Конспект индивидуального занятия с ребенком с овз старшая группа

Обновлено: 05.07.2024

План-конспект индивидуального занятия для детей с ОВЗ по формированию элементарных математических представлений.

Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах.
Задачи:
1. Образовательные: развить навыки узнавания геометрических фигур, закрепить соотнесение основных цветов, сформировать способность к сравниванию геометрических фигур по цвету, сформировать умение находить предметы, обладающие общим признаком и находить лишние.
2. Коррекционные: развить познавательные навыки, мышление, произвольное внимание, концентрацию, зрительную память, связную речь, мелкую моторику рук.
3. Воспитательные: сформировать способность к самоконтролю, усидчивость, трудолюбие, создать положительный эмоциональный фон.

Оборудование: вырезанные из картона или цветной бумаги фигуры (круги, квадраты, треугольники, ромбы, овалы, прямоугольники), полоски бумаги с нарисованными в ряд фигурами (образец), полоски белой бумаги, коробочка, альбомный лист, клей, фломастеры или карандаши.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

1. Организационный момент:
Учитель: -Здравствуй, дорогой дружок! Начинается урок. К нам без опоздания приходи старание, помоги нам потрудиться, к нам (имя ребенка) пришел(а) учиться!

2. Актуализация ранее полученных знаний:
Учитель:

9. Заключительный этап:
- Давай вспомним, в какие игры мы сегодня играли? Какая игра понравилась тебе больше всего? Какое задание было самым трудным? Молодец, ты очень хорошо поработал сегодня! Я жду тебя на следующем уроке. До свидания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Индивидуальное занятие в старшей группе.

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

Продолжительность – 15-20 минут.

Задачи: - коррекция устойчивости внимания

- развитие зрительной памяти,

- развитие мелкой моторики и кинестетической организации движений,

- повторение названий геометрических фигур.

Ход занятия.

Перед ребенком выкладываются в ряд 5—6 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, ромб, овал. Перед выполнением упражнения ребенок вспоминает название каждой фигуры, при затруднении дефектолог напоминает название.

2. Упражнение на развитие внимания.

Перед ребенком поочередно по мере выполнения задания выкладываются карточки, на которых дано изображение предмета и несколько вариантов похожих предметов.

Ребенку предлагается на листе бумаги с многочисленными изображениями картинок (квадраты, звездочки, треугольники, круги, прямоугольники) найти и зачеркнуть все звездочки.

После выполнения задания дефектолог вместе с ребенком проверяет правильность выполнения, при обнаружении ошибки обращается внимание ребенка. Время выполнения – 3-5 минут.

Ребенку предлагается положить руки на стол, растопырив пальцы, ладонями вниз.

1. Создание благоприятной, комфортной атмосферы на занятии.

2. Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

3. Формирование навыка ориентировки на плоскости.

1 . Упражнение – приветствие

Цель: создание положительного эмоционального настроя на работу.

Цель: развитие навыка счета, внимания, пространственного восприятия.

Психолог просит ребенка перерисовать на правое поле все точки, заменив их кружочками.

t1615893472aa.jpg

Цель: развитие слухового восприятия, слуховой памяти .

Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю.

В это время пробегала мимо лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась к нему и утащила к себе в нору.

Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.

Чем решили полакомиться лев и медведь?

Почему они стали драться?

Кто пробегал мимо?

Почему лев и медведь остались голодными?

Куда лиса утащила мясо?

Цель: учить исключать предметы в группы; развивать наглядно-образное мышление.

Психолог просит ребенка посмотреть на рисунки и в каждой четверке найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

t1615893472ab.jpg

Цель: развитие тонкой моторики, координации речи с движением.


​​​​​​​

Цель: развитие грамматического строя речи.

t1615893472ad.jpg

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данное занятие включены приемы тестопластики, использование которых в сочетании с традиционными методами и приемами обучения математике способствует развитию полисенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, стимулированию рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев, творческих способностей. Кроме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности.

индивидуального коррекционно-развивающего занятия

с ребёнком 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья

с включением приемов тестопластики

МБОУ ЦО № 29 г. Тулы

Тема: Порядковый счёт до 5.

Лексическая тема: Домашние животные.

Корекционно-развивающие задачи: развивать основные мыслительные операции, пространственное мышление, полисенсорное восприятие, внимание, память, обогащать и актуализировать элементарный математический словарь, мелкую моторику обеих рук.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к математике, навыки сотрудничества с педагогом, уважение и доброжелательное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

панно с имитацией зеленой травы, деревянные цифры от 1 до 5; тактильные цифры от 1 до 5; предметные картинки с изображением коровы, свиньи, лошади, собаки, козы; цветное тесто, набор разных предметов для изготовления отпечатков на раскатанном цветном тесте, цветные бусины, рабочая тетрадь ребёнка в крупную клетку, простой карандаш.

Ход занятия.

Дефектолог: Здравствуй, Илья! Давай посмотрим в окно: какое сегодня яркое солнышко! День будет удачным и все у нас получится! Ты готов заниматься?

Тогда начинаем занятие. Ой, посмотри, пожалуйста, что это такое? (Ребёнку предлагается рассмотреть панно с имитацией зеленой травы), найти спрятавшиеся цифры и назвать их.

Ребенок: Это трава.

Дефектолог: А что кроме травы ты видишь на картинке?

Дефектолог: Правильно! Найди все спрятавшиеся цифры и назови их!

Ребенок: два, четыре, три, один, пять.

Дефектолог: Правильно! Молодец!

2. Основная часть

Те цифры, которые ребёнок нашёл на панно, дефектолог предлагает разложить перед собой в ряд в направлении слева направо (показ направления пальчиком). (В данном упражнении целесообразно использовать набор тактильных цифр с целью привлечения тактильно-двигательного компонента познания): А сейчас разложи, пожалуйста, цифры в прямом порядке. Какое направление необходимо выбрать?

Ребенок: Слева направо.

Дефектолог: Правильно! Молодец! Покажи направление слева направо на столе рукой.

Затем дефектолог просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке: Хорошо! Назови, пожалуйста, цифры в прямом порядке.

Ребенок: один, два, три, четыре, пять.

Дефектолог: Молодец! В каком порядке ты назвал цифры? А теперь Ребенок: В прямом. назови цифры в обратном порядке.

Дефектолог: Правильно! А теперь назови цифры в обратном порядке.

Ребенок: пять, четыре, три, два, один.

Дефектолог: Молодец! В каком порядке ты назвал цифры?

Ребенок: В обратном.

Дефектолог: Молодец! А в каком направлении ты называл цифры от 5 до 1? Покажи это направление рукой.

Ребенок: Справа налево /показ направления рукой/.

Дефектолог: Илюша, посмотри на картинки и назови животных.

Ребенок: Корова, свинья, лошадь, собака, коза.

Дефектолог: а скажи, пожалуйста, какие это животные?

Ребенок: Они живут рядом с человеком и приносят ему пользу, человек заботится о них…

Дефектолог: Верно, молодец!

Дефектолог: Я предлагаю тебе отгадать загадки об этих животных и показать нужную картинку.

С хозяином дружит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. /собака/

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

на ногах её копытца.

Ест и пьёт она из корытца. /свинья/

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова. /коза/

Дефектолог: Все правильно, молодец!

Дефектолог: А сейчас я уберу одну из картинок, а ты, Илюша, попробуй отгадать – какую именно. Хорошо?

Дефектолог: Пришло время немножко отдохнуть. Илья, встань напротив меня. Ты увидишь картинки, на которых веселые человечки будут показывать различные движения и позы. Тебе необходимо повторять за ними. Будь внимательным! Начинаем!

Дефектолог: Илюша, закрой глаза.

В это время дефектолог накладывает предмет на тесто, надавливает так, чтобы остался чёткий след.

Дефектолог: Илюша, открывай глаза. Попробуй догадаться, какой из этих предметов оставил этот след.

Дефектолог: Илюша, ты молодец! Верно подобрал предметы!

5. Работа с цифрой 5.

Дефектолог: Илюша, рассмотри цифру 5, обведи её пальчиком сверху вниз. Хорошо! Давай повторим ещё раз – обведи пальчиком цифру! В каком направлении ты это делаешь? (сверху вниз).

Дефектолог: Правильно, молодец! А сейчас сделаем цифру 5 из цветного теста. Отщипни кусочек, так же, как и я… Давай немножко разомнём тесто в руках, пальчиками. Теперь нам необходимо сделать колбаску из этого кусочка теста. Как нам сделать колбаску, Илюша?

Ребенок: Раскатать тесто.

Дефектолог: Правильно, а как именно раскатать? Покажи…. Верно. Ладони при этом должны быть прямыми и твёрдыми. Хорошо. Получилась колбаска. А теперь выложи её так, чтобы она стала похожа на цифру 5.

Дефектолог: Молодец! Замечательная цифра 5 вышла у тебя! А вот теперь можно цифру украсить цветными бусинами. Илюша, сделай это, пожалуйста, сверху вниз.

Дефектолог: Молодец! Обведи пальчиком готовую цифру!

6. Работа в тетради. Обведение цифры 5 по точкам.

Дефектолог: Илюша, открывай тетрадь. Необходимо обвести цифру 5 по точкам. Как правильно это сделать?

Ребенок: Сверху вниз.

Дефектолог: Правильно, начинай! ….. Молодец, старайся! Держи спину ровно.

7. Итог занятия. Обобщающие вопросы. Мотивированная оценка деятельности ребёнка. Педагогическая рефлексия.

Дефектолог: Илюша, вспомни, пожалуйста, какие игры и упражнения ты выполнял сегодня?

Ребенок: Отгадывал, чьи следы на тесте; называл цифры в прямом и обратном порядке; отгадывал загадки о животных; сделал цифру 5 из теста; работал в тетради….

Дефектолог: Молодец! А какое задание тебе понравилось больше всего?

Ребенок: Отгадать, чьи следы на тесте.

Дефектолог: Молодец, Илья! Ты сегодня занимался хорошо, старался и у тебя все получилось!

Читайте также: