Конспект занятия радуга эмоций

Обновлено: 07.07.2024

В психологии проблеме эмоций посвящено немало работ, тем не менее, считается, что эта проблема меньше всего разработана. Не случайно, такой известный психолог, как Н.Н Ланге, назвал проблему чувств “золушкой” психологии. Эта проблема занимает место гонимой, нелюбимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли” [3,11].

Стоит отметить, что сейчас, хотя и есть работы, посвященные проблеме эмоций, но в основном они рассматриваются с физиологической стороны, и почти нет глубинных исследований, посвященных психологическому аспекту эмоций.

Таким образом, существует острая необходимость собственно психологического изучения проблемы эмоций.

Над темой эмоций работало немало известных ученых, как советских, так и зарубежных. Некоторые исследователи (например, Даффи) полагают, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания “эмоция”. Другие же, (например, Томкинс, Изард) утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Ряд ученых придерживается того мнения, что большая часть эмоций разрушает и дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний (например, Лазарус, Юнг). Данные же других авторов показывают, что эмоции играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Липер, Мауэр). Есть даже мнение, что решение человеческих проблем заканчивается в подавлении и контролировании неадекватных эмоциональных реакций. Другие же считают, что лучшим выходом из ситуаций является высвобождение эмоций для их естественного взаимопонимания с другими подсистемами личности - когнитивными и гомеостатическими процессами, побуждениями и двигательными актами. [2,9] Сейчас нет единого взгляда на место эмоций в жизни человека, что доказывает сложность и актуальность данной проблемы для изучения.

В своих работах Г.Х. Шингаров утверждает: “ … общественными является тот факт, что эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально значимых черт”.

Так как эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.[1,32]

Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.

Сегодня очень много можно встретить программ, посвященных эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но, ни одна не отвечает рекомендациям, которые предложены О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью “Тропинка к своему я”. Она предлагает, следующие этапы знакомства с эмоциями.

1-й этап. Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями.

Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами.

Шаг 2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

2-й этап. Обучение пониманию относительности в оценке чувства.

3-й этап. Обучение конструктивному разрешению конфликтов.

Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами.

Шаг 2. Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

Шаг 3. Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя.

4-й этап. Итоговый.

А также четыре направления, которые рассмотрены ниже. [9,21]

За основу для написаний авторской программы “Радуга эмоций” была взята программа Крюковой С.В. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” и рекомендации О.В. Хухлаевой.

К основным эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Следуя классификации предложенной К. Изардом, были взяты темы и разработаны занятия для программы “Радуга эмоций”, к ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление.

Занятия по программе “Радуга эмоций” строится по такому принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.

Например, аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.

Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон.

Ценность занятий по программе “Радуга эмоций” состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Основываясь на выше сказанное, я считаю, чтобы помочь ребенку понять свое эмоциональное состояние и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей эмоциональную сферу, через программу “Радуга эмоций”.

Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

  • научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
  • дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
  • совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Работая с детьми по данной программе, я руководствуюсь следующими принципами:

Приемы и средства:

В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми используются приемы, содержание которых отвечает задачам программы.

На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям, которые предложены О.В. Хухлаевой.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста. [9,35]

В занятиях используются следующие методические средства:

  • Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
  • Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
  • Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
  • Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева. ; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
  • Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
  • Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.

Выделенные параметры эмоциональной сферы прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения ими заданий графических методик: рисования семьи, “Кактус”…

Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:

  • Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.
  • Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
  • Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)
  • Графическая методика “Кактус” (модификация М.А. Панфиловой)
  • Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)
  • Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)
  • Анкета для педагогов и родителей. (Приложение 6)

Длительность занятий. Формы организации занятий:

Программа “Радуга эмоций” рассчитана на один год, содержит 25 занятий, из них первые 5 занятий вводные, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные 20 занятий тематические, на них дети знакомятся с эмоциями (Приложение 1)

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года.

Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.

Занятия проводятся в кабинете психологической разгрузки, где созданы все условия. На пол постелен ковер, кругом лежат подушки, на которых сидят дети. Подобраны дидактические пособия. Обстановка в кабинете располагает к общению, дети чувствуют себя комфортно и раскованно.

На занятия дети сидят полукругом - куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно или дети вместе с педагогом сидят в кругу на ковре на маленьких подушечках.

Структура занятия:

Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная часть.

В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу.

Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определенные эмоции.

Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия. (Приложение 2)

Ожидаемый результат

Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;

Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;

Умеют управлять своими эмоциями и чувствами.

Оценки результативности программы, в экспериментальных группах.

Авторская программа “Радуга эмоций” была апробирована на 125 дошкольниках старшего возраста в течение 3 лет.

Для того, что бы дать оценку результативности данной программы была проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий и после них.

Диагностика состояла из 8 тестовых методик (Приложение 4)

Данные результаты представлены в виде гистограмм (Приложение 3).

По результатам диагностики видно, что данная программа помогает решить многие проблемы детей, она благоприятно влияет на психическое состояние детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и “ладим” с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за “ширму”, они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, ведь мы их не одолеем, если подведет “ширма”, прорвись они – нам, же и повредят.

Поэтому, в первую очередь необходимо развивать эмоциональную сферу, а потом благодаря развитому направлять свою деятельность в другие сферы. [2,19]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательная - формирование эмоционально-волевой сферы;

развивающая - развитие произвольного внимания и коммуникативных навыков;

воспитательная - воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

2. содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;

3. развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;

4. создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Цель : создание эмоционально комфортной атмосферы, введение в тему занятия.

Материалы : перчаточная кукла Незнайка или игрушка, интерактивная доска или экран, подборка моментов из мультфильма.

Психолог : Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу лицом, поприветствуйте друг друга по имени и улыбнитесь.

Посмотрите, ребята, кто пришел к нам сегодня в гости? Как зовут этого героя? Какое настроение у Незнайки, как вы думаете? Как вы это определили? Помните, ребята, Незнайка жил в Цветочном городе и у него был много друзей-коротышек.

Давайте посмотрим на наш волшебный экран и вспомним их!

(По каждому фрагменту попросить детей определить настроение персонажа-какое настроение у …?. Примеры на доске-таблички с эмоциями ).

Психолог : Ребята, мы с вами увидели, что у героев было разное настроение.

Ребята, а кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

(Об эмоциях, о настроении……)

Правильно, и знаете учеными доказано, что на наше настроение и самочувствие влияет цвет.

Красный цвет повышает активность помогает избавиться от сомнений страхов и вселяет в человека решимость и оптимизм, но в то же время этот цвет предупреждают об опасности.

Оранжевый и желтый – цвет радости, веселья и счастья.

Зеленый цвет – он успокаивает и освежает, это цвет природы и весны.

Голубой цвет – цвет прохлады, спокойствия, расслабления.

Фиолетовый цвет – цвет чувствительности, капризности.

Психолог : Ребята, скажите, а в каком явлении природы мы наблюдаем сразу все эти цвета? (Радуга).

В радуге это соединение не только цветов, это ещё и целый спектр эмоций – от спокойствия, умиротворения до бурной радости, оптимизма и счастья.

Ребята, а кто может сформулировать тему нашего занятия?

Правильно! Мы будем с вами учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.

II. Основная часть.

Упражнение "Найди половинку".

Цель : развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние.

Материалы : заготовки бланков с нарисованными эмоциями (портреты гномиков), музыкальная композиция.

(Звучит музыка, дети выполняют задание)

Психолог : Молодцы, ребята, вы справились с заданием! А теперь давайте посмотрим, какое настроение у каждой из картинок.

(По очереди дети отвечают на вопрос: - Какая эмоция? - Как вы это определили? Дети описывают эмоции)

Психолог : Ребята, вы все правильно говорите, а это значит, что эмоции мы можем определить по выражению лица. И чтобы потренироваться в выражении этих эмоций мы с вами сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется "Эмоциональная гимнастика".

Цель : развитие умений выражать и определять различные эмоциональные состояния.

Материалы : не требуются.

Психолог : А теперь ребята, каждая пара продемонстрирует нам ту эмоцию, которая у них получилась.

(Психолог по очереди вызывает каждую пару).

Психолог : Ребята, вы чувствуете здесь обиду, радость и т.д. Молодцы, у вас правильно получилось выразить свою эмоцию с помощью мимики.

Мы совсем забыли про нашего друга Незнайку, а он к нам пришел не с пустыми руками. Он принес нам…. Кто догадался? Цветик – семицветик. Это не простой цветок, он волшебный. Посмотрите - у него разноцветные лепестки и на каждом лепестке для вас, ребята, приготовлено задание. Каждый из вас оторвет лепесток, на котором написано начало предложения, а вам необходимо придумать его окончание.

(Психолог подходит к каждому из ребят, лепесток отрывается и читается задание - ребенок должен закончить предложение (Мне грустно, когда…, Мне обидно, когда. и т.д. ).

Психолог: Ребята у вас у всех все получилось, вы молодцы! А сейчас немного отдохнем. Я попрошу вас встать, быть внимательными и повторять за мной движения.

(Вызвать одного ребенка к доске. Физминутка).

III. Заключительная часть.

Цель : закрепление представлений детей об эмоциональных состояниях.

Материалы : конверты по числу участников, листы А4 по числу участников, части лица (глаза, брови, губы) отражающие различные эмоции, клей-карандаш, музыкальная композиция.

Психолог : В каждом конверте наборы частей лица. Вам необходимо из частей сделать аппликацию. Открывайте свои конверты, доставайте содержимое и принимайтесь за работу.

(Под музыку дети создают аппликации).

Психолог : Я вижу вы уже готовы. А скажите ребята, у всех ли аппликации получились одинаковые? (Нет). А чем они отличаются? (Они отличаются настроением) . Какая эмоция у вас получилась?

(Дети по очереди отвечают, эмоции вывешиваются на магнитную доску)

Психолог : Молодцы, ребята, у нас получилась целая галерея различных эмоций!

IV.Рефлексия.

Цель : подведение итогов занятия.

Материалы : магниты двух цветов (синего и желтого), смайлики желтого цвета.

Психолог : Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним - о чем мы сегодня говорили и что нового узнали на занятии? А скажите, ребята, вам понравилось наше занятие? Мне хотелось бы, чтобы вы вышли к доске и передали свое настроение и впечатление от занятия, используя цвета радуги. Спокойное или грустное настроение можно обозначить магнитом фиолетового, синего или зеленого цветов; если вам радостно и весело используйте желтый, оранжевый и красный цвета.

Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение и дарю вам желтые смайлики. Мне было с вами очень приятно работать, спасибо вам, до новой встречи!

Краткое описание документа:

Цели:

образовательная - формирование эмоционально-волевой сферы;

развивающая - развитие произвольного внимания и коммуникативных навыков;

воспитательная - воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Задачи:

2. содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;

3. развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;

4. создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Цель: создание эмоционально комфортной атмосферы, введение в тему занятия.

Материалы: перчаточная кукла Незнайка или игрушка, интерактивная доска или экран, подборка моментов из мультфильма.

Описание:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу лицом, поприветствуйте друг друга по имени и улыбнитесь.

Посмотрите, ребята, кто пришел к нам сегодня в гости? Как зовут этого героя? Какое настроение у Незнайки, как вы думаете? Как вы это определили? Помните, ребята, Незнайка жил в Цветочном городе и у него был много друзей-коротышек.

Давайте посмотрим на наш волшебный экран и вспомним их!

(По каждому фрагменту попросить детей определить настроение персонажа-какое настроение у …?. Примеры на доске-таблички с эмоциями).

Психолог: Ребята, мы с вами увидели, что у героев было разное настроение.

Ребята, а кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

(Об эмоциях, о настроении……)

Правильно, и знаете учеными доказано, что на наше настроение и самочувствие влияет цвет.

Красный цвет повышает активность помогает избавиться от сомнений страхов и вселяет в человека решимость и оптимизм, но в то же время этот цвет предупреждают об опасности.

Оранжевый и желтый – цвет радости, веселья и счастья.

Зеленый цвет – он успокаивает и освежает, это цвет природы и весны.

Голубой цвет – цвет прохлады, спокойствия, расслабления.

Фиолетовый цвет – цвет чувствительности, капризности.

Психолог: Ребята, скажите, а в каком явлении природы мы наблюдаем сразу все эти цвета?(Радуга).

В радуге это соединение не только цветов, это ещё и целый спектр эмоций – от спокойствия, умиротворения до бурной радости, оптимизма и счастья.

Ребята, а кто может сформулировать тему нашего занятия?

Правильно! Мы будем с вами учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.

II. Основная часть.

Упражнение "Найди половинку".

Цель: развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние.

Материалы: заготовки бланков с нарисованными эмоциями (портреты гномиков), музыкальная композиция.

Описание:

(Звучит музыка, дети выполняют задание)

Психолог: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! А теперь давайте посмотрим, какое настроение у каждой из картинок.

(По очереди дети отвечают на вопрос: - Какая эмоция? - Как вы это определили? Дети описывают эмоции)

Психолог: Ребята, вы все правильно говорите, а это значит, что эмоции мы можем определить по выражению лица. И чтобы потренироваться в выражении этих эмоций мы с вами сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется "Эмоциональная гимнастика".

Цель: развитие умений выражать и определять различные эмоциональные состояния.

Материалы: не требуются.

Описание:

Психолог: А теперь ребята, каждая пара продемонстрирует нам ту эмоцию, которая у них получилась.

(Психолог по очереди вызывает каждую пару).

Психолог: Ребята, вы чувствуете здесь обиду, радость и т.д. Молодцы, у вас правильно получилось выразить свою эмоцию с помощью мимики.

Мы совсем забыли про нашего друга Незнайку, а он к нам пришел не с пустыми руками. Он принес нам…. Кто догадался? Цветик – семицветик. Это не простой цветок, он волшебный. Посмотрите - у него разноцветные лепестки и на каждом лепестке для вас, ребята, приготовлено задание. Каждый из вас оторвет лепесток, на котором написано начало предложения, а вам необходимо придумать его окончание.

(Психолог подходит к каждому из ребят, лепесток отрывается и читается задание - ребенок должен закончить предложение (Мне грустно, когда…, Мне обидно, когда. и т.д.).

Психолог: Ребята у вас у всех все получилось, вы молодцы! А сейчас немного отдохнем. Я попрошу вас встать, быть внимательными и повторять за мной движения.

(Вызвать одного ребенка к доске. Физминутка).

III. Заключительная часть.

Цель: закрепление представлений детей об эмоциональных состояниях.

Материалы: конверты по числу участников, листы А4 по числу участников, части лица (глаза, брови, губы) отражающие различные эмоции, клей-карандаш, музыкальная композиция.

Описание:

Психолог: В каждом конверте наборы частей лица. Вам необходимо из частей сделать аппликацию. Открывайте свои конверты, доставайте содержимое и принимайтесь за работу.

(Под музыку дети создают аппликации).

Психолог: Я вижу вы уже готовы. А скажите ребята, у всех ли аппликации получились одинаковые? (Нет). А чем они отличаются? (Они отличаются настроением). Какая эмоция у вас получилась?

(Дети по очереди отвечают, эмоции вывешиваются на магнитную доску)

Психолог: Молодцы, ребята, у нас получилась целая галерея различных эмоций!

IV.Рефлексия.

Цель: подведение итогов занятия.

Материалы: магниты двух цветов (синего и желтого), смайлики желтого цвета.

Психолог: Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним - о чем мы сегодня говорили и что нового узнали на занятии? А скажите, ребята, вам понравилось наше занятие? Мне хотелось бы, чтобы вы вышли к доске и передали свое настроение и впечатление от занятия, используя цвета радуги. Спокойное или грустное настроение можно обозначить магнитом фиолетового, синего или зеленого цветов; если вам радостно и весело используйте желтый, оранжевый и красный цвета.

Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение и дарю вам желтые смайлики. Мне было с вами очень приятно работать, спасибо вам, до новой встречи!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия направленный на ознакомление детей с миром эмоций. Научиться правильно выражать и понимать своё эмоциональное состояние.

Конспект занятия на тему:

Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Задачи: Обучить детей выражению различных эмоций.

Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояния в мимике.

Формировать положительный эмоциональный настрой.

Совершенствовать умение адекватно реагировать на эмоции окружающих.

Детей надо приучать жить среди людей, формируя

у них определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

Цель: сплочение детей, выработка положительного настроя и эмоций.

«Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Все обнимаются в едином кругу.

Ваше настроение отличное? (ДА. )

Цель: снятие эмоционального напряжения.

- Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Солнечный зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки. Ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети говорят в каких ситуациях они её испытывают.

Цель: Уметь выражать эмоциональное состояние в мимике и проецировать его на сказочные персонажи.

Дети становятся рядом друг с другом в одну линию. Ведущий говорит на ухо одному ребёнку эмоцию, а тот в свою очередь молча передаёт её следующему с помощью мимики лица. И так по очереди. Последний ребёнок вслух озвучивает эту эмоцию. Все дети вспоминают сказочных героев с этой эмоцией.

Цель: научиться принимать и оценивать различные эмоциональные состояния.

Детям предлагается обрисовать свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нарисовать разные эмоции (грусть, испуг, радость,…) и разукрасить пальчики в разные цвета.

Заключительная часть Игра №6 "Котелок настроения".
НАСТРОЕНИЕ.
Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки,
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы,
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны,
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку.
Там у нас не варенье!
Там наше отличное настроенье!
Ведущий предлагает детям "сварить" радость в котелке. "Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?" Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т.д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.

принятия ребе нком себя как представ ителя ново й социальн ой общност и.

Цель : создание э моциональ но комфорт ной атмосфер ы, введение в тему занятия.

Материалы : перчаточная кукла Незнайка или игрушка, интерактивная доска или

Психолог : Здравств уйте, ребята! Повернитесь друг к другу лицом,

поприветству йте дру г друга по имени и улыбнитесь.

Посмотрите, ребята, кто пришел к нам сегодня в гости? Как зовут этого героя?

Какое настроение у Незнайки, как вы думаете? Как вы это определил и? Пом ните,

ребята, Незнайка жил в Ц веточном городе и у него был мн ого дру зей - коро тыш ек.

Давайте посм отрим на наш в олшебный экран и вс помним их!

(По каждому ф рагменту по просить дет ей определить на строение персонажа -

какое настрое ние у …?. Примеры н а доске - таблички с эмоция ми ).

Психолог : Ребят а, мы с вами увидел и, что у героев было разное настроение.

Ребята, а кто дог адался, о чем м ы сегод ня будем гово рить на з анятии?

Правильно, и знаете учеными доказано, что на наше настроение и самочувств ие

Красный цве т повышает активность помогает избавиться о т сомнений страхов и

вселяет в человека решим ость и оптимизм, н о в то же время этот цвет

Оранжевый и желтый – цвет радости, в еселья и счастья.

Зеленый цвет – о н у спокаивает и осве жает, это цвет прир оды и весны.

Голубой цвет – цве т прохлад ы, спокойствия, р асслабления .

Фиолетовый цвет – цвет чувствител ьности, кап ризности.

Психолог : Реб ята, с кажите, а в каком явлени и природы мы наблюдаем сразу все

В радуге это соединение не т олько ц ветов, это ещё и целый спектр эмоций – от

спокойствия, у миротворения д о бу рной радости, опти мизма и счастья.

Ребята, а кто м ожет сформу лировать тему нашего заняти я?

Правильно! Мы будем с вами учиться узнавать эмоции и выражать их с помо щью

мимики, жестов и слов, а также внимательно слу шать и правильно выполнят ь

различные зад ания, быть дружными, п онимать дру г друга.

Цель : развитие навыков межличностного общения, умения определять

Материалы : за готовки бланков с нарисованными эмоциями (портрет ы

Психолог : Ребята, мы уже немного научились узнавать эмоции, а для того, чтобы

каждый из вас получает половинку от ц елой карт инки. Я включаю м узыку и пока

она играет ваша задача на йти се бе среди ребят п ару так, чтобы ваши поло винки

Психолог : Молодцы, ребята, вы справились с заданием! А теперь давайте

посмотрим , какое настр оение у каждой из карти нок.

(По очереди дет и отвечают на вопрос: - Какая эмоция? - К ак вы это

Психолог : Ребята, вы все правильно говорите, а это значит, что эмоции мы

можем определить по выражению лица. И чтобы потренироваться в выражении этих

эмоций мы с вами сейча с поиграе м еще в одну игру, которая наз ывается

Цель : развитие умений выражать и о пределять различные эмоциональн ые

Психолог : А теперь р ебята, каждая пара продемонст рирует нам ту эмоцию,

Психолог : Ребята, вы чу вствуете здесь обиду, радость и т.д. Молодцы , у вас

правильно п олучилось вы разить свою э моцию с пом ощью мимики.

Мы совсем забыли п ро нашего друга Незнайку, а он к нам п ришел не с пустыми

руками. Он принес нам…. Кт о догадался ? Цветик – се мицвет ик. Это н е пр остой

цветок, он в олшебный. Посмотрит е - у него разноцветные лепестки и на каждом

лепестке для вас, ре бята, приготовлено задание. Каждый из вас оторвет лепесток, на

котором нап исано начало предл ожения, а вам необ ходимо п ридумать его окончание.

(Психолог подх одит к каждо му из ребя т, лепесток от рывает ся и читается

задание - ребен ок должен з акончить п редложение (Мне грустно, когд а…, Мне

Психолог : Ребята у вас у всех все полу чилось, вы молодцы! А сей час немного

отдохнем. Я попрошу вас встать, быть вниматель ными и повторять за мной

Психолог : Молодцы, ребята! А теперь давайте подведем итог и проверим все ли

из вас научились различать эмоции? А для этого сыграем в игру « Констр уктор

Цель : закрепл ение представлен ий детей о б эмоциональ ных состо яниях.

Материалы : к онверты п о чи слу у частников, листы А 4 по числу у частников,

части лица (глаза, брови, губы) отражающие различные эмоции, клей - карандаш,

Психолог : В кажд ом конверт е наборы частей лица. Вам необходимо из частей

сделать апплика цию. Открывайте с вои конверты, доставайте содержимое и

Психолог : Я ви жу вы у же готовы. А скажите ре бята, у всех л и аппликац ии

получились оди наковые? (Нет). А чем они отличаются ? (Они отличаются

(Дети по очереди отвечают, э моции вывешивают ся на магнитную доску )

Психолог : М олодц ы, ребята, у нас полу чилась целая гал ерея различны х эмоций !

Материалы : маг ниты двух цвет ов (синего и желтог о), смай лики желтого цвет а.

Психолог : Наше занятие по дходит к концу , давайте вспомним - о чем мы сегодня

говорили и что нового узнали на заня тии? А скажите, ребята , вам п онравилось наше

занятие? Мне хотелось бы, чтобы вы вышли к доске и передали свое наст роение и

впечатление от занятия, использу я цвета радуги. Спокойное или грустное

настроение можно обозначить магнитом фиолетового, синего или зеле ного цветов;

если вам радостно и весело ис пользу йте желтый, оран жевый и крас ный цвета.

Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение и дарю вам желтые смайлики.

Мне было с вами очень при ятно работат ь, спасибо вам, до новой в стречи!

Читайте также: