А с макаренко биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Детство и юность

В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.

Педагогическая деятельность

Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу.

Писательский труд

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Личная жизнь

Со своей супругой, Галиной Стахиевной, Макаренко познакомился во время работы в колонии. После регистрации брака в 1935 году он усыновил сына своей супруги, Льва. Также он заменил родного отца своей племяннице Олимпиаде. Родных детей у Антона Семеновича не было.

Смерть

Писатель скоропостижно скончался от сердечного приступа 1 апреля 1939 года, в вагоне электрички.


Детство

Родился Антон Макаренко 1 марта 1888 года, на три недели раньше положенного срока. Его родители – Семен Макаренко и Татьяна Макаренко (до замужества Дергачёва) тогда снимали квартиру на железнодорожной станции недалеко от деревни Белополье Сумского уезда Харьковской области. Отец работал рабочим-маляром в железнодорожных мастерских, мама – дочь мелкого чиновника Крюковского интендантства, была домохозяйкой. В 1895 году в семье родился сын Виталий, позже семья пополнилась дочерью, но она скончалась еще младенцем. Виталий Макаренко служил в царской армии в чине поручика, участвовал в Брусиловском прорыве, был ранен и представлен к награде. После событий 1917 года вместе с другими белогвардейцами отправился за границу, умер во Франции в 1983 году.

Антон Семёнович Макаренко

Антон с детства не отличался крепким здоровьем, часто болел, причем мог простудиться даже от открытой на несколько минут форточки. По этой причине он никогда не гулял со сверстниками во дворе, предпочитая обществу мальчишек книгу. Благо, в доме отца имелась приличная библиотека. Хоть отец и был простым рабочим, но очень любил читать и эту любовь передал своим сыновьям.

Антон рос очень замкнутым, к тому же носил очки, ставшие предметом издевательств одноклассников. Над ним часто смеялись, причем, достаточно жестко. В 1895-м Макаренко начал обучение в двухклассной начальной школе, и нужно отметить, что она давалась ему с трудом. Не от того, что он не успевал по предметам, скорее наоборот, Антон сильно выделялся на фоне других учеников своими знаниями, и одноклассники издевались над ним с еще большей силой.

В возрасте тринадцати лет Антон с родителями сменил место жительства, семья поселилась в городе Крюкове. Отец решил, что там его сыновья смогут продолжить образование. Подросток стал учеником Кременчугского 4-классного городского училища, после окончания которого получил несколько похвальных грамот и аттестат с отличием.

Антон Семёнович Макаренко

В 1904-м парень решил приобрести профессию, и понял, что его привлекает педагогика. На протяжении следующего года он учился на педагогических курсах, которые позволяли ему стать учителем начальных классов.

Педагогика

Горькому рассказ не понравился, и он безжалостно раскритиковал молодого автора. После такой негативной оценки своего труда Макаренко отбросил идею написания книг, и не притрагивался к перу на протяжении тринадцати лет. Однако на отношения с Максимом Горьким это не повлияло, Антон поддерживал их всю свою жизнь.

Вскоре у Макаренко появилась собственная система перевоспитания трудных детей, которую он сумел применить на практике, в трудовой колонии села Ковалевка, недалеко от Полтавы. Педагог придумал методику, суть которой состояла в том, что из трудных подростков формировались группы, занимавшиеся самостоятельным обустройством собственного быта. Вскоре на эту коммуну обратили внимание власти, но до них дошли сведения, что там избивают детей. На самом деле Макаренко только раз ударил одного из воспитанников, но за это лишился должности.

С новой работой Макаренко помог Максим Горький. Благодаря протекции писателя Антон перешел в колонию недалеко от Харькова. Мало того, Горький рекомендовал другу вновь заняться литературным творчеством.

Антон Семёнович Макаренко

Власти очень пристально следили за деятельностью педагога, и вскоре его преподавательские эксперименты были прекращены. Антон Макаренко получил новое назначение, он отправился в Киев, чтобы занять кресло помощника начальника трудовых колоний.

Антон Семёнович Макаренко

Макаренко Антон Семенович

Его активная жизненная позиция не раз выступала в противовес мнению окружающих, в том числе – вышестоящих чиновников. Но трудолюбие и упорство Макаренко доказало, что его педагогические воззрения – передовые, и опережают свое время. При жизни он испытал немало профессиональных трудностей и не получил должного общественного признания. Но после смерти Атона Семеновича назвали великим учителем и официально включили в международную четверку педагогов, чьи методы изменили взгляды на воспитание детей в 20 веке.

Детство и юность

Антон Макаренко был первым ребенком в обычной украинской семье. Он родился в первый день весны 1888 года в селе Белополье Харьковского района. Поселение находилось недалеко от железнодорожной станции, где отец Антона трудился маляром. У будущего педагога был младший брат Виталий, впоследствии ставший выдающимся офицером и из-за службы царю вынужденный уехать из страны после революционных событий.

С детства у Антона Макаренко наблюдались проблемы со зрением – близорукость, поэтому он был вынужден носить очки, за что получал насмешки от сверстников. Позже диагноз стал причиной досрочного освобождения от военной службы.

Антон Макаренко в детстве

Антон Макаренко в детстве

В доме семьи Макаренко всегда были книги, и маленький мальчик вместо активных игр на улице отдавал предпочтение литературе. Родители рано поняли его тягу к знаниям и постарались сделать все, чтобы ребенок смог получить достойное образование. В 1895 году, когда ребенку исполнилось 7 лет, он был зачислен в двухклассное училище, где получил начальное образование.

Затем семья переехала в город Крюков, где была возможность освоить еще 4 класса школьной программы. Макаренко был зачислен в уездное училище Кременчуга, где сначала получил общее образование, а затем, в 16 лет, поступил на годовые педагогические курсы. С этого момента началось становление молодого учителя в профессии.

Антон Макаренко в молодости

Антон Макаренко в молодости

Основные события жизни

Педагог Антон Макаренко

Личная жизнь

Первой – гражданской – женой Макаренко была Елизавета Григорович. Пара познакомилась в 1906 году, когда Антону было 18 лет, а Елизавете – 26 лет. Женщина ушла от мужа к молодому избраннику, работала с ним в воспитательной колонии и во всем поддерживала. Их связь не одобряли родственники, особенно отец Макаренко. Расстались они спустя 20 лет, не оформив отношения и не родив детей.

С Елизаветой Григорович

С Елизаветой Григорович

В 1920 году у брата педагога Виталия Макаренко родилась дочь Олимпиада. Незадолго до появления малышки на свет, ее отцу пришлось в срочном порядке уехать из страны, чтобы спастись от преследования большевиков. Антон Макаренко принял решение взять девочку под опеку. Он полностью занимался воспитанием ребенка.

В 1935 году на очередную проверку в колонию Антона Семеновича пришла молодой специалист Галина Стахиевна Салько.

Галина Стахиевна Салько

Галина Стахиевна Салько

Женщина, в отличии от других ревизоров, одобрила воспитательные методы Макаренко и расположила педагога к себе. Их чувства оказались взаимны, и вскоре пара оформила официальные отношения. Сына Салько – Льва – Макаренко усыновил после сочетания браком с его матерью. Родных детей у Антона Семеновича не было.

Влияние личности и педагогических взглядов

Выдающийся учитель, просветитель и писатель Антон Семенович Макаренко считается образцом советской педагогики. Он создал и ввел в практику новейшие для своего времени методики воспитания беспризорных подростков и детей с преступным прошлым. Его идеи часто были спорными, вызывали осуждение общественности, но были необходимы для исторического периода 1910-1930-х годов. Литературное и педагогическое наследие Макаренко используется в практике сегодня в России и мире.


13 марта 1888 года родился всемирно известный советский педагог и писатель Антон Макаренко (13.03.1888 — 01.04.1939), который стал знаменитым деятелем русской и мировой культуры и педагогики благодаря незаурядному успеху в воспитании детей и адаптации их в последующей жизни в обществе.

Макаренко является одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Почему его система популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России? Почему его произведения, в отличие от произведений А.Солженицына, не изучаются в школе?

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаемся. Скорее всего, в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века — это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.


Несовременно? Неактуально? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Краткая биография


А.С. Макаренко родился 13 марта 1888 года в поселке Белополье, Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.

В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905). В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская. 1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью.

В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.

В 1917—1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 году переехал в Полтаву. По поручению Полтавского Губнаробра создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.


В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе.


Литературная деятельность Макаренко — редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-учёного.

Умер 1 апреля 1939 года в Голицыно Московской области.

Макаренко — против буржуазной педагогики


Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко — это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Особенности педагогического наследия Макаренко


Начнём с ещё более базисного вопроса: что такое педагогика?

Определений много. Самое простое — наука об обучении человека.

Цель — выработка приёмов, с помощью которых можно обучить человека правильно вести себя в неизвестных ему пока обстоятельствах.

Ясно, что главный объект педагогики — дети. Но не только они. Обучать приходится и студентов, и военных, и тех, кто желает овладеть новой профессией. Даже религиозный проповедник, обращаясь к пастве, использует основы педагогики. Соответственно, кроме детской педагогики (которая подразделяется на дошкольную и школьную), есть педагогика высшего, профессионального, военного образования, религиозная педагогика.

Список неполный, можно продолжить.

Педагогика — дисциплина гуманитарная. Базируется она в первую очередь на психологии, социологии, лингвистике, медицине. Пользуясь различными приёмами, педагог стремится объяснить учащемуся новые знания и навыки, закрепить их и добиться уверенного применения освоенного (часто на уровне инстинктов).


А.С.Макаренко был первый, кто рассматривал коллектив, в который погружён человек, как средство воспитания. Основные достижения, которых добился Макаренко, разрабатывая этот взгляд, можно сформулировать в нижеследующих пунктах.

Конечно, вопросы взаимоотношения личности и коллектива были особенно модны в начале 1920-х годов, когда А.С. Макаренко активно вёл свою педагогическую деятельность. Но это совсем не значит, что педагогический опыт Макаренко не применим в наше время. Наоборот, перед педагогами, осваивающими этот опыт — широкое и интересное поле деятельности.

Многих привлекает убеждение А.С. Макаренко, что:

Однажды у Антона Семеновича Макаренко произошёл такой разговор с профессорами, которые предложили ему поработать над учебником педагогики:

Вы какую педагогику хотите писать: сегодняшнего или завтрашнего дня? — спросил Антон Семенович.

Конечно — сегодняшнего. Мы не знаем, что будет завтра.

Тогда я вам не помощник. Пока вы напишите, придёт завтрашний день. И у вас получится педагогика вчерашнего дня…

Наша страна, в которой традиционно всё лучшее отдавалось детям, переживает непростой период, когда надо защищать детей. Защищать от растления, от пропаганды насилия, от идей индивидуализма, на которых воспитываются нравственные уроды, эгоисты. К защите детства стремятся всевозможные фонды, общественные организации. Об этой своей задаче говорит и государство, пытаясь найти секреты воспитания личности гражданина, достойного отечества своего (увы, не всегда научно обоснованные, как показывает практика — критерий истины).

А.С.Макаренко — эффективный управленец ХХ и ХХI веков


Когда Антон Семёнович оказался лицом к лицу с несовершеннолетними правонарушителями, ему пришлось далеко не сладко:


В итоге полтавский наставник пришёл к важному выводу: дисциплина — это не метод, а результат воспитания.


И эта коммуна (300 несовершеннолетних голов, причём не только мальчиков, но и девочек) смогла построить и запустить сначала производство электродрелей, а позднее — завод фотоаппаратов, выпускавший знаменитые ФЭД.


2) Цепочки экспертов — в виде хозяйственной комиссии, столовой комиссии, комиссии по праздникам и т.д. Лишь через полвека такие цепочки появятся в Харцбургской модели управления профессора Рейнхарда Хона (Германия) и, в частности, в розничных гигантах Aldi Nord и Aldi Zud.

3) Корпоративный университет. Включал в себя (коммуна им. Дзержинского) школу, рабфак Харьковского машиностроительного института, преобразованный в техникум с двумя отделениями — электромеханическим и оптико-механическим, а также театр, клуб, оркестр. На Западе первый корпоративный университет появится в 1961 году в McDonald’s.

До сих пор мультипроектное управление является, наверное, самым сложным для любого предприятия. Даже тотальное управление качеством с парой десятков проектов на одного сотрудника в год мало кому удается привить. Однако система Макаренко обеспечивала подготовку проектных управленцев высочайшего уровня, благодаря чему колония им. Горького

Это та самая матричная схема, которая в учебниках по теории управления называется сравнительно модерновой и рождённой якобына Западе (так А. С. Макаренко её успешно применял в 1923 году!).

Организаторская цель системы Макаренко — трудиться не с роботизированными сотрудниками, а с людьми, сохраняющими живость восприятия и реакций.

Виртуозность создания стандартов заключается в том, что многие из них создаются человеком только один раз, для одной конкретной ситуации. Кстати, о самом педагоге говорили:

Ускорение генерации валового продукта в XXI веке неизбежно потребует новых, ранее невиданных аутопоэзных (самовоспроизводящих) форм собственности и контекстного права, которые будут также похожи на прошлые АО и ТОО, атомный реактор на двигатель внутреннего сгорания. Немного перефразируя Ландау:

Макаренко ещё восемьдесят с лишним лет тому назад продемонстрировал грядущий скачок эффективности систем управления и развития (что так не хватает нашему либеральному Правительству и ЦБ).

По всему миру ещё появятся тысячи диссертаций по работам полтавского мастера в сфере бизнеса, права, этнологии, социологии, андрагогике (отрасль педагогической науки, раскрывающая проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: non scholae, sedvitae discimus — учимся не для школы, а для жизни) и т. д.

Послесловие


Если немцы, изучавшие и внедрявшие систему Макаренко, делали ставку на труд, то японцам очень понравилось сочетание ответственности и творчества, а также круговой коллективной поруки. В 1950-е годы работы Макаренко стали там издавать массовыми тиражами — для руководителей предприятий. И теперь практически все японские фирмы строятся по лекалам трудовой колонии нашего педагога.

Это всё придумал и воплотил Макаренко. Но — нет пророка в своём отечестве. Его труды у нас не переиздавали довольно долго. Кстати, последнее переиздание его собрания сочинений было осуществлено — вот где позорище-то! — одной западной косметической компанией. С характерным предисловием:

К огромному сожалению, для нашей науки горе-политики слишком рано стали делить шкуру неубитого медведя. Эту науку о справедливом обществе ещё надо создавать всем миром. И здесь непочатый край работ для любого народа и наций.


Почему наша педагогика осталась усечённой, как это говорил А.С. Макаренко, почему обрезанными стали подсистемы — труд, спорт в нашей системе образования, почему наши дети замертво падают на уроках физкультуры — всё это результат нашей несовершенной системы образования.

Сегодня многие наши представления об общественных процессах, о различных исторических личностях изменяются радикальным образом. Это обусловливает необходимость углубления, уточнения, а иногда и пересмотра многих концепций, в том числе и в педагогике. Важнейшей задачей является новое прочтение А.С.Макаренко и на этой основе — дальнейшее развитие его идей.

Ставшие сегодня известными широкой общественности новые факты биографии А.С.Макаренко, его высказывания, архивные материалы, служебные документы — всё это позволяет утверждать: личность А.С.Макаренко и значение его социально-педагогических идей не были до сих пор нами оценены в должной мере. Значение его идей выходит за рамки чисто педагогического приложения, эти идеи могут являться ориентирами в решении современных социальных, экономических, правовых, педагогических проблем нашего общества.

А нашим читателям советуем почитать его книги. Поверьте, почерпнёте для себя много нового…

Читайте также: