Лермонтов родина конспект урока 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: усвоение новых знаний

отработать навыки анализа стихотворения;

обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;

расширить словарь учеников;

углубить литературоведческие знания;

показать новаторство поэта в разработке темы;

сопоставить поэзию и живопись.

Работа над эпиграфом

Предлагаю на уроке вам тоже стать критиками и разобраться, какою виделась Россия поэту, с чем ассоциировалась в его сознании, что нового внес писатель в развитие этой темы.

Словарная работа (она проводится на протяжении всего урока)

Пафос (греч.) - страсть, чувство, которое пронизывает все произведения, творчество.

Творческая история стихотворения.

Лингвинистический анализ стихотворения.

- Дайте толкование слов родина и отчизна .

В стихотворении две части; первая часть – отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине, вторая 0 объяснение, что значит для поэта родина, каковы ее символы.

- Докажите, что автор спорит, причем не только с кем-то, но и с самим собой (2-й стих)

- В чем синтаксические особенности этих частей?

Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины. Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

- В чем необычность первого предложения с точки зрения пунктуации?

Предложение содержит и противопоставления, и восклицания. Первый же стих окрашен эмоционально, он сразу передает волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание!

- Проанализируйте первый стих с точки зрения художественной речи. Какое слово является ключевым?

Ключевое слово – люблю , выделенное эллипсисом. Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.

- Какое слово пропущено?

- Какую роль играет противительный союз но ?

Запятая перед противительным союзом но требует паузы тем самым выделяя интонационно следующие за союзом слово странною.

- Какое слово удивило вас?

Странною любовью

- Дайте толкование этого слова.

- Выберите из этого синонимического ряда эквивалент, который, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову

Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Своеобразный, непонятный, особенный.

- Объясните свой выбор. Сделать это вам поможет следующий вопрос. Местоимения какого лица преобладают в стихотворении?

Местоимения 1-го лица единственного числа (я, мой, мне). Поэт подчеркивает свое понимание, личное понимание Родины, это только его точка зрения.

- Какова роль инверсии?

Инверсия – перестановка слов, нарушающая обычный порядок в предложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях. Инверсия люблю …я требует постановки логического ударения на я , что еще раз подчеркивает лиризм стихотворения и своеобычность того, о чем говорит автор.

Со славой, купленной кровью, с преданиями старины.

- Найдите слова высокие, поэтические. В какой части они преобладают?

Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.

- Какова роль союза ни ?

Он усиливает отрицание.

- Дайте толкование слов отрадное и отрада?

Отрадное – доставляющее удовольствие, приятное, отраду. У Лермонтова – это мечтанье, несущее утешенье, надежду, задевающее самые сокровенные струны души.

- Образ родины раскрывается во второй части стихотворения. Можно ли сказать, что оно посвящено природе, что оно относится к пейзажной лирике? Почему из множества примет родины поэт выбирает степи, леса, реки? Какие тропы использует Лермонтов?

Олицетворение, эпитет, сравнение.

- Как организовано пространство во второй части?

Лирический герой словно обозревает всю необъятную Россию с головокружительной высоты.

Эта точка ближе к земле, но и она позволяет видеть огромные пространства, по которым он едет. Мелькают деревни, ночи сменяют друг друга…

Лермонтов был кавалеристом, это профессионализм.

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам?

- Почему обычную проселочную дорогу поэт именует путем? В каком фразеологизме встречается это слово?

Жизненный путь.

- Как автор воспринимает окружающее? Какие чувства, помимо зрения, в этом участвуют?

- Человек появляется в конце стихотворения, а сначала поэт описывает признаки его близости; спаленная жнива, ночующий обоз, двор. Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне! Именно их любит поэт.

- Какими словами говорит Лермонтов о своей любви?

Три раза люблю; любовь, отрада, вздыхаю, смотреть до полночи готов.

- Но не только лексическими средствами поэт выражает свою любовь. Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

- А почему мужички пьяные?

- Почему, говоря о березах, поэт использует слово чета, а не пара?

Чета – пара о двух лицах. Супружеская чета. Пара – два однородных предмета.

- Случайно ли береза не одинока?

Березы олицетворяют самую сокровенную мечту поэта о семье, о любви, о преодолении одиночества. Его родина –это страна счастья, гармонии.

- Почему огни деревень дрожащие, печальные?

Путник скачет, ночь, селения отдаленны. Между ними могут быть рощи, туман, а свет лучин очень слаб. Поэт сохраняет традицию, когда слово родина ассоциировалась с тоской.

- Дайте лексическое толкование слов гумно, жнивье (жнива), нива.

Гумно – сарай для сжатого хлеба; нива – засеянное поле, пашня; жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?

Это символы довольства (потому что в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.

- Так в чем же отличие родины от отчизны в понимании Лермонтова?

Стихотворение написано шести-, пяти-, четырехстопным ямбом, причем четкий переход на четырехстопный ямб начинается во второй половине произведения, где автор дает конкретные приметы, народной жизни. Сокращение на две стопы делает стих легким, простым, удобным для произношения.

- Покажите, как поэт воспринимает родину.

Желтеющая нива; изба, покрытая соломой; пьяные мужички; пляска с топаньем и свистом.

Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек), летом (вечером росистым, лесов колыханье), осенью (желтеющая нива, спаленное жнивье).

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

Желтый – степи, огни, нивы, солома;, черный – ночь, спаленная жнива; голубой – реки; зеленый – леса; белеющие березы.

Краски неяркие, но сочные. Такой колорит будет характерен для русских художников конца 19 века начала 20 века в изображении малых уголков Родины. (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан) Лермонтов предвосхитил открытие не только русских поэтов, но и художников.

Если бы мы взялись иллюстрировать это стихотворение, то у нас получилось бы несколько картин. И только объединенные в целое, они создали бы во всей полноте образ Родины.

С точки зрения фонетической цветописи преобладает светло-желтый (о) и желто-зеленый (е), что соответствует лексической цветовой гамме.

- И так, в первой части поэт отверг официальный патриотизм, а во второй открыл нам свою душу, высказал свое сокровенное – какой ему нравится Русь, с чем ассоциируется образ Родины. Попробуйте определить теперь идею стихотворения.

Хорошо и удобно любить свою страну, сидя в удобном кресле и читая о доблестных подвигах народа. Но как трудно бывает любить то, что перед тобой в будничной жизни, любить страну, зная, что в ней царят невзгоды, творится беззаконие, что люди в ней бесправны, жилища убоги, деревни разорены и печальны…

Вот то новое слово, которое сказал поэт о родине, своему народу; своему поколению и потоками. Но, говоря о новаторстве, мы отмечали особенности не только содержания, но и формы стихотворения. Давайте подытожим все это.

Тема родины впервые в русской поэзии представлена как проблема, которую каждый может решить по-своему.

Создавая художественный образ Родины, русские поэты обычно использовали лексику, называющую деревья (дуб, липа). Лермонтов впервые употребил слово береза , в сочетании со словом чета .

Впервые в русской поэзии гражданская тема воплотилась в интимном, лирическом жанре, причем именно Лермонтов завершил начавшийся при Пушкине распад жанровых стихотворений, утвердив окончательно реалистический метод изображения действительности.

Подведение итогов, выставление оценок.

Тип урока: анализ художественного текста.

Вид урока: урок-исследование.

Технология: на диалоговой основе.

  • проблемно-поисковые,
  • индуктивные,
  • метод самостоятельной работы.

Оборудование

наблюдения и результаты

наблюдения и результаты

2. Мультимедийные слайды (Презентация).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

1. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте – какое удивительное слово, особенное. Когда мы произносим его, не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья.

2. Определение типа урока.

- Сегодня у нас урок литературы.

- Но не просто урок, а урок - исследование.

- Что такое исследование?

- Что является результатом исследования?

(Открытие нового, интересного)

- Какие качества необходимы человеку – исследователю?

ВЫВОД: - Сегодня на уроке я желаю вам творческого вдохновения.

- Наблюдения и результаты исследования вы будете заносить в специальные индивидуальные распечатки.

II. Определение тем урока и целеполагание.

- Объектом нашего исследования будет являться творчество М. Ю. Лермонтова.

3. Характеристика творчества М.Ю. Лермонтова.

Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил:
Но ты мечтал об ангельски
прекрасном,
Ты демонски – мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам
напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.

- Какую характеристику дает сонет творчеству М.Ю. Лермонтова?

4. Работа с эпиграфом урока.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
(М.Ю.Лермонтов)

- Зная эпиграф, предположите тему исследования. (тема Родины)

ПАТРИОТИЗМ-преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

- Зная тему и эпиграф урока, определите цели исследования.

Цель исследования: разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы, в чем особенности патриотизма поэта, используя все уровни поэтической организации текста.

Объект исследования – творчество М.Ю. Лермонтова.

Тема исследования – патриотическая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Организация работы на уроке.

Работа на уроке будет проводиться в группах: лингвисты - 2 группы, проводили лингвостилистический анализ стихотворения по каждой части; теоретики – группа, работающая со словарями разных видов; аналитики - 2 группы, которым предстоит сделать выводы по исследованию. К проведению сегодняшнего урока многие из вас получили индивидуальны задания, по ходу занятия мы к ним будем обращаться.

1. Творческая история стихотворения.

- Прослушайте стихотворение и определите эмоциональное настроение.

2. Чтение стихотворения наизусть.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветного преданья
Н шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой.
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

3. Эмоциональное настроение, жанр, тема стихотворения.

1. Определение эмоционального настроения. Фонетический уровень.

- Каково эмоциональное настроение стихотворения.

- Как отражает настроение фонетический уровень текста. Что такое фонетика?

- Назовите из ряда гласных букв ведущие, методом количественного подсчета.

(Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

О -77; Е -61; А – 32; И – 25; Я – 14; У -11; Ы -11; Ё -4; Э -0. Преобладание гласных букв О (77) и Е(61).)

- Ваши ассоциации с гласными буквами О и Е?

(По Бальмонту – О выражает величие, торжество; Е – нежность приглушенность. В стихотворении выражены два чувства: лиризм, задушевность, любовь, гордость.)

2. Определение жанр стихотворения.

(Жанр произведения – вид литературы, характеризующийся сюжетными и стилистическими признаками).

- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)

- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)

Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;

думы (размышление) Люблю отчизну я, но странною любовью! Но я люблю – за что, не знаю сам –), лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)

Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветного преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Проселочным путем люблю скакать в телеге
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,).

3. Определите тему стихотворения.

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь. (сл. Ожегова)

Отчизна – Отечество, Родина. (сл. Ожегова)

- Разграничивает словарь лексическое значение этих слов? (нет)

3. Проблемный вопрос.

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить точно на этот вопрос обратимся к композиции произведения. Что такое композиция?

(сл. Ожегова: Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.)

4. Работа по композиции стихотворения.

- Какова композиция стихотворения?

(Стихотворение состоит из двух частей)

Исследовательская работа по первой части.

- Зачитать первую часть.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветного преданья
Н шевелят во мне отрадного мечтанья.

- В чем главная мысль?

(Отстаивание права на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины)

- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части на синтаксическом уровне. Что изучает синтаксис?

(Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и строение предложений.)

- В чем особенности синтаксического уровня первой части?

(Представляет собой 3 простых предложения: два первых неосложнённые, а третье осложнено однородными дополнениями)

- Какова их функция?

(У поэта не вызывает сомнений право на любовь, но ему нужно многое сказать, доступнее объяснить.)

- Рассмотрите первое предложение с точки зрения пунктуации. Что изучает пунктуация?

(Пунктуация – раздел науки о языке, изучающий постановку знаков завершения и разделения.)

- Какие особенности пунктуации в первом предложении?

(Предложение содержит и противопоставление, и восклицание)

- Какова его роль?

- Переходим на лексический уровень и рассмотрим, как влияет лексика на раскрытие основной мысли. Что изучает лексика?

(Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.)

- Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Для этого дайте толкование этих слов.

Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности. (сл. Ожегова)

Странный – необыкновенный, необычный, особенный, вызывающий недоумение. (сл. Ожегова)

- Выберите из этого синонимического ряда определение, которое, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову в контексте предложения.

- Подтвердить выбор поможет роль такой части речи, как…

- Переходим на морфологический уровень. Что изучает морфология?

(Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи)

- Какая часть речи преобладает в первой части?

(Местоимения (определите лицо и разряд) 1-е лицо: я, мой, мне, личные и притяжательные)

- Найдите в первом предложении инверсию. Что такое инверсия? Какова её роль в предложении?

(Инверсия – изменение привычного порядка слов или словосочетаний как стилистический приём.)

ВЫВОД: - Почему странная любовь?

(Поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.

(слава, но купленная кровью; темная старина; гордый покой).

- Какая часть речи выражает отношение автора к этим образам?

(Повторяющаяся частица НИ, которая усиливает отрицание, выраженное в слове НЕ ШЕВЕЛЯТ).

(Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.)

Исследовательская работа по второй части стихотворения.

- В какой части раскрывается образ родины?

(Во второй части раскрывается родины)

- Зачитать вторую часть стихотворения. (под музыку)

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой.
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

- В чем главная мысль?

(Раскрывается истинная любовь лирического героя к России)

- Из скольких предложений состоит вторая часть стихотворения? Какова их роль?

(3 простых предложения, осложненных однородными членами и обособлениями, - поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.)

- Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль? ( степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет, олицетворение; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.)

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.

(Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков)

- Почему обычную проселочную дорогу поэт именует ПУТЕМ? В каком фразеологизме встречается это слово?

Жизненный путь - перен. ЖИЗНЬ. сл. фразеологизмов

(Эти образы дают жизненные силы.)

- Какие чувства задействуются при описании образов родины? Какова их роль в раскрытии темы?

(Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно.

Обоняние – дымок спаленной жнивы.

- Какой словесный ряд подтверждает эту любовь?

Чета (сл. Ожегова) – пара двух лиц.

Пара (сл. Ожегова) – два однородных предмета.

(олицетворяет берёзу с русской душой).

- Случайно ли береза не одинока?

(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВЬЕ (ЖНИВА), НИВА.

Гумно (сл. Ожегова) – сарай для сжатого хлеба.

Нива – засеянное поле, пашня.

Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, соломой, резные ставни?

(Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.)

- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?

(Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора. Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.)

- Образ кого появляется в конце стихотворения?

- Какие объекты говорят о приближении человека?

- Почему лишь в конце появляются мужички? Для этого обратимся к словообразовательному уровню.

- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница? Произвести морфемный разбор слов мужик – мужичок.

(мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.)

(Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.)

Цветовая лексика.

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

(Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.)

ВЫВОД:

- Сравните обе части стихотворения. Чем отличаются две части этого стихотворения?

(В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.)

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)

IV.Рефлексия.

- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале. К какому выводу пришли.

Так в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

- В чем особенности патриотизма Лермонтова?

ВЫВОД: - Итак, все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи. Лермонтов сказал о своей любви к родине как поэт – он затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно – изобразительных средств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • отработать навыки анализа стихотворения;
  • обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;
  • расширить словарь учеников;
  • углубить литературоведческие знания;
  • показать новаторство поэта в разработке темы;
  • сопоставить поэзию и живопись.

Оборудование урока: пейзажи А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И.Левитана или других художников.


отработать навыки анализа стихотворения;

обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;

расширить словарь учеников;

углубить литературоведческие знания;

показать новаторство поэта в разработке темы;

сопоставить поэзию и живопись.

Оборудование урока: пейзажи А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И.Левитана или других художников.

Работа над эпиграфом

Предлагаю на уроке вам тоже стать критиками и разобраться, какою виделась Россия поэту, с чем ассоциировалась в его сознании, что нового внес писатель в развитие этой темы.

Словарная работа (она проводится на протяжении всего урока)

Пафос (греч.) - страсть, чувство, которое пронизывает все произведения, творчество.

Творческая история стихотворения.

Лингвинистический анализ стихотворения.

- Дайте толкование слов родина и отчизна.

В стихотворении две части; первая часть – отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине, вторая 0 объяснение, что значит для поэта родина, каковы ее символы.

- Докажите, что автор спорит, причем не только с кем-то, но и с самим собой (2-й стих)

- В чем синтаксические особенности этих частей?

Первая часть состоит из трех простых предложений – поэт отвергает такой образ родины. Вторая часть состоит из трех простых предложений, осложненных однородными членами и обособлениями, поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.

- В чем необычность первого предложения с точки зрения пунктуации?

Предложение содержит и противопоставления, и восклицания. Первый же стих окрашен эмоционально, он сразу передает волнение поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание!

- Проанализируйте первый стих с точки зрения художественной речи. Какое слово является ключевым?

Ключевое слово – люблю, выделенное эллипсисом. Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.

- Какое слово пропущено?

- Какую роль играет противительный союз но?

Запятая перед противительным союзом но требует паузы тем самым выделяя интонационно следующие за союзом слово странною.

- Какое слово удивило вас?

Странною любовью

- Дайте толкование этого слова.

- Выберите из этого синонимического ряда эквивалент, который, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову

Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Своеобразный, непонятный, особенный.

- Объясните свой выбор. Сделать это вам поможет следующий вопрос. Местоимения какого лица преобладают в стихотворении?

Местоимения 1-го лица единственного числа (я, мой, мне). Поэт подчеркивает свое понимание, личное понимание Родины, это только его точка зрения.

- Какова роль инверсии?

Инверсия – перестановка слов, нарушающая обычный порядок в предложении, меняющая только оттенки смысла и применяемая в стилистических целях. Инверсия люблю …я требует постановки логического ударения на я, что еще раз подчеркивает лиризм стихотворения и своеобычность того, о чем говорит автор.

Со славой, купленной кровью, с преданиями старины.

- Найдите слова высокие, поэтические. В какой части они преобладают?

Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.

- Какова роль союза ни?

Он усиливает отрицание.

- Дайте толкование слов отрадное и отрада?

Отрадное – доставляющее удовольствие, приятное, отраду. У Лермонтова – это мечтанье, несущее утешенье, надежду, задевающее самые сокровенные струны души.

- Образ родины раскрывается во второй части стихотворения. Можно ли сказать, что оно посвящено природе, что оно относится к пейзажной лирике? Почему из множества примет родины поэт выбирает степи, леса, реки? Какие тропы использует Лермонтов?

Олицетворение, эпитет, сравнение.

- Как организовано пространство во второй части?

Лирический герой словно обозревает всю необъятную Россию с головокружительной высоты.

Эта точка ближе к земле, но и она позволяет видеть огромные пространства, по которым он едет. Мелькают деревни, ночи сменяют друг друга…

Лермонтов был кавалеристом, это профессионализм.

- Что приходит на смену мелькающим пейзажам?

- Почему обычную проселочную дорогу поэт именует путем? В каком фразеологизме встречается это слово?

Жизненный путь.

- Как автор воспринимает окружающее? Какие чувства, помимо зрения, в этом участвуют?

- Человек появляется в конце стихотворения, а сначала поэт описывает признаки его близости; спаленная жнива, ночующий обоз, двор. Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне! Именно их любит поэт.

- Какими словами говорит Лермонтов о своей любви?

Три раза люблю; любовь, отрада, вздыхаю, смотреть до полночи готов.

- Но не только лексическими средствами поэт выражает свою любовь. Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница?

- А почему мужички пьяные?

- Почему, говоря о березах, поэт использует слово чета, а не пара?

Чета – пара о двух лицах. Супружеская чета. Пара – два однородных предмета.

- Случайно ли береза не одинока?

Березы олицетворяют самую сокровенную мечту поэта о семье, о любви, о преодолении одиночества. Его родина –это страна счастья, гармонии.

- Почему огни деревень дрожащие, печальные?

Путник скачет, ночь, селения отдаленны. Между ними могут быть рощи, туман, а свет лучин очень слаб. Поэт сохраняет традицию, когда слово родина ассоциировалась с тоской.

- Дайте лексическое толкование слов гумно, жнивье (жнива), нива.

Гумно – сарай для сжатого хлеба; нива – засеянное поле, пашня; жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни?

Это символы довольства (потому что в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.

- Так в чем же отличие родины от отчизны в понимании Лермонтова?

Стихотворение написано шести-, пяти-, четырехстопным ямбом, причем четкий переход на четырехстопный ямб начинается во второй половине произведения, где автор дает конкретные приметы, народной жизни. Сокращение на две стопы делает стих легким, простым, удобным для произношения.

- Покажите, как поэт воспринимает родину.

Желтеющая нива; изба, покрытая соломой; пьяные мужички; пляска с топаньем и свистом.

Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек), летом (вечером росистым, лесов колыханье), осенью (желтеющая нива, спаленное жнивье).

- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.

Желтый – степи, огни, нивы, солома;, черный – ночь, спаленная жнива; голубой – реки; зеленый – леса; белеющие березы.

Краски неяркие, но сочные. Такой колорит будет характерен для русских художников конца 19 века начала 20 века в изображении малых уголков Родины. (Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан) Лермонтов предвосхитил открытие не только русских поэтов, но и художников.

Если бы мы взялись иллюстрировать это стихотворение, то у нас получилось бы несколько картин. И только объединенные в целое, они создали бы во всей полноте образ Родины.

С точки зрения фонетической цветописи преобладает светло-желтый (о) и желто-зеленый (е), что соответствует лексической цветовой гамме.

- И так, в первой части поэт отверг официальный патриотизм, а во второй открыл нам свою душу, высказал свое сокровенное – какой ему нравится Русь, с чем ассоциируется образ Родины. Попробуйте определить теперь идею стихотворения.

Хорошо и удобно любить свою страну, сидя в удобном кресле и читая о доблестных подвигах народа. Но как трудно бывает любить то, что перед тобой в будничной жизни, любить страну, зная, что в ней царят невзгоды, творится беззаконие, что люди в ней бесправны, жилища убоги, деревни разорены и печальны…

Вот то новое слово, которое сказал поэт о родине, своему народу; своему поколению и потоками. Но, говоря о новаторстве, мы отмечали особенности не только содержания, но и формы стихотворения. Давайте подытожим все это.

Тема родины впервые в русской поэзии представлена как проблема, которую каждый может решить по-своему.

Создавая художественный образ Родины, русские поэты обычно использовали лексику, называющую деревья (дуб, липа). Лермонтов впервые употребил слово береза, в сочетании со словом чета.

Впервые в русской поэзии гражданская тема воплотилась в интимном, лирическом жанре, причем именно Лермонтов завершил начавшийся при Пушкине распад жанровых стихотворений, утвердив окончательно реалистический метод изображения действительности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы организации деятельности учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение: MS Power Point, генератор тестовых заданий на базе языка Visual Basic 6.0

Демонстрационный материал: презентации к уроку.

Планируемый результат: учащиеся узнают, что исторической основой поэмы служит эпоха Ивана Грозного, что поэма близка к фольклорным традициям, познакомятся с иллюстрациями к поэме Лермонтова, сравнят характеры главных героев, выявят нравственный идеал автора в поэме.

І. Оргмомент.

ІІ. Основное содержание урока.

(Звучат гусли 13 века)

Учитель:

Здравствуйте! Садитесь!

К доске все обратитесь.

Тема здесь урока нашего.

Требую вниманья вашего!

Поэма – жанр лиро-эпический,

Развёрнутый сюжет,

Лирический герой,

Большая лаконичность – со стороны одной,

Эмоциональная насыщенность – со стороны другой.

Пред нами Лермонтов с поэмой.

Есть суть в ней? И о чём она?

Направим взгляд свой на неё –

В чём своеобразие её?

Ребята, тесты перед вами.

Решить их надобно сейчас.

Я оценю усердье ваше,

Не ошибитесь. В добрый час!

– Индивидуальная работа с тестом.

1.Реализация домашнего задания. (Некоторые учащиеся класса получили индивидуальные задания, подготовить выступление на 3-5 минут с мультимедийной презентацией.

Жиронкин Александр и Рыбин Илья представят рассказ об эпохе Ивана Грозного.

Зинько Алина, Александрова Наталья, Кузнецова Вероника выявят черты фольклора в поэме Лермонтова.

Воробьёва Дарья расскажет об иллюстраторах поэмы и продемонстрирует иллюстрации к поэме.)

Учитель:

Давайте разберёмся вместе,

Что за эпоха то была?

Кто правил балом повсеместно,

Чья правила тогда рука?

— Рассказ об эпохе Ивана Грозного (приложение 1)













Учитель:

А песни пел всегда народ,

Фольклор народный льётся – льётся…

Со всех страниц, со всех сторон.









Учитель:

Художники поэму уважали,

Читали, но всё чаще рисовали,

Алёну с мужем, грозного царя,

Народ честной, пиры, опричника.











Учитель:


В поэме это всё!

А в жизни как?

Алёны есть ли среди нас?

И как нам поступить подчас?


1. Разрешите ситуацию.

Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М.Лермонтова?


2. Разрешите ситуацию.

Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?



3.Разрешите ситуацию.

Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.

Учитель:

Сравним героев главных – двух мужчин.


Хотя сопоставленья неуместны.

Один – подлец, другой – герой.

Об этом мы узнаем из таблицы.

3.Нравственный идеал автора.

– Давайте сравним героев.

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича. (приложение 5)

Средства создания характера

нет портрета, т.к. в облике героя это не важно

хочет отомстить за жену;

вызывает Кирибеевича на кулачный бой;

не открывает царю причину, из-за которой он убил Кирибеевича

обманул царя Ивана Васильевича;

обманом хотел овладеть чужой женой;

испугался, когда Калашников назвал своё имя на кулачном бою

царь очень разгневан тем, что Калашников убил его опричника, и приказал убить героя

с Иваном Грозным

царь любит своего опричника, дарит ему перстень для Алёны, не зная, что она замужем

Калашников смел, честен, им движет защита чести жены

в кулачном бою

Кирибеевич, узнав, что Калашников – муж Алёны, очень испугался. Поэтому первым нанёс удар Калашникову

Народ сочувствует Калашникову

Отношение народа

Кирибеевича народ боится, никто не согласился биться с ним в кулачном бою

– Кто отвечает нравственному идеалу автора? Почему?

– Каков нравственный идеал автора?

Учитель:

Пусть усмехнётся Васнецов,

Билибин, с ним и Суриков …

Мы краски все испробуем,

Сотворить попробуем

Пусть и не художники,

Но рисуем мы.

Рисуем иллюстрации

От сердца, от души.

Учитель:

Дорожки разноцветные вас ждут уже, друзья!

Умники и умницы, вперёд, скорей сюда!

Вопросы интересные вас ждут уже, друзья!

Умники и умницы, покажите знания!




7. Итог урока. Дети получают буклеты, в которых отражены все этапы урока. (приложение 7)



Учитель:

Подошёл к концу урок.

Работали на славу!

Поэму изучили со всех её сторон.

Своеобразие нашли,

Рисунки посмотрели,

Теперь – оценки получите,

И дневники вы предъявите.

ІІІ. Домашнее задание.

Учитель:

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть.

Читайте также: