1 этнопсихологические проблемы изучения личности кратко

Обновлено: 07.07.2024

С момента рождения человек находится в социально-экономических, социально-психологических, этнопсихологических, социально-культурных условиях, среди объектов, наполненных человеческим содержанием, обладающих социальными функциями, окрашенных национальной спецификой.

Социальные условия и объекты способствуют тому, что личность приобретает знания об определенном обществе, его политике, экономике, культуре и т.д., то есть формирует мировоззрение человека.

Проблема проявления этнопсихологических особенностей личности отражается через призму нескольких факторов: национального характера, культуры, традиций, сложившихся моделей образования и коммуникации, статуса соответствующего государства в мировом сообществе и др.

Следует отметить, что прежде чем анализировать те или иные психологические характеристики, отличающие одну нацию от другой, необходимо четко придерживаться тех или иных принципов.

Во-первых, поскольку характер этно не является суммой характеров его отдельных представителей, то характер этно — это фиксация типичных черт, присущих в различной степени и вариациях большинству индивидуумов данного этно.

Во-вторых, недопустимо рассматривать определенные доминирующие черты личности сквозь призму принадлежности к той или иной этнической группе (речь идет не столько об отдельных чертах, сколько о степени их выражения, об особенностях их проявления). Более того, черты характера можно понять только в их соотношении с общей системой ценностей, которая зависит от социально-экономических и географических условий, от образа жизни людей.

Этнопсихологические особенности личности - Личность. Его характеристики

Личность. Его характеристики

Чтобы понять природу личности, необходимо выделить такие понятия, как личность, индивидуум, субъект, индивидуальность, личность.

Человек — высокоорганизованное социальное и биологическое существо, являющееся носителем сознания. Эта концепция намного шире концепций: Индивидуум, субъект, личность, индивидуальность, потому что она включает в себя достаточно длинный перечень социальных и биологических признаков — антропологических, этнографических, культурных и т.д.

Человек является независимым представителем человеческого рода, носителем видовых характеристик. В этом смысле человек всегда является личностью, даже если он не является личностью.

Субъект — это всегда субъект (участник, исполнитель, инициатор) исторических или социальных процессов в целом, субъект конкретной деятельности, источник знаний и трансформации как объективной реальности, так и самого себя. Сама деятельность функционирует как форма деятельности, в которой индивид улучшает окружающий мир и себя самого.

У каждого человека есть свои особенности и качества. Таким образом, индивидуальность — это совокупность индивидуальных особенностей и личностных качеств, характерных только для конкретного человека, такое их сочетание, которое отличает человека от других и формирует его уникальность. Это индивидуальная уникальность человека.

Личность — это определенная личность (индивидуум), которая является представителем определенного общества и социальной группы, осуществляет определенную деятельность, адекватно воспринимает себя и окружающий мир, наделена определенными индивидуальными психологическими характеристиками. Личность — это многослойная психологическая структура, которая характеризуется, прежде всего, своей социальной природой и формируется и приобретается в процессе жизни в предметной деятельности и коммуникации посредством приобретения социальных форм сознания и поведения. Человек как личность является носителем сознания, социальных форм жизни и отношений.

Уникальность, неповторимость личности, набор лишь неотъемлемых черт формируют человеческую индивидуальность, которая у одних людей очень яркая палитра, у других — едва заметна. Она может проявляться одновременно в одной или нескольких сферах человеческого менталитета. Удовлетворенность человека результатами своей работы, своим положением в обществе, отношениями с другими людьми тесно связана с возможностью развития и реализации индивидуальных черт характера. Это объясняет необходимость детального изучения индивидуальных особенностей личности в педагогике, психологии, менеджменте и других областях.

Богатство человека как личности вытекает из всей совокупности его связей с другими членами общества, его активной жизненной позиции. Личность в обществе находится под постоянным влиянием многих факторов: экономических, политических, культурных, национальных и подобных.

Психология социальной группы, к которой он принадлежит, также влияет на психику личности. Положительный или отрицательный опыт, отношения с другими членами социальной группы формируют соответствующую систему внутренних установок индивида.

В процессе развития каждый человек приобретает индивидуальные черты личности, которые составляют его структуру и отличают человека от других. Каждый набор таких признаков является оригинальным, поскольку все они по-разному реагируют на внешние и внутренние факторы, влияние которых способствует формированию личности.

  • Возбудимость. Отражает готовность реагировать на психологические стимулы, отвечает за формирование уязвимости, чувствительности.
  • Глубокий опыт.
  • Эмоциональная жесткость и лабильность — стабильность и подвижность. Эти качества отражают способность человека чувствовать после исчезновения стимула (жесткость) и способность быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации (лабильность).
  • Эмоциональная стабильность. Рассматриваются два аспекта — ситуационный (способность подавлять эмоции) и личностный (отсутствие реакции на эмоциональные стимулы).
  • Выразительность — это способ выражения своих чувств посредством мимики, жестов, интонации и т.д.
  • Эмоциональная реакция — степень восприятия, уровень чувствительности человека.
  • Эмоциональный пессимизм и оптимизм.

Набор индивидуальных характеристик определяет тип личности, которого сегодня четыре.

Эмоционально. Человек такого типа легко возбудимый и уязвимый, действия, совершенные в состоянии сокрушения, часто приводят к сожалениям, но повторяются снова и снова.

Этнопсихологические черты личности — это аспекты личности, выражающиеся в особенностях восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности. В их основе лежит своеобразная эмоциональная и волевая активность, межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Этнопсихология и ее ветки

Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знаний, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, этнические стереотипы, законы образования и функции национальной идентичности.

Современная этнопсихология не является ни тематически, ни методологически единым целым. В его рамках создан ряд самостоятельных направлений:

  • Проведение сравнительного исследования этнических особенностей различных когнитивных процессов (язык, эмоции, память), психофизиологии, которые с точки зрения теории и методологии составляют неотъемлемую часть соответствующего раздела общей и социальной психологии;
  • Культурологические исследования, основанные на понимании особенностей ценностей, ориентаций народной культуры, символического мира (они непосредственно связаны с определенными отраслями этнографии, фольклора, искусствоведения и т.д.).
  • Анализ и изучение этнического сознания и самосознания, заимствование концептуального аппарата и методологии из отдельных разделов социальной психологии (изучение социальных установок и соответствующих межгрупповых отношений);
  • Проведение исследований этнических особенностей социализации детей, концептуальный аппарат и методология которых будут ближе к детской психологии и социологии.

Национальный характер и менталитет как этнопсихологические черты

Национальный характер — это сложный социальный феномен и понятие, характеризующее стабильные характеристики, присущие участникам соответствующей национальной (этнической) общности. Она включает в себя моральные и духовные ценности, религиозные установки, идеи и интересы, чувства, стремления и мотивы, социально-психологические защитные механизмы конкретной этнической группы (этнос, нация).

Национальный характер представлен особым психогенетическим составом народа, который формируется на основе всего исторического и социокультурного опыта, всей системы идей, ценностей и традиций, преобладающих в этой этнической общности. Характер нации проявляется прежде всего как система социокультурных норм и ментальных явлений.

Менталитет представлен термином, который был распространен в начале 20 века французским ученым Л. Леви-Брулем. Ментальность — это система образов, которая лежит в основе представлений человека о мире и его месте в нем, а значит, может определять действия и поведение людей.

Национальный менталитет — это образ жизни и культура, присущие определенной этнической общности. Это также может быть система ценностей, взглядов, мировоззрений, аспектов характера, норм поведения, психологических особенностей личности, присущих конкретной нации.

Национальный менталитет можно охарактеризовать несколькими особенностями:

  • Постоянство;
  • Непреложность;
  • Консерватизм.

Индивидуальный уровень национального менталитета предусматривает его формирование в процессе воспитания и образования, выбор своей роли, усвоение особенностей национальной культуры, отождествление с ближайшим социальным окружением.

Как элемент духовной жизни, национальный менталитет напрямую связан с формированием национальной идентичности. В рамках обычного уровня она часто носит мистически-эмоциональный или религиозный характер.

Национальный темперамент как этнопсихологический атрибут нации

Члены одной нации могут быть более эмоциональными и восприимчивыми. Некоторые люди могут стать энтузиастами и эмоциональными за относительно короткий период времени. Они также могут столкнуться с быстрым снижением этих реакций.

Представители других наций могут быть менее эмоциональными и более склонными к логическим действиям, разумным поведенческим реакциям, восприимчивыми к перепадам настроения.

Что касается национального менталитета, то, по мнению философов и социологов, он представлен особенностями мышления большей части представителей соответствующей нации. Представители разных национальностей характеризуются одним и тем же механизмом мыслительной деятельности, при этом национальные особенности мышления способны проявлять себя через построение философских систем, написание книг, статей.

Национальные настроения (чувства) представлены эмоционально окрашенным отношением индивида к своей этнической общности, в том числе к ее интересам, ценностям и образу жизни. Национальные чувства имеют долговечность и жизнеспособность. Они формировались на протяжении многих веков. Они могут основываться на условиях жизни и историческом опыте народов с положительными или отрицательными коннотациями.

Позитивный оттенок выражается в таких чувствах, как национальная гордость, патриотическое отношение, любовь к народу, дружба и братство по отношению к другим народам. Негативная коннотация проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, состоянии отчуждения по отношению к другой национальности.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Основные понятия:личность, базовая личность, модальная личность,локус контроля, национальный характер, актуальный этнопсихологический статус личности.

Лекция 6. Этническая идентичность и толерантность личности

1. Социальная и этническая идентичность.

2. Структура этнической идентичности.

3. Развитие этнической идентичности в онтогенезе.

4. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности.

5. Стратегии поддержания этнической идентичности.

6. Этническая толерантность личности.

7. Методы изучения этнической идентичности и толерантности.

Основные понятия:этничность,социальная идентичность, этническая идентичность, декларируемая идентичность, моноэтническая идентичность, маргинальная этническая идентичность, этническая индифферентность, этническое самосознание, этническая толерантность-интолерантность.

Лекция 7. Культура и познание

  1. Восприятие и культура
  2. Интеллект и культура.
  3. Проблемы интеллектуального тестирования.
  4. Память и культура.

Основные понятия:зрительные иллюзии,сенсотип,интеллект, тестирование, конкретное и абстрактное мышление, категоризация, эффект позиционности.

Лекция 8. Этнопсихологические аспекты общения

  1. Связь культуры и общения.
  2. Межкультурные различия в каузальной атрибуции. Факторы общения: нормы, правила, роли.
  3. Индивидуализм - коллективизм как культурные переменные. Культуры вины и культуры стыда (Р. Бенедикт).
  4. Значение контекста в коммуникации. Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры.
  5. Вербальная коммуникация. Стили вербального общения.
  6. Невербальная коммуникация. Проксемика в контексте культуры: дистанция, ориентация и угол общения, время.
  7. Тактильное взаимодействие в межэтническом общении.

Основные понятия: ценности культуры, ситуация общения, нормы правосудия, нормы взаимности, правила, роли, полоролевые стереотипы, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, проксемика, тактильное взаимодействие, межличностная синхронность, коммуникативная компетентность.

Лекция 9. Механизмы межгруппового восприятия и

  1. Понятие личности в антропологии и психологии.
  2. Концепции базовой и модальной личности.
  3. Исследования черт личности: локус контроля, феминность - маскулинность, агрессивность.
  4. Проблема нормы и патологии личности в различных культурах.

Основные понятия:личность, базовая личность, модальная личность,локус контроля, национальный характер, актуальный этнопсихологический статус личности.

Лекция 6. Этническая идентичность и толерантность личности

1. Социальная и этническая идентичность.

2. Структура этнической идентичности.

3. Развитие этнической идентичности в онтогенезе.

4. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности.

5. Стратегии поддержания этнической идентичности.

6. Этническая толерантность личности.

7. Методы изучения этнической идентичности и толерантности.

Основные понятия:этничность,социальная идентичность, этническая идентичность, декларируемая идентичность, моноэтническая идентичность, маргинальная этническая идентичность, этническая индифферентность, этническое самосознание, этническая толерантность-интолерантность.

Лекция 7. Культура и познание

  1. Восприятие и культура
  2. Интеллект и культура.
  3. Проблемы интеллектуального тестирования.
  4. Память и культура.

Основные понятия:зрительные иллюзии,сенсотип,интеллект, тестирование, конкретное и абстрактное мышление, категоризация, эффект позиционности.

Лекция 8. Этнопсихологические аспекты общения

  1. Связь культуры и общения.
  2. Межкультурные различия в каузальной атрибуции. Факторы общения: нормы, правила, роли.
  3. Индивидуализм - коллективизм как культурные переменные. Культуры вины и культуры стыда (Р. Бенедикт).
  4. Значение контекста в коммуникации. Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры.
  5. Вербальная коммуникация. Стили вербального общения.
  6. Невербальная коммуникация. Проксемика в контексте культуры: дистанция, ориентация и угол общения, время.
  7. Тактильное взаимодействие в межэтническом общении.

Основные понятия: ценности культуры, ситуация общения, нормы правосудия, нормы взаимности, правила, роли, полоролевые стереотипы, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, проксемика, тактильное взаимодействие, межличностная синхронность, коммуникативная компетентность.

4.5. Методология и методы исследования смысловой сферы личности Основной вопрос, касающийся общей методологии психологического изучения смысловой сферы личности, может быть сформулирован в виде дилеммы специфичности – неспецифичности: должны ли применяться для

Перспективы исследования смысловых образований личности[23]

Перспективы исследования смысловых образований личности[23] Проблема личности по своей практической и теоретической значимости относится к одной из фундаментальных проблем в современной психологии.В качестве отправной точки и базы для исследования природы личности

Очерк V. Пути исследования нарушений личности

Очерк V. Пути исследования нарушений личности Вопрос о психологической характеристике изменений личности при различных психических заболеваниях не получил еще своего полного разрешения ни в теоретическом, ни в методическом плане. Несмотря на то, что душевная болезнь

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [2]

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [2] …Как отмечалось выше, при обучении в массовой школе доминирующее значение нередко приобретает эмпирическое мышление школьников; поэтому случаи

Психографика: метод исследования психических процессов и личности

Психографика: метод исследования психических процессов и личности Анализ семантики графического изображения является одним из самых интригующих подразделов психографики. Психографика, еще называемая психоидеографикой, как молодая дисциплина относится к сфере

2. ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2. ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В гл. II были описаны принципы построения патопсихологического исследования. В данном параграфе мы остановимся на экспериментальных путях исследования личности.Прежде всего следует отметить, что исследование нарушений личности не носит

ГЛАВА I ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ

ГЛАВА I ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ 1.1. Зарождение этнопсихологии в истории и философии Крупицы этнопсихологических знаний разбросаны в трудах античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния, Страбона. Уже в Древней

Проблемы и задачи исследования речи у детей[10]

Проблемы и задачи исследования речи у детей[10] 1. Три функции речи В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции.Во–первых, речь – наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между

Глава 8 Проблемы исследования индивидно-типических свойств человека

Глава 8 Проблемы исследования индивидно-типических свойств человека Среди индивидно-типических свойств человека, к которым относятся морфологическая и биохимическая конституция, нейродинамические особенности нервной системы и функциональная асимметрия полушарий

8.2. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе

8.2. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе Глубокое и полное изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению следующих актуальных задач.? Правильная квалификация

56 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ в. Эта дискуссия была вызвана двумя важными обстоятельствами:1) возрастающими запросами

Психоаналитические исследования предрассудков и проблемы меньшинств

Глава 2. Сексологические исследования: методы и проблемы

Глава 2. Сексологические исследования: методы и проблемы Цели сексологииКаковы основные цели сексологии? Правомерно ли использование полученных результатов сексологических исследований в целях контроля и регулирования поведения людей?Неэкспериментальные методы

3.1. Конкретно-научная методология исследования: научный анализ проблемы

3.1. Конкретно-научная методология исследования: научный анализ проблемы Для осуществления теоретического анализа проблемы и последующего построения концепции самоутверждения личности необходимо начать с конкретно-научной методологии. С этой целью были использованы

2. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. С.12-39, 133-165.

4. Эйбл-Эйбесфельд И. Поведение детей: культуры народов ко-сан, яномами, химба и эйпо // Культуры. 1982. N4. С.5-29.

ГЛАВА II. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Личностные черты: универсальность или специфичность?

Исторически так сложилось, что психологи – в отличие от культурантропологов – мало занимались поисками связи между культурой и личностью в ее целостности. В сравнительно-культурной психологии изучение личности чаще всего сводится к анализу взаимосвязей между отдельными, изолированными личностными конструктами и культурными переменными. Причины такого положения следует искать в отсутствии единой психологической теории личности и приверженности этнопсихологов тем концепциям, согласно которым поведение индивида является следствием наличия у него тех или иных стабильных черт (теориям черт).

В разных культурах сравниваются такие рассматриваемые стабильными личностные характеристики, как мотивация достижений, тревожность и т.п. Весьма многочисленны сравнительно-культурные исследования локуса контроля, т.е. качества, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний локус контроля).

В эмпирических исследованиях с использованием стандартных методик было выявлено, что на локус контроля влияет уровень экономического развития общества: в развитых странах люди более интернальны, чем в развивающихся. Иными словами, баллы по локусу контроля соответствуют реальному уровню контроля, ведь граждане развивающихся стран в меньшей степени могут оказывать влияние на ход своей жизни.

Скрыть уведомление

Глубокие знания этнопсихологических тонкостей в жизни одной из взаимодействующих сторон необходимы не только для коорди­нации враждебных действий, но в равной степени и для решения вопросов мирного урегулирования различного рода межнацио­нальных этнических и религиозных конфликтов.

Эти проблемы детерминируются самой социальной деятельно­стью, ее целями и задачами, вытекающими из потребностей сло­жившейся на сегодня геополитической структуры межнациональ­ных отношений. В ряде случаев при характеристике национальных проблем характерно выделение и абсолютизация одного из при­знаков нации и сведение к нему всей сущности нации. Из-за много­значности терминов допускается их однобокая интерпретация, не­верное сопоставление одних групп признаков с другими. Изменя­ется их долевая значимость в развитии рассматриваемых процес­сов. Во многих случаях национальная общность рассматривается в отрыве от ее социальной структуры, при этом отрицается непо­средственная взаимосвязь национального с социальным, игнори­руются объективные факторы возникновения нации. На первый план выдвигаются ее духовные признаки, а в необходимых случаях их отрицают как интерес нации. Во многих работах по этнопсихо­логии подчеркивается коренное своеобразие отдельных культур народов, но при этом духовная культура рассматривается совер­шенно обособленно и в отрыве от материальной основы общества. Причины возникновения и источник развития духовной культуры объясняются самобытностью, и совершенно игнорируется тот факт, что материальное производство всех благ является основой духовности.

Такое положение в этнопсихологической науке ставит пробле­му конкретизации терминологического аппарата и разработку ме­тодов исследования этнопсихологических характеристик человека на основе анализа всесторонней деятельности, общения и отноше­ний в различных этнических общностях.

Именно общественные отношения, которые протекают по строго объективным законам, детерминируют формирование и развитие различных этнических групп и социальное поведение их представителей.

Во многих работах по этнической психологии ставится пробле­ма формирования этноисторических типов личности, механизмов этнопсихологических взаимодействий в этнических группах. При этом привлекаются такие понятия, как восприятие людьми одной этнической общности людей другой, что имеет большое значение для формирования межэтнического сознания и отношений, памяти народа, этнического мышления, воли. Отмеченные понятия иссле­дуются как категории, заранее присутствующие и наследуемые эт­носом, что является существенной ошибкой в самой постановке вопроса. Причина такого состояния вопроса, прежде всего, заклю­чается в неправильной трактовке соотношения социального и пси­хологического в обосновании психологии масс. В различных рабо­тах можно выделить либо стремление перенести положения общей психологии, которые касаются изучения индивидуального поведе­ния, на массы, представляя последнюю как некую сумму проявле­ния совпадающих черт индивидов, либо стремление объяснить психические формы коллективного поведения чисто с социальных подходов организации общественных отношений, придавая при этом некий мистицизм таким понятиям, как память, воля народа, его характер, темперамент, чувства народа. Противопоставление социального и психологического понятий принципиально неверно, так как это два взаимонезависимых понятия, которые и составляют пространство событий, определяющее поведение больших групп населения. Как и во всяком пространстве, для описания протекаю­щего события или процесса нельзя исключить какую-либо коорди­нату, в противном случае теряется его полнота и задача утрачивает свою разрешимость.

Всегда следует исходить из того, что есть определенные психо­логические особенности поведения человека, составляющие некий диапазон их проявления: от предельно благоприятных до крайне отрицательных во взаимообусловленных отношениях. Этот диапа­зон можно представить как интервал от -1 до +1, понимая при этом плюс или минус как крайние формы проявления психического поведения.

Аналогичным образом можно говорить о наличии социального диапазона обусловленных совместных отношений от предельно благоприятных до предельно отрицательных, что и составляет ин­тервал условий совместной жизнедеятельности. В силу ортого­нальности или независимости этих характеристик они и выступают базовыми в построении пространства жизнедеятельности, в кото­ром описывается поведение масс. При установлении определенных закономерностей соотношения базовых характеристик можно го­ворить о кинематике социально-психологических особенностей по­ведения, но для понимания причин возникновения таких зависимо­стей надо определить движущие силы этих процессов, что позволя­ет говорить об их динамике. Соотношение кинематических и ди­намических характеристик в описании социально-психологических особенностей поведения этноса также является важной проблемой этнопсихологии.

Рассмотрение проблем этнической психологии в настоящее время важно для практической деятельности людей, учета их на­циональных особенностей, решения задач массовой коммуникации и пропаганды, службы семьи. Результаты исследований, получен­ных в этнической психологии, должны составлять основу идеологи­ческой работы, воспитания и обучения людей.

Проблемы формирования этнических типов личности, меха­низмы этнопсихологических взаимоотношений в этнических груп­пах, различные формы коллективного общения и их взаимоотно­шения остаются еще недостаточно изученными.

Задача этнопсихологии состоит в разработке конкретных путей и методов исследования этнопсихологических характеристик чело­века на основе анализа деятельности, общений и отношений в раз­ных этнических общностях, дальнейшего развития национального и интернационального в различных сферах культуры и образа жизни межэтнического мировоззрения и сознания.

Изложенные проблемы ставят ряд наиболее актуальных задач в области исследований этнической психологии, к числу которых можно отнести:

сравнительный анализ этнопсихологических направлений, развиваемых в разных теоретических школах;

изучение основных закономерностей формирования этниче­ских особенностей психологии людей;

исследование психологических основ взаимодействия общего и особенного, национального и интернационального в различных сферах культуры и образа жизни;

исследование психологических основ деятельности личности в международных группах и коллективах.

Общественная практика выдвигает на первый план такие фе­номены социальной реальности, как этнокультурные образования, эволюция форм этнической специфики. Практически до сих пор остается на уровне интуитивных представлений вопрос о задачах этнопсихологии, направленности комплекса научных и социально-практических проблем. За пределами внимания остаются сущест­венные методологические проблемы, связанные с обоснованием предмета и объекта проводимых исследовательских изысканий. Сегодня еще не сформированы теоретические концепции этнопси­хологии, отсутствуют специальные курсы, учебники и учебные по­собия для студентов.

Вопросы для самоконтроля

Что составляет проблемы этнопсихологии?

Что определяет психологию родового уклада жизни?

Что определяет интернализацию отношений между людьми разных национальностей ?

Причины возникновения опосредованных форм отношений между людьми.

Природа возникновения народностей и необходимые условия ее орга­низации.

Пели этнопсихологических исследований по Фрейду и Миду.

Основные ошибки при оценке социокультурных этнических сообществ.

В каком пространстве событий описывается поведение больших групп населения?

Основные задачи в области исследования этнической психологии.

10. Многозначность этнопсихологических терминов как проблема формирующейся науки.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Рассматривая ту или иную область знаний как научное направ­ление, необходимо определить объект, предмет и методы иссле­дования. Общность объекта исследования всегда определяет меж­предметные связи смежных областей знаний, которые углубляют понимание изучаемых проблем.

Объектом исследования этнической психологии как отрасли науки являются этнопсихологические особенности народов во всем их многообразии.

Этнические общности представляют отличающиеся друг от друга динамические образования, которые имеют сходство и раз­личие психологических особенностей их народов, а также характер­ные изменения психологических черт в процессе социально-исторического развития людей.

Изучение закономерностей, которые определяют динамику развития этнических отношений, представляет предмет исследова­ния этнической психологии.

Используемые методы исследований в области этнической пси­хологии полностью определяются ее межпредметными связями. Особое, ключевое место в этом отношении занимает этнография, которая рассматривает проблемы национального характера, этни­ческой идентичности личности, последствий межэтнических кон­тактов. Этнопсихологические проблемы затрагиваются и в значи­тельной мере раскрываются в философии, лингвистике, социоло­гии, истории, демографии, однако круг психологических проблем может быть решен только психологами и психологическими мето­дами исследования. Следовательно, касаясь методов исследования этнопсихологии, всегда необходимо учитывать, что именно иссле­дуется, и в зависимости от межпредметного взаимодействия опре­делять соответствующие методы исследования.

Однако определяющим фактором в трактовке полученных дан­ных играет методология, которая заложена в основе концептуаль­ных положениях как самой науки, так и в тех межпредметных дис­циплинах, с которыми она связана, что в полной мере определяет перспективность развития любой из наук, и этнопсихологии в част­ности.

На рубеже ХІХ-ХХ вв. наблюдались многочисленные вариан­ты создания целостных этнопсихологических концепций и направ­ленности конкретных исследований. В это время были начаты соб­ственно экспериментальные исследования сравнительно-культур­ных различий. Так, У. Риверс в своих исследованиях в Океании по­казал, что сложные перцептивные восприятия плоских образов фо­тографических изображений являются не врожденными, а культур­но приобретенными.

В начале 20-х гг. проводились сравнительно-культурные иссле­дования мышления с помощью методов интеллектуальных тестов. Однако неверная интерпретация полученных результатов сыграла отрицательную роль в развитии этнопсихологии как науки в целом. Трактовка полученных различий интеллектуального развития как биологическое неравенство рас, превосходство одних народов над другими или одних групп населения над другими позволила ис­пользовать эти расистские положения в соответствующей пропа­ганде официальной немецкой психологии в период фашизма. Не­критическое применение тестов IQ в 30-е гг. в нашей стране дис­кредитировало не только этнопсихологию, но и педологию.

Решение применять доктрины в практике диагностики различ­ных слоев населения с помощью тестов на интеллект явилось при­чиной ошибок методологического подхода в оценке полученных результатов. Этнопсихологические отличия рассматривались как абсолютные категории в отрыве от конкретных социально-исторических условий, определяющих положение того или иного этноса либо группы населения. Основная ошибка заключалась в том, что отрывалась детерминированность этих процессов от со­циально-исторической изменчивости психики людей.

Анализ исторических фактов свидетельствует о том, что образо­вание племен уже положило начало расчленению единой много­функциональной общности. С развитием производительных сил об­щества и дальнейшим разделением труда все большее распростра­нение получают опосредованные формы общения и отношений ме­жду людьми; усложняется межэтническая среда. Она становится бо­лее многообразной, возникают такие проблемные ситуации, реше­ние которых выходит за пределы родоплеменной общины.

В условиях формирования народности этнопсихологические особенности людей становятся качественно новыми. Для народно­сти с точки зрения развития психологии характерна смена прежних кровнородственных связей территориальной целостностью, пле­менных языков - единым языком наряду с существованием ряда диалектов. Внутри каждой народности возникает общая культура.

Анализ формирования психологических черт и свойств свиде­тельствует о глубоком их взаимодействии, дальнейшем развитии в условиях возникновения новой исторической формы общности лю­дей с одним законодательством, с одним национальным классо­вым интересом, с одной таможенной границей. Помимо общности экономической жизни, общий язык, общая территория и некоторые особенности общественной психологии нации, проявляющиеся в специфических чертах национальной культуры, отнюдь не снимают коренного различия психологии представителей противоположных классов в данной нации. На это указывали еще революционеры-демократы.

Развитие национальных чувств тесно связано с системой мате­риальных условий и соответственными общественными отноше­ниями. Над различными формами собственности, над социальны­ми условиями существования возвышается целая надстройка раз­личных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Любой социальный слой творит и формирует все это на основе своих ма­териальных условий и соответственных общественных отношений.

Фактически, в методологии оценки результатов этнопсихоло­гических исследований прошлого времени не учитывался факт единства законов развития объективного мира, в котором человек и его психика являются неотъемлемым компонентом.

Классификация источников этнопсихологии с максимально полным их охватом и анализ того вклада, который они вносят в ее развитие, составляют самостоятельную область исследований. Междисциплинарная область знаний не является простым объеди­нением исходных предметных областей знаний и их методов ис­следования. Практически необходимо создать психологическую этнопсихологию, соответствующую современному уровню разви­тия психологических знаний.

Все большую актуальность сегодня приобретает сравнительно-культурный подход. Интенсивное развитие этнографии, антропо­логии, лингвистики способствовало выявлению множества само­бытных и неповторимых этнических культур, которые имеют суще­ственные различия в сфере психологического и, в то же время мно­го общего в природе формирования культурных ценностей. В пер­вом случае акцент делается на высокую вариативность психических проявлений в условиях различных культур, а во втором - на универ­сализм единства психики и ее инвариантность в отношении много­образия культур. Крайности первого подхода использует расизм. Именно поэтому необходимо со всей глубиной показать научную обоснованность этнокультурных различий в сфере психического для исключения расовой предубежденности. Тем более, что раси­стская идеология и практика используют в своих целях самые раз­нообразные научные факты и открытия, равно как и факты наду­манные. Сам феномен расизма является этнопсихологической проблемой и требует обоснованного психологического его раскры­тия. Вторая крайность подчеркивает универсализм механизмов, не подверженных влиянию культурных факторов. В историческом плане вначале доминирующим оказалось первое направление, в настоящее время все шире получает свое развитие второе направ­ление. Практически наиболее перспективным оказывается синтез обоих направлений.

Второй проблемой этого направления является проблема эт­нических стереотипов, предрассудков, этнических предубежденно-стей. Требуется ясное понимание психологических механизмов, лежащих в основе формирования стереотипов и обусловливающих их содержательные, структурные и динамические особенности. Эт­нографы, социологи много сделали в том, что касается качествен­ного описания и распространения этнических стереотипов, однако необходимы специальные психологические, а не иные исследова­ния этого вопроса с использованием психологических средств ана­лиза.

К третьему перспективному направлению можно отнести и ис­следование проблемы идентичности личности в условиях взаимо­действия и взаимопроникновения культур. Решение этой проблемы имеет огромное теоретическое и практическое значение. Требуют ответа вопросы: какая роль этнической идентичности в структуре самосознания личности? Как меняется этническое самосознание в условиях межэтнических контактов? Как адаптируется личность к новым этнокультурным условиям?

Человек, оказавшийся в иной этнической среде, поставлен пе­ред необходимостью овладения не только новым языком, но и представлениями, нормами, ценностями, правилами, предписа­ниями, которые регламентируют все стороны его жизни. Эта про­блема со всей остротой встает перед тысячами эмигрантов, лица­ми, несущими службу в интернациональных подразделениях меж­дународных сил, при обмене научными кадрами и трудовыми кол­лективами, обучении иностранных студентов.

Несмотря на большую предысторию этнопсихологии - психо­логии народов, психологии масс, - сегодня требуется развитие и совершенствование ее теоретической и методологической основы.

Читайте также: