Конспект урока по русскому языку мягкий знак на конце существительных после шипящих 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока : Урок изучения новых знаний.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: выделение корня в однокоренных словах.

Образовательная цель: познакомить учащихся с признаками однокоренных слов.

Оборудование: АРМ, учебник, карточки для работы в парах и индивидуальной работы,

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

- знать правило написания слов с шипящими на конце мужского и женского рода;

- уметь выделять мягкий знак на конце существительных после шипящих.

- формулируют тему урока с помощью учителя;

- используют имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос;

- действуют по образцу заданного правила;

- определяют цель учебной деятельности при выполнении заданий;

- контролируют и оценивают свои действия в работе с учебным материалом совместно с учителем и одноклассниками;

- объясняют лексическое значение слова;- ориентируются в учебнике;

- строят высказывание в устной форме;- анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

- выражают своё мнение в процессе выполнения заданий;- слушают одноклассников;

- составляют несложные монологические высказывания. - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе и ситуации столкновения интересов.

- осознают собственные достижения при изучении темы;

- осуществляют рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формируют учебные мотивы;- сотрудничают с учителем и одноклассниками

В течении урока учащиеся работают в рабочих тетрадях и в технологических картах

Этап урока, время этапа Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность ученика Формируемые УУД и предметные действия

I.Мотивация к учебной деятельности

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

Организует быстрое включение учащихся в

урок. Мотивирует к учебной деятельности Проверьте готовность к уроку.

Сегодня на уроке на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

Мы продолжаем путешествие в королевстве "Имени существительного"

- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Включаются в урок

(Каждый день мы изучаем что-то новое.) Регулятивные УУД:

- саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.

- слушать и понимать речь учителя.

- формулировать проблему, находить пути решения ;

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-организовать актуализацию умений;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности

- организовать постановку темы и цели урока;

Организует актуализацию умений.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Создает ситуацию, которая поможет подвести детей к формулировке темы и цели урока.

Включает музыкальное сопровождение

Проводит работу со словарями.

- похлопайте в ладоши.

- постучите в кулачки.

- покатайте карандаш между ладонями.

- помассажируйте тупым концом ручки подушечку каждого пальца.

б) работа в тетради:

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Какие буквы сегодня будем писать? (ж,ш,щ,ч,ь)

-Что мы о них можем рассказать? (Ж,Ш,Щ,Ч- буквы согласные, Щ и Ч обозначают мягкие и глухие ч,щ, ж и ш парные по звонкости и глухости, они всегда твёрдые, Ь звука не обозначает)

Лишний Ь - почему?

Группа каких согласных осталась?

(шипящих согласных звуков)

Какую роль выполняет мягкий знак?

Кластер

Ребята мы с вами знаем, что мягкий знак часто молчит, но иногда он может говорить. Сегодня мы постараемся разобраться, когда он молчит, о когда он говорит.

Постановка учебной проблемы

Какое слово их объединяет? А если сделать подписи под рисунками будет ли разница в написании слов?

Работа с толковым словарем.

Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий иногда пишется мягкий знак, а иногда нет.)

Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Отрабатывают каллиграфический навык.

Вычленяют лишнюю букву, определяют роль мягкого знака.

Выясняют лексическое значение слов.

Затруднение сделать подписи, т. к. не знаем правила

Личностные УУД – приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД – прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос.

- обосновывать личностную значимость нового знания

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- организовать составление совместного плана действий;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

IV. Реализация построенного проекта

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Организует работу над определением темы и цели урока

Организует работу в парах -учебное сотрудничество.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Организует фиксацию и проговаривание алгоритма действий.

Организует работу с кластером.

Прочитай слова (на доске мелом)

– Что общего обнаружили? (Все имена существительные, есть шипящий в конце слова.)

– В чём различие? (В одних словах есть ь, в других нет.)

– Какой возникает вопрос? (Почему в одних словах пишется ь после букв шипящих, а в других не пишется)

Можешь ли объяснить по какому признаку (кроме наличия ь) слова распределены в два столбика.

Определение темы и цели урока

Назовите тему урока.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Назовите цель урока.

Мы должны узнать, в каком склонении у существительных после шипящего в пишется мягкий знак, а в каком нет.

Открытие детьми нового знания. Работа в группах.

Мы должны провести небольшое исследование.

1. Проанализировать название новой орфограммы.

2. Продумать и сформулировать алгоритм действий правильного написа-ния Ь в именах существительных после шипящей.

3. Составить опорный алгоритм.

4. Представить свои результаты. Объяснить свои действия.

Работать будете в группах, поэтому вспомните основные правила работы в группе.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Задание для 1 группы. Мяч, дочь.

Задание для 2 группы. Гараж, ночь.

Задание для 3 группы. Мышь, нож.

Предъявление результатов работы от групп.

У доски отвечают по одному представителю от группы.

Общий вывод (алгоритм) работы со словами:

1. Читаю или произношу слово

2. Определяю часть речи

3. Есть ли шипящий звук на конце слова, определяю род имени существительного.

4. Если существительное ж. р. – пишу Ь

5. Если существительное м. р. – не пишу Ь.

Вывод: На конце имен существительных после букв обозначающих шипящие женского рода пишется Ь, на конце существительных мужского рода Ь не пишется.

Вывешивают результаты работы не доску.

Давайте сравним полученные выводы с правилом в учебнике.

Работа с кластером

Читают слова с доски, классифицируют по какому признаку слова записаны в два столбика

Называют тему урока

Называют цель урока

Работа в группах.

Исследование, вывод, защита работы.

Сравнивают полученный вывод с правилом в учебнике.

Добавляем проблемный вопрос в новое знание.

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

Познавательные УУД: - находить пути решения проблемы;

- извлекать необходимую информацию из источников.

Познавательные УУД – анализ своего знания и незнания,

умение отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД – определение цели учебной деятельности и её фиксация.

Регулятивные УУД – планирование последовательности действий.

Познавательные УУД – определение плана предлагаемого задания,

определение способа алгоритма решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД – учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению.

- называть, понимать, использовать в речи термин мягкий знак на конце существительных после шипящих ;

- находить слова с шипящими на конце мужского и женского рода;

коррекция в случае расхождения эталона и реального действия представленного продукта,

выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные УУД – анализ, сравнение, классификация знаково-символическое моделирование, поиск и выделение необходимой информации, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей.

Физминутка Организует проведение физминутки. Выполняют физминутку

1 мин Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

- слушать и понимать речь, и выполнять требования учителя.

VI. Первичное закрепление.

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Контролирует и формирует навыки орфографически- правильного письма.

Работа по учебнику № 487

(дети выходя по одному к доске)

1. Прочитайте задание.

2. Выполнение упражнения с комментированием.

самооценка 4-5 мин

Выполняют задание, проговаривая новые понятия.

Умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы,

Познавательные УУД (общеучебные) – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; (логические) – проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД–планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

- находить в тексте мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ; - понимать, использовать в речи термин мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ;

- выделять мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ;;

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

- обосновывать личностную значимость нового знания

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует индивидуальную работу с самопроверкой по эталону. Определить уровень сложности задания Л -легко, З - затруднялся, С сложно.

Организует выставление самооценки.

Возвращаемся к началу урока, к слову которое вызвало затруднение в написании [туш ]

Теперь мы сможем сделать правильные подписи к данным иллюстрациям?

Допиши предложения используя слово[туш ] От чего зависит выбор его написания?

Музыканты заиграли приветственный ….

Для оформления заголовка понадобилась красная ….

Артисты используют туш. для грима.

самооценка 4-5 мин

Выполняют задание самостоятельно

Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Регулятивные УУД -

Умение контролировать и оценивать свою работу.

Самооценка на основе успешности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Умение выражать свои мысли

Рефлексия: удалось ли воспроизвести информацию для успешного решения учебной задачи

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VIII. Включение в систему знаний

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания. Организует самостоятель-ную работу, фиксирует самопроверку с использованием интеррактивной доски Мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных

Мужского рода (ключ__, стриж__)

Женского рода (доч___, брош___)

Подчеркни слова которые относятся к этому правилу

Доч, врач, лещ, огон, увидиш, молодёж, ноч)

1. Высказывают свои мнения в письменной форме.

2. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

- понимать, использовать в речи термин мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных ;

- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности;

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Мы сегодня с вами неплохо поработали.

-Назовите тему урока

-Когда нужно писать мягкий знак на конце существительных после шипящих, а когда нет.

-На что показывает мягкий знак после шипящих на конце существительных? (на форму 3 склонения сущ. ж. рода. В Им. п. ед. ч.)

Оцените свою работу.

- Как оцениваете свою работу?

Подсчитайте количество баллов.

1. Высказывают свои мнения, повторяют термины.

2. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.

- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности;

- обосновывать личностную значимость нового знания.

Домашнее задание Объясняет домашнее задание (Вариант выбирают по желанию)

Вариант1. Записать 12 слов с шипящим на конце.

Вариант 2. Составить рассказ в котором не менее 6 существительных с шипящим на конце.

Вариант 3. Написать письмо другу, используя существительные с шипящими на конце. Записывают домашнее задание в дневник

Выставление оценок Самооценка урока

Включает музыкальное сопровождение (детская песня "Дорогою добра") - Удалось ли нам поработать под нашим девизом?

-Покажите на смайлике настроение, с которым вы уходите с урока.

Я работал с отличным настроением.

Я доволен собой.

Я испытывал затруднения.

-Поднимите руки со смайликами.

- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев;

Умение контролировать и оценивать свою работу.

научиться определять орфограмму;

Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих пишется: мышь, печь, ложь, рожь.

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, врач, нож.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите рисунки. Прочитайте записи. Произнесите слова, определите звуки на конце слов, сравните их.





Нож Врач. Рожь. Мышь

Как видно, на рисунках изображены нож, врач, рожь, мышь.

Как видно, на конце одних существительных пишется ь, на конце других существительных мягкий знак не пишется. Почему?

Произнесите названия этих слов, определите, какой звук слышите на конце слов:

но[ш], вра[ч], ро[ш], мы[ш].

На конце этих слов слышите звуки [ш], [ч], [ш], [ш]. Эти звуки шипящие.

Определите род этих существительных:

  • он (мой) нож,
  • он (мой) врач,
  • она (моя) рожь,
  • она (моя) мышь.

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, рожь. Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, врач, нож.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих – это орфограмма.

Прочитайте слово: стриж. Стриж – это птица.

Произнесите слово, определите звук на конце: стри[ш]. На конце слова слышите шипящий [ш]. Определите, какую букву надо писать на конце слова, найдите проверочное слово: стрижи. Значит, на конце слова надо писать букву ж. Решите, надо ли писать мягкий знак. Для этого определите род имени существительного: он (мой) стриж. Это существительное мужского рода: мягкий знак не пишется.

Прочитайте слово: брошь. Брошь – это украшение.


Произнесите слово, определите звук на конце: бро[ш]. На конце слова слышите шипящий [ш]. Определите, какую букву надо писать на конце слова, найдите проверочное слово: броши. Значит, на конце слова надо писать букву ш. Решите, надо ли писать мягкий знак. Для этого определите род имени существительного: она (моя) брошь. Это существительное женского рода: мягкий знак пишется.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Орфограмма.

Прочитайте предложения. Замените каждое предложение одним словом. Определите род существительного.

Человек, который играет на скрипке __________ (… . р.)

Первая, прилетающая к нам весной птица ________(… . р.)

Маленький ребёнок ___________(… . р.)

Суп со свёклой и другими овощами ____________(… . р.)

Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником __________(… . р.)

Способность говорить. Она бывает устной и письменной. __________(… .р.)

Подсказка. Повторите орфограмму.

– Человек, который играет на скрипке. Скрипач (м. р.)

– Первая, прилетающая к нам весной, птица. Грач (м. р.)

– Маленький ребёнок. Малыш (м. р.)

– Суп со свёклой и другими овощами. Борщ (м. р.)

– Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником. Ключ (м. р.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка

Учитель :Рябинина О.В.

Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

образовательные: создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, для формирования умения различать имена существительные мужского и женского рода;

развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;

воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

– осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;

– становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);

– овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

– понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

– планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;

– действие по намеченному плану;

– выполнение действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;

– оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные универсальные учебные действия

– чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;

– нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;

– нахождение в материалах учебника, в словарях необходимую информацию, использование её для решения практических задач;

– коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;

– участие в совместной деятельности;

– постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказывания собеседников;

– высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.

Предметные результаты

– приобретение опыта изучающего и поискового чтения;

– выявление принадлежности слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков;

– определение морфологических признаков слова;

– сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Дидактические материалы: карточки с алгоритмом для каждой пары учащихся.

1.Организационный момент.

-Прозвенел звонок, а это значит, что мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, где нас ждёт новое открытие. Каждый из вас может проявить смекалку, расширить свой кругозор. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В добрый путь!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Актуализация опорных знаний.

-Сейчас вы будете работать в паре.

-Перед вами находятся карточки со словами, в которых пропущены буквы. Вставьте буквы, объясните орфограммы.

ПАЛЬТО, ВОРОБЬИ,КОНЬКИ, СОЛОВЬИ,МОРКОВЬ,

МЕДВЕЖЬИ, ПОМОЩЬ.

-Проверим. (Учитель фронтально спрашивает учащихся, одновременно буквы появляются на доске).

-Кто вставил все буквы верно? -Кто исправил ошибки во время проверки?

- Чем похожи все эти слова?

Дети: У них есть мягкий знак.

-Какую работу выполняет мягкий знак в словах?

Дети: Является разделительным.

-Если мягкий знак разделительный, то где он пишется в слове?

Дети: Между согласным и гласным.

-Еще какую роль играет мягкий знак?

Дети: Смягчает согласный.

Дети: После согласного в конце слова или между согласными.

Давайте разделим слова на группы относительного того, какую работу выполняет мягкий знак. Ученики по одному выходят к доске и записывают слова.

-Все ли слова вы распределили в группы? Где возникла трудность?

-В какую группу запишем слово ПОМОЩЬ?

Значит в этом слове у мягкого знака другая роль.

3.Постановка цели урока.

Запишите слово ПОМОЩЬ отдельно в третью группу.

-А вот какая роль у Ь в слове ПОМОЩЬ, это и предстоит нам выяснить на уроке.

-Какую цель поставим на урок?

Дети: Узнать еще одну роль мягкого знака в словах.СЛАЙД 5.

Появились слова помощь плащ

-Чем похожи слова? (Существительные, в единственном числе.)

-Произнесите, какой последний звук вы слышите? ( оканчиваются на шипящий Щ).

-Чем отличаются слова? (ж.р. и м.р., в слове помощь в конце стоит мягкий знак, а в слове плащ его нет).

На доске появляются слова:

-Чем похожи все слова? (существительные, оканчиваются на

-Что общего у слов 1 столбика? (ж.род, мягкий знак на конце)

-Проанализируйте слова 2 столбика. (м.род, мягкого знака на конце не пишется).

-Что показывает нам Ь в существительных 1 столбика?

(Указывает на род имени существительного) Слайд

-Вы уже знаете, что буква Ь выполняет 2 функции.

(У существительных ж.р. после шипящей на конце пишется Ь.

А у существительных м.р. после шипящих Ь не пишется)

-Давайте сверим наши выводы. Откройте учебник стр.13.

Прочитайте правило самостоятельно. Совпали выводы? (ДА)

-Назовите тему нашего урока.

Дети: мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

-Какие задачи поставим сегодня на урок?

-Чему будем учиться?

Дети: Будем учиться писать мягкий знак после шипящих на конце существительных.

-Я тоже поставила задачи на этот урок. Проверим, совпадут ли они?

Физкультминутка

4.Работа по теме урока. Составление алгоритма.

-Я предлагаю снова поработать в паре. Вам надо составить алгоритм.

-А что такое алгоритм?

Дети: Алгоритм- это порядок действий.

-У вас на партах есть алгоритм. Его надо составить до конца.

Дети работают в парах.

-Проверим. На доске появляется алгоритм.

5.Закрепление. Работа по алгоритму.

-Пользуясь составленным алгоритмом, вы будете выполнять задание.

Учебник стр.13 Упр.18.

-Что мы должны помнить, записывая прилагательное с существительным?

Дети: Прилагательное зависит от существительного и стоит в том же числе и роде.

Физкультминутка.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

2. Попало наше тесто

В горячее место.

Румяной булкой стало. (Печь)

3. Я как зонт — не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? (Плащ)

4. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

5. Как одним словом называются дикие животные, на которых охотятся охотники. (Дичь)

Пол мира накрыла. (Ночь)

7. Мелкие деньги. (Мелочь)

8. Без меня мои друзья

В дом попасть никак нельзя!

Я железною ногой

Отопру замок дверной. (Ключ)

9. Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

10 . Стоит старик над водой и трясёт бородой. (Камыш)

11. Середина ночи. (Полночь)

12. Ювелирное изделие, которое прикалывают на одежду. (Брошь)

6.Подведение итогов.

-Сейчас проверим ваши знания об употреблении Ь в существительных после шипящих. Я предлагаю вам выполнить тест.

Возьмите жёлтую карточку. В нее вы запишите ответы.

При выполнении теста , вы будете выбирать только 1 вариант ответа.

Проверка. У кого нет ошибок? Кто допустил 1 ошибку?

-Посмотрите на задачи, которые мы поставили на урок. Как вы думаете, мы их выполнили?

-У вас на столах листочки со смайликами. Оцените свою работу на уроке.

Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, то закрасьте смайлик вверху лесенки. Если старались, но не всегда, то на средней ступеньке, если были простым слушателем- то на нижней ступеньке. Оцените работу вашего соседа по парте. Обведите смайлик.

8.Домашнее задание.

Дома закрепите умение правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих. Выполните упражнение 21 на стр.14 учебника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.

Цель урока:
познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи урока:
- Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- Формирование умения различать слова мужского и женского рода;
- Воспитание у учащихся терпимости, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
- Воспитание самостоятельности, творческой активности;
- Развитие орфографической зоркости;
- Развитие познавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Заполнение таблицы:
Знаю Хочу знать Узнал
Ь - обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный

Открытие детьми нового знания.
Работа в парах.
- А где можно найти необходимую информацию? (В учебнике)
- Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.
Работа в парах. (по карточкам)
Заполняют таблицу и на доске (карточки)
Знаю Хочу знать Узнал
Ь - обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный. Почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется? Ь после шипящих
пишется не пишется
жен.род муж.род

2. Определяю ________________________.

3. Если это существительное с шипящим на конце слова, ___________________________________.

5. Если существительное мужского рода, то ________________.

6. Если существительное женского рода, то ________________.
На доску вывешивается алгоритм.
1.Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Если есть шипящий звук на конце слова, определяю род имени существительного.
4. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
Самостоятельная работа с опорой на алгоритм. У стр.33 упр.57. Взаимопроверка. Оценивание.
Тест.
1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б)не пишется
2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б)не пишется
3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что
это имена существительные
А) мужского рода Б) женского рода
4. В какой строчке во всех существительных надо поставить ь знак ?
А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)
Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)
В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)
5. В каких словах допущены ошибки?
А) моржь Б) молодеж В) кирпич Г)брошь Д) чертежь

Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А Б Д (сверить с образцом и оценить)
7.Итог урока. Рефлексия.
Формирование умений соотносить цель и результат.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
-Мы с вами хорошо потрудились. – Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

-Оцените свою активность на уроке.
Домашнее задание по выбору:
Работа с пословицами – стр.31 №52
Подобрать антонимы – стр.32 №55
Вставить пропущенные буквы – стр.32 №53
- Молодцы! Спасибо за урок.

Читайте также: