Конспект лагерного мероприятия на открытом воздухе выявление лидеров

Обновлено: 06.07.2024

Цель задания: развитие навыков планирования досуговых мероприятий с опорой на ресурсы конкретной детской оздоровительной организации.
1. Содержание задания: Разработка конспекта лагерного мероприятия на открытом воздухе (например, на темы: выявление лидеров, снятие эмоционального напряжения, рефлексия по итогам дня или проведенного мероприятия, культура и традиции разных народов) и методических материалов (например: разработка отрядного уголка, подборка легенд и притч на огонек, разработки для тематических огоньков), которые необходимы для его эффективной организации. Пополнение методической копилки (папки вожатого) играми и материалами для отрядных мероприятий.
Методические рекомендации по выполнению задания:
Обоснуйте созданную разработку. В обосновании представьте следующие позиции:
 планируемый результат, его сопряженность с целевыми ориентирами мероприятия, воспитательной работы в целом;
 место данного мероприятия в системе ДОЦ (ДОЛ);
 особенности развития детской группы, возрастные особенности, с учётом которых составлен данный конспект;
 выбранный подход к построению воспитательного процесса, приоритетную технологию организации воспитательного процесса;
 принципы отбора содержания, форм организации, методов и приемов взаимодействия;
 содержание, оформление, особенности применения в ходе реализации мероприятия подобранных (разработанных) пособий, реквизита;
 самооценку процесса и результата разработки конспекта.

Учебно-методические материалы, необходимые для выполнения задания:
Папка вожатого

Форма отчётности: конспект досугового мероприятия
Критерии отчётности:
— качество выполнения поставленных задач;
— содержание и качество оформления отчета;
— своевременность представления отчетной документации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выявление лидера

Тему занятия студенты должны определить самостоятельно после участия в играх.

Самый, самый, самый. Участие принимает вся группа. Студенты должны построиться (не более чем за 1 минуту):

по цвету волос (от светлого к темному)

по дате рождения (число и месяц)

по алфавиту первой буквы отчества

по цветам радуги (по наличию цвета в одежде или какому-либо предмету в руках участников)

Пальчики. Участники сидят или стоят в кругу. Ведущий показывает определенное количество пальцев на руке. Сколько пальцев, столько человек должно встать или сделать шаг вперед.

Вопросы для студентов:

Догадались ли вы, на что нацелены данные игры?

Кто такой лидер? Какими качествами он обладает?

Зачем вожатому нужно выяснять, кто лидер в отряде?

Всюду, где собирается вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования коллектива некоторые его участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются, т.е. они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы людей на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников.

Лидер – это тот человек, который ведет за собой, которому доверяют люди. Этот человек берет на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним. Лидерами на рождаются. Ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли.

Лидеру присущи следующие качества:

компетентность – знание того дела, в котором ребенок проявляет себя как лидер;

активность – умение действовать энергично, напористо;

инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствие, определять главное;

настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

работоспособность – выносливость, способность выполнять напряженную работу;

наблюдательность – умение видеть важное, замечать детали;

самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;

организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность.

Однако исследования показывают, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами. И наоборот, человек может иметь данные качества, но не занимать позицию лидера в коллективе.

Согласно ситуативной теории лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуется самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепочке взаимоотношений вожатого с отрядом.

Вожатому нужно помнить:

лидер не выдвигается группой, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;

при выдвижении лидера с его личностью идентифицируется специфический, официально незафиксированный набор групповых норм и ценностей;

выдвижение лидера всегда связано со значимо для жизнедеятельности группы ситуацией.

Одним из наиболее распространенных способов выявления лидера в отряде являются игры. Игры для выявления лидера позволяют каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Они подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе. Вожатому служат материалом для диагностики лидерских качеств каждого ребенка. Важно помнить, что такая диагностика требует сочетания различных форм и способов, т.к. только в этом случае можно получить объективные результаты. Каждая методика в отдельности имеет довольно большую степень погрешности.

Анализ ранее проведенных игр:

Самый, самый, самый. Какова цель данной игры? Что делает вожатый во время проведения игры? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей?

Семейная фотография. Как произошло выдвижение лидера в данной игре? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей?

Домашнее задание: Собрать копилку игр на выявление лидера. Подготовиться к проведению одной из найденных игр.

МУ

Один человек выходит и становится перед остальными, чтобы те могли его внимательно осмотреть. Время на осмотр от одной до пяти минут. Потом он уходит из помещения и производит в своей одежде какие-либо три малозаметных перемены: расстегивает пуговицу, развязывает шнурки, слегка завертывает рукав у рубашки, из кармана высовывает уголок платка, переворачивает пояс у брюк. Произведя три перемены он возвращается к остальным. Каждый должен сказать, какие перемены произошли.

Скала

Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть – номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто – то не удерживается , то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех , кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят – лидеров. Другая разновидность этой игры – координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по размеру ботинок, длине волос и так далее.

Волшебный Плащ

Всем хорошо известен волшебный плащ чародея, которым он накрывал какого-либо героя, делая его невидимым для окружающих. Однажды такой случай произошел при дворе Северного короля. Сыновья весело играли во дворцовом саду. Вдруг один из мальчиков исчез. Но принцев было много, и никто не заметил случившегося. Только за ужином было обнаружено исчезновение одного из принцев. Все сразу догадались, что тут не обошлось без чар… Руководитель дает команду разбежаться по полю и кружиться с закрытыми глазами. По команда они останавливаются, садятся на корточки, а голову кладут на колени. Руководитель накрывает одного из игроков плащом и дает разрешение другим встать и открыть глаза. Выиграл тот, кто первым догадался, кого похитил волшебник.

Ехали Цыгане

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку , состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер –на данный момент главный лидер – организатор в отряде стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса ,телега, лошади – те , на ком все стремятся “ехать” , и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший ”, но с претензиями на лидерство.

Пассажиры – основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

Веревочка

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

Кто Быстрее

Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:

  1. цвету волос (от светлого к темному или наоборот),
  2. по размерам обуви (от меньшего к большему),
  3. алфавиту;
  4. длине волос,
  5. цвету глаз (от светлого к темному или наоборот).

Руководящую должность берут на себя лидеры.

Четыре Стороны Света

Команда выстраивается в шеренгу, не плотно друг к другу. Как вы знаете, есть 4 стороны света. Участники закрывают глаза, им также нельзя разговаривать и договариваться. По хлопку ребятам надо подпрыгнуть на месте так, чтобы развернуться и оказаться смотрящими в одну из сторон. Дается три попытки. [авторская разработка]

Положи Руку

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

Джойстик

Все встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет (монета, сережка и т.п.). Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком", передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе. Игру можно провести в форме соревнования. Если вы решили устроить из этой игры соревнование, не забудьте определить независимых судей, чтобы никто не жульничал.

Группа встает в круг и берется за руки. В руке у первого и последнего концы веревок. Необходимо, не отпуская рук, сделать кольцо и пропустить через него всю команду и вернуться обратно.

Вожатый предлагает командам построить скульптурную экспозицию "Наш отряд” в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила: Запрет на разговоры. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза. Последний – машинист поезда. Хлопок по левому (правому) плечу – поворот влево (вправо). Хлопок по обоим плечам – вперед. Хлопок по обоим плечам двойной – назад. Хлопок по обоим плечам дробью – стоп. Задача машиниста – провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться – впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения, либо он говорит, кому надо расходиться, кому стоять на месте, либо предлагает рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, опять же руководя действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: