Как морфология порядок навела конспект урока 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

ЗА ГА Д А Й С Л О В О И М Е Н А М И
П РИ Л А ГАТ Е Л Ь Н Ы М И
Образец: хитрая, рыжая, красивая …. (лиса)
____________________________________(сковорода)
____________________________________(заяц)
____________________________________(полотенце)
____________________________________(дерево)
____________________________________(ёж)

ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ
Задира –
забияка
Лентяй –
лодырь
Притворный – лживый
Дрожать –
трястись
Жаркий –
знойный
Мокрый –
сырой
Вежливый – внимательный
Грустить –
Воровать -
унывать
красть

ДОСТРОЙ ФРАЗУ
________ пластмассовая, а ножницы __________________
________ на заводе производят, а в магазине _________________
________ управляет машинист , а самолётом _________________
________ зелёная, а небо _______________
________ кислый, а мороженое _____________________
________ - хищное животное, а заяц ________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели занятия: закреплять умение различать изученные части речи; умение составлять словосочетания и определять части речи; развивать внимание, мышление, творческое воображение.

Планируемые результаты:

Личностные - умеют слушать собеседника, стремятся его понять; применяют приобретенные навыки в практической деятельности; проявляют инициативу в процессе внеурочной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха в общении.

Метапредметные:

Регулятивные - получат возможность в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; научиться объяснять, какой способ действий был использован и оценить правильность выполнения учебных действий;

Познавательные –научатся логически мыслить при использовании анаграмм; использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач;

Коммуникативные – научатся слышать , точно реагируя на реплики, быть терпимым к другим мнениям , договариваться и приходить к общему решению, работая в группах; выражать свои мысли с полнотой и точностью , соответствующими возрасту; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

Предметные – научатся соблюдать произносительные нормы в собственной речи, подбирать слова при выражении чувств и мыслей; получат возможность научиться оценивать уместность использования слов в речи.

-Как вы думаете, какова тема нашего занятия?(части речи)

-На какие 2 группы можно разделить части речи?(попутно на доске появляется схема)

Существительное прилагательное глагол предлог частица союз

-(самостоятельные и служебные). Служебные это какие?

-Чтобы вспомнить, что мы о них знаем, поработаем в группах. Каждой группе необходимо заполнить кластер, вспомнив признаки частей речи. (Заполнение кластера)

-Проверим. (Один из группы озвучивает схему)

-Мы вспомнили признаки- поупражняемся отличать их друг от друга. Будем работать в тройках. В каждой тройке тот, у кого красный карандаш- выбирает из ряда слов только существительные и подчёркивает их. Следующий участник тройки синим подчёркивает прилагательные, третий зелёным- - глаголы. Важное правило-не передавать листочек самостоятельно, п только по сигналу. Последний передаёт опять первому.

-Работа в тройках. Проверим.

-Посмотрите на слайд. Буквы перемешались. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово- название ягоды. (клубника). Какой частью речи является это слово?(существительное). Попробуем составить словосочетания с этим словом. Какие части речи можем взять?(сущ.+сущ., сущ.+глаг., сущ.+прил.)

-Поработаем самостоятельно . Возьмите листочек, переставьте буквы, запишите слово и составьте словосочетание с ним. Первый 3 тройки составляют словосочетания существительные, вторые- используя глаголы.

-Проверка+показ на слайдах.

СОНОДАРМИ____________________________________________

ЛАНАИМ________________________________________________

СНИБРУКА______________________________________________

МЕНКАЗИЛЯ____________________________________________

СОНОДАРМИ____________________________________________

ЛАНАИМ________________________________________________

СНИБРУКА______________________________________________

МЕНКАЗИЛЯ____________________________________________

СОНОДАРМИ____________________________________________

ЛАНАИМ________________________________________________

СНИБРУКА______________________________________________

МЕНКАЗИЛЯ____________________________________________

1.Эмоциональный настрой.

У нас сегодня много гостей. Поприветствуем и их улыбкой.

2. Актуализация знаний.

Над какой темой работали?(фразеологизмы)

Что такое фразеологизм?(устойчивое сочетание, которое делает нашу речь более выразительной)

Работа в паре. Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположный по смыслу в правой. (тетрадь с.19)

Просигнализируйте мне смайликами, кто всё правильно сделал?

В чём была трудность? Почему были ошибки?

3.Постанавка вопроса, формулирование темы.

А какие ещё устойчивые выражения есть в русском языке, которые украшают нашу речь?(пословицы и поговорки)Да, верно, это и есть тема нашего занятия. Нам знакомы эти жанры? Так чему будем учиться?

Продолжите фразу Узнать, чем… отличаются пословицы и поговорки.

4.Словарная работа.

Что такое пословица?(версии детей)

Где можно найти значение слова и уточнить?(словарь)

Работа со словарями Ожегова, Даля.

Пословица-краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

5. Составление блок-схемы.

Прочитаем в тетради, что же такое пословица.( пословица -краткое законченное суждение, выражающее представление народа об окружающей жизни)

Чему же учат пословицы?(составление схемы)

Труд любовь к Родине взаимоотношения с друзьями

отношение к матери ,старшим отношению к учению

6.Работа по карточкам в группах

Предлагаю вам обсудить в группах и выбрать из списка те пословицы, которые соответствуют вашей теме

Проверим. О Родине (Всякому мила своя сторона, глупа та птица, которой гнездо своё не мило , будь не только сыном своего отца, но и сыном своего народа)

О маме(нет милее дружка, чем родная матушка, при солнышке тепло, при матери добро, материнское сердце в детках, а детское в камне )

О дружбе(без беды друга не узнаешь, друг спорит, недруг поддакивает, человек без друзей, что сокол без крыльев )

Какие пословицы остались? К какой группе их можно отнести?( об учении- дураку по пояс, а умный сух пройдёт, ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает, корень ученья горек, а плод его сладок)

Объясните, как вы понимаете смысл подчёркнутых пословиц.

8. Творческая работа.

Придумайте в группах и разыграйте ситуацию, в которой уместно употребить пословицы

-семь раз отмерь-один отрежь

-не говори, что делал, а говори, что сделал

-что посеешь, то и пожнёшь

8. Поговорка.

А чем же различаются пословицы и поговорки? Ответ найдите в тетради в тексте на с.20.

По строению и назначению.

Пословицы кроме выразительности, ещё учат как себя вести в жизни, а поговорки только украшают речь.

Вернёмся к нашей теме. Какая она?

Что же мы узнали? Что такое пословица? Чем отличается от поговорки? Для чего нужны в речи?

10.Рефлексия.

Молодцы. Вы все хорошо поработали.

А сейчас выберите ту пословицу из списка, которая отражает ваши чувства и состояние после занятия. Объясните и прикрепите смайлик(улыбку) к этой пословице.

-Учись доброму, так худое на ум не придёт

-Учи других и сам поймёшь

1.Т.Н.Соколова. Юным умникам и умницам. Школа развития речи. Рабочая тетрадь в 2 частях. 4 класс. –М:РОСТ, 2011.

2 Т.Н.Соколова. Юным умникам и умницам. Школа развития речи. 4 класс. Методическое пособие.–М:РОСТ, 2011.

Цель занятия: обобщение знаний о частях речи, проверка умения распознавать части речи: существительное, прилагательное, глагол.

-обобщить знания о частях речи, уметь отличать их от других частей речи, знать основные признаки.

-вспомнить орфограммы, словосочетания, умение сопоставлять.

Личностные: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.

Оборудование, материалы: мультимедийная презентация, карточки, жетончики, материалы на награждение, карточки на распределение на команды.

Какие главные грамматические понятия и правила надо знать по теме нашего занятия?

  1. Прочитайте словосочетания, замените их прилагательными в значении существительных.

Мощёная улица… (мостовая)

Наевшийся, утоливший голод человек… (сытый)

Время, следующее за настоящим… (будущее)

Человек, занимающийся наукой… (учёный)

Специалист по шитью платья…(портной)

  1. Вопросы на смекалку.
  • Какую букву нужно убрать из существительного полотно, чтобы превратить его в наречие? (Плотно)
  • Какую букву надо заменить в существительном пенал, чтобы оно стало глаголом? (Пинал)
  • Какая приставка может превратить мальчиков в девочек? (Дружки – подружки)
  • Какое местоимение может быть приставкой? (Вы)
  1. Замените словосочетание одним словом – глаголом в неопределённой форме:

Ничего не делать

Ответ: кормить, радоваться, молчать, бездельничать, стыдиться, лгать.

Драчун, зачинщик ссор и драк

Тот, кто любит сладости

Грубый, невоспитанный человек

Ответ: забияка (задира), сластёна (лакомка), невежа.

Итог занятий.

Какие памятки – путеводители вы могли бы составить к нашим занятиям?

Занятия 11-11

Цели и задачи:

  1. Определить уровень знаний обучающихся.
  2. Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей.
  3. Развивать логическое и нестандартное мышление.
  4. Привить любовь к предмету.

Ответ: кость, масть, пасть, трость, ярость, злость.

  1. В каких значениях употреблены прилагательные в данных словосочетаниях? Допишите три своих примера.

Тяжёлый характер, золотой характер, холодный взгляд.

Ответ: золотые руки, косой дождь, грязное преступление, кислое лицо. Чистые мысли, зверский аппетит.

  1. Допишите глагол, чтобы он сочетался как в прямом, так и в переносном значении.

Солнышко, ребёнок …(улыбается)

  1. Подчеркните имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.

Ель, сметана, горизонт, небо, мать, храбрец, кресло, креслице, сапог, сапожище, неряха, бездарь, белок, белизна, детвора, тряпка, тряпьё, мужество, чистюля, чистота, веселье, читатель, чтение.

  1. Запишите одним словом – несклоняемым именем существительным.

Артист, объявляющий номера программы -

Подземный общественный транспорт –

Блюдо из протёртых или размятых овощей -

Условие, которое выполняет один из спорщиков –

Часть самолёта, служащая для его передвижения по земле –

Ответ: кашне, конферансье, метро, пюре, пари, шасси.

  1. Вставьте названия животных и кратко объясните значение.

Убить двух (зайцев)

Отставной барабанщик (козы)

Как пятая нога (собаке)

Сказка про белого (бычка)

  1. Соедините существительные с прилагательными так, чтобы получились названия дорожных знаков:
  1. Рефлексия. Оценка работ. Определение рейтинга участников.

Факультативный курс

3 – 4 класс (34 часа)

Цели и задачи:

-развитие творческих способностей учащихся на начальном этапе обучения;

- формирование умения анализировать, сопоставлять, находить нестандартные пути решения;

- накопление творческого опыта;

- развитие основ систематического мышления учащихся;

- готовность и способность учащихся творчески мыслить и преодолевать проблемные ситуации;

- научить решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

- развивать мышление, память, внимание, наблюдательность;

- расширить интеллектуальный кругозор.

Объяснительная записка

Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигаются всё новые и новые требования к человеку:

- способному к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;

- способному мыслить и действовать творчески.

Сегодняшние школьники во многом отличаются от учеников прошлого века, и не учитывать это невозможно. Современные дети более информированные, владеют компьютером, придя в школу, умеют читать. Сегодня очень важна готовность и умение человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах, знать и уметь использовать свои возможности. В связи с этим очень важно развивать индивидуальные способности каждого. Данная программа призвана оказывать индивидуальную помощь детям в реализации заданных природой способностей и возможностей, помочь ребёнку в творческом самовоплощении. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет раскрыть индивидуальные способности, качества и талант каждого учащегося. В решении данной проблемы поможет комплекс творческих заданий, выполнение которых требует умения думать, анализировать, сопоставлять, применять полученные ранее знания, действовать как по алгоритму, так и нестандартно. Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах, методах перебора вариантов, аналогии, анализа, моделирования. Эффективному развитию творческой деятельности способствует применение эвристических методов в сочетании с применением алгоритмических методов. Среди заданий, включённых в данный курс: комбинаторные задачи; сюжетные задачи; логические задачи; задачи на разрядный состав чисел; задачи, связанные с нахождением величин; числовые ребусы, связанные с восстановлением записи.

Читайте также: