Конспект урока по теме планеты гиганты

Обновлено: 07.07.2024

Солнечная система – совокупность тел, состоящая из находящейся в центре звезды — Солнца, 8 больших планет (в том числе — Земли), обращающихся вокруг него, их спутников, множества малых планет, комет и межпланетной среды;

Планеты земной группы – это Меркурий, Венера, Земля и Марс;

Планеты – гиганты – это Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун

Планеты - карлики – это Платон, Хаумеа, Макемаке, Эрида, Церера и др.;

Астероиды – небольшие звездообразные тела неправильной формы, движущиеся в поясе астероидов

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. Физика.11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. С. 340 – 352

3. А.А. Бережной, В.В. Бусарев, Л.В Ксанфомалити, В.Г. Сурдин, К.В. Холшевников. Солнечная система. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2012.

5.И.А. Климишин. Элементарная астрономия. М. Наука. 1991.

Основное содержание урока

Солнечная система охватывает область космического пространства внутри некоторой сферы.

Все тела, находящиеся внутри этой сферы, разделены на две основные группы: планеты и малые тела.

В свою очередь малые тела разделены на группы:

- астероиды или малые планеты;

- метеоритные тела или метеориты (т.е. небольшие камни);

Восемь планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун - разделены на две группы.

Планеты земной группы. Меркурий, Венера, Земля и Марс удалены от Солнца соответственно на 58, 108, 150 и 228 миллионов километров. Все эти планеты, небольшие по массе и размерам, обладают атмосферами (исключение – Меркурий). Наличие атмосферы, содержащей углекислый газ, на Земле и Венере является причиной парникового эффекта. Солнечные лучи, проходя сквозь атмосферу, согревают поверхность планеты, а тепловое излучение от нагретой поверхности планеты не проходит через атмосферу, содержащую углекислый газ. Температура поверхности Венеры достигает 500 градусов Цельсия. Если бы не было парникового эффекта, то средняя температура на Земле была бы на 40 градусов ниже, т.е. минус 25 градусов, что привело бы Землю совсем в другое качество, совсем не комфортное для жизни.

У Земли один спутник - Луна. У Марса 2 мелких спутника – Фобос и Деймос – отличаются от Луны размерами и несферической формой. У Меркурия и Венеры нет спутников.

В начале 21 века за орбитой Нептуна были открыты малые тела Солнечной системы. Они называются транснептуновые объекты (ТНО). Термин планеты-карлики возник, когда была принята новая классификация объектов Солнечной системы, по которой Платон, ранее считавшийся планетой, и вновь открытые Хаумеа, Макемаке, Эрида, а также Церера из главного пояса астероидов были включены в семейство планет-карликов. Группа ТНО остаётся наименее изученной ввиду своей большой удаленности от Солнца и Земли.

Астероиды. Между земной группой и группой планет - гигантов находится так называемый пояс астероидов – небольших звездообразных тел неправильной формы. К астероидам относят тела размерами от 30 метров до сотен километров. Самое крупное из них – Церера - имеет размер около 950 километров. Радиус орбит астероидов от 2-х до 3-х астрономических единиц. Орбиты астероидов пересекают орбиту Земли. Суммарная масса астероидов не превышает массу планеты.

Считается, что астероиды этого пояса могут представлять из себя обломки некогда существовавшей планеты, разрушившейся под воздействием соседней планеты – Юпитера или по другой причине.

Комета Галлея движется по сильно вытянутой эллиптической орбите.

На больших расстояниях от Солнца кометы представляют из себя глыбы твердого вещества из льда, застывших газов и пыли. При мере приближения к Солнцу глыбы начинают таять и испаряться. В результате ядро кометы нагревается, расширяется, плавится, превращается в огромное светящееся тело - кому с хвостом, превышающим размер Солнца.

Метеоры – это влетающие в атмосферу со большими скоростями и вспыхивающие в ней из-за трения в воздухе твёрдые частицы.

Помимо мелких частиц, в межпланетном пространстве движется много тел размерами от сантиметров до десятков метров. При падении на Землю они получают название метеоритов

Разбор тренировочных заданий

1. Чему равен период обращения Юпитера в земных годах, если большая полуось его орбиты равна 5 а.е.?

Решение. По третьему закону Кеплера:


Принимая период вращения вокруг Солнца и значение большой полуоси орбиты Земли за единицы:




2. На рисунке приведены портреты ученых-астрономов.

Расположите портреты в соответствии с хронологией (историческими датами) научных открытий этих учёных.


Иоганн Кеплер открыл законы небесной механики, используя результаты многолетних наблюдений Тихо Браге.

Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, обобщив законы небесной механики И. Кеплера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели. Выяснить физические особенности природы планет-гигантов (Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна )и их спутников. Показать различие между ними и планетами земной группы, как следствие формирования их вокруг Солнца.

Пшегалинская Наталья Васильевна,

учитель физики

Конспект урока по астрономии

Планеты гиганты. Малые тела Солнечной системы.

Цели. Выяснить физические особенности природы планет-гигантов (Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна )и их спутников. Показать различие между ними и планетами земной группы, как следствие формирования их вокруг Солнца.Познакомить с малыми телами Солнечной системы и закономерностями их движения, формировать познавательную деятельность, развивать любознательность, умение анализировать, самостоятельно формулировать выводы, работать с текстом научного содержания, осуществлять рефлексию деятельности на уроке.

I.Актуализация опорных знаний.

Так как в конце урока предполагается астродиктант, то повторение провожу в формате мозгового штурма ответы на вопросы: о физических характеристиках Земли, Луны, планет земной группы, их атмосфер, количества спутников, особенностей вращения вокруг оси.

II. Изучение нового материала.

1. Характеристика планет-гигантов. В этой части урока заслушать и просмотреть презентации, которые подготовили ученики о планетах:

а) самая большая планета -- Юпитер;

б) Планета с кольцом -- Сатурн;

в) Уран и Нептун.

Как и на предыдущем уроке по этой теме (о планетах земной группы), учащиеся в ходе рассказа заполняют таблицу в своих тетрадях. Также напоминаем, о том, что они

наблюдали на Юпитере и Сатурне. Правда, школьные телескопы-рефракторы несовершенные, но позволяют увидеть четыре" галлиевых" спутника Юпитера и изменение их положений, если наблюдать хотя бы два вечера, и кольцо Сатурна, предлагаю посмотреть фрагмент

2. После ученических презентаций, еще раз подчеркиваю некоторые особенности планет-гигантов: большая Красное Пятно Юпитера, собственный поток энергии этой планеты Ганимед --

самый большой спутник в Солнечной системе, вулканы, система колец Сатурна и других гигантов, открытия Нептуна и др.

3. Закон Тициуса-Боде и его роль в открытии астероидов. Кратко рассказываю о поисках неизвестной планеты между Марсом и Юпитером и первый день XIX в. (1 января

1801 г.), когда поиски Пиацци увенчались успехом, была открыта Церера - первый (и самый большой) астероид.

Знакомлю учеников с названиями некоторых астероидов,особенностями их движения (Икар, Эрос, Гермес, Ида).

4. Кометы, их движение, строение и физическая природа. Суеверия, связанные с появлением комет. Комета Галлея. Эволюция комет и их связь с метеор-потоками.

5. Конечно, когда на изучение астрономии отводилось 34 ч., материал о малых телах Солнечной системы подавался на отдельном уроке. А сейчас (при 17 часах) очень интересные данные о кометах: Галлея, Тунгусский метеорит-как ядро кометы, комету Же Шумейкера-Леви,

которая упала на Юпитер, метеоритные кратеры на Земли (в том числе Аризонский), Сихоте-Алинский метеорит и другие сведения, можно рассказать ученикам во внеурочное время, можно и во время наблюдений. Можно порекомендовать дополнительную литературу, сделав ее осмотр и разместив на сменном стенде.

III. Закрепление полученных знаний

На этом этапе урока провожу астрономический диктант.

Несколько раз зачитываю каждый вопрос диктанта, а ученики дают ответ, нумеруя его(ответ предпочтительно давать одним словом). Хотя вопросов 24, но диктант забирает не более 10 мин. времени.

1. Планета, 4 спутника которой галлиевые. (Юпитер)

2. Ближайшая к Солнцу планета. (Меркурий)

3. Что находится между Марсом и Юпитером?(Астероиды)

4. У какой планеты очень сильный «парниковыйэффект"? (Венера)

5. Планета с частыми пылевыми бурями. (Марс)

6. На какой планете есть Большое Красное Пятно? (На Юпитере)

7. Ближайшее к нам небесное тело. (Месяц)

9. Планета, покрытая в основном водой. (Земля)

10. У какой планеты самый большой период вращения вокруг оси?(Венера)

11. Какое открытие было сделано в первый день ХІХ века? (Астероид Церера)

13. Какая планета, могла б плавать в воде? (Сатурн)

15. Планета, имеющая самый большой звездный период вращение. (Плутон)

16. Атмосферу какой планеты открыл М. Ломоносов? (Венера)

17. Как называют небесные тела, которые выпадают на Землю? (Метеориты)

18. Какой частью Солнечной системы мог быть Тунгусский метеорит? (Комета)

19. Какая планета имеет больше всего спутников? (Сатурн)

20. Какие планеты, кромеСатурна, имеют кольца?(Юпитер, Уран, Нептун)

21. Какие планеты не имеют спутников? (Меркурий, Венера)

22. Кто впервые увидел горы на Луне?(Галилей)

23. На каких планетах Солнечной системы мягкие посадки? (Луна, Венера, Марс)

Оцениваю ответы так: за два верных ответы - один балл и т.д.

IV. Домашнее задание.

Y. Подведение итогов.

. 4 Температура на поверхности планет-гигантов составляет:

1) - 20°С; 3) - 100 °С; 2) + 80°С; 4) - 140 °С

5. В честь древнеримского бога, покровителя земледелия, была названа планета:

1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.

6. В честь римского царя всех богов была названа планета:

1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.

7. В 1781 г. В. Гершелем была открыта планета:

1) Юпитер; 2) Сатурн; 3) Уран; 4) Плутон.

8. Рекордное число спутников имеет планета:

1) Юпитер; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Сатурн.

Тема: Планеты – гиганты и маленький Плутон.

1. Самой удаленной от Солнца планетой Солнечной системы является:

1) Плутон; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Юпитер.

2. Большое Красное пятно находится:

1) на Сатурне 2) на Нептуне; 3) на Юпитере; 4) на Уране.

3. Основным газом, образующим планеты-гиганты, является:

1) кислород 2) водород; 3) углекислый газ; 4) азот.

1) Уран и Плутон 2) Нептун и Плутон; 3) Сатурн и Уран; 4) Уран и Нептун.

5. В честь древнеримского бога моря была названа планета:

1) Нептун 2) Уран; 3) Сатурн; 4) Юпитер.

6. Планетой-гигантом является:

1) Венера 2) Марс; 3) Юпитер 4) Земля.

7. В честь греческого божества, владыки подземного мира, была названа планета:

1) Сатурн 2) Плутон; 3) Уран; 4) Нептун.

8. Спутником Нептуна является:

1) Тритон 2) Ио; 3) Ганимед 4) Миранда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.


Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта.


Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у.


Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п.


Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго.


Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт.

…Вот снова ночь.
Над бледной сталью Понта
Юпитер озаряет небеса,
И в зеркале воды, до горизонта
Столпом стеклянным светит полова.
И не забыть мне этой ночи звездной,…
И. А. Бунин

Тема: Планеты-гиганты.

Цель: Познакомиться с общей характеристикой планет-гигантов, их внутренние строением, атмосферой, спутниками планет и их кольцами.

Ход урока:
Опрос учащихся.
Диктант:

  1. Группа планет, к которой относиться Земля. [Земная]
  2. Отчего на планете зависят степень поглощения излучения, идущего от Солнца. [от плотности и химического состава атмосферы]
  3. Чем на планете объясняется смена дня и ночи. [вращением вокруг оси]
  4. Когда планеты способны удержать атмосферу? [Если Uнар>Uмол]
  5. Средний радиус земли. [6371км]
  6. Основные газы, входящие в состав атмосферы Земли. [N2, O2]
  7. Самая маленькая планета земной группы. [Меркурий]
  8. Виды рельефа на Луне, Венере, Меркурии. [горы, кратеры и моря]
  9. Могут ли на Луне наблюдаться затмения. [да-солнечные]
  10. Чем объясняется смена времени года на планете.[наклоном оси]
  11. Планета земной группы, имеющая 2 естественных спутника. [Марс]
  12. Какая из планет ближе всего подходит к Земле. [Венера=45млн.км.]
  13. Граница освещенной и не освещенной части Луны. [терминатор]
  14. Период повторения затмений. [сарос=18лет 10,3суток и 54года 34сут.]
  15. Спутники Марса. [Фобос, Деймос]

II. Новый материал.

а) Общая характеристика планет-гигантов.

  1. Большой размер и масса (max – Юпитер, min – Нептун, Уран).
  2. Малая плотность (≈Н 2 О)[max – Нептун, min - Сатурн].
  3. Быстрое вращение вокруг оси (10-15 часов)(экваториальные зоны вращаются быстрее полярных Ю большое сжатие планет).
  4. Очень удалены от Солнца – поэтому на них низкая температура.
  5. Большое число спутников.
  6. У всех планет имеются кольца (предсказаны С.К. Всехсвятским в 1960г).
  7. Планеты не имеют твердой поверхности.
  8. У планет сильное магнитное поле Ю имеются мощные радиационные пояса.
  9. Плотная Не - Н атмосфера.

Закрепление материала(8 мин)

  1. Самостоятельная работа №8
  2. "Red Shift 5.1": Найти одну из планет, дать характеристику и условия её видимости.
  3. "Red Shift 5.1" показать и определить положение планет гигантов на сегодня относительно Солнца (удаленность, созвездие, координаты)
  1. Чем общим характеризуются планеты гиганты?
  2. Причины наличия колец у планет гигантов?
  3. Причины большого числа спутников у планет гигантов?
  4. На поверхности каких планет в Солнечной системе вода может находиться в жидком состоянии?
  5. На каких спутниках и в какой форме наблюдаются следы вулканической деятельности?
  6. Оценки.

Урок оформили члены кружка “Интернет технологии” 2003г: Прытков Денис (10кл) и Березуцкая Ана (11кл)

Второй вариант, это данный урок можно организовать как дистанционный (самостоятельного освоения знаний по данной теме), при условии наличия скоростного Интернета.

Читайте также: