Значение игры для психического развития ребенка конспект

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Шестакова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ"Приморская СШ" с/п "Детский сад д. Рикасиха"
Населённый пункт: д. Рикасиха Приморского района Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование

РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: огромная роль в развитии и воспитании дошкольников принадлежит

игре - важнейшему виду деятельности. Данная статья посвящена проблеме вытеснения игр

инициативу, желание детей и отсутствием руководства при организации игр. В статье

описаны взгляды на игру отечественных и зарубежных психологов и педагогов, роль игры в

психическом развитии ребенка, а также подробно раскрыты две группы игр, отличающиеся

мерой руководства со стороны взрослого.

Даны рекомендации педагогам по организации

игровой деятельности детей.

слова: игра,

социальное назначение игры, ведущий вид деятельности в

дошкольном возрасте, сюжетно-ролевая игра, психическое развитие ребенка, современные

игровые технологии, подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми.

важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого

имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он

будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде

серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись

традиционная игра изживается из детской жизни. В обществе, в образовании, на

антиисторическая ошибка: занятия вытесняют игру.

множество теорий игры. Достаточно перечислить только самые известные из

них, чтобы убедиться в том, как много занимались детской игрой: это теория

Коффки; своеобразные взгляды на игру развивает Пиаже и Жане; у нас теорию

игры разрабатывал Л.С. Выготский [3].

многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными

Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение

игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в

драматизации, результативные игры, игры - развлечения, дидактические игры и

другие. Но ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно -

ролевая игра. По мнению А.Н. Леонтьева, особенность её заключается в том,

что мотив игры лежит в содержании игрового действия (дети играют для того,

что бы играть) [1].

Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой

сюжетно - ролевой игры в психическом развитии дошкольника.

Игровое действие порождает процесс воображения. Принятие на себя

способствуют развитию творческого воображения. По образному выражению

Ж. Пиаже, ребенок - дошкольник живет одновременно как бы в двух мирах -

игры и действительности [2].

внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных

игровых технологий. Сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной, но и

наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир

социальных отношений с окружающими их людьми, природой.

дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.

• приемы, направленные на формирование игры;

• приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;

• приемы, направленные на формирование взаимоотношений.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми

Менджерицкой, включает следующие компоненты:

- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося

жизненного и игрового опыта;

активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры,

направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых

способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни;

- умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по

собственной инициативе. Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая утверждают:

чувства. Поэтому необходимо определить источники, которые способствуют

развитию содержания детских игр, формируют богатое воображение, развивают

Игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. В ней возникают и оформляются механизмы опосредствованного личностного поведения; она имеет важное значение в возникновении первичной формы личного сознания.

ВложениеРазмер
Игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. 102.5 КБ

Предварительный просмотр:

для психического развития ребенка дошкольного возраста.

  1. Переход от раннего развития к дошкольному возрасту.
  2. Проблема сюжетно-ролевой игры в работах отечественных психологов.
  3. Структурные компоненты игры.
  4. Виды игровой деятельности дошкольников.
  5. Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста.
  6. Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей.

1.Переход от раннего развития к дошкольному возрасту.

В раннем детстве в совместно деятельности со взрослыми и под их руководством ребенок овладевает рядом предметных действий. Некоторые из них дети могут выполнять только при непосредственной помощи и при участии взрослых, другие – производят самостоятельно. На третьем году жизни основные движения ребенка – бег, хождение, лазание – становятся все более совершенными и координированными. Овладевает ребенок и действиями, требующими тонких движений кисти рук и пальцев (например, держать карандаш и проводить им линии и штрихи на бумаге, завязывать шнурки, застегивать пуговицу, пускать волчок и т.д.). При правильном воспитании ребенок к 3 годам может сам есть, почти самостоятельно умываться, одеваться и делать многое другое.

Самостоятельность в раннем возрасте проявляется в том, что каждый здоровый ребенок в узкой сфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностей стремится действовать без помощи взрослых, проявлять некоторую независимость от них.

А.П. Ларин [3], анализируя детское упрямство, отметил, что оно при особо неблагоприятных условиях, иногда возникает очень рано, обычно в трехлетнем возрасте. Вначале упрямство носит избирательный характер, т.е. имеет своим объектом одного человека и не является привычной формой поведения в отношении всех взрослых. Но когда эта черта характера ребенка при неправильном воспитании начинает проявляться более или менее устойчиво, то она становится обобщенной, т.е. обнаруживается в той или иной степени по отношению ко всем людям или к определенному кругу лиц. Основными причинами возникновения упрямства, по данным А. П. Ларина, является ущемление самостоятельности ребенка, его инициативы и в особенности сознания и чувства свободы.

Эти новые возможности в области побуждений ребенка служат предпосылкой для существенных изменений в его отношениях со взрослыми, в его собственной деятельности, в содержании и динамике его эмоциональной жизни. Благодаря соединению побуждений с представлением о предмете возникает возможность отнести выполнение действия на будущее. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать удовлетворение желаний. Ребенок начинает радоваться или печалиться не только по поводу того, что он делает сейчас, в данный момент, но и по поводу того, что ему еще только предстоит сделать.

Такая перестройка побуждений ребенка, соединение их с представлениями, является одной из предпосылок для возникновения и широкого развития именно в дошкольном возрасте новых видов деятельности: ролевой игры, изобразительной и конструктивной деятельности, элементарных форм трудовой деятельности. Общим для всех видов деятельности является то, что в них ребенок практически реализует привлекательный для него замысел, представление. Реализация имеющихся у ребенка представлений об окружающей его действительности возможна благодаря эмоционально-положительному отношению к ним. Так как представления ребенка этого возраста носят эмоциональный и образный характер, то и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Ребенок реализует в своей деятельности не только представления о предметах и явлениях окружающей действительности, но и, это главное свое эмоциональное отношение к ним. Ярким примером такой деятельности является возникающая в дошкольном возрасте и бурно развивающаяся в этот период ролевая, или, как ее иногда называют, творческая, игра. В ней ребенок практически реализует не только свои представления о деятельности взрослых и их отношениях, но свои тенденции жить с ними общей жизнью.

Все это начинает приобретать в условиях жизни ребенка особое значение. Открытие нового мира серьезной человеческой деятельности пробуждает у ребенка активное желание участвовать в этой жизни. В связи с этим жизнь ребенка-дошкольника характеризуется, во-первых , относительным отделением его деятельности от взрослых, во-вторых , расширение условий жизни, в-третьих , открытием общественных функций людей и их отношения друг к другу, в-четвертых , активным желанием ребенка участвовать в жизни взрослых.

Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития ((В. Штерн, Л.С.Выготский, Ж. Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.).

Исходя из исследований ученых, можно выделить две прямо противоположные позиции в понимании природы и содержании детской игры, в значительной мере определяющие рекомендации по организации и руководства ею.

Согласно первой позиции, игра рассматривалась, как инстинктивно – биологическая по своей природе деятельность , которая в особой символической форме выражает врожденные влечения ребенка, вытесняемые под жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего возможности его свободного самовыражения (З.Фрейд, В. Штерн, А.Фрейд и др.).

2. Проблема сюжетно-ролевой игры в работах отечественных психологов.

В отечественной психологии сюжетно-ролевая игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (Л.С.Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

Ролевая игра, по мнению Д.Б.Эльконина, является особой символико-моделирующей деятельностью, позволяющей осуществить эту ориентировку. Эльконин предлагает различать сюжет и содержание игры. Сюжет – это та сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре.

Содержание игры – это содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребенком в ходе развертывания сюжета. Психологическое содержание игры представляет собой моделирование социальных и межличностных отношений и жизненных событий и ситуаций. В начале дошкольного возраста содержание игры ребенка составляет воспроизведение простых операций с предметами и последовательности предметных действий, затем в качестве содержания выступает уже воспроизведение социальных ролей в соответствии с заданными нормами и правилами, и, наконец, на более позднем этапе, - воспроизведение социальных и межличностных отношений.

Игровые же мотивы реализуют потребность ребенка жить совместной со взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности, занимать определенное место в обществе. Именно поэтому сюжетно-ролевая игра возникает лишь на определенном этапе исторического развития общества, когда мотивы ребенка войти во взрослую жизнь уже не могут быть непосредственно удовлетворены. Таким образом, игра становится способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря которому возможно развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых видов отношения ребенка к действительности.

3. Структурные компоненты игры.

Роль воспроизводит определенную социальную позицию, которая выражается в системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения. Она отражает систему социальных ожиданий общества от человека, занимающего эту позицию, в скрытом виде содержит в себе систему правил и норм, регламентирующих ролевое поведение в соответствии с этими ожиданиями. Роль, таким образом, неразрывно связана с правилом, в обобщенном виде представляющим сценарий, последовательность и средства ее выполнения.

Развитие игровой деятельности в д/в предполагает последовательное формирование произвольности как способности строить свое поведение и деятельность в соответствии с заданным образцом и правилами. Д.Б. Эльконин выделяет 4 стадии в развитии способности ребенка подчинять свои действия правилу.

На первой стадии правила не выделяются ребенком и не выполняют своей регулирующей поведение функции, что часто приводит к нарушению самой логики выполнения роли в игре.

На второй стадии выполнение роли уже подчиняется правилу, объективируя его в игровых действиях ребенка, но сами правила в явной форме еще не выступают перед ребенком и не осознаются им.

На третьей стадии правило выступает в явной форме, осознается и формулируется ребенком, но преимущественно лишь в ситуациях нарушений игры и возникновения конфликтов между сверстниками по поводу игры, т.е. в тех случаях, когда правило становится необходимым для обоснования правильности того или иного ролевого поведения.

На четвертой стадии правило осознается, формулируется ребенком уже как основание его ролевого поведения, а выполнение роли регулируется правилом. Понимая роль, ребенок берет на себя обязательство подчиняться правилам.

Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности их осуществления. В дальнейшем они могут перейти во внутренний план через этап их речевого выполнения (ребенок уже не действует игровым предметом, а рассказывает о действии ).

Игровое употребление предметов может реализовываться как в форме использования изобразительных игрушек (предметов, представляющих собой уменьшенную копию реальных вещей, специально созданных обществом для организации игры ребенка), так и в форме замещения одних предметов другими (с соответствующим переименованием). Замещение представляет собой важнейшую характеристику сюжетно-ролевой игры.

И наконец, еще один компонент структуры сюжетно-ролевой игры – это реальные отношения между играющими детьми как партнерами по совместной игровой деятельности. Функции реальных отношений включают планирование сюжета игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками-партнерами, их коррекцию. Совместная сюжетно-ролевая игра оказывает существенное влияние на развитие способности произвольной регуляции поведения в дошкольном возрасте. Коллективная игра, представляя собой самостоятельную совместную деятельности детей, требует от партнеров предварительного планирования сюжета игры и распределение ролей, согласования своих действий, организации собственного поведения в зависимости от принятого замысла игры, т.е. регуляции собственной деятельности в соответствии с выработанным совместно с партнером планом.

Д.Б. Эльконин выделяет 4 уровня развития сюжетно – ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

Первый уровень . Центральным содержанием игры являются преимущественно предметные действия. Нет предварительного планирования игры: дети не называют ролей, а обозначают их только после совершения игрового действия. Действия однообразные, их логика легко нарушается. Сложная последовательность действий в игре не воспроизводится.

Второй уровень . По-прежнему остаются предметные действия. В игре воспроизводится достаточно сложная цепочка действий. Наблюдается логика, расширяется диапазон видов игровых действий. Возможности замещения ограничены.

Третий уровень . Основным содержанием игры является выполнение ребенком роли и связанных с нею действий. Возникает предварительное планирование игровой деятельности, контроль за выполнением ролей и ее коррекция. Роли ясные, четкие, определяются детьми до начала игры и обусловливают логику и характер действий. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений.

Четвертый уровень . Центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Осуществляется предварительное планирование: формулируется замысел игры, распределяются роли и игровые предметы, иногда определяются правила игры. Роли ясные и четкие, их выполнение регулируется правилом. Речь выразительная, развернута и носит явно ролевой характер. Действия логичны и разнообразны, развертываются в четкой последовательности.

4. Виды игровой деятельности дошкольников.

В дошкольном возрасте в контексте сюжетно-ролевой игры возникают и развиваются новые виды игр, имеющие важное значение для умственного и личностного развития ребенка. К ним следует отнести подвижные игры с правилами, игры – драматизации, результативные игры и дидактические игры.

Игры-драматизации представляют собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом – сценарием игры. Жесткость сценария может быть различной: от драматизации сказки, рассказа, истории с полным и точным воспроизведением сюжетной линии, последовательности событий и действий героев, их характера и отличительных черт, чувств и переживаний до свободного развития сюжетных линий исходного литературного материала.

Дидактические игры занимают промежуточное место между сюжетно-ролевыми играми и учебной деятельностью. Их отличительная черта определяется специфическими по сравнению с сюжетно-ролевой игрой и учебно-познавательными мотивами и задачами. Они обеспечивают адекватную дошкольному возрасту постановку учебных задач, в ходе реализации которых происходит усвоение способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности. Помимо общеобразовательного воздействия, дидактические игры с успехом могут быть использованы для коррекции умственного и речевого развития дошкольников.

5. Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста.

З.В. Мануйленко изучала вопрос о формировании у детей д/в умения управлять своим поведением. Она обнаружила, что это умение в игре возникает раньше, чем в условиях прямого задания. Особенно ярко этот факт выступает в поведении детей младшего и среднего д/в. У старших дошкольников показатели управления своим поведением в игре и в других ситуациях выравниваются. Таким образом, игра имеет большое значение для формирования самого механизма управления своим поведением, механизма подчинения правилам, который затем проявляется и в других видах деятельности ребенка.

Вопрос о роли игры на развитие речи и мышления ребенка достаточно широко еще не исследовался. Однако есть все основания предполагать, что на их развитие игра оказывает не меньшее, а еще большее влияние. Есть все основания полагать, что при формировании игровых действий возникают и первичные формы мыслительной деятельности ребенка. Игра готовит ребенка к предстоящему школьному обучению, которое заключается в формировании конкретных форм умственных действий. Если бы в ходе развития ролевой игры не возникала сама способность действовать в умственном плане, то никакое последующее формирование конкретных форм умственных действий, производимых в отвлечении от предметов, не было бы возможно.

Ролевая игра имеет важнейшее значение не только для развития отдельных форм психической деятельности ребенка-дошкольника, но и для формирования его личности.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход его на новую возрастную стадию развития.

Д.Б.Эльконин выделяет 4 основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

1) развитие мотивационно – потребностной сферы;

3) формирование идеального плана;

4)развитие произвольности действий.

Результатом развития мотивационно – потребностной сферы является формирование у ребенка стремления к социально значимой деятельности и мотива занять новую социальную позицию, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к поступлению в школу и обучению в ней (Л. И. Божович).

В игре формируется первичное соподчинение мотивов . Л.С. Выготский считал, что сознательный волевой выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами при отрыве от ситуации собственного выполнения действия. Игра, обеспечивающая отрыв смысла от действия, создает условия для появления соподчинения мотивов.

Л.С.Выготский главное значение детской игры видел в коренном преобразовании сознания, заключающемся в отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания . Он рассматривал игру как естественную, стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем умственным. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения . Произвольное поведение, осуществляемое и контролируемое ребенком в соответствии с образцом и правилом, становится доступным ему благодаря принятию роли и взаимному контролю со стороны участников игры. Качество произвольности, таким образом, приобретают сенсомоторные функции (А.В.Запорожец), память (З.М.Истомина), поведение (З.В.Мануйленко).

В игровой комнате необходимо создать атмосферу уюта, комфорта, стимулировать творческую активность ребенка, обеспечивая условия для его свободного самовыражения.

В игровой комнате должен быть традиционный набор мебели, магнитофон с необходимым набором аудиозаписей, игрушки и игровые предметы для разного возраста детей.

Активный деятель (возраст 3 – 4 года).

В этом возрасте у детей сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – памяти, внимания, мышления; они постоянно чем-то заняты, у них множество личных планов и замыслов. В игре это отражается как расцвет игровых действий. Взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности.

В силу перечисленных особенностей эффективными оказываются два игровых приема:

  • включение познавательной деятельности и обучения в продуктивную деятельность;
  • элементарное практическое исследование и экспериментирование.

Приведу прием введения персонажа, от имени которого детям предлагается узнать, что бывает желтого цвета. В этой игре важно, что персонаж сам является носителем того содержания, на которое на данном этапе мы хотим обратить внимание ребенка. Этим он отличается от сказочных героев, выполняющих чисто развлекательную функцию.

« Здравствуйте, ребята! Я желтый человечек. Мой любимый цвет желтый. Кому из вас нравится этот цвет? Что бывает желтым? (По ходу обсуждения необходимо вспомнить цветы желтого цвета – подсолнух, одуванчик, мать-и-мачеху; желтого цвета цыпленок, желтые листья осенью).

Сюжеты предлагаемых картинок подготовлены отдельно для мальчиков и девочек.

Таким образом, игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. В ней возникают и оформляются механизмы опосредствованного личностного поведения; она имеет важное значение в возникновении первичной формы личного сознания.

Читайте также: