Знакомство с многообразием слов моделированием рисование коротких отрывистых линий конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

Загадайте детям загадки, дайте задание найти отгадку на ри­сунке и рядом с ним нарисовать прямоугольник. Напомните детям, что так обозначаются слова.

Мы день не спим, Мордочка усатая,

Мы ночь не спим. Шубка полосатая.

И день. И ночь Часто умывается,

Стучим, стучим. А с водой не знается.

(Часы) (Кошка)

Бьют его, а он не плачет. Только выше, выше скачет.

(Мяч)

Спросите детей, какие предметы нарисованы? (Ракета, вагон, лимоны, книжка, конфеты.)

Обратите внимание детей на то, что названо было много слов и все они звучат по-разному.

Есть сладкое слово - конфета, Есть быстрое слово - ракета, Есть кислое слово - лимон, Есть слово с окошком - вагон, Есть слово колючее - ежик, Есть слово промокшее - дождик, Есть слово упрямое - цель, Есть слово колючее - ель, Есть книжное слово - страница, Есть слово лесное - синица, Есть слово пушистое - снег, Есть слово веселое - смех.

Попросите детей назвать:

Еще раз напомните, что слов много и звучат они по-разному.

4. Дорисуй иголки ежику(лист 3, рисунок 3)

Загадайте детям загадку:

Сердитый недотрога Иголок очень много,

Живет вглуши лесной. А нитки ни одной.

(Ежик)

Задания детям:

* Посмотреть на рисунок и сказать, что забыл нарисовать ежи­
кам художник? (Иголки.)

5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)

6. Дополнительный материал для работы вне занятий

У лисы лисенок, а у волка . (волчонок).

У зайца зайчата, а у медведя. (медвежата).

У курицы цыплята, а у утки. (утята).

У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок).

У овцы ягнята, а у козы. (козлята).

ПУТАНИЦА

Педагог зачитывает детям путаницу и просит назвать несо­ответствия в тексте действительности.

Продуктивная: создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку.

Подскажи словечко дем.материал.

Незнайка сочинил для вас загадки. Постарайтесь их отгадать.

На ветке не птичка- зверек – невеличка,

Мех теплый, как грелка, кто же это? (Белка)

Добродушен, деловит, весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… Ежик

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха,

Живо угадай-ка, кто же это? (Зайка)

Назови другим словом дем.материал.

Незнайка просит вас назвать другими словами зайку, белку, ежа. (Зайчишка, зайчонок, заинька; белочка, бельчонок; ежик, ежонок).

Вы назвали много слов, и все они звучат по-разному.

Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно их перечисленных ниже. Ребенок выполняет задание, бросает вам мяч.

- Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики).

- Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, вишня, апельсин, банан).

- Назови овощи. (Капуста, картошка, морковь, огурец).

И т.д. с различными вариантами по вашему усмотрению.

Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделите его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.

4.Знакомим детей с моделированием задание 2.

Незнайка сочинил стихи, но никак не может придумать последнее слово, давайте ему поможем.

Прицепившись к задней шине, Я рубашку сшила мишке,

Мишка едет на (машине) Я сошью ему (штанишки).

Целый день поет щегол в клетке на окошке.

Третий год ему пошел, а он боится (кошки) .

Незнайка, как и вы не умеет писать, поэтому под каждой картинкой нарисовал прямоугольник. Так мы будем пока обозначать слова. Соедините прямоугольник с картинкой – с предметом, который вы назвали в конце стихотворения.

5.Рисование предметных картинок.

Предложить детям альбомные листы и цветные карандаши. Воспитатель предлагает нарисовать разные картинки. Показать детям варианты картинок: яблоко, бабочка, машина, воздушный шар и др.

Коммуникация: знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие); продолжать знакомить с многообразием слов; познакомить с тем, что слова могут звучать, похоже; продолжать знакомить с моделированием – слово обозначается в виде прямоугольника; учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Продуктивная: развивать мелкую моторику, чувство формы, способности к композиции.

Познание (ФЦКМ): обогащать знания детей о диких животных.

1.Отгадай загадки дем.материал

Мишка решил загадать вам загадки. Отгадайте их и покажите картики – отгадки.

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Я зашел в зеленый дом и недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом быстро в городе другом. (Вагон).

Червякам – враг. (Грач)

Как звучат слова – отгадки? (По-разному)

Мишка произнесет слово, а вы найдите на листе предмет, название которого произносится похоже. (Рубашка – ромашка, лимон – вагон, врач – грач.)

Мишка говорит детям, что слова могут звучать, похоже. Просит детей соединить на картинке предметы, названия которых звучат похоже, и назвать их. (Лук – жук, санки – банки.)

Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно их перечисленных ниже. Ребенок выполняет задание, бросает вам мяч.

- Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики).

- Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, вишня, апельсин, банан).

- Назови овощи. (Капуста, картошка, морковь, огурец).

И т.д. с различными вариантами по вашему усмотрению.

Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделите его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.

Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день и ночь стучим, стучим. (Часы)

Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка).

Бьют его, а он не плачет.

Только выше, выше скачет. (мяч)

Не будильник, а звонит,

Не приемник – говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно, (телефон).

Назвать предметы, под которыми есть прямоугольники. (Мяч, часы, кошка, телефон).

Как звучат названия этих предметов? (По-разному).

Скажите детям, что слова можно прохлопать, прошагать.

Скажите детям, что сколько раз хлопнули в ладоши, столько и слогов в слове.

Скажите, что под каждым предметом нарисован прямоугольник, - так мы обозначаем слова. Прямоугольник можно разделить на столько частей, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, прямоугольник делить не надо.

Разделите прямоугольники под картинками с изображением кошки и часов на две части. (Очень часто дети проводят в прямоугольнике две линии. Обратите их внимание на то, что надо провести одну линию посередине прямоугольника – и в нем будет две части.)

В названии, какого предмета три слога? (Телефон) Разделите прямоугольник под телефоном на три части ( скажите детям, что в прямоугольнике надо провести две линии).

Если хлопнули один раз, то слово это короткое, если хлопнули 2,3 раза, то это длинные слова.

5. Вот ежик – ни головы, ни ножек.

В конце работы организовать выставку.

Коммуникация: продолжать знакомить со звучащим словом; упражнять в различении близких по звучанию слов; учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие); учить внимательно, слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Продуктивная: учить рисовать округлые и прямые линии (солнце).

1.Отгадай загадки дем.материал

Сообщить детям, что мишка снова пришел к ним в гости и приготовил новые загадки. Отгадай загадки и покажи картинки-отгадки.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова. (Коза)

Птица черная кружится,

Удивительный ребенок только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок)

Сказать, что слова, которые они назвали, звучат по – разному: коза – звонко, ворона – громко, утенок – тихо.

Эти слова звучат похоже? (Нет, они звучат по – разному)

2.Подбери пару дем.материал

Мишка провел дорожки от картинок – отгадок, изображенных слева, к картинкам, изображенным справа.

Назовите предметы, которые он соединил. (Коза – коса, ворона – корона, утенок – котенок).

Примечание. Если дети затрудняются, то произнесите данные слова попарно. Акцентируйте внимание на звучании.

Мишка назовет слово, а вы подберите к нему другое, похожее по звучанию. (Лук – жук, санки – банки, рак – мак, чашка – рубашка).

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам Руки поднимать,

Делаем зарядку. Руки опускать,

Очень нравится нам Руки поднимать,

Делать по порядку: Руки опускать,

Весело шагать, Приседать и вставать,

Весело шагать. Прыгать и скакать.

Нарисуем задание 3.

Прочитайте детям стихотворение:

Нарисуем желтый круг,

Много палочек вокруг.

Это солнышко сияет,

Все собою озаряет.

Предложите нарисовать солнышко с лучами и раскрасить его.

Похожие документы:

Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

. рисование. Определение понятия. Цель: знакомство с элементами портретного очерка путем словесного рисования . предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов . моделирование, применение интеллект-карт . Знакомство с многообразием .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Расширенный план- конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (4 года).

Педагога дополнительного образования Карташовой С.А.

Время проведения : 9:30-9:50 1гр, 10:30-10:50 2 гр, 11:30-11:50 3 гр.

Место проведения : 4 каб.

Цели и задачи урока:

- учить моделировать слово в виде прямоугольника;

- знакомить с разнообразием слов;

- учить находить различия в двух похожих рисунках;

- учить воспринимать стихотворение, подбирать слова, подходящие по смыслу; развивать поэтический слух;

- учить поочередно соединять пальцы рук;

- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач;

- формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: рабочие тетради, простые и цветные карандаши, картинки с различными предметами (посуда, фрукты, игрушки и т.д.).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Давайте с вами вспомним как меня зовут? (Светлана Алексеевна)

- А на какой урок вы пришли? (Развитие речи)

- А в каком мы кабинете? (4)

- А какое время года за окном? (осень)

- А какая сейчас часть суток? (утро, день)

- Молодцы! А сейчас послушайте моё стихотворение:

Парта это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Ни минуты не теряем!

- Дорогие мои зайчики, посмотрите, кто же у меня в руках? (Чебурашка)

- Правильно, только вот чебурашка пришел к вам на урок посмотреть как вы работаете и самому чему-нибудь научится у вас. Поможем ему? (да)

- Посмотрите внимательно на первую картинку, назовите, что на ней там нарисовано (юла, паровоз, матрешка, мяч, заяц)

- Как мы одним словом это все больше назвать? (игрушки)

- Посмотрите на вторую картинку, что там на ней нарисовано? (яблоко, груша, вишни, слива)

- Как мы одним словом все это назовем? (фрукты)

- Посмотрите на третью картинку и назовите, что на ней нарисовано? (сахарница, чайник, вилка, ложка, нож, чашка, блюдце, тарелка)

- Как мы это все можем назвать одним словом? (Посуда)

- Какие вы у меня умнички. И сами научились, и Чебурашку научили.

- Посмотрите на следующее задание. Там нарисовано две картинки. Чебурашка говорит, что картинки одинаковые. А как вы думаете? (нет)

- Нарисуйте в прямоугольнике столько кружков, сколько найдете отличий между двумя картинками. (дети рисуют)

- Расскажите Чебурашке, чем же отличаются картинки друг от друга. Сколько кружков нарисовали в прямоугольнике и почему? (Четыре, потому что между картинками четыре различия).

- Назовите эти различия. (на картинке справа есть ежик, а на картинке слева его нет; на картинке слева есть солнце, а на картинке справа его нет; на картинке слева два грибочка, а на картинке справа один; на картинке слева на ёлке есть шишки, а на картинке слева нет шишек).

4. Фикультминутка.

- Сейчас я буду вам читать стихотворение, а вы будете за мной повторять движения ручками. Начиная от мизинчика, мы должны соединить все пальчики.

- Вы сейчас должны внимательно слушать загадки Чебурашки подсказать нужное слово в конце. Чебурашка не знает, что поэт пошутил, поэтому надо быть очень внимательными.

Быстрее всех от страха

Несется (заяц)

Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый (Медведь)

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду (волк)

На заборе поутру

Кукарекал (петух).

- Вот какие молодцы. Справились и с этим заданием. Вот вы назвали много слов и все они произносятся по- разному.

- Ребятки, давайте вспомним, а какой же урок у нас с вами был? (развитие речи)

8. Рефлексия.

-Скажите мне пожалуйста, а на что похоже ваше настроение после нашего урока? (дети отвечают)

с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.

Воспитатель: Потапова Н. Г.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Возрастная группа : старшая.

Цель: создавать условия для знакомства с многообразием слов.

Обучающие: Продолжать знакомить с многообразием слов (слова звучат по-разному и похоже).

Продолжать формировать умение регулировать громкость голоса, дыхание.

Развивающие : Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие). Формировать умение внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, находить несоответствия в рисунке.

Развивать мелкую моторику, внимание, память.

Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, инициативы в решении познавательных задач, самостоятельности.

Воспитывать у детей потребность в речевом общении.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Словесный : вопросы, художественное слово.

Игровой метод: игровые упражнения.

Демонстрационный материал: картина, мольберт, настенная доска, презентация.

Ход НОД:

1. Вводная часть:

-Мы сегодня поиграем?

-Мы сегодня помечтаем?

-Заниматься тоже будем?

-Пошутить мы не забудем?

-И дружить мы крепко будем?

-Вот сколько у нас интересных дел!

2. Основная часть:

В: Ребятки, а вы любите небылицы? Вот и поэт Л. Санычев тоже их любит, он сочинил стихотворение, а художник написал картину. Но что то они перепутали. Посмотрите на картину внимательно и скажите, чего не могло произойти на самом деле?

У меня случилось горе,

В домик мой забрался ветер,

Всё разрушил, разбросал,

Всё вокруг заколдовал.

Чтоб порядок навести,

Нужно знанья показать!

В: Зайка наш попал в беду. Мы сможем помочь ему? Но для этого нам нужно попасть в Волшебный лес, где живёт Зайка. Как же мы туда попадём? А может нам поможет ветер, если он такой сильный?

В: Ветер, ветер, помоги

К зайчику нас отнеси!

В: Вместе сделаем вдох, выдох должен быть плавным и долгим.

В: Не смог нам помочь ветер, что же нам делать? (произнести волшебные слова)

Тогда повторяйте за мной:

Здравствуй, мудрая страна,

Что отсюда не видна!

Пусть свершится чудо!

Нас к себе впусти!

В: Куда мы попали? (В сказочный лес) Поможем Зайке навести порядок в домике? Тогда за дело!

В: Предлагаю вам сесть за столы и поиграть.

1. Соединить предметы, названия которых звучат похоже.

2. Назовите предметы, которые соединили

3. Назовите предметы, которые не соединили

4. Почему не соединили эти предметы

5. Назовите короткие слова

6. Назовите длинные слова

В: А теперь мои юные помощники следующее задание.

И/у "Подскажи словечко".

Чик-чирик! не робей,

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка. .

Птица чёрная кружится,

кар-кар-кар,- кричит и злится.

Всем известная персона,

1. Назовите птиц, которых обвели.

2. Как звучат слова, которые вы подсказали (по- разному).

В: Ребятки, вы отлично справляетесь с заданиями. Давайте немного отдохнём и построим зайчику дом, ведь он остался без дома.

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.

В: А сейчас, ребятки, последнее задание.

Посмотрите, художник нарисовал картину по тексту шуточного стихотворения З. Александровой

Собака садится играть на гармошке

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

А рыбы читают весёлые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишек.

Скажите, чего не могло произойти на самом деле?

В: Ребята, какие вы молодцы! Быстро справились с заданиями. А сейчас давайте проверим, все ли задания вы выполнили верно, смогли ли мы помочь зайчику? (самоконтроль)

(на экране Зайка)

Зайка: Я рад, что никто из вас не заблудился в лесу. Спасибо за помощь!

От беды меня спасли!

Вам я очень благодарен.

Вы, ребята, молодцы!

3. Заключительная часть:

Чем вы сегодня занимались на занятии?

Что вам больше всего понравилось?

Что было самым трудным?

План-конспект непосредственной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.

Воспитатель: Потапова Н. Г.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Возрастная группа : старшая.

Цель: создавать условия для знакомства с многообразием слов.

Обучающие: Продолжать знакомить с многообразием слов (слова звучат по-разному и похоже).

Продолжать формировать умение регулировать громкость голоса, дыхание.

Развивающие : Знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие). Формировать умение внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, находить несоответствия в рисунке.

Развивать мелкую моторику, внимание, память.

Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, инициативы в решении познавательных задач, самостоятельности.

Воспитывать у детей потребность в речевом общении.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Словесный : вопросы, художественное слово.

Игровой метод: игровые упражнения.

Демонстрационный материал: картина, мольберт, настенная доска, презентация.

Ход НОД:

1. Вводная часть:

-Мы сегодня поиграем?

-Мы сегодня помечтаем?

-Заниматься тоже будем?

-Пошутить мы не забудем?

-И дружить мы крепко будем?

-Вот сколько у нас интересных дел!

2. Основная часть:

В: Ребятки, а вы любите небылицы? Вот и поэт Л. Санычев тоже их любит, он сочинил стихотворение, а художник написал картину. Но что то они перепутали. Посмотрите на картину внимательно и скажите, чего не могло произойти на самом деле?

У меня случилось горе,

В домик мой забрался ветер,

Всё разрушил, разбросал,

Всё вокруг заколдовал.

Чтоб порядок навести,

Нужно знанья показать!

В: Зайка наш попал в беду. Мы сможем помочь ему? Но для этого нам нужно попасть в Волшебный лес, где живёт Зайка. Как же мы туда попадём? А может нам поможет ветер, если он такой сильный?

В: Ветер, ветер, помоги

К зайчику нас отнеси!

В: Вместе сделаем вдох, выдох должен быть плавным и долгим.

В: Не смог нам помочь ветер, что же нам делать? (произнести волшебные слова)

Тогда повторяйте за мной:

Здравствуй, мудрая страна,

Что отсюда не видна!

Пусть свершится чудо!

Нас к себе впусти!

В: Куда мы попали? (В сказочный лес) Поможем Зайке навести порядок в домике? Тогда за дело!

В: Предлагаю вам сесть за столы и поиграть.

1. Соединить предметы, названия которых звучат похоже.

2. Назовите предметы, которые соединили

3. Назовите предметы, которые не соединили

4. Почему не соединили эти предметы

5. Назовите короткие слова

6. Назовите длинные слова

В: А теперь мои юные помощники следующее задание.

И/у "Подскажи словечко".

Чик-чирик! не робей,

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка. .

Птица чёрная кружится,

кар-кар-кар,- кричит и злится.

Всем известная персона,

1. Назовите птиц, которых обвели.

2. Как звучат слова, которые вы подсказали (по- разному).

В: Ребятки, вы отлично справляетесь с заданиями. Давайте немного отдохнём и построим зайчику дом, ведь он остался без дома.

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.

В: А сейчас, ребятки, последнее задание.

Посмотрите, художник нарисовал картину по тексту шуточного стихотворения З. Александровой

Собака садится играть на гармошке

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

А рыбы читают весёлые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишек.

Скажите, чего не могло произойти на самом деле?

В: Ребята, какие вы молодцы! Быстро справились с заданиями. А сейчас давайте проверим, все ли задания вы выполнили верно, смогли ли мы помочь зайчику? (самоконтроль)

(на экране Зайка)

Зайка: Я рад, что никто из вас не заблудился в лесу. Спасибо за помощь!

От беды меня спасли!

Вам я очень благодарен.

Вы, ребята, молодцы!

3. Заключительная часть:

Чем вы сегодня занимались на занятии?

Что вам больше всего понравилось?

Что было самым трудным?

Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста Ниже представлена картотека игр, направленных на формирование всех компонентов.

Читайте также: