИЛЯЦИЯ

ассимиляция расплавление, слияние, усваивание, усвоение, уподобление, ассимилирование Словарь русских синонимов. ассимиляция сущ., кол-во синонимов: 7 • ассимилирование (4) • расплавление (10) • слияние (21) • уподобление (13) • усваивание (18) • усвоение (29) • этноцид (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: ассимилирование, расплавление, слияние, уподобление, усваивание, усвоение. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ, или анаболизм (биол.), присущий всему живому процесс, одна из сторон обмена веществ; А.- образование сложных веществ, составляющих орган. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ в языкознании, уподобление звуков - фонетич. изменение, состоящее в переходе звука под влиянием соседнего в другой звук, у к-рого совпали. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ в петрографии, процесс взаимодействия магмы с вмещающими породами. В результате А. магма полностью или частично растворяет вещество вмеща. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ (этнографич.), слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, нац. самосознания. Во многих странах в услов. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio), уподобление, слияние, усвоение.

АССИМИЛЯЦИЯ

Ассимиляция или уподобление - усвоение веществ растением или животным. См. статьи Физиология животных и Физиология растений. Некоторыми фитофизиологами. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ процесс, в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культур. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ(лат. assimilatio, от assimilare - уподоблять). Уравнение, уподобление, напр., в фонетике уподобление соседних звуков один другому; в физиол. смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

лат. assimilatio) - уподобление, слияние, усвоение. Термин широко применяется во многих естественных и общественных науках. В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две (или более) группы, ранее различающиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Согласно теории американского социолога Р. Парка, процесс ассимиляции состоит из следующих фаз: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция. Наряду с ассимиляцией в западной социологии часто используются близкие термины: окультуривание (acculturation) и приспособление (accomodation). Наиболее широкое применение этот термин приобрел для характеристики межэтнических процессов, проявляющихся в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшимся этносам, оказавшись в тесном контакте с другим народом или в его среде (дисперсно расселенные этносы), воспринимают его язык, культуру, обычаи. В последующих поколениях происходит полная смена национальной самоидентификации (причисление себя к данному народу). Существенным фактором ассимиляции являются межэтнические браки, однако, этническая самоидентификация детей, рожденных в таких браках во многом зависит от национальности супруга-лидера, а также - от ряда конъюнктурных факторов (приоритетов национальной политики на определенной территории). А представляет собой процесс межэтнического взаимодействия и никогда не носит односторонний характер. Даже при очевидности различий в положении ассимилирующего и ассимилируемого народа, определенные изменения претерпевают обе стороны. Процесс ассимиляции может иметь как универсальный, так и частичный характер. Например, при ассимиляции народ может утратить свой язык, самоназвание, традиционную структуру деятельности, но сохранить религиозные верования, некоторые бытовые традиции. Подобный вариант протекания ассимиляционного процесса демонстрирует история создания американской нации. Известны случаи, когда образующие новую общность народы сохраняют и свой язык. Таков опыт создания бельгийской нации. А может проходить естественным и насильственным путем. Естественная ассимиляция - следствие объективных процессов экономического и политического сближения территорий (отдельных регионов и целых государств) и народов, давших мощный импульс их культурному сближению (например, растущая интернационализация мирового хозяйства). Естественная ассимиляция характерна и для мигрантов, которые на своей новой родине вливаются в состав коренного населения, постепенно растворяясь в нем. Принудительная (насильственная) ассимиляции - это проявление определенной национальной политики, имеющей целью уничтожение того или иного этноса как самостоятельной единицы, но не физическим способом. В качестве приемов насильственной ассимиляции используются: ограничение сферы применения национального языка, с последующим полным его изъятием из обращения; искоренение национальных традиций (запрет на празднование национальных, народных праздников, исполнение обрядов); насаждение не свойственных народу видов деятельности и др. Такая политика деформирует мораль, систему ценностей обоих народов, провоцирует ожесточенное сопротивление народа ассимилируемого, его стремление к этнической замкнутости, искусственное "выпячивание" его отличительных черт. Насильственная ассимиляция - потенциальный источник межэтнических конфликтов. Интенсивность ассимиляция не всегда определяется соотношением численности этносов. Так, имеются исторические примеры того, как народ - завоеватель на покоренных территориях принимал культуру побежденных (норманны в Южной Италии, болгары на Балканском полуострове, хамитские племена в Восточной Африке и т. д.), а также того, как малочисленный народ ассимилировал более многочисленный. Один и тот же народ может сам активно ассимилировать другие народы (так, русские ассимилировали собой многочисленные финские и тюркские племена), но в отдельных случаях, особенно при проживании небольшими группами на территории традиционного расселения других народов, может стать объектом ассимиляции. В глобальном плане всю историю человечества можно представить как процесс ассимиляции народов, объединения бесчисленных племен в ограниченное число этнических групп, народов (наций, народностей). Ассимиляционные процессы в России носят взаимный характер, хотя и являются избирательными относительно разных этнических групп. Усиление ассимиляции происходит в период стабильной общественной жизни. Межэтнические конфликты снижают динамику развития процесса ассимиляции. Е. СИГАРЕВА. . смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к-рой они находятся в непос-редств. контакте. Этот процесс может происходить спонтанно, и в данном случае А. может рассматриваться как один из типов процесса аккулыпурации и как рез-т этого процесса. Вместе с тем часто термин "А." используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей нац. группы в отношении этнич. меньшинств, направленную на искусств, подавление их традиц. культуры и создание таких социальных условий, при к-рых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных паттернов данной группы.
Понятие А. стало использоваться в к. 19 в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову "американизация"). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом: "А. есть процесс взаимопроникновения и смешения, в ходе к-рого индивиды или группы приобретают истор. память, чувства и установки других индивидов и, разделяя их опыт и историю, инкорпорируются вместе с ними в общую культурную жизнь". До сер. 20 в. термин А. использовался в контексте изучения инкорпорации индейских племен США в доминирующую культуру белого населения. Для объяснения А. привлекалась преимущественно теория "плавильного тигля": амер. об-во рассматривалось как огромная "творческая лаборатория", где разл. культурные традиции перемешиваются и переплавляются в некое синтетич. целое.
Во вт. пол. 20 в. проводились многочисл. исследования процессов А. (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. ван дёр Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). Продолжалось и теор. осмысление этого феномена. Ван дёр Занден различал одностороннюю А., при к-рой культура меньшинства полностью вытесняется доминирующей культурой, и культурное смешение, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп смешиваются и, образуя новые устойчивые комбинации, кладут начало новой культуре. М. Гордон, исследовавший процессы А. в амер. об-ве, пришел к выводу, что А. резонно рассматривать в терминах степени; в наст. время эту т.зр. разделяют большинство ученых. Случаи полной А. встречаются крайне редко; обычно имеет место та или иная степень трансформации традиц. культуры меньшинства под влиянием культуры доминирующей этнич. группы, причем нередко довольно значит, оказывается и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру. Гордон выделил несколько компонентов процесса А.: замену старых культурых паттернов подчиненной группы паттернами господствующей культуры; инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы; рост числа смешанных браков; формирование у членов подчиненной группы социальной идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным структурам господствующей группы; отсутствие дискриминации меньшинств и т.д.
Особое значение приобрели практически ориентированные исследования спец. механизмов инкорпорации иммигрантов в новую для них социокультурную реальность (Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Р. Ли и др.).
В настоящее время большинство исследователей выступают за осторожное использование термина "А." в связи с его полит, коннотациями. Кроме того, доми
нирует понимание А. как сложного и многогранного процесса, разл. аспекты к-рого (расовые, этнич., полит., демогр., психол. и т.д.) целесообразно, рассматривать по отдельности.
Лит.: Park R., Burgess E. Introduction to the Science of Sociology. Chi., 1929; Berry B. Race Relations; the Interaction of Ethnic and Racial Groups. Boston, 1951; Eisenstadt S.N. The Absorption of Immigrants. Glencoe (111.), 1955;
Bierstedt R. The Social Order. N.Y., 1957; Wagley Ch., Hams M. Minorities in the New World. N.Y., 1958; Lee R.H. The Chinese in the United States of America. Hong Kong; N.Y.; Oxf., 1960; Herskovits M. The Human Factor in Changing Africa. N.Y., 1962; Van der Zanden J. American Minority Relations: The Sociology of Race and Ethnic Groups. N.Y., 1963; Gordon M. Assimilation in American Life. N.Y., 1964.
В. Г. Николаев

АССИМИЛЯЦИЯ

(от лат. assimilatio - “уподобление; англ. - assimilation, нем. - Assimilation) - вид объединительных этнических процессов (см.), в которых уже достаточно сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них части и особенно - небольшие группы, вступив в тесный контакт с другим народом - более многочисленным или развитым в социально- экономическом отношении, а особенно сравнительно небольшие этнические группы, оказавшиеся в среде этих народов, воспринимают их язык и культуру и постепенно, обычно в последующих поколениях, сливаются с нам, утрачивают прежнее самосознание и причисляют себя к этим народам. Процессы А. могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (напр., А. англичанами - уэльсцев, французами - бретонцев, русскими - карел, мордвы и т. п.) , так и особенно иммигрантов, осевших на постоянное жительство (напр., А. итальянцев, переселившихся во Францию, США и др. страны); такие конкретные случаи А. называются соответственно “русификацией”, “англизацией” и т.п. Различаются естественная и насильственная А. Естественная А. возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловлена их общей социальной, хозяйственной и культурной жизнью, распространением этнически смешанных браков и т.п.; такая А. имеет прогрессивный характер при любом политичеком строе; тем более закономерным и прогрессивным считалось ее развитие в социалистическом обществе, при все расширяющемся свободном общении равноправных народов. Однако националисты, приверженцы этнической парадигмы (см.) считают такое явление нежелательным. В СССР процессы естественной А. охватывали гл.обр. группы национальностей, живущих за пределами своих республик и национальных областей в сильном территориальном смешении с другими этносами, особенно в городах, где такое смешение имеется в многоквартирных домах, в детских садах и школах, производственных коллективах и т.д.; иногда А. приводила к снижению абсолютной численности отдельных этносов, отмеченному переписями населения (напр., - мордвы, карел, евреев и др.) Насильственная А., характерная для стран, где национальности неравноправны, представляет собой системы мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и др. сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса А.путем путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их самосознание и т.п. В этом отношении политика насильственной А. противоположна политике сегрегации (см.), но также противоречит демократическим принципам общественного развития. В некоторых случаях установить четкую грань между естественной и насильственной А. (напр. в “заморских” департаментах Франции) довольно трудно. Важным этапом этнической А. является культурная А. или аккультурация (см.) и языковая А., т.е. полный переход на другой язык, который становится или считается “родным”. Обычно культурная или культурно-бытовая А. начинается с так называемой стадии адаптации раньше языковой А., но полностью завершается позже (см. также Маргинальность). В СССР наиболее мощным фактором А. были национально- смешанные браки. Необходимым этапом А. иммигрантов является принятие ими подданства страны оседания или так называемая натурализация ЛИТ.: Козлов В.И.Динамика численности народов. М., 1969. Современные этнические процессы в СССР. М., 1977. Этнические процессы в современном мире. М., 1987. Betts R.F. Assimilation and association in French colonial theory 1890-1914, N.Y., 1961. Cultural assimilation of immigrant, UNESCO, L., 1950. The cultural integration of immigrants, UNESCO, Paris, 1954. В.И.Козлов . смотреть

АССИМИЛЯЦИЯ

[assimilatio — уподобление] — в геологии процесс полного усвоения и плавления постороннего материала (боковых п. и пр.) в интрудировавшей магме, без сохранения реликтов материального каркаса поглощенных п., с образованием гибридной магмы, кристаллизация которой вызывает появление г. п., обладающих признаками гибридных образований.А. может происходить у контакта интрузии или на глубине вследствие опускания обрушающихся частей кровли в магму. Вопрос о масштабах А. спорный, хотя процессу А. некоторые исследователи приписывают важную роль как фактора металлогенической специализации (Абдуллаев и др.). По В. Николаеву, процесс А. является резко эндотермическим и поэтому не может проявляться в значительных масштабах из-за ограниченных запасов тепла в магме.

Геологический словарь: в 2-х томах. — М.: Недра . Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др. . 1978 .

в петрографии (от лат. assimilatio - уподобление, слияние * a. assimilation, magmatic digestion, magmatic dissolution; и. Assimilierung, Assimilation; ф. assimilation; и. asimilacion, digestion magmatica ) - процесс захвата, переплавления и последующего полного усвоения интрудирующей магмой вещества вмещающих (боковых) пород без сохранения реликтов поглощённых пород. A. - одна из форм проявления реакций взаимодействия магмы c вмещающими породами, в процессе внедрения перегретой магмы во вмещающие породы последние растрескиваются под влиянием прогрева и неравномерного расширения. Mеханически раздробленные и захваченные магмой породы боковых стенок и кровли иногда сохраняются в виде Ксенолита, резко отличающихся по составу от захватившей их магмы. При нагреве до темп-p, близких темп-pe магмы, в результате реакций c магматич. расплавом состав ксенолитов становится близким к составу магмы. При значит. кол-ве ксенолитов меняется также и состав усваивающего их магматич. расплава.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Е. А. Козловского . 1984—1991 .

Читайте также: