Приспособление рыб к условиям обитания значение рыб конспект

Обновлено: 07.07.2024

Рыбы — это древнейшие позвоночные хордовые животные, заселяющие исключительно водную среду обитания, — как соленые, так и пресные водоемы. По сравнению с воздухом, вода является более плотной средой обитания.

Во внешнем и внутреннем строении рыбы имеют приспособления для жизни в воде:

1. Форма тела обтекаемая. Голова клинообразной формы плавно переходит в туловище, а туловище — в хвост.

2. Тело покрыто чешуей. Каждая чешуйка своим переднем концом погружена в кожу, а задним — налегает на чешуйку следующего ряда, подобно черепице. Таким образом, чешуя — это защитный покров, который не мешает движению рыбы. Снаружи чешуя покрыта слизью, которая уменьшает трение при движении и защищает от грибковых и бактериальных заболеваний.

3. Рыбы имеют плавники. Парные плавники (грудные и брюшные) и непарные плавники (спинной, анальный, хвостовой) обеспечивают устойчивость и движение в воде.

4. Удерживаться в толще воды рыбам помогает особый вырост пищевода - плавательный пузырь. Он заполнен воздухом. Изменяя объем плавательного пузыря, рыбы изменяют свой удельный вес (плавучесть), т.е. становятся легче или тяжелее воды. В результате этого они могут длительное время находиться на различных глубинах.

5. Органами дыхания у рыб являются жабры, которые усваивают кислород из воды.

6. Органы чувств приспособлены к жизни в воде. Глаза имеют плоскую роговицу и шаровидный хрусталик — это позволяет рыбам видеть только близко расположенные предметы. Органы обоняния открываются наружу ноздрями. Обоняние у рыб хорошо развито, особенно у хищников. Орган слуха состоит только из внутреннего уха. У рыб есть специфический орган чувств — боковая линия.

Она имеет вид канальцев, тянущихся вдоль всего тела рыбы. На дне канальцев расположены чувствительные клетки. Боковой линией рыбы воспринимают все движения воды. Благодаря этому они реагируют на перемещение объектов вокруг них, на разнообразные препятствия, на скорость и направление течений.

Таким образом, благодаря особенностям внешнего и внутреннего строения, рыбы прекрасно приспособлены к жизни в воде.

Какие факторы способствуют возникновению сахарного диабета? Раскройте меры профилактики этого заболевания.

Заболевания не развиваются сами по себе. Для их появления требуется совокупность предрасполагающих факторов, так называемых факторов риска. Знания о факторах развития диабета помогают своевременно распознать заболевание, и в некоторых случаях даже предотвратить его.

Факторы риска при сахарном диабете подразделяют на две группы: абсолютные и относительные.

К группе абсолютного риска заболеваемости сахарным диабетом относятся факторы, связанные с наследственностью. Это генетическая предрасположенность к диабету, но она не даёт стопроцентный прогноз и гарантированный нежелательный исход развития событий. Для развития заболевания необходимо определенное влияние обстоятельств, окружающей среды, проявляющееся в факторах относительного риска.

К относительным факторам развития сахарного диабета относятся ожирение, нарушение обмена веществ, и ряд сопутствующих заболеваний и состояний: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, хронический панкреатит, стрессы, невропатии, инсульты, инфаркты, варикозное расширение вен, поражение сосудов, отеки, опухоли, эндокринные заболевания, длительный прием глюкокортикостероидов, пожилой возраст, беременность плодом массой более 4 кг и многие, многие другие заболевания.

Сахарный диабет – это состояние, характеризующееся повышением уровня сахара крови. Современная классификация сахарного диабета, принятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), выделяет несколько его видов: 1-й, при котором снижена продукция инсулина b-клетками поджелудочной железы; и 2-ой тип — самый распространенный, при котором снижается чувствительность тканей организма к инсулину, даже при нормальной его продукции.

Симптомы: жажда, частое мочеиспускание, слабость, жалобы на зуд кожи, изменение веса.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой –
Они им чуют, слышат воды. ”

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в
  • различных условиях водной среды;
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;
  • познакомить учащихся с основными видами рыб, занесенных в Красную книгу ЯНАО.

II. Домашнее задание.

III. Актуализация знаний учащихся по теме “Рыбы – водные позвоночные животные”.

1. Приспособленность рыб к среде обитания.

2. Внутреннее строение рыб.

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц на мультимедийном проекторе.

Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.

  • ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),
  • ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),
  • ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна),
  • ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),
  • ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.

К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.

Причин этому несколько, но главная из них – сравнительно небольшое количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки рыб, тем меньше число их находок.

  • Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства?

3. Работа учащихся у доски по составлению визитки рыб.

Давайте составим визитную карточку рыб в царстве животных. Основные систематические единицы? (Тип-подтип-класс-подкласс-отряд-род-вид..(МАГНИТНАЯ ТАБЛИЦА ПО СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ГРУППАМ)

Черепные или позвоночные.

Подкласс – хрящевые и костные.

Отряд акулы – костно-хрящевые.

Отряд скаты – двоякодышащие.

4. Демонстрация разнообразия рыб “Виртуальные уроки”. (сопровождение рассказом учителя о многообразии рыб)

Хрящевые – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет.

Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами.

Скаты – тело уплощено в спино-брюшном направлении, донные, жаберные щели на брюшной стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7 м, масса – 2 т.

Костные – скелет частично или полностью становится костным, отряды осетровые, сельдеобразные, тресковые, карпообразные.

Двоякодышащие – скелет в основном хрящевой, сохраняется хорда, есть жаберное и легочное дыхание (один или два пузыря, открываются на брюшной стороне пищевода). Обитают в пересыхающих водоемах Африки, Австралии, выкапывают норку, и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем, затем впадает в спячку, до наступления благоприятных условий.

Кистеперые – древняя и почти вымершая группа, единственный вид – латимерия (длина – 120-180 см, масса – 25-80 кг).Плавники мясистые. Похожи на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных. Хищники, рот вооружен острыми зубами.

5. Самостоятельная работа учащихся по систематизации знаний.

Заполнить таблицу, используя стр.180-183:

Класс Подкласс Отряд Представители
Хрящевые Акулы
Скаты
Костные Подкласс хряще-костные

6. Главный вывод:

Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.

7. Беседа с учащимися об охране и значению рыб.

Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.

  • Регуляция численности водных беспозвоночных.
  • Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
  • Звено в целях питания живых организмов.
  • Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.
  • Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.
  • Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.
  • Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.
  • Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.
  • Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.

Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

В Красную книгу ЯНАО занесены следующие виды рыб:

Таймень (семейство лососевые);

Арктический голец (семейство лососевые;

V. Закрепление материала

Давайте ещё раз повторим, каково значение рыб в природе и жизни человека. Для этого обратимся к схеме:

VI. Дифференцированная самостоятельная работа.

Уровень 1 (задания на “3”)

  1. Развитие рыб происходит только в воде.
  2. Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.
  3. Жаберные крышки есть у всех рыб.
  4. Кровеносная система рыб замкнутая.
  5. Сердце рыб однокамерное.
  6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
  7. Рыбы способны к образованию условных рефлексов.
  8. Органами выделения у рыб служат почки.
  9. Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.
  10. Температура тела рыб постоянная.

Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.

Уровень 2 (задания на “4-5”)

Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку.

I – нервная система № 1 – плавники
II – кровеносная система № 2 – жабры
III – пищеварительная система № 3 – мышцы
IV– дыхательная система № 4 – вены и артерии
V – выделительная система №5 – позвоночник
VI – система опоры и движения №6 – мочевой пузырь
VII – половая система № 7 – череп
№ 8 – печень
№ 9 – ребра
№ 10 – желудок
№ 11 – плечевой пояс
№ 12 – мочеточник
№ 13 – почки
№ 14 – головной мозг
№ 15 – семенники
№ 16 – спинной мозг
№ 17 – нервы
№ 18 – яичник
№ 19 – передний мозг
№ 20 – яйцеклетка
№ 21 – мозжечок
№ 22 – сердце

I – № 14, 16, 17, 19, 21.

VI – № 1, 3, 5, 7, 9, 11.

О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует формированию знаний учащихся о взаимосвязи внешнего строения организма и среды обитания; воспитывает осознанное, бережное отношение к природе, а также способствует формированию прчинно-следственных связей.

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания.

Тарыгина Галина Анатольевна

Программа и УМК коллектива авторов под руководством В.В. Пасечника. Биология 7 класс.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни.

формирование знаний о взаимосвязи внешнего строения организма и среды обитания,

уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, аргументировано отвечать на поставленные вопросы,

воспитание осознанного, бережного отношения к природе, воспитание позитивного отношения к совместному труду.

Формы работы с учащимися: групповая, индивидуальная, фронтальная.

1.Проверка домашнего задания.

-Какие животные относятся к типу Хордовые?

-На какие подтипы делится тип Хордовые?

-Назовите наиболее существенное отличие ланцетника от беспозвоночных животных.

-Дайте характеристику подтипу Позвоночные.

Сегодня на уроке мы будем говорить о представителях позвоночных животных.

-Как вы понимаете это выражение?

Ответы учащихся: хорошо, комфортно, привычно и т.д.

-Почему рыбам комфортно в воде?

Ответы учащихся: умеют плавать, дышать в воде, они приспособились и т.д.

-Что значит приспособились?

Ответы учащихся: умеют жить в воде и т. д.

-Как вы думаете, мы говорим о рыбах, об их приспособленности к жизни в воде. Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Видеофрагмент о рыбах (1 минута)

2. Изучение нового материала.

Примерно 450 млн. лет назад появились первые рыбы. Они были плохими пловцами, т.к тело их было покрыто панцирной чешуей (слайд). В настоящее время на земле насчитывается около 20 тысяч видов рыб.

В зависимости от строения, питания, размножения, образа жизни рыб разделили на 2 класса: Хрящевые и Костные рыбы (слайд-схема), запись схемы в тетрадь.

Ответы учащихся по характеристике Хрящевых рыб и далее Костных (слайды)

Рыбы освоили все водные просторы. Не только моря, но и пресные водоемы: от высокогорных водоемов до глубин океана. Не обитают рыбы только в Мертвом море, т.к. высокая соленость воды не пригодна для жизни организмов. Приспособленность к жизни в воде возникла у рыб в процессе длительного эволюционного развития.

Ваша задача, используя данные энциклопедий доказать, как в результате сложных изменений и превращений, которые продолжались миллионы лет, возникли приспособления у рыб к жизни в водной среде. Помогут вам в работе инструктивные карточки (приложение)

По окончании работы подводятся итоги.

-У кого получилось изучить чешую рыбы?

-Какого типа чешуя рыбы?

-Сколько лет было рыбе, с которой была взята чешуя?

3.Давайте подведем итоги нашей работы.

-Какие приспособления рыб к среде обитания мы можем назвать?

Ответы учащихся. Итоги фиксируются в тетрадях (слайд)

Приспособленность рыб к среде обитания.

Обтекаемая форма тела

Особенности покровов тела (наличие чешуи и слизи)

Развитие органов передвижения (плавники)

Наличие плавательного пузыря

Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

-Все ли было понятно сегодня на уроке?

-Какая работа на уроке вызвала затруднения?

-Какая работа на уроке показалась вам наиболее интересной?

-Какое настроение у вас после урока?

6.Подведение итогов урока, выставление оценок.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструктивная карточка №1

Вода плотнее воздуха. Какую форму тела должны иметь рыбы, активно передвигающиеся в толще воды? Есть ли четкое разделение туловища на отделы?

Какая форма тела характерна для рыб, живущих около дна? Почему? Приведите примеры.

У камбал, скатов глаза расположены на верхней части головы, а не по бокам её. В связи с чем у этих раб развились такие особенности строения?

Сделайте общий вывод из выбранной информации.

Инструктивная карточка №2

Окраска рыб очень разнообразна. Она в значительной степени зависит от цвета воды и цвета дна.

Сформулируйте общую закономерность окраски рыб, обитающих на небольших глубинах.

Как окраска зависит от глубины обитания?

Какие факторы могут влиять на своеобразность окраски различных видов рыб.

Сделайте общий вывод из выбранной информации.

Инструктивная карточка №3

С помощью каких органов происходит передвижение рыб в воде?

Что еще, кроме обтекаемой формы тела, наличия плавников способствует более легкому передвижению рыб в воде?

Что образует покров рыб?

Сделайте общий вывод из выбранной информации.

Инструктивная карточка к лабораторной работе

С помощью лупы рассмотрите чешую рыбы.

Найдите на ней кольца. Рассмотрите их.

Определите, к какому типу относится чешуя (смотрите приложение №1)

Определите возраст рыбы, с которой была взята чешуя (смотрите приложение №2)

Зарисуйте чешую в тетрадь, обозначьте на рисунке кольца, запишите возраст рыбы, с которой взята чешуя.


of your page -->
ГДЗ Биология 7 класс Пасечник Суматохин Калинова

1. Какие приспособления к условиям обитания есть у рыб?
2. Чем рыболовство отличается от рыбоводства?

1. Для рыб характерна обтекаемая форма тела, которая уменьшает сопротивление воды при плавании. По бокам рыбы заметна боковая линия. Это чувствительный орган, улавливающий направление и силу тока воды. Приспособлением к жизни в воде являются парные и непарные плавники рыб.
2. Рыбоводство имеет целью разведение рыбы в искусственных условиях. Рыболовство – добыча рыбы.

1. Почему у рыб так разнообразна форма тела?
2. Чем объясняются различия в окраске тела рыб?
3. Каково значение рыб в природе?
4. Почему рыб необходимо охранять?

1. Составьте план ответа о разведении рыб.
2. Составьте список промысловых рыб, обитающих в морях и реках России.

1. Окружающая среда, состав пищи, конкуренты и враги рыб различны.
2. В разнообразных условиях подводного окружения защитным приспособлением большинству рыб служит их окраска.
3. Они являются важнейшим звеном в цепях питания водных сообществ. Потребляя огромное количество развивающихся в воде растений и беспозвоночных животных, рыбы регулируют их численность. Хищные рыбы охотятся за более мелкими рыбами, нередко за особями своего вида, часто поедают икру и мальков.
4. Чрезмерный вылов многих особо ценных промысловых рыб наносит значительный урон мировым запасам рыбы. Большое отрицательное влияние на рыб оказывает непродуманная хозяйственная деятельность человека: лесосплав, спуск в естественные водоёмы сточных вод, загрязнение водоёмов нефтепродуктами, удобрениями.

1. Описание рыбоводства. Объекты рыбоводства.
2. Сельдь, салака, сардины, иваси – отряд сельдеобразных; треска, навага, пикша – отряд трескообразные.

Почему в морях добывают во много раз больше рыбы, чем в реках?

В морях лучше условия обитания, размер морей во много больше чем рек, тем самым более удобен промышленный отлов рыб и видов рыб больше.

Читайте также: