Конспект урока изложение шар в окошке

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование. Поисковые таблицы, иллюстрации-загадки, тексты песни “Ты, да я, да мы с тобой”.

Учитель входит на урок с воздушным шариком в руках.

- Как вы думаете, зачем воздушный шарик появился на уроке литературного чтения?

Дети высказывают предположения по данному вопросу.

- Правы ли вы, мы выясним это в ходе урока.

- Ой, а к шарику прикреплен конверт. Что же в нем?

Один ученик вытаскивает рисунки, а на конверте находит задание.

По первым буквам данных слов отгадайте слово. На доске рисунки: дятел, рысь, радуга, улитка, жук, бабочка, аист. (Дружба) (2 слайд)

Объясните значение этого слова. Что такое дружба?

Вывод. Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать, проявление заботы, внимания, отзывчивости, желание помочь, защитить в случае необходимости. (3 слайд)

3. Работа с поисковой таблицей. (4 слайд)

- Найдите слова-синонимы, то есть близкие по значению к слову “дружба”, подчеркните слова простым карандашом.

Проверка. (5 слайд) Друг, дружить, дружный. Эти слова еще не раз будут звучать сегодня на уроке.

II. Работа с текстом.

- Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться и его автора: А. Митта “Шар в окошке”. (6 слайд)

1. Первичное восприятие: читает учитель.

Перед чтением: - Послушайте произведение, а после чтения постарайтесь ответить на вопрос: Почему автор назвал произведение “Шар в окошке”?

- Почему же автор А. Митта назвал произведение “Шар в окошке”?
- А сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа будет моделировать обложку этого произведения, используя схемы жанров, которые находятся у вас на партах. (7 слайд)

Проверка. Старший защищает модель обложки, составленную группой. (8 слайд)

2. Вторичное восприятие (дети).

- Прочтем рассказ еще раз и попробуем ответить на вопрос.
- Почему Коле стало хорошо?

- Что же случилось с Колей? (Коля заболел)
- Какое настроение было у больного? (грустное, он скучал)
- Почему же Коле стало хорошо?

III. 1. Самостоятельная работа по карточкам.

- Какие друзья у Коли? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к карточкам. Задание № 2. Выбери нужное. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли.

верные
равнодушные
находчивые
веселые

трусливые

2. Словарная работа.

- Что значит верные друзья? (10 слайд)

У композитора В. Шаинского есть песня, в которой есть прекрасные строки:

“Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий, верный друг”.

- А что значит находчивый? (умеет найти выход из любой ситуации) (11 слайд)

Дружит орел с небом,
А молоко – с хлебом,
Ручьи – с овражками,
Пчелы – с ромашками,
Дымок голубой дружит с трубой,
А мы – с тобой.

IV. 1. Самостоятельное чтение.

- Одна из задач нашего урока: научиться подробному пересказу. Чтобы облегчить эту работу, попробуем весь текст разделить на смысловые части.

Перед чтением: - Для этого прочитайте текст самостоятельно и попробуйте определить, на сколько частей можно разделить рассказ?

После чтения: - На сколько частей вы бы разделили рассказ? Нас предлагают разделить на 3 части.

На доске: Тетрадь с. 18 №3. (Работа в тетради.)

- О чем говорится в первой части? Определим границу этой части.

А) прочитайте эту часть.
Б) Какова главная мысль этой части? (Запишем заголовок в тетрадь)
В) пересказ этой части.

То же со второй и третьей частями.

1 часть. Коля заболел.
2 часть. Шар в окошке.
3 часть. Коля и друзья. (12 слайд)

- А кто попробует пересказать весь текст?

2. Выборочное чтение.

- Прочтите последнее предложение. Как вы его понимаете? (Человеку горе, беду легче пережить, когда друзья рядом)

- Какое предложение можно составить из слов? (Человек без друзей, что дерево без корней) (14 слайд)
- Что получилось? (Пословица)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- А у кого из вас есть верный друг?
- Расскажите о нем. Что вам в нем нравится?

Д/з: с. 47-48 – подробный пересказ. Подобрать пословицы о дружбе. (15 слайд)

- Закончить урок мне бы хотелось народной мудростью.

Друзья познаются в беде,
настоящие друзья – в радости.

- Дорожите своим другом.

Исполнение песни “Ты, да я, да мы с тобой”

- Дети! Я благодарю вас за урок. И если у вас появилось желание быть верным, настоящим другом, я буду рада. Протяните руку к такому дорогому, надежному, и так важному в жизни слову “Дружба”.

Дети обводят свою ладонь на цветную бумагу, вырезают и приклеивают на плакат, где в центре написано слово “Дружба”.

Рассмотрите рисунок Кто это? Что с ним случилось? Как вы думаете, какое настроение у него? Почему ?

Прочитайте текст. Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована. Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо. Хорошо , когда о тебе друзья помнят! А. Митта .

Разбор содержания Что случилось с Колей? (Почему Коля лежит в постели?) Что делает Коля, лежа в постели? Что он вдруг увидел?

Разбор содержания Что ещё увидел на шарике мальчик, когда пригляделся? О чем догадался Коля? Как себя он почувствовал? Как об этом сказано в рассказе?

Лексическая подготовка. Подберите синонимы и похожие по смыслу выражения: догадался – додумался

Орфографическая подготовка. Найдите в тексте слова с орфограммами: Заглавная буква в именах собственных: К оля, жи-ши , чу– щу : ро жи ца Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением: заб о лел, л е жал, ув и дел, в о кно.

Прочитайте текст. Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована. Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо. Хорошо , когда о тебе друзья помнят! А. Митта .

Опираясь на вопросы, постарайтесь изложить на письме рассказ, который мы устно разобрали. Что случилось с Колей? Что увидел Коля в окне? О чём догадался мальчик? Как стал чувствовать себя Коля?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Волыхина Дарья Дмитриевна Русский язык 05.10.2016

Конспект урока

Цель: Учить писать изложение

Планируемые предметные результаты:

- совершенствовать умение в написании изложения

- продолжить формировать умение проверять безударную гласную

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

1) Формировать умение последовательно излагать содержание текста;

2) Развивать умение находить и поверять орфограмму;

3) Учить выбирать из данных нужное заглавие к тексту.

Коммуникативные УУД

1) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

1) содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки

Методы: словесный (беседа), наглядный (демонстрация портрета), практический (самостоятельная работа).

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: школьные принадлежности, карточки с текстом, ИКТ с презентацией.

Подпись учителя: Подпись методиста:

- Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок, ребята.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Наш урок я начну с загадки. Послушайте и попробуйте ее отгадать:

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет — любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.(шар)

- Ребята, скажите, вам нравятся воздушные шары?

- Что вы чувствуете, когда видите воздушный шар или держите его в руках?

- Ребята, я вам прочитаю историю, произошедшую с мальчиком, а вы внимательно послушайте ее.

Организую беседу про шар

Настраиваю на внимательное слушание

Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями

Готовятся слушать рассказ

Подготовительная работа (15 мин)

Первичное восприятие текста

- Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно.

Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована.

Коля догадался, что это ребята придумали.

Стало Коле хорошо.

- О ком этот рассказ?

- Что случилось с Колей?

- Что сделали ребята для Коли?

Работа над заголовком текста

- Ребята, как бы вы озаглавили этот текст?

- Я предлагаю вам несколько вариантов(заголовки на слайде):

- Ребята, какое заглавие подходит нам больше? Почему?

- Правильно, если речь пойдет о воздушном шарике, то тогда о Коле не должно быть ничего сказано в тексте. Значит первое название нам не подходит?

- А если мы выберем заголовок под цифрой 2, то речь пойдет о ком(о чем) в нашем рассказе?

- Разве в нашем тексте речь идет только лишь о болезни Коли?

- Тогда посмотрите на заглавие 3, подходит ли оно нам?

- А заглавие под цифрой 4 подходит нам?

- Именно так и назвал свой небольшой рассказ А.Митт. Многие ученики разных школ страны уже написали изложение по этому рассказу. Сегодня и мы попробуем написать изложение.

- Ребята, а что такое изложение?

- Верно, а какие правила изложения вы знаете?

(Правила на доске)

Работа по частям текста

- Ребята, пододвиньте к себе листочки с текстом. Пробегите глазами по тексту и ответьте мне на вопрос: сколько частей в этом тексте?

- А как вы догадались?

- Совершенно верно. Посмотрите на доску, что вы видите?

- Да, это вопросы – помощники. Когда вы будете писать изложение, они помогут вспомнить вам о его содержании.

- Обратимся к листочкам с текстом. Посмотрите, чего не хватает в словах?

- Эти же слова я выписала на доску. Давайте прочитаем первую часть. Какие бывают гласные, ребята?

- А как проверить безударную гласную?

- Слово заболел , ставим ударение, пропущенная безударная гласная…?

- Вставляем пропущенную гласную, я на доске, а вы у себя в листочках.

- Следующее слово лежал , ставим ударение, пропущенная безударная гласная …?

- Вставляем пропущенную букву.

- Постели, пропущенная гласная…?

- Глядел, ставим ударение, пропущенная гласная…?

- Окно, ставим ударение, пропущенная гласная…?

- Сейчас мы попробуем пересказать эту часть, на какой вопрос будем отвечать?

- Посмотрим на вторую часть.

- Слово шарик , ставим ударение, пропущенная безударная гласная…?

- Вставляем гласную, следующее слово рожица , какая буква пропущена?

- Какой вопрос нам поможет пересказать эту часть?

- Посмотрим на 3 часть. Слово догадался, сколько пропущено гласных?

- Ставим ударение. Первая гласная - приставка до, пишем букву о-запомните.

- Следующая гласная?

- Слово придумали, пропущенная гласная и, приставка при , приставки пре не бывает.

- Какой вопрос нам поможет пересказать текст?

- 4 часть, читаем. Смотрим, слово стало , на конце какая гласная будет стоять?

- Молодцы, мы с вами разобрали текст. Все слова останутся на доске, они помогут вам в написании изложения. План – вопросы так же, на доске, он поможет вам вспомнить о чем нужно рассказывать.

Организую первичное восприятие текста

Организую беседу по содержанию

Организую работу над заголовком текста

Предлагаю несколько вариантом заглавия

Организую беседу над выбором заголовка текста

Организую работу с понятием изложение и правилами изложения

Организую работу по частям текста

Отвечают на вопросы

О мальчике Коле

Подняли к его окну шарик и нарисовали на нем рожицу

Отвечают на вопросы, работают над заголовком

О Воздушном шарике

Нет, о том, что сделали для него друзья.

Нет, не подходит, о друзьях тогда ничего в рассказе не будет упоминаться

Да, потому что заглавие уже как бы рассказывает нам, какой поступок совершили ребята

Изложение – это письменный пересказ текста

Работают с частями текста

4 части в тексте

Каждая часть начинается с красной строки

Вопросы к тексту изложения

Читают первую часть текста

Ударные и безударные

Подобрать проверочное слово

Пропущенная безударная гласная о проверочное слово боль

Пропущенная безударная гласная е, проверочное слово лёжа

Пропущенная гласная о, это словарное слово, его надо запомнить

Пропущенная безударная гласная я, проверочное слово взгляд

Пропущенная безударная гласная О, проверочное слово окна

На вопрос под №1

Пропущенная безударная гласная и , проверочного слова нет, нужно запомнить

Пропущена гласная и, пользуемся правилом жи – ши пиши с буквой и.

2 гласные пропущены

Пропущенная безударная гласная а , проверочное слово догадка.

Гласная о , нужно запомнить.

Стало Коле хорошо.

- Откроем тетради. Подписали число. В следующей строчке по середине пишем слово изложение, образец на доске. И в следующей строчке посередине записываем заголовок умная галка.

- Кто все написал, ручки положил, ждем всех.

- Прочитайте, пожалуйста, про себя еще раз текст, кто готов листочки отодвинули, и глазки подняли на меня.

- Теперь я прочитаю вам последний раз текст.

- Приступайте к работе.

Организую заполнение тетради

Организую вторичное восприятие текста

Побуждаю к началу написания работы.

Пишут число, изложение, заглавие.

Читают текст про себя.

Наш урок подошел к концу, давайте подведем итоги:

- Что мы сегодня с вами писали?

- По одному человеку с колонки выходим и зачитываем свое изложение.

- Как думаете похвалил ли бы вас Александр Наумович Митт за такой рассказ?

- И я вас хвалю, у вас хорошо получилось. А оценку поставлю вам, когда проверю ваши тетради.

- Всем спасибо за урок, все свободны.

Осуществляю фронтальный контроль.

Побуждаю к высказываниям.

Подвожу к рефлексии

Высказывают предварительную оценку урока и свои мнения

Оценивают свои достижения на уроке.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 156 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.03.2018 668
  • DOCX 30.2 кбайт
  • 37 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Волыхина Дарья Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Тема: Коля заболел, а друзья решили его развеселить.

(Главная мысль: Хорошо, когда о тебе друзья помнят.)

- Что было видно Коле в окно?

- Что он вдруг увидел?

догадался – додумался Мальчик, он, Коля.

догадался – додумался

Мальчик, он, Коля.

Заб о лел - … л е жал - … гл я дел - …

б о ль л ё жа взгл я д

о кно - … в постел и

о кна

РАЗБОР СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКА К ЗАПИСИ ТЕКСТА Прочитайте второй вопрос . - Что ещё увидел на шарике мальчик, когда пригляделся? Орфографическая подготовка. Запомните написание слов: вдру г увид е л на шарик е ро жи ца нар и сована - Запишите ответ на вопрос.

РАЗБОР СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКА К ЗАПИСИ ТЕКСТА

- Что ещё увидел на шарике мальчик, когда пригляделся?

  • Орфографическая подготовка. Запомните написание слов:

вдру г увид е л на шарик е

ро жи ца нар и сована

- Запишите ответ на вопрос.

ПОДГОТОВКА К ЗАПИСИ ТЕКСТА третий вопрос дог а дался - … дог а дка р е бята пр и думали

ПОДГОТОВКА К ЗАПИСИ ТЕКСТА

дог а дался - …

дог а дка р е бята пр и думали

стал о х оро шо дру зья

РАБОТА СО СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ лежал и глядел … догадался , что … хорошо , когда …

РАБОТА СО СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ

лежал и глядел …

догадался , что …

хорошо , когда …

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

  • корней, друзей, человек, без, что, дерево, без
  • У Михаила Пляцковского есть стихотворение, в котором есть прекрасные строки:

“ Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий, верный друг”.

Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь. Лёжа! Только небо. Редко когда самолёт пролетит, да и то только слышно бывает, а не видно .

И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх — вниз, вверх — вниз. Что такое? Не поймёт Коля. Пригляделся: на шарике рожица нарисована.


Предметные: создание условий для обучения детей пересказывать текст по готовому плану.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование уважительного мнения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений от нравственных нормах общения.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.

Читайте также: