Дієприкметник конспект уроку 7 клас

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – междометием - и ее особенностями;
Задачи:
образовательные:
• показать роль междометий в речи;
• формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий
• закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;
развивающие:
• активизация познавательной деятельности учащихся;
• развитие внимания, памяти, логического мышления;
• развитие коммуникативных способностей учащихся;
воспитывающие:
• воспитание интереса к предмету;
• воспитание умения работать в парах.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование к уроку: учебник русского языка (авторы М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др.); раздаточный материал, мультимедиа.

I. Организация класса.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас открытый урок. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. Запишите дату в тетрадь.

III. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.
- А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.

Чтение стихотворения (раздаточный материал на столах)
Междометие
Разрешите доложить
Всем без исключения,
Что могу я говорить
Только лишь с волнением.
Выражаю поощренья,
Похвалу, упрек, запрет,

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Этой части речи и посвящён наш урок. Как вы думаете, чему вы сегодня должны научиться?
- О чём стихотворение? (о роли междометий, для чего используют в речи)
- Какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия (поощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность, восхищенье, возмущение, приветствие, страх)
- Назовите междометия.
- Попробуйте изменить их. Изменяются ли они?
- Можно ли к этим словам задать вопрос?
- Являются ли эти слова какими-либо членами предложения?
- Какие особенности пунктуации вы можете отметить
- Итак, что же такое междометие? Для чего они нужны? Дайте определение.

IV. Открытие новых знаний. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы с вами будем говорить о междометиях, их особенностях, научимся правильно писать междометия и выделять их знаками препинания, употреблять в речи.

- Почему авторы назвали своих персонажей междометиями?
- Ребята, на какого героя мультфильма вы бы хотели быть похожими? Почему?
- Если перенести тип героя мультфильма на образ современного человека, кто бы был успешнее?
- Как вы считаете, какими качествами характера должен обладать современный молодой человек? Какими хотите стать вы?
- Познакомимся поближе с этой частью речи. Откройте учебники на стр.183-185. откройте § 70, стр. 186.
Самостоятельное чтение теоретического материала учебника.


В чём особенность междометия?
- В чем отличие производных междометий от непроизводных?
- Докажите, что междометие может употребляться в значении других частей речи?
- Как междометия выделяются на письме?
- Где чаще всего употребляются?

V. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. С.183, упр.460. (комментированное письмо) .

2. Карточка
На карточке записаны предложения, дополните их междометиями. Сравните записи и сделайте вывод: с какой целью употребляются междометия в речи?
Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?

4. Нас с вами ждет ещё одно открытие. Отгадайте загадки, ответы запишите в тетрадь, обозначьте орфограммы.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо).

- Зеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день).

- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, …(здравствуйте).

- Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(простите, пожалуйста).

- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания).

VI. Самостоятельная работа.
Упр. 464
Проверка, выразительное чтение.

VII. Подведение итога урока. Выставление и комментирование оценок.
1. С какой частью речи мы сегодня познакомились?
2. Каковы особенности междометий?
3. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке?
4. Чему новому ты научился на уроке?

IX. Рефлексия.
- Эх, урок подходит к концу. Давайте оценим, как мы прожили эти 45 минут.
Сформулируйте ваши ощущения с помощью междометий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок-подорож з української мови в 7 класі

Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів про дієприкметник як особливу форму дієслова, сприяти зміцненню навичок визначення граматичних ознак дієприкметників;

формувати загальнопізнавальні вміння знаходити слова з вивченими орфограмами в текстах, визначати їх;

розвивати творчі вміння використання дієприкметників у висловлюванні;

за допомогою мовленнєво-комунікативного дидактичного матеріалу виховувати інтерес до навчання, прищеплювати любов до рідного краю.

Тип уроку: урок узагальнення і систематизації знань.

Обладнання: підручник, картки, мультимедійний проектор, схеми-таблиці, мапа(уявна).

І. Організаційний момент.

Перевірка готовності учнів, кабінету до уроку.

ІІ. Вступне слово вчителя.

Сьогодні у нас незвичайний урок. Урок-подорож. А здогадатись, яка тема уроку ви зможете прочитавши ці слова.

Яка я чудова форма дієслова. Мені приємно, що я об’єдную в собі риси характеру дієслова- вод, час, здатність мати при собі залежні слова та прикметника- число, рід, відмінок. А ще додам: найчастіше моїми друзями є іменники, з якими я сполучаюсь. Оці прикметникові ознаки, що є в мені, повністю залежать від роду, числа, відмінка іменника, з якими я поєднуюся. Моїх братів запрошують у гості фразеологізми.У цих стійких словосполученнях вони так гарно уживаються, що їх не виженеш, і не заміниш іншими словами(непроханий гість- гірше татарина, дарованому коневі в зуби не дивляться, кований на всі чотори копита).

ІІІ. Оголошення теми, мети, завдань уроку.

V І. Мотивація навчальної діяльності учнів.

Учитель. Отже, подорожуємо в країну Дієприкметникову. А щоб подорож була цікавою, ми поєднаємо цікаве і корисне.

1.Дієприкметник як особлива форма дієслова.

2.Активні і пасивні дієприкметники.

4.Написання –н- у дієприкметниках та –нн- у прикметниках дієприкметникового походження.

А цікавим буде подорож рідною Донеччиною. Людина без Батьківщини- безбатченко, перекотиполе. Наша рідна школа- це теж маленька батьківщина, і на шляху до неї з вами траплятимуться різні перешкоди.

Щоб вирушити в подорож нам необхідно виконати два завдання.

(перевірка домашнього завдання).

1.Розкажіть про дієприкметник як особливу форму дієслова(у науковому стилі).

2. Розкажіть про дієприкметник як особливу форму дієслова(у розмовно-художньому стилі).

Учитель. Автобуси рушили. На шляху пост ДАІ, щоб їхати далі, нам необхідно розв’язати завдання(проектується текст)

Колективна робота з текстом.

По намерзлій драбині Богдан піднявся на висячий ганок вітряка, навмацки знайшов клямку, обмерзлу колодочку, поторгав її, вона одразу ж, наче чекала його, відчинилась, і відчинились двері. Свіжі й задавлені пахощі борошна оповили хлопця. Він зачинив двері, зубами скинув рукавицю, кілька разів із силою вдарив рукою об плече і, нагрівши її, витер сірника. Навколо заворушилися тіні, неясно виринув старий король, на якому тримався вітряк, незамкнута скриня й велика з лучиною ринка. У таких ринках мірошники або палили по ночах лучину, або розводили вогник, щоб хоч трохи обігрівати руки чи душу.(за М.Стельмахом).

Завдання.Прочитайте уважно текст. Випишіть дієприкметники на картки, правильно заповніть графи.

Завдання. Кожній групі необхідно скласти по три речення використовуючи словосполучення з дієприкметниками: засмаглі обличчя; спітнілі, але задоволені; звезене збіжжя; зібраний урожай; працюючий в цеху; освітлене приміщення; навантажений вагон.

Першій групі: дієприкметники активного стану. Другій- дієприкметники пасивного стану.

Учитель. Провідміняйте словосполучення, визначте відмінникові закінчення.

Зробіть висновок про відмінювання дієприкметників.

І варіант ІІ варіант

Н.в. працююча жінка Н.в. зростаючий добробут

Р.в. працюючої жінки Р.в. зростаючого доробуту

Д.в. працюючій жінці Д.в. зростаючому добробуту

З.в. працюючу жінку З.в. зростаючий добробут

О.в.працюючою жінкою О.в. зростаючим добробутом

М.в.працюючій жінці М.в. зростаючому добробуті

Висновок . Дієприкметники відміняються, як прикметники твердої групи. Рід, число, відмінок дієприкметників, як і прикметників, залежить від роду, числа та відмінків іменників, з якими вони пов’язані.

Учитель. Завдання виконали. Шлях до школи відкритий, але не все з нашими автобусами гаразд. Вони раптово зупинились, їх треба ремонтувати правильними відповідями.

Учитель. Вставте орфограму –н- чи –нн-. Визначте, якими частинами мови чи формами дієслова є залежні слова у поданих словосполученнях.

Натхне. А ідеями – натхне…і у праці; здійсне…і мрії – здійсне…ий захід;

порівня…і величини – порівня…і предмети.

Сформулюйте правила написання –н- у дієприкметниках та –нн- у прикметниках дієприкметникового походження. Свої висновки звірте з теоретичним матеріалом підручника.

V . Систематизація та узагальнення знань.

Учитель. Ми нарешті дістались своєї зупинки. Підводимо підсумок роботи.

2.Активний і пасивний.

3.Ознака предметів за дією.

4.Дієприкметники збагачують наше мовлення.

5.Особлива форма дієслова.

1.Що називається дієприкметником?

2.На які групи поділяються дієприкметники?

3.Як відміняються дієприкметники?

4.Коли пишеться –н- у дієприкметниках та –нн- у прикметниках дієпикметникового походження?

V І. Підсумок уроку.

Підведення підсумків роботи груп. Оцінювання учнівських відповідей.

Учитель .Отже, ми з вами закінчили свою подорож до школи. Мети досягли, завдання виконали. Ви не лише узагальнили, а й поглибили знання. На уроці-подорожі був присутній дух рідного краю, відчувся зв’язок з сьогоденням.

У всіх людей одна, мабуть, святиня.

Куди не глянь, де не спитай.

Рідніше, безумовно, їм своя пустиня,

Аніж земний в пустині рай.

Їм красить, безперечно, все їх рідний край.

Нема(ви знаєте) без кореня рослини,

А нас, людей, нема без Батьківщини.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поняття про дієприкметниковий зворот. Відокремлення комами дієприкметникових зворотів.

Урок дослідження

про дієприкметниковий зворот. Відокремлення комами

Мета: розкрити поняття і суть дієприкметникового звороту; навчати

визначати зворот в реченні, застосовувати засвоєний матеріал на

практиці; розвивати вміння доводити свою думку, усне і писемне

мовлення, вміння інтонувати речення з дієприкметниковим зворотом,

виховувати почуття пошани до українського слова, матері, родини.

Обладнання: опорні схеми, картки, книги, словники.

Тип уроку: застосування набутих знань, умінь і навичок.

Форма уроку: урок-дослідження.

Засоби навчання: підручник для 7 класу, словники.

Девіз уроку: Краща в світі мета – стати хорошою людиною. (Цицерон)

Перебіг уроку

І. Організаційний момент.

ІІ. Повідомлення теми, мотивація навчальної діяльності.

Повторення ознак дієслова та прикметника у дієприкметнику, морфологічні ознаки та синтаксичну роль. Наводимо приклад.

ІІІ. Актуалізація опорних знань, умінь і навичок.

Запишемо речення.

Голубе небо, вкрите рідкими хмаринками, щедро лило ясне світло на лани , на сади й хати.

Визначаємо дієприкметник, його місце в реченні, морфологічні ознаки. Доводимо що в реченні дієприкметник зв’язаний з іншим словом, у реченні виступає означенням.

IV. Засвоєння нових знань і формування опорних умінь і навичок.

Проводимо спостереження над реченням.

Велика долина, обпалена громами, лягла навстріч мені, як сонячний рушник.

Робота з підручником.

Пояснювально-доказова бесіда, що в реченні є дієприкметниковий, разом із залежним словом виступає окремою структурною одиницею.

Яку роль відіграє сполучення дієприкметника із залежним словом у реченні? (Завдяки цьому словосполученню образніше висловлюється думка).

Яке ж слово в реченні пояснює дієприкметник із залежним словом? (Далина).

Учні переконуються, що дієприкметник (обпалена) із залежним словом (гронами) є дієприкметниковим зворотом. Визначення дієприкметникового звороту вони записують до тематичного словничка.

Проблемно-пошукове завдання. За поданими схемами сконструювати речення з дієприкметниковими зворотами.

1 . $~~ . 2. , $~~.


3 . , $~ , . . . .

~~~~~ - графічне позначення дієприкметникового звороту.


- графічне позначення пояснювального слова.

Поетична хвилинка.

Дужа й слона вона –

міцна і мозолиста.

Легка, мов крило, -

В лікаря – чуйна.

Шорстка – в хлібороба…

Тільки ніяка рука –

Завдання.

Зіставити за будовою, інтонацією, розділовими знаками речення, записані на дошці.

Степ, оповитий тишею, дихав пахощами росяних трав (П.Панч).

На подвір’я колгоспу в’їхала автомашина, навантажена мішками (М.Стельмах).

Листя, вимете рясним дощем, поблискувало на сонці (М.Коцюбинський).

Самостійне синтаксичне моделювання.

Учні роблять синтаксичний розбір речення, з дієприкметниковими зворотами, доводять, що цей зворот виступає означенням. При детальному синтаксичному аналізі визначають у звороті і члени речення – залежні слова. Розставляють розділові знаки.

Десь далеко в морі оповитому темрявою світив вогниками пароплав. За лісом починалося село розкидане на горах та глибоких ярах. Написана повість молодим автором викликала жваві суперечки.

Диктант – переклад.

От опушки бора к старому пню бежала молодая поросль ярко-зеленого сосняка. Какое это было поколение сосны, оставившей после себя старый пень, я не знаю. На толстом корне, протянувшемся по мшистой земле, росла сосенка. Она была совсем малютка, но весело смотрела в зеленый мир, окружающий ее. Это было поистине маленькое чудо, сотворенное природой на вырубке. (А.Куликов)

(Запис диктанту українською мовою)

Від узлісся бору до старого пня бігла молода поросль ярко-зеленого сосняка. Яке це було покоління сосни, що залишила після себе старий пень, я не знаю. На товстому корені, що простягнувся по моховитій землі, росла сосонка. Вона була ще зовсім малятко, але весело дивилася в зелений світ, що оточував її. Це було справді маленьке диво, створене природою не вирубці.

1.Распределительный диктант: выписать в 2 столбика причастия и прилагательные. Объясните свой выбор.

Летящий, красивый, написанный, сыгравший, добрый, милый, красный, голубеющий, связанный, подобранный, читаемый, поддержавший, ветреный, деревянный, рисующий, гонимый, упавший, падающий, поблекший, утомляемый.

2. Выписать из предложений все причастия, выделить суффиксы причастий.

3. Согласуйте причастие с определяемым словом. Выделите суффиксы.

(Приехавший) странником, по (образовавшийся) делу, из – за (зеленевший) парка, (грозящий) бедствием, в (проснувшийся) лесу, (утомленный) взгляд, на (белеющий) деревьях, по (залитый) светом комнате, (высохший) листьев.

1. Списать, выделить суффиксы причастий, над причастиями надписать Д. (действительные) и С. (страдательные)

2. Образуйте причастия по следующей форме:

Суффикс –ВШ – ,ср. р, ед.ч, Тв. п.; суффикс – енн –, ж.р, ед.ч, И.п.;

Суффикс – ИМ –, мн.ч, Р.п.; суффикс – ющ –, м.р, ед.ч, Д.п.

3. Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени:

Строить, рисовать, выступать, зависеть, бороться.

4. Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени:

Белеть, перелетать, реветь, встретить, нести.

5. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени:

Нести, распознавать, нести, отражать, решать.

6. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени:

Завершить, раскрыть, рассчитать, смешать, списать.

1. Запишите сначала предложения, в которых есть одиночные причастия, а потом предложения с причастиями с зависимыми от них словами. Слово, от которого задается вопрос к причастию, отметьте крестиком.

1. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева. 2. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы. 3. Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним. 4. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. 5. Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской. 6. В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком. 7. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. 8. Седой кучер, направляющийся от каретного сарая взять лошадь, еще у сарая снимает шапку и по всему двору идет с обнаженной головой.

2. Замените выделенные выражения, причастными оборотами.

Книги, которые написаны известным писателем. 2. Земля, которая освещается солнцем. 3. Трава, которую скосили летом. 4. Ручей, который журчит. 5. Лодка, которая плывет по течению.

3. Спишите, расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты и слова, от которых ставится вопрос к ним.

1. Однажды я увидел Сашку из открытого в сад окна. 2. В широкой лощине еще залитой легким туманом отец вдруг останавливает лошадь. 3. Недаром на всю жизнь с необычайной четкостью запечатлелась в моей памяти давняя эта картина: росистое летнее утро, луг освещенный утренним солнцем, отец с револьвером в руках - и два серых разбойника на наших глазах спокойно уносящих свою добычу. 4. Много раз выскакивают они на дорогу за санями далеко проехавшими жадно обнюхивают следы. 5. Наставник мой громко похрапывал у костра сыпавшего искры в темную вышину. 6. После выстрела прогремевшего на всю округу с елки дождем посыпалась хвоя, но птица не падала. 7. Тит выругался погрозил мне рукою похожей на медвежью лапу. 8. С величайшим волнением я прицелился в птицу сидевшую над моей головой. 9. Много глухарей убил я на глухариных токах множество ночей провел в лесу у костра веселящего сердце каждого настоящего охотника знающего и любящего лесную природу. 10. Охотничьими богатствами славились скупленные им лесные имения находившиеся под управлением отца.

(И. Соколов – Микитов. Рассказы)

4. Спишите предложения, изменив их так, чтобы причастные обороты стояли перед определяемым словом.

1. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. 2. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны. 3. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. 4. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга. 5. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное. 6. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми.

1. От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Выделите суффиксы в причастиях настоящего времени.

Выполнять, колоть, дружить, грохотать, любить, петь, шевелить, вылечить, скакать, строить, встречать, говорить, одевать, замерзать, играть, смеяться, смотреть.

2. Спишите, обозначая условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Старе..щий человек, незнач..щая встреча, у развева..щегося знамени, с люб..щими родителями, дыш..щий глубоко, клее..щий конверт, леч..щий врач, в стел..щихся травах, ненавид..щий обман, по независ..щим от нас обстоятельствам, бор..щийся с врагом.

3. Распространите предложения действительными причастиями настоящего времени. Выделите суффиксы, подчеркните гласную в суффиксах причастий.

1. По берегам реки росли камыши. 2. Над озером летали стаи уток. 3. Листья на деревьях шелестели от ветра. 4. Летняя гроза очень быстро ушла за горизонт. 5. Тихая ночь обволакивала спокойствием и счастьем.

4. Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните причастные обороты, выделите суффиксы действительных причастий настоящего времени.

1. У Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли. 2. Я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо не знающее зла. 3. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью. 4. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. 5. Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное приближающееся ко мне. 6. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. 7. А между тем на сердце была почти физическая тоска доходящая до тошноты.

1. От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы причастий.

Запретить, почувствовать, засеять, выставить, увлечь, сохнуть, пилить, обвинить, встретить, рассмотреть, отметить.

2. Распределите причастия в 2 колонки: 1) действительные причастия настоящего времени; 2) действительные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы причастий.

Пылавший костер, воздействующий на окружающих, доверявший тайну, искрящийся на солнце, поющий громко, продолжавшийся долго, отяжелевший от воды, желтеющими листьями.

3. Спишите, расставляя знаки препинания, в причастиях выделите суффиксы.

1. Все завидовали согласию царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом.2. Слуга поскакавший за ним воротился и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. 3. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков спокойно ворующих у него лес. 4. Он взглянул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку. 5. Он написал довольно дельную бумагу, но впоследствии времени оказавшуюся недостаточной. 6. Судьи надеявшиеся на его благодарность не удостоились получить от него ни единого приветливого слова. 7. Егоровна, добрая старуха некогда ходившая за его сыном теперь сделалась и его нянькою. 8. Сын его сидевший тут же за хозяйственными книгами поднял голову и поражен был его состоянием.

1. Выпишите в один столбик причастия, образованные от глаголов I спряжения, в другой столбик – от глаголов II спряжения.

Возводимый город, невидимый в тумане, прерываемый стуками, поднимаемый веслами, увлекаемый течением, гонимый ветром, освещаемый солнцем, слышимый голос.

2. Замените действительные причастия страдательными. Выделите суффиксы причастий.

1. Море, омывающее берега. 2. Луна, освещающая прибрежные скалы. 3. Преподаватель, рекомендовавший книги. 4. Туман, покрывший долину. 5. Дым, наполнивший помещение. 6. Ветер, разбрасывающий листья.

3. Составьте по 2 предложения со страдательными причастиями настоящего и прошедшего времени, добавив их в причастные обороты.

4. Раскройте скобки, образуя при этом словосочетания, выделите суффиксы причастий.

Слыш..мый (вдали), управля..мая (водитель), в едва вид..мом (лес), к вычита..мому (число), вершины, освеща..мые (солнце), приготовля..мых (школьник), оберега..мый (сырость), охраняя..мого (государство).

5. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте суффиксы причастий, укажите в причастиях род, число и падеж.

1. Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком сделанной по манеру уланскому в синем тулупе подбитом черными смушками, с дьявольски сплетенною плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы верно приметил ее. 2. Но торжеством его искусства была одна картина намалеванная на стене церковной в правом притворе в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда. 3. Испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель. 4. Взглянула на шею, на новую сорочку вышитую шелком и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах. 5. Снег загорелся широким серебряным полем весь обсыпанный хрустальными звездами.

6. Выпишите причастия: 1) с буквами А, Я перед Н, НН; 2) с буквой Е перед Н, НН. Запишите глагол, от которого образовано причастие.

Завяз..нный, увид..нный, освещ..нный, заплет..нный, обещ..нный, ове..нный, углубл..нный, обиж..нный, перевед..нный, взвеш..нный, прочит..нный, брош..нный, спрессов..нный.

7. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий. Объясните написание гласных, записывая рядом с причастием глагол, от которого оно образовано.

Развеш..нное белье; навеш..нная дверь; выкач..ные деньги, выкач..нная машина; замеш..нное тесто; замеш..нный в афере человек; расе..нные по ветру; насто..нный на травах чай; пристро..нное к зданию; выслуш..нные поздравления.

1. Образуйте от данных страдательных причастий краткую форму.

Написанный, услышанный, переведенный, сшитый, вырубленный, растрепанный, измененный, распахнутый, помещенный, решённый, сжатый, привлеченный.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Волосы растрёп..ны, обещ..нный подарок, лекц..я прослуш..на, организов..нная р..бота, кустарник вырубл..н, привез..на изд..лека, встреч..нные гости, пр..веден в готовность, развеш..нные картины, план изм..нен, осв..щенный луной, знач..к пр..колот.

3. Распределите словосочетания в колонки: 1) с краткими прилагательными; 2) с краткими причастиями.

Кусок отрезан, воздух холоден, обвешан коврами, воздух наполнен, листья зелены, эскиз сделан, утро туманно, очередь длинна, канал углублен, рецензия написана, хлеб испечен, требование законно.

4. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте суффиксы. С любыми двумя краткими причастиями составьте предложения, подчеркните грамматические основы.

Вырастить, списать, спеть, получить, исполнять, убрать, призвать, очаровать, осветить, заплести.

5. Придумайте и запишите предложения со следующими причастиями. Подчеркните причастия как члены предложения. Сделайте вывод о том, какими членами предложения являются полные и краткие причастия.

Залитый, залит; написанная, написана; выигранные, выиграны.

6. Образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода от полных. Расставьте ударения.

Занавешенный, сколоченный, потерянный, накормленный, полученный, понятый.

7. Расставьте знаки препинания. Подчеркните причастия как члены предложения.

1. Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. 2. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. 3. Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы исчерченные промоинами а там высоко-высоко золотая бахрома снегов. 4. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне еще сохранявшем последний отблеск зари. 5. Штабс-капитан не отвечал ни слова и указал мне пальцем на высокую гору поднимавшуюся прямо против нас. 6. Это желание свойственно всем путешествующим и записывающим людям.

C:\Documents and Settings\Home Az\Рабочий стол\k6A2v8bjOf8.jpg

1. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы.

Протоптать, пересадить, выстрелить, засеять, найти, построить, завершить, заменить, угадать, стричь, взрыхлить, огородить, квасить.

2. Объясните написание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных, графически обозначьте орфограмму.

Построенные помещения, некошеная трава, кованый сундук, израненный солдат, нежданный гость, яблоко сорвано, крашеный рабочим пол, рубленое мясо, балованный ребенок, вязаная шапка, вязанная бабушкой шапка, сеянные зимой поля, сушеное белье, раненый боец, нарушенная тишина.

3. Распределите словосочетания в 2 колонки: 1) с прилагательными; 2) с причастиями.

Медле(н, нн)ая мелодия, топле(н,нн)ое масло, неслыха(н,нн)ый шум, оловя(н,нн)ый солдатик, застекле(н,нн)ый балкон, соломе(н,нн)ая корзина, засуше(н,нн)ые листья, заточе(н,нн)ый карандаш, груже(н,нн)ые вагоны, купле(н,нн)ый билет, стари(н,нн)ый друг.

4. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.

Безветре..ый день, жаре..ый в масле картофель, пусты..ый берег, купле..ый к празднику торт, выраще..ые овощи, пропита..ы ароматом, кваше..ая капуста, подкова..ая лошадь, обиже..ый друг, лебеди..ая песня, утро тума..о, кипяче..ая вода, карти..ая галерея.

Ребенок, которого избаловали; работник, который получил премию; книга с иллюстрациями; лошадь, которую подковали; телефон, который отремонтировали; спектакль, который сорвали; стол, который лакировали; противник, который замаскировался в лесу; картинки, которые нарисовали.

6.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

1. Она привыкла к расстрое..ому роялю, к пожелтевшим фотографиям на стенах изображавшим неуклюжие броненосцы береговой обороны. 2. Среди зимы начали приходить письма на имя Потапова написа..ые одной и той же рукой. 3. Утром Татьяна Петровна сказала Варе, чтобы она взяла деревя..ую лопату и расчистила дорожку к беседке над обрывом. 4. К беседке вела расчище..ая в снегу дорожка. 5. Я нашел на столе у отца свое распечата..ое письмо. 6. Командир оставил ране..ого коня в деревне, а отряд ушёл дальше. 7. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторва..ые ставни. 8. В чистом небе над осокорями стояла луна убра..ая, как невеста, розовыми венцами.

(К. Г. Паустовский. Рассказы)

C:\Documents and Settings\Home Az\Рабочий стол\dT7kvO_kEkU.jpg

1. Словарный диктант.

Незапланированная встреча; первая неудача; недоделала; ненадежный способ; не написал; не игра, а серьезная работа; невыученное стихотворение; не легкий, а тяжелый труд; нелепые слова; ненастная погода; не хватает внимания; негрубая ошибка.

2. Спишите, раскройте скобки.

(Не) сломленные (не)удачами, (не)написанная рукопись, книги (не)собраны, (не)распаханное до весны поле, (не)любимый учениками урок, (не)сделанная вовремя работа; (не)скошенная трава; (не) прекращающийся весь день дождь, (не)доумевающий взгляд, собрание (не) закончено; план (не) продуман, ничего (не) выражающие глаза, (не) раскатывавшийся, а глухо рокотавший гром, (не)гасимый в воде огонь, (не)исследованная местность, (не)решённая задача.

3. Спишите, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1. ( Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. 2. ( Не) колыхнёт зелёный, как весенний луг, широкий пруд затканный травами точно спит в отлогих берегах своих. 3. Одни жаворонки, вися где-то в небе, (не)видимые для глаз человеческих, рассыпали с высоты свои мелодические трели. 4. Песен уже нет, а есть крик; это (не) песня, а речь: отец и мать беспрестанно окликают, зовут, манят своих глупых детёнышей. 5. Такая перемена совершившаяся в какие-нибудь две недели в продолжение которых я (не) выходил за город, сильно поразила и даже опечалила меня. 6. Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили (не) жалость, а смех в окружающих меня людях. 7. Лёд всё ещё шёл крепкою, (не)разрывною, бесконечною глыбою. 8. Я вышел и увидел новую, тоже (не) виданную мною картину: лёд трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплёскивалась между ними; они набегали одна на другую. 9. Налево виднелась (не)обозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло. 10. Я чувствовал никогда (не) испытанное мною, особого рода волнение. 11. Простые, но горячие слова западали мне глубоко в душу, потрясали какие-то (не)ведомые струны и пробуждали какие-то (не)известные томительные и сладкие чувства. 12. Мать сердилась и грозила, что (не) будет пускать меня, если я (не) образумлюсь и (не) выброшу сейчас из головы уток и куликов.

Читайте также: