А н радищев представление о происхождении человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) — радикальный политический мыслитель, писатель, философ, одна из самых ярких фигур отечественной истории XVIII века. Трактат "О человеке, его смертности и бессмертии", над которым Радищев работал в годы сибирской ссылки, является и уникальным "человеческим документом" и своего рода психологической энциклопедией эпохи Просвещения. Эта работой были заложены основы отечественной традиции научного и философского осмысления широкого круга тем и вопросов, ставших в дальнейшем предметом специальных психологических и антропологических дисциплин — психофизиологии, танатологии, социальной психологии, психологии развития.

17. Гипотезы происхождения человека

Вспомните!

Какие гипотезы происхождения человека вам известны?

Проблема антропогенеза (исторического развития человека) относится к числу сложнейших философских и естественно-научных проблем. Вопрос о происхождении человека всегда привлекал к себе внимание людей. Ещё в древние времена наши далёкие предки, выбирая себе тотемы – священных животных, почитали их как своих прародителей и гордились ими. У многих племён Африки существуют предания о происхождении человека от обезьян.

Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. Философ Анаксимандр (610–546 до н. э.), пытаясь познать происхождение и развитие живой природы, выдвигал идеи о возникновении человека путём последовательных превращений животных. Зачатки эволюционных взглядов можно найти в сочинениях Демокрита и Эмпедокла. Сократ (469–399 до н. э.) высказывал мысль, что человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки. Афинский учитель красноречия Исократ считал, что человек стал человеком благодаря речи.

Огромное значение для развития идей о происхождении человека имели путешествия Геродота (484–406 до н. э.). Его труды, дошедшие до нашего времени, – это ценнейший источник изучения древних народов. Свидетельства Геродота дополняют данные палеоантропологии и позволяют составить представление о распространении людей до эпохи Великих переселений.

Основоположник анатомии, известный древнеримский врач К. Гален изучал анатомию человека, вскрывая других млекопитающих, в том числе обезьян. К. Линней, будучи креационистом, в своей классификации живых организмов поместил человека в один отряд с приматами, потому что считал их очень схожими по строению. В эпоху господства христианства это был очень смелый шаг, не случайно труд Линнея на долгое время был запрещён Ватиканом. Разрабатывая бинарную номенклатуру, Линней выделил вид Homo sapiens (Человек разумный) и разделил его на четыре расы.

Очень оригинального взгляда на происхождение человека придерживался Ж. Б. Робине, который считал, что животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.

Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых остатков. Одним из её важнейших положений является признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.

Писатель-революционер и философ-материалист, А. Н. Радищев (1749–1802) служит ярким примером того, как эволюционная идея в конце XVIII в. получила признание и сочувствие в кругу просвещенных русских людей.


Александр Николаевич Радищев.

Здесь в своеобразной красочной форме выражена идея о единстве всей живой природы и о генетической связи между мертвой и живой природой, которую охотно высказывали некоторые философы-материалисты XVIII в., например Робинс.

Следует, однако, заметить, что материализм Радищева был не вполне последовательным. Например, он допускал бессмертие души или, во всяком случае, обсуждая этот вопрос на многих страницах своего трактата, оставил его открытым. В этом отношении Радищев напоминает академика Вольфа, который также был материалистом, но в вопросе о бессмертии души обнаружил колебания. По-видимому, философам-материалистам XVIII в. не так-то легко было расстаться с некоторыми фетишами идеализма.

Окидывая взглядом всю научно-философскую деятельность Радищева в делом, надо все же отнести его к сторонникам идеи эволюции на материалистической основе.


Что ищет человек в истории философии, на какие вопросы, волнующие его, хочет получить ответы? Скорее всего - это определение своего места в жизни, осмысление этого мира, поиск гармонии во взаимоотношениях. И на передний план выдвигаются социальные и нравственные ценности. Многие мыслители на протяжении веков занимались изучением принципов и законов развития общества, общих принципов бытия. В этой статье более детально остановимся на некоторых моментах русской философии Радищева.

Становление русской философии

О начальном периоде развития русской философии можно говорить, как о древнерусской, русской средневековой или допетровского периода. Он охватывает несколько веков: с XI по XVII.

Мировая философия оказала существенное влияние на формирование миропонимания на Руси. Киевский митрополит Илларион в своих трудах, таких как "Молитва", "Слово о законе и благодати" и "Исповедание веры" знакомит с русской жизнью X – XI веков. Это период носит название "христианизации", идет толкование принятия народом христианства. А, собственно, общественная мысль отражена в литературных произведениях средневековья "Слово о полку Игореве", написанная в XII веке, а также в летописных сводах "Повесть временных лет", датируемая XI—XII веками.

Крепостные крестьяне

Материалистическая философия в России

Во втором периоде развития русской философии, начавшемся с XVIII века, происходит приобщение Руси к мировой культуре. В это время начался процесс европеизации, связанный с реформистскими взглядами Петра Великого, а также начавшегося процесса популяризации общественной жизни, то есть снижения роли религии, перехода от религиозных традиций к рациональным (нерелигиозным) нормам.

Философия Ломоносова

Гениальный ученый, незаурядная личность, кладезь всевозможных знаний - Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг), стал первым русским мыслителем, философия которого отражала ценность отечественной истории и ее видоизменение под влиянием реформ. Ломоносов, обладая необыкновенной силой воли и неисчерпаемой энергией к познанию всего, что его окружает, первый углубляется в историю отечества и выдвигает концепцию о бесконечных возможностях страны. Но, как бы ни было, философия Ломоносова, не отрицающая роль Бога в мироздании, все-таки оставалась мировоззрением естествоиспытателя, человека, призывающего изучать мир, в котором он живет. Только опираясь на знания, указывал в своих трудах философ, можно познать окружающий мир.

Философ М.В.Ломоносов

Критик и философ - А. Н. Радищев

Великий ученый был не один в поисках истины. Продолжил материалистическую линию русской философии Ломоносова Радищев Александр Николаевич (1749-1802 гг). Однако, если мировоззрение первого было сформировано под влиянием научных работ И. Ньютона, Г. Галилея, Г. Лейбница, а также собственных естественнонаучных исследований, то Радищева вдохновляли западные мыслители, такие, как Жан-Жак-Руссо, Вольтер и Гийом-Томас-Франсуа де Рейнал.

Александр Николаевич Радищев был ведущим общественным критиком и философом русского Просвещения. Он родился в Москве, сын зажиточного землевладельца получил образование в Москве и в Санкт-Петербурге, а с 1766 по 1771 год учился в Лейпцигском университете, где и познакомился с современной французской философией. А. Н. Радищев, вернувшись в Россию, весьма преуспел на гражданской и военной службе.

Тракт из Петербурга в Москву

В 1785-1786 гг. Радищев работает над очерками о продаже крепостных крестьян на торгах, пишет заметки о цензуре. В итоге, он объединяет несколько работ, создав произведение в жанре путешествия. В 1789 году он заканчивает работу над своей книгой и дает ей общее название "Путешествие из Петербурга в Москву". В собственной типографии печатаются 650 экземпляров книги из которых 100 успел продать Радищев, после чего последовал арест.

Эта книга вызвала гнев императрицы Екатерины Великой, и автор в 1790 году был сослан в Сибирь на десять лет. В произведении была предпринята попытка осмысления российской действительности конца XVIII века, дана оценка отечественных социальных институтов, в частности крепостничество. Под вдохновением французских мыслителей он осудил крепостное право, как морально неправильное и экономически неэффективное, критиковал самодержавие и осуждал цензуру и другие методы, нарушающие естественные права человека на свободу и равенство. Идеи философии Радищева сводились к немедленным реформам, призыву в целом к просвещению и "естественности" в социальных мероприятиях, манерах и нравах. В 1796 году Павел I разрешил Радищеву вернуться в Европейскую часть России.

Книга А.Н.Радищева

О человеке

В Сибири Радищев написал свой основной философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии". Он осветил ряд проблем философской антропологии. В этом произведении раскрывается своеобразие философии Радищева.

Уже в самом названии труда предполагается рассмотрение очень важных вопросов: что собой представляет человек, что такое смерть и что является бессмертием? Работая над первым вопросом, Радищев отмечал, что человек очень схож с животными как в физиологии, так и в психологии. Во время написания своего труда, философ не обладал теми знаниями, которые известны в настоящее время. Это ныне живущее поколение знает, что у человека насчитывается около 100 рудиментарных органов, есть совпадения со структурой ДНК животных, даже группы крови у человека такие же, как у шимпанзе. Но, даже основываясь на фактах, известных в то время, он сделал вывод, что человек принадлежит к живой природе, и как ее часть связан с ней, а значит, к нему можно применить научный подход в его изучении.

о человеке

В трактате он отвергает материалистические отрицания бессмертия в пользу различных аргументов: личной идентичности и сохранения силы, что предполагает существование бесплотной души, которая выживает в теле и переходит в более совершенное состояние. Если говорить кратко, философия Радищева сводится к реалистичной позиции, а опыт является единственной основой для знания.

О смерти и бессмертии

Как в своем трактате А. Н. Радищев освещает вопрос, что есть смерть? Он считал, что нужно ослабить "страх смерти", исходя из того, что в природе на самом деле смерти нет, а есть разрушение структур, то есть распад на части, а не полное уничтожение человека. Распавшиеся части продолжают существовать в этом мире, не покидая его. Эти части станут землей, растениями, частями самого человека. Именно поэтому, утверждает философ, не стоит бояться смерти, он не уходит с плана земли, а становится иной формой своего существования.

Философия Радищева

Что же такое бессмертие? В философии Радищева говорится о существовании нетленных частиц человека, к которым относится и душа. Как и тело, она не уничтожается, а присутствует в мире, как вещество душевное.

В таком разделе философии, как эпистемология (научное знание, его строение, структура, функционирование и развитие), Радищев утверждал, что помимо сенсорного есть "рациональный опыт" отношений вещей, и что человек "чувствует" существование Высшего Существа. Он также утверждал, что вещи сами по себе непознаваемы, утверждая, что мысль, как и словесное выражение, которое она использует, просто символизирует реальность.

Трактат "О человеке" был одним из первых оригинальных произведений на русском языке. В нем показаны две противоположные точки зрения о смерти и бессмертии души. С одной стороны, в первых 2-х частях произведения говорится, что жизнь вечная - это пустая мечта. С другой стороны, в последующих частях книги идет изложение в пользу бессмертия души.

Памятник Радищеву в Саратове

Влияние его новаторской социальной критики привело к тому, что Пушкин, декабристы и последующие поколения русских реформаторов и революционеров, считали Радищева "отцом" социального радикализма в России.

Такой в общих чертах является философия Радищева о человеке. К сильным сторонам такого труда следует отнести попытку дать ответы на извечные вопросы, волновавшие мыслителей разных эпох. Но, прежде всего, философом была внесена лепта в понимание проблем человеческого бытия: жизни, смерти и бессмертия.

Читайте также: