Особенности конституции франции кратко

Обновлено: 06.07.2024

История конституционного развития Франции насчитывает более 200 лет. За этот период сменилось четыре республики, две империи, существовали различные формы правления. Франция была первой страной, которая начала претворять в жизнь идеи просветительной философии.

Конституция 1958 года (писанная, но не кодефицированная) была принята путем всенародного голосования на референдуме (более 80% голосов) и оформила создание Пятой республики. Изначально она отличалась особой лаконичностью, однако существенные изменения за последние полвека несколько расширили ее содержание.

Началось все с того, что в 1958 году Парламент Франции принял решение о передаче власти в руки генерала Ш. де Голля – общенационального лидера, который казался единственным способным вывести страну из кризисной ситуации, в которой она находилась на закате 4ой республики (многочисленные экономические и социальные трудности + война с колониями). Его правительство было наделено чрезвычайными полномочиями по разработке новой Конституции[2].Специальный Конституционный закон сформулировал 5 принципов, которые необходимо было учитывать при разработке новой Конституции:

1. Сохранение всеобщего избирательного права;

2. Разделение Законодательной и исполнительной власти;

3. Сохранение парламентской ответственности Правительства;

4. Независимость судебной власти

5. Требование уважения основных свобод.


4 основные идеи новой Конституции:

1. Гегемония исполнительной власти;

3. Восстановление процедур непосредственной демократии; в частности, активное использование референдума; eg 1962 год: путем голосования на референдуме был изменен порядок назначения президента (путем всенародных выборов).

Согласно французской доктрине, Конституция представляет собой некий конституционный блок (расширенное понимание Конституции; берет свое начало в 1970-е годы), в котором выделяют 6 независимых друг от друга элементов:

1. Текст действующей Конституции 1958 года;

2. Преамбула Конституции 1946 года (основные права и свободы);

3. Декларация прав человека и гражданина 1789 года;

4. Хартия о защите окружающей среды 2004 года (инкорпорирована в 2005 году);

6. Принципы и цели, имеющие конституционное значение: перечень не исчерпывающий; детализируют права и свободы гражданина и указывают Парламенту требуемое правовое регулирование. Формулируются КС на основе всего действующего правового массива республики[3]. *При этом необходимо, чтобы принцип вошёл в республиканскую традицию, содержался в нескольких правовых актах и не был отменен ни одним из действующих законов.

Конституция жесткая.Ее пересмотр и изменение:

1. Поправки предлагают парламентарии или Президент по предложению ПМ;

2. Проект или предложение закона о пересмотре получает одобрение большинства каждой из двух палат;

3. За поправку голосует специально созываемый в Версале Конституционный Конгресс (2 палаты вместе; 3/5 от общего числа поданных голосов), или же она выносится на референдум (абсолютное число голосов избирателей, участвующих в голосовании);

4. Становится конституционным законом.


Реформы 1990-х годов

1998 г.: принятие временных мер в отношении статуса Новой Каледонии;

1999 г.: признание юрисдикции Международного Уголовного суда, равноправный доступ мужчин и женщин к выборным мандатам и выборным функциям.

СЕНАТ

Палаты американского Конгресса формально равноправны, но каждая из них имеет специальную компетенцию и по-разному представляет население страны (Палата представителей — пропорционально численности населения штатов, а Сенат — на основе равенства представительства штатов). Сенат, выражая федеративный характер государства, одновременно придает системе федеральной государственной власти стабильный характер: срок полномочий сенаторов — 6 лет, в то время как Президента США — 4 года, а Палаты представителей — 2 года.

Сенат, верхняя палата Конгресса, избирается населением штатов. От каждого из 50 штатов, независимо от численности их населения, избирается по 2 сенатора. В него, кроме того, входит Вице-президент США, который согласно Конституции является председателем Сената. Все сенаторы избираются сроком на 6 лет, но полного обновления состава Сената никогда не происходит: через каждые 2 года обновляется только одна треть. Такой порядок избрания обеспечивает сенаторам больше свободы и независимости. Принято считать сенаторов своеобразными послами своих штатов, хотя никакой ответственности перед органами власти штатов они не несут.

Сенатором может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 9 лет, достигший 30-летнего возраста и проживающий в пределах своего штата.

В случае, если Вице-президент США в Сенате отсутствует, из числа сенаторов избирается временный председатель. В партийном отношении это всегда представитель партии большинства, в то время как конституционный председатель Сената — Вице-президент США может представлять партию меньшинства. Председательствуя в Сенате, Вице-президент США как бы олицетворяет связь законодательной и исполнительной властей. Он ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, подписывает принятые Палатой законопроекты и др., но голосует только в тех случаях, если мнения сенаторов разделились поровну.

Сенаторы и члены Палаты представителей работают на профессиональной основе и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Ни один из членов Конгресса не может занимать какую-либо должность в органах власти. Они получают денежное вознаграждение (индемнитет) и ряд льгот. XXVII поправкой к Конституции (1992 г.) установлено, что закон, изменяющий размеры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей, не должен вступать в силу до проведения следующих выборов в Палату представителей; тем самым членам Палаты представителей и одной трети сенаторов не разрешается увеличивать размер вознаграждения для самих себя. Члены обеих палат имеют штат помощников и референтов, обладают неприкосновенностью (свобода от ареста), свободой слова и голосования, законодательной инициативой.

Специальные полномочия Сената.

-Во-первых, он утверждает назначения Президентом высших должностных лиц судебной и исполнительной власти (судей Верховного суда США, министров, послов и др. — всего примерно 300 должностей). И хотя Сенат редко отказывает Президенту, но все же с помощью таких утверждений он влияет на кадровую политику.

-Во-вторых, Сенат обладает правом большинством в 2/3 голосов одобрять международные договоры для их последующей ратификации Президентом. В процессе этой деятельности Сенатом нередко вносились поправки в договоры.

-В-третьих, Cенат США рассматривает законопрооекты, уже прошедшие через Палату представителей, и одобряет либо отклоняет их (законодательный процесс расписан в вопросе 16). Кроме того, Сенат США дает согласие на ратификацию международных договоров, утверждает назначение судей Верховного суда и высших чиновников федерального правительства.

-В-четвертых, именно Сенат США судит и принимает решение об импичменте (отстранении от должности) президента и судей Верховного суда.

-В-пятых, следующее полномочие предусмотрено на тот случай, если ни один кандидат в Вице-президенты не получит большинства голосов выборщиков. Тогда согласно XII поправке к Конституции право избрать Вице-президента предоставляется Сенату. Вице президент избирался Сенатом 1 раз в 1837 году - Ричард Ментор Джонсон.

Закреплена организация только высших органов гос.власти.

Регламентация прав и свобод граждан осуществляется со ссылкой на Декларацию прав и свобод граждан 1789г. и преамбулу Конституции 1946г.

Указанная Декларация закрепляет для французских граждан равенство всех в правах, суверенитет народа, свободу и независимость граждан, презумпцию невиновности и некоторые политические права. Признана естественность прав.

Преамбула Конституции 1946г. затрагивает социально-экономические права: право получить работу, право профсоюзной деятельности, право на забастовки, право на социальное обеспечение, право на образование.

Там же закреплен ряд обязанностей, например, поддерживать мир.

Французское государство – демократическая республика, неделимая, светская, социальная.

Девизом является: свобода, равенство, братство.

Закрепляется принцип народного суверенитета, осуществляемого через представителей путем референдума и всеобщность избират.прав с 18 лет при оседлости.

Предметом пересмотра не могут выступать территориальная целостность государства, форма правления.

Учреждение Пятой республики во Франции произошло в 1958 г., когда были обновлены основы государственной власти. С этого года во Франции вступила в законную силу полупрезидентская (или смешанная) форма правления. Примечательно, что впервые в мировой практике конституция разрабатывалась одним конкретным человеком, а не общественным или учредительным собранием. Данный текст конституции создал популярный политик генерал Ш. де Голль.

Конституция Франции состоит из трех актов:

1) Декларация прав человека и гражданина от 1789 г.;

2) Преамбула Конституции от 1946 г.;

3) Конституция от 1958 г.

Декларация прав человека и преамбула Конституции содержат в себе все основные положения, необходимые для осуществления прав и свобод гражданина Франции.

В этих документах описываются принципы национального суверенитета и единственного источника власти – народа Франции.

Конституция 1958 г. представляет собой краткую преамбулу и 15 разделов, состоящих из 85 статей. Позже два раздела из 15 исключили Конституционным законом в 1995 г.

Франция является светским, правовым и социальным государством. Конституция Франции регулирует не только общий принцип разделения властей, но и всю систему государственной власти. Президент Франции обладает широкими и исключительными полномочиями, которые позволяют ему управлять государством и регулировать деятельность всех ветвей государственной власти. Парламент Франции ограничен Конституцией в своей законотворческой деятельности по некоторым направлениям. Конституционный Совет Франции является органом конституционного контроля. Во времена переходного положения в стране Конституция использовалась правительством как документ, имеющий силу закона ордонансов.

Конституция Пятой республикипостоянно изменяется и считается жесткой по своим положениям. Для того чтобы внести изменения в статьи и разделы конституции, необходимо провести две процедуры:

1) утвердить конституционный закон на референдуме;




2) Конституционный конгресс должен принять поправки к Конституции.

После того как предложения были одобрены квалифицированным большинством обеих палат национальной легислатуры, конституционный закон автоматически выносится на референдум.

В процессе вступления Франции в Европейское Сообщество и Европейский Союз в 1992 г. Конституция Франции претерпела много изменений.

Одним из главных отличий Конституции 1958 г. является прописанное условие о невозможности изменения республиканской формы правления.

17-я Конституция Франции.

Республиканская форма правления (5-я республика).

Закреплена организация только высших органов гос.власти.

Регламентация прав и свобод граждан осуществляется со ссылкой на Декларацию прав и свобод граждан 1789г. и преамбулу Конституции 1946г.

Указанная Декларация закрепляет для французских граждан равенство всех в правах, суверенитет народа, свободу и независимость граждан, презумпцию невиновности и некоторые политические права. Признана естественность прав.

Преамбула Конституции 1946г. затрагивает социально-экономические права: право получить работу, право профсоюзной деятельности, право на забастовки, право на социальное обеспечение, право на образование.

Там же закреплен ряд обязанностей, например, поддерживать мир.

Французское государство – демократическая республика, неделимая, светская, социальная.

Девизом является: свобода, равенство, братство.

Закрепляется принцип народного суверенитета, осуществляемого через представителей путем референдума и всеобщность избират.прав с 18 лет при оседлости.

Предметом пересмотра не могут выступать территориальная целостность государства, форма правления.

Учреждение Пятой республики во Франции произошло в 1958 г., когда были обновлены основы государственной власти. С этого года во Франции вступила в законную силу полупрезидентская (или смешанная) форма правления. Примечательно, что впервые в мировой практике конституция разрабатывалась одним конкретным человеком, а не общественным или учредительным собранием. Данный текст конституции создал популярный политик генерал Ш. де Голль.

Конституция Франции состоит из трех актов:

1) Декларация прав человека и гражданина от 1789 г.;

2) Преамбула Конституции от 1946 г.;

3) Конституция от 1958 г.

Декларация прав человека и преамбула Конституции содержат в себе все основные положения, необходимые для осуществления прав и свобод гражданина Франции.

В этих документах описываются принципы национального суверенитета и единственного источника власти – народа Франции.

Конституция 1958 г. представляет собой краткую преамбулу и 15 разделов, состоящих из 85 статей. Позже два раздела из 15 исключили Конституционным законом в 1995 г.

Франция является светским, правовым и социальным государством. Конституция Франции регулирует не только общий принцип разделения властей, но и всю систему государственной власти. Президент Франции обладает широкими и исключительными полномочиями, которые позволяют ему управлять государством и регулировать деятельность всех ветвей государственной власти. Парламент Франции ограничен Конституцией в своей законотворческой деятельности по некоторым направлениям. Конституционный Совет Франции является органом конституционного контроля. Во времена переходного положения в стране Конституция использовалась правительством как документ, имеющий силу закона ордонансов.

Конституция Пятой республикипостоянно изменяется и считается жесткой по своим положениям. Для того чтобы внести изменения в статьи и разделы конституции, необходимо провести две процедуры:

1) утвердить конституционный закон на референдуме;

2) Конституционный конгресс должен принять поправки к Конституции.

После того как предложения были одобрены квалифицированным большинством обеих палат национальной легислатуры, конституционный закон автоматически выносится на референдум.

В процессе вступления Франции в Европейское Сообщество и Европейский Союз в 1992 г. Конституция Франции претерпела много изменений.

Одним из главных отличий Конституции 1958 г. является прописанное условие о невозможности изменения республиканской формы правления.

Конституцией Франции По данной теме мы уже выполнили реферат Основы конституционного права Франции подробнее обычно принято считать основной закон 1958 года, точнее сказать, она составлена из следующих документов:

  • Декларация прав человека и гражданина По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина подробнее (1789 г.), принятая во временной период Великой французской революции, она содержит в себе в некоторые аспекты правового статуса личности, в связи с этим в конституции 1958 года нет соответствующего раздела;
  • Преамбула конституции (1946 г.), принятая во временной период подъема демократического движения после прохождения второй мировой войны, вона включает возможность социальных, экономических реформ, некоторые социальные, экономические личностные права;
  • Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее (1958 г.), которая содержит ссылки на перечисленные выше документы, она, прежде всего, регулирует отношения меж верховными государственными органами.

Конституция Франции 1958 года является небольшой по своему объему:

Готовые работы на аналогичную тему

Конституция подготавливалась, принималась в условиях строго внешнеполитического и внутриполитического кризисного состояния, которое было связано, прежде всего, с противоборством Алжира за высвобождение от зависимости колониального типа. В таких условиях президент де Голль, во времена второй мировой войны руководящий вооруженной борьбой французского народа с фашистскими оккупантами, имея стремление в укреплении политической стабильности и своей личной власти, в соответствии с полномочиями, ему предоставленными парламентом посредством специального закона, возглавил выработку новой конституции на замену конституции 1946 года. Делегируя ему такие полномочия, парламент оговаривал множество условий, которые касаются содержания новой конституции:

  • парламент принимает участие в ее разработке, обладая двумя третями мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохранился принцип разделения властей;
  • правительство является ответственным перед парламентом; источник власти - всеобщее голосование и пр.

Проект конституции обсуждался в Консультативном совете и Совете министров По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Исполнительный процесс подробнее , был одобрен на референдуме 28.10.1958 г. Делегированный способ выработки конституции и ее принятие на основе референдума впервые использовался во Франции, все предыдущие конституции были приняты парламентами.

Основные черты конституции Франции

По форме правления Франция является полупрезидентской, полупарламентарной республикой, по форме политического устройства — унитарное государство. Во Франции действует демократический государственный режим.

Референдум для внесения изменений в конституцию применялся в 1962 году, когда он переменил способ выбора президента, и в 1992 году, когда в конституцию включился раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки внесены конгрессом, обладали несущественным характером, кроме увеличения права запроса в Конституционный совет По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд (полномочия) подробнее и некоторых иных. Существенные поправки вносились конгрессом в 1995 году:

Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций и конституционных хартий.

Конституция 1958 г., принятая на референдуме, учредила Пятую Республику во Франции, заложила основы новой организации высших органов государственной власти, которая в литературе получила наименование полупрезидентской (смешанной) формы правления. Она была принята в условиях острого политического кризиса, неэффективности прежнего Основного Закона 1946 г. По форме территориально-политического устройства Франция является сложным унитарным государством (Корсика - политическая автономия, Новая Каледония - ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

Впервые во французской республиканской истории конституционный текст не разрабатывался учредительным собранием.

Законом от 1 июня 1958 г. его подготовка была делегирована популярному политику - генералу Шарлю де Голлю (1890-1970 гг.), который наделялся чрезвычайными полномочиями в законодательной сфере.

В юридическом смысле действующая Конституция включает в себя три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г. Последние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве конституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г. Декларация 1789 г. и Преамбула Конституции 1946 г. главным образом касаются прав и свобод человека и гражданина, принципов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти.

Согласно статье 1 Конституции, Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования. Её организация является децентрализованной.

Большинство норм Основного Закона регулирует систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделения властей.

Президент Республики наделяется широкими ключевыми полномочиями по управлению государством и по отношению ко всем ветвям власти. Следует отметить непропорциональное конституционное регулирование высших органов государственной власти. При детальной регламентации правового статуса Президента практически не урегулированными оказались вопросы организации правительства, характер его взаимодействия с Парламентом. Хотя в целом доминирующее положение отводится исполнительной ветви власти, одновременно закрепляется принцип парламентской ответственности правительства и независимости судебной власти.

Определен статус Конституционного совета - органа конституционного контроля. Ряд положений посвящен организации местного самоуправления.

Специфика данной Конституции заключалась прежде всего в том, что её переходные положения наделяли правительство правом издания имеющих силу закона ордонансов с тем, чтобы в течение полугода после её промульгации была создана нормативная база учрежденных ею новых государственных институтов.

Конституционная реформа фактически началась сразу же после принятия основополагающего акта 1958 г. Хотя его разработчики и заложили серьезные препятствия для сиюминутных попыток пересмотра моделей и принципов Пятой Республики, конституционный текст неоднократно подвергался изменениям.

Будучи жестким, Основной Закон предусматривает две процедуры изменения:

утверждение конституционного закона на референдуме;

принятие поправок к Конституции Конституционным конгрессом (специально созываемым представительным органом).

Поправки касались изменения времени парламентских сессий, определения субъектов запроса в Конституционный совет, порядка избрания Президента, уголовной ответственности членов правительства и др. Наиболее серьезным изменениям конституционные положения подверглись в связи с вступлением государства в Европейское Сообщество в 1992 г. В 2000 г. на общенациональном референдуме был сокращен срок полномочий Президента Французской Республики с семи лет до пяти.

Конституция 1958 г. оговаривает недопустимость пересмотра республиканской формы правления.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами - Конституционным советом и Государственным советом. Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Конституционный совет обновляется на одну треть каждые три года. Три его члена назначаются Президентом Республики, три - председателем Национального собрания, три - председателем Сената. В Конституционный совет пожизненно входят бывшие Президенты Республики.

Председатель назначается Президентом Республики. Его голос является решающим в случае разделения голосов поровну. Функции члена Конституционного совета несовместимы с функциями министра или члена Парламента. Остальные случаи несовместимости устанавливаются органическим законом.

Полномочия Конституционного совета:

- следит за правильностью избрания Президента Республики, рассматривает протесты и объявляет о результатах голосования;

- выносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается;

- следит за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты;

- выносит решение о соответствии Конституции органических законов до их промульгации и регламентов палат Парламента.

Решения Конституционного совета какому-либо обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех публичных властей, для всех административных и судебных органов.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти.

Хотя в Конституции Франции 1958 г. нет главы о правах человека, в ее преамбуле содержится ссылка на Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г., которые являются действующими источниками права.

В Декларации права рассматриваются в качестве естественных и неотъемлемых, к ним причислены: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению, а также равенство.

Преамбула дополняет перечень прав и свобод, закрепляя равенство мужчины и женщины, право на убежище, достоинство личности. Если первый акт в основном регулирует личные и политические права (а также право собственности), то второй - в большей степени социально-экономические.

Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание (нижнюю палату парламента) устанавливается с 23 лет, в сенат (верхнюю палату) - с 35 лет. Для президента минимальный и максимальный возраст не установлен. В доктрине иногда считается, что он совпадает с условиями выборов в нижнюю палату.

Установлена несовместимость мандата парламентария и должности члена правительства, но можно быть одновременно парламентарием и депутатом местного совета, членом правительства и депутатом в местном органе самоуправления. Для кандидатов существует избирательный залог (залог возвращается, если кандидат получил не менее 5% голосов).

Президент Франции

Система органов власти Франции основана на принципе разделения властей. Еще в 1789 г. Декларация прав человека и гражданина закрепила этот важнейший системообразующий принцип французской государственности, однако реализация его в условиях Пятой Республики иная, чем это было в предыдущий период республиканской истории.

Франция - республика с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают Президент и правительство (Совет министров). Вместе они образуют центральную исполнительную власть.

Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Президент является главой Республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и территориальной целостности страны.

Президент с 2002 г. избирается на 5 (ранее на семь) лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства - во втором туре.

Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента - Сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным большинством голосов, после чего дело рассматривает специальный Высокий суд правосудия. В случае признания Президента виновным его полномочия прекращаются.

Президент имеет широкие полномочия в сфере управления:

назначает Премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших должностных лиц. Однако в решении он вынужден учитывать волю парламентского большинства и общественное мнение, иначе вопрос о доверии правительству после его формирования может вызвать политический кризис;

решает вопросы безопасности и внешней политики;

как высшее должностное лицо, он осуществляет ряд полномочий в дискреционном порядке, другие полномочия требуют контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров;

издает важнейшие регламентарные акты - ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования.

Президент Республики может передать на референдум любой законопроект, не противоречащий Конституции;

может после консультаций с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания;

аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных державах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем;

является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны;

осуществляет право помилования;

ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их.

Президент может осуществлять чрезвычайные полномочия, в случаях, когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено. Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом.

Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций и конституционных хартий.

Конституция 1958 г., принятая на референдуме, учредила Пятую республику во Франции, заложила основы новой организации высших органов государственной власти, которая в научной литературе получила наименование полупрезидентской (смешанной) формы правления.

Впервые во французской республиканской истории конституционный текст разрабатывался не учредительным собранием, а была делегирована популярному политику – генералу Ш. де Голлю.

Конституция включает в себя три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. Последние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве конституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г.

Декларация 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. главным образом касаются прав и свобод человека и гражданина, принципов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти.

В действующей редакции Конституция 1958 г. состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей. Два раздела были исключены Конституционным законом 1995 г.

Конституция 1958 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положении о политической системе, нет раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. Более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, право на образование, охрану здоровья, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности).

Франция провозглашается правовым, светским, социальным государством.

Большинство конституционных норм регулирует систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделения властей. Президент Республики наделяется широкими ключевыми полномочиями по управлению государством и по отношению ко всем ветвям власти. Законодательная деятельность Парламента Конституцией по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного совета – органа конституционного контроля. Ряд положений посвящен организации местного самоуправления.

Переходные положения конституции наделяли правительство правом издания имеющих силу закона ордонансов.

По форме правления Франция – полупрезидентская, полупарламентская республика, по форме политико-территориального устройства – сложное унитарное государство с демократическим режимом.

Конституция Пятой республики неоднократно подвергалась изменениям. Конституция является жесткой. Две процедуры изменения: утверждение конституционного закона на референдуме и принятие поправок к Конституции Конституционным конгрессом (специально созываемым представительным органом). Только после одобрения квалифицированным большинством обеих палат национальной легислатуры конституционный закон выносится на референдум.

Наиболее серьезным изменениям французская Конституция подверглась в связи с вступлением государства в Европейские Сообщества и Европейский Союз в 1992 г.

Конституция 1958 г. содержит важное условие – о недопустимости пересмотра республиканской формы правления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 2 Конституционное развитие России

90. Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе

90. Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе Современный этап истории государства и права России начинается с момента принятия на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ.Конституция РФ – Основной закон РФ, который обладает высшей

Конституционное развитие Индонезии

Конституционное развитие Индонезии 17 августа 1945 г. была провозглашена Республика Индонезии. Уже на следующий день в действие была введена первая конституция страны, которую выработал Комитет по подготовке независимости Индонезии, созданный еще в период японской

Конституционное развитие Польской Республики

Конституционное развитие Польской Республики Польша является той посткоммунистической страной в Восточной Европе, в которой до сих пор не принята принципиально новая конституция. В тоже время именно Польская Республика одной из первых начала экономические и

Конституционное развитие

Конституционное развитие Конституция, действующая ныне в Венгрии, является псовой в ее истории формально-юридической конституцией. В период между Первой и Второй мировыми войнами Венгрия причадлежала к числу стран, не имевших конституции как единого нормативного акта,

29. Конституция и конституционное развитие Французской Республики

29. Конституция и конституционное развитие Французской Республики Начиная с конца XVIII в. во время Великой буржуазной революции во Франции 17 раз меняли конституционную историю.Учреждение Пятой республики во Франции произошло в 1958 г., когда были обновлены основы

46. Конституция и конституционное развитие ФРГ

46. Конституция и конституционное развитие ФРГ После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находившихся под влиянием оккупационных держав – США, Англии, Франции – в течение 1946–1947 гг. были приняты

§ 68. Конституционное развитие Германии в первой половине XIX в.

§ 68. Конституционное развитие Германии в первой половине XIX в. Ликвидация империя и создание Германского союза К началу XIX в. многочисленные германские государства номинально составляли Священную Римскую империю. Реально империя распадалась на почти 300 монархий и

Установление республики. Конституция 1891 года

Установление республики. Конституция 1891 года Либерализация правительственной политики не смогла устранить нараставшего недовольства сохранением в стране монархии. Республиканско-конституционное движение в стране распространило свое влияние на военных; в 1889 г.

Восстановление республики. Конституция 1923 г.

Восстановление республики. Конституция 1923 г. 1917–1923 гг. были временем очевидного государственно-политического хаоса в Китае. Окончание Первой мировой войны способствовало нарастанию вновь революционно-демократического движения, лидером которого стала возглавленная

§ 86. Образование и развитие Китайской Народной республики

§ 86. Образование и развитие Китайской Народной республики Становление коммунистической власти Окончание Второй мировой войны, разгром Японии создали совершенно новую политическую ситуацию в Китае. За годы войны и военного союза антияпонской направленности с

§ 2. Образование и развитие Китайской Народной Республики

§ 2. Образование и развитие Китайской Народной Республики Китайская Народная Республика образовалась в результате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило

Читайте также: