Звуковая культура речи звук ш в средней группе конспект занятия

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Никифорова Лилия Александровна

Населенный пункт: Чебоксарский район, п. Кугеси

Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, динамическая пауза, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, ИКТ; смена статического положения, звуковое оформление, сюрпризный момент, рефлексия.

ХОД ООД:

Дети стоят около стульев.

C воспитателем имитируют движения.

Воспитатель вместе с детьми:

Утром встали малыши, (руки поднимают)

В детский садик свой пришли, (шагают на месте)

Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).

Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули)

Воспитатель: — Поздоровайтесь, друзья!

ВОСПИТАТЕЛЬ: — К нам в группу сегодня утром залетел шарик (показывает). Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так.

Ребята, вы не заметили, а на шарике висит конверт. Может, это письмо от кого-нибудь? Давайте мы ее откроем.

Для этого нам нужно отправится к мышонку

ВОСПИТАТЕЛЬ: — А, чтоб попасть к мышонку в гости нужно сказать волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы считать.

Мы немножко покружимся,

И у мышонка очутимся.

Вот мы очутились в гостях у мышонка на большом болоте. Посмотрите, как здесь много камышей. Подул ветерочек и камыши зашумели. А шумят камыши — вот так:

Ребята, как шумят камыши?

(Дети повторяют слоги, четко проговаривая звук [Ш],

сначала все вместе, потом индивидуально)

- Ребята, а отгадайте загадку и узнайте кто живет в болоте.

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Правильно, лягушка. Посчитайте сколько их сидит в болоте? (по очереди считают лягушек – одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушат, пять лягушек)

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышонок предлагает нам поиграть в одну игру. Спряталась она в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Повторите как шуршит Мышонок?

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давайте посмотрим и пошуршим вместе с мышкой. Я буду начинать слово, а вы с мышонком пошуршите погромче, чтобы его докончить.

Каранда… Малы… Камы… Ланды…

(Воспитатель показывает картинки,

а дети договаривают последний звук)

Мышка ловит кошку.

Машина едет на дедушке.

Шляпка носит Наташу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, мы немножечко устали, давайте с вами отдохнем, и сделаем разминку перед следующим заданием Мышонка!

Много разных звуков окружают нас,

Даже если тихо в комнате сейчас.

Мы сейчас, ребята, дружно

Будем звуки издавать.

(Выполняют движения по тексту стихотворения)

Будем глазками моргать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем ножками мы топать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем громко все считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем звонко, звонко хлопать:

Раз, два, три, четыре, пять.

А потом будем молчать.

(всех перечисляют по очереди: кошка, бабочка, лягушка, мишка, собака)

(Дети называют слова четко проговаривая звук [Ш]: кошка, мишка, лягушка)

ВОСПИТАТЕЛЬ: — А, теперь Мышонок приготовил для Вас загадки.

(Дети отгадывают загадки, четко проговаривая в словах звук [Ш])

1. Носит яркий гребешок

2. Рисует дружно малыши,

3. Вот бежит малышка

4. Зашуршали тихо шины –

с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушайте их и спойте вместе с мышкой.

КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ

МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО

Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ

БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, а кто мне подскажет, какое сейчас время года? Правильно, зима. И следующее задание от Мышонка – сходить в магазин и купить ему зимнюю одежду. Посмотрите внимательно полки в магазине, и назовите, что нужно купить Мышонку?

(перечисляют что видят: шорты, купальник, платье, шуба, шарф, шапка)

ДЕТИ: ШУБА, ШАРФ, ШАПКА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, ой, а в гости к Мышонку ветерочек залетел. Слышите? (шум ветра) Подумайте, если бы вы превратились в ветерочек, куда бы Вы полетели?

Полетел вверх ветерочек – Ш-Ш-Ш

И на землю опустился – Ш-Ш-Ш

Полетел он вправо – Ш-Ш-Ш

Полетел он влево – Ш-Ш-Ш

На окошко полетел – Ш-Ш-Ш

Далеко он улетел – Ш-Ш-Ш

Ему ресничками помаши – Ш-Ш-Ш

И в дорогу проводи – Ш-Ш-Ш

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, Мышонок любит всё большое и все предметы у неё большие.

У Мышонка не маленькая шляпа, а … большая.

У Мышонка не маленькое платье, а … большое.

У Мышонка не маленькие сапожки, а … большие.

У Мышонка не маленький шар, а … большой

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, наше путешествие подошло к концу. Чтоб обратно возвратиться, нам нужно опять произнести волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы считать.

Нам пора уж в детский сад,

Там игрушки ждут ребят.

Мы немножко покружимся,

И домой мы возвратимся.

- Вот мы и в садике. Ребята, где мы были? Какой звук мы учили правильно и красиво произносить?

Обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.

Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность, развивать мелкую моторику. Развивать дикцию, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения. Воспитывать интерес к сказке.

Тип: Игровое занятие

Методы и приемы: игровые задания; использование художественного слова - загадка, стихи, чистоговорки; вопросы; физкультминутка; поощрение.

Развивающая среда : предметные картинки; маски животных.

Ход занятия:

Давайте начнем нашу встречу с приветствия! Поприветствуйте гостей и друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть

друг на друга с улыбкой)

Молодцы! Садимся на стульчики.

Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей). Посмотрите на нашу доску, догадайтесь какая сказка у нас в гостях)

Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю : Маш-ш-ша, миш-ш-ш -ка.

Звук Ш.

А теперь давайте все вместе повторим звук ш.

Ребята, это звук с которым мы сегодня с вами познакомимся.

Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?

Воспитатель: Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык).

Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху).

Потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле? (Опустить язык вниз).

Понравилось язычку на улице, и пошел гулять. (Покусать язык зубками).

А теперь давайте научим его красиво петь песенку.

Наша Маша хороша.

Дали кашу малышу.

Съели кашу малыши.

После каши хорошо.

Задача: формировать и закреплять навык правильного словообразования.

Задание: А теперь слова решили поиграть в новую игру. Всем людям нравится, когда их имена называют ласково. Давайте потренируемся. Как вы назовё те ласково:

Маша -, Миша -, Алёша -, Наташа -, Гоша -, Паша -, Яша -, Даша -, Гриша -, Антон -, Ваня -, Катя -, Андрей - …

Гимнастика для ума” (дети отвечают на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”)

– Головной убор. (Шапка, шляпа)

– Число после пяти. (Шесть)

– Там учатся дети. (Школа)

– Часть колеса. (Шина)

– Колючки у розы. (Шипы)

Физкультминутка.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ребята помогите мне сочинять стишки, подскажите последние словечки.

Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,

наш веселый … моет хвостик, моет…

Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –

Серенькая … Это едет к нам ….

А под снегом спит медведь, тише, тише, не … (шуметь)

Говорит сосед Серё жка: Вот здесь вырастет … (картошка)

(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)

Машина, шапка, дом, яблоко, шуба, шарф, кукла, игрушка, лягушка, малыш, каша, белка, заяц, мышонок.

Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку.

А какую сейчас узнаем.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.

А теперь давайте перечислим героев этой сказки, где есть звук ш.

Как называли мышку (мышка-норушка, мышка-поскребушка)

Как называли лягушку? (лягушка-квакушка, лягушка-поскакушка)

Зайчишку (Зайчишка- трусишка, Волк – из-за кустов хватыш. Мишку (мишка – батюшка) Лисичка – сестричка).

А теперь давайте вспомним, в какой последовательности развивались события в сказке. Кто первым увидел теремок, какие слова произнес.

Кто пришел вторым.

Самоанализ образовательной деятельности по формированию звуковой культуры речи в средней группе 1. Психолого-педагогическая характеристика группы (характеристика возрастных особенностей детей группы и индивидуальных особенностей детей).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД в средней группе

Воспитатель: Белякова Н.А.

Дата проведения: 18.12.2018

Тема : Звуковая культура речи: звук ш

Возрастная группа: средняя, 4-5 лет

Предмет: развитие речи в детском саду

Форма проведения: НОД

Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.

Цель: познакомить детей со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.

Обучающие: упражнять детей в произношении звука ш в словах и слогах; различать слова с этим звуком.

Развивающие: развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребенка; воспитывать культуру общения.

Материалы: кукла Даша, машина, медведь, картинки с изображением одежды, раскраски с изображением медведя.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. А давайте посмотрим в окно и скажите мне: какое сейчас время года? (зима)

Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей)

А сейчас я загадаю вам загадку…

С неба падают зимою и кружатся над землею,

Легкие пушинки, белые… (снежинки)

Сильный ветер вдруг подул,

И снежинку нашу сдул.

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1- сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;

2- задержать дыхание на 3-4 секунды;

3- сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2.Вводная часть.

Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно…, (карандаш)

Он с бубенчиком в руке,

В красно-синем колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… (Петрушка)

Сегодня все ликуют

В руках у детворы

От радости танцуют

Воспитатель: -Ребята, кукла Даша очень любит сказку о веселом язычке, и она приглашает нас в его сказку. И так, жил-был веселый язычок. Он очень любил разные песенки. Давайте споем вместе с ним песенку самолете: в-в-в! А теперь песенку комарика: з-з-з! песенку текущей из крана воды: с-с-с!

А однажды язычок пошел гулять и увидел красивого черного ужа, который грелся на солнышке. Уж свернулся и зашипел: ш-ш-ш! как зашипел?

3.Основная часть.

Воспитатель: -Ребята, кукла Даша любит играть воздушными шариками. Давайте мы надуем большой шар. Возьмемся за руки:

«Надувайся, наш шар,

Воспитатель: -Пока мы с вами играли, к нам пришел гость. Кто он угадайте:

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной … (медведь)

Воспитатель: -Правильно. Давайте поздороваемся с Мишуткой, он очень любит чистоговорки. Хотите вместе с ним проговорить?

Ша-ша-ша… наша Маша хороша

Шу-шу-шу… дали кашу малышу

Ши-ши-ши… съели кашу малыши

Шо-шо-шо… после каши хорошо.

Воспитатель: -Ребята, смотрите наш Мишутка почему то загрустил, а загрустил он потому что он один и у него совсем нет друзей. Давайте поможем ему найти друзей? Подойдите пожалуйста к столам.

Перед работой я предлагаю вам размять наши пальчики и сделать гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять (стучим пальчиками по столу)

Бабу снежную лепили (имитируем лепку комков)

С горки мы потом катались (ведем ладошкой правой руки по ладошке левой руки)

А еще в снегу валялись (кладем ладоши на стол, то одной то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладоши)

Съели суп и спать легли (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щечку).

А теперь давайте приступим к работе. Обратите внимание, у вас на столе лежат шишки – это туловище нашего Мишки, кусочек пластилина большой – это голова и четыре маленьких кусочка – это лапки, а еще два совсем маленьких черных кусочка – это глазки нашего Мишки, а ушки сделаем способом прищипывания.

4.Заключительная часть.

Воспитатель: -Молодцы ребята! Нашему Мишке пора уходить, но он приготовил для вас подарки: раскраски с изображением Мишки, которые вы раскрасите дома.

Ход занятия:

Давайте начнем нашу встречу с приветствия!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть

друг на друга с улыбкой)

Молодцы! Садимся на стульчики.

Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей). Посмотрите на нашу доску, догадайтесь какая сказка у нас в гостях)

Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю: Маш-ш-ша, миш-ш-ш -ка.

Звук Ш.

А теперь давайте все вместе повторим звук ш.

Ребята, это звук с которым мы сегодня с вами познакомимся.

Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?

Воспитатель: Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык).

Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху).

Потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле? (Опустить язык вниз).

Понравилось язычку на улице, и пошел гулять. (Покусать язык зубками).

А теперь давайте научим его красиво петь песенку.

Наша Маша хороша.

Дали кашу малышу.

Съели кашу малыши.

После каши хорошо.

Задание: А теперь слова решили поиграть в новую игру. Всем людям нравится, когда их имена называют ласково. Давайте потренируемся. Как вы назовёте ласково:

Маша -, Миша -, Алёша -, Наташа -, Гоша -, Паша -, Яша -, Даша -, Гриша -, Антон -, Ваня -, Катя -, Андрей - …

Гимнастика для ума” (дети отвечают на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”)

– Головной убор. (Шапка, шляпа)

– Число после пяти. (Шесть)

– Там учатся дети. (Школа)

– Колючки у розы. (Шипы)

Физкультминутка.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ребята, помогите мне сочинять стишки, подскажите последние словечки.

Носит яркий гребешок наш веселый …

Вот бежит малышка

Мышка моется под душем,

моет хвостик, моет…

Зашуршали тихо шины –

А под снегом спит медведь, тише, тише, не … (шуметь)

Говорит сосед Серёжка: Вот здесь вырастет … (картошка)

(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)

Машина, шапка, дом, яблоко, шуба, шарф, кукла, игрушка, лягушка, малыш, каша, белка, заяц, мышонок.

Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку.

А какую сейчас узнаем.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.

А теперь давайте перечислим героев этой сказки, где есть звук ш.

Как называли мышку (мышка-норушка, мышка-поскребушка)

Как называли лягушку? (лягушка-квакушка, лягушка-поскакушка)

Зайчишку (Зайчишка- трусишка, Волк – из-за кустов хватыш. Мишку (мишка – батюшка) Лисичка – сестричка).

А теперь давайте вспомним, в какой последовательности развивались события в сказке. Кто первым увидел теремок, какие слова произнес.

Кто пришел вторым.

Читайте также: