Конспект мороз красный нос

Обновлено: 07.07.2024

Николай Алексеевич Некрасов появился на свет 10 декабря 1821 г. в г. Немирове Каменец-Подольской губернии в Малороссии. Через три года его отец оставил военную службу в чине майора, семейство переехало в поместье Грешнево Ярославской губернии. В семье родилось 13 детей, но выжило только трое. Прекрасно образованная мать Николая стала первой учительницей у сына, привила ему любовь к русской словесности. У деспотичного отца был суровый нрав, потому воспитание детей было строгим. В тайне от отца мальчик дружил с крестьянскими детьми. Разоривший отец служил исправником [1] в полиции, домашнее образование у Николая, его брата и сестры было скромным, без участия учителей. С 11 лет мальчик был отдан на обучение в ярославскую гимназию. Тогда же он стал пробовать сочинять стихи.

Образ крестьянки

Бремя крестьянской жизни

Размышления поэта о доле крестьянки. Образ Дарьи

Повествование начинается с семейной трагедии: преждевременной смерти кормильца семьи Прокла Севастьяныча. Молодой крестьянин подрабатывал в стужу извозом на своем коне, простыл в дороге, заболел, впал в горячку. Родные старались спасти Прокла, но ему становилось все хуже. Его жена Дарья морозной ночью, пересиливая страх, прошла десять верст до монастыря, чтобы принести чудотворную икону. Когда возвратилась, муж, взглянув на нее, умер. Остались без поддержки и опоры его старые родители, жена, двое малолетних детей.Семья готовится к погребению: мать хлопочет о доставке гроба, отец копает могилу, жена шьет покойнику из полотна саван [3] , обливая его слезами.

Она чувствует вину перед родными, хотя вся ее жизнь была им отдана. Находясь в тяжелом положении, она меньше всего думает о себе.Дарья вспоминает свой сон перед праздником Спаса, когда утомившись, уснула в поле с серпом. Приснилась ей несметная рать [5] , обступившая ее со всех сторон, размахивая руками и грозно сверкая глазами. Внезапно рать оказалась ржаными колосьями. Дарья стала звать на помощь, на ее зов прибежала вся семья, только мужа среди них не было. Теперь она поняла, что сон был вещим: помощи в изнурительном труде ей больше ждать неоткуда.

Обессилев, измученная воспоминаниями и думами об участи детей, Дарья привалилась к дереву. В забытьи ей мерещится, что говорит ей сладкие речи Мороз, Красный нос, она чувствует его объятия. Замерзая, Дарья вспоминает в полусне летний жаркий день у реки, когда она в поле копала картошку, румяные лица сына и дочки, разговоры с мужем о ребенке, которого она носит под сердцем. Последнее, что привиделось Дарье, как она, прикрывшись рукой от солнца, смотрит на уезжающих вдаль на телеге Прокла, Гришу и Машу. Так она подсознательно попрощалась со своими близкими, последние признаки страдания с ее лица исчезают, и она с улыбкой на устах обрела вечный покой.

Крестьянка Дарья была опорой мужу, заботливой и любящей матерью, работящей хозяйкой. Некрасов раскрыл внутренний мир Дарьи в ее воспоминаниях, мыслях, видениях.Подлинное блаженство она испытала лишь в последние мгновения покидающей ее жизни.Картины былого счастья и семейной гармонии пронеслись перед замерзающей под сосной Дарьей. Судьба несчастной женщины трагически обрывается, смерть ей дается как избавление от мучений, страданий и боли. Чувствуется авторское отношение к героине, которая достойна уважения и сострадания.

В образе Дарьи отражена судьба всех русских крестьянок, их терпение, выносливость, готовность выполнять самую тяжелую работу, доброта и чистота души. Слезы молодой вдовы – это слезы всех крестьянок, оплакивающих свою горемычную долю.

Поэма стала одним из самых мистических и загадочных произведений Некрасова. Сюжетное повествование соткано из постоянных перемещений во временном пространстве, в снах, мечтах и воспоминаниях героини то возвращаясь к прошлому, то устремляясь в будущее. Жизненно-реальные мотивы переплетаются с чудесными, сказочными элементами. Мороз в поэме Некрасова не похож на традиционный сказочный образ, он описан, как враждебный человеку персонаж, ставший частью повседневной жизни русского крестьянина. В поэме не сказочный, а реальный, трагический конец.

Значение поэмы в истории русской литературы

Новаторство поэмы состояло еще в том, что автор использовал проникновенно-лирические интонации и приемы глубокого и тонкого психологического анализа в изображении внутреннего мира неграмотной бедной крестьянской бабы, ане утонченной и образованной героини из дворянской среды.Некрасов показал убогий деревенский быт и тяготы крестьянской жизни, но воспел красоту крестьянского труда, который является основой созидания всех материальных и духовных ценностей.

Словарь

Исправник – начальник уездного полицейского участка.

Подёнщина – временная работа с небольшой оплатой.

Саван – длинная белая рубаха для усопшего

Дровни – сани для перевозки грузов.

Рать – войско, армия

Приложение – разновидность определения, выраженного именем существительным. Если находится после определяемого слова, пишется через дефис.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационный момент.

Вступительная беседа.

- (Детство было безбедное, но не всегда счастливое из-за грубости и жестокости отца. Отца Николай не любил, а мать любил очень сильно, т.к. она была добрая, всегда защищала детей и крепостных крестьян от гнева мужа.)

Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова.Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

IV. Работа с текстом

Чтение отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях".

Продолжение работы над выразительностью.

Что значит, прочитать стихотворение выразительно?

Вспомните, когда при чтении мы делаем паузу?

Какое слово в строчке мы должны выделить голосом?

Читаем по четверостишию, соблюдаем паузы, находим главные слова в каждой строке.

Прочитать весь отрывок, соблюдая паузы и логические ударения.

Первичное закрепление и анализ содержания.

Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки. (Красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока…-эпитет)

(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)

Эпитет – это образное определение предмета или явления в виде сравнения. С помощью этих слов дается особая окраска предмету, выражается отношение к предмету или явлению, создается особый образ. (сильный ветер-колючий ветер,

Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

(Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)

Повторение о перекрестной, парной, опоясывающей рифмовки.

По будням не любит безделья,

За то вам ее не узнать….(перекрестная)1-3,2-4.

а) Формулировка общего вывода

Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный.

б) Применение поискового метода

Найдите в тексте описание:

• внешней красоты женщины;

• женщина в работе;

• женщина на отдыхе;

• женщина как хранительница домашнего очага;

Учащиеся ищут примеры в тексте. Подвести к выводу, что образ русской женщины – прекрасен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Н. А. Некрасов. "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины"

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта; познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины ХIХ в.

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

III. Постановка учебных задач урока.

IY. Работа по теме урока.

Знакомство со статьёй учебника о Н. А Некрасове (с. 171)

hello_html_24066f70.jpg

Слово учителя.

Знакомство с текстом отрывка.

Анализ текста.

Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.

Какими качествами характера обладает Дарья?

Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.

Вопрос 1 из учебника, с пояснениями учителя.

Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?

Ученики читают отрывок по строфам с комментариями учителя.

Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?

В ней крепко и ясно сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде.

Что такое рифма? Определим рифму в этом стихотворенье. (перекрёстная).

hello_html_m516092bb.jpg

Что такое сравнение, эпитет. Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.

Пройдет — словно солнце осветит?

Посмотрит — рублем подарит? ( Сравнение )

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. ( Эпитеты )

Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку? (Красотой, трудолюбием, чувством собственного достоинства).

Самостоятельное чтение отрывка учащимися.

Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины XIX в.

1. Беседа. Представьте образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины).

- Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие)

- Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

2. Чтение отрывка, анализ.

Чтение отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях".Ответы на вопросы:

3. Повторение.

А) Определение рифмы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба.

По будням не любит безделья,

Зато вам её не узнать,

Как сгонит улыбка веселья

С лица трудовую печать. (1 – 3, 2 – 4) перекрестная рифма

В) Найдите в тексте сравнения, эпитеты:

Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем подарит! (сравнение)

Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. (эпитеты)

(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)

- Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

(Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)

С) Составление кластера.Создайте образ идеальной русской женщины-крестьянки. (кластер составляют по ответам учащихся.Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины)

Назовите центральное событие поэмы. (Смерть крестьянина)

Но вот парадокс: поэму все считают эпической, посвященной судьбе русского народа. Намеренно сузив проблематику до описания одной крестьянской семьи, Некрасов, тем не менее, рисует общую эпическую картину судьбы русского народа. Эта идея весьма характерна для литературы XIX столетия. Одна семья – это часть общего мира.

- Найдите в тексте, как описывает Некрасов глаза плачущей Дарьи.

(Они как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем.А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами.)

К горю крестьянской семьи в поэме прислушивается природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза.

- Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа? (Женщина показана с разных точек зрения.Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька)

Вывод: образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный.Образ русской женщины – прекрасен.

Е) Самостоятельная работа с текстом.

Найдите в тексте описание:

• внешней красоты женщины;

• женщина в работе;

• женщина на отдыхе;

• женщина как хранительница домашнего очага;

Выпишите в тетрадь.

Ж) Создание синквейна:

Любить, восхищаться, любоваться

IV. Итог урока:

- Как Некрасову удается создать реалистичный образ русской женщины?

- Какие фразы стали крылатыми?

(В игре ее конный не словит,

В беде не сробеет, спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет).

V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы "Мороз, красный нос" наизусть.

Цели: познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины XIX в.

1. Беседа. Представьте образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины).

- Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие)

- Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

2. Чтение отрывка, анализ.

Чтение отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях". Ответы на вопросы:

Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.

Какими качествами характера обладает Дарья?

Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.

3. Повторение.

А) Определение рифмы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба.

По будням не любит безделья,

Зато вам её не узнать,

Как сгонит улыбка веселья

С лица трудовую печать. (1 – 3, 2 – 4) перекрестная рифма

В) Найдите в тексте сравнения, эпитеты:

Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем подарит! (сравнение)

Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. (эпитеты)

(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)

- Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

(Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)

С) Составление кластера. Создайте образ идеальной русской женщины-крестьянки. (кластер составляют по ответам учащихся. Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины)

Назовите центральное событие поэмы. (Смерть крестьянина)

Но вот парадокс: поэму все считают эпической, посвященной судьбе русского народа. Намеренно сузив проблематику до описания одной крестьянской семьи, Некрасов, тем не менее, рисует общую эпическую картину судьбы русского народа. Эта идея весьма характерна для литературы XIX столетия. Одна семья – это часть общего мира.

- Найдите в тексте, как описывает Некрасов глаза плачущей Дарьи.

(Они как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем. А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами.)

К горю крестьянской семьи в поэме прислушивается природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза.

- Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа? (Женщина показана с разных точек зрения. Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька)

Вывод: образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный. Образ русской женщины – прекрасен.

Е) Самостоятельная работа с текстом.

Найдите в тексте описание:

• внешней красоты женщины;

• женщина в работе;

• женщина на отдыхе;

• женщина как хранительница домашнего очага;

Выпишите в тетрадь.

Ж) Создание синквейна:

Любить, восхищаться, любоваться

IV. Итог урока:

- Как Некрасову удается создать реалистичный образ русской женщины?

- Какие фразы стали крылатыми?

(В игре ее конный не словит,

В беде не сробеет, спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет).

V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы "Мороз, красный нос" наизусть.

Читайте также: